перевод Александра Логинова

Источник

Поучительное и интересное со всего света

Кириллица и опять кириллица. Ни один алфавит в мире не может сравниться с нашей кириллицей. Верховная государственная власть в Узбекистане решила, что опять нужно вернуть в употребление кириллицу вместо латиницы. Латиница была введена в употребление в 1924 году, но показала себя менее практичной, чем кириллица. Вот бы и Кемал ввел кириллицу в Турции, раз уж отказался от арабского алфавита. Ибо турецкие слова можно легче и короче писать кириллицей, нежели латиницей.

Кто их научил? Пингвины – это птицы, которые в чем-то похожи на наших уток. Пингвины живут в Южном полушарии и питаются морской рыбой. В определенное время года у них опадают перья, и они становятся легче. А чтобы, все-таки, могли нырять, они в это время глотают по несколько маленьких камешков. Если погода тихая, они глотают меньше этих камешков; а если шторм – тогда глотают больше камешков. Кто их научил это делать?

Жития святых. Кто-то справедливо сказал: «Для укрепления воли и формирования благородных черт характера нет лучшего чтения, чем Жития святых».

На том свете. Английский ученый Хукер, когда был на смертном одре, сказал: «Радуюсь, что иду в мир порядка».

Золотое правило. Св. Митрофан Воронежский написал следующее золотое правило:

«Предайся труду, сохраняй умеренность – и будешь богат.

Воздерживайся в питье, мало ешь – и будешь здоров.

Делай добро, беги от зла – и будешь спасен».

Негошево завещание. Владыка Радэ Негош оставил свои сбережения, 500000 золотых форинтов, в петроградском и венском банках. В своем завещании он написал, что все это он завещает черногорскому народу, с тем условием, чтобы в голодные годы за эти деньги покупали еду для народа.

Министр без портфеля. Когда Балдуин был премьер-министром в Англии, он пригласил лорда Перси на должность министра без портфеля. Лорд Перси несколько месяцев был в этом звании, а затем подал в отставку, по той причине, говорит, что ему стыдно жить за счет народа, а ничего не делать.

Сектанты. Кто-то хорошо сказал: «Лишите верские секты их ненависти к Православию, и у них ничего не останется».

Полководец на молитве. В 1812 году Наполеон занял Москву, но не смог удержаться в ней. 11 октября того же года прибыл нарочный к главнокомандующему и доложил князю Кутузову, что Наполеон отступает со всеми своими войсками. Кутузов заплакал и повернулся к иконе Спасителя, которая находилась в углу комнаты, и произнес эту молитву: «Господи, Создатель мой! Ты услышал молитву нашу. Спасена Россия. Благодарим Тебя, Господи».

Воевода Стэпа. Этот великий сербский патриот так берег государственное имущество, что доходило почти до скряжничества. Он говорил: «Легко беречь свое; но человек познается по тому, как он бережет чужое».

Жемчужные зарисовки

Только люди, которые не привыкли думать, никогда не почувствовали и не увидели «Перст Божий». А увидеть это можно только помня события и связывая их между собой. В 1933 году в Америке сожгли огромное количество пшеницы, чтобы удержать высокую цену на нее. Пшеницу и кукурузу жгли в паровозных топках. А уже в следующем, 1934 году, солнце выжгло необозримые посевы, и наступил голод. В том же 1933 году, в Южной Америке торговцы выбросили в море огромное количество кофе, чтобы удержать цену на кофе. Поэтому Милостивый Бог в следующем году показал, что это Его кофе, а не торговцев, и попустил наводнения на огромных пространствах с плантациями кофе.

Законы даже языческого государства не допустили бы такого безумия. В «Отче наш» сначала говорим о Боге и о Его святыне, затем вспоминаем о хлебе, который дает нам земля, и, наконец, говорим о самих себе, как об источнике лукавства, искушения и греха. Чтобы мы жили, основное условие – это хлебушек. Разум в душе и сладость хлеба свидетельствуют, что человек появился не от обезьяны, так как обезьяна, сколько бы она ни менялась, не может создать разум, и не может создать сладость хлеба. Такое безумие было невозможно за время абсолютных монархий. А стало возможно во время, когда хлебушек превращается в деньги, даже если для этого нужно сжечь его.

Французский король Филипп л’ Бел, чтобы защитить народ в голодные годы, засыпал пшеницу в своем государстве в большие пещеры. Некоторые из тех пещер не открывали целых двести лет. А современная Америка в 1933 году сжигает пшеницу, чтобы в 1934 году голодала от засухи.

Осуждение ближнего равно хуле на Бога. Со временем оно заканчивается настоящей хулой на Бога. Эту хулу Бог допустит, чтобы предостеречь хулителя. Господь принял на себя грехи каждого, а также и осуждение ближнего. Он переносит их на Свою святыню, чтобы человек опомнился перед Богом, если не когда оскорбляет ближнего, то хотя бы когда оскорбляет Самого Бога. Из-за этого и великие подвижники падали и пропадали. Недооценивали первое блаженство, то есть нищету духа, а это значит смиренномудрие, а вот это последнее значит беспокоиться не только о своем «бревне», но и о своем спасении. «Господи, помянул имя Твое и спасся».

***

Подписание мира с Германией совершилось в одном вагоне на французском фронте. Когда немцы подписали Протокол, первым из вагона вышел маршал Фош. Он представлял всех союзников и союзнические правительства. В его руки Бог вложил бич и узды окончательной победы. Когда к нему подошли министры, чтобы его поздравить, он произнес вот эти великие слова: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!» (Пс 113,9).

Кем был маршал Фош? До начала Великой войны11 он был неизвестен и служил в неком неизвестном гарнизоне. Однажды он получил весьма странный официальный циркуляр: его спрашивали, известно ли ему, что некоторые из офицеров ходят в церковь и водят «поповскую политику». Так пишут те, кто знает о политике, но не знает о церкви. На это благородный командир ответил коротко и по-христиански: «Если спрашиваете про ослов в моем гарнизоне, то я во главе всех ослов!»

***

Та историческая дата, когда сербы пришли на Балканы, неточна. Не случилось это в один день, или в один год. Когда человек переселяется, он сначала хорошо изучит место, куда собирается переселиться. Также и с народами. Сербы начали сюда прибывать в IV веке, это видно по святым сербского происхождения из этого времени и в этих краях. Славяне оттеснили ослабевшую Византию и приняли Христианство.

Было невозможным оставаться язычниками на христианской земле. Это как бы правило всех завоевателей: они принимали обычаи и веру побежденных. Это случилось с римлянами в Греции, с лангобардами в Италии, с древним израилем в Ханаане, с франками в Галлии и так далее.

Сегодня самые великие страдания происходят в России, а государство над государствами – это сейчас Япония. В Японии сегодня самая крепкая монархия в мире. Обычаи и характер на самом высоком уровне. Можно сказать, что всем христианам, глядя на них, должно быть стыдно за себя.

Запад показал, что он больше не имеет ни сердца, ни вкуса к высокой исторической морали. Если бы Запад, за этих 20 лет, хотя бы раз выступил с угрозами в адрес Москвы и послал какой-нибудь корабль в Белое или Черное море, не было бы гонений на христиан, и церкви бы не разрушали в самой большой христианской стране. Безбожники хуже, чем язычники, а мстительные евреи – чем любые звери.

Все революции после войны устраняли хорошие правительства, чтобы установить жестокое правление. Только в Японии случился переворот, чтобы устранить мягкотелость средненьких, и к власти пришли люди, готовые поднять меч на большевизм...

...Японские студенты поразили все народы и все университеты на Западе: не ходят ни в театры, ни в рестораны, никогда не смеются. Более упорны в своей работе, чем какой-либо другой народ. Когда что- либо изучают, «страх» охватывает человека, когда он видит, как серьезно они к этому подходят. Романы и газеты абсолютно презирают. Живут целомудренно, как настоящие дети Божьи. Простые люди на Западе говорят: «Забрали нашу науку, а затем вернутся, чтобы нас завоевать!» В Священном Писании же написано, что Страшный суд не придет, пока Церковь Христова не прославится самой большой славой. И действительно, в самых больших народах Церковь еще не прославилась...

...Европа может потерять первенство в истории, которое она получила еще от Римской империи. Ибо мы видим, что все империи, которые исчезли, исчезли из-за своего безумия, богатства, сласти и греха. Бог не терпит, чтобы топтали Его виноград или презирали Его облик на земле...

Жичская евангельская деятельность означает всецелое обновление народной жизни в духе Святосаввского Православия Сербского – обновление духа и нравственности нашего народа. Ибо без Святосаввского духа и нравственности наш народ зашел в сумрак, за которым находится долгая, темная и страшная ночь. И если народ наш не вернется к Святосаввскому свету, он не сможет остаться в сумраке, но должен будет войти в темную ночь, в которой адская тьма разрушит все, и следа не останется от величия и славы сербов.

Чтобы народ вернулся к Святосаввскому Православию сербскому, а это, опять – таки, значит – вернулся к самому себе и блеснул евангельским – Святосаввским – сиянием, а через это, чтобы уберег себя от падения в темные и страшные бездны мучения и страдания – и начата два года назад Жичская евангельская деятельность.

Возможно, спрашиваешь, что должен и ты сделать, со своей стороны, чтобы показать себя тружеником на этой великой и очень важной работе?

Вот что:

Первое, полностью исполни слова Евангелия: «Сторонись зла и делай добро». А затем:

Если ты дурно думал, перестань, и начни только хорошо думать.

Если ты хулил и ругался, прекрати, и употреби дар слова для прославления Бога Всевышнего и народов его святых.

Если ты соблазнял и губил молодежь скверными и богохульными словами и разговорами, начни советовать и добрыми словами помогай ее возрастанию в порядочности, доброте и набожности.

Если ты лгал, прекрати, и говори только истину.

Если ты ложно клялся, покайся, и помоги тому, кто пострадал из-за твоего клятвопреступления.

Если ты обсчитывал и обмерял, прекрати, но помогай трудолюбивым и нуждающимся работникам, и возмести то, что недоплачено.

Если ты воровал и отнимал, каким угодно способом, быстро отбрось этот грех, а украденное верни.

Если ты судился и судил, отступись, помирись с братом своим, чтобы не потерять брата и не погубить душу свою.

Если ты прожорлив и пьяница, воздержись от этого страшного греха и с радостью прими умеренность и трезвенность, чтобы так мог уберечься от всех остальных грехов.

Если ты блудник, прелюбодей и разрушитель брака, откажись от этой гадости и береги чистоту тела и святыню брака.

Утихомирь и свяжи все страсти и бури греховные в душе своей, а затем – возноси молитвы Богу Великому утром и вечером, когда ложишься и когда встаешь, когда уходишь и когда возвращаешься, когда садишься за трапезу и когда встаешь, когда приступаешь к работе и когда заканчиваешь ее, и когда работаешь, и когда отдыхаешь: чтобы через непрестанную молитву прилеплялся ко Господу Вседержителю и Благому Родителю, чтобы таким образом всегда был под надежной защитой всесильной десницы Отца Небесного.

Шесть дней работай, и закончи все дела свои, а на седьмой день иди в храм святой на общую молитву с братьями и детьми своими.

Празднуй праздники и прославляй Бога и святых Его.

Соблюдай посты, исповедайся и причащайся.

Исполняй заповедь евангельскую о любви и милосердии:

Накорми голодного, напои жаждущего, одень нагого, обуй босого, посети больного, навести заключенного в темнице, утешь несчастного, прости брата, который тебя обидел. Все это исполни, чтобы в страшный момент Суда Божьего и ты услышал благие слова Господа Иисуса, когда Он как Судия скажет: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Сторонись зла и делай добро!

Как можно чаще посещай наши великие святыни: Жичу, Студеницу, Високе Дэчане, Грачаницу, Печку Патриаршию, Свети Наум, овчарско-кабларские святыни и фрушкогорские монастыри, и все остальные святыни, которые и близко, и далеко от тебя. Если можешь, посети «белый Хиландар посреди Афона». А еще, если бы ты мог совершить паломничество в Святую Землю!

Давай пожертвования на святыни, которые посещаешь. Когда к тебе придут с просьбой пожертвовать на восстановление или возведение святыни, не отказывай им, а дай по своим возможностям, но от сердца, и Бог не останется у тебя в долгу, за то, что помогаешь возведению и украшению Дома Его.

Чтобы у тебя получалось сторониться зла и делать добро, ты должен упражняться в этом, у тебя должны быть и орудия для этих упражнений. В этих упражнениях тебе помогут брошюры и книги, которые издает совет Жичской евангельской деятельности.

Приобрел ли ты уже эти брошюры и книги: «Святая Жича», «Бог ожидает», «Жичский сад», «Благословение и проклятие», «Жичский венок» и другие?

Если еще нет, обратись к своему священнику.

Пожертвовал ли ты на постройку типографии в Жиче, которая поможет Свято- саввскому народу возродить свою жизнь?

Сторонись зла и делай добро!

Повернула Его невидимая сила

Рассказывал нам один, пользующийся большим авторитетом, сербский офицер В. М., который сейчас уже в звании генерала, об одном случае, произошедшем во время войны с болгарами12. «Выбрался я из окопа, – говорит он, – и отправился на обед. Шел я по тропинке, на которой нигде не было ни одной живой души. Когда я уже достаточно далеко удалился, меня вдруг кто-то сильно схватил за плечи, повернул и толкнул в направлении нашего окопа. Я был страшно удивлен и растерян. Вертелся во все стороны, не увижу ли кого-либо, но нигде никого не было. Но не прошло и двух-трех минут, как неприятельский снаряд упал в нескольких метрах от того места, откуда я был возвращен. Упал с грохотом и разорвался на мелкие осколки. Если бы я не вернулся, я бы точно погиб. И до сегодняшнего дня не могу перестать удивляться, какая это невидимая сила схватила меня, повернула назад и спасла мне жизнь. Но с того времени я постоянно и каждому говорю: Бог есть!»

Когда пророк Аввакум понес еду своим жнецам, явился ему Ангел Божий и сказал, чтобы эту еду он отнес в Вавилон (40 дней пути) пророку Даниилу, который был во рву львином.

Тогда Ангел Господень поднял Аввакума за волосы головы его и поставил в Вавилоне надо рвом (Дан. 14:33–36).

Удивительное видение одного пастора

С евангелистским пастором Мелхиором Херцем из немецкого города К. недавно случилось, как об этом рассказано в газетной статье, одна совсем удивительная история. Возвращаясь со своего прихода домой, он вдруг в дверях своего дома увидел самого себя, как он выходит из дома и на руках несет тяжело больную, свою четырехлетнюю дочь. Это видение было и исчезло. Удивленный и испуганный пастор бросился в дом, чтобы увидеть своего ребенка. Подошел к ее постели и видит, что девочка мирно спит, и что она здорова. Но все-таки охвачен каким-то беспокойством и плохим предчувствием, он быстро взял ребенка из кровати и на руках вынес его во двор. И вот чудо, как только Херц вышел из дома, потолок в комнате, где только что спал его ребенок, обрушился со страшным треском.

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, ... чтобы не погибнуть тебе за беззакония города... А когда солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор, тогда и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии (Быт. 19:15–25).

Рассказ о Сибинянине Янке

Когда султан Баязид заключил мир с Джюрджем Смедеревцем и Сибинянином Янкой, отправился он на поклонение святым местам. И тогда Сибинянин Янкопредложил Джюрджю, чтобы они вместе напали на Турцию. Джюрдже отказался в этом участвовать, а Янко со своим войском пошел на Косово. Баязид узнал об этом вероломстве, и как молния вернулся с места поклонения, и с войском пришел на Косово.

Затем он взял икону Христа, поднял ее над собой перед целым турецким войском и воскликнул:

Если ты Бог, покарай клятвопреступника!

Янко был разбит и спасся бегством с одним своим другом. Убегая, Янко остановился на ночь в селе Властелица, это было накануне праздника св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (1 ноября). Хозяин дома, в котором остановился Янко, славил св. Враче (Коему и Дамиана). За ужином хозяин поднял тост и говорит:

– Пусть Бог даст здоровье и силы Сибинянину Янко, который сейчас сражается на Косове за Крест Честной и свободу драгоценную!

Хозяин не знал Янко в лицо. А Янко, услышав этот заздравный тост, заплакал.

В то время во Властелице был князь Буковой. Мало-помалу стало известно, что в этом селе находился Сибинянин Янко. Это дошло да ушей Джюрджя Смедеревца, который приказал князю Буковою, чтобы тот без промедления схватил Янка и доставил его в Смедерево. Князь Буковой это и сделал. Джордже укорял Янка за вред, который его войско нанесло сербской земле, и за необдуманное начало войны, а затем отпустил его.

Эта история и до сегодняшнего дня пересказывается в селе Властелица.

Существует ли душа

После Европейской войны люди начали делать много зла и придумали злое учение. Злое делают друг другу, вместо того, чтобы иметь любовь к ближнему. А злое учение придумали против Божьего закона. Им недостаточно, что они уродуют землю своими отвратительными делами, но они хотят уродовать и небо своими мерзкими делами. Ибо они, в своей душе, извращенно считают, что, если они потеряли честь и счастье, идя по грязи бесчестности, тогда и все остальное должно быть уродливо и пусто, также, как и их души. Они не стыдятся исповедовать свое учение в виде бесстыдства и хулы, чтобы было еще больше сумасшедших, которые не думают о том, что говорят, и не знают, зачем живут.

Пока они так хотят очернить и мир, и Божество, они берут все большее и большее бремя на свою жалкую душу. Ибо когда человек умирает, мир для него исчезает, и ему остаются только дела его. И хотя человек умрет, дела его помнятся, и живые знают умерших по делам их, а Всемогущему Богу как не знать всех людей по всем делам их, а всех нелюдей по всем преступлениям.

Пока человек живет на земле, Бог может избавить его от всех зол, если человек говорит и творит по воле Божьей. Что вы, бездушные, говорите «нет Бога»? Лжете и сами о себе ложно свидетельствуете. Ибо, если Его нет, откуда вы знаете, что Богу угодно, а что не угодно? Беззаконие дел ваших и мерзость речей ваших не угодны Ему, поэтому вы и говорите, что «нет Бога», чтобы освободиться от вечной правды, которая везде на вас давит и больше всего вас мучает, когда упоминается имя Божье. И добро невидимо, и зло невидимо, которое люди замышляют в уме своем. А разве совершенный Бог не видим? Не говорите «нет Бога», но говорите «у нас нет Бога», чтобы все люди вас понимали. Не говорите «душа не существует», но говорите «у нас нет душ». Правильно говорите, от своего 88 имени говорите, а не от имени всего мира. Если бы вы знали, что об этом говорят ваши злые дела, которые явны пред Богом, вы бы глубоко устыдились. Ибо ваши грехи не только оскорбили Бога, но оскорбляют и вас, и это чрезмерно давит на вас, так, что от мучения вы кричите «нет Бога, нет души». Есть, есть. Ибо это видно по вам, что есть, так как вы потеряли и одно, и второе, и жалуетесь перед целым миром, показывая свою болезнь.

Людям, которые не переполнены безумием, но берегут рассудок и не теряют здравый смысл, Бог показывает разные знамения и чудеса, чтобы были они внимательны к Божественному и берегли свою душу.

Случаи, повествующие о душе

Удивительный случай произошел сто лет тому назад в Печи, но и сегодня его хорошо помнят по месту, называемому «Старый Стам», где это и произошло. Умер некий турок, и похоронили его по мусульманскому обычаю. Через несколько дней вблизи того кладбища пастухи пасли скот и услышали какие-то звуки. Приблизились, и слышат, что в могиле что-то есть. Они сообщили семье покойного. Раскопали могилу, и было на что посмотреть. Покойник был жив и мог говорить. Руки у него были изранены, так как бил руками, чтобы его кто-либо услышал. Отвели его домой и спрашивают, что это было. Он им рассказал, что видел, каково на том свете. Что только христианская вера истинна, и что те, кто не крещен, не может предстать перед Христом, а бросают его в какую-то тьму.

Турки тогда были сильны и начали убеждать этого несчастного, чтобы он сказал, что только ислам – истинная вера. Но он им отвечал, что не может этого сделать, ни за какие блага на свете. Ибо потому и вернулся с того света, чтобы на этом принять крещение. Тогда турки начали ему угрожать, что убьют его, если он примет крещение.

Он тайно крестился и начал скрываться от турок. Рассказывал не только о том, как на том свете, но говорил и о будущем на этом свете: Придет время, когда люди разделятся на народных и государственных. От этих последних выйдет безбожие и беззаконие. Воскресение не будут праздновать. Начнется великая война. Но с той войны люди вернутся еще более сумасшедшими, не почитающими Бога. Затем между людьми начнется междоусобная резня, и такое страдание будет в мире, что мало кто из людей останется жив. И придет время, когда 15 женщин увидят пень, и будут думать, что это человек. Не должно работать в воскресенья и праздники. Святые прощают. Воскресенье – Слава Божья, она не прощает никому, она не милостива.

Есть ли такие, кто слеп и не видит, как сегодня это подтверждается наделе? Люди против Бога говорят, против Бога творят. Живут, чтобы нагромождать беззаконие и грех. И когда насыщаются всяким грехом, тогда заставляют свой ум выдумывать, что Бога нет. Сначала уничтожают многие душевные ценности, а, в конце концов, и веру в Бога.

* * *

Полностью достойно внимания видение одной девушки, Милки Чаирович, из села Борча вблизи Крагуеца, которое она пережила в 1922 году, в ночь перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. У Милки много родственников в городе, и у всех она была, и всем рассказывала о том, что пережила. Она проповедовала на многих народных собраниях. Много сел она обошла и рассказывала народу – и многих людей к Богу обратила. Ее рассказ полностью документирован и находится в согласии с учением Святой Церкви. Милка – счастливая девушка. Свою жизнь она провела в посте, молитве и проповеди. Вот ее видение:

«Приготовилась я после молитвы лечь в кровать, а молилась я дольше обычного, так как на меня напал страх, что я одна в доме. Положила две подушки под голову. Хотела уже потихоньку лечь и опустилась на локоть. В это время в комнате что-то изменилось, я приподнялась с локтя и так и осталась, сидя на кровати. Это изменение было в том, что комната вдруг осветилась. Я посмотрела, откуда исходит это сияние, и вижу, посреди комнаты закручивается сияющее пламя, как знамя, когда оно развивается на ветру. Пламя было розового цвета, закручиваясь, оно поднималось вверх. Из пламени исходил запах, как от смирны, и доходил до меня. В этом свете я видела стены комнаты такими, какими они были в действительности, но сама светлость была округлой формы, похожей на купол церкви. От запаха, который я почувствовала, я начала задыхаться, я не могла свободно дышать. Мне было тяжело. И тогда я почувствовала, что меня что-то схватило за руку и поднимает. Я испугалась и начала причитать: «Ой, мамочка моя!» А мама в тот вечер была у другой своей дочери в селе Бачевица. От этого страха мне слышался звон каких- то сабель, каких-то медных тарелок. И слышу голос: «Теперь успокойся и дыши свободно!» Так как от страха я широко открыла рот, что чуть не вывихнула челюсть. Я вернула челюсть и язык на свое место и начала свободно дышать. Я испугалась, что нечистые силы готовят мне какую-то гадость, а голос, который мне сказал, чтобы я дышала свободно, освободил меня от этого страха. И тогда я начала смотреть вверх, к небу, так как почувствовала, что поднимаюсь ввысь, и я совершенно ясно это сознавала. Этот подъем ввысь не был для меня необычным, так как много раз после того, как я принимала Святое Причастие, мне снилось, что я лечу и посещаю святые места. Теперь же я была в полном сознании и чувствовала, что поднимаюсь ввысь, и было мне очень удивительно, как я прошла через потолок и крышу. И я подумала: «Пусть будет воля Божья». Поднимаясь ввысь, я видела все дома и трубы на домах, и холмы, потому что ночь для меня больше не существовала, так как от того света я все видела, как при солнечном свете. Чувствую, и все это хорошо помню, как поднимаюсь, и что мне страшно, как бы не выпустил меня тот, кто ведет меня. И все мне известно на земле, кто жив, а кто умер из тех людей, которых я знаю. Чувствую холод, как будто холодно голове, рукам. Над собой вижу звезды. И чем большая высота, тем холоднее. Когда я прошла через этот холод, я вдруг все забыла: и что происходит на земле, и кто на земле, и все заботы этого мира. Надо мной больше не было звезд, значит, я прошла их. Пространства стали совсем другими, все изменилось, как солнце, когда восходит. И чувствовала я огромную радость. Перед глазами открылись огромные помещения, и невозможно было увидеть, где они заканчиваются. Ступала я по чему-то гладкому, как мрамор, составленному из мелких разноцветных квадратиков. И у меня наступило просветление, и смогла я увидеть, кто ведет меня: это были две девушки в белых одеждах. Мы подошли к большому четырехугольному столу, а на столе – три открытые книги. И большой ключ стоит рядом с книгами. А рядом со столом стоит некий старец, похожий на священника. Я подошла, поклонилась ему и поцеловала руку. А он мне говорит: «Здравствуй, Милка! Я св. Петр. Входи и смотри, каково в Раю Божьем». А я подумала: как же я пойду туда, где все так красиво одеты! Когда я так подумала, что я недостойна, вижу перед собой большое зеркало. И в зеркале вижу, что на мне белый шелк, и только шуршит, как и на множестве народа, который вокруг меня. Затем я пошла дальше, и тут я услышала колокольный звон. И весь этот бесчисленный народ, а все это были девушки, одетые в шелка, направился на службу. Все идут по трое. Девушки эти ничего не говорят, когда проходят мимо, только смотрят на меня. Одна из них узнала меня и говорит мне: «А вот и Милка, которая каждое воскресение ходит в церковь». Я посмотрела и узнала ее. Это была моя подруга, Милуника Ёванович, ученица VII класса гимназии, а умерла она пять лет тому назад. Мы пошли дальше, пока не пришли к одному дереву, а на дереве этом три вида листьев: золотые, зеленые и черные. Сопровождающая, которая была с левой стороны, объяснила мне про это дерево: «Дерево это посреди Рая Божьего, и называется оно Древо Жизни. Из него мир возникает. Золотые листья представляют угодников Божьих на земле. Зеленые листья представляют людей средней набожности. А черные листья означают людей, которые хулят Бога». Прошли мы мимо Древа Жизни, а дальше встретили мы древний народ. Сидят они за столами, одеты все в бархат, зеленый и коричневый. Все гудит от их разговоров. Перед ними на столах множество разной снеди и питья. Я подумала: почему эти люди не едят, когда перед ними такое изобилие. А моя сопровождающая почувствовала мою мысль и говорит мне: «Эти люди едят только три раза в год: на Рождество, на Пасху и на Троицу». Прошли мы между этими столами, как вдруг я узнала мамину маму, которая умерла два месяца тому назад. Зовут ее Живана. Посмотрела она на меня, узнала меня и говорит: «Вот дочки моей Милка!» Вижу вокруг нее какой-то пояс, а она говорит: «Ношу этот пояс и ищу Максима. Похоронили его без пояса». В действительности, так оно и было на земле. Мамина мама всегда жаловалась, что мужа похоронила без пояса». Направились мы дальше. И слышится какое-то горестное причитание. И увидели мы как бы зеленый лес, и опускаются там первые сумерки. И видим черный народ, на них черные одежды, и лица у них черные. Перед ними каменные столы, грубые, шершавые, неприглядные. На столах этих нет ничего.

И народ этот причитает, что ничего нет. А сопровождающая девушка объясняет мне: «Это люди, которые на земле не верили, что есть другой мир. Всегда говорили, что нет там ничего, нет ничего, и ничего у них сейчас и нет. Никакую милостыню не давали. В святое воскресение хлебушек месили – поэтому руки у них черные, и лица черные. Они ничего никогда и не получат». И действительно, мучаются они, ибо смотрят на тех, которые в светлости. Здесь никто никого не узнает. Здесь не слышен звон колоколов, нет здесь ни света, такого, как в Раю.

Вернулись мы оттуда и опять идем через Рай. И встретили мы маленьких детей и молодых людей. Молодые люди прогуливаются вместе с этими детьми. На детях одежды из алого шелка, а руки голые. А молодые одеты в свадебные одежды, на головах венки. Как только оставили мы то печальное место и оказались в Раю, опять стал слышен колокольный звон, и эти молодые люди вместе с детьми поспешили на Богослужение. А там, где Храм, видно огромное пламя, как гора. Сама Церковь не видна.

А колокольня видна, у нее есть только кров, и звонит Ангел. Я очень хотела пойти туда, где этот Храм, где Богослужение, но мои сопровождающие объяснили, что у нас нет времени, что нужно спешить, чтобы увидеть, каково в аду. И опять пришли мы к святому Петру: «Вот, Милка, посмотрела ты, каково в Раю Божьем? А видишь вот эти книги? Вот первая книга, здесь золотыми буквами записано, кто обещал пожертвовать на монастырь и пожертвовал. А вот здесь, где черные буквы, здесь записано, кто записал пожертвовать на монастырь, и не дал. Вот здесь черными буквами записано, что твой дед обещал пожертвовать на монастырь Врачевшницу, и не исполнил. Вот эта вторая книга – это книга жизни, здесь записаны те, кто в Раю Божьем. А эта третья книга – это книга мертвых, ибо те, кто в аду, они мертвы пред Богом. Вот эти деньги – это твои пожертвования, которые ты давала на церкви и монастыри. А теперь иди, посмотри, каково в аду. Вот возьми из твоих денег, заплатишь, если не захотят впустить тебя». Я взяла из тех денег. Поклонилась, поцеловала руку святому Петру, и он говорит мне: «С Богом, Милка! И расскажи там, каково здесь». И те две девушки повели меня вниз по какому-то склону, по какой-то лестнице. И спуск такой крутой, что я боюсь, чтобы не упасть. Дошли мы до земли. Прошли мимо какого-то угля, от которого исходил неприятный запах, и мимо серы с неприятным запахом, и мимо серы, от которой исходил смрад, и еще какой-то другой смрад досаждал. Подошли мы к двум черным зверям. Пройти можно было только между ними. Со страхом приближаюсь к ним. А сопровождающая мне объясняет: «Не бойся! Они хватают и бросают в ад только тех, кто грешен». И прошли мы между ними. Они и не посмотрели на нас. Подошли мы к какой-то пещере, двери сами открылись, и оттуда вышла женщина и говорит: «Вот Милка, которая каждое воскресение ходит в церковь». И я узнала ее, она из Брестовца, имя ее Полка, жена Матия Урашевича, а умерла она 15 лет тому назад. Когда мы вошли внутрь, увидели еще одну женщину на кровати, а под кроватью горит огонь. А Полка набрасывает на нее разную одежду, и эта одежда горит на ней. И говорит мне Полка: «Милка, я учила женщин, чтобы они не рожали детей, и Бог наказал меня, и присматриваю я за этой несчастной, которая душила детей». И женщина, которая была на кровати, говорит мне: «Ох, Милка, меня зовут Стойка, я жена Арсения Урошевича из Брестовца. Я удавила 24 ребенка, и все за рубашки и носки, в них и горю сегодня. И гореть осуждена я до скончания века». Затем показали мне другие двери, за которыми слышалось завывание ветра и шум воды, и говорят, что там мельники и ворожеи. Мельники обмеривали, а ворожеи наводили порчу. Мельники носят каменные жернова, а ворожеи носят ушаты. И другие двери показали нам. Там сильный плач и причитания, так как здесь бьют тех, кто говорит, что нет Бога, и хулит на Бога. Показали нам третьи двери. Там варится и кипит смола. И сказали, что тут великие грешники, которые осуждены вариться в котлах. Внутрь я не входила. Пришли мы к четвертым дверям. Сказали мне, что здесь те, которые едят червей из червивых кишок. Это те, которые не постились в среду и пятницу. Ни в какие двери не входила, только слышала везде мучения.

Когда это закончилось, я ослабела от этого ужаса и смрада, и почувствовала усталость. А мои сопровождающие принесли какие-то носилки и понесли меня, так что я была между ними. Я больше не видела, куда мы идем. Как будто шли мы по воздуху. И вскоре проснулась на кровати, в своей комнате, точно так же сидя. Я почувствовала, что тело у меня онемело. Холода я не чувствовала. Было девять часов. Солнце было уже высоко. Мама пробовала войти в комнату, но не могла, так как двери были заперты. Стучала, но ответа не было. Дышала я тяжело, как будто меня измотала болезнь. Ни жажды, ни голода я не чувствовала. Следующие два-три дня я едва могла двигать челюстями. Целую неделю я питалась только растительным маслом, так как слышала, что если кто-то не может ничего есть, нужно по чуть-чуть принимать растительное масло».

Во всей истории этот пример настолько необычен и редок, чтобы душа вышла из здорового тела. Но это можно объяснить только тем, что такова воля Божья. А что душа выходит из больного и возвращается, об этом есть много засвидетельствованных примеров.

Возле Трстеника, в селе Богдане, в ночь с 10 на 11 декабря (по церковному календарю) 1929 года произошел, на редкость, славный случай:

Кузнец из Богдане, Михаило Авакумо- вич, встал около полуночи, чтобы обойти вокруг своей кузницы. Ночь была необычно тиха. Часы на церкви в Трстенику пробили двенадцать. Михаило вернулся к себе в комнату. Его жена как раз в это время встала, так как нужно было делать какую- то неотложную работу. Когда Михаило уснул, подходит к нему какой-то молодой человек, лет так восемнадцати, который необычно выглядел, и лицо у него было такое светлое, и говорит: «Мико, пошли, пришел час, Господь приказал». Михаило сразу же пошел за этим молодым человеком, который всегда был с правой стороны от него. Достигли так какой-то обширной поляны. Трава на ней – необычайно красива, и глаза не могут насмотреться на нее. Затем пришли на какое-то место, где было три дороги. Средняя дорога очень красиво украшена мелкими камушками. Левая дорога не была так красиво украшена. Сопровождающий юноша повел меня по средней дороге, и я этому очень обрадовался.

Двигаясь на восток, пришли мы к какому-то большому дереву. И вижу, как на востоке рождается солнце, которое необычно по своей величине. Под деревом стоит стол, и сидит тут человек необычного внешнего вида. Лет ему могло быть до 32. Волосы у него длинные и внизу ровные. Лицо у него светлое, и как будто какая-то мудрость сияет на нем. И говорит он сопровождающему меня юноше: «Зачем ты привел этого человека?» А юноша отвечает, что ему приказал Господь. Тогда этот человек открыл одну необычайно большую книгу, которая стояла перед ним на столе. И нашел там мое имя. И говорит: «Михаило не должен был приходить. Михаилу жить на земле 86 лет и умереть без страданий. Пред Господом должен предстать в полдень Коста Иванович из Страгара. Немедленно верни Михаила на свое место».

Пока этот человек объяснял, что записано в книге, я посмотрел направо и вижу, что собирается множество людей. А среди них какой-то очень высокий человек с бородой как будто им что-то говорит. Женщины собрались с левой стороны, как бы в ожидании чего-то. А сюда, немного ближе к дереву, собралось много детей, играющих и весело разговаривающих. Я еще хотел посмотреть, но человек, который хранил ту большую книгу, говорит сопровождающему меня юноше: «Чтобы он не заблудился, так как находится в неизвестном для него месте, отведи его точно на то место, которое ему знакомо».

Провожатый сразу же меня возвратил, и я не мог больше ничего узнать о путях и местах, где я проходил. И сопровождающий юноша не хотел ничего мне говорить. Так мы достигли моего двора. Я узнал свою кузницу, узнал дом, все распознал как свое. Довел меня провожатый до самых дверей дома, и говорит мне: «На свое место!» Я вошел в комнату и немного посидел на том месте, где обычно сижу. Почувствовал, что это не мое место. Должен войти в тело. Вход в тело очень узкий, как игольное ушко. Тело было холодным и неподвижным. С большим трудом, но я все-таки должен был войти, чтобы выполнить то, что мне приказано. Но и тогда я ничего не понимал, умер ли я, или это только моя душа путешествовала, или это был сон, или это было на самом деле. Я не знал, что со мной случилось.

Когда моя жена встала в полночь и делала какую-то работу, сидя на стуле, ей показалось странным, что не слышно моего дыхания. Взяла меня за руку, рука холодная. Дотронулась до лба, и лоб холодный; до груди, и груди уже остыли. Сразу же 104 разбудила моего сына и сноху и говорит им: «Вставайте, Мика умер!» В дом пришло горе, началось причитание. Пришел и сосед. И когда так горевали надо мной, моя сноха села на кровать у меня в ногах. И сидя так почувствовала, как будто двигается палец на моей правой ноге. И повторилось это два раза. Тогда она об этом сказала присутствующим. Сосед объяснил, что с мертвецами такое случается. Но все-таки решили позвать меня по имени. Я слышу, но не могу отозваться. Тело оцепенело. Едва получилось чуть-чуть пошевелить пальцем на правой ноге. Чтобы душа смогла ухватиться и могла двигать застывшее тело.

Звали меня два раза, но у меня не получалось отозваться. Затем начал чувствовать свое тело, мне было необычайно холодно. Охватил меня озноб, и больше всего мне хотелось погреться у огня. Слышу, как присутствующие разговаривают, что, мол, печь не топят, когда покойник в комнате. Первое, что я смог выговорить, это спросил: «Почему не топите печь?» А от этого озноба не могу больше лежать. Сам встал и пошел во двор. Там у меня были куски дерева от какой-то телеги, которую я чинил. Набрал охапку этих кусков, принес и развел огонь. Вижу, домашние начали удивляться, что все это было. Да и я сам в себе удивляюсь. Не знаю, был ли это сон, или смерть, или какой-то редкий душевный случай. А им ничего не говорю про то, что со мной произошло, так как и сам не был ни в чем уверен, поэтому, решил не смущать домочадцев.

Совершенно ясно помню все события, но молчу и не говорю об этом целых два дня. Но не могу дождаться, когда появится кто-нибудь из Страгара, чтобы спросить, есть ли там человек по имени Коста Иванович, так как я такого не знал. И вот на третий день появляется человек из Страгара и спрашивает меня, сколько будет стоить, чтобы я наточил ему топор. Я ему отвечаю: «Заточу я тебе бесплатно, только скажи мне кое-что вначале». А он обещает: «Конечно, скажу, если знаю». И я его тогда так робко спрашиваю: «Скажи мне, есть ли в твоем селе человек по имени Коста Иванович?» А этот человек мне отвечает: «Есть. Долгих лет жизни тебе, а его вчера похоронили. Умер в понедельник, точно в 12 часов, когда дают гудок на фабрике в Крушевце. Умер от болезни». Только тогда я решился рассказать тому человеку, как я пострадал вместо Косты, 106 после полночи, и что со мной произошло. Я был совершенно уверен, что душа моя была на том свете, хотя и не пришло мне время умирать, и не был я болен.

– Этот случай Михаило рассказал через девять лет, в присутствии соседа, который был у них в ту ночь. А супруга Михаила Савка уже упокоилась, перед Рождественским постом в 1937 году.

Записано 1 февраля 1938 года, в селе Богдане, возле Трстеника.

* * *

В селе Дубля, вблизи Врнячке Бане, в 1937 году несколько раз повторилось одно событие, которое невозможно объяснить иначе, как только страшным положением, в которое доведена история современных христианских народов. Люди впали в грех, как в некую сферу, как в некую стихию, и грех для них стал намного ближе и привычнее, нежели страх Божий. Хорошо знают ругательства, знают все ругательства, а молитвы ни одной не знают. Только угрожают, только хватают, только судятся, от их алчности потемнела и душа, и праздники, и порядочность, и сербство, и имя вообще. Человек терпит зло от другого человека, и сам, опять же, творит зло. И Бог видит, как зло умножается в людях, и как Бог терпит всех людей и все преступления.

В селе Дубля есть молодой человек по имени Мима Яковлевич, по профессии резчик камня. Так как после войны умножились искушения, и так как об этом времени говорят слова из Евангелия «горе тому человеку, через которого соблазн приходит», то есть тем, кто печатает мерзости в газетах, показывает бесстыдства в кинотеатрах, хохочет на улицах, ругается и хулит в селах, и слышит это и трава, и небо, от этих соблазнов разболелась душа Мимы (Момира) Яковлевича. Он не марался грязными делами в своих поступках. Но ругался сильно, и пренебрежительно относился к праздникам, и не боялся Бога. Даже предполагал, что душа и Бог не существуют. И носил на душе этот огромный умственный грех. Впрочем, в своей работе считался честным и трудолюбивым человеком.

12 октября 1937 года Мима работал у предпринимателя Бранка Топаловича, и где-то ближе к вечеру ему стало плохо. Схватил его какой-то озноб, поэтому и пошел он домой. Кое-как немного боролся с ознобом, и вынужден был прилечь, 108 чтобы немного согреться. И вдруг в это время его душа вышла из тела и попала в рай. Огромный луг необыкновенной красоты. На нем растут яблони, ветви низкие. Красота. Мима про себя подумал, что это, должно быть, рай, что ничто другое не может быть таким прекрасным. И пока он все разглядывал, к нему приблизился голос, а кто говорит – было не видно, так как это и невозможно. И слышит следующие слова:

«Я Господь, и каждый день слушаю, как вы хулите Меня на земле и поносите. Кого ищете, если Мной пренебрегаете? Если Я вас отвергну, так же, как вы отвергли Меня, какой тогда смысл вашей жизни, и где место вашим душам? Я не могу больше это терпеть. Через три года допущу некое зло на этот народ. Видишь, здесь, где ты стоишь, это рай, который Я приготовил тем, кто верует в Меня. Но после войны редко кто приходит ко Мне в рай. Видишь, вон там, с той стороны потока, за проволокой (проволока – знак немилосердности), там собирается Мой народ. Пойдешь на землю и будешь проповедовать народу о том, что ты видел и что слышал». Тогда я, от страха, отвечаю: «Господи, кто мне поверит; я бедный человек, и мне нужно зарабатывать на хлеб для моей семьи». А Господь мне приказал: «Иди, проповедуй, о хлебе не беспокойся».

Я посмотрел на ту сторону потока и вижу: народ собрался, великое множество, отгорожены проволокой. Место не красивое. Я хотел присмотреться, не узнаю ли там кого, но мне не было разрешено. И я вернулся. Это было между 8 и 9 часами вечера. Прошла полночь. Наступил день. Я начал сомневаться во всем, что произошло. А особенно, думаю, как я могу проповедовать о Боге.

На следующий вечер, 13 октября, меня опять охватил какой-то озноб; я снова лег в кровать, чтобы согреться; опять моя душа каким-то образом оказалась в раю. Опять услышал голос, а не вижу, кто говорит: «Я Господь. Ты не выполнил то, что Я тебе сказал. Спроси народ, почему не молятся Богу. Когда перекрестятся перед началом каждого дела и помолятся Богу, тогда Я с ними. И все будет хорошо идти. А если не помолятся Богу, Я не могу быть с ними. Если отправляются в горы, и ломается повозка – сквернословят, так работают на злейших врагов своих. А как только помолятся Богу, Я починю повозку, и продолжают путь. Не молятся Богу, когда утром отправляются на работу. И поэтому им всего не хватает, и на праздники работают. Не хотят думать и не хотят спрашивать, что и когда нужно делать, поэтому и сквернословят, и не хотят считать себя виноватыми, но обвиняют того, кто не рад любому злу. Иди и проповедуй о том, что ты видел и слышал».

На следующий день мне опять было трудно начать проповедовать. Люди могут сказать: в своем ли ты уме. И на третий вечер со мной опять случилось то же самое. Опять я оказался в раю. И тот же голос мне говорил: «Почему не начинаешь проповедовать? Найди людей, которые были на войне. Они тебе покажут, как они воевали. Они всегда овладевали большим, чем это было в их силах. Они помолятся Богу – и Я сразу с ними. Когда пойдут в бой – Я рассею их неприятелей. И они мои, и Я люблю их. Но больше люблю, когда восточная вера впереди с правильным крестом. С войны никто бы не вернулся живым, если бы Я не помогал. Больше не могу это терпеть. Через три года должно допустить некое зло на этот народ. Иди и проповедуй». Господь показал мне, что яблони в раю низкие. И говорит мне, что яблони на земле потому высокие, чтобы женщины не залазили на них. И связано это с грехом Евы.

После этого Мима начал проповедовать. Два раза проповедовал в Трстенике. Когда на Сретение, в 1938 году, в своем доме рассказывал о том, что с ним произошло, то снял шапку. Были здесь и его соседи, которые уже знали это повествование, и полностью верили. Были здесь и женщины, и дети. Был и эконом из монастыря Любостине, который в это время был в Дубле. Это событие стало хорошо известным и в других селах.

Мима необыкновенно кроткий человек. У кого есть вера, и кто узнает истинные знаки веры, тот не может в этом усомниться.

* * *

В 1910 году в окрестностях Пожаревца произошел известный случай, который свидетельствует о существовании души. Там вблизи Малого Црнича находится село, которое называется Кула. Летом 1910 года в Малом Црниче разболелся человек, по имени Стэван. Разболелся и умер. Был он мертв 24 часа, и понесли его хоронить. Могила уже была выкопана. Много людей шло за гробом. Женщины, по обыкновению, причитали. Когда дошли почти до кладбища и были возле какой-то ограды, мертвый Стэван затрясся, как будто был живым. Присутствующие испугались и разбежались. Стэван встал и вернулся к себе домой. Спрашивали его о том, что с ним случилось, действительно ли он был мертв. И Стэван объяснил, что он действительно умер; что его душа была на том свете; что прибыл в какое-то место, где ему был запрещен проход; что слышал голос какого-то старейшины, который говорит: «Не Стэвана из Црнича, а Стэвана из Кулы». И душа моя вернулась в мое тело перед самым кладбищем. Люди Малого Црнича сразу же заинтересовались этим и послали в село Кула, чтобы узнать, есть ли там какой Стэван. И убедились, что действительно есть там Стэван; что был болен; что умер точно в тот день и час, когда Стэван из Црнича вернулся в свое тело.

Об этом событии рассказывали люди из Кулы осенью 1931 года.

* * *

1500 лет назад блаженный Августин записал один удивительный пример о выходе души из тела. Поблизости друг от друга жили двое юношей, и были они примером добродетельной жизни. Как-то случилось, что они одновременно разболелись. Один из них умер. Все видят, что он мертв. Но через несколько часов он вернулся к жизни и пришел в себя. Родные пришли в изумление. Что это значит! А он объяснил им, что все это очень просто. Его душу вел Ангел, и достигли они рая. Но встретил их другой Ангел и говорит: Верни эту душу. Не эта душа требуется, а душа того другого юноши.

Когда родные услышали это, сразу же пошли, чтобы увидеть того другого юношу и удостовериться. И удостоверились. Он только что испустил дух. Следовательно, с давних времен это на свете случается, об этом известно, об этом говорят и помнят, чтобы научить живых разуму и укрепить в вере.

* * *

В селе Магарево, которое вблизи Битоли, живет человек по имени Коста, он маленького роста, и ему около 60 лет. Когда Косте было около 30 лет, он разболелся и умер. Был он мертв 24 часа. Когда он умер, пришли три Ангела и повели его через воздушную сферу. В одном месте навстречу ему вышел сатана и говорит: «Иди, милый, выпей воды, жажда тебя замучила». Отвечает ему Коста: «Уходи от меня, сатана! Я три года в первую неделю Великого Поста три дня ничего не ел и не пил ради Господа Иисуса Христа», и нагнулся, чтобы взять камень и бросить в него. Затем он пошел дальше, перешел через мост и вошел в рай. Там целовал Христа в правую руку. «Рад тебя видеть, душа моя!» – говорит Христос. Коста рассказал, что весь суд передан Христу. Но Христос говорит Ангелам: «Вы ошиблись, что привели этого человека. Нужно было привести другого Косту из того же села. А этого Косту проведите сейчас и через Рай, и через Ад». Когда Коста проходил через ад, видел он там, в огне, одного христианина, который принял ислам. Видел и горожан, которые здесь, на этом свете, наслаждаются, и высокомерны, и не постятся, они находятся в аду 40 лет. И наконец опять вернулся к Христу: «Вот теперь ты все видел, а сейчас иди опять на землю, и жить будешь еще 30 лет. Но ты должен каждому рассказывать, что есть Господь, есть суд, есть рай, есть ад. Тяжко тем, кто творит зло». Затем Ангелы отвели Косту к его телу. Застали священника, который читал последнюю молитву отпевания. Коста говорит Ангелам: «Не хочется мне возвращаться в тело. Лучше там жить!» Но Ангелы ему сказали, что он должен выполнить то, что Господь ему приказал. Душа Косты опять вошла в смертное тело. Тело немного сотряслось, чтобы душа вошла во все части тела. Коста встал, а священник и народ разбежались с кладбища. Коста сегодня жив. Служит в одном трактире в Битоли. Каждому рассказывает о том, что с ним случилось. Но после этого случая Коста и днем видит звезды. Видит и дьявола, когда тот в сумраке ищет, кого бы обмануть, и когда два человека ссорятся, он побуждает того, кто сильней, на ярость...

* * *

Любая серьезная история в этом преходящем мире – это история трудностей, страдания, самопожертвования, смерти. Ибо и те, кто богат, должны пройти через эти врата. В Охридскую митрополию (резиденцию) часто заходила одна нищая из деревни. Но удивительно, она всегда была в хорошем расположении духа. Однажды я решился расспросить ее про ее жизнь. И было мне что послушать:

«Я из села Опеница. Мужа моего звали Джордже Илич. Умер он в 1921 году. Мы были очень бедными. Скота у нас не было, даже осла не было. Была всего одна нива, которую можно за день вспахать. Мой муж разболелся, месяц болел и умер. Рано утром пришли соседи, чтобы подготовить его к погребению. Когда его брили, один крестьянин порезал ему лицо. Джордже тогда ожил и говорит: «На душу вы взяли, что порезали меня. Еще немного, и миновал бы один мост, и попал бы на тот свет». Джордже прожил еще 7 дней. Понемножку ел яблоки, и опять умер. Рассказывал, как душа после смерти путешествует».

Имя этой нищей Фания. В 1928 году приснился ей чудный сон: явилась ей во сне некая госпожа, дала ей посох и говорит, что теперь она должна идти по свету и просить. Фания от удивления ответила: «Как же, сестра, я буду просить, если по деревням не смею ходить, потому что очень боюсь собак». «Иди к людям и говори, чтобы люди были благодарны Богу за урожай. А не чтобы жаловались, что нет прока от урожайного года, когда все дешево. В этом году будет засуха, чтобы ума набрались». И действительно, в 1928 году была сильная засуха. Бог открывает простым людям Свои намерения.

Фания действительно в тот год начала просить милостыню. Идет, согнувшись, со своим посохом. Говорит, что нигде в деревнях собаки на нее не нападают. Дома у нее сын лежит больной, не встает с постели. Ходит по людям нищая Фания с богатым сердцем, полагая надежду на Бога, ибо верует, что в конце Бог наградит за труд, страдания, терпение, веру.

Христианская Европа перестала чувствовать Бога, поэтому и тонет в самом страшном кризисе и безумии от сотворения мира.

Бог всегда с простыми людьми. А простые – это те, у кого сердца беззлобные.

* * *

В 1925 году в Чаетине разболелся и умер очень порядочный уездный писарь, Радое Ёвичич. Мертвым был 6 часов. А затем ожил. Сказал, что видел тот свет. Но о том, что видел, никому не хотел рассказывать. После той болезни стал очень серьезным и очень молчаливым. Жив он и сегодня.

Воду живую пьют только жаждущие. Бог существует, и дал человеку в сердце мысль и веру полагать на Бога свои надежды. Злая кровь изгоняет всякое добро из сердца. Те, которые не верят в Бога, они вообще ни во что не верят. Нет добра в их душах.

* * *

В селе Кленя, в Мачве, и сегодня живет хороший хозяин и семьянин Живоин Ёкич. Его отец умер перед войной при чудных обстоятельствах. Однажды он тяжело заболел и умер. Провел его Ангел по тому свету и показал ему, где праведные люди, а где грешные. А затем говорит ему, что Господь приказал, чтобы опять вернулся в тело, и чтобы проповедовал народу о том, что видел, и что есть Суд Божий. Он должен проповедовать, а люди, будут слушать, или не будут слушать, чтобы на это не обращал внимание. Если будет проповедовать, проживет еще тридцать лет. Если будет молчать, проживет только пятнадцать лет. Он немного проповедовал, и замолчал, и умер через пятнадцать лет.

В том же селе Кленя и сегодня живет добрый человек Михаило Вукашинович.

У него давно уже умерла единственная дочка. И она возвращалась к жизни после смерти, и жила 6 часов. Она видела на том свете всех, кого знала, и рассказывала, как им там. Непрерывно рассказывала, до последнего вздоха. Много народа тогда пришло, чтобы услышать ее слова.

* * *

Безбожники и неверующие, с сегодняшнего дня вас нужно вот так приветствовать: Почему вы вспоминаете имя Божье? Так как вы ни грамма не интересуетесь Божественным, поэтому вы можете говорить, если хватит стыда, только о том, чем вы интересуетесь. И тогда скажите, что вы больше любите грех и всякую грязь, нежели Бога; что ваши сердца купаются в бесстыдных мыслях и бесстыдных делах; что о душе вы никогда не думаете. И не вставайте так не разумно со своими речами против силы Божьей. Куда может достигнуть свет твоей лампы, а куда достигает свет солнца? Почему твоя вера состоит в том, что восстаешь против закона Божьего и против имени Божьего? И ты веришь в Бога, но вывернутой верой.

Знаменитый пример из нашей истории: брат св. Саввы Стефан Первовенчанный также хотел оставить престол и принять монашество. Но св. Савва не разрешал ему этого сделать из государственных соображений. Стефан разболелся и умер. По промыслу Божьему в это время прибыл св. Савва. Было ему жаль, что Стефан остался без монашеского чина. И тогда он помолился Богу, и Стефан вернулся к жизни. Принял монашеский постриг от св. Саввы и вскоре потом опять умер. Весь народ узнал об этом. И помнят, и поминают.

* * *

Знаменит был по святым книгам двор индийского царя Гундафора. Он дал много денег апостолу Фоме, чтобы построил ему самый красивый дворец. Апостол взял и все раздал бедным. Разгневался царь и бросил апостола в темницу. Тогда Ангел взял душу его брата и отвел ее на небо, и показал дворец из милосердия, и дворец был такой красоты, которую невозможно и вообразить. А затем Ангел вернул его душу в тело, чтобы рассказал брату о том, что видел. Так Бог наставлял грубые души, которые и представления не имели о небесном свете.

* * *

Когда св. Савве было 7 лет, в Печерской Лавре, на Руси, умер удивительный монах Афанасий. Он 12 лет был затворником в одной пещере и молился Богу. А перед этим он умирал, и был мертв 2 дня. Когда ожил, он сказал: «Спасайтесь, братья! Молитесь Богу и Богородице. Слушайтесь во всем настоятеля и кайтесь за грехи». Ничего больше не хотел говорить. Когда через 12 лет умер, перед смертью повторил те же самые слова. Постоянно хранил в сердце страх Божий.

* * *

Говоришь – нет Бога, нет души, нет закона. А был ли ты там, где все это есть? Не был ты там, а желаешь туда попасть. А сам себя осуждаешь, и осудил ты себя. И каждый, кто грешит и не кается, сам себя осудил. Тяжко тебе будет, когда попадешь в царство дьявола. Из ненависти к Богу дьявол будет чрезмерно мучить тебя. Тогда убедишься, что Бог есть, но поздно.

Когда вор крадет, никто не сторожит. А в конце концов его схватят. Так считает и блудник, и любой злодей. Но однажды все бывают схвачены, и платят за все. Так и каждый грешник – сначала обманывает себя, что Бог не наказывает. Не думает о том, что умрет, и что с него кто-то за это спросит. И так он ум свой затворит в темницу, а, в конце концов, и душу. Ибо каждому человеку здравый смысл подсказывает, что с ним будет.

* * *

Блаженный Григорий, ученик св. Василия Нового, очень желал узнать, что произошло с душой блаженной Феодоры, которая также очень слушалась св. Василия. И попросил св. Василия, чтобы тот помолился Богу, и чтобы Бог показал, куда пошла душа Феодоры после смерти. И видит Григорий во сне видение, и разговаривает с блаженной Феодорой, как наяву: «Григорий, дитя мое, спрашиваешь меня о таких страшных вещах, что и воспоминание о них приводит меня в ужас. Я тогда видела лица, каких никогда не видела, и слышала слова

какие раньше никогда не слышала. Что еще я могла бы тебе сказать? Кошмары и ужас, о которых я никогда и не помышляла, встретили меня из-за моих дурных дел; но благодаря молитве и помощи нашего общего отца Василия, для меня все было легко. Как описать тебе то телесное мучение, тот страх и замешательство, которое чувствует умирающий? Представь себе голого человека, брошенного в огонь; мучение, которое он чувствует, будет похоже на то, что чувствует человек, когда умирает. Так же, как в огне, человек сгорает и превращается в пепел, так и предсмертные муки, и горький миг разделения души от тела разрушает человека (человек больше не существует, только душа). Действительно, страшна смерть грешников, похожих на меня, ибо и я много грешила, а добрых дел моих было мало. Когда приблизился конец земной жизни, и пришел час разделения души от тела, видела я много арапов, которые стояли возле моего смертного одра. Лица их были черны, как смола, глаза их были, как раскаленный уголь, и весь их вид был страшен, как сама огненная геенна. Как только появились, они подняли невообразимый шум и крик. Одни скалились, как скот и звери, другие лаяли, как собаки, некоторые выли, как волки, а некоторые хрюкали, как свиньи. Когда я была доведена этими мучениями до полной потери сил, я увидела, что ко мне приближаются в виде прекрасных юношей два Ангела Божия, чью красоту невозможно описать. Лица их сияли несказанной светлостью, глаза их смотрели с любовью, волосы у них были белые, как снег, и отливали золотом; одежды их сияли, как молнии, а по груди они были опоясаны золотыми поясами в виде креста. Эти прекрасные юноши подошли ко мне и стали с правой стороны моей постели, о чем-то тихо разговаривая между собой. Когда я увидела их, сердце мое наполнилось радостью, и я весело посмотрела на них. При их появлении черные арапы задрожали и отступили, но не очень далеко. Наконец пришла и сама смерть, рыча как лев, и вид ее был страшен. У нее был человеческий облик, но не было никакого тела, а была она составлена только из голых костей. С собой несла она разные орудия для мучения: мечи, стрелы, копья, топоры, косы, серпы, крюки, рога, пилы, зубила и многое другое, что не было мне знакомо. Видя все это, моя бедная душа задрожала от страха. Тогда святые Ангелы сказали: «Чего ждешь? Освободи эту душу от уз тела, освободи быстро и тихо, ибо она не очень обременена тяжестью грехов». Смерть подошла ко мне ближе, взяла какой-то маленький топор и отрубила мне ноги, потом руки, затем другими орудиями постепенно отрубила все части моего тела, отделяя сустав от сустава. У меня уже не было ни ног, ни рук, все мое тело омертвело, так что больше я не могла шелохнуться. Затем, взяв некое орудие, смерть отрубила мне голову, после чего я не могла ей двигать; она для меня была совершенно чужой. Наконец, смерть приготовила в чаше какой-то раствор, поднесла чашу к моим губам и насильно напоила меня этой жидкостью. Эта жидкость была настолько горькой, что душа моя не могла вынести эту горечь, задрожала и вылетела из тела, как будто какая-то сила вытащила ее. Светлые Ангелы сразу взяли мою душу на руки. Обернувшись, я посмотрела назад и увидела свое тело – оно лежало мертвое, бесчувственное и неподвижное.

Когда душа выйдет из тела, она такое увидит: ожидает ее самый мучительный путь, который только возможно представить, – путь через дьявольские суды (мытарства). Все грехи наши дьяволы на нас поднимают, чтобы и душу утащить туда, где грехи. Число таких судов 20.

На третьем суде судят за сплетни, осуждение, клевету, посмеивание над чужими грехами.

На пятнадцатом суде судят за ворожбу, гадание, колдовство.

На шестнадцатом суде судят за блуд.

На двадцатом суде судят за немилосердность.

Тяжело тому, кто не может защититься ни верой, ни молитвой, ни добрыми делами!

* * *

11

Первая Мировая война.

12

1912–1913 гг.


Источник: Духовные поучения и советы Святителя Николая Сербского / Перевод Александра Логинова. Издательство Дмитрия Харченко. Минск, 2011 г. 130 с. ISBN 978–985–6876–99–1

Комментарии для сайта Cackle