протоиерей Олег Стеняев

Беседа 14. Социальные проблемы – дело рук вампиров-богачей. Нищета как свидетельство святости. Конь бледный: гнев Божий. О «зверях земных». Падение «звезд» и «смокв»

Сегодня мы продолжаем наше занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова. И мы начинаем наше чтение с 6 стиха 6 главы. Здесь сказано следующее: «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий» (Откр.6:6).

Голод – это серьезная проблема. По данным ООН, только 1/3 населения земного шара получает достаточное в количественном и качественном отношении питание, тогда как 1/3 недоедает и еще 1/3 голодает. По данным Всемирной организации здравоохранения, «каждый год в течение первого года жизни умирает 12 миллионов». Сегодня голод принял совершенно новый размах… не менее 400 миллионов живет изо дня в день на грани голодной смерти. По статистике, на земле за один час умирает от голода более 200 человек. Начиная с 1993 года в России и Украине стали регистрироваться случаи голодной смерти. За XX век умерло от голода людей в тысячи раз больше, чем за предыдущую историю человечества. И это несмотря на то, что уровень науки и техники возрос в такое же количество раз.

Святой Андрей Кесарийский так истолковывает рассматриваемый текст: «Хиникс – мера пшеницы за динарий, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий». Как вы видите, Андрей Кесарийский предлагает два истолкования. Одно – фактическое, другое – духовное истолкование.

В православном христианстве существовали две доминирующие в богословии школы – это Александрийская богословская школа и Антиохийская. Антиохийская придерживалась буквального или исторического восприятия любого текста Писания. А вот Александрийская школа использовала аллегорический, или духовный способ истолкования Библейских текстов. И тот и другой подход верный, потому что Писание – оно многогранно. Древние говорили, что Закон Божий имеет семьдесят ликов. То есть, имеется семьдесят разных способов истолкования, прочтения одного и того же текста.

Итак, вот это пророчество: «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий» – это пророчество о том, что в последние времена будет голод. И вы знаете, что на земном шаре происходит очень серьезное такое размежевание. Одни страны очень богатеют, другие страны очень, очень разоряются, беднеют. Причем обогащение одних стран происходит за счет обнищания других. Страны третьего мира – это страны, откуда богатые государства вывозят нефть, уголь, золото, алмазы, серебро.

Сейчас самым неблагополучным континентом считается Африка. Там добывают алмазы, там добывают уголь, там есть золотые рудники, там есть газовые скважины. Но вся алмазная промышленность Африки сосредоточена в руках американских евреев. Угольная промышленность контролируется традиционно Англией.

Получается, что одни богатеют за счет обнищания других. Но наступит время, когда вот такое соотношение станет еще более трагическим, потому что в самих этих богатых странах появляются люди, которые слишком богаты, и они полностью отгораживаются от людей низшего уровня жизни. Это происходит и в нашей стране. Богатые не ходят в те магазины, в которые ходят бедные люди, их дети не учатся в тех школах, в которых учатся наши дети, они не ездят в общественном транспорте, у них своя система сообщения друг с другом. Мы знаем телефонные системы «Билайн», «Мегафон», еще какие-то способы сообщения, а у них своя система сообщения, своя система связи компьютеров, своя банковская система. То есть, в каждом мире существует свой мир людей, которые как социальные вампиры живут за счет остальных. Нельзя быть богатым, если ты не богатеешь за счет обнищания других людей.

Поэтому первое название христиан, самое древнее название христиан, – оно зафиксировано в Новом Завете, – «нищие». Они называли себя нищими. Потом в городе Антиохия они стали называть себя христианами. Но самое первое наименование, которое христиане имели, – «нищие», «братья».

Общество, которое сейчас создается, – это общество богатых. Это как бы некий элитный клуб, куда не каждый может и попасть. И существует некий договор, что должен быть «золотой миллиард» – то есть миллиард людей будут жить в полном достатке, а все остальные будут работать на них, все остальные – это изгои, интересы которых не будут защищаться.

И вы видите, что происходит в сфере образования: наши дети учатся в обычных школах, там огромное количество нерусских детей, которые с трудом понимают русский язык, а учителя обязаны ориентироваться на среднего ученика, и общий уровень образования резко снижается. А как же еще может быть, если в классе половина детей – это узбеки, азербайджанцы, чеченцы, которые с трудом понимают русскую речь, которые с презрением относятся к нашей традиции? Во многих школах русских детей даже избивают, потому что эти «черные племена» более объединены друг с другом; они не просвещены светом Евангелия, они не знают даже своей традиции, исламской, они просто живут в каком-то полуживотном состоянии.

И есть прогнозы о том, что вот это расслоение между богатыми и бедными будет возрастать. И обнищание достигнет такого уровня, что действительно на земле будет голод, физический голод. Например, многие западные фирмы, если не могут выгодно продать свою продукцию, просто ее уничтожают: молоко выливают, мясо выбрасывают; они не раздают это, потому что они не хотят понижать уровень цен своей продукции. И голод, который будет на земле, он будет не потому, что Господь не позаботился о нас и не сделал так, чтобы мир природы приносил нам всё необходимое. Господь позаботился о нас, Он всегда заботится о нас. По мнению верующих ученых, наша планета, даже находясь в теперешнем, весьма плачевном состоянии, может прокормить 20 миллиардов человек. Но из-за социальной несправедливости, которая царит в обществе, ситуация такова, что 2–3 миллиардов живущих людей не могут нормально существовать. Потому что одни хотят жить за счет других. В апреле 2007 года даже Всемирный банк объявил, что на земном шаре в нищете живут 986 млн человек. Но 26 августа банк сообщил мрачную новость. По данным двух ведущих его экспертов, Шаохуа Чен и Мартина Равайона, «развивающийся мир беднее, чем мы думали». По их данным, в 2005 году число бедных в мире составляло почти 1,4 млрд человек.

Голод будет на земле потому, что люди окажутся духовно незрелыми, животные инстинкты будут преобладать у них, и они будут грабить своих же братьев. И один из святых отцов говорил, что проблема с голодом будет настолько велика, что люди, ослабев, будут ползком искать для себя пищу; они увидят золото – и проползут мимо, увидят серебро – и проползут мимо, потому что им нужна будет только пища.

Каждый день на планете Земля от голода умирает несколько сотен и даже тысяч человек, голодают миллионы людей, миллионы людей недоедают. Это как раз те страны, которые были колониями или Германии, или Франции, или Англии. И вроде бы колониальный режим там прекратился, но создана система так называемого содружества, и экономическая зависимость бедных стран от богатых сохраняется. Поэтому социальные проблемы – это результат греховности тех людей, которые могут себе позволить обогащаться за счет других.

Я считаю, что мы, христиане, должны пересмотреть свое отношение к богатым, – по крайней мере, к тем, которые знакомы нам. В Писании категорично сказано: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1:1). Старайтесь не общаться с этими людьми. Они изгои, у них у каждого на челе проступает каинова печать. Ведь смотрите, что они сделали с теми льготами, которые имели пожилые люди! Льготы – они не девальвируются, льготы – это твердая валюта. А они переводят льготы в рубли, которые постоянно обесцениваются. И кто совершил эту операцию, такой обман всего нашего населения? Те, которые уже обогащаются за счет недр нашей земли. Выкачивается газ из нашей земли, выкачивается нефть, золото, алмазы…

По Закону Божию, все природные богатства земли принадлежат одинаково всем людям, которые живут на этих землях. А у нас есть 10 семейных кланов, которые поделили всю нефть и весь газ. Бог нам дал, нашей земле, где мы родились, эти богатства, и они являются нашим общим достоянием. В мусульманских странах, где много нефти, на каждого родившегося ребенка открывается счет, и на этот счет ежемесячно перечисляется сумма. Потому что там считают, что все природные ресурсы этой страны принадлежат всем людям этой страны. Один ученый подсчитал, – по нынешней статистике добычи нефти и газа в стране, – он подсчитал, что каждый россиянин ежемесячно должен получать где-то 250–300 долларов – это с учетом того, что будут платить зарплаты добытчикам нефти, разведчикам, делать оборудование, осваивать новые шлейфы… И вот, из кармана каждого из нас эти деньги забирают.

Поэтому богатые люди – это люди, которые в глазах христиан – преступники. Вот у меня есть несколько знакомых, с которыми я дружил в прежние времена, но сейчас они стали очень богатыми людьми, я не могу с ними общаться, мне страшно с ними общаться, я кусок хлеба не хочу взять из их рук. Потому что это всё – наворованное. В Писании очень резко говорится о богатых. Эти люди практически не могут войти в Царствие Небесное. Сказано: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24).

Итак, братья и сестры, мы входим в очень опасный период жизни всей планеты, и мы должны это осознавать. И наша нищета – это свидетельство нашей святости. А богатство тех людей, которые им обладают, – свидетельство их нравственной порочности. Вы видите, как происходит захват разных стран: переворот в Сербии, переворот в Грузии, переворот на Украине; и американский президент Буш выступал и сказал:

– Ждите, скоро будут новые подарки для мировой демократии.

То есть новые страны будут захвачены этим всемирным Вавилоном.

Как я вам говорил, в каждое время есть свой всемирный Вавилон. Был древний Вавилон в свое время, Рим был тоже Вавилоном, сейчас всемирный Вавилон – это Америка, Соединенные Штаты Америки. Это большой дьявол, который мучает многие страны; и вы видите, как он дерзко поступает: американцы захватывают страны, где есть нефть, захватывают страны, где есть какие-то ресурсы, только для своего обогащения. Поэтому голод, который возникнет, будет результатом человеческой греховности, а не того, что Бог не позаботился о нас, Бог о нас позаботился, и мир природы позволяет прокормить даже большее число людей, нежели то, которое живет сегодня на Земле.

Далее мы читаем: «и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр.6:6). «Три хиникса меры ячменя за динарий суть те, – пишет святой Андрей Кесарийский, – которые по недостатку мужества, подобно бессловесным, покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние, и слезами омыли оскверненный образ».

Социальная несправедливость заставляет, подталкивает некоторых людей пользоваться услугами всемирного Вавилона, и это – форма отступничества от Христа. Общение со всемирным Вавилоном – это участие в коллективных грехах тех людей, которые составили заговор против Бога и против Помазанника Его. Как сказано в Псалтири: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс.2:2).

Слова: «елея же и вина не повреждай» истолковываются следующим образом. «Словами же: “елея и вина не повреждай”, указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбой и тем допуская смерть к похищению тех, которые имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого великого Бога».

Елей – это то, чем совершается елеопомазание в Таинстве соборования перед большими праздниками. Вино – это то, что приносится в алтарь для пресуществления во время Божественной Евхаристии. Пшеница, о которой мы читали выше, – это то, что используется для изготовления хлеба, который тоже приносится в алтарь и во время пресуществления становится Телом Христовым. То есть, мы должны принимать елей, вино и хлеб на храм, на наши духовные нужды, не повреждая их. Что значит «не повреждая»?

Это значит: нельзя принимать милостыню на духовные нужды от нечестивых людей. Поэтому я немножко с подозрением отношусь к тем храмам, где все сияет, все уже восстановлено, всё в самом лучшем виде. Откуда в наше время можно достать такие средства? И я спокойно отношусь к храмам, где есть какие-то материальные проблемы, это сразу показывает нам то, что эти храмы созидаются за счет верующих, а не за счет тех воров-бизнесменов, думающих отгородиться от Божьего гнева церковными стенами, которые они восстанавливают. Не отгородятся они от Божьего гнева стенами, которые они восстанавливают, потому что в Писании, в 4 Книге Царств сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» (4Цар.12:16). Принимать на храм такие пожертвования, которые от греховной жизни даются, нельзя.

Священное Писание учит, что можно такие деньги, которые нечестивым путем добыты, отдать священникам, которые дадут свое согласие молиться за этих людей. Но я не думаю, что каждый священник захочет брать на себя такую ответственность и вымаливать какого-нибудь Гусинского или какого-нибудь Березовского. Вы знаете, как эти люди развязывали чеченскую войну с единственной целью – бюджетные деньги прокручивать через эту военную кампанию. Поэтому мы не должны повреждать елея и вина. Мы не должны повреждать то, что мы используем в нашей духовной жизни. Мы должны быть социально независимыми от нечестивых людей.

И мы читаем далее: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри» (Откр.6:7).

«Снятие четвертой печати (и остальных) означает начало разрешения греховных последствий от преступления Адамова; ибо их разрешение делает зримой нашу близость к Богу. Ведь если, по словам Исаии, “беззакония наши произвели разделение между нами и Богом” (Ис.59:2), то их уничтожение делает нас [для Бога] своими. И что значит снятие печати? – это пощечины Христу, благодаря которым мы обрели свободу. Поистине, раз из-за удовольствия вкушения мы повинны, то из-за противного – получили исцеление. А пощечина, доставляющая ощущение боли, есть нечто противное удовольствию – ибо полностью искупил нас Христос от того, чем мы были ведомы к смертному разрушению, и искупил нас через противоположное: послушанием – ослушание, покорностью страданию – удовольствие, а мужественно распростертыми по кресту руками – руки, опрометчиво прикоснувшиеся к запретному древу» (Экумений, VI век).

Андрей Кесарийский поясняет: «Орел, четвертое животное, своим высоким полетом и стремительным нападением указывает на то, что наказание язвами приходит свыше, от гнева Божия в отмщение за благочестивых и в наказание грешников, если только они не исправятся и не обратятся к лучшему». Итак, снимается четвертая печать, и четвертое животное, это орел, говорит: «иди и смотри», и далее говорится о тех наказаниях Божиих, которые будут постигать этот мир. Бог не оставит грешников без наказания.

Вы видите, какие страны наказываются? Огромное наводнение в Англии; в Америке выпадает снег, там такой холод, которого они никогда не видели; цунами смывает чуть ли не весь Таиланд, этот греховный вертеп, буквально смывает огромным цунами с лица земли то место, куда ездили отдыхать самые богатые извращенцы со всего мира. То есть, Господь наносит точечные удары. Божьи Ангелы по воле Бога наносят точечные удары.

Всякий раз, когда мы слышим о несчастье тех или иных народов, мы не должны злорадствовать, но мы должны задать себе вопрос:

– А что произойдет с нами, если мы не покаемся?

Как Господь говорил: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:4–5) Поэтому вот тот курс, который сейчас заняла наша страна, он может привести нас к наказанию Божьему.

Смотрите, сейчас на Украине кто постоянно с этим Ющенко рядом стоит – Немцов, это лидер СПС; народ их совершенно не поддерживает, они даже в Думу не прошли. Эти люди называют себя демократами, а что это означает? Это означают, что они ратуют за выбор большинства. Но по-настоящему они защищают меньшинство, а народ их совсем не поддерживает. Вера народа, идеалы народа – они совсем не такие, как идеалы этих людей, которые плетут заговоры, смотрят, ждут: какую команду им дадут из-за океана, из Америки.

Есть такая передача «К барьеру», может быть, некоторые смотрели. Вы, наверное, обратили внимание на то, что если там участвует патриотический человек, то все, в студии, против него, а народ голосует за него. И вот очень четко видно, что мнение политтехнологов, которые говорят, что они представляют интересы демократического общества, то есть интересы большинства, никогда не совпадают с мнением большинства, они всегда проигрывают. Потому что демократия – это обман. На самом деле эти люди защищают интересы богатого меньшинства, обеспеченного меньшинства, и они не представляют интересы простых людей. Если они себе позволили залезть в карманы к пенсионерам, о какой нравственности этих людей мы можем говорить?! После этого они должны быть объявлены вне закона человеческого, вне Закона Божьего, в том смысле, что покровительства людей и покровительства благословения Божьего они лишаются.

Итак, 7 стих открывает новую тему в 6 главе, здесь говорится о Божьем наказании, которое насылается на грешников. Но, опять же, святой Андрей Кесарийский делает оговорку: «в наказание грешников, если только они не исправятся и не обратятся к лучшему».

Вы знаете, что есть грешники, которые каются – это мы с вами прежде всего, мы каемся. Из Евангелия мы знаем, что Закхей был человек богатый, начальник мытарей, но он принес покаяние и раздал неправедно нажитые деньги. Из житий разных святых вы знаете, как они относились к богатству – они раздавали его, потому что они понимали, что нельзя жить с достатком в бедной стране, как только не за счет страдания других людей.

Итак, мы с вами читаем 8 стих: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”» (Откр.6:8). Политика всемирного Вавилона – это политика развязывания войн.

Когда Буш, выступая с годовым обращением к американской нации, сказал: скоро прибавятся еще новые страны к их альянсу, первыми поднялись аплодировать ему американские генералы, потому что они поняли, это была для них команда: фас! Надо нападать на другие страны, и как злые псы, они готовы броситься на любой народ. И вот пророчество: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”». В Евангелии от Матфея мы находим такие слова: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф.24:6–7). Военные конфликты уже начались, голод охватывает целые континенты, землетрясения уничтожают целые страны, вызывая цунами, эти подводные землетрясения – это реальность наших дней. Вы видите, как всё исполняется? На Елеонской горе Господь предсказал те события, которые переживает современное человечество.

Но при всем этом мы не можем быть полностью уверены, что живем в последние дни. Может быть, в последние дни, а может, не в последние. Господь сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). Но нам оставлены вот эти все приметы. Для чего? Для того, чтобы мы научились распознавать времена и сроки в духовном смысле. Чтобы мы более внимательно относились к событиям, которые происходят вокруг нас.

Что в Священном Писании говорится о судах Божиих? Суд Страшный предсказан пророками, так, например, в Псалтири, 95 Псалом, 13 стих, мы находим такие слова: «Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей» (Пс.95:13). У пророка Даниила в 10 стихе 7 главы мы находим такие слова: «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан.7:10).

Суды Божии начинаются еще до Воскресения умерших, через наказание тех, которые будут жить в последние времена. Поэтому любая катастрофа – была ли она в древние времена, – как, например, уничтожение Содома и Гоморры, – или эта катастрофа была в ближайшем к нашему времени, как события в Юго-Восточной Азии, – это суды Божии. Тогда открываются книги, и совершается суд, и появляется как бы огненная река, от которой невозможно уйти, скрыться, весь мир оказывается во власти судов Божиих. Страшный Суд возвещен был Иисусом Христом. Так, например, в Евангелии от Матфея сказано: «…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27). И в Евангелии от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин.5:25–27). Вот эта власть – производить суд – она дана Сыну Божьему, и Он будет производить Суды.

Господь попустил, что 11 сентября несколько лет назад рухнули две башни в одном из городов этого всемирного Вавилона. Мы с вами далее будем рассматривать текст из Книги Откровение. Там сказано: «пал, пал (два раза сказано, – О.С.) Вавилон, великая блудница» (Откр.18:2). А что это за башни рухнули? Всемирный торговый центр, две башни. Сказано: «пал, пал Вавилон, великая блудница» и далее: «И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает» (Откр.18:11). Всемирный торговый центр – разрушен. Все эти параллели показывают нам, они подсказывают нам, что, возможно, то время, в которое мы с вами живем, – это последнее время.

Итак, Господь наш Иисус Христос начинает совершать свои суды. И мы посмотрим с вами истолкование архиепископа Аверкия по поводу коня бледного и всадника на нем, которому имя «смерть». Владыка Аверкий пишет: «Снятие четвертой печати и появление бледного коня со всадником, имя которому “смерть”, означает проявление гнева Божия в отмщение за благочестивых и в наказание грешников». То есть, Бог проявляет свой гнев двояко, – за то, что страдают честные люди, и за то, что грешники оказываются в достатке. Знайте, Бог отомстит за наших пенсионеров, которых обокрали, Бог отомстит за те страны, целые континенты, которые страдают из-за богатого меньшинства.

Богатое меньшинство в Америке – это в основном люди, которые принадлежат к масонским организациям, то есть они открыто исповедуют сатанизм. Они не скрывают своей масонской принадлежности, в Америке в каждом крупном городе большие масонские храмы стоят, где на свои тайные собрания собираются люди, вступившие в сговор с силами зла. Святая Элладская Церковь, Греческая Церковь, делала официальные заявления архиерейского собора о том, что масоны должны рассматриваться православными христианами как антихристианское сатанинское движение.

Итак, наказание будет грешникам как за их грехи, так и за их неправильное отношение к честным, благочестивым и порядочным людям. Жены, не ругайте своих мужей, я часто об этом говорю. Многие из вас ругают своих мужей и говорят:

– Почему вот соседи живут хорошо, а ты не можешь нормально зарабатывать?

Поверьте мне, что, если ваши мужья христиане и они не могут заработать больших денег, это только потому, что они честные люди, и они не хотят воровать. Я не думаю, что христианская жена имеет право ругать мужа-христианина за то, что он не вор. Ваша нищета, ваша бедность – свидетельство вашей святости. Скромный образ жизни, который вы ведете, братья и сестры – это свидетельство вашего религиозного благочестия. Вы имеете то, что добываете своими руками, честным трудом. Более того, ваш труд оплачивается неправильно; многие люди трудились годами, некоторые работали на Севере, они думали, что заработают себе на добрую, спокойную старость, но все это девальвировалось; этих людей обманули.

Итак, наказание всегда двояко: грешникам – за их грехи и в отмщение за то, что они не просто грешили друг против друга (есть и такая категория грехов, когда грешники грешат друг против друга), но и за то, что они грешили против верующих, вот здесь наказание им усугубляется.

Если грешники грешат друг против друга, для них достаточно наказания от Бога, чтобы искупить через это их преступления. Так, например, святые Отцы учат, в частности, Максим Исповедник учил, что содомляне не грешили против Бога, они грешили друг против друга, а Бога они не знали, поэтому Бог наказал их огнем с неба, и через это наказание Господь избавил их от некой ответственности. Потому что впоследствии Господь сходил во ад, проповедовал там и находящихся в аду вывел оттуда, ад опустел. Люди, которые жили во дни пророка Ноя, не знали Бога, они грешили друг против друга, и им был послан в наказание Потоп, но у них не было грехов против Бога, потому что они не знали Бога. А та ситуация, которую мы сейчас с вами наблюдаем, – она немножко другая.

Во главе эксплуатации всей планеты стоят страны, которые называют себя христианскими. Американские президенты клянутся на Библии, когда вступают в свою должность. И это значит, что с этих людей будет спрошено дважды. Лицемерие в христианстве недопустимо, поэтому их ответственность перед Богом будет только возрастать.

И мы далее читаем: «и ад следовал за ним; и дана ему власть (этому всаднику, имя которому смерть, – О.С.), – над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр.6:8). Ну, мы понимаем с вами, что такое «умерщвлять мечом» – это войны, во время которых погибает большое количество людей: и американцы, и англичане, и другие члены их коалиций, ведь они же и скрывают количество погибших их солдат, чтобы не напугать свое население. Уничтожение «голодом» – это реальность для всех стран, не только для бедных, но и для процветающих. «Мором» – огромное количество больных СПИДом как раз в так называемых благополучных странах. В Соединенных Штатах Америки, в Англии, во Франции, в Германии очень велико количество больных. «Зверями земными»… «Звери земные» – это и есть эксплуататоры, сатанисты, масоны, олигархи, они называются «зверями земными», потому что назвать их людьми очень сложно. Звери, особенно те, которые живут стаями, они заботятся друг о друге, и никогда один зверь ради пищи не нападает на такого же зверя, одного с ним вида. Говорят, только пауки это делают, если их в банку посадить, а в целом это не проявляется в животном мире. Звери нападают обычно только на животных другого вида. Но сейчас появляются звери земные – это такая порода людей, которые безжалостно относятся к другим людям, не проявляют по отношению к ним никакого сострадания.

И далее сказано: «И когда Он снял пятую печать»… – здесь я вам напомню, что суды совершает Христос, Он снимает все печати, Он, Который взял памятную книгу из рук Божиих. Итак, «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

«И каким образом область рая, открытая Иоанну в духе, находящаяся под жертвенником, не обнаруживает в себе никаких других душ, кроме душ мучеников? Каким образом Перпетуя, отважнейшая мученица, в день своего страдания при откровении рая, видела там только мучеников, как не потому, что страж рая, не давала место никому, за исключением тех, кто ушел [из жизни] во Христе, а не в Адаме? После новой смерти за Бога и необычной – ради Христа – следует [переселение] в другое личное пристанище. Итак, признай различие между смертью язычника и верующего: если ты погибнешь за Бога (как увещевает Утешитель), то это произойдет не в благородном жару в постели, но как мученик. Ты поднимешь свой крест и последуешь за Господом, как Он Сам повелел. Единственный ключ от рая – твоя кровь» (Тертуллиан, II век).

Снятие пятой печати свидетельствует и о том, что после военных катаклизмов, после голода, эпидемий, когда четверть населения земного шара погибнет или в результате ядерной войны, или в результате каких-то природных катаклизмов, начнутся страшные гонения против христиан. Может быть, нас будут обвинять в том, что христиане отказываются сплотиться с грешниками «в деле спасения земли». Потому что сейчас масонские международные бизнес-сообщества встречаются и говорят:

– Давайте спишем долги Африки, давайте кому-то помогать.

Ну, уже всё обобрали, там люди вымирают, а им, этим масонским сообществам, рабочая сила нужна, значит, бедные страны надо немножко подпитать. То есть, когда грешники занимаются благотворительностью, они всегда это делают с корыстной целью. Если какой-нибудь небедный человек раздает нуждающимся помощь, детскому дому помогает, больнице помогает, помогает храму, – скорей всего, он хочет стать депутатом, сто процентов, он заранее создает себе имя, создает себе такое лицо благочестивого человека – настоящего мецената, благотворителя. Как только станет депутатом – всё, помощь прекратится. Мне один священник рассказывал, что он храм строит, когда проходит срок полномочий депутатов и начинаются выборы.

– Я, – говорит, – строю храм от выборов к выборам. Вот перед выборами дают деньги, потом мы их потратим, и строительство останавливается. Мы ждем, когда другие выборы наступят. Начинаются выборы, опять деньги появляются. И вот так, раз в четыре, года храм все выше, выше, выше становится, так потихонечку строится.

То есть, милосердие грешников – есть лицемерие.

Но будут страшные гонения на верующих. В древние времена христиан обвиняли – я вам об этом рассказывал – в том, что они отравляют колодцы, это в древнем Риме было; их обвиняли в том, что они поедают детей маленьких, потому что христиане рассказывали друг другу и соседи могли слышать:

– Мы причащались Тела и Крови…

А язычники слушают и думают: так, ничего себе! Сына Божия – ребенка – съели, значит. То есть христиан обвиняли в каннибализме, в людоедстве. И их обвиняли в свальном грехе. Христиане говорили:

– У нас была Вечеря любви, мы в любви пребываем все…

А слово «любовь» в миру какое значение имеет? Одно – сексуальные отношения. А в христианском понимании это слово имеет совсем другой смысл. Сексуальные отношения в христианстве называются или «супружеская жизнь», или «блуд», «разврат», «прелюбодеяние». Добрые отношения между людьми называются – «дружба», а любовь есть «совокупность совершенства», в Писании об этом сказано (Кол.3:14).

Итак, снимается пятая печать, и Иоанн Богослов говорит: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они (то есть мученики, – О.С.), – громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9–10).

«Сказав о том, что Церковь в настоящее время терпит многообразные бедствия, Иоанн рассказывает и о славе душ после страдания тела. “Я увидел”, – уверяет он, – “под жертвенником” – то есть в тайном месте вечной хвалы. Это золотое возвышение, находящееся внутри, вблизи от ковчега Тела Господня, и на нем приносится Господу не тело и кровь, как снаружи, но только жертва хвалы – благовония» (Беда Достопочтенный, VIII век).

Может быть, нам сейчас трудно поверить – ведь мы живем в такое время, когда храмы открываются, монастыри открываются, у нас есть возможность проповедовать слово Божие, – что наступят гонения. Но до революции еще труднее было поверить, что могут быть гонения. Когда митрополит Вениамин, Санкт-Петербургский владыка, который стал епископом в царские времена, когда Церковь была в почете, выступал на своем суде – ему дали последнее слово, – он говорил: «Когда я был мальчиком, я читал жития христианских мучеников, и я завидовал им, и я даже не мог мечтать, что доживу до таких времен, когда можно будет умереть за Христа». Последнее слово советский суд предоставил владыке Вениамину, архиепископу Санкт-Петербургскому, и он сказал: «Я даже не мог мечтать, что я смогу умереть за Христа, поэтому моя мечта исполняется». Так он проявил свою радость.

Сейчас ситуация намного хуже, чем до революции, это очевидно, поэтому можно ждать более страшных гонений, и я вам неоднократно говорил, ссылаясь на пророчество Даниила, что гонения последних времен превзойдут все другие гонения. Поэтому, когда святые вопиют из-под жертвенника и восклицают «доколе?» – этим самым они не просто взывают к мести, они заботятся о слабых, которые не смогут устоять в гонениях и могут даже отречься от Христа. В древние времена такое случалось.

В III веке был период затишья, долго не было гонений, и христиане привыкли жить спокойно при римских императорах-язычниках. И вдруг – объявление о том, что тот, кто не отречется от Христа, будет казнен. А христиане расслабились, прошло, может быть, 50 лет спокойной жизни, и многие бегом бежали отрекаться, бегом. Матери брали детей своих – и с мужьями скорее к центурионам, чтобы зафиксировать отречение от Христа, и святые Отцы это тоже описывают.

Мы читаем о мучениках, и мы радуемся за их стойкость, но на фоне христиан-мучеников мы видим и других христиан, – тех, которые отреклись. Потом Церковь думала, а что с ними делать? Гонения прекращались, эти люди хотели вернуться в Церковь, и Церковь думала: то ли их принимать назад, то ли нет. Одни говорили: нет, они отреклись, значит, принимать их не будем, всё! Но все-таки Церковь решила: надо принимать всё равно. И смотрели на обстоятельства: если человек отрекся только от страха перед гонениями, его очень долго не возвращали, а если во время пыток отрекся – возвращали быстрее, то есть Церковь проявляла милосердие и рассудительность к отпавшим.

Поэтому, когда святые вопиют из-под жертвенника: «доколе?», они просят, чтобы Господь сократил вот эти дни. И в Писании есть свидетельство о том, что Сын Божий молился о том, чтобы эти тяжелые дни сократились как можно больше, Он и нас призывает молить Бога об этом. Сказано: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24:20–22). И пик гонений придется на царствование антихриста, это три с половиной года. Три с половиной года будут самые тяжелые времена за всю историю существования нашей планеты.

Почему именно три с половиной года? Вы знаете, что Иисус Христос вышел на общественное служение в 30 лет. В таком возрасте было явление Христа народу, когда Он пришел на Иордан, креститься к Иоанну Крестителю. По еврейским законам, в 30 лет человек может начинать общественное священническое служение. И проповедь Христа продолжалась три с половиной года, потом Он был распят. И по Божией справедливости дается возможность и силам зла проповедовать точно такое же количество лет. Сын Божий три с половиной года проповедовал, и антихрист три с половиной года будет проповедовать, а человек сам должен выбирать. Бог не насилует свободную волю человека, Он создал нас свободными, может, кто-то и хотел бы, чтобы Бог с Небес всё разъяснил, но это был бы диктат, насилие над свободной волей…

Итак, святые молят: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:10). Они молят не столько о себе, а более молят о тех, которые могут не устоять в мучениях. От чего это зависит? Один человек устоял в мучениях, другой не устоял? От подготовки духовной.

Вот наши с вами занятия по изучению Священного Писания – это хорошая, серьезная бойцовская подготовка к встрече с силами зла. Именно бойцовская подготовка, – «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12), – у нас с ними идет брань, поэтому мы должны быть вооружены. Чем? Сказано: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12). Апостол сравнивает Закон Божий с зеркалом (Иак.1:23). Вот человек подходит с утра к зеркалу, смотрит:

– Ой, у меня на голове что ж такое? – и начинает себя в порядок приводить.

А если бы он к зеркалу не подошел, так бы и вышел на улицу. Люди бы от него шарахались. Закон – это зеркало, но это и меч, который помогает нам отражать нападения дьявола. Помните, как сатана искушал Иисуса Христа в пустыне? Сатана даже использовал этот же самый меч. Он говорил:

– Написано о Тебе, сказано о Тебе…

А Господь отвечал ему по Писанию, именно по Писанию.

Поэтому мы должны знать Писание, мы должны любить Писание, мы должны изучать Писание. Мне не надо вам напоминать о том, как старец Серафим Саровский любил Священное Писание. Он за неделю прочитывал Новый Завет целиком. И так каждую неделю, и так всю жизнь. Это было его правило. Ну, и вы сделайте себе правило: хотя бы за месяц прочитывать Новый Завет, это не займет много времени.

Итак, мы читаем далее о мучениках, которые вопияли из-под жертвенника громким голосом. «И даны были каждому из них одежды белые» (Откр.6:11). Святой Андрей Кесарийский поясняет: «То есть они облеклись в светлость ангельскую. Белая одежда означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны они упокоятся на лоне Авраама, и истинно блаженствуют в надежде получить то, что только предвидят еще как бы в зерцале».

Далее в Писании обращение к мученикам, которые получили белые одежды: «и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:11). Они говорят: «доколе?», то есть: «Господи, останови!» А Господь говорит: надо, чтобы и другие дополнили число ваше.

Известен рассказ о пострижении в монахи Василия III, Великого Князя Московского и всея Руси. Возможно, кому-то из вас доведется прочитать эту повесть, ее издавали в советское время – был такой сборник «Памятники литературы древней Руси», и в нем повесть о кончине Василия III, отце Иоанна Васильевича, царя Ивана Грозного.

Это удивительная повесть… У него заболела нога, он ездил на охоту, нога стала болеть все больше и больше, образовалась язва, рана. Его повезли в Троицкую Лавру. Он не мог ходить, но выстаивал службы по 4 часа. Его в храм вносили и выносили из храма, и в храме он не садился, пока служба шла. И вот, нога так разболелась, что его с трудом довезли до Москвы, и он уже лежал, началась гангрена, как я понимаю, там и запах шел от больной ноги. Внесли в палату, где он лежал, Владимирскую икону Божьей Матери, чтобы он приложился к ней. Государь Василий III заплакал и говорит:

– Зачем такую святыню потревожили ради меня?

И вот, завязался спор возле умирающего Василия III, пришел митрополит, владыка, говорит:

– Будем постригать в монахи.

А бояре говорят:

– Не надо, лучше будем его хоронить как царя!

Митрополит и другие монахи говорят:

– Нет, мы хотим, чтобы он как монах был похоронен.

А он-то еще живой лежит. Он говорит:

– Хочу монахом, монахом хочу!..

