святитель Николай Сербский (Велимирович)

О смерти

Великим станешь, когда мысленно превратишь себя в ничто, когда духом вознесешься к Духу бескрайнему, бесконечному и посмотришь на себя с той высоты беспристрастно, как смотришь на все, что окружает тебя; когда с той высоты увидишь себя как мертвеца, как прах; когда сроднишься с бессмертием и Жизнью Вечной. Тебе откроется бессилие и тщета смерти; увидишь саму смерть в прошлом – в прошлом, без настоящего и будущего. Тогда смерть, постоянно угрожающая разлучить тебя с телом, будет не страшнее ветра, уносящего твою шляпу. Ибо ты узнаешь, что душа может жить без тела, как голова – без шляпы.

Среди безмолвия неба и земли ожесточенно спорят земные мудрецы: «Что есть материя и что есть дух?» А смерть, восседая на гробах, твердит: «Материя есть тесто, дух – закваска, вы – хлеб, а я – гость».

Непомраченный и чистый разум говорит, что водоворот жизни не завершается смертью. С незапамятных времен люди предчувствовали, что смерть не точка, а запятая. Все народы, даже находясь в языческой тьме, предчувствовали существование жизни после смерти. Античные поэты и философы писали о печали человеческой души в аду, в полутьме, в полужизни. Египтяне умащали мертвые тела разными бальзамами и смолами, чтобы сохранить их для другой жизни. Продолжение жизни после смерти и Суд Правды, который постигает в земной жизни не каждого, всегда казались непомраченной человеческой совести чем-то естественным и необходимым.

Справедлив ли Бог? Более чем справедлив. Милостив ли Бог? Более чем милостив. Разве не справедливость и милость, когда Он забирает твое чадо, чтобы не мучилось больше здесь, и вводит его в царские палаты? Если бы земной царь позвал твое чадо в свой дворец, чтобы там растить и воспитывать, ты бы с радостью его отпустила. А любой земной царь всего лишь смертный человек, и когда он умрет, твое дитя может быть изгнанным из дворца. А Небесный Царь не умрет. И твое чадо ожидает там вечное счастье, какое невозможно ни описать, ни выразить. Поклонимся Господу Богу, Хозяину жизни и смерти, и предадим себя Его святой воле. И будем готовиться к тому, чтобы удостоиться встречи в Царстве Небесном с нашими праведными близкими, будем готовиться так, как нас Церковь учит, а особенно – молитвой и милостыней. Аминь.

Сегодня мы поминаем усопших. О Боже, сколько живых среди мёртвых и сколько мертвых среди живых! Ты один знаешь, Ты считаешь, Ты оценишь. Прости всех и спаси всех. Да превзойдет милость Твоя, Господи, все грехи и весь наш позор. О, что есть человек? Верхушки колосьев, как говорит Иов, которые срезает рука Божия (Иов 24:24). Что же остается? Солома. Что уносит невидимая рука? Колос. Душа принадлежит Тебе, Господи, тело – земле. Каждый при делении забирает свое: тело – земля, душу – Господь.

Мудрый человек думает о смерти и пока здоров, не говоря уже о болезни. В этом царстве умирания нет ничего реальнее смерти. Сказал Господь безумному богачу, который строил планы о том, как еще разбогатеть: Безумный! завтра возьму душу твою от тебя, а чье будет сокровище твое? (Ср.: Лк. 12:20).

Часто слышишь разговоры о внезапной смерти. Говорят, что уж если она неизбежна, то пусть наступит внезапно и вдруг прервет жизнь. Лучше так, чем страдать от болезни и заставлять страдать других. Ожидаемая смерть страшнее внезапной. Не следует желать внезапной смерти – следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. Так учит Церковь. Существует много канонических молитв, в которых мы просим Господа сохранить нас от всяких бед, к которым причислена и внезапная смерть. Но Тот, в Чьей власти и жизнь и смерть, действует по Своему святому Промыслу на пользу всякой человеческой душе, забирает ли Он ее из сего мира внезапно или оставляет до времени здесь. Иногда Он настигает внезапной смертью грешников, иногда, но реже, и праведников. Посылая грешникам внезапную смерть, Господь преследует две цели: наказание грешника и назидание другим. Как это произошло после смерти Анании и Сапфиры: великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян. 5:1). О известном валаамском старце Никите рассказывают, что он очень боялся внезапной смерти и постоянно молился, чтобы Господь послал ему перед смертью долгую и тяжелую болезнь, чтобы, как он говорил, «терпением болезни умилостивить праведного Судию, того, Который, если захочет, посчитает мое терпение вместо добрых дел, которых у меня нет».

Как нужно ожидать смерть? Так же, как воин перед битвой. Или как ученик, который усердно готовится к уроку, ожидая, что учитель каждую минуту может вызвать его. Об ожидании смертного часа напоминает нам Господь в притче о легкомысленном богаче, который строил новые амбары и готовился к долгому земному благоденствию, но вдруг услышал: в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12:20). Почему ожидание смерти – величайшее ожидание, достойное человека? Потому что оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру. Когда одного благочестивого и доброго человека спросили, что в его жизни более всего понуждало его к труду и добродетели, он ответил: смерть.

Неверующие боятся смерти, ибо видят в ней уничтожение жизни. Многие верующие боятся смерти, потому что считают, что не исполнили свое послушание в этом мире: не поставили детей на ноги или не закончили начатое. Даже некоторые святые испытывали страх в смертный час. Когда ангелы спустились, чтобы принять душу святого Сисоя, этот небесный человек молился, чтобы они оставили его еще немного в этой жизни, чтобы он мог покаяться и подготовиться к иной жизни. Вернее, святые боялись не смерти, а суда Божия после смерти. И это единственный оправданный страх христианина, который твердо верит в вечную жизнь и Божий суд. Страх совершенно уместный: не страх смерти, но страх своей неподготовленности к вечной жизни. Страх своей душевной нечистоты. Ибо нечистые не узрят Бога и жизнь истинную на святых небесах.

Часто смерть человека бывает похожа на самого человека. То есть какова его жизнь, такова бывает и его смерть. Как правило, убийца принимает насильственную смерть: кто поднимет меч, от меча погибнет (Мф. 26:52). Недавно умер один мой знакомый старый священник. Он не болел, в субботу вечером служил молебен о больных, а наутро, в воскресенье, упокоился. Он всю жизнь был тихим и кротким, такой была и его смерть. Он был великим молитвенником и с молитвой простился с этим миром. Приведу еще один пример. Один человек утаил чужие деньги и закопал их под липой в своем саду. С тех пор как он это сделал, он стал бояться той липы. Однажды он взял секиру и решил срубить ее, но не успел: в это время на него напали грабители и стали требовать денег. Он не дал денег, и его повесили на той липе. И снова подтвердилось слово Божие: Чего страшится нечестивый, то и постигнет его (Притч. 10:24).


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle