протоиерей Олег Стеняев

Беседа 12. День открытых дверей на Небесах. Кто достоин снять печати? Твое «личное дело» – в надежных руках!

Лихорадка праздничных дней прошла, и мы переходим к нормальному режиму нашей работы. Те, которые были в гостях, вернулись от родственников, те, которые нуждались в адаптации, адаптировались, мы вступаем в обычный режим, в режим нормальной христианской жизни.

Очень важно ничего не выделять в этой жизни, а если мы начинаем выделять какие-то события, какие-то вкусы, каких-то людей, то постепенно мы становимся слишком лицеприятными и слишком зависимыми от тех или иных обстоятельств.

Поэтому, как мы сегодня смотрели у пророка Исаии, праздники – это не лучшая пора в жизни человека, потому что мы не всегда используем благословение праздника. Чаще всего возможное благословение праздника оборачивается для нас неким греховным проклятьем (Ис.1:12–14).

Сегодня приступаем с вами к изучению 4 главы Откровения Иоанна Богослова. 4 глава содержит в себе начало нового видения, второго видения, изображения нового величественного зрелища, которое открывается перед святым взором Иоанна Богослова.

Начинается это видение следующими словами: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» (Откр.4:1). «Отверстая дверь» – это открытие божественных тайн, доступность небесной жизни для каждого, перед которым эти двери отверзаются. Святой Андрей Кесарийский говорит: «Отверзение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа». Мы все нуждаемся в том, чтобы Господь открыл бы нам дверь духовного познания, потому что самостоятельно понять тайны духовной жизни мы не можем.

Если вы внимательно смотрели телевизор эти последние дни, читали газеты, слушали радио, то вы, наверное, обратили внимание на то, что в мире происходят страшные изменения. Например, отделяются огромные льдины, до 3000 км, – ученые никогда раньше подобного не видели, – и они двигаются, эти льдины, к теплым морям, в сторону экватора.

Огромное цунами, которое стерло множество и множество населенных пунктов в районе Тихого океана. Те места, которые считались самыми курортными, райскими местами для туристов, превратились в ад, и огромное количество людей погибло. Причем это цунами, как говорят ученые, произошло потому, что земная кора резко обрушилась, и огромный кусок этой коры медленно приближается к ядру нашей планеты. Поэтому будут происходить смещения пластов, и землетрясения могут возникнуть даже там, где их никогда не было.

Если мы с вами откроем Евангелие от Матфея, то можем найти такие слова, Господь предсказывал о последних днях, – это 24 глава, 7-й стих: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф.24:7). Кто-то из вас может сказать:

– Ну, почему землетрясение может являться признаком кончины века? Ведь землетрясения были всегда.

Современные ученые говорят: да, но таких землетрясений никогда не было. По крайней мере, люди не помнят, чтобы такие ужасные землетрясения были в разных концах земного шара. То цунами, которое было в Таиланде, сравнимо по своей мощи с тем, как будто бы взорвалось несколько сот ядерных бомб; и вы видите, как резко поменялся климат: в России – потепление, в Америке – совершенно неожиданные холода. Ученые говорят о том, что, возможно, ось земли сместилась. О смещении земной оси в Писании сказано: «потрясу небо, и земля сдвинется с места своего» (Ис.13:13). Сейчас многие ученые уже открыто говорят, что мир вступает в завершающую фазу. Пингвины двинулись в те земли, куда никогда не ходили. Птицы тоже пришли в движение. Весь животный мир напуган. В Подмосковье – недавно показывали передачу – коровы перестают давать молоко.

Мир природы более чутко реагирует на катаклизмы, которые происходят на планете. У нас не выпал снег: озимые есть, а снега нет, если так будет продолжаться, то будут глады, о которых мы тоже прочитали; землетрясения, глады и моры, эпидемии. Эпидемии уже начинаются: там, где погибло очень много людей во время цунами, от этих трупов начинается эпидемия. Ученые уже сейчас говорят, что от эпидемий может погибнуть такое же количество людей, как от страшного цунами. То есть мир действительно входит в стадию некой апокалипсичности, и скоро мы ощутим это и на себе.

И вот эти слова: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» (Откр.4:1) – это слова надежды о том, что Господь не оставит верующих даже в самый тяжелый момент их жизни. Ведь именно во время наших духовных испытаний, даже греховных потрясений, Господь дает нам новый свет откровения. Как и святые Отцы учат, что Бог иногда попускает нам уйти от него, чтобы мы поняли, что мы не можем жить без Бога. Вот это – великая истина, которую надо понять.

И когда Бог посещает мир тяжелыми испытаниями – это свидетельство Его внимания к этому миру. В 3 главе Книги Откровения, 19–20 стихи, сказано: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Сотни тысяч людей погибли – разве это не есть стук Божьей руки в закрытую дверь сего мира? Сотни тысяч людей еще погибнут от разных болезней, которые будут в тех местах в результате эпидемий. вызванных гниющими телами. Это тоже будет стук в закрытую дверь этого мира. Климат меняется на планете; и вы видите наводнение в Англии, наводнение в Прибалтике, казалось, вот-вот – и наводнение охватит Санкт-Петербург. Бог стучится в дверь этого мира. Она закрыта, но это отношение мира к Богу.

Отношение Бога к нам другое, с Его стороны дверь открыта. Как мы сегодня читаем: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр.4:1). Вот эти слова: «прежний голос, который я слышал как бы звук трубы»Андрей Кесарийский поясняет так: «Труба – мощный голос открывающего». Разве не мощный голос – вот эти ужасные катаклизмы, которые обрушились на мир? Разве это не мощный глас Божьего призыва к совести всего рода человеческого? Вы видите, какие социальные потрясения сейчас происходят в обществе. Помните, в течение нескольких месяцев пожилых людей обманывали. По телевизору выступали какие-то люди и говорили от их имени:

– Лучше мы получим деньги и сами решим, какие лекарства купить, сами решим, куда поехать.

И сейчас толпы обманутых пенсионеров выходят на улицы городов, они устраивают митинги, перекрывают трассы, потому что дьявол использует лукавых людей для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в обществе. Алчные люди, для которых богатство означает всё, обманывают самых беззащитных, самых обездоленных, самых малообеспеченных людей. Но при этом, наглые люди, они заявляют о том, что это все делается для счастья людей, для их блага. Люди отказываются от льгот, остаются с деньгами, эти деньги превращаются в ничто, они раз от разу обесцениваются. Если льготы представляли для пожилых людей реальную ценность, то те деньги, с которыми они теперь остались, их могут и не дать, а если даже и дадут, и прибавку дадут, инфляция всё это съест, и они превратятся в бумагу. Любые «льготные», и «выгодные» предложения со стороны властей надо воспринимать, как очередную попытку залесть и в без того нищий карман, собственных граждан. Их надо выслушивать и делать все наоборот.

Существуют проблемы и с самим пенсионным обеспечением.

Мизерный размер российских пенсий – притча во языцех. Несмотря на десяти-двадцатипроцентные увеличения, как царские подарки народу, жить на пенсию можно лишь на грани нищеты. Традиционный ответ чиновников Пенсионного фонда России (ПФР) и Министерства труда и социального развития на этот вопрос:

– Денег нет, собираем все, что можем, но жить надо по средствам.

Главная причина мизерных пенсий – двойная бухгалтерия, которую применяют ПФР и Минсоцразвития. Любое юридическое лицо – предприятие, учреждение, организация – отчисляет в ПФР 29% от начисленной зарплаты сотрудников. Далее: в стране – 66 миллионов работающих и 33 миллиона пенсионеров, получающих трудовые пенсии. Если число работающих в два раза больше числа пенсионеров, казалось бы, средняя пенсия должна составлять 58% от средней зарплаты. Но этого не происходит, потому что пенсионеров обворовывает их собственное государство.

Социальные потрясения, экологические потрясения, нравственно-моральные потрясения… Я слышал, как по телевидению выступал нарколог из Воронежа, и говорил, что за эти десять дней праздника умерло огромнейшее количество людей в Воронеже, это информация только по одному конкретному городу. По таким крупным городам, как Санкт-Петербург, Москва, подобная информация засекречена. Я спрашивал у своих знакомых работников прокуратуры, МВД. Оказывается, на пьяной почве было совершено огромное количество убийств, очень много самоубийств, многие попали в дома для сумасшедших. Вам нужны такие праздники? Я думаю, такие праздники никому не нужны. Сказано: «…праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!» (Ис.1:13).

Люди не способны духовно возвыситься до торжеств Рождества, до торжеств религиозных, поэтому для них даже святое может превратиться в повод для греха. Как пророк Исаия и сказал: «праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!» (Ис.1:13), но лукавые люди всё делают так, чтобы жизнь дестабилизировалась, и возникает вопрос: зачем им это надо? У них есть цель – они ждут, когда придет сын дьявола. И когда придет этот человек, он предложит погибающему человечеству выход из экологического кризиса, выход из социального кризиса, из нравственно-религиозного кризиса. И люди увидят результаты, и люди поверят ему, и люди пойдут за ним, не замечая того, что они идут за антихристом. Именно от нравственной, моральной, социальной безысходности люди пойдут за антихристом, за сыном дьявола.

Некоторые ученые считают, что смещение коры земного шара можно делать и искусственным путем. Делается направленный взрыв под водой в тех местах, где эти огромные пласты соединяются, и, где надо, искусственно организуются ужасные цунами и землетрясения. Может происходить все что угодно.

Сейчас против нашей страны идет бактериологическая война. Импортные продукты, которые приходят в нашу страну, содержат в себе всевозможные добавки. Это – настоящая бактериологическая война. Люди вкушают эти продукты, результат наступает не сразу, но постепенно образуются раковые клетки, другие заболевания.

То есть, мы все находимся в фазе третьей мировой войны. И это уже некая такая апокалипсическая реальность, которую невозможно не замечать. Сейчас в этом мире никто не чувствует себя защищенным. В Таиланд на Новый год съехались очень богатые люди, туда путевка очень дорого стоит, но они оказались совершенно не защищенными, эти обеспеченные люди. Никто сейчас не может сказать, что он полностью защищен и у него есть гарантия от всевозможных трудностей. Отверзшиеся небеса, открытое небо – вот для нас залог духовного спокойствия.

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда…» Андрей Кесарийский поясняет: «Словами “взойди сюда” повелевается слушателю отрешится совершенно от земных помыслов и обратиться к небесному». Давайте и мы сейчас по возможности отрешимся от земных помыслов для того, чтобы обратиться к небесному, потому что Господь хочет показать через Книгу Откровения то, чему надлежит быть вскоре.

И мы читаем 2 стих 4 главы: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр.4:2). Андрей Кесарийский поясняет: «Услышав голос, исполненный духа, я увидел престол, которым обозначается Божье успокоение во святых, и Он почивает на них как на престоле». Когда Господь восседает на престоле – это значит, что Господь совершил некое действие. Вот если мы с вами откроем Книгу Бытие, 2 главу, во втором стихе здесь сказано следующее: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). Вот это слово «почил» можно воспринять как «воссел на престоле», то есть когда Господь совершает некий этап в судьбах мира, в судьбах вселенной, в судьбах всего духовного космоса, Он почиет, Он восседает на троне славы, на престоле славы.

И вот, пораженный этим чудом, Иоанн рассматривает Его. Сейчас мы будем повторять некоторые тексты, которые изучали ранее: «и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу» (Откр.4:3–6). Этот текст мы уже с вами внимательно рассматривали, но сегодня мы повторим то, что мы учили, для того чтобы тот разрыв во времени, который у нас был, был восполнен.

Господь сидит на Своем престоле. Он в окружении двадцати четырех старцев. Мы говорили с вами о том, что двадцать четыре старца – это двенадцать патриархов еврейского народа, дети Иакова, Израиля, и двенадцать апостолов Агнца, апостолов Иисуса Христа. «И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр.4:6–7) – это символ вечного Евангелия. Видите, что означают открытые врата? Открытые врата на небе – это когда мы изучаем Святое Евангелие.

Как открыть эти врата? Придя домой, вы можете взять Святое Евангелие и начать читать. Это будет означать, что для вас отверзлись врата, но войти в эти небесные врата истин Святого Евангелия вы сможете, если только будете в Духе, как об Иоанне Богослове сказано, что он был в Духе. Сказано: «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:15).

Далее дается описание этого удивительного видения, которое совпадает с описаниями древних пророков Божиих. И на последнем занятии мы смотрели эти тексты из Ветхого Завета и сообразовывали их с текстами Нового Завета. И теперь мы читаем 5 главу.

Итак, небо открыто. Открытое небо – это проповедь Евангелия. Когда Евангелие читается за Божественной Литургией, это особый момент, это всегда делается при открытии царских врат. Это символ того, что спасение дается каждому человеку. 5 глава начинается словами: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (Откр.5:1). По изъяснению святого Андрея Кесарийского и других святых Отцов, под книгой, виденной святым Иоанном Богословом, следует разуметь премудрость Божию, премудрую Божию память, в которую вписано всё, а также и глубину Божественных судеб. – Это и Книга Закона Божия, в которой Бог определил, что хорошо, а что плохо для нас. Ибо в Библии содержаться, как запретительные, так и разрешительные заповеди.

Древние говорили: чтобы человеку не грешить, ему надо всегда помнить о том, что над ним есть око видящее, ухо слышащее и книга памятная перед лицом Божиим, в которую записываются все наши деяния. Эта книга пишется и сейчас. И Бог видит, что сейчас вы находитесь не перед телевизором, не на рынке. Господь видит, что сейчас вы находитесь в храме Божьем. И вы остались в храме Божьем для того, чтобы изучать Его святое слово, чтобы постигнуть Его волю, потому что для вас святое слово Господа – это есть руководство к действию, которое дано каждому из нас.

Также мы читаем об этой книге, которая написана «внутри и отвне». То есть, она говорит как о том, что происходит в этом мире, так и о том, как поступки этого мира отображаются в мире ином, в мире духовном. Сказано, что она запечатана «семью печатями». Что значит «печать»? Печать – это то, что никто не может сам по себе и сам от себя разрешить. Сказано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2Пет.1:19–20).

Ориген, писал: «Что за книгу видел Иоанн, написанную внутри и отвне? И запечатанную, так что никто “ни раскрыть сию книгу, ни посмотреть ее, ни снять печати ее” (Откр.5:2) не может, а только “лев от колена Иудина, корень Давидов” (Откр.5:5), имеющий ключ Давида, “который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит” (Откр.3:7)? Это означает, что все Писание явлено через эту книгу: написанное отвне – обычное его понимание, внутри – потаенное и духовное» (Ориген, II век)

.

Если наши дела – злые дела, добрые дела – запечатлены в этой книге Божией, нам надо что-то изменить. Надо что-то исправить в этом личном досье, которое заведено на нас на Небесах. Потому что если эти записи там останутся, останется то дурное, что было в нашей жизни, то мы окажемся самыми несчастными людьми на земле. Если никто не изгладит этих записей о наших грехах, то нам ничто не поможет. Молимся мы, не молимся, постимся, не постимся, – своими делами мы ничего не можем изменить. Когда апостолы спрашивали, кто может спастись, Господь прямо сказал: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:26).

«Сказано, что до сих пор никто не найден достойным ни на небе, что означает, что это превосходит и возможности ангелов. Не потому, что ангелы не знали о том, что грядет таинство воплощения Господа и воздаяния, но потому, что это нельзя исполнить природе ангельской. Ибо Сын Божий должен был искупить людей, приняв истинную человеческую природу, и Сам пожелал исполнить все. Посему Исаия говорит: “Не ангел, не вестник, но Сам Господь спасал их”. “Ни на земле” – то есть никто из совершенно праведных, в жизни сей пребывающих. Ибо для возрождения человека нужна была помощь лишь Самого Творца» (Примасий, VI век).

И мы читаем 2 стих 5 главы: «И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Откр.5:2) Это – крик отчаяния. Кто же снимет печати с этой памятной книги и изгладит поступки нашей прежней жизни из этой книги? «И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог…» (Откр.5:2–3). Вы слышите, братья и сестры? «И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее». Никто.

И смотрите, что об этом пишет Андрей Кесарийский: «То есть ни Ангелы, ни люди», – ни святые праведники, угодники, никто из людей. «ни ангелы», – это значит ни Архангелы, ни Херувимы, ни Серафимы. «Ни Ангелы, ни люди, сущие во плоти, ни святые, разрешенные от нее, – то есть без плоти, – не достигли полного ведения судеб Божества, кроме Агнца Божия, то есть Господа нашего Иисуса Христа, который своим Пришествием дал исполнение сказанным ранее о нем пророчествам». Какие удивительные слова! Есть только один Спаситель. Спасет ли Ангел? Нет. Архангел? Нет. Херувим, Серафим? Спасет ли святой, живущий во плоти или живущий без плоти, как рассуждает Андрей Кесарийский? Нет, никто не спасет. Человек не спасет ни себя, ни другого, потому что он не может снять эти печати, и он не может открыть эту книгу памятную и хотя бы что-нибудь изгладить из нее. А для того, чтобы нам спастись, надо чтобы то «личное дело», которое на нас заведено, если говорить на современном языке, оно было изменено. И изменено совершенно официально, легитимно.

Дьявол и его сын антихрист хотя и не наделены правом суда, так как сами осуждены, все же пытаются восхитеть себе то что к ним отношения не имеет. И чрез Закон Божий, порою пытаются ввергнуть нашу душу в уныние. Собственно говоря, тот, кто имитирует Спасителя Христа и есть антихрист.

«Господь и Спаситель наш Христос Иисус, Сын Божий, за Его царское и славное достоинство предвозвещен был, как лев; подобным же образом и антихриста предсказало Писание, как льва, за его качества тирана и насильника. Да и вообще во всем обольститель пожелает уподобиться Сыну Божию. Лев – Христос, лев и антихрист; царь – Христос, царь, хотя земной, – и антихрист. Явился Спаситель, как агнец; подобным же образом и тот появится, как агнец, хотя внутри будет оставаться волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот (не все с этим согласны – О.С.). Послал Господь апостолов ко всем народам – подобным же образом пошлет и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель своих рассеянных овец – подобным же образом соберет и тот рассеянный народ Иудейский. Дал Господь печать верующим в Него – подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь – в образе человека придет и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм – восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме» (Ипполит Римский, III век).

И мы читаем, как восклицает Иоанн Богослов: «И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее» (Откр.5:4). Он плакал, потому что он тоже считал себя грешником, и он знал, что в этой памятной книге Божьей записаны и его преступления. Он много плакал.

И далее говорится: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр.5:5). Лев от колена Иудина. Иудино колено – это царское колено дома Давидова. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называется сын Давидов, сын Аврамов. Вот Он – лев от колена Давидова, вот один, Кто может снять печати, – это Сын Божий. Как сказано: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12) – это имя Господа нашего Иисуса Христа. Никакой святой, никакой Ангел, никто ничего не сделает, они могут только умолять Сына Божия, и если Он что-то предпримет, только тогда ситуация может измениться. Мы ничего не можем исправить в судьбах наших родных и близких, мы можем молиться за них, и если Агнец Божий примет наши молитвы, тогда что-то может измениться в лучшую сторону.

И вот, какие радостные слова, что есть «лев от колена Иудина, корень Давидов», то есть смысл дома Давидова, Он «победил, и может раскрыть сию книгу»! Где Господь одержал победу? Где Агнец Божий, Сын Божий совершил победу, такую победу, которая дает Ему право снять печати с памятной Божьей книги и полностью пересмотреть «дело» каждого из нас. Эту победу Он одержал на Голгофском Кресте, когда в страшных страданиях, в страшных муках на Кресте Он, принявший на Себя грехи всего мира, воскликнул: «совершилось!» (Ин.19:30).

Свершилась победа, и оказался скованным грех. Он рукописание нашего греха, как сказано в одном из посланий апостола Павла, «пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14). Вы слышите, где теперь страницы из этой памятной книги? Они прибиты крепко гвоздями к Голгофскому Кресту. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Если бы ты один жил грешник на земле, – вы знаете, как я люблю повторять эти слова, – ради тебя одного Сын Божий пришел бы и умер». Поэтому тебе не надо сейчас гадать, если ты истинный христианин, добрый христианин, как решается твоя судьба на Небесах. Если ты крещеный православный человек, это значит, что ты омыт Кровью Иисуса Христа. Если ты миропомазанный православный человек, это значит, что ты запечатлен Духом Святым, ты уже имеешь печати Духа Святого, не те печати, которые на памятной книге Божьей, которые для того, чтобы ничего в ней нельзя было исправить, но те печати, которые исправляют жизнь каждого из нас, дают возможность каждому из нас жить так, чтобы мы стяжали благодать Духа Святаго.

Давайте посмотрим толкование Андрея Кесарийского, он восклицает по поводу пятого стиха, он повторяет этот стих, но уже как бы изнутри: «Не плачь, – говорит, – потому что если книга недоступна для Ангелов, то ее может раскрыть Бог, вочеловечивыйся ради людей, Который по Своему Человечеству есть корень Давидов, а по Своему Божеству Творец всего». Видите, невозможное для Ангела, Архангела, Херувима, Серафима, святого, праведного, пророка – возможно только для Сына Божия, Который по Своему вочеловечиванию – из корня Давидова, а по Своему Божеству – Творец всего. Ибо в Писании сказано: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол.1:16). Вот источник нашего спасения! Взирайте, взирайте «на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:2). Вот на Кого мы должны взирать в минуту отчаяния, в минуту духовного падения, в минуту религиозного кризиса, когда мы терпим кораблекрушение в вере.

Православная религия – это религия очень конкретная. Она настолько самобытна, что ее можно назвать самостоятельной религией, и для нас источник нашего спасения – это не римский папа, как для католиков. Для нас источником нашего спасения является не правильно понятый догмат, как у протестантов, а сама Личность Сына Божия, Который воплотился «нас ради человек и нашего ради спасения». То есть, мы спасаемся не через иерархию, не через познания в вере, а самой живой жизнью во Христе, которой живут и священники, и миряне и в которой сохраняется чистота нашей догматики. И без Христа нет истинного священства, без Христа нет истинных догматов, без Христа мы – ничто.

И мы читаем далее: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей» (Откр.5:6).

Истолковывая значение слова «Агнец», Ориген настаивает, что умереть за нас мог только Истинный Человек:

«Если мы рассмотрим сказанное Иоанном, указующего на Иисуса и говорящего: “вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира” (Ин.1:29), что утверждало домостроительство воплотившегося Сына Божьего в жизнь людей, – нам нужно было бы признать, что Агнец – не кто иной, как живой человек. Ибо как “овца веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Ис.53:7), говоря: “Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание” (Иер.11:19). Именно поэтому и в Апокалипсисе увиденный Агнец стоял как бы закланый. Этот закланный Агнец, рожденный согласно определенному таинственному замыслу, – очиститеьная жертва всего мира. По человеколюбию Отца [Он] искупил нас, продавшихся в рабство грехам, Своей кровью» (Ориген, II век).

Владыка Аверкий говорит: «Семь рогов – это символ Его крепости».

Давайте посмотрим Пс.74, стих 11, здесь сказано: «все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Пс.74:11). То есть, на каждый удар против нас со стороны врага Господь отвечает адекватным ударом. Вот что и означают эти слова: «имеющий семь рогов и семь очей». Владыка Аверкий говорит: «Семь очей означают, как тут же объяснено, семь духов Божиих, посланных во всю землю, то есть семь даров Святаго Духа, почивающих во Христе, как помазанники Божии, о чем говорили еще святой пророк Исаия и святой пророк Захария». Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Число семь, как я вам часто объясняю, – это число неопределенной полноты.

Бог видит всех – и своих и чужих. Всеведение Божие охватывает всю вселенную. Есть звезды, от которых, как говорят ученые, свет до нас идет миллионы и миллионы лет, а в Писании сказано, что Господь «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс.146:4), то есть о каждом Своем творении Он имеет намерение, Он всё знает. Он владеет всей информацией.

Итак, Он имеет семь рогов, чтобы, как сказано в Псалтири, как бы бодаться против лукавого и на каждый его натиск отвечать уверенным ударом. Он имеет семь очей, Он знает все твои нужды, Он знает все твои проблемы, самые сокровенные твои проблемы, даже те, которые ты никому не решаешься доверить. Он их знает, и Он будет принимать в них участие, и Он уже принимает в них участие. Человек не случайно оказывается в храме. Тем более не случайно посещает занятия по изучению Божественного Откровения, что очень важно.

И далее сказано: «…которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу…» (Откр.5:6–7). Вы слышите, братья и сестры? Он взял эту книгу, недоступную ни для Ангелов, ни для святых, и Своим Воскресением приоткрыл тайну нашего вечного спасения! И теперь в Книги Откровения мы зрим воскресшего на Небесах.

«Иоанн называет Господа Агнцем по причине Его невинности и благодетельности. Ибо как агнец ежегодным приношением руна доставляет благо, так и Господь “открывает руку Свою и насыщает все живущее по благоволению” (Пс.144:16). Так же называет Его и пророчество, гласящее устами Исаии: “как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен” (Ис.53:7), и Иеремии: “А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, [что они составляют замыслы против меня]” (Иер.11:19). Был же Он Агнцем не закланным, но как бы закланным. Ведь Христос воскрес, поправ смерть и опустошив ад от удерживавшихся в нем душ, поскольку Его смерть не была смертью по твердой неотменимости, но смертью, тотчас, же усеченной благодаря воскресению. Затем, после воскресения, Господь явил знаки смерти: отпечатки гвоздей, животворящее Свое тело, обагренное кровью, согласно тому, что говорил Исаия от лица святых ангелов: “Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в полном точиле?” (Ис.63:2). Поэтому как бы закланным Он предстал в видении» (Экумений, VI век).

Откр.5:7–8. «И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых».

Он взял, если хочешь, твое «личное дело» в Свои руки. Он будет пересматривать твое «личное дело» и «личное дело» каждого человека, живущего на земле. Памятная книга Божья теперь в Его руках. Это значит, что мы должны быть спокойны, мы должны прямо сейчас ощутить это спокойствие, потому что наше «дело» в надежных руках.

Вы только представьте себе: на вас завел уголовное «дело» ваш личный враг, который вас ненавидит, и вдруг ваш друг забрал у него это «дело», и не просто друг, а Который доказал Свою дружбу Своими страданиями, Своей смертью. Сказано: «…рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14). Теперь Он будет решать ваши проблемы, а Он уже и решил их на Кресте. Разве Он не доказал Свою любовь к нам, когда пролил Свою драгоценную Кровь? Боже мой, какое счастье! Мое «личное дело» – оно в руках Господа, «дело» каждого из вас решается теперь Им, любящим, Сыном Божиим, Агнцем Божиим, о Ком сказано: «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). «Нет изменения и ни тени перемены» – это очень важно осознать.

Представь себе книгу, в которой все твои грехи записаны, и представь, что произойдет, если ее прочитает кто-то из твоих домашних… Наверное, они перестанут с тобой разговаривать и общаться. А представь себе, что книгу обо всех твоих делах опубликуют и издадут большим тиражом. Тогда тебя, наверное, с работы прогонят и в храм не будут пускать. Но она в очень надежных руках, эта книга, она как раз в тех руках, в которых она должна быть. Святой не мог бы понести эту книгу, Ангел не мог бы. Она была в руках у Бога Отца, и из рук Бога Отца Сын взял ее. Чем Он взял? Своими руками. Теми руками, которые имеют язвы от гвоздей – это знаки любви Сына Божия по отношению к нам.

И вы видите, какая радость начинается на небе: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь» (Откр.5:8–9) – посмотрите, какая радость! Власть над миром больше не принадлежит дьяволу и его приспешникам. Осуществляется чаяние Молитвы Господней: «да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Наступает Триумф – ТЕОКРАТИИ.

«И Господь сказал: “Все предано Мне Отцем Моим” (Мф.11:27), – Тем, очевидно, Который все сотворил, ибо Он предал Ему не чужое, но Свое, собственное. А во всем ничто не исключено, и поэтому Он есть Судия живых, мертвых, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит. Ибо никто ни на небе, ни на земле, ни под землею не мог открыть книгу Отца и видеть ее, кроме Агнца, закланного и Своею кровью искупившего нас, Который от Него же, все создавшего Словом Своим и устроившего Премудростью Своею, получил власть над всем, когда “Слово стало плотью” (Ин.1:4), чтобы как Слово Божие имело начальство на небесах, так имело начальство и на земле – потому что Он был человек праведный, “который греха не совершил, и не обрелось никакого обмана в устах Его” (1Пет.2:22), – чтобы имело начальство и над тем, что под землею, Само сделавшись “первенцем из мертвых” (Кол.1:18). Чтобы все, как я уже сказал, видели своего Царя, и чтобы свет Отца сошел на плоть Господа нашего и от Его сияющей плоти перешел на нас, и таким образом человек, окруженный Отчим светом, получил нетление» (Ириней Лионский, II век).

Мы недавно читали, что они горько плакали, горько плакали о том, кто же откроет книгу? Сам Иоанн Богослов говорит о себе: «И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного» (Откр.5:4).

Здесь плач сменился на радость. Те, которые имеют гусли, играют на гуслях, «и золотые чаши, полные фимиама» Золотые чаши, полные фимиама, каждения, которые суть молитвы святых, подняты перед Богом, и все поют новую песнь, они все поют новую песнь. Это действительно ликование!

«Жертвенники являются для нас примером каждого из праведников, откуда истинно и духовно возносится благоухающий фимиам – молитвы, исходящие от чистой совести. Поэтому сказано у Иоанна в Апокалипсисе: фимиам – это молитвы святых, и у псалмопевца: “Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое” (Пс.140:2). Изображения же и подобающие жертвенные дары Богу не ремесленными художниками изготовляются, но Словом Божиим освещаются и принимают в нас образ добродетели, подобия, достигнутые прежде всякого творения, в котором есть [подобие] справедливости, благоразумия, мужества, мудрости, благочестия и примеры других добродетелей» (Ориген, II век).

Но триумф он, же означает и память, какою ценою приобретено спасение и создано новое священство не по плоти (иудеи), а по духу (христиане).

«Гусли, натянутые на дерево, обозначали тело Христа, преданное страданию, – то есть плоть Христа. Золотые чаши – исповедание и поколение нового священства» (Викторин Петавийский, нач. IV века).

Какие же слова этой песни? – «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5:9–10). Мне кажется, к таким словам ничего нельзя прибавить. Я просто перечитаю их еще один раз. «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан»… Был ли за нас кто-то заклан из Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов? Нет. Был ли кто-нибудь из святых, понесших грехи мира на себе? Нет. «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

В Православной Церкви есть учение о всеобщем царственном достоинстве каждого православного христианина. Есть сугубое царственное достоинство, когда человека помазывают в цари. А чем его помазывают? Святым миром. Правильно? А вас разве не помазывали святым миром? Помазывали. Вы – тоже царственное достоинство Божие. А цари – они сугубое достоинство, их два раза помазывают. Но вы также и народ священный, каждый из вас может молится дома, читая утренние и вечерние молитвы, матери могут благословлять своих детей, отцы благословляют своих детей, мужья благословляют своих жен. Семья называется домашней церковью. Итак, мы видим, братья и сестры, поистине мы соделались царственным священством Богу нашему.

И далее сказано: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев» (Откр.5:11). Все пришло в движение от этой радости! «и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» – никто не может определить их число. Такое ликование началось на небе, такое торжество!

Откр.5:12–13. «Которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков».

Как же Земная Церковь может присоединится к ликованию Церкви Небесной; и вославить Его за дар спасения? Как мы воспоем Его, и что кроме фимиама вещественного можем предложить Ему, особенно тогда когда приступаем к Его Телу и Крови?

«Нам подобает искать Господа как в сиянии света добрых дел, так и в исполненной благодати духовной молитве. Поэтому, хорошо поступили женщины, о которых рассказывают, что они придя рано утром ко гробу, принесли с собой приготовленные ароматы. Наши ароматы – это наши голоса в молитве, в которой мы вверяем Господу желания нашего сердца, что подтверждает апостол Иоанн, описывая чистейшие, самые сокровенные желания святых: “имели, – говорит он, – золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых”.

Что по-гречески зовется ароматами, по-латыни – благовония. Таким образом, мы приносим рано утром ароматы ко гробу Господню, вспоминая о страданиях и смерти, которые Он претерпел за нас, и внешне являем ближним свет добрых дел, в то время как внутри наше сердце охвачено чистым и ласковым пламенем покаяния. Так следует поступать постоянно, но в особенности, когда мы входим в церковь для молитвы и когда приближаемся к алтарю, чтобы принять таинство Тела и Крови Господа» (Беда Достопочтенный, VIII век).

И последний стих 5 главы начинается такими словами: «И четыре животных говорили: аминь» (Откр.5:14). Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна подтверждают эту истину: Сын Божий умер за наши грехи. Вот почему сказано: «И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5:14). Патриархи Ветхого Завета, двенадцать сыновей Иакова кланяются, это поклонение совершается от лица всех ветхозаветных людей. И двенадцать апостолов Иисуса Христа кланяются, совершая поклонение от всех новозаветных людей, – а значит, и от нас с вами, – благодаря Бога за великую милость дарованного нам спасения.

Итак, на этом заканчивается наша сегодняшняя беседа, мы сегодня вернулись к изучению 4 главы, рассмотрели 5 главу, и если мы будем живы и Господь позволит, то в следующее воскресенье мы начнем с вами изучение 6 главы Книги Откровения Иоанна Богослова.

Спаси вас всех Христос!



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 12. Видение жены и дракона протоиерей Геннадий Фаст

2. Толкование на Апокалипсис (полный перевод всех глав) священномученик Викторин Петавийский

3. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

4. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава X профессор Александр Павлович Лопухин

5. Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов Сергей Васильевич Кохомский

6. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ архиепископ Аверкий (Таушев)

7. Школа выживания: человек в мире соблазнов – Беседы о праведном Аврааме протоиерей Олег Стеняев

8. Толкование на Апокалипсис – Глава седьмая иерей Даниил Сысоев

9. Объяснение апостольских чтений на Литургии во все воскресные дни года – № 9. Неделя пятая Великого поста протоиерей Василий Михайловский

10. Сокровенный мир Православия – ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ священник Валерий Духанин

Комментарии для сайта Cackle