А бояре да князья:

– Государь, мы тебя как царя хотим похоронить…

Вы знаете, Александр Невский был похоронен как монах, не как князь. В свое время, когда большевики захватили Кремль, они бросились царские гробницы вскрывать, думали, там цари в золоте лежат, а они там лежат в монашеских одеждах: четки, куколи, истлевшие ткани…

И вот, когда этот спор продолжался, митрополит Московский и всея Руси сказал этим князьям и боярам, которые не хотели пострига:

– Вы хотите сосуд серебряный, а я хочу сосуд золотой.

То есть, они хотели почесть царскую ему воздать, а митрополит ему небесную славу искал.

Так вот и эти слова: «…пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» – о том, что Господь хочет, чтобы гонения еще были. Потому что Он хочет, чтобы к святым мученикам присоединилось еще большее количество людей, которые здесь называются «сотрудниками», «братьями» тех, которые уже умерли.

Дело в том, братья и сестры, что многие люди стали святыми только через мученичество, а если бы не мученичество, то они попали бы в ад. Вспомните жизнь Вонифатия: пьянство и разврат, сожительство с христианкой Аглаидой, госпожой своей. А через мученичество обрел спасение великое. И вот то, что Андрей Кесарийский сравнивает мученичество с ангельским чином, свидетельствует о высоте этого служения.

Итак, Господ попускает, чтобы были гонения, потому что многие из нас без гонений и не спасутся. Вы знаете, что в Писании сказано: «страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1) – есть такой текст в слове Господнем, поэтому и «сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число».

И мы читаем далее: «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение» (Откр.6:12). Андрей Кесарийский поясняет: «Землетрясение, о котором часто говорит Писание, означает перемену дел, потому что выражение “еще раз поколеблю” означает, как говорит Апостол, изменение колеблемого». Землетрясения приводят к нравственным переменам.

Вот, когда произошло это землетрясение в Таиланде, в Юго-Восточной Азии, там начались массовые обращения в христианство. Люди, которые вели грешный, распутный образ жизни, обслуживали туристов своими телами, начали каяться. Женщины-проститутки, мужчины, которые занимались проституцией, начали каяться и обращаться в Христову веру. То есть перемены возникают, когда Господь посылает людям серьезные испытания. Землетрясение – это серьезное испытание, поэтому не надо считать, что Бог посылает наказание людям только с целью отомстить им. Нет, главная цель – вразумить их, заставить задуматься. А тем, которые погибают во время катаклизмов, Бог попускает гибель для того, чтобы остановить меру их грехов. Он умер, – значит, перестал грешить, и если мера грехов остановлена, значит, с него будет меньше спрошено. А если это были грехи человека против человека – я уже объяснял, как святые Отцы поясняют нам этот вопрос.

И мы читаем: «и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр.6:12–14). Вот такое описание, конечно, заставляет задуматься. В Евангелии от Матфея сказано: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф.24:29). Видите, как слова из этого Евангелия совпадают со словами из Откровения, и нам становится понятно, что это действительно откровение Иисуса Христа. В Евангелии от Луки говорится: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк.21:25–26).

«Уныние народов» уже наступило. Разве наша страна не унывает? И другие страны тоже унывают. И «недоумение» – я думаю, сейчас все недоумевают. «И море восшумит» – море в Книге Откровение, в пророческих текстах – это сообщество людей, если на современном языке говорить, это мир политики.

То есть, все приходит в движение, «и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются». Вот это выражение: «силы небесные поколеблются» – оно очень страшное, я вам поясню, почему. Мы с вами прочитали: «звезды спадут с неба».

Вы знаете, как некоторые святые Отцы истолковывают эти слова? Они говорят: «звезды» – это епископы Церкви. И они говорят, что в последние времена, когда антихрист будет устанавливать свою религию, епископы многие падут. Было пророчество Серафима Саровского, ему Господь открыл, что многие епископы земли русской отступят от чистоты веры. И старец Серафим молился, чтобы Господь их простил, но Господь сказал:

– Никогда не прощу их!

Вот, слова о падении звезд и слова, что поколеблется небо, действительно заставляют задуматься. «Смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои». Смоковница – это же символ Церкви. Помните, Ветхозаветная Церковь – это засохшая смоковница, а Новозаветная Церковь – это смоковница с плодами. И, видите, сказано, «потрясаемая сильным ветром» – это будут ветры ересей, ветры заблуждений, ветры лжеучений, незрелые смоквы будут падать. Что такое «незрелые смоквы»? Это невоцерковленные христиане, вот они и есть «незрелые смоквы». Невоцерковленные – ну, покрестился, два раза исповедовался, причастился один раз, и вот, незрелые, они будут падать.

Для чего мы эти занятия проводим? Для того чтобы духовно созревать, чтобы нам духовно крепнуть, потому что когда эти ветры подуют, «незрелые смоквы» спадут. Еще бы, если даже «звезды с неба» будут падать – епископы будут падать.

Римская церковь – то, что сейчас называется римо-католической церковью, – это же была Божья Церковь, и в 1054 году отпала от Православия, все «звезды» этой Церкви пали, все епископы. Сколько там было мучеников, сколько святых было! Византийская Церковь – это была Православная империя Византийская – заключила унию с католиками, и ее епископы пали. Всё, все эти «звезды» посыпались вниз. Поэтому не надо удивляться, что гонения приведут к духовным искажениям. Дьявол будет действовать как? Если не может он через гонения, через тяжелый образ жизни увести в сторону, то будет уводить через заблуждения, через ветроучения. Вот этот текст зафиксируйте, это 6 глава, 13 стих: «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои».

«И небо скрылось, свившись как свиток». Скрытие неба – это прекращение откровения Божия. То есть проповедь будет сведена к минимуму, небесное учение будет в тайне, скрыто, свито как свиток. Что такое «свитый свиток»? Это свиток, который нельзя читать. Чтобы его читать, его надо развернуть. Это то же, о чем говорится в Книге пророка Амоса: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:12).

«И всякая гора и остров двинулись с мест своих» – перемены коснутся каждого. Слова о горах, об островах, которые приходят в движение, свидетельствуют о том, что процессы последних дней не будут какими-то локальными, они коснутся всего мира, каждого человека, каждый на себе это испытает.

И мы читаем далее: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб» – вот видите, то, о чем я вам говорил, – процесс всех коснется. «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр.6:15–16). Вот видите: подтверждение, что суды будет совершать Христос. Все эти люди боятся гнева Агнца, а Христос это и есть Агнец, еще Иоанн Креститель, который увидел пришествие Сына Божия на Иордан, сказал: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).

Гнев Агнца – это будут суды Сына Божия, которые коснутся всех, и все придут в движение. Ужас объемлет и царей и рабов, и свободных и несвободных, и сильных и богатых, и слабых и нищих, и тысяченачальников, то есть каждого коснется.

И в заключение 17 стих, здесь говорится: «ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:17). В Послании к Евреям есть такие слова: «Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: “еще раз” означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое» (Евр.12:26–27). Когда Господь поколебал землю? Когда Закон Божий давался Моисеем. Помните, гора колебалась? А люди не приняли этот Закон, и Господь сказал: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо».

Господь сокрушает мир для того, чтобы отобрать Cвою чистую пшеницу от плевел и соломы. Незрелые смоквы упадут, звезды с неба спадут, останутся зрелые смоквы, и епископы в Церкви останутся, верные Христу. Я вам уже говорил: Литургия будет совершатся до Пришествия Христова, и истинные верующие будут сохраняться даже в самые тяжелые времена.

В первом Послании Коринфянам сказано: «и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31). Вот это будет последний текст, который мы с вами сегодня рассмотрим. Апостол Павел в этом тексте советует нам изменить отношение к миру. Мы должны понять, что все, что в этом мире, преходяще, оно не устоит, оно не удержится, оно не сохранится, и сейчас уже ученые говорят, что катаклизмы в мире природы приобрели необратимый процесс, что уже невозможно остановить экологический кризис. Всё, мы уже вошли в такую фазу, где мир природы уже другой: у нас на Новый год оттепель, потом снег выпадает – месячная норма за день, за три дня; снежные заносы могут быть чуть ли не в Северной Африке, где никогда этого не было. Мир проходит.

Мы, христиане, должны понять неустойчивость не только жизни каждого из нас отдельно взятого. У графа Толстого есть рассказ, вернее, это повесть – «Смерть Ивана Ильича». Там описано, как заболел один судейский чиновник. Он богатый человек, у него хорошая семья, положение в обществе, и вдруг врач ему ставит диагноз: блуждающая почка. Значит, почка оторвалась. И врач говорит:

– Ну, помрете…

И этот человек думает: вот, я такой неплохой человек, большой человек, серьезный, важный, богатый, добрый семьянин, уважаемый в обществе, из-за какой-то маленькой блуждающей почки должен умереть?! Почему?

Жизнь каждого из нас хрупка, но, оказывается, и жизнь мира тоже хрупка. Помните, когда Господь с учениками шел рядом с храмом, они говорили:

– Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк.13:1).

А Господь сказал:

– Не останется здесь камня на камне (Мк.13:2).

И действительно, прошло несколько десятилетий, и римский император Тит разрушил весь Иерусалим. И камня на камне не осталось.

И этот мир, эта планета изменится, и будет новая земля. Будет последний мощный катаклизм – пламя охватит всю землю. У апостола Петра сказано: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:10,13). И те смоквы, зрелые, которые не отпали, те звезды, которые удержались в своем достоинстве, всё это будет в новом мире Божием. И верующие должны понять, что этот мир преходящ. Как сегодня на проповеди я вам говорил, о том, что жизнь своего тела мы никак не сохраним, как бы ни старались, мы все равно умрем. Наше тело спасется в День Воскресения. «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» (1Кор.15:54).

Когда Бог воскресит наши тела, мы все будем молодые, одного возраста, «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13), тридцать три с половиной года каждому. У нас не будет болезней, не будет печалей, «отрет Господь Бог слезы со всех лиц», как сказано у пророка Исайи (Ис.25:8). Мы будем жить на новой земле, под новым небом, это будет совсем другой мир.

Святые Отцы разделились в мнениях по некоторым вопросам. Одни Отцы говорили: будущая жизнь будет на Небесах, , а другие говорили: нет, на земле, а была третья группа Отцов, например, Ипполит, папа римский, он говорил так: Царствие Божие будет как на Небе, так и на земле, оно везде будет. И Папа римский Ипполит говорил еще, что праведник в будущей жизни будет способен движением мысли перемещать свое тело через море, он сможет проходить от земли к небу, – то есть произойдут изменения не только на духовном, но и на физически-космическом уровне.

А это, нынешнее, всё уйдет.

Итак, мы знаем, что этот мир преходящ, мы знаем нашу цель в этой земной жизни, как я вам сегодня на проповеди говорил: бессмертную душу свою мы можем спасти только в этой жизни, земной. Если мы до смерти не спасем свою душу, мы ее нигде больше не спасем. Поэтому вы правильно делаете, что изучаете слово Божие, посещаете богослужения. Тело же спасается потом, в Воскресении.

Сегодня мы с вами закончили изучение 6 главы Книги Откровение Иоанна Богослова. И если мы с вами будем живы и Господь позволит, то в следующий раз мы начнем с вами изучение 7 главы Книги Откровение Иоанна Богослова.

Спаси вас Христос.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 10 протоиерей Геннадий Фаст

2. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

3. Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество Николай Константинович Никольский

4. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом профессор Николай Евграфович Пестов

5. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XV профессор Александр Павлович Лопухин

6. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 14. Евангелие от Матфея, глава 6, 9. «Отче наш. 1» протоиерей Олег Стеняев

7. Толкование на Апокалипсис – Глава девятая иерей Даниил Сысоев

8. Книга пророка Исаии – Глава 59 преподобный Ефрем Сирин

9. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Грешник святитель Димитрий Ростовский

10. Творения. Том III преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle