мученик Николай Варжанский

Оружие правды

5.О святости Церкви

«Святой», значит выделенный, отрезанный, не людям, но Богу принадлежащий. Слово «святой» принято понимать в смысле безгрешности потому, что, прилагалось всегда к Богу, а Бог безгрешен.

Что слово «святой» не означает «безгрешный» это видно изназвания святыми предметов, которые не могут грешить:

«Место святое» (Иис Нав. 5, 15).

Храм святой .(Пс.5, 8).

гора святая (Псал. 47, 2; 2Петр. 1, 18).

вода святая (Числ. 5, 17).

елей святой (Псал. 88, 21).

день свят (Неем. 8, 9).

Эти предметы называются святыми в смысле выделенности их из ряда подобных себе предметов особыми явлениями Божьими, особыми событиями и священнодействиями. Так и Церковь есть религиозное общество, выделенное из всех религиозных обществ особыми преимуществами и целью. Поэтому Церковь и называется святою, но не потому, что все члены Церкви безгрешны, как думают сектанты.

Безгрешных нет:

Господи, «Ты един свят!» (Откр. 15, 4).

«все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2).

«если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас» (1Иоан. 1, 8).

Спаситель научил всех христиан молиться Богу Отцу: «прости нам грехи наши» (Лук. 11, 4).

В Писании святою именуется и Церковь ветхозаветная, а это не означало безгрешности евреев, а лишь свидетельствовало, что общество израильское выделено из всех обществ и народов:

«Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его. Израиль владением Его» (Псал. 113, 1–2).

Господь говорил Израилю: «вы будете у Меня царством священников, народом святым» (Исх. 19, 6).

«будете у Меня людьми святыми» (Исх. 22, 31).

«ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7, 6).

Святой именно означает не безгрешный, но выделенный, отделенный:

3латоуст говорит: «свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147).

В Ветхом Завете не было никого безгрешного:

«Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть Праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» (Иов. 15, 14–16).

Церковь Христова свята, т.е. выделена из всех обществ. Об этом выделении ее пророчествовалось в Ветхом Завете:

«будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2, 2–3).

«есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее» (Песнь Пен. 6, 8–10).

Чем выделяется Церковь?

Во-первых, Церковь Христова выделена тем, что Глава Церкви – Христос, а не какой-либо человек:

Христос поставлен «Главою Церкви» (Ефес, 1, 22).

Во-вторых, Церковь имеет научение Христово, а не людское:

«Я передал им слово Твое... Освяти их истиною Твоею» (Иоан. 17, 14. 17).

Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15).

Чрез Церковь научение Христово стало известно не только на земле, но и на небе: «ныне соделалось известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Ефес. 3, 10).

В-третьих, Церковь выделена руководством Духа Божия:

«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Иоан. 14, 16. 26).

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 15, 26...; Иоан. 16, 13–14).

В-четвертых, Церковь выделена особом целью – совершенствованием своих членов до богоуподабления:

«будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 48).

«воля Божия есть освящение ваше» (1Фес. 4, 3–4).

«плод ваш есть святость» (Рим. 6, 22).

«старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12, 14)

«всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан. 3, 9).

«мы знаем, что всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога» (значит грех не к лицу нам, хотя и грешим), «и что мир во зле лежит» (и манит нас ко греху и злу). «Дети, храните себя от идолов (т.е. от языческого, идольского разврата) (1Иоан. 5, 18).

Церковь имеет все средства для достижения праведности и совершенства, дарованные Богом:

«от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Петр. 1. 3–4).

От человека пребывающего в обществе Христовом – Церкви, требуется усилие воли для спасения; требуется подвиг добродетели:

«Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук. 16, 16).

«Господи, – спрашивали Спасителя, – неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лук. 13, 24).

Со Христом Богом – подвижники веры: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).

Церковь состоит из верующих и стремящихся к праведности и совершенству, но не из совершенных и безгрешных:

«Царство Небесное силою берется, и употребляйте уише восхищают его» (Матф. 11, 12).

Апостолы не считали себя совершенными, но лишь стремящимися к праведности: «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну-ли и я, как достиг меня Христос. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести, высшего звания Божия во Христе Иисусе (Филип. 3, 12–14).

Даже «праведник едва спасается» (1Петр. 4, 18).

Не только в добродетели, но и в вере должно быть восхождение:

«в нем открывается правда Божия от веры в веру" (Рим. 1, 17).

В Церкви Христовой одни больше успевают в совершенствовании, а другие – меньше:

«В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2Тим. 2, 20).

Есть члены благообразные, неблаговидные, и слабейшие (1Кор. 12, 13–26).

По сему и награда будет различная:

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых» (1Кор. 15, 41–42).

Что в Церкви – не безгрешные, об этом и Господь притчами учнл:

Притча о плевелах выясняет, что в Церкви (41 ст.) будут до пришествия Господня и пшеница, и плевелы; то есть добродетельные и злодетельные (Матф. 13, 24–30; 37–43).

Притча о неводе, в котором была и хорошая, и плохая рыба, объясняет, что в Церкви – и хорошие, и дурные члены (Матф. 13, 47).

Притчею о 10 девах объясняется, что в Церкви нет безгрешных, ибо и разумные, и неразумные – все заснули (Матф. 25, 113).

На брачный пир царского сына, т.е. в Церковь Божию, пришли и благочестивые, и нечестивые: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (10 ст.). И здесь в Церкви (на брачном пире) некоторые продолжают огорчать Господа (напр., оставшиеся не в брачной одежде) (Матф. 22, 2–14)

Каково научение Господа, такова и действительность. Во всех посланиях Апостолы укоряют христиан за несовершенство и падение:

2 гл. – предрадсудки (Посл. ап. Иак.).

3 гл. – невоздержание языка (там же).

4 гл. – распри и вражды (там же).

5 гл. – грех Анании и Сапфиры (Деян.).

6 гл. – споры христиан из эллинов и из Иудеев (там же).

6 гл. – обида вдовиц (там же).

«Некоторые отвергнувшие имевшуюся у них веру «и добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей Александр», преданные апостолом сатане (1Тим. 1, 19–20).

Симон Волхв, хотя и крестился и получил Св. Духа, но согрешил (Деян. 8, 9–24).

Димас оставил меня, возлюбив нынешний век (2 Тим, 4, 10).

Огорчение в отношениях Апостолов между собою (Деян. 15, 36–39).

тяжбы и взаимные обиды (1Кор. 6, 1–6).

пьянство после Причастия (1Кор. 11, 21).

нечестие и незнание Бога (1Кор. 15, 34).

Согрешающих, – научает апостол, – должно «обличать», «запрещать», «увещевать со всяким долготерпением». Если все безгрешны, зачем это? (2Тим. 4, 2).

Все послания ап. Павла обличают греховность христиан:

«многие поступают, как враги креста Христова» (Филип. ,3, 18).

даже Апостолы лицемерят (Гал. 2, 12–13).

Церкви в Откровении изображены согрешающими (Откр. 2, 3 глл.).

Все христиане должны мыслить (понимать) о себе, что они многогрешные и ничего не стоющие:

«вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие, потому что сделал, что должны были сделать» (Лук. 17, 10).

Всякий православный христианин сознает, что он сделал далеко не все, что угодно Богу и посему у него постоянное покаянное сознание. Сектанты не признают своей греховности, а считают, себя безгрешными. Что же они за христиане, если они не имеют сознатя христианского? Они – горделивые язычники и мытари, преслушавшие Церковь (Матф. 18, 17)!

Разбор возражений сектантов

Сектанты штундо-баптиты, пашковцы-евангелисты, адвентисты и многие другие говорят, что Господь Иисус спас их, простивши им грехи; они уже прощены, грехов не имеют и не грешат. Они, де, и составляют Церковь святую, т.е. общество безгрешных.

Сектанты говорят: Ефес 2, 8–9: «благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, – Божий дар: не от дел, чтобы ни кто не хвалился».

Мы, – заключили сектанты, – уже спасены, значит грехов нет у нас, и ничего нам больше не нужно: мы – святая Церковь Христова.

Православный ответ: Ефес. 2, 8–9: означает, что Господь даровал нам все необходимое для спасения, но это еще не значит, что мы обязательно это используем и необходимо спасемся.

Рим. 8, 24: «мы спасены в надежде», говорит апостол, т.е. имеем надежду, что Господь помилует нас, потому что все уверовавшие спасутся, если правильно будут веровать и воспользуются обильными дарами благодати Божией, как говорит ап. Павел: 1Кор. 15, 1–2: «напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». Также и в другом месте говорит апостол Колос. 1, 22–23: Господь положил, чтобы представить вас святыми и непорочными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере, и не отпадаете от надежды благовествования». Так что далеко еще неизвестно, кто что получит на суде Божием. Посему и называют себя Апостолы спасающимися, а не спасенными: Деян. 2, 47: Господь ежедневно принимал спасаемых к Церкви.

Сектанты говорят: Мы уже спасены, и нас не будут судить: Иоан. 3, 18: «Верующий в Него не судится»...

Православный ответ: «Не судится» – означает, что не подлежит наказанию за неверие в Сына Божия, но судиться все будут – и праведники, и грешники, как сказано: 2Кор. 5, 10: « Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он сделал, живя в теле – доброе или худое».

Сектанты говорят: верующие не будут судиться: Иоан. 5, 24: «слушающий слово Мое, и верующий в Пославшаго Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Православный ответ: Здесь опять то же слово Господне: «верующий на суд не приходит», т.е. не подлежит наказанию, но суд будет для всех, и для верующих, которые в Церкви. А что именно так должно разуметь, то это видно из слов ап. Петра, что суд начнется с Церкви Христовой, т.е. значит, с верующих: 1Петр. 4, 17–18: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви, ср. 1Тим. 3, 15). Если же с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божиюш? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

Сектанты говорят: Сектанты, самообольщаясь, думают, что они безгрешны и когда умрут, то надеются прямо в Рай попасть. Желая сбить православных, они спрашивают: «Если вы сейчас умрете, где ваша душа будет?»

Православный ответ: 2Кор. 5, 1–3: «знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное жилище; только бы нам, и одетым, не оказаться нагими».

Сектанты говорят: Ефес. 5, 25–27: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Истинная Церковь, – говорят сектанты, – не должна иметь согрешающих членов, а в Православной Церкви только грешники, поэтому она не истинная Церковь.

Православный ответ: Если Церковь должна состоять только из безгрешных, тогда и Церкви на земли не может быть, так как безгрешных нет, ибо «все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2) и «если говорим, что не имеем греха, – обманываем!, самих себя, и истины нет в нас» (1Иоан. 1,8).

В приводимом сектантами месте из Св. Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви (Ефес. 4, 13–16). В Церкви торжествующей будут они прославлены.

Сектанты говорят: Мы святы и спасены не по делам нашим, которых Богу ничего не прибавят. Мы спасены благодатью: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была уже благодатью.

Православный ответ: Здесь речь о делах закона Моисеева, который заменен «благодатью и истиною от Иисуса Христа» (Иоан. 1, 17). Закон Моисеев был лишь «детоводителем ко Христу» (Гал. 3, 24) и ветхозаветное исполнение закона при благодати излишне, однако, «подвигом добрым подвизаться» должно (2Тим. 4, 7), ибо не все говорящие: Господи! – спасутся, а исполняющее волю Отца Небесного (Матф. 7, 21). Нужны, значит, дела добродетели!

Сектанты говорят: 1Иоан. 1, 7: Нам ничего не нужно, потому что «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха», грехи наши омыты.

Православный ответ: Очищаются грехи только у тех, кто приобщается Крови Христовой «во оставление грехов» (Матф. 26, 28), но не у сектантов, которые не имеиот ни веры во всемогущество Бога, могущего питать нас Кровию. Кто говорит – не имею греха – лжец (1Иоан. 1, 8).

Сектанты говорят: Тит, 3, 4: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости.

Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» (4 ст.), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем (1Кор. 15, 1–2), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви.

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – несообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоревчивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних-ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор. 5, 9–13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1 Тим,–1,19–20; 2Тим. 2, 16–18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Св. Причастия (1Кор. 11, 21), а также грешили даже до незнания Бога (1Кор. 15, 34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Св. Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2Тим. 2, 16–18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит. 3, 10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (11 ст.).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор. 4, 5; 1Кор. 11, 31–32; 2Кор. 10, 7, 17, 18; Рим. 14, 2, 10, 12, 13; Иак. 4, 12; Иак. 2, 13; Гал. 6, 1, 2–5.


Комментарии для сайта Cackle