Источник

Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать восьмую (Лк.14:16–24)

Какой случай имея, Богочеловек Иисус предлагал ныне чтенную Евангельскую притчу? Просил Его некто из князей Фарисейских, да яст хлеб в доме его (Лк.14:1). Почему вшед в дом, во-первых, исцелил водяною болезнию страждущего, потом всех тамо сущих научил смиренномудрию, объяснил честь и славу, каковую сие доставляет: напоследок, обратившись к князю звавшему Его в дом свой и повелев, чтобы он, творя вечерю, не звал друзей и сродников, ни сосед богатых, но нищих, маломощных, хромых, слепых, говорил ему: «аще сие сотвориши, блажен будеши, яко не имут ти что воздати, воздастжетися в воскресение праведных» (Лк.14:14). И когда некто из тамо сущих, человек неученый, как видно, и непросвещенный, думая, что в царствии Божием едят и пиют, воззвал: «блажен, иже снесть обед в царствии Божии» (Лк.14:15), Богочеловек убо, слыша о сем, чтоб погрешительность исправить и его и других, подобное имеющих мнение о царствии небесном, предложил для того ныне чтенную Евангельскую притчу. Вся притча состоит в инознаменательности и уподоблении, которое другое значит, нежели что слова являют. Но уподобление слышали, когда было читаемо священное Евангелие, послушайте же теперь и сего знаменование, – то есть о конце сей притчи.

Лк.14:16. «Рече Господь притчу сию: человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи.»

Человеком называет Иисус Христос Бога, ради беспредельного Его человеколюбия к человеческому роду; вечерию же – вочеловечение Его. Ибо как вечеря предлагается не утром, но вечером, при конце дня: так и Сын Божий воплотился не в начале сотворения мира, но егда прииде кончина лета. «Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего рождаемаго от Жены, бываема под законом» (Гал.4:4). Велиею же вечерию, поскольку «исповедуемо велия есть благочестия тайна», и высокая и неудобопостигаемая Ангельскими и человеческими умы: велия, поскольку Бог приял зрак раба, быв человеком; велия, поскольку превознес и посадил человеческое естество «одесную престола величествия на небесех» (Евр.8:1). Еще же вечерию назвал Иисус вочеловечение Свое ради таинственной вечери, в которой приобщаемся Телу и пием Кровь Его. Есть же и сия великая вечеря: ибо чрез приобщение сей соединяясь с воплощенным Словом, спрославляемся с Ним и бываем по благодати богами. Таковый убо смысл притчи сей: когда всеблагий и человеколюбивейший Бог и Отец благоволил воплотиться единородному Сыну Своему, звал тогда многих, да веруют сему великому таинству. Почему же сказал: многих, а не всех? «Бог хощет всем спастися, и в разум истины приити» (1Тим.2:4); без веры же во Христа никто не спасется: почему убо не сказал, звал всех, но – многих? Поскольку притча имеет двоякое знаменование – изображения и изображаемого, или письмени и духа: убо сия притча заключает многие слова, служащие только для связи писания и изображения, а не для познания изображаемого и духа. Сказал убо «многих» для связи письменной с смыслом притчи. Ибо если бы сказал: звал всех, никакого бы вероятия достойным не было его слово. Ибо кто когда, изготовив вечерю, созывает всех людей, да обедуют с ним? «Многих» убо сказал в литеральном смысле, в духовном же смысле чрез сие все разумеются. Сказав же о сем: «зва», объясняет то, чрез кого он звал, говоря:

Лк.14:17. «И посла раба своего в год вечери, рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся.»

Было в обыкновении тогда, как видно, чтоб и прежде приуготовления вечери, и изготовив сию, в самое время вечери, паки призывать прежде званных. Были же прежде воплощения званы Иудеи на вечерю веры сего таинства святыми Пророками, предвозвестившими им имеющее быть чрез Иисуса Христа спасение и заповедавшими иметь в Него веру и повиновение. «Пророка», говорил им Богодухновенный Моисей, «от братии твоей якоже мене возставит тебе Господь Бог твой: Того послушайте» (Втор.18:15). И в самое время вечери, то есть тогда, когда благоволил Бог совершить великую благочестия тайну, послал Бог Сына Своего, да призовет их к познанию истины. Рабом же сего назвал так как рабский зрак приимшего, подобием бывшего человека и образом обретшегося якоже человека (Флп.2:7), и волю Богоотца Своего сотворившего и совершившего дело Свое (Ин.4:34). Звал же их посланный Сын Божий и словом, вещая им: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28); также: «отселе узрите небо отверсто» (Ин.1:51); и еще: «грядите, яко уже готова суть вся» (Лк.14:7), то есть, отпущение грехов, дар Святого Духа, усыновление и царствие небесное. Звал их и сильными убеждениями от Божественного Писания, иногда говоря им: «аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:46), иногда же убеждая так: «аще убо Давид Господем его нарицает, како сын ему есть?» (Мф.22:45) Еще же, звал их на вечерю веры в Него чрез преславные чудеса, каковые сотворил пред ними.

Лк.14:18–20. «И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих, и имам нужду изыти и видети е: молютися, имей мя отречена. И другий рече: супруг воловных купих пять, и гряду искусити их: молю тя, имей мя отречена. И другий рече: жену поях, и сего ради не могу приити.»

Какие суть те, которые, будучи званными прежде, вкупе, то есть, единодушно отрицались, и не повиновались званию? Суть сии фарисеи, книжники, законоучители и князи Иудейские. Сих первых звал Господь, так как разумевших Божественное Писание и так как научившихся от Писания о спасительном Его в мир пришествии. Но из них иные не повинулись званию, предпочитая куплю села, то есть, мирские их предложения и суетности. Ибо село означает мир, по толкованию Спасителя Христа, сказавшего: «село же есть мир» (Мф.13:38). Почему они, так как рабы мирской суетности и тщеты, отрицались и говорили: «мы Моисеовы есмы ученицы. Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть» (Ин.9:28–29). Иные же отрицались, извиняясь покупкою пяти супруг волов, которая означает привязанность к удовольствиям пяти чувств, составляющих пятерицу супруг. Ибо два имеем глаза, два уха, две ноздри, два орудия вкуса, язык, то есть, и небо; два осязания во всякой части, внешнее и внутреннее, то есть, бываемое на поверхности тела нашего, и внутрь проницающее даже до сердца и души нашей. Почему сии, будучи привязанными к чувственным удовольствиям, и не могши вместить духовное и небесное звавшего их Спасителя учение, говорили: «жестоко есть сие, кто может Его послушати?» (Ин.6:60) Другие же не только отрицались, но и за невозможное ради поятия жены почитали прийти. Показал же Спаситель сим, «не могу приити», силу и неудобопреодолимость уз плотских пожеланий и беззаконий. Но все сии три отрицавшиеся означают всех сребролюбивых, сластолюбивых, и плотолюбивых людей, которые, будучи званными Евангельским гласом на покаяние, и ко причащению Божественных таин, и к наслаждению небесного царствия, отрицаются иные ради заботы о стяжаниях своих, иные ради порабощения плотским своим беззакониям. Но послушаем и следующих приточных слов:

Лк.14:21. «И пришед раб той, поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия, и стогны града, и нищия, и бедныя, и слепыя, и хромыя введи семо.»

Чрез раба разумеется, как сказали, зрак раба приимший Иисус Христос. Каким же убо образом Он приходит и объявляет Господину Своему, то есть, Богу Отцу Своему, ведущему вся, ведущему самые намерения не хотящих в Него веровать? Притча многажды, как выше сказали, заключает некоторые слова, нужные только для связи приточной, а не для изъявления, оною знаменуемого. Почему, чтобы находилась связь в притче, и да изъявит гнев Божий на отрицающихся, представил раба, приходящего и объявляющего господину своему о делах отрицавшихся. Виждь же, куда посылается Богочеловек. На распутия посылается и стогны, где нет ни правителей, ни князей, ни вельмож, ни богатых, но где находится простой народ. Какие же были им по Отцовскому заповеданию призванные и Ему поверившие? Нищие Иудеи, маломощные, то есть, не привязанные к мирским вещам и бессильные; слепые, то есть, неученые и безкнижные; хромые, то есть, недовольные к исполнению плотских развлекательностей. Сие же самое другими словами показал Богоглаголивый Апостол, говоря: «худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит» (1Кор.1:28).

Лк.14:22. «И рече раб: Господи, бысть якоже повеле, и еще место есть.»

Когда о сем сказал Богочеловек Богу Отцу Своему? Когда наступало время страдания Его, тогда, «возвед очи Свои на небо», и кроме другого сказал и сие: «дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю» (Ин.17:1, 4). Являют же слова крайнее смирение человеческого Его существа пред вышеестественным существом Божества; также и то, что никто ни из Иудеев, ни из язычников, не уверовал в Иисуса Христа, разве по благоволению Бога Отца Его, по реченному: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин.6:44). Сим же: «и еще место есть», показал богатство небесного царствия, показал же и то, что не только ради верующих из Иудеев, но и ради верующих из язычников от сложения мира уготовал Божественное Свое царствие, и что место есть, хотя избранные от Иудей и наследовали царствие, еще уготовленное и для имеющих веровать из язычников.

Лк.14:23. «И рече господин к рабу: изыди на пути, и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой.»

«Изыди на пути и халуги»: сие означает то, что Бог благоволил, да Евангельская проповедь Иисуса Христа изыдет от Иерусалима и от рода Иудейского и прейдет к самым неверием покровенным и идолопоклонникам, сущим на пути злочестия, то есть во мраке неверия, и на халуге, то есть во грехе. Халугою же назвал сей, поскольку грех отлучает человека от Бога, так, как холм – места от других мест. Какой же смысл заключает сие: «и убеди внити»? Или значит понудить насильно и мучительски убедить, так как некоторые из староверов, глупо и безумно сие принимая, тысячи людей убивали и умерщвляли? Да не будет! Слово, а не бич, убеждает разум; разум же возрождает желание, желание же склоняется и приемлет догматы веры. «Аще кто хощет», сказал Господь, «по Мне ити». Поскольку же язычники и истинного Бога не знали, и закона Божественного не имели, ни словес Пророческих, ни Божественного Писания, руководящего к вере во Христа, так как народ Иудейский, и были подвержены всякому роду беззаконий, раболепствуя страстям и поклоняясь богам-пьяницам, любодеям, неправедникам и хищникам: убо для обращения таковых особенные нужны были средства, могущие убедить и просветить их в познании истины. Значит, следовательно, сие: убеди, склони их мысль сильными убеждениями, каковые были Апостола Павла для Ареопагитов; просвети душу светом святой жизни, каковой пример видеть можно на светлом жительстве Богопроведников Апостолов; плени сердце их творением чудес, каковые были сотворены учениками Христовыми пред язычниками. Сие же, «да наполнится дом мой», являет безмерное человеколюбие и для всех людей милость Бога, Который хощет, да все верующие таинству благочестия наследят Божественное Его царствие. Таким же образом обнаружив Бог волю Свою, являет немедленно и праведный Свой суд для званных и не восхотевших веровать в Него.

Лк.14:24. «Глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных.»

Таковое решение произнес Господь наипаче для тех Иудеев, которые званы были святыми Пророками, которых звал и Сам Богочеловек в веру в Него: но пoелику не поверили Ему, недостойными остались Церкви Его, и Божественных таин, и Божественного Его царствия. Ни един, говорит, из званных мужей, и неповинувшихся званию, не удостоится небесных Моих дарований. Относится однако решение сие и ко всем тем человекам, которые призываются к вере во Христа, но не принимают сию; или которые прияв, нарушают отвержением, или злыми делами, противными вере. Почему сказал: «мнози звани», то есть, многие были от Бога призываемы, но «малые», по доброму расположению и по преуспеянию в добрых делах, остаются избранными и вечного блаженства достойными.

Беседа о извинениях во грехе

Научает нынешнее Евангелие учению, нужному для спасения каждого человека. Нет ни единого человека в мире, который бы не извинялся во грехах своих. Один вымышляет одну причину, другой другую, и таким образом каждый извиняясь, бесчувственно пребывает во глубине беззакония своего и нерадит о душевном своем спасении. Нынешнее Евангелие восхищает от уст каждого извинение, изъявляя Бога прогневавшимся на извинявшихся и ясно показуя то, что извинения тех же, которые предлагают сии, осуждают. «Глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери».

Мы все, христиане, есмы званные от Бога для вкушения небесной вечери, то есть, для причастия и общения царствия Господа нашего Иисуса Христа. Свидетельствует о сем Божественный Апостол, говоря: «верен Бог, Имже звани бысте во общение Сына Его Иисуса Христа Господа нашего» (1Кор.1:9). Ежедневно призывает нас Бог на покаяние, иногда устами Пророческими, вещая: «обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил»; иногда благовествованиями Апостольскими, проповедуя: «отложим убо дела темная и облечемся во оружие света» (Рим.13:12); иногда же гласом Евангельским взывая: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии», купно и обещая приходящим к Нему вечное упокоение: «и Аз упокою вы» (Мф.11:28).

Что же мы ответствуем, слыша Божественный глас? Мы часто или, как глухие, нимало сего не слышим, или, как глупые, нимало о сем не рассуждаем. Когда же слово Божие коснется сердца нашего и возбудит совесть, мы, представляя извинения, успокаиваем возмущение оной. Доколе, внушает совесть сребролюбцу и любостяжателю, таковые труды и попечения посвящать будешь полям, строениям, временным стяжаниям? Доколе, прилепляясь к земному и тленному, будешь нерадеть о спасении бессмертной души твоей? Заутра умрешь, а имение твое, о котором столько печешься, другой наследит, или похитит, и тебе никакой пользы из того не будет. Восстани, прожени обстоящий тебя грех, успокойся от забот твоих, притецы к зовущему тебя Иисусу Христу и шествуй путем добродетели. Что же на сии обличения и советы совести ответствует любостяжатель и сребролюбец? Купих, говорит, село: оно требует призрения моего. Насаждаю виноград: его нужно присмотреть мне. Созидаю дом: строение отвлекает меня. Сия вещь нужна для украшения дома моего, сия для потребности моей; одна для одеяния моего, другая для выполнения нужды моей; все же сие пленяет мысль мою, почему теперь не могу возвести сию к Богу. Ах, безумне! так ли ты ответствуешь Богу, чрез совесть твою советующему тебе, обличающему и зовущему тебя в вечное блаженство? Или ты чаешь, что таковые отговорки твои оправдают тебя пред зовущим тебя Богом? Обманываешься. Решение отрицающимся известно: «глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери» (Лк.14:24).

Призывает нас единородный Сын Божий для восприятия поста, показуя купно и нелицемерный образ пощения. «Ты же», говорит, «постяся, помажи главу твою, и лице твое умый» (Мф.6:17). Зовет Он нас на молитву, научая и самым словам молитвенным: «сице убо молитеся вы: Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6:9). Но чревоугодник и невоздержный так ответствуют: я не могу поститься, ибо есмь нездоров. Если один день не буду вкушать пищи, расслабею и сделаюсь недеятельным и бесполезным. Постная пища вредит здравию моему. Мне лекарь дал диету. Так извиняется, потом набирает великолепные столы, различными кушаньями и напитками исполненные; пресыщает желудок паче меры и напивается до пьянства с друзьями своими. Вот, как он повинуется Божию званию, и почитает дни постные! Подобным образом нечестивый и празднолюбец: столько часов, ответствует, быть в церкви я не могу: дремлю, задумываюсь, немоществую и ослабеваю. Так извиняется, но сам потом заходит в театры, проводит ночи в плясках, гуляет денно и нощно. Ах, несмысленные! так ли вы ответствуете Вседержителю, призывающему вас к наслаждению вечного Его царствия? И еще пребываете спокойными, думая, что таковые извинения оправдают вас пред Ним? Не грешите, решение уже последовало: «глаголю бо вам, яко ни един тех мужей званных вкусит Моея вечери» (Лк.14:24).

Нежное одеяние, мягкие постели, нечестные зрелища, гнусные слухи, веселые гульбища, многоприправные кушанья, душистые напитки, чувственные удовольствия, соблазнительные сообращения, – сия, говорю, плотская алчность возрождает пламенные похотения, которые погружают нас в тинный ров гнусных беззаконий. Бог, желая освободить нас, призывает к Себе Апостольским гласом, вопия: «облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти» (Рим.13:14). Но что на сие ответствуют плотолюбцы? Мы, говорят, не можем. Мы так привыкли жить. Ах, глупые и несмысленные! Так ли ответствуете Владыке твари, зовущему вас к наслаждению вечного царствия? Или вы думаете, что таковые извинения могут вас оправдать пред Ним? Тщетно ласкаетесь! «Глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери» (Лк.14:24).

«Да будут чресла ваша», внушает Бог, «препоясана» (Лк.12:35). Мы же, презирая сию заповедь, разрешая плотское обуздание, всякое творим плотское невоздержание. Многомилостивый Бог, умилосердясь, призывает нас на покаяние чрез слова Пророческие, гласом Апостольским, Евангельским наставлением, внутренним совести обличением. Почто, обличает часто совесть, оскверняешь чужое ложе? Почто обращаешься с бесстудною женою? Почто мараешь душу твою всякою плотскою нечистотою? Восстани из глубины нечестия твоего, да не постигнув смерть обрящет тебя валяющегося в нечистоте греха твоего. Что же на сие ответствует любострастный? Сие, говорит, есть дело невозможное, поскольку я сангвинического сложения и есмь весьма склонен к плотским страстям, поскольку порабощен есмь любовию и от юности приобык к сему греху. Хощу и намереваюсь, но похоть понуждает меня и побеждает меня привычка. Несчастливейший грешниче! так ли ты ответствуешь Богу твоему, Благодетелю и Создателю твоему, призывающему тебя на покаяние и обещающему тебе царствие, емуже не будет конца? Да еще и спокойным пребываешь, не скорбишь и не печалишься, чая, что Бог приимет таковые извинения твои? Погрешаешь! «Глаголю бо вам, яко ни един тех мужей званных вкусит Моея вечери» (Лк.14:24).

Все мы, говорю, христиане есмы, Богом званные ко спасению. Всех нас равно Сам Иисус Христос, стоя невидимо посреди нас, призывает ныне Своим гласом так, как тогда призывал сущих во Иерусалиме: «грядите, яко уже готова суть вся» (Лк.14:17). Слышите ли, братие, глас человеколюбный, глас отеческий, глас благотворительный? «Готова суть вся»: отпущение грехов, вечеря таинственная, святая одежда. «Грядите, яко уже готова суть вся»: небесное блаженство, вечное царствие, те благие, «яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9). Вот какие суть блага, уготованные Богом для любящих Его! «Грядите», вопиет. Что же на сие общее и удоборазумеваемое ответствуем звание? Ей, Господи! хощем, и желаем приити к Тебе, человеколюбному Отцу и Богу нашему, да удостоимся небесных Твоих дарований: но плотская немощь, мирская суета, искушения бесовские препятствуют нам в сем святом желании. Тако мы ответствуем. Но да уверитесь, что таковые препятствия не суть неизбежные, но пустые извинения, не предлагаю на среду бесчисленное множество святых мужей и жен, мужественно против сего постоявших; не упоминаю о свободности человеческой, прохожу молчанием содействие благодати Божией, которая, если только восхощем мы, разрешает всякое неудобство: довольно предложить для сего следующее примерное доказательство.

Если бы какой земной царь призвал тебя в царские свои чертоги, обещая тебе богатство, честь, царские достоинства, причастие своего царствия: презрел ли бы ты тогда таковое звание, извиняясь слабостию, либо препятствиями, либо искушениями, либо другою какою виною? Никак! Не стал бы извиняться тогда слабостию твоею; все бы попрал неудобства; явился бы выше всякого искушения и ниже разверз бы уста твои для отговорки пред ним. В том следовательно, что творим с радостию и великим удовольствием ради временного наслаждения, в том самом извиняемся, что не можем того творить для единого царствия и вечной славы. Видите убо, коль неприличные и неправильные суть извинения наши, приносимые пред Богом.

Как? предпочитаешь село твое, или дом твой, или богатство и чести твои, что заутра, умирая, должен и по нехотению оставить, самим вечным благам Божиим? Как? Похоть твою плотскую паче самой заповеди Божией обожаешь? Для красоты ли такого лица, которое заутра увянет и сделается пищею червей и зловонием, нерадишь о приятнейших и пленительнейших райских красотах? Как? Лучше повинуешься бесовским хотениям, а не повелениям Божеским? Работаешь лучше диаволу, нежели Богу? Как? Паче Самого Творца и Бога моего уважаю я мою прихоть, мой гнев, мою страсть, мое памятозлобие, зависть мою, суетность мира, совет диавольский?

Ниже ласкайтесь сим, возлюбленные христиане, будто бы Бог не принимает глупые токмо извинения, правильные же приемлет. Ибо ниже правильные извинения имеют пред Ним место. Какое может быть извинение пристойнее или правильнее паче извинения в рассуждении почтения и попечения долженствуемого родителям своим? Сам Бог повелел родителей почитать, пещись о них и им повиноваться: «чти», заповедал, «отца твоего»; и обещал хранящим сию заповедь всякое счастие и долготу дней: «да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исх.20:12). Но однако Сам же Господь к извинявшемуся и просящемуся, да погребет отца своего, и потом пойдет в след Его, «гряди по Мне», сказал, «и остави мертвых погребсти своя мертвецы» (Мф.8:22). Сам же Господь сказал: «иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф.10:37). Каким же образом сия согласуют? Почему ниже законное и правильное извинение не имеют места пред лицем правосуднейшего Бога? Ибо Бог имеет все права, по которым обязаны мы Ему и любовию и честию, и повиновением и страхом, и предпочтением паче друзей, сродников, родителей и всех тварей, дел и предприятий, и паче самой нашей жизни.

Бог есть Творец всякой видимой и невидимой твари: се первое Божие право! Бог есть Господь и Владыка всех невидимых и видимых творений: се второе право! Бог есть Создатель и Творец человека: се право третье! Он есть податель жизни: се четвертое! Он податель всех земных благих: се пятое! Бог есть Существо пресовершеннейшее, человеколюбивое, всеблагое, премудрое, праведнейшее, многоблагоутробное, милостивейшее, Само по Себе любви достойное, всесвятое, все несовершенство исключающее: се шестое! Бог уготовил любящим Его царствие нескончаемое и славу вечную: се седьмое! Бог ради нас, человеков, и ради нашего спасения послал Сына Своего в мир, Который, восприяв человечество, подъял крест и смерть: се право, паче всех прав высочайшее! Люди, или будучи непросвещенными и худыми, к невозможному обязывают, или, будучи неправедными, к неправедному; или, будучи немилосердыми, к жестокому и несносному. Бог, будучи премудрый и всеблагий, ничего невозможного не заповедует, обязывает к возможному, праведному, сносному. Люди, или по злости, призывают людей на дела беззаконные, или по зависти, на вредные, или по развращенности, на душегубительные; Бог, будучи пресовершенный и преблагий, когда призывает, зовет токмо на дела добрые, полезные, спасительные. Убо какое может иметь извинение место, когда Он повелевает, а мы не повинуемся? Какую извинение имеет причину, если Он зовет, а мы бегаем Божественного Его гласа? Извинение пред людьми хотя имеет место, поскольку человеческие права, в рассуждении человека, суть малостоящие и неважные: но пред Богом никакой не имеет причины, поскольку права Божеские касательно человека суть премногие и бесчисленные.

Братие моя! престаньте погрешать. Извинения в невыполнении заповедей Божеских не суть праведные, но нечестивые. Ведал о сем довольно царь и Пророк Давид, который молясь, просил Бога так: «не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (Пс.140:4). Каким образом воля Божия исполняется на небеси без прекословия, без роптания, без сомнения, без всякого извинения: тако подобает быти и на земли. «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли»! (Мф.6:10) Всякое извинение есть лукавство и бесовский вымысл, посредством коего усыпляет треокаянного грешника, да умрет в беззакониях своих. Бегай убо, христианине, извинений, да избежишь адского осуждения. А чтобы в сем удобнее успеть, возвышай чаще руце твои и очеса на небо, и со страхом, яко Давид, не преставай проливать сию молитву пред Богом: «не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех»!


Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 2. / Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г. Сочинено на Еллино-Греческом языке Преосвященным Никифором, бывшим Архиепископом Астраханским и Ставропольским.

Комментарии для сайта Cackle