протоиерей Олег Стеняев

Беседа 18. Семь громов. Времени уже не будет. «И я взял книжку и съел ее».

Сегодня мы продолжаем изучение книги Откровение Иоанна Богослова. и будем читать 10 главу с 1 стиха и ниже. Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией показало нам то, что за дверями, затворенными страха ради иудейского, могут оказаться даже святые апостолы. Сейчас вся планета страха ради иудейского находится в неком испуге, в неком оцепенении, под контролем, запором международного правительства. Поэтому те времена, в которые мы живем, имеют очень много сходного с апокалипсическими временами.

Читаем 1 стих 10 главы: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные». Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь разумеется святой Ангел, на это указывают облако, радуга и его свет, подобный солнечному, потому что ими указывается на небесное достоинство ангельского существа, разнообразие его добродетелей, его светлость и видение. Столпы огненные указывают на страх и наказание, наводимые Ангелом на нечестивых, разбойничающих на суше и на море. Для обозначения всеобщности этого наказания Ангел и поставил правую ногу на море, а левую на землю». Как вы знаете из Священного Писания, радуга символизирует собой Божье прощение, которое было дано первому миру после Всемирного Потопа. Люди, выйдя на сушу, не решались далеко отходить от ковчега, и тогда Господь заключил с ними Завет о радуге, Он сказал, что если на небе вы увидите радугу, то знайте – никогда потопы не будут приходить на землю так, как это было в дни Великого Потопа. Иными словами, радуга – это свидетельство о том, что милосердие Божие, снисхождение ко всему роду человеческому будет проистекать от Бога и Его Ангелов даже во время самых суровых наказаний. Здесь мы видим, что этот Ангел стоит на земле, потому что земля была осквернена грехами, он стоит на водах, потому что воды тоже были осквернены грехами, но венчает его радуга. Да, он от земли до неба как огненный столп, но венчает его радуга. То есть, даже в огне, в котором Господь уничтожит последний мир, второй мир, как он называется в Писании, Бог проявит Свое милосердие к роду человеческому.

И мы читаем далее: «в руке у него была книжка раскрытая» (Откр.10:2). Андрей Кесарийский поясняет: «Книжка, как небольшая и написанная очень мелко, я думаю, заключает в себе имена и дела тех самых лукавых, которые разбойничают или иным образом бесчинствуют на земле и убивают на море, в наказание которых там и здесь Ангел поставил свои ноги». «Поставил ноги» – это значит утвердился в деле наказания нечестивых. Сегодня на службе читался чин анафемы. Те из вас, которые внимательно слушали тексты этого чина, наверное, поняли, что суды Божии совершаются Ангелами, когда читается этот чин, когда поется грозное слово «анафема», что означает «проклятие».

В последние дни суды Божии обрушатся на всех нечестивых. Недавно было покушение на Чубайса, он благополучно избежал смерти. Многие люди думают, что всегда им будет удаваться избегать каких-то наказаний. Да, человеческого наказания очень многие избегнут, но от наказания Божия никто не спрячется, ни под какой красивой мраморной могильной плитой не спрятаться от грядущего Божьего наказания, которое справедливо движется на грешников. Если Чубайс не раскается, то его постигнут наказания страшные, великие, за то, что стольких людей он обворовал.

И вот эта книжка, раскрытая в руке Ангела, есть свидетельство о том, что все записано, дела всех нечестивых ведомы Богу. Чем отличается эта книга от той памятной книги Божией, которую Агнец Божий взял из рук Сидящего на престоле? Скорее всего, эта книжка есть записанные Ангелом поручения – кого из нераскаянных грешников надо наказать. В жизни каждого из нас есть нечестия, есть преступления, но это не значит, что Бог по поводу каждого из нас будет давать поручение Ангелам наказывать нас. Если мы раскаялись в своем нечестии, если принесли покаяние в своих преступлениях, то это значит, что наказание не последует, гнев меняется на милость.

И сегодняшнее Евангельское чтение в день Торжества Православия – это чтение о том, как Христос, придя к апостолам, пройдя дверями затворенными, сказал им: «Мир вам» (Лк.24:36), Он принес людям веру в установление мира между Богом Отцом и всем родом человеческим.

И мы читаем 3 стих: «и воскликнул громким голосом, как рыкает лев» (Откр.10:3). Андрей Кесарийский поясняет: «Голос Ангела, подобный рыканью льва, указывает на страшное, нестерпимое наказание его, о чем свидетельствует Даниил, который не мог безболезненно видеть Ангела, не только не угрожающего, но кроткого и тихого». Иными словами, если Ангел появляется просто сам по себе, то человек ощущает великий страх, даже если Ангел идет с благостной миссией. Известно, что, когда к Деве Марии с миссией благовествования пришел Архангел Гавриил (как и православная иконография показывает нам), она выронила из рук веретено, которым она пряла. То есть, явление Ангела само по себе ввергает душу человеческого существа в великий испуг, а если Ангел еще кричит и этот крик, как рык льва, только можно догадываться, какой ужас охватит душу существа, против которого будет этот ангельский рык. Как мы прочитали: «и воскликнул громким голосом, как рыкает лев».

Вторая часть третьего стиха: «и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр.10:3). Андрей Кесарийский пишет: «Семь громов, как мы думаем, указывают или на семь гласов одного грозного Ангела, или на семь других Ангелов, предвозвещающих будущее». Есть другое истолкование у святых Отцов. Они говорят: «Семь громов – это семь Вселенских Соборов Православной Церкви». Почему они сопровождают грозный рык? Потому что любой догмат есть приговор еретику. Любой догмат православной веры есть приговор язычнику и раскольнику. Поэтому семь громов, которые прогремели на Небесах, – это и семь Вселенских Соборов.

Как я вам часто поясняю, любое пророчество может иметь сразу несколько значений, и все они приемлемы, хотя внешне они могут и не совпадать. Число семь является в то же время числом полноты бытия, то есть наказание будет соответствовать мере тех грехов, которые люди совершили. Не больше не меньше. Бог справедливо будет наказывать грешных. Кстати, великая милость – пострадать в этой земной жизни, потому что те, которые пострадают от Божьего гнева в этой земной жизни, могут иметь надежду на прощение в вечной жизни. Потому что всегда действует Библейский принцип – за одно дважды не наказывают. Этот принцип неизменный. Поэтому если вы переживаете какую-то скорбь в этой жизни, вы очищаетесь этой скорбью. Не потому, что она самодостаточна для нашего искупления, – искупление совершается только кровью Иисуса Христа. А потому, что Бог дважды не наказывает. Этот принцип действует всегда.

И мы читаем с вами 4 стих 10 главы книги Откровение: «И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать, но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего» (Откр.10:4). Некоторые христиане почитали, что семь громов – это семь периодов в истории человечества. Первый гром – это торжество христианства над язычеством; второй гром – великое переселение народов и крушение Римской империи, на месте которой возникают новые христианские государства; третий гром – появление магометанства и крушение Византийской империи; четвертый гром – эпоха крестовых походов; пятый гром – падение благочестия в Византии, покоренной исламом, и в средневековом Риме, где возобладал дух папизма, результатом чего явилось отступничество от Церкви в виде реформации; шестой гром – революции и водворение всюду социальной анархии, из которой должен выйти сын погибели антихрист; седьмой гром – восстановление Римской, то есть, Всемирной империи с антихристом во главе и кончина мира. Такой порядок нам предлагает архиепископ Аверкий. И вы видите, что, по истолкованию архиепископа Аверкия, мы с вами живем при седьмом громе, когда происходит восстановление Римской империи. Римская империя – это земли теперешней Италии, Германии, Франции (раньше Франция называлась Галлия), Испании, и вы знаете, что Римская империя сейчас объединяется, в виде так называемого Европейского Союза.

И святые Отцы говорили, что это объединение произойдет перед приходом антихриста. Святые отцы все это описали давно, даже владыка Аверкий не дожил до объединения Европы, но все, что святые Отцы писали – исполняется однозначно.

Итак, семь громов – это и полнота наказания, полнота страдания в земном смысле, – это и семь вселенских соборов, догматы которых есть обличение каждому еретику, язычнику и раскольнику, но это и семь периодов в истории христианства. Последний – в установление Римской, то есть европейской Всемирной империи с антихристом во главе и кончина мира. А седьмому предшествуют революции и водворение всюду социальной анархии, из которой должен выйти сын погибели – антихрист.

Революционный период сейчас как бы уже завершается, революционные потрясения коснулись Грузии, Украины, сейчас на очереди Россия. И потом будет происходить ужасное воцарение антихриста. Все рвутся в Евросоюз, не понимая того, что само объединение Европы – это есть воссоздание Римской империи, то, что обязательно происходит во дни антихриста. Поэтому любой шаг в сторону объединения с единой Европой – это пособничество антихристу.

На самом деле в теперешней ситуации разобщение более угодно Богу, чем объединение. Мы привыкли к тому, что единство – это всегда безусловно что-то хорошее, но это не так. Вспомните, как строилась Вавилонская башня – она создавалась при полном единодушии всех людей, они разговаривали даже на одном языке. И Господь, сойдя на землю, разрушил это их единодушие, Он смешал все их языки. Все, что делает Бог, есть благо, – это значит, что разделение, которое Господь принес при строительстве Вавилонской башни, было благо. Нарушать это разделение не надо. Это было разделение на языки, на национальности. Каждая нация – это есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Когда границы между национальностями стираются, мы приближаемся к интернациональному и космополитическому Вавилону, царству антихриста. Этого надо опасаться. То, что, графа национальности пропала из российских паспортов – это свидетельство о победе космополитизма, то есть Бог разделяет людей на нации, а дьяволу это неугодно, он хочет стереть понятие нации. А нация – это школа любви и граница ответственности, очерченная рукою Бога. Если человек любит свой собственный народ, он может с пониманием и уважением отнестись и к другому народу. А тот человек, который не понимает, что нация – это школа любви, он будет человеконенавистником по отношению к любому другому народу.

Следующий этап – в уничтожении понятия пола. Сейчас говорят: какая разница – мужской, женский пол, если человек может пол свой поменять. Потом они откажутся от понятия семьи. Отход от традиционного понятия семьи – это гомосексуальные семьи; сейчас в Америке уже венчают гомосексуалистов, как мужчин, так и женщин. Процесс отхода от традиционного понимания семейной жизни будет продолжаться, как об этом в книгах Варсонофия и Иоанна подробно описано.

Процессы, которые сейчас мы наблюдаем, потрясают наше сознание, как гром может напугать и потрясти сознание человека. Но то, что над головой Ангела все же радуга, – это свидетельство о том, что Бог контролирует и добро, и зло. Все находится под Его контролем, и сверх меры Он не попустит никому пострадать.

И мы читаем пятый стих: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр.10:5–6). Что значит «времени уже не будет»? Это означает, что время сократилось, и, как мы с вами изучали ранее, по милости Божией время тех тяжелых дней сократится. Может быть, оно будет таким же, как и запланировано, – три с половиной года; скорее всего, так и будет. Но оно пролетит очень быстро. Люди знают, что время меняется в своей скоротечности. Детство очень длинное. Молодость и юность пролетают очень быстро. В старости время тормозит, и некоторые пожилые люди говорят, что им кажется, будто они всегда были старыми, им не верится, что они когда-то были детьми.

И вот сокращение времени указывает но то, что Господь таким образом поможет верующим меньше вкусить страданий. С другой стороны, прекращение времени означает восстановление Царства Славы. После Царства Благодати будет Царство Славы. Царство Славы, по учению Православного христианства, это такое состояние, когда времени уже нет. Некоторые люди спрашивают:

– А что было до сотворения мира? Что Господь делал все эти миллиарды лет?

Миллиардов лет не было, потому что Бог сотворил не только мир, но и время. Он же сотворил и пространство. Бог до сотворения мира был абсолютно самодостаточен. Он не нуждался в том, чтобы нас творить. Иногда мы говорим, что Он сотворил нас для славы Своей, отчасти это верно, но не совсем. Дело в том, что Бог не нуждается ни в какой славе. Он абсолютно свят и абсолютно прославлен.

Поэтому, когда мы говорим о сотворении мира из небытия в бытие, имеется в виду просто благостное произволение Бога. Причину этого благостного произволения мы до конца никогда не поймем. Даже в вечности. Но Бог так сделал, что Он вызвал мир тварный из небытия в бытие. Он сотворил время, и в этом смысле время – это есть вечность в движении. Но вечность может быть и в состоянии покоя. Вечность и время – в православии эти понятия различаются. Вечность – она надвременная. А время – текуче. Об этом Писание говорило очень давно. В Писании сказано: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет.3:8). Люди только в ХХ веке узнали о том, что время относительно. Ученый Эйнштейн открыл теорию относительности времени. То есть, время по-разному проистекает в пространстве и во времени. Итак, время не существует без пространства, потому что оно тварно, пространство не существует без времени. Но однажды времени уже не будет. Настанет то, что называется вечностью.

И мы читаем далее: «Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр.10:7). Андрей Кесарийский поясняет: «Это, я думаю, означает, что все, предсказанное святыми пророками, исполнится после шести веков в седьмой, означаемый седьмой трубою. Исполнение этого называется благовестием по причине уготованного за ним покоя для святых». Древние христиане считали, что семь громов, семь периодов – это семь веков. Они считали – пройдет шесть веков, конец света наступит, а седьмой век – это вот тысячелетие Христово. Потом христиане говорили, что когда кончится тысячелетие Христово, тогда будет Страшный Суд. Поэтому когда было начало VII столетия, многие христиане ожидали конца света. И когда было окончание первого тысячелетия, все были уверены, что будет конец света. Ну, как и некоторые думали, что второе тысячелетие окончится – и всё, конец света. Современные нам иудеи уверены, что конец наступит по окончании шестого тысячилетия от сотворения мира; по их календарю наш 2007 год соответствует их 5767 «от сотворения мира». По православному летоисчислению сейчас 7515 от Сотворения мира.

Людям свойственно так рассуждать, и это высказывание Андрея Кесарийского соответствует его времени (563–614 г.г.), но не отражает реального положения вещей. Дело в том, что, по учению Церкви, тысячелетие Христово началось в тот самый момент, когда на Голгофском Кресте, умирая, Сын Божий сказал: «Свершилось!» И это тысячелетие, надвременное, продолжается до сих пор. И оно прекратится только тогда, когда на малое время, на три с половиной года, силы зла будут освобождены из преисподней.

То есть, время – весьма относительно. Мы не можем фиксироваться на каких-то определенных датах. Хотя мы узнаем наше современное время в текстах Откровения, это еще не значит, что конец света близок. Возможно, что мы належимся в могилах. Может быть, пятьсот, может быть, полторы тысячи лет – мы не знаем. А может быть, мы и не умрем, потому что, те, которые доживут до Второго Пришествия, не умрут, но изменятся во мгновение ока. Все, что касается временных вопросов, – это все относительно и весьма таинственно.

Но сам факт, что Господь Бог скрыл от нас дату Своего Второго Пришествия и кончины века, свидетельствует о том, что Бог хочет, чтобы в каждом поколении христианской истории мы пребывали бы в ожидании. Есть такое латинское слово – адвентус, ожидание Пришествия. Каждый христианин должен пребывать в таком ожидании. Когда апостолы видели вознесение Христа на небо, им предстали два Ангела и сказали: «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:10–11). И вся история христианства с этого момента становится историей ожидания. Когда же небеса с шумом прейдут, в этот мир явится Господь.

С другой стороны, смерть каждого из нас – это и есть кончина века для нас персонально. А так как эта смерть может наступить в любой момент, это значит, что кончина века – это реальность наших дней, а не просто какого-то отдаленного будущего. То есть буквально кончина собственного века.

И мы читаем далее: «И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле» (Откр.10:8). Андрей Кесарийский поясняет: «Иной, высший Ангел, повелевает здесь евангелисту под видом книжки принять разумение открытого видения».

Само слово «книга» свидетельствует о неком зафиксированном познании, которое уже не изменяется. Но вот памятная книга, которая была взята Агнцем Божиим, Сыном Божиим из рук Сидящего на престоле, она была изменена. Там были изглажены все тексты. Кровью Иисуса Христа все наши содеянные прежде преступления были изглажены из памятной книги Бога. Такое милосердие нам явлено в Крови Агнца Божия.

И в сегодняшнем Евангелии мы как раз с вами говорили о том, что Он принес нам мир с Богом Отцом, благодаря тому, что руки Его были пробиты гвоздями, ноги Его были пробиты гвоздями, ребро Его было пробито и источалась кровь, не просто кровь, но кровь и вода. Бог очищает нас через Свое жертвоприношение Богу Отцу в струях крови, вода – это символ слова Божия.

Познание о Боге приближает нас ко спасению. Следовательно, удаление от познания о Боге приносит человеку погибель. Один из малых пророков сказал: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6). Многие люди погибают только потому, что они правильно не научены Православной вере. Они имеют уродливое, ложное представление о Боге. И этим ложным представлением о Боге они оскорбляют Бога. Как я вам уже говорил, некоторые считают, что Бог – грозный, сидит на Небесах и только ждет, как бы уничтожить грешников. Такого Бога нет, его придумали неверующие еретики. Это мусульманский бог такой. Наш Бог – милостивый и милосердный, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание веры. В Библии сказано, что Бог не хочет смерти грешника. Поэтому, мы должны иметь правильное представление о Боге, чтобы не оскорбить Его божественную сущность.

А Его божественная сущность раскрывается в слове «любовь». Сказано: «…Бог есть любовь» (1Ин.4:8). А что такое любовь? В Писании сказано: «…облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). Совокупность всех совершенств в Боге – это есть единство Бога. А единство – это первое качество Бога, которое мы ставим на первое место. Как мы читаем Символ Веры: «Верую во Единого…»

Если я скажу, что Бог милосердный, это будет означать, что я не сказал, что Он правосудный. Если я скажу, что Бог – грозный Судья, я не скажу, что Он добрый Защитник, заступник за нас. А если мы говорим «Бог есть Любовь», а под любовью понимаем совокупность всех совершенств, – это значит, на первое место мы ставим единство Бога и единство в Нем всех Его качеств. Поэтому Символ Веры начинается с этих слов: «Верую во Единого…», очень важно это осознать. Если ты в Боге видишь только правосудный гнев, но при этом забываешь о Его любви, ты имеешь неправильное представление о Боге. Поэтому вот этот Ангел, который утвердился в деле наказания, и на земле, и на воде поставив свои ноги как огненный столп, он увенчан все-таки радугой, которая является символом Божьего милосердия. В Божьих посланниках проявляется и характер Бога, здесь наказание соединено с милостью. Бог никогда не мстит, потому что, Он никогда не раздражается. Месть – это проявление слабости, Бог наказывает, проявляя Свою любовь. Это разные вещи: наказание и месть. Бог ревнив, да, об этом сказано в Писании.

И мы опять читаем 7 стих, и далее: «Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед» (Откр.10:7–9). Подобные призывы к пророкам – съесть книжку – встречаются и в Ветхом Завете. И указание, что она в устах будет сладкой, как мед, а во чреве будет горькой. Андрей Кесарийский поясняет: «Сладко для тебя, – говорит Ангел, – познание будущего», – действительно, нам же интересно узнать, что будет в будущем. Андрей Кесарийский дальше рассуждает: «но вместе и горька для чрева, то есть сердца, где вмещается словесная пища, из-за сострадания к тем, которым должно претерпеть наказание, ниспосланное по Божественному определению. Это можно принять и иначе, так как евангелист не знал худых дел книги, заключающей в себе деяния нечестивых, ему и показывается, что грех при начале услаждает, а при совершении приносит за собой горечь, от мщения воздаяния».

Что означает эта книга? Мы действительно стремимся к познанию, человек проявляет такую слабость, как любопытство, но когда человек начинает получать познание, не всегда это познание его радует. «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1:18), – говорил премудрый Соломон. Это действительно так. Может быть, на занятие нашей школы ходить вас подвигло любопытство, но сейчас мы узнали, что те вопросы, которые мы с вами изучаем, – очень серьезные вопросы. И мы говорим о вещах не только приятных для нас, но и об очень печальных вещах. Об очень серьезных вещах. И то, что звучит, может быть, красноречиво, приносит внутренние душевные страдания. Я думаю, не только мне, но и вам. Потому что скорбь последних дней будет столь велика, что лишь немногое количество людей спасется. Это те, которые до конца всё перетерпят. Именно обращаясь к таковым, Господь говорил: «…претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Они будут именно терпеть, они не смогут победить эту боль, они не смогут победить это страдание последних времен, они проявят терпение.

Вам тяжело бывает общаться с неверующими людьми, но в последние времена концентрация зла и нечестия будет столь велика в духовном мире, что верующие будут чувствовать нечестивых, их приближение, физически, а те будут чувствовать физически нас с вами. Потому, что настолько мы станем разными. Уже сейчас, попадая в компанию ваших друзей детства, вы не знаете, что там делать, вы чувствуете, что это чужая компания. Для многих чужими оказались их родственники, а братья по приходу стали ближе их. Братья и сестры по вере вам стали действительно новой семьей. А с родственниками вы тоже не знаете, о чем говорить, если они неверующие. Бог действительно создает новое сродство.

Иногда люди не понимают, как же мы будем находиться в раю, а кто-то из наших – в аду, мы об этом уже говорили. Просто здесь надо понять, что во время разлуки нашей души и тела произойдут такие духовные изменения, что в День Суда мы будем совершенно чужими для тех, которые имели какое-то отношение к сродству нашей плоти. Как уже сейчас мы чужие для многих тех, которые были нашими друзьями, родственниками, близкими…

И мы читаем далее слова Иоанна Богослова. «И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр.10:10). С другой стороны, как мы уже определились, книжка – это суды Божии. Там были записаны грехи.

Апостол Павел однажды сказал: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:22–24) Почему Павел так говорил? Потому что его раздирало противоречие. Он находил удовольствие в изучении Закона Божия, это возвышало его душу, но закон греха, живший в нем, показывал ему, что он бедный и несчастный грешник.

Вы находите удовольствие в слушании проповедей, христианских православных бесед, в прослушивании радиопередач «Радонеж», чтении житий святых, чтении Священного Писания. Но противоречие вашей жизни заключается в том, что среди всего этого вдруг проявляется ваша греховность. И вы видите, как не сообразуется одно с другим. Вот это несоответствие – это есть такая трагическая экзистенциальность человеческого бытия, когда человек чувствует то, к чему он не стремится, а то, к чему стремится, – не испытывает. Вот это противоречие будет продолжаться до смерти нашего тела.

Потом ситуация будет меняться, но только для уверовавших, для неверующих проблемы будут возрастать. Святые Отцы говорят, что нераскаянные грешники будут наказаны своими собственными грехами. У наркоманов будет бесконечная ломка. Пьяницы будут страдать вечным похмельем, которое будет тяжелее и тяжелее. Блудники будут мучиться искомой любовью, когда объект желаний ускользает, а вожделения возрастают. Если они жили бы во плоти, то обезумели бы, но так как плоть будет другого характера, они не смогут в этих своих страданиях вожделения даже сойти с ума. Жадные будут съедаемы своим жадным чувством. Поэтому самое страшное наказание – это сам грех. Грех человека – это и есть для него самое страшное наказание. А со временем его значимость будет просто возрастать в жизни человека.

И мы читаем 11 стих: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр.10:11). Последний стих 10 главы свидетельствует о том, что пророчества Священного Писания имеют отношения не к какому-то одному народу, а ко всем народам, ко всем племенам, ко всем царям и правителям земли. Откровение – не локальное, оно имеет значение для всего творения, как во времени, так и в пространстве. Поэтому значение этого Откровения никогда не устаревает, а обновляется с годами, когда с годами нам понятнее становятся эти пророческие образы, и оно актуально для каждого поколения рода человеческого. Есть призыв к совести людей, которые осознают свое время как апокалипсическое. Как я вам уже сегодня сказал, христиане всегда думали, что вот-вот скоро это наступит. Апостолы считали, что конец света наступит при них. Это видно в некоторых их высказываниях. Андрей Кесарийский думал: вот, шестое столетие кончится, начнется седьмое, Христово. Многие говорили, что 2000 год – последний. И так далее. Если апокалипсичность проявляется в вашем сознании, не надо впадать в какие-то суеверия, а надо изучать книгу Откровения. Потому что изучение этой книги поможет нам сделать правильные выводы из трудностей последних времен и помочь нам преодолеть сложность настоящего нашего времени.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 10 протоиерей Геннадий Фаст

2. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава X профессор Александр Павлович Лопухин

3. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

4. Книга о семи печатях (новая литература об апокалипсисе) епископ Кассиан (Безобразов)

5. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 14. Евангелие от Матфея, глава 6, 9. «Отче наш. 1» протоиерей Олег Стеняев

6. Толкование на Апокалипсис – Глава одиннадцатая иерей Даниил Сысоев

7. Биографические материалы. Том I – Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский архиепископ Никанор (Бровкович)

8. О вечном и преходящем – Глава III. архимандрит Рафаил (Карелин)

9. Отечник Проповедника – Зверь игумен Марк (Лозинский)

Комментарии для сайта Cackle