святитель Николай Сербский (Велимирович)

О болезни

И болезнь может стать серьезной причиной перемены человеческой судьбы. Вопреки бытующему мнению, что болезнь – чистое зло, Церковь опытно знает, что болезнь тела служит лекарством души. В годы войны один военный, известный как вор, лишился рассудка. Прежде чем это с ним случилось, он смеялся над своими добропорядочными знакомыми, которые говорили, что война – это страшное чистилище и солдат на войне должен вести себя чисто и свято. Он говорил: о, у них «водянка мозга», – и крал из неприятельских домов деньги, ковры, посуду, ювелирные украшения, тащил все с жадностью барсука, с ненасытностью полевой мыши. Вернувшись домой, он подал в отставку с государственной службы, объяснив, что у него достаточно средств, чтобы мирно и счастливо наслаждаться жизнью. И начал легкую разгульную жизнь, упиваясь ею. Но спустя несколько месяцев его разбил паралич, он слег в постель, полностью неподвижный. Прошло восемь лет, все награбленное имущество, предназначенное для пожизненного праздного веселья, он издержал на пожизненную болезнь.

Когда он отдал и продал все на лечение, его неимущие соседи Христа ради приходили и служили ему. Его долгая телесная болезнь принесла плод, она исцелила его бесстыдную душу. Последние два года он беспрестанно плакал и молился Богу. Исповедовал свои грехи каждому посетителю, говоря, что эта болезнь к его спасению, что без нее он никогда бы не узнал о Боге и душе. Он полагал свою болезнь не наказанием, а божественным лекарством. Причастившись Святых Таин, он тихо, с выражением светлого блаженства на лице, отошел ко Господу.

Причина болезни и смерти одна – грех. Как не властна над праведным болезнь, так же смерть над ним не властна. Чада человеческие, смерть не что иное, как болезнь. Да восстанет властвующий над грехом и да будет властвовать над болезнью. И будет исцелять больных и воскрешать мертвых. Безгрешность означает обилие жизни, а греховность – ее оскудение. Если приметесь бросать угли на траву зеленую, угли погаснут и не загорится трава; траву же, лишённую соков жизненных, выжгут угли раскаленные. Бессильней углей перед травой зеленой – болезнь перед праведным. Праведник имеет полноту жизни и отдает ее, грешник мало соков жизненных имеет и похищает их. В ком обилие жизни, тому еще дается – так море полнится водами впадающими. В ком мало жизни, отнимается и то малое. И чем больше похищает, тем меньше иметь будет.

Тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всегда, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией. Не беспокойся о том, что наши близкие будут страдать из-за нашей тяжкой болезни: эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца нашего.

«Не боюсь смерти, но боюсь тяжелой предсмертной болезни!» Многие так думают. Но настоящие христиане думают иначе: они полностью предаются воле Божией, ибо знают, что болезнь посылается для очищения души. А кто любит чистоту, разве боится воды? Телесную боль перед смертью попускает нам Творец, словно ледяные и горячие струи воды, омывающие наши души. А если это так, для чего же нам желать внезапной безболезненной смерти? Многие праведники страдали перед смертью, и кроткий Иаков болел перед разлукой с этим миром, и певец покаяния царь Давид. Если были наказуемы болезнью те, кто с Богом разговаривал, что же тогда остается великим грешникам? Некоторые святые молились Богу, чтобы Он послал им болезнь, чтобы смерть не пришла без предупреждения, и они не умерли без покаяния, чтобы не оставить этот мир прежде, чем горечь страданий уничтожит собой всякое воспоминание о плотских удовольствиях. В Писании сказано: Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12:6). Следовательно, тех, кого не наказывает, неохотно принимает. Вспомни предсмертные страдания Спасителя. Вспомни страдания святых апостолов, пророков и мучеников. Вспомни о них, вспомни о тысячах неизвестных, каждый день умирающих на больничных койках, и отбрось всякий страх болезни. Жди терпеливо, а если она придет, прими ее как дар Божий.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle