святитель Николай Сербский (Велимирович)

Об искушениях современности и мирских страхах

Когда цивилизация делается преградой между Богом и человеком, становится на службу зла, она сокращает плоды жатвы Господней для Небесного Царства. Тогда Господь меняет обстоятельства в пользу умножения жатвы и в ущерб цивилизации, ибо для Него главное – жатва. И обращает Он смех в рыдания и башни в развалины, чтобы привлечь души человеческие к Себе.

Западные народы постепенно отпадали от Христа и в последнее время исключили его из всех сфер деятельности – национальных и государственных, ограничили Его присутствие храмом, у Него, Который после Своего славного воскресения из гроба сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), – у Него ослепленные люди отняли всякую власть, и не только власть, всякое влияние в образовании, в обществе, в политике и искусстве, в человеческих и международных отношениях, в науке, в литературе – во всем. Но с Богом не шутят. Всякий раз, когда люди – гости за Божией трапезой, теряли честь, следовало наказание как предостережение Хозяина. Последние мировые войны – вот два страшных предостережения Божия нынешнему поколению. Пусть же христианские народы падут на колени перед оскорблённым Христом и вернут Ему ту власть, честь, славу и поклонение, которые принадлежат только Ему. Так и вы делайте, братья православные, если хотите избежать третьей мировой войны, страшнее двух минувших.

Современные науки соревнуются в том, какая сильнее ударит по учению Христа. Это – бунт грубых служанок против своей госпожи, бунт светских наук против небесной науки Христа, так как с абсолютной точностью было сказано апостолом: называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1:22).

Психотерапия в наше время вошла в моду на Западе как наука «спасения». Но тут между священниками и учеными снова возникает извечное недоумение относительно силы Божией. С одной стороны, интеллектуалы требовали от Христа в храме знака или чуда, чтобы Ему поверить, а с другой – спрашивали друг друга: Что нам делать? Этот Человек много чудес творит (Ин. 11:47). Подобным образом ведут себя современные психотерапевты. В то время как некоторые из них в качестве избавления от недугов, рекомендуют самовнушение, другие наряду с ним советуют прибегать и к молитве. Неужели этот вопрос смутит нас, православных? Неужели и мы заслужим укор Господа нашего, обращенный к саддукеям: согрешаете, не зная Писания и силы Божией! (Мф. 22:39; Мк. 12:24).

Сегодня существует немало психотерапевтов и психоаналитиков, которые объясняют сознательное – подсознательным, подсознательное – Божественным, а материальное – духовным. Вот что говорит профессор Юнг из Цюриха, один из известнейших психоаналитиков и оппонентов печально известного Фрейда: «Увеличились наши знания, но не увеличился наш интеллектуальный потенциал. Умножились знания, но не увеличилась наша мудрость» («Психология бессознательного»). А вот слова доктора Винфреда Родса, другого психотерапевта: «Лечение разума и души много важнее лечения тела» («Личность, с которой ты должен жить»). Эти слова напоминают слова Иоанна Златоуста, когда мы читаем его суровые нравственные проповеди. Ибо Православная Церковь исконно, на протяжении всего времени своего существования, была носителем такого учения, но на значительно высшем духовном уровне.

Оно учитывало не только улучшение физического здоровья (что преимущественно составляет цель современных психотерапевтов), но прежде всего подготовку к Царству Небесному и вечной жизни.

Век девятнадцатый, век Каиафы, вновь распял Христа. Век двадцатый – век синедриона, собранного из иуд крещеных и иуд некрещеных. Этот синедрион объявил, что Христос мертв навеки и не воскресал. Стоит ли удивляться, братья, что европейцев постигло невиданное наказание, бичевание до крови и костей, до мозга костей – бичевание бунтами, революциями и войнами?

Кто же тогда победитель, если не кесарь, не понтифик и не философ антихристианской Европы? Победители – русский мужик и сербский крестьянин, по словам Христовым: кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9:48). Кто был самым незаметным, неизвестным и меньшим в девятнадцатом веке, веке великого Бонапарта, и непогрешимого Пия, и неприступного Ницше, кто, если не русский мужик – паломник по святым местам и сербский крестьянин – ратник против полумесяца и освободитель Балкан? Ах, братья мои, держитесь вечных победителей, а не вечно побежденных. Давайте держаться рыбарей и мучеников, а не Ирода, Пилата и Каиафы, как тогда, так и теперь и во веки веков. Аминь.

Последний ли ныне век? Кому это ведомо? Ибо Он сказал: день и час тот никто не знает, ни ангелы небесные, никто, кроме Отца Моего (Мф. 24:36; Мк. 13:32). Последняя ли это брань против Христа? Даже если и последняя! Если и последняя, именно поэтому возрадуемся и возвеселимся! Ибо пусть эта последняя брань будет самой жестокой, но венцы славы будут самыми светлыми. Последняя брань будет означать последнюю и окончательную великую победу Агнца. Кто из христиан не желал бы всем сердцем стать участником этой победы из побед?

Сетуешь, что после войны не осталось героев и героизма. Послевоенное поколение напоминает тебе стаю пиявок, присосавшихся к земным наслаждениям, выросших на крови балканских героев и мучеников. Но разве война прекратилась? Да, война продолжается, но ведется она уже не с помощью мечей или пушек, а тайно, незримо: битва идет за спасение душ человеческих. Кто-то борется с болезнями, кто-то – с искушениями, кто-то – за совесть и честь, кто-то – за слабых и беспомощных, и тому подобное. А где борьба, там и герои. Если герои эти не видны всем и всюду, не значит, что их нет. Они есть, их много. Они есть в домах, на улицах, в больницах, на полях. Ибо героизм – привилегия не только генералов жизни, но и ее рядовых.

Люди страдают от разобщённости. Современный человек отчужден от ближних и не может называть их братьями. Человек одинок. Человек осиротел, ибо если нет родных на небесах, нет их и на земле. Не помнящие родства братья делят земное благо и никак не поделят. Враждующим кажется несправедливым любой раздел. Признание единого для всех Отца, восстановление братства между людьми – этого ждет Отец Небесный от Своих детей. Он и сейчас мог бы посетовать, как когда-то: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис. 1:2). Блаженны сохранившие верность, ибо они никогда не будут одинокими, сиротами без Отца и братьев. Блаженны они, ибо познают родство людей Божиих, которое выше братства. Познают единство во Христе. Это высшее родство есть единство, подобное единству Бога в Троице, – нераздельное и неслиянное единство. Чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17:11) – вот последнее желание Христа. Об этом говорит Сын Отцу Духом Святым. Вот вершина родства людей, вершина совершенства.

Сострадаете детям в эти тяжелые времена, когда детскую душу всюду подстерегают соблазны. Система ценностей пошатнулась, кругом противоречия – все это, словно ледяной ветер, пронизывает детскую душу в школе, дома, на улице. Вы размышляете о создании новой педагогической системы, которая защитила бы детей от всех современных соблазнов и искушений. Однако, Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное (Мф. 18:3). То есть Господь подчеркивает необходимость воспитания не детей, а взрослых и показывает способ их воспитания, совсем простой способ – брать пример с детей. Но Он сказал и о том, как следует воспитывать детей, тоже очень просто: пустите детей приходить ко Мне (Мф. 19:14). Пусть только придут к Нему, а их воспитание – Его дело. Единственная задача родителей – пустить детей к Нему.

Ты готов оставить веру отцов и уйти в секту! Почему? Потому что они выдают бесплатно книги и помогают своим членам деньгами. Но почему же ты не спросишь себя: за чей счет издают они свои книги? За свой или за чужой? Очевидно, не за свой, очевидно, что они покупают души за чужие деньги, и известно, что за каждую получают награду от своих хозяев. Не ради Христа дают, а ради личной прибыли. Они превратили веру в торг, и ты готов стать товаром. Знай, что таков обычай еретиков и раскольников – внешне казаться милосерднее православных. Даже царь Юлиан Отступник, отступивший от Христа, став язычником, щедро раздавал милостыню и хвалился, что он милосерднее христиан. Но христиане не принимали его милостыни, считая ее нечистой. Все, считающие себя христианами, должны стараться превосходить в милосердии иноверцев и еретиков, чтобы не позволить им соблазнять людей мнимым милосердием. Бойтесь сектантов, дары приносящих, бегите от них, как от огня. Они дают материальное, чтобы отнять духовное: бесплатными брошюрками они расшатывают совесть, подачками создают в народе раскол, отторгая некоторых от их единоверных братьев. А ты будь осторожнее и берегись. Береги душу от хищных волков в шкурах овечьих.

Пища отпавших от Истины – страхи мирские, миром рожденные, стали его игрушками, которыми он, как ребенок, забавляется. Дети Истины рождены от Истины и не боятся мертворожденных. Помоги мне, Господи, победить мир в себе, и легко мне будет победить его вне себя. Не возгоржусь победой своей над миром, ибо Твоя победа – не моя.

Говоришь, соседи тебя не любят. Каждое твое доброе дело высмеивают и перетолковывают. Поносят тебя всюду. И ты спрашиваешь в скорби, почему так, доколе. Потому что они не познали истину, не ищут ее, не желают ее. Они рабы лжи, ложных мыслей, ложных чувств, дурных привычек. Господь сказал: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). Это сказано и для твоих соседей. Если бы они познали истину, они радовались бы твоей доброте, как своей. Если бы они не были рабами того, кого Спаситель назвал отцом лжи (Ин. 8:44), они обладали бы божественной свободой видеть чисто, судить справедливо, радоваться каждому доброму человеку. Но это сказано и для тебя. Это есть святое слово Христово о познании истины как об условии свободы. Если ты познаешь истину глубже, чем знаешь ее сейчас, ты перестанешь обвинять тех, кто не любит тебя, поносит, высмеивает и мучает.

Пока ты не начал молиться, все любили тебя, а сейчас вдруг чувствуешь себя в доме, как во вражеском лагере. Раньше ты пил и курил, понемножку воровал, сквернословил, прогуливал работу, делал многое противное Богу и людям. И все-таки тогда домашние любили тебя. А теперь, когда ты пошел по пути правды, благочестия и молитвы, все бросаются на тебя, как осы. Радуйся, брат, стократно радуйся. Не видишь разве: евангельские события разыгрываются в твоем доме? В том доме, где еще недавно велись разговоры о налогах и поборах, о ворах и сообщниках, стали исполняться евангельские пророчества. История христианской Церкви разыгрывается в малом пространстве вашего дома. Вот пророчества Христовы, которые многократно сбывались на земле и теперь начинают сбываться в вашем доме: будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10:22); враги человеку – домашние его (Мф. 10:36); блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесъ; блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого (Лк. 6:21–22). Что может быть яснее этих пророчеств? И вот они исполняются сегодня, у твоего очага, на тебе. Потому принимай поношения не как поношения, а как ордена и награды. Сегодня ты последний в доме отца, но скоро первым станешь.

Возношения и поношения, приходящие к нам от людей, всегда приводят нашу душу в раздвоение: одна половина радуется возношению, другая печалится из-за поношений, ибо в таинственной глубине сознания мы понимаем, что ни возношение, ни поношение не говорят о нас всего. Трезво смотри и на крайние возношения, и на крайние поношения (ибо ты не заслуживаешь ни того ни другого), чтобы не взлететь тебе без крыльев или не утонуть в бездне отчаяния.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle