протоиерей Олег Стеняев

Беседа 13. Конь белый: с дьяволом не играем! Конь рыжий: прошло лето, наступает зима – копите хлеб духовный. Конь вороной: надо быть достойным болезни! Не пасите самих себя.

Братья и сестры! Сегодня мы продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова, и мы с вами будем сегодня просматривать текст 6 главы. 6 глава начинается следующими словами: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей…» (Откр.6:1).

«Снятие печатей, как сказано нами, это раскрытие пророчеств Ветхого Завета и предсказание того, что произойдет в будущем, о котором хотя пророческое Писание и говорит [через снятие] единичной печати, однако пророчество обретает порядок, когда открыты сразу все печати… Одно из животных – потому что все четыре суть одно. Иди же и смотри: иди – говориться приглашенным к вере, а смотри – тому, кто не видел… То, что книга закрыта и запечатана, обозначает отчужденность людей, о которых в ней написано, и затворение их уст для всякого оправдания перед Богом, согласно сказанному выше. Стало быть, частичное снятие печатей знаменует постепенное восстановление близости к Богу и расположенности возле Него, каковую нам обеспечил Единородный, когда вочеловечился и собственными благими деяниями исправил наши заблуждения» (Викторин Петавийский, IV век).

Архиепископ Аверкий поясняет: «Под самим вскрытием печатей следует понимать исполнение божественных определений сыном Божиим, предавшим Себя как агнца на заклание».

На прошлом занятии мы с вами обратили внимание на то, что, по истолкованию Андрея Кесарийского, никто – ни Ангел, ни святой, ни праведный, ни Архангел, ни Херувим, ни Серафим – не мог взять из рук Бога Отца памятную книгу, в которой записаны все наши дурные и все наши хорошие поступки, то есть то, что условно можно назвать «личным делом», которое на Небесах заведено на нас. И как я вам говорил в прошлый раз, если досье на вас находится в руках человека, который к вам относится злонамеренно, то можно сказать, что с вами ситуация решена не в вашу пользу. Весь компромат на вас, если он окажется в руках человека, плохо относящегося к вам, – это серьезная проблема! Но эту книгу взял Тот, Который пришел в этот мир «нас ради человек и нашего ради спасения». И Андрей Кесарийский очень четко поясняет, что эта книга, памятная Божья книга, была взята Сыном Божиим из рук Бога Отца, потому что Сын Божий Своею Кровью изгладил все наши грехи, все наши преступления. Поэтому то, что можно было бы назвать компроматом на каждого из нас в День Суда, всё это уничтожено Кровью Иисуса Христа, Агнца Божия. Именно поэтому владыка Аверкий поясняет: «Под самим вскрытием печатей следует понимать исполнение Божественных определений Сыном Божиим, предавшим Себя как агнца на заклание».

Если мы с вами откроем Послание к Римлянам святого апостола Павла – к этому Посланию мы часто обращаемся, – то здесь мы найдем такие слова: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим.3:20). И далее сказано: «Но ныне, независимо от закона (то есть независимо от наших грешных и наших праведных дел, – О.С.), явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа…» (Рим.3:21–22) И ниже, в 28 стихе этой же главы, апостол Павел говорит: «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28). В 24 стихе этой же главы Павел восклицает: «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24).

Итак, то, что для нас сделал Агнец Божий, имеет исключительное значение.

Здесь нам надо немножко поговорить о природе Бога, чтобы понять, что произошло с нашими грехами, которые мы с вами еще не совершили. Природа Бога такова, я об этом неоднократно говорил: у Него нет прошлого, у Него нет будущего, у Него всегда настоящее, Он не связан временем и пространством так, как каждый из нас. Поэтому то Искупление, которое совершил Агнец Божий, оно распространяется не только на те наши грехи, которые мы совершили до Крещения, до последней нашей Исповеди, но это искупление распространяется и на те грехи, которые будут совершаться даже теми людьми, которые еще не родились, которые придут в этот мир, если Господь еще будет продлевать судьбы мира. Если бы Иисус Христос не был Богом, то это означало бы, что Он существовал во времени и пространстве, а это значит, что Он мог бы умереть только за своих современников, и это означало бы, что Его Жертва не могла бы иметь значение для нас. Но так как мы исповедуем во Иисусе Христе Богочеловека, Сына Божия, то невозможное для человеков оказывается возможным для Бога. Бог простил твой грех, который ты еще не совершил.

Но сразу возникает вопрос: а зачем тогда Исповедь? Исповедь – это твое согласие на то, что Бог делает для тебя. Бог не лишает нас свободной воли. Каждый из нас наделен свободной волей.

Представьте себе такую ситуацию: по улицам города ходит человек без определенного места жительства, – что называется, бомж, – он плохо одет, он давно не мылся, от него плохо пахнет, он голоден. И вдруг его узнали, к нему подошли и говорят:

– Ты знаешь, на твой счет в банке положена огромная сумма денег, тебе надо только зайти в банк, только показать свой паспорт, и ты лишишься своей проблемы.

Но этот человек говорит:

– Я не верю в это. Я не согласен с вами. Никто не мог на мое имя положить такие огромные деньги в банк. Я не пойду в банк.

Вот точно так же себя ведут нераскаянные грешники. Они не хотят идти в церковь, они не хотят идти на Исповедь, они не хотят креститься, при этом многие из них допускают мысль о существовании Бога. Но почему они не хотят воспользоваться тем богатством Божьего прощения, которое нам даруется во Иисусе Христе? Потому, что дьявол внушил им мысль, что Бог – жестокий деспот, что Бог – тиран, Который сидит на Небе и только и ждет, когда мы совершим что-то дурное, чтобы нас наказать. Дьявол клевещет на Бога.

Но давайте зададим себе вопрос: а знаем ли мы характер Бога? Однажды апостолы спросили Иисуса Христа, точнее, Филипп попросил Его:

«Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8).

И что ответил Сын Божий? Он сказал:

«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин.14:9)

В Писании сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Что Он нам явил? Он нам показал характер Бога. Иисус Христос, Сын Божий, исцелял больных, воскрешал мертвых, прощал грешникам их грехи. Этим самым Он показывал характер Бога, Он раскрыл любвеобильную сущность Бога. В Библии есть один из золотых стихов, он звучит так: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Сын Божий являет нам любвеобильный характер Бога Отца, и кто после этого может сомневаться в том, что Бог любит нас! Я напомню слова, которые я, может, очень часто привожу во время наших занятий. В истолковании святителя Иоанна Златоуста на 113 псалом сказано, что Бог любит нас больше, чем мы любим себя, Бог любит нас больше, чем любят нас родные и близкие, Бог любит нас больше, чем Он любит самого Себя, ибо ради нас Он отдал Сына Своего Единородного в Жертву.

Итак, осознаем, что такое любовь Божья. Я знаю, что некоторые из вас приезжают из дальних районов Москвы на занятия школы, я знаю, что некоторые стоят раннюю литургию с своем храме, потом едут сюда. Любовь к слову Божию – это то качество, которое должен развить в себе каждый верующий. Потому что без изучения слова Божия мы не смогли бы понять характер Бога. Мы оставались бы в состоянии неправильного представления о Боге.

И мы читаем далее: «…и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» (Откр.6:1). По-славянски «иди и виждь». Андрей Кесарийский поясняет: «И между сущими на Небесах существует благой порядок, нисходящий от высших чинов к низшим, ибо первый голос, повелевающий Ангелу, таинственно изображающему видение, он услышал от одного из четырех животных, льва. Первое животное, лев, как я думаю, указывает на царственную власть апостолов над демонами, так как о них сказано: “ты поставишь их князьями по всей земле”». Вот такое толкование мы находим у Андрея Кесарийского: апостолы – как львы, демоны боятся их.

А вы знаете, что демоны боятся вас? Святые Отцы учат: «Когда ты, христианин, после причастия выходишь из храма, бесы в ужасе разбегаются от тебя, ты для них страшен, как лев, ибо в тебе присутствует Тело и Кровь Сына Божия». Итак, мы видим, что на Небесах царит порядок, удивительный, стройный порядок, который называется небесной иерархией. Это порядок, который существует во взаимоотношениях между духовными личностями, которые любят друг друга.

И далее сказано: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр.6:2). Святые Отцы поясняют: «Победоносный всадник первого явления, сидевший на белом коне, означает первоначальную Церковь Христову; белизна коня означает войну, но не кровавую, не убийственную войну, войну против заблуждений, нечестия и разврата».

«Под сим конем у апостолов и пророков истины можно понимать Церковь, благодатью ставшую белее снега, и всадник ее – Христос. Посему ей сказано чрез пророка: “Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные” (Авв.3:8); посему сказано, что держит она стрелу, в которой следует видеть проповедь Слова Божьего, ибо она может, пронзив душу человека, принести плод веры. Потому написано: “остры и могущественны стрелы Твои… народы падут пред Тобою” (Пс.44:6). В этих словах – победный венец проповедникам» (Примасий, VI век).

Итак, «…конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» – такой была Церковь первых христиан. Они стремительно распространяли веру Христову по миру, так же быстро, как быстро конь скачет по полю. Они были чисты в своей жизни, как белизна этого коня, они разили языческие заблуждения стрелами Евангельской проповеди.

Это был удивительный мир, мир первых христиан. Не надо думать, что у них не было проблем, проблем у них хватало. Если вы читали Первое и Второе Послание апостола Павла Коринфянам, то вы из этих текстов могли увидеть, какие серьезные трудности были у тех христиан. Но это было связано с тем, что они пришли из язычества, они отошли от служения демонам. Язычество, идолопоклонство – это есть демонская религия. Апостол Павел учил, что в идолах скрывались бесы. И когда язычники кадили каменным статуям, когда они украшали их цветами, когда они омывали эти статуи и совершали разные другие обряды, проливали кровь животных перед этими статуями – это было служение бесам.

Многие язычники начала христианской эры не верили в своих богов, они считали, что это просто традиция. Они считали, что это просто национальный обряд, который надо исполнить. Наша молодежь сейчас заражается духом сатанизма. Вы знаете, что среди совсем юных в общеобразовательных школах очень распространен сатанизм. Они слушают сатанинскую музыку, они участвуют во всевозможных дискотеках, где люди делают разные непристойные движения, они поднимают свои пальцы в виде рогов и машут десницей. Для некоторых из них это игра. Некоторые из этих молодых людей не верят ни в существование Бога, ни в существование дьявола, для них это игра и форма протеста. Они хотят напугать своим поведением взрослых, но они не замечают того, что дьявол играет с ними. Дьявол играет с ними! Я читал в одном журнале статью о том, как в Италии, в Риме двух молодых людей, подростков, пригласили на сатанинское сборище, им сказали:

– Это будет как веселая игра. Как хеллоуин.

И когда они пришли, им сказали:

– Вот у нас гроб, ложитесь вдвоем в этот гроб.

Они легли.

– Мы сейчас, – сказал жрец, – будем делать мистерию, как будто мы вас убиваем.

И их стали слегка колоть кинжалами. Но как только сатанисты увидели кровь, дьявол начал свою игру, они не могли остановиться. Эти подростки, которые пришли, чтобы поиграть в сатанизм, пытались вырваться, но их удерживали и в конце концов их умертвили. Итальянское общество было в ужасе. Когда на суде этих сатанистов-убийц спрашивали:

– Почему вы это сделали?

Они говорили:

– Мы думали, что мы будем только понарошку выполнять эти обряды, мы только пугать их будем, но с нами что-то произошло, когда мы увидели кровь, с нами что-то произошло. Как будто кто-то начал действовать нашими руками.

Нельзя играть с дьяволом. Потому что он включается в эту игру, это очень опасное явление в нашей жизни.

И вот язычники древних времен – они все участвовали в этих мистериях. Мистерия – это некая игра, некий праздник. Они водили хороводы, но оканчивалось это трагически. Но вы видите, какой была первая Церковь. Она была чистой от скверны греховной. Это значит, что Бог силен вывести человека из любой демонической зависимости. Это значит, что Бог силен помочь и нашим современникам, которые одержимы злыми духами. Каждая христианская проповедь – это стрела, которая разит дух дьявола.

И мы читаем третий стих: «И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри» (Откр.6:3). Андрей Кесарийский объясняет это так: «Как сказано выше, первое животное означало апостольскую власть, а второй, телец, как я предполагаю, означает священные жертвы первых мучеников».

«Вторым же благодеянием Христовым, по каковому Он снял вторую печать с книги, дал разрешение нашему бесчестию и вернул нам возможность лицезрения Божества, было Его искушение и победа над искусителем. [Это произошло] не для того только, чтобы торжествовал Победитель, но чтобы и нечистый, покорившись, не стал уже “уязвлять ногу коня” (Быт.49:17) и ставить нам подножку на пути к Богу, но отпал бы и был изгнан подобающим подлому существу образом, и услышал бы от человека, которого некогда одолел, – пусть и был теперь в Нем Бог – “отойди, Сатана!” (Мф.4:10), и удалился бы с позором, и ныне познал бы свою собственную слабину – тот, кто по олицетворению Исаии похвалялся устроить свой престол на облаках и мнил, будто станет подобным Всевышнему» (Экумений, VI век).

Итак, Писание, когда говорит нам о первоначальной Церкви, говорит так: «иди и смотри». Иди и виждь. Христианская религия предлагает каждому человеку опытно убедиться в истинности святого Евангелия. Помните, как один из апостолов, это был Нафанаил, сказал:

– Что хорошего может быть из Назарета?

Когда ему сказали:

«Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин.1:45).

Он сказал:

«Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46)

Назарет – это был очень маленький городок, половина населения язычники.

И Нафанаилу было сказано: «Пойди и посмотри» (Иди и виждь) (Ин.1:46).

Отец Павел Флоренский в свой книге «Столп и утверждение истины», предлагает такое интересное рассуждение, он говорит: я слышал, что на Западе людей учат плавать на тренажерах. Ложится человек посреди комнаты, к ногам и к рукам присоединяют какие-то палки, и вот с помощью инструкторов, на некоем тренажере он учится плавать на полу комнаты. Апостол Павел, апостол Христов, учит нас, что мы всё должны познавать опытно. Он говорил, апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16). Так вот, отец Павел Флоренский, рассказав о том, что на Западе учат плавать на тренажерах, сказал: а не лучше ли войти в саму воду? И поплыть? И он добавил: православным нельзя стать по книгам, сидя в кабинете, православие – это жизнь.

Апостол Павел однажды воскликнул: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21). Только тогда для человека будет смерть приобретением, когда жизнь для него будет заключена в постижении личности Сына Божия Иисуса Христа.

Итак, снимается вторая печать, и нам предлагается идти и смотреть на Церковь мучеников. Как страдали христианские мученики. Повторюсь, что от них никогда не требовали прямого отречения от Иисуса Христа. Никогда не требовали. Прежде всего, потому, что язычники верили во всех богов вместе взятых. Язычники вообще считали, что чем больше богов почитать, тем лучше. В самый разгар гонений против христиан в римском сенате стояла золотая статуя Иисуса Христа. В самый разгар гонений. Римляне говорили христианам:

– Ну, мы же почитаем вашего Иисуса Христа. А почему вы не почитаете наших богов? Мы же отправляем каждую Пасху в Иерусалим агнца, от сената, от лица римского народа, чтобы в Иерусалимском храме была принесена жертва. За сенат, за императора, за римский народ. А почему вы не относитесь так же к нашим богам, к нашим обрядам, к нашим традициям?

Более того, я об этом неоднократно рассказывал, но сейчас в контексте этого повествования придется повториться. Язычники, античные язычники, они были страшными формалистами. Они говорили:

– Возьми вот зернышко, брось в огонь перед статуей императора или статуей языческого бога. Возьми кусочек ладана и брось. При этом можешь даже дунуть и плюнуть на эту статую. Но выполни то, что положено. И мы запишем в книге (была регистрационная книга для записи тех, кто проявил лояльность, выполнил обряд).

Как я уже сказал, сами язычники часто не верили в значимость своих богов, и иногда бывало так, что родственники-язычники приводили своих родственников-христиан на эти мероприятия, силой зажимали им в руку крупинку ладана или зернышко ароматического вещества какого-нибудь, совали их руку в огонь, думая, что от огня рука разожмется – и всё: галочку поставят, штампик, что все нормально, жертва принесена. Есть свидетельство древних христиан о том, что даже детские руки не разжимались, даже дети-христиане получали благодать Духа Святаго, и их руки обгорали до черноты, но так и не разжимались.

Церковь христианских мучеников – это Церковь, которая может являться примером для христиан последних времен. Дело в том, что в последние времена гонения будут хуже, чем те гонения, которые были во второй половине I века, во II веке, в III веке, в начале IV века. Потом гонения прекратились, когда императоры приняли христианство. О последних днях мы можем с вами прочитать в слове Божьем, чтобы это не было голословно. Это книга пророка Даниила, 12 глава, 1 стих, здесь сказано следующее: «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.1:12). Вы слышите? Наступят времена тяжкие, каких не было с тех пор, как существуют люди – то есть самые страшные гонения, они впереди. Именно поэтому нам важно запасаться духовным хлебом.

Помните историю о прекрасном Иосифе? Прекрасный, премудрый Иосиф был продан братьями в Египет за сребреники, и Бог открыл ему, что после плодородных лет наступят годы страшной засухи и страшного голода. И мудрый Иосиф по поручению фараона стал копить хлеб. Для чего? Чтобы народ мог выжить, когда наступят страшные времена засухи и голода. Мы сейчас должны копить духовный хлеб, потому что те времена, которые приближаются, – это будут времена духовного голода. Как сказано у пророка Амоса: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:12).

Что значит «не найдут слова Господня»? Я думаю, что Библия будет находиться в библиотеках, но правильного истолкования этого слова не будет. Будут арестованы и убиты священники, которые будут держаться правильного смысла Писания. Может быть, сейчас здесь присутствуют христианки и христиане, которые станут мучениками, один Бог знает. Может быть, не дай Бог, здесь присутствуют те, которые не выдержат мучений и отрекутся от Христа. Когда Книга Откровений говорит нам: «иди и виждь», «иди и смотри», как снимается вторая печать, как говорит второе животное, – это напоминание о временах мучеников.

Итак, белый конь – это символ первоначальной Церкви. Снятие второй печати, второе животное, телец, символизирует Церковь в период гонения.

И мы читаем далее: «И вышел другой конь, рыжий» (Откр.6:4). Кто такой «рыжий конь»? Может быть, это Чубайс? Давайте все-таки посмотрим Андрея Кесарийского, он пишет: «Рыжий конь означает или пролитую кровь или же сердечную ревность мучеников за имя Христово». Вы знаете, сейчас многие используют Книгу Откровение для того, чтобы найти объяснение любому событию. Кто-то рассматривает эту книгу и находит там Ельцина, кто-то находит там Горбачева, но мы с вами изучаем эту книгу по истолкованию святых Отцов, сообразуя тексты Книги Откровения с другими текстами Священного Писания. Так принято у православных.

Итак, «…другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр.6:4). Итак, Андрей Кесарийский говорит, что рыжий конь означает или пролитую кровь, или же сердечную ревность мучеников. «“И сидящему на нем дано взять мир с земли” – эти слова указывают на волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных», – так пишет Андрей Кесарийский. Итак, Господь иногда специально посылает нам испытания, забирает мир из нашей среды и рассматривает нас, как мы поведем себя в условиях войны, войны духовной, войны социальной, войны религиозной. Бог испытывает нас не потому, что Он не знает нас, Он это делает для того, чтобы показать нам самим наше действительное состояние.

Далее сказано: «и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». Здесь предлагается такое истолкование: «По снятии второй печати зрелище переменяется. На место белого коня является конь рыжий или красноватый, знамение кровопролития. Господь Бог предопределил Церкви Своей великие испытания, спокойствие ее скоро нарушилось». Да, великие испытания грядут. Как я вам рассказывал во время одного из прошедших занятий, один человек меня спросил:

– А когда же будет вот эта «свобода на малое время», расцвет Православия, как и Отцы святые говорили, что перед тяжелыми днями будет духовный подъем?

Я ответил этому человеку:

– А ты что, не заметил, что это время уже прошло? Ты что, не заметил, когда открывали храмы, когда открывали монастыри, когда Иван-колокол зазвонил в Кремле? Когда тысячи людей крестились, особенно когда было тысячелетие Крещения Руси? Когда тысячи людей венчались, когда открывались воскресные школы…

Я сказал этому человеку:

– Неужели ты не заметил?

И он испугался, он говорит:

– Неужели уже прошло все?..

Да, наступает зима, духовная зима. И те, которые эти дни христианской свободы использовали правильно, они сумеют пережить духовную зиму. Те, которые накопили духовные познания, те, которые часто участвовали в Таинствах Церкви, они смогут пережить лютые, тяжелые времена.

Вы знаете, что в Америке вторым лицом в государстве после президента Буша стала Кондолиза Райс? Эта та самая Скандализа Райс, которая где-то полгода назад заявила:

– Мир должен быть однополярным.

Она это заявила открыто, от лица Америки. То есть – должно быть одно место, откуда будут управлять всем земным шаром. И она сказала:

– Мы добьемся, что мир будет однополярным!

И вы видите, как они это делают в Афганистане, в Ираке, вы видите, как хитро они действуют. Мусульман они не могут обмануть революцией роз или оранжевой революцией, они их уничтожают бомбами.

Но что произошло в православной Грузии? Революция роз – ходили и раздавали розы всем, потом туда ввели натовских инструкторов. А правительство Грузии и сам президент Грузии получают зарплату в долларах из Америки, и они этого даже не скрывают. Понятно, кто теперь руководит этим уделом Божьей Матери, ведь Грузия – это удел Божьей Матери. И вы видите, что там происходит.

Вспомним наших братушек, болгар, когда эти «братушки» стали умолять Запад, чтобы их приняли в НАТО, когда эти «братушки»-болгары разрешали натовским самолетам пролетать через их территорию, чтобы бомбить православную Сербию.

Вспомним Сербию: они не могли с помощью бомб одолеть сербский народ, они просто сделали перевыборы президента. Милошевича убрали, поставили своего президента, который сдал Милошевича им.

Что произошло на Украине? Когда эти выборы происходили, Почаевская Лавра призывала всех православных молиться. Почаевская Лавра рассылала послания, воззвания, письма, чтобы все молились, чтобы не победили западенцы, и смотрите, трижды произошли там выборы – и трижды результаты голосований пересматривались, это лукавая система!

А знаете, кто следующий на очереди? Догадываетесь? У президента Путина последний срок, он выдвинет своего кандидата, а его не пропустят, навяжут американского кандидата, и толпы людей будут стоять на Тверской и будут кричать:

– Мы хотим жить, как американцы, мы хотим жить, как свободная Грузия!..

Там – революция роз, на Украине – оранжевая революция, здесь какую-нибудь голубую революцию предложат. И люди будут одеваться в разные шарфики, шапочки, платочками будут махать…

Дьявол очень хитро себя ведет. В Писании сказано, что у дьявола есть две стратегии: левиафан прямо бегущий, и левиафан изгибающийся. Прямо бегущий – это когда бомбы падают с неба, когда идет откровенная вражда. Левиафан изгибающийся – это когда Ющенко стоит и крестится, прикладывается к иконам, клянется в верности своему народу на Библии, говорит, что он православный, но мы знаем, что такое западная Украина, что такое Галиция. Сказано: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося… » (Ис.27:1).

Галиция никогда не была нашей землей, по крайней мере, за последние пятьсот лет. Это была или Речь Посполита, или Великое княжество Литовское, это была и Австро-Венгрия. Какой там славянский патриотизм-то? Люди, которые там живут, – униаты. Униаты – это православные, которые предали Православие и подчинились римскому папе. Когда началась так называемая перестройка, сразу более тысячи приходов Львовской епархии, Ивано-Франковской епархии, Тернопольской епархии отреклись от Православия. Несколько тысяч приходов со священниками и со всеми прихожанами! А эти священники учились на ваши деньги в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой Лавре, на ваши деньги они учились в Санкт-Петербургской духовной семинарии и в академиях Московского Патриархата. Но когда папа римский сказал:

– Назад. До мэне, – они стали отрекаться от Православия. Сейчас эта экспансия западной Украины идет на восточную Украину. Сейчас возникают католические приходы за Уралом, и за Уралом уже существуют католические епархии. В Новосибирске огромная католическая митрополия, миссионерский центр.

Военные базы НАТО окружают Россию, в Прибалтийских странах уже стоят. Туркестан, Таджикистан – американские военные базы. С кем они там хотят воевать? С Афганистаном, который они уже стерли с лица земли? С Ираком, где они разгромили иракскую армию? Сейчас они будут вводить свои войска на территорию Украины. Те рвутся в НАТО. В Грузии они уже давно нас окружили. Поэтому православный христианин сегодня – это воин духа. Мы не должны надеяться на наших правителей, в Писании сказано: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3). Поэтому наша сила должна заключаться в верности Православию.

То, что мы сейчас наблюдаем, – это распад великой Российской Империи. Ну, вот так неудачно мы с вами родились. Тяжело наблюдать своими глазами, как рушится великое государство, государство, которое созидалось трудами великих князей Киевских, великих князей Владимиро-Суздальских, великих князей и государей Московских, императорами града святого Петра. Все эти православные князья, цари, императоры собирали русские земли, собирали, а не расточали. Сейчас же мы видим, как отторгаются исконные наши земли. Киев – мать городов русских – оккупирован. Поэтому гонения, о которых говорится здесь, они могут иметь и точно имеют прямое отношение к нашим временам. «И сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч»

И мы читаем далее: «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри» (Откр.6:5). Иди и виждь. Андрей Кесарийский поясняет: «Я думаю, что под третьим животным нужно разуметь человека, означающего грехопадение людей и наказание их по воле Божьей за наклонность ко греху». Да, действительно, братья и сестры, если бы мы правильно молились, если бы мы правильно постились, если бы мы правильно воспитывали в вере отцов наших детей, то всего того ужаса, который мы сейчас наблюдаем на наших землях, мы бы не увидели. Господь гневается на нас, но знайте, братья и сестры, гнев Божий есть свидетельство Божественного внимания и проявление Божественной любви.

Кто из вас слушал вчерашнюю передачу на радио «Радонеж», то должен помнить: я там говорил слова о болезнях. Я напомню, скажу для тех, кто не слышал. Мне кажется, что если человек абсолютно здоров и у него нет совершенно никаких болезней, то это духовно мертвый человек. Когда я вижу этих розовощеких, накачанных, здоровых, сытых, богатых новых русских, мне кажется, что передо мною живые трупы. Всматриваешься в их глаза, а там хлад смерти, там жизнь не ощущается. И когда видишь бабушку, которая идет в храм, а у нее и тут болит, и тут болит, или видишь христианина, у которого лицо бледное, измученное, ты чувствуешь, что Бог заботится об этих людях. Через болезни, через страдания Бог уравновешивает наше духовное состояние. Знайте, если вы будете абсолютно здоровы, совершенно без проблем, – это значит, Бог перестал обращать на вас внимание. Если я начинаю задирать свою голову, если я начинаю превозноситься чрезвычайностью познаний, Господь мне дает приступ пиелонефрита – это у меня такая болезнь. Я сразу сгибаюсь, нос мой опускается книзу, и я говорю:

– Аллилуия, слава Богу!

Если кто-то слишком доволен своей религиозностью и уверовал в непогрешимость своих позиций, в свое благочестие – бабах! – запой, да такой страшный, что приходится откачивать. Бог наказывает тех, кого Он любит. Поэтому я вам скажу сейчас фразу, которая, может быть, сейчас вас удивит: надо быть еще достойным болезни!

Вы знаете, кто будет абсолютно без всяких болезней, идеальным человеком в физическом смысле? Антихрист, сын дьявола, он будет самый красивый, самый накачанный, с прекрасной памятью и абсолютным здоровьем. Поэтому благодарите Бога за свои недуги, благодарите Бога за свои болячки: ведь это Он касается Своей рукой твоего сердца – и начинается какая-то аритмия, Он касается Своей рукой твоей головы – и ты чувствуешь какие-то мигрени. Он заботится о тебе.

Представьте себе такую ситуацию: ребенок прыгает в лужу, начинает кувыркаться в этой луже, и никто не обращает на него внимания. Что вы подумаете? Вы сразу подумаете: это беспризорный ребенок. Правильно? Другая ситуация: ребенок прыгает в лужу, начинает в ней кувыркаться, вдруг выскакивает мужчина, хватает ребенка, вытаскивает из лужи и лупит его. Ваша мысль: это его отец. Так же происходит и в духовной жизни.

Те люди, у которых нет проблем, у них одна серьезная проблема – духовная безотцовщина, они беспризорники духа. Они уже умерли, они имеют вид, как бы живы, но не знают, что духовная смерть уже коснулась каждого из них.

И мы снова читаем текст: «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри, – и ниже сказано: Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» (Откр.6:5). Андрей Кесарийский толкует так: «Черный конь, я думаю, означает плач об отпадших от веры во Христа по причине тяжести мучений». Отцы поясняют, что многие под вороным конем понимают бедствия голода, черный цвет коня означает скорби и печали.

Вы видите, вся история Церкви показана в принципе: белый конь – это первоначальная христианская Церковь, потом была Церковь мучеников, потом показаны времена тьмы, отступления от веры.

Вы знаете, как называется отступление от веры по-гречески? Апостасия – есть такое слово. Святые Отцы учат, что перед пришествием антихриста будет страшная апостасия, люди будут отходить от веры, люди будут даже терять веру. Те, которые имели веру, они будут ее терять. Это будут очень тяжелые времена! Поэтому никто не может быть уверен за себя. Андрей Кесарийский говорит, что этот черный цвет – это цвет траура, что надо оплакивать этих людей, которые были с нами и ушли от нас…

И далее мы читаем:

Откр.6:5. «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей».

Что это за мера? Андрей Кесарийский поясняет: «Мера есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела». Вот сейчас мы и рассмотрим, как происходит падение, выпадание из духовной жизни.

Иногда это происходит по наклонности. Что такое наклонность? Когда человек приходит на Исповедь, он называет свой грех, священник читает разрешительную молитву, ответственность за этот грех снимается. Но священник накладывает епитимию, для чего? Грех-то уже снят. Грех снят как ответственность за содеянный поступок, а наклонность к этому греху осталась. Бороться надо с причиной, которая порождает этот грех. Епитимия дается не для того, чтобы искупить содеянный поступок. Кровью Иисуса Христа с нас снимаются все грехи, и в Таинстве исповеди человек получает полное разрешение от греха как от содеянного поступка, и в День Суда он не будет за этот грех отвечать ни перед демоном, ни перед Ангелом, но наклонность-то сохраняется, и многие люди приходят и говорят:

– Мы устали, у нас одни и те же грехи, мы постоянно исповедуем одно и то же.

Так значит, чтобы не отпасть от веры, надо выявить главную дурную наклонность в себе и с ней начать борьбу. В «Добротолюбии» святые Отцы советуют:

– Человек не может бороться сразу со всеми своими грехами, установите, какая самая главная дурная наклонность, и вот с ней начните борьбу. Справляясь с ней, вы сможете справиться и с другими вашими грехами.

Следующая проблема: непостоянство ума. Что такое непостоянство ума? Об этом мы можем прочитать в Послании к Римлянам святого апостола Павла, это очень важный текст, объясняющий, что такое непостоянство ума. Здесь сказано следующее, в 1 главе с 21-го стиха и ниже: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим.1:21–22), а ниже сказано: «…они не заботились иметь Бога в разуме» (Рим.1:28). Вот, оказывается, в чем мы нуждаемся: нам надо заботиться иметь Бога в разуме. Что это значит? Это значит, надо всегда помнить, что над тобой есть око видящее, ухо слышащее и книга, в которую записываются все твои деяния.

Очень важно и нам ходить пред Богом. Если не можем ходить пред Богом, то должны ходить с Богом, то есть свою немощь отдать в руки Божии, опереться на Его святой Закон – вот это имеет значение для нас. Огромное значение.

А непостоянство ума – это когда человек утром в воскресенье изучает Священное Писание, в середине дня читает Агату Кристи, детектив, а вечером смотрит мексиканский сериал. Я не против того, чтобы ваша жизнь была культурно богатой, но все-таки будьте выборочными, делайте более правильный выбор в отношении того, чему надо отдавать предпочтение в мире культуры. Читайте Достоевского – это великий православный мыслитель. Читайте русскую классику. Тот же Чехов – тонкий, прозорливый, у него такой внимательный тип восприятия жизни. Читайте святых Отцов. Каких святых Отцов? Вы знаете, иногда у людей возникает вот какая проблема. Я недавно говорил проповедь на эту тему, о пользе чтения святых Отцов, а потом у меня был такой случай. Звонит одна знакомая прихожанка, вся в слезах:

– Батюшка, приезжай, муж перестал разговаривать со мной, с детьми, ни с кем не разговаривает, к телефону не подходит.

Я спрашиваю:

– Что случилось?

– Читал Добротолюбие, стал делать выписки – о безмолвии…

Ну, я срочно выезжаю в семью, приезжаю: жена в слезах, дети какие-то ошарашенные, взъерошенные, не могут ничего понять… Захожу к мужу, он молчит. Я у него спрашиваю:

– Слушай, дорогой, что случилось-то?

Он говорит:

– Ну, как со священником я поговорю с тобой, немного.

И начинает мне показывать цитаты, очень такие хорошие цитаты из Добротолюбия, что молчание помогает человеку обуздать страсти, из Писания показывает: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Я ему говорю:

– Ты что, с ума сошел? Это наставления для безмолвствующих, для монашествующих. Ты же – муж своей жены, отец своего семейства. Ты должен собеседовать с детьми, ты должен собеседовать с супругой своей.

Я не рекомендую слишком зачитываться монашеской литературой. Ну, поймите Бога ради, эти книги писались для людей, которые вели определенный образ жизни. Читайте святых Отцов, которые проповедовали для людей, живущих в миру. Почти весь Иоанн Златоуст, все его 25 томов, которые сейчас издали, – это проповеди для людей, живущих в миру. Читайте монашествующих, но те письма, которые они писали мирским людям. Есть прекрасные письма Феофана Затворника, которые он писал людям, живущим в миру. Читайте, это будет для вас великое назидание. Почти все творчество святого и праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского – это для людей, живущих в миру. Надо все-таки разбираться.

А то был случай, мне рассказывали, с одним человеком, хорошо еще в сельской местности, в городе была бы огласка большая… Как решил он стать столпником: полез на столб, чтобы установить там площадку, стал прибивать… Причем это был фонарный столб. Не знали, как его снять, участкового вызвали, священник прибежал, алтарники стали палками в него бросаться, чтобы он оттуда слез. Вызвали машину «скорой помощи», увезли в психдиспансер, батюшка потом к нему ездил, объяснял ему всё… Ну, хорошо, поправился человек. А ведь мог бы и за провода зацепиться, а там высокое напряжение. Есть такая хорошая русская пословица: научи дурака молиться, он и лоб разобьет. Во всем должна быть умеренность, то есть мы должны быть постоянны в нашем естественном духовном существовании в мирской жизни. Пойдете в монастырь, тогда будете жить там по уставу. А то некоторые сами пасут себя. Сами себе правила назначают, сами себе устанавливают порядок поста. Я одну женщину спрашиваю:

– Где у тебя духовник служит?

Она говорит:

– В Сибири, в тобольском монастыре.

Я ей говорю:

– Знаешь, зачем ты избрала вот такого духовника, который служит в Тобольске, а ты в Москве живешь, знаешь зачем? Потому что ты хочешь сама себя пасти. К нему ты в лучшем случае один раз в год съездишь. Духовник должен быть рядом. Это совершенно необходимое обстоятельство нашей жизни. Духовнику надо дозвониться в любое время, застать его в храме, знать, когда можно задать ему вопросы. А некоторые специально вот так хитрят. Или выберут какого-нибудь известного старца, попросят:

– Возьми в духовные чада.

Ну, старец не откажет, наши старцы добрые, а что в результате? У этого старца, может быть, три тысячи чад, очередь там стоит, вот и пасет человек сам себя. Сам себя пасет! Хорошо, если он со старцем поговорит раз в год. Надо во всем проявлять разумность, чтобы было постоянство нашего ума, чтобы мы заботились иметь Бога в разуме.

Последняя, точнее, предпоследняя причина, почему люди отпадают от веры: тщеславие, гордыня. Нам нечем хвалиться перед Богом. Все хорошее, что мы имеем, – от Него.

И далее сказано, почему еще мы отпадаем от веры: по немощи тела. Немощь тела. Действительно, мы слабы, и когда будут гонения, непонятно, как мы себя поведем. Мы не должны быть самоуверенными. Помните, апостол Петр проявил самоуверенность: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф.26:35), и что он сделал? Он поступил хуже, чем Иуда. Иуда один раз предал Спасителя, а Петр трижды отрекся. Трижды! Господь простил его, потому что Петр был импульсивный человек, Господь это понимал. Петр по годам был старшим среди апостолов, но по характеру был как юноша. Помните, как он вел себя на Фаворе? «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). А помните, как он из лодки увидел Господа, стоящего на берегу? Препоясался, прыгнул, поплыл (Ин.21:7). Это был очень импульсивный человек…

Петр, когда услышал крик петуха, горько заплакал, он плакал перед Богом своим. Помните, как Давид плакал перед Богом своим? «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой» (Пс.129:1–2).

Итак, сегодня мы рассмотрели часть 6 главы Апокалипсиса. Наша встреча подошла к своему концу, потому что во всем надо знать меру, главное – чтобы вы лучше запоминали. Следующее воскресенье, если мы будем живы, и Господь позволит, мы будем читать 6 главу с шестого стиха и ниже.

И у меня к вам просьба, я уже вас просил об этом, прошу еще раз. Приобретите маленькое издание Нового Завета, но чтобы нормальный шрифт был, доступный для вас, крупный, а может, у вас дома такое уже есть. Очень важно, если бы вы брали с собой эти книжки и смотрели бы по тексту. Поверьте мне: вы так намного лучше будете воспринимать материал. Это очень важно, это вам будет просто помогать, то, что вы будете фиксировать текст глазами. Повторяю, это очень важно. Некоторые из вас делают записи в блокноте, но вот если все-таки текст будет перед глазами, вот поверьте мне, – вы будете ощущать себя участниками этого процесса. Тогда будет настоящая, обоюдная, беседа.

Ну, и, как всегда, испрашиваю ваших молитв.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 19 протоиерей Геннадий Фаст

2. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

3. Толкование на Апокалипсис (перевод 5-ти глав) священномученик Викторин Петавийский

4. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом профессор Николай Евграфович Пестов

5. Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество Николай Константинович Никольский

6. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XVIII профессор Александр Павлович Лопухин

7. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 56. Евангелие от Матфея, глава 15, 32–39. «Насыщение четырех тысяч» протоиерей Олег Стеняев

8. Толкование на Апокалипсис – Глава десятая иерей Даниил Сысоев

9. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Солнце святитель Димитрий Ростовский

10. [Рец. на:] Посошков И. Т. Сборник писем И. Т. Посошкова к митр. Стефану Яворскому профессор Сергей Иванович Смирнов

Комментарии для сайта Cackle