святитель Николай Сербский (Велимирович)

О Боге как Троице

Три свечи вы видите и различаете. Три вечные свечи – один Огонь. Три величества – один Царь. Три чуда – одна Тайна. Три Лица – одно Существо. Три Ипостаси – один Бог. Имя великое – Пресвятая Троица. Святая Троица во Единице. Отец, Сын и Дух Святой – присно и вовеки – один Бог.

И солнце необъятное на небесном своде являет Троицу во Единице – пламя, свет и тепло, – троичность нераздельная, неразлучная составляет Солнце это. И каждый атом земной представляет собой триединство. И душа человеческая – образ Бога Триединого – состоит из трех главных нераздельных сил: чувства, ума и воли, но троичность эта не делит душу на три души. Душа – одна и едина; три ее силы составляют единство и остаются в единстве. Но мир познал Бога как Троицу не через образы природы, не через тени и символы. Небесное откровение было об этом: Господь наш Иисус Христос объявил о нем. От Него род человеческий узнал о родительстве Бога Отца, и о сыновстве Сына Божия, и об исхождении Духа Святого. И нас, грядущих во тьме ночной, Он приблизил к вечному Божественному свету, и мы стали видеть и различать Троих в Одном – три чуда в одной тайне, три Ипостаси в едином Божестве.

Каким образом Дух Божий являлся верным? Во-первых, скажем: как тепло в сердце, оно приходит от усердной молитвы. Иногда оно разливается по всему телу. Пророк Иеремия ясно и истинно свидетельствует об этом, свидетельствует опытно. Но, как повествует он сам: было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог (Иер. 20:9). Непобедим Дух Святой, вселившийся в чистое сердце.

Еще Дух Божий являлся как глас. Об этом свидетельствовали многие пророки и апостолы. Глас таинственный, но отчетливый. Слышишь его, но кто говорит, не видишь.

Являлся Он и в виде голубя. Так было при крещении Господа Иисуса Христа во Иордане. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин.1:32). Чистота голубя есть образ чистоты Духа Святого. Но самое яркое явление Духа Святого в человеческой истории было в виде огненных языков в день Пятидесятницы, по воскресении Христа. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:1–4).

Почему огненное пламя излилось на головы апостолов в виде языков? Потому что апостолы должны были языком благовествовать народам благую радостную весть – Евангелие истины и жизни, учение покаяния и прощения. Словом должны были учить, словом исцелять, словом утешать, словом советовать и управлять, словом созидать Церковь. Наконец, словом защищаться. Ибо заповедал и предрек им Глава, да не убоятся гонителей и не заботятся, что отвечать на судилищах, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк. 13:11). Да и возможно ли было сообщить обычным человеческим языком самую великую и радостную весть, которая когда-либо достигала человеческого уха, весть о том, что Господь явился на землю и отверз людям врата бессмертия? Разве от человека и от смертной человеческой природы мог пролиться этот животворный бальзам на мёртвое тело Римской империи и мира? Нет, никогда. Только от Духа Божия огненного, Который устами святых апостолов рассыпал во тьме земной небесные искры.

Дух Святой зовется животворящим, ибо Он – податель жизни, Он возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог создавал мир, Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2), а когда создал человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2:7). Апостол Божий пишет христианам: Дух Божий живет в вас (Рим. 8:9). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8:16). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святой не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога.

Почему только Православная Церковь учит, что Святой Дух «исходит от Отца», а не от Отца и Сына, как утверждают неправославные? Потому что по логике Православной Церкви следует, что Бог знает о Себе больше, нежели люди о Нем знают.

И наш Бог Господь Иисус Христос, открыватель всех Божественных тайн, открыл Своим ученикам о Святом Духе то, что Он исходит только от Отца, говоря: Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26).

Через Господа Иисуса Христа, Сына Божия, пришло к людям знание о Боге как о Троице. Это знание Он дал нам не в виде философского учения, но в виде явления Отца и Сына и Святого Духа. Эти явления и действия Бога живого в трех Ипостасях Его – реальность. Реальность – явление Отца на Иордане и на Фаворе. Реальность – чудесное воплощение Сына Божия, и Его деяния, и страдания, и воскресение. Реальность и явление Духа Святого апостолам и Его действие в них, в святых, в праведниках, во всей Церкви Божией от начала и доныне. Присно и вовеки – один Бог, один Царь вечный, одна сила, одна слава, одна любовь, одна радость, один свет, одна сущность – один Бог.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle