протоиерей Олег Стеняев

Беседа 16. Он снял седьмую печать… Чернобыль – свечка дьявола. Почему погибли динозавры. Бичевание любви.

Сегодня мы с вами начинаем чтение 8 главы. В это воскресенье я был в Белоруссии, посетил там несколько больших воскресных школ для взрослых, передал им от вас христианский привет, и они просили христианское приветствие передавать вам. Я был в христианских общинах Витебска, Полоцка и Орши. Тамошние православные христиане вам низко кланяются. Они у себя слушают радио «Радонеж», что очень трудно там делать ,потому что сигнал на таком расстоянии слабый. Но они очень дорожат тем, что слышат, и нравственно-моральная ситуация там у них намного лучше, чем в России: там никаких непристойных рекламных щитов, ничего такого нет. Все они стараются вокруг Церкви объединяться. Государство поддерживает Церковь: президент Лукашенко добился того, что в каждом учебном заведении есть закрепленный православный священник, – как в средних учебных заведениях, так и в высших. Высшим считается только то учебное заведение, где есть кафедра теологии. Кафедры богословия почти во всех университетах на территории Белоруссии.

Теперь, надеюсь, вам понятно, почему по телевидению часто нападают на Лукашенко? Потому что он – православный правитель, который не угоден Америке. Президент Буш уже заявил, что они будут делать переворот в Белоруссии. А в Белоруссии мне говорили, что деньги на этот переворот уже пошли, и деньги идут через католическую церковь Белоруссии. Там созданы всякие католические благотворительные фонды, и через Польшу, через католические организации Белоруссии идут деньги на расшстывание там ситуации. Деньги идут очень большие, но народ удивительным образом сплочен, никакой особо сильной, крепкой оппозиции там нет. Ну, вот если только искусственным путем они будут что-то создавать.

Итак, мы читаем 8 главу с первого стиха и ниже: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр.8:1).

Что означает снятие седьмой печати? И что означает безмолвие, которое наступило на небе? Андрей Кесарийский поясняет: «Так бывает в мире физическом, наступлению бури часто предшествует глубокая тишина. Это безмолвие в небесах означало сосредоточение благоговейного внимания предстоящих пред престолом Божьим Ангелов и человеков в ожидании страшных знамений гнева Божия перед кончиной века сего и явлением Царства Христова. Безмолвие означает благочиние, благоволение и незнание Ангелами времени Второго Пришествия». Вот такое толкование у святого Андрея Кесарийского. Надо заметить, что перед самим Пришествием Христовым, когда дыханием уст Сына Божия антихрист будет умерщвлен и все поймут, что наступает Царство Христово во всей полноте, Господь еще будет медлить сорок дней, ожидая покаяния нераскаявшихся. То есть, милосердие Божие будет до последнего момента. Суд Божий не будет чем-то неожиданным для людей того времени, потому что они увидят низвержение власти антихриста, и перед наступлением власти Христа еще будет дано время для покаяния.

Но это не значит, что все смогут воспользоваться этим временем. Дело в том, что покаяние – это тоже дар Божий. Некоторые люди настолько ожесточатся в своем внутреннем состоянии, что окажутся неспособными покаяться перед Богом. Как о покаянии Иуды сказано: «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27:5). Так и многие люди того времени: они раскаются, что они поддержали антихриста, но к Богу так и не обратятся. Поэтому покаяние подлинное – это проявление благоговения кающейся души перед Богом. То, что сказано: «сделалось безмолвие на небе» – это благоговейная тишина, в которой пребывали перед Страшным Судом Божьим и Ангелы, и святые на Небесах. И Андрей Кесарийский называет еще одну причину. Он говорит: «От всех скрыта была дата Второго Пришествия». Вот в тот момент, когда будет Второе Пришествие Христово, только Сын, получив указание от Отца Небесного, будет знать, когда это произойдет. Потому что Он Сам говорил: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). Как перед особенно страшной бурей наступает затишье, так будет и перед судами последними, которые Господь будет вершить перед установлением Его Царства.

И мы читаем далее, опять же по этому первому стиху: «И когда он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе…» – и потом: «…как бы на полчаса». Святые Отцы поясняют: «Полчаса – краткость времени, когда после наказания и кончины мира наступает Христово Царство». То есть, вот эти сорок дней, которые будут даны для покаяния, – они очень быстро пролетят. Даже когда человек умирает, и ожидает, когда будет воскресение его тела, это время для него так быстро будет пролетать, что ему покажется, будто он только день в гробу находился. Потому что душа без тела как бы в не проявленном состоянии, как и тело без души начинает сразу разлагаться. То есть, полнота бытия – это когда человек в теле. Поэтому для тех, которые умирают, очень быстро этот период проходит.

Но даже для нас время летит быстро. Вот мы живем во плоти, да? А вот посмотрите, как время быстро пролетает: детство пролетело, юность пролетела, за ними молодость. Нам кажется, что это был другой мир, это был какой-то другой ребенок, хотя понимаем, что это были мы с вами. И уже кому-то за 50, за 60 лет, время очень быстро летит, очень быстро. Поэтому мы должны дорожить каждой минутой, каждым мгновеньем свой жизни, помня о том, что Христос всегда с нами как сказано: «…и се, Я с вами во все дни…» (Мф.28:20). То есть, Он не покидает нас, Он ищет для нас покаяния, Он промышляет о нашем спасении. И пауза, которая возникнет на Небесах перед судами Господними, – это проявление Божьего милосердия. Как бы на полчаса, то есть это очень короткое время будет, хотя Отцы говорят о сорока днях.

И мы читаем 2 стих, Иоанн Богослов пишет: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» (Откр.8:2). Андрей Кесарийский поясняет: «Святой Иоанн часто употребляет число семи Ангелов, потому что оно соответствует этому веку, субботствованию и покою святых». Что такое субботство? Евреи только один день в неделе посвящали Богу: седьмой день. В ветхозаветном календаре – это суббота, а воскресный день был первым днем недели. Помните, как сказано о Воскресении Христовом? «Воскреснув рано в первый день недели…» (Мк.16:9). Христиане не могут посвящать Богу один день в неделю, христиане обязаны каждый день посвящать Богу. Вот это и называется субботство. И неважно, бываем мы в храме в этот день или нет. И в понедельник, и во вторник, и в среду мы должны оставаться добрыми православными христианами. Вот это – субботство, то есть непрерывное пребывание во Христе. Как апостол Павел говорил: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол.3:17). У иудеев было иначе, у них были обычные дела свои, которые они делали шесть дней, сказано: «Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх.20:9–10). У нас нет обычных дел своих. Мы всё должны делать во имя Иисуса Христа. Поэтому воспитываете ли вы детей, стоите ли вы у станка на заводе или на фабрике, – где бы вы не находились, какой бы деятельностью не занимались, вы должны всегда помнить, что вы Христовы. И вот Ангелы Божии, которые числом семь обозначены, являют нам пример полного послушания Богу в каждое мгновение их ангельского существования. Ангелы не живут интересами плоти, они бесплотные духи, они всецело служат Богу. Это для нас пример тому, что мы должны посвящать каждое мгновение своей жизни Богу. Например, вы заболели, у вас тяжелая болезнь и вы страдаете от нее. Надо принять эту болезнь как из рук Божиих и посвятить это страдание Богу. Что значит: посвятить страдание от своей болезни Богу? Это значит, вы себе должны сказать: «Если Господь мне дал болезнь, Он знает, для чего Он мне ее дал, я ее принимаю как из рук Божиих». Вот так христианин должен относиться даже к тем мгновениям своей жизни, которые связаны со страданием. Если мы переживаем исцеление, радость, выздоровление, то мы тоже этот момент должны посвятить Богу. Мы должны спросить: «Господи, для чего ты нам даешь здоровье? Мы не хотим иметь здоровье, чтобы возвращаться к прежним грехам. Дай нам здоровье для того, чтобы вот это время благоприятное мы бы использовали для исполнения святых Твоих заповедей, для исполнения святой Твоей воли». То есть, здоровы мы или больны, работаем или отдыхаем – мы всегда должны оставаться христианами.

Вот у меня не очень это получается, не всегда. Был я в Белоруссии, и там в один день три больших лекции: одна трехчасовая, другая полтора часа, третья – сорок пять минут, и я так устал! И батюшки говорят: «Там стол приготовили хороший». Я говорю: «Я не могу уже, мне надо лечь и лежать». Они говорят: «Ну, как же, там все старались, готовили». Говорю: «Ну не могу, вот что хотите делайте – не могу». То есть, мы действительно все очень немощные, и у нас не всегда будет получаться выполнять то, что мы должны выполнять. Но даже свою немощь мы должны принять как из рук Божиих. Не в том смысле, что согласиться со своей немощью, а в том смысле, что и в немощи мы должны быть сильны. Ведь сила Божия – она и в немощи проявляется. И меня привезли в гостиницу, я был такой усталый, я отказался от всех этих банкетов, хотя было намечено братское общение, все священники собрались. И я лег в гостинице на кровать, взял Библию и стал читать. Я думал: «Хорошо, я отдыхаю, но я буду отдыхать не только телом, но и душою». И внутренний духовный баланс сразу был восстановлен.

Ангелы свободны от ощущений тела, поэтому у них каждое мгновенье – это есть служение Богу. И Андрей Кесарийский поясняет: «Поэтому и разрешение этой седьмой печати указывает на переход от земной жизни, чему помогают семь Ангелов, поражая людей, нуждающихся во вразумлении наставлением». То есть, когда снимается седьмая печать – это уже окончание земной жизни, потому что число семь, как мы с вами об этом уже говорили, – это число некой полноты бытия. А за пределами седьмого числа – это уже восьмой день, то есть это за пределами нашего времени.

Итак, снимается последняя печать, дальше уже идет восьмой день, который не прекратится никогда. Восьмой день, как учат православные богословы, – это вечный день, где Солнце никогда не будет заходить и где Сам Христос будет как Солнце, где распространяется свет Божества.

Святитель Кирилл Александрийский писал: «Ибо число восемь выходит за пределы мира, поскольку Спаситель, воскреснув, на восьмой день явил таинство», то есть таинство Вечной жизни, которая никогда не прекратится.

Вот если вы читали Книгу «Бытие», первую главу, где говорится о сотворении мира, вы, наверное, обратили внимание на то, что свет был создан раньше, чем солнце, звезды и луна. Помните? Господь сказал: «Да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). И потом сказано о сотворении солнца и луны, это уже позже, через несколько дней. То есть, первый свет – это свет, который исходит от Бога, который отделяет свет от тьмы. Вот это выражение из первой главы: «…и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1:4), – это свидетельство о том, что Бог отделил добрых Ангелов от злых. И Ангелы, преданные Богу, остались во свете, а те, которые не преданы Богу, погрузились во тьму.

И мы читаем третий стих: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу» (Откр.8:3). Жертва – это Христос. Жертвенник – это Крест. А самая совершенная Жертва, которая была принесена – это жертва Крови Сына Божия. Он был распят на Кресте. Поэтому когда в пророческих текстах вы встречаете слово «жертвенник», это слово надо отождествлять с Крестом Господним и самой совершенной жертвой, которая была принесена. Жертва Крови Сына Божия.

«И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу». Андрей Кесарийский поясняет: «Хотя то, что видели святые: жертвенник, кадильница и прочее, изображается здесь в вещественном виде и окрашенным в разные цвета, но все это суть невидимое духовно. Ангел, стоя перед жертвенником и держа кадильницу с фимиамом, возносит Богу, подобно фимиаму, молитвы святых, в которых они просят, чтобы за бедствие при кончине мира были облегчены мучения нечестивых и беззаконных в будущем веке, и чтобы Господь своим пришествием наградил потрудившихся. Об этом говорится и далее», – так пишет святой Андрей Кесарийский.

Кадильница – это символ молитв. «Да исправится молитва моя, – поем мы во время поста, – яко кадило пред Тобою». Каждение – это символ возношения наших молитв от земли к Небу. Как ладан воскуряется снизу вверх, так и наши молитвы должны возноситься. К сожалению, иногда человек молится так, что его молитва выше потолка не поднимается. Это когда он неправильно понимает суть молитвы. В молитве надо проявлять покорность перед Богом. Не надо молиться, как некоторые – они ставят условия Богу, начинают требовать у Бога что-то. Мне даже один ребенок сказал, которому лет восемь:

– Я обиделся на Бога.

Я спрашиваю:

– Почему же ты обиделся?

Он говорит:

– Я плохо учусь, я Его просил в молитве несколько раз, Он что-то мне не помогает. Я на Него обиделся.

Вот иногда мы, взрослые люди, тоже испытываем неудовлетворение своей молитвой, потому что мы вроде не видим результатов своей молитвы. Такое состояние называется своеволие. А почему ты думаешь, что результат должен быть именно такой, какой ты хочешь? Бог знает, как нас вести ко спасению и каким путем – легким или трудным. В нашей жизни происходит много событий, которые для нас выглядят как бесполезные и совершенно случайные и даже не нужные. Но в вечности мы узнаем, что именно через эти обстоятельства, которым мы не придавали значения, а порой даже придавали отрицательное значение, Бог и приводит нас ко спасению. Мы же не видим всех последствий разных обстоятельств нашей жизни, а Бог – Он видит все, потому что Он не ограничен ни временем, ни пространством, и каждое событие нашей жизни имеет причинно-следственную связь с намерением Бога привести нас ко спасению. Поэтому все будем принимать как из рук Божиих. И когда мы становимся на молитву, мы не должны предъявлять Богу претензии, мы должны спокойно вычитывать молитвы, это нормальное рабочее христианское состояние – прочитал утром утренние молитвы, вечером – вечерние, спокойно, без всяких претензий; и бойтесь, опасайтесь, избегайте восторгов религиозных.

Есть праздничные христиане, которые любят такие восторженные, радостные переживания, связанные с религиозным чувством. Этого надо опасаться, потому что восторг – он всегда проходит. Праздник проходит, и наступает попразднество. Поэтому мы должны понять, что большую часть времени мы живем в этих обычных буднях. Вот серые будни надо наполнить духовным содержанием. Федор Достоевский говорил: за Христа очень много людей согласилось бы умереть, за веру в Иисуса Христа. Если вот сейчас, сразу поставят – и всё, расстреляют. А вот жить для Христа каждый день намного сложнее. И действительно, я думаю, что если бы какие-нибудь злодеи ворвались бы сейчас к нам и сказали:

– Вот, кто христианин – будем расстреливать.

Я думаю, многие бы сказали:

– Ой, слава Богу!

Так как каждый из нас не уверен: как я до смерти дойду? Может, я грешить начну опять или еще что-нибудь… А тут так радостно: поставили тебя, ты перекрестился, ба-бах – и ты в Раю! Наше призвание в том, чтобы жить для Христа. Апостол Павел говорил: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.21:1). То есть, смерть для нас будет приобретением только тогда, когда жизнь для нас – Христос. Когда все, что мы ни делаем, делом или словом, мы делаем во имя Иисуса Христа.

Мне рассказывал один батюшка: ехали они на машине по дороге, и уже вечер наступал, а на соседней полосе бревна упали с какой то машины и лежали прямо на дороге. И батюшка говорит: «Мы уже проехали вперед и вдруг поняли: надо развернуться и эти бревна сбросить. Потому что поедет другая машина, встречная, она может врезаться в эти бревна в темноте». У Пророков сказано: «…поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути…» (Исаия 57,14). Это очень важно. И священники развернулись, убрали с шоссе тяжелые бревна. Потом они ощутили духовное облегчение, весьма великое.

Когда человек исполнит хотя бы одну заповедь Божию – это очень важно. Помните, как в Писании сказано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак.2:10–11). Нарушил одну заповедь – нарушил все заповеди. А есть и обратная сторона этого закона: если ты исполнишь одну заповедь, в той или иной мере ты исполнишь все остальные. Поэтому не надо стремиться бороться сразу со всеми своими грехами и не надо стремиться исполнять сразу все заповеди Божии. Это очень сложно сделать. Человек не может бороться одновременно со всеми грехами сразу и не может ставить перед собой задачу – в один день исполнить все заповеди. Человек должен выделить, какой грех у него самый главный, и с ним начать решительную борьбу. Вот так: сели дома, подумали – какой грех у меня самый главный? Вот, всё – я начинаю борьбу с этим грехом. И точно так же исполнение заповедей Божиих. Вот, например, наступает воскресный день. Какая заповедь должна доминировать в воскресный день? Четвертая заповедь, которая говорит: помни день субботний, то есть помни праздничные дни, чтобы святить их. «…Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх.20:10). Вот, в воскресенье мы должны исполнять четвертую заповедь. Но это не значит, что в воскресный день надо нарушать другие заповеди. Просто надо всегда выборочно подходить ко всему, не надо все обобщать. Как тот же Достоевский говорил: любить все человечество очень легко, а вот полюбить соседа, который тебе неприятен и даже ненавистен, очень трудно. Вот можно так ходить и говорить:

– Я люблю все человечество. Я такой гуманист, я вообще всех люблю, кроме вон того…

Такая шутка есть: выходит батюшка и говорит:

– Мир всем…. Кроме Марьи Ивановны.

Ну, какая-то Марья Ивановна, видно, плохо себя повела.

Итак, мы должны подражать Ангелам, которые постоянно в добре, и надо очень серьезно относиться к вопросам, связанным с исполнением Божьих заповедей и с нашим постоянным пребываниям в добре.

Потому что время оканчивается. Седьмая печать снимается, Ангелы приносят кадильницу – молитвы всех святых. Святые молятся, чтобы Господь уже начинал суды, также они молятся, чтобы Господь дал покаяние тем, которые еще не раскаялись. Я вам сказал, что будет дано сорок дней, целых сорок дней для тех, которые не покаялись.

И в 3 стихе, во второй части 3 стиха, там сказано: «…и дано было ему множество фимиама», – вот этому Ангелу для его кадильницы было дано множество фимиама. «Фимиам, – пишет Андрей Кесарийский, – как сказано, молитвы святых, благоухающих перед Богом».

Третья часть 3 стиха: «…чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (Откр.8:3). То есть, все молитвы должны быть возложены на золотой жертвенник, перед престолом. Что это значит? Это очень серьезный текст. Мы остановим на нем внимание.

Престол – это место, на котором восседает Отец Небесный. Помните, Сын взял рукописание, памятную книгу из рук Отца Небесного. Перед престолом – жертвенник. Жертвенник – это Крест, и Жертва истинного Человечества Христова. В Писании сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом (то есть Богом Отцом, – О.С.) и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). То есть, между Богом и всеми нами, – Ангелами, святыми, грешными, – Христос, Его жертвенник. Мы не можем обращаться к Богу напрямую, Бог грешных не слышит, наша молитва в таком случае не поднимется выше потолка. Мы обращаемся к Богу Отцу через Его Сына, во имя Его Сына, Сын – Ходатай. А перед Сыном ходатайствует Кто? Божья Матерь, Ангелы ходатайствуют, святые ходатайствуют, мы, священники, молимся. А Сын возносит наши молитвы к Отцу Небесному. Вот что означает это каждение, и оно возлагается на жертвенник. То есть, наши молитвы должны быть услышаны Христом, Который наши проблемы передает далее Отцу Небесному. Он – Ходатай, Он заступается за нас. И ходатайствует Он за нас именно своим Человечеством, поэтому и сказано: «Он есть ходатай нового завета» (Евр.9:15), – ведь Его тело было распято, человеческое тело. Тело, полное Божества телесного, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Было распято тело, которое было рождено от Девы Марии и Духа Святаго. Это тело бичевали, это тело оплевывали, и оно является посредником, это – Тело между нами и Богом Отцом. И когда Бог Отец смотрит на нас, Он смотрит на нас через Своего Сына, через Его страдания. И знаете, какими Он нас видит? Он нас видит святыми и оправданными. Иначе мы не имели бы возможность читать молитву «Отче наш». Вы представляете, что мы говорим в этой молитве? Мы называем Бога своим Отцом, потому что через страдания Сына Божия мы все усыновляемся Отцу.

Поэтому здесь и сказано: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (Откр.8:3).

И далее мы читаем 4 стих 8 главы: «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр.8:4). «Вознесся дым…» – молитвы святых, возносимые Ангелом. Они приняты Богом, потому что Бог Отец принимает их через Сына Своего.

Мы крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Это значит, что после крещения мы уже причастны вот к этому порядку ходатайства за нас и преемству возношения молитвы.

Откр.8:4–5. «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю…».

Вот когда Ангел наполняет кадильницу огнем и повергает на землю, переворачивает ее, – это уже наказание идет всему роду человеческому; вся планета подвергается тотальному наказанию, когда кадильница переворачивается.

Вот, вы слышали: цунами было в Юго-Восточной Азии, наводнение в Англии, бедствие в Канаде… А вот когда кадильница будет перевернута и огонь, который взят из-под жертвенника, будет сброшен на землю, – вот это будут ужасные катаклизмы, это будет день пылающего гнева, будут падать кометы с неба, изменится траектория полета Земли в Солнечной системе, климат резко изменится. Земля вся запылает, просто сгорит, потому что она может как удалиться от Солнца, впасть в зону холода, так и приблизиться к нему в результате этих кометных дождей…

И те катаклизмы, которые начнутся, когда Ангел перевернет кадильницу, наполнив ее огнем с жертвенника, и повергнет все это на землю, – это страшный момент, поэтому далее в 5 стихе сказано: «…и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Откр.8:5). Всем этим обозначаются ужасы и бедствия, которые произойдут при кончине мира.

Но почему Господь и до кончины мира проявляет Свой гнев через мир природы? Вот, например, в Италии было извержение вулкана Везувий в древние времена, и целый город Помпея погиб. В Таиланде было страшное цунами. Почему Господь раньше Всеобщего Суда наносит такие точечные удары? Это делается для вразумления нераскаянных грешников. Для тех, которые еще не задумались, что мир – очень хрупок, что благоденствие на этой планете – это очень хрупкое состояние. Если чуть-чуть орбита нашей планеты поменяется – последуют страшные катаклизмы. А мы не можем существовать вне этой планеты. Наша планета – как капелька, которая движется в космическом пространстве смерти.Если Земля была бы чуть ближе к Венере, к Меркурию, к Солнцу – жизнь была бы здесь невозможна, все пылало бы, плавилось, а чуть подальше – было бы очень холодно, тоже жизнь невозможна. Видите, как все хрупко.

И вот этот хрупкий порядок будет нарушен. Но для того, чтобы люди задумались об этих глобальных катаклизмах, Господь наносит, действительно, вот такие точечные удары. Он показывает, что произойдет со всем этим миром. Цунами – страшно, да, извержение Везувия в Помпее – страшно, а однажды это начнется по всему миру. Не будет такой земли, где все будет безопасно, не будет. Везде произойдут ужасные катаклизмы последних дней.

И мы читаем 6 стих: «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Откр.8:6). Отцы поясняют: «Это означает, что Ангелы наделены такой силой, что одно их движение или направление, нам не постижимое, может потрясти природу, общество, людей и государства». То есть, одно движение Ангела может разрушить целые страны, целые континенты могут уйти под воду. В истории человечества такое случалось. Историки говорят, был огромный континент между Европой и Америкой – Атлантида, и он весь ушел под воду, есть исторические свидетельства тому. Мы в Библии читаем о Потопе Всемирном, когда весь мир погрузился под воду. И совершенно несерьезны те люди, которые думают, что они слишком твердо стоят на земле, которые говорят о себе:

– Я твердо стою на земле.

Так наивны эти их заявления! Если сама планета, на которой мы живем, – очень, очень хрупкая. Если бы Господь убрал бы Свои Промыслы от этой планеты, то все бы нарушилось. Потому что Солнце – оно тоже движется вокруг Галактики, это сразу несколько притяжений, траекторий движений, и только Господь контролирует мировой порядок. Миропорядок.

И вот Ангелы приготовились трубить. Владыка Аверкий поясняет: «Вслед за тем следуют сразу трубные звуки одного за другим всех семи Ангелов, которые сопровождаются каждый раз великими бедствиями, казнями для земли и ее обитателей». Это будут и цунами и землетрясения, и молнии, и громы, и глад – голод начнется сразу. Это будут ужасные потрясения. С одной стороны, могут ледники двинуться, с другой стороны – магма потечет, раскаленный металл будет вырываться из-под земли, и все это будет сталкиваться, и люди будут метаться между этими катаклизмами, не находить выхода из этой ситуации.

К тому же будет страшная духовная буря. Царство антихриста –будет как бесовское торнадо. Бесовская власть как буря пройдется по всей планете, и будет великое духовное опустошение. Люди будут искать слово Божие, будут ходить от моря и до моря и ничего не смогут найти. Только немногие, которые будут знать, где есть священники истинные, не принявшие власти антихриста, будут общаться с ними. А большинство людей захотят исповедоваться, да негде, захотят причаститься – да негде. Потому что все это будет в таких глухих катакомбах, что трудно даже представить. Поэтому надо использовать благоприятное время, – то, что сейчас. Время, когда нет серьезных испытаний. Поэтому время благоприятное есть время спасения. Сейчас надо накапливать духовную пищу, чтобы во время духовного голода не остаться пустыми, без всяких запасов. Поэтому люди умные понимают знамение времени. Они говорят:

– Да, все ясно, надо действительно духовно подтягиваться, приводить свои чувства в согласованность с Божьей волей, чтобы, когда начнутся эти ужасные переживания, катаклизмы, нам не пострадать. Духовно, прежде всего, не пострадать.

Тело мы свое не сохраним. Я вам часто говорю, что в этой земной жизни, как бы мы ни старались, мы тело не сохраним, оно все равно умрет, оно все равно погибнет. Эта земная жизнь дана нам для того, чтобы спасти свою бессмертную душу. А наше тело спасется в День Воскресения.

И мы читаем 7 стих: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела» (Откр.8:7). Вы видите, то, что я вам говорил: град и огонь, лед и пламя, казалось бы, такие противоположности, – все это перемешается, все это придет в движение, все это будет падать на землю. Кометы полетят, метеоры начнут падать, бури снежные будут одновременно с пожарами. Третья часть деревьев сгорит.

Дело в том, что когда, например, в начале XX века упал Тунгусский метеорит, сила его падения была равна примерно количеству 200 ядерных бомб. И взрывная волна была такая, что она три раза облетела земной шар. Хорошо, что это произошло не в каком-то многолюдном центре! Но иногда Господь насылает бедствия и на людей, как это было в Таиланде. Но это связано с их нравственным состоянием. Это – вызов и нашему безнравственному состоянию. Как Господь говорит: «…если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:3).

И мы читаем 8 стих: «Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем…» (Откр.8:8) Андрей Кесарийский говорит: «Под горой, я думаю, нужно разуметь дьявола, который яростью распаляемый на нас и блюдомый на геенну, во время попущения своего разбросает по морю и погубит третью часть островов, кораблей и их обитателей, как некогда сделал и Иову, ибо, по суду правосудия Божия, он есть враг наш и мститель». То есть, смотрите, с одной стороны, ангельский гнев, гнев небесный обрушится? А с другой стороны – дьявол во дни антихриста будет освобожден из преисподней на три с половиной года. И тут его бесовская ярость, и огонь, и лед, и Божий гнев, и ярость сатаны, неистовство антихриста – вы представляете, какое время будет тяжелое? И только избранники Божии, сохранившие верность православной вере, будут испытывать именно в эти тяжелые времена обилие Божьего милосердия…

И опять вернемся к 8 стиху: «Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем…» – это неистовство дьявола. «…низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью» (Откр.8:8). Дьявол будет топить корабли, сдвигать целые острова, потому что его задача будет в том, чтобы умерли те, которые могут покаяться. Он будет стараться, чтобы они погибли, не успев покаяться.

Вот в чем опасность греха убийства. Когда умерщвляется человек, для него прекращается возможность покаяться. Поэтому убийца убивает даже не столько тело, сколько душу, он огромный вред наносит душе. Смерть останавливает возможность покаяния. Дьявол – он первый человекоубийца. Он пытается сначала убить душу, а если не получается, то убить хотя бы тело.

И читаем 9 стих: «И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла…» (Откр.8:9) – то есть погибнут твари, живущие в море.

Отчего это может произойти? Те же самые ядерные взрывы, если они произойдут в океане, принесут гибель животному миру. Военные катаклизмы будут перемешены с катаклизмами природными: «…восстанет народ на народ, и царство на царство…» (Мф.24:7) – это политические катаклизмы. «…будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф.24:7) – это природные катаклизмы. Моры – это болезни, связанные с радиацией.

Вот сейчас озоновый слой разрушается. Люди же постоянно выбрасывают в атмосферу ядовитые вещества, и озоновый слой, который защищает нашу планету от солнечной радиации, он разъедается, его становится все меньше и меньше. Почему увеличивается количество раковых заболеваний? Потому что экология нарушается, ведь Бог создал премудро небо. Сказано: «Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его» (Пс.135:3–9).

Небо – это твердь, как броня, как панцирь, защищающий нашу землю от падения комет. Кометы сгорают в атмосфере. Даже космический корабль, если он неправильно будет выходить на орбиту, может сгореть. Бог создал атмосферу планеты, чтобы защищать, как некой броней, нашу хрупкую жизнь. Но люди сами разрушают экологию, разрушают атмосферу. В книге Откровения сказано, что Бог покарает тех, которые губят землю. Во всей Библии нет такого серьезного предупреждения тем, которые вызывают экологический кризис. Сказано: «погубит Господь губивших землю» – это текст из книги Откровения (Откр.11:18).

И мы читаем 10 стих: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод» (Откр.8:10). Видите, с неба вот эти большие звезды, эти кометы, эти астероиды, – все это падает в пылающем гневе с неба.

У Исаии много говорится о пылающем гневе с небес, например: «И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» (Ис.30:30). Там говорится о том, что огненный шлейф тянется за этими падающими камнями. То, что астрономы, в общем-то, понимают, и мы понимаем, что постоянно вокруг нашей планеты проносятся космические камни, – это предупреждение для людей, чтобы они задумались, насколько жизнь наша хрупка. Владыка Аверкий поясняет: «По одним толкователям, это означает, что все это идет с неба, другие толкователи видят здесь дьявола, как о нем говорит пророк Исаия: “Како спаде с небесе денница восходящая заутра”».

И мы читаем 11 стих: «Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр.8:11). Полынь – по-украински «чернобыль». Мы знаем, что когда в Чернобыле произошел тот ужасный взрыв атомного реактора, то огромная территория оказалась зараженной. Кто-то из вас, наверное, помнит, что это произошло накануне тысячелетия Крещения Руси. И Патриарх Пимен сказал: «Вот, дьявол поставил свою свечку». Русь же крестилась в Киеве, и прямо недалеко от Киева, в Чернобыле, эта бесовская свечка воспламенилась. Произошел выброс радиации. А были как раз в то время в Киеве какие-то праздники политические, коммунистические праздники, и все вышли на демонстрацию, людей даже не предупредили. Пришли облака от Чернобыля, и на этих людей пошел радиоактивный дождь. Там очень много людей умерло потом от рака, но статистику скрывают и ставят другие диагнозы, чтобы люди не догадались, что общество, в котором они жили, погубило их.

то есть Чернобыль, – О.С.), и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр.8:11. «Имя сей звезде “полынь”:.

«Горько» – то есть не предназначено для пищи. Вот эти облученные продукты упаковывают, ставят другие штампы, чтобы люди не догадались, откуда они, и рассылают везде.

Вы знаете, когда американцы обстреливали сербов, сбрасывали бомбы на Сербию, они вкладывали в эти бомбы радиоактивные вещества, – то, что называется «радиоактивный мусор», потому что от него надо как-то избавляться. Вообще-то его можно в землю зарыть, но радиация там будет держаться несколько сотен лет. И они вот все это сбрасывали на православную Сербию, сбрасывали, сбрасывали, а сейчас они это делают в мусульманских странах.

И мы читаем 12 стих: «Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны…» (Откр.8:12). Что означает поражение луны и солнца? Это значит, что в результате катаклизмов все будет гореть, пылать, поднимется дым, и такая будет по всей планете.

Вот динозавры почему погибли? Ученые говорят: упал огромный метеорит, и от ударной волны поднялась такая пыль, что они просто в ней задохнулись. Эти огромные животные попадали мертвыми. И вот сокрытие солнца и луны, третьей части солнца, и третьей части луны, – это свидетельство о том, что в результате катаклизмов будет ужасная атмосфера, везде будет копоть, дым, смрад, радиация. Я вас не напугал еще? В Писании сказано: «А других страхом спасайте…» (Иуд.1:23). Я вчера по «Радонежу» передачу делал про ад, потом мне звонили, говорили:

– Ты знаешь, так понравилось нам, страшно, но все верно.

Братья и сестры, нам надо говорить об этих вещах, потому что иначе мы проявим дух беспечности, а этого не надо делать. Причем апогей всех этих катаклизмов – это будет полное воспламенение земли, вся земля сгорит, то есть пламя охватит всю планету. Скорее всего, в результате всех этих природных, духовных каких-то бурь, энергетических всплесков Земля двинется в сторону Солнца. Изменится орбита, Земля сразу может запылать. Об этом мы можем прочитать с вами у апостола Петра. Святой апостол Петр, во 2 Послании, 3 глава, 10 стих, пишет: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут…» (2Пет.3:10) – то есть изменения в атмосфере произойдут. «…тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся…» Знаете, что такое «стихии»? Это энергии. «Разгоревшись» – когда разогревают вещество, происходит выделение вот этой атомной энергии. «Стихии же, разгоревшись, разрушатся» – расщепление атома, то есть это ядерные взрывы. «…земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Вот апостол Петр, рыбак из Иудеи, в Духе Святом одним библейским стихом дает описание тех событий, которые будут происходить, но он говорит на своем языке, на языке своего времени: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Дальше он пишет: «Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2Пет.3:11–12). И далее он говорит: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). Когда Он небеса сокрушит, небо свернется как свиток.

Бог, когда сокрушит землю, даст новую землю нам, новое небо. Человек, вот в теперешнем своем состоянии, окажись он в том удивительном мире, не смог бы там прожить ни одного мгновения, потому что для существования там надо быть совсем иным. У Исайи сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Ис.30:26). Когда Суды Божии кончаются, происходит Воскресение мертвых, это будет уже другой мир. Это будет новая земля. Это будет новое чистое небо, это будет Царство Христово, которое будет торжествовать.

Все мы будем, как я вам об этом часто рассказываю, молодыми. Как в книге Иова сказано: «Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов.33:25). Все тридцати трех с половиной лет – полнота возраста Христова (Еф.4:13), – все красивые, стройные. Бог спасет тело в этот день, в День Воскресения. Оно пройдет через разложение, через смрад могилы, и будет спасено, будет уже нетленно. Поэтому, когда мы говорим обо всех этих ужасах последних времен, надо понимать, что все это прекратится торжеством Царства Благодати, Царства Христова. А потом и Царство Благодати прекратится, когда Суд завершится. Когда ситуация со всей Вселенной будет прояснена до конца, будет Царство Славы. Сын передает все Отцу (1Кор.15:28), и православное богословие учит, что после Царства Благодати наступает Царство Славы, а что это такое – даже наше богословие не может достаточно подробно описать, но это будет особый, удивительный мир.

То есть, любой конец, братья и сестры, является началом чего-то другого. Конец мира неизбежен, это сейчас все понимают – и верующие, и неверующие. Я помню, в советские времена, когда я был подростком, я нашел газету, она называлась «Безбожник», эта газета выходила в 20–30-е годы. Там была статья, которая называлась «Попы опять пугают». И в ней какой-то безбожник пишет: «Вот, я заходил в храм, там священник говорит, что Земля и все дела на ней сгорят, но этот священник должен знать, что если он соберет в одно место весь пороховой и динамитный запас планеты и взорвет его, он взлетит кверху со своими бредовыми идеями, а мир сгореть целиком не может». А сейчас-то мы уже знаем: накоплен такой потенциал ядерного оружия, что Земля может сгореть несколько раз. Малейшее изменение в орбите планеты – уже она полыхнет. А то, что говорили безбожники в 20–30-х годах, – это наивный детский бред. Реальность сейчас такова, что ученые говорят: 30–40 лет осталось – и дадут себя знать необратимые процессы в экологии нашей планеты. Это уже происходит. Об этом говорят не только христиане. О конце света сейчас говорят и верующие, и неверующие.

Откр.8:12), – то есть все будет скрыто, не видно будет ничего: «…так что затмилась третья часть их». Вот слово «затмилось» уже конкретно нам показывает, что будет происходить: «и третья часть дня не светла была – так, как и ночи» (Откр.8:12. «Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд…».

То есть днем не будет света, сумрачная занавесь на всей планете.

И мы читаем последний стих 8 главы, это стих 13, здесь сказано: «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» (Откр.8:13). Как мы видим, это еще не конец. Будет еще великое горе, трижды сказано об этом, от Ангелов, которые будут трубить.

Итак, у апостола Петра мы увидели удивительное наставление о том, что этот мир сгорит, но мы ожидаем новое небо и новую землю. И если мы ожидаем изменений благоприятных, мы должны стремиться к тому, чтобы пережить изменения благоприятные в своей душе. Уже в этой жизни. Если мы не переживем духовного религиозного возрождения, то мы погибнем. И даже когда нам будет возвращено тело наше, это будет нам в погибель, потому что это тело будет бессмертным, и когда оно будет опущено в огненное озеро, оно будет вечно страдать. Вот если наше тело опустить в огненное озеро, я думаю, даже боли не почувствуем, сразу помрем. Там же человек будет вечно мучаться. Причем это будет огонь, касающийся как его физического естества, его тела, так и его души, это будут муки и душевные, причем душевные муки будут преобладать над физическими. Об адском огне святые Отцы говорят, что этот огонь не будет давать света. Этот огонь будет погружать во мрак. Огонь адский, он будет усиливать мрак, он будет опалять душу, душа будет страшно мучаться в аду. Потому что она будет ощущать расторжение с любимым, то есть с Господом, ведь тогда даже все безбожники, все нечестивцы поймут, что Господь есть источник милости и милосердия. И это будет бичевание любви, как говорит преподобный Исаак Сирин. Все грешники поймут, что Бог дал всё, Бог дал уже людям и новое небо, и новую землю, новые тела, вечность. Бог доказал Свою любовь тем, что отдал Сына Своего в жертву за наши грехи, и они в аду будут сидеть и думать:

– Как же мы это все не приняли?!

Это будут страдания невостребованной любви. Ад запирается не снаружи – изнутри, как писал английский писатель Коайв Льюис. Люди сами своими грехами ставят себя в такое адское положение. И ад начинается не за гробом, не в Дни Судов Господних, а уже в этой жизни, когда в своих грехах, пороках мы пребываем, запираемся изнутри и отказываемся каяться, переживать покаяние, то есть перемену образа мышления. Христос стучится в эту запертую изнутри дверь. Он и в ад сходил, вы знаете об этом, и там проповедовал, и люди откликались на Его призыв. Но ад – это действительно место, как говорит Льюис, где дверь-то закрывается изнутри. То есть своими грехами, живя на земле, люди уже отгородились от Бога. И в момент смерти они оказались просто не способны для жизни в Боге и с Богом. В Библии есть такой текст, где сказано: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис.26:10). Вот люди иногда себя настолько отождествляют со своим греховным образом жизни, что это имеет уже вечное значение.

Но теперь время благоприятное. Вы видите, чтобы кометы летали? Нет, не видите. Пока не видим, да? Слава Богу! Солнце различимо еще, да? Слава Богу! Мора еще нет в наших рядах, нет? Слава Богу! Вот сейчас надо пользоваться этим временем, вот этой возможностью. Сейчас кадильница наверх смотрит, и воскуряется фимиам молитв святых перед жертвенником, а когда все молитвы прекратятся, Ангел зачерпнет огонь из-под жертвенника и перевернет кадильницу – всё, точка поставлена. Но, как я уже сказал, сорок дней будет все-таки дано еще. Сорок дней. Насколько же Господь наш долготерпелив!

Итак, сегодня мы с вами изучали 8 главу Книги Откровение Иоанна Богослова. Если мы будем живы и Господь позволит, в следующий раз мы будем изучать 9 главу. Приходите сами, приглашайте ваших друзей. Если есть вопросы, я на них с радостью отвечу.

Вопросы и ответы.

– Наша задача – нести крест свой с радостью, а если радости не получается? Это уже какое-то притворство. Или смиряться с тем, что дает Господь, и говорить: слава Богу за все!? Но в этом тоже есть какое-то лицемерие, потому что я не могу за эти кресты все время благодарить. Так как вот получается?

– Надо начать с того, что человек рождается во грехе. Псалмопевец сказал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Как я вам часто говорю: грех – это инфекционное заболевание, которое передается через кровь от наших прародителей, от Адама и Евы, через всю цепочку наших предков до нас это доходит. Грех – он у нас в крови. Человек зачинается в беззаконии, рождается во грехе. Августин Блаженный написал книгу «Исповедь». Удивительная книга! Он в этой исповеди кается во всех своих грехах. Он говорит: «Я каюсь, что когда я был младенцем, я вырывался из пеленок, капризничал, кричал, ревность проявлял». – И он добавляет: «Я, конечно, этого не помню, но, смотря на других младенцев, я думаю, что я мало чем от них отличался». Ведь, смотрите, младенцы – казалось бы, чистые существа, а какие они ревнивые .какие требовательные, какие капризные! На самом деле ситуация такая, что избавление от греха – это есть процедура нашего исцеления, исцеления нашей падшей природы. Крест нести тяжело, точно так же, как тяжело переносить сложное интенсивное лечение, если у вас серьезная болезнь. Вот у меня, например, проблемы, связанные с содержанием сахара в организме, и меня это постоянно угнетает: это нельзя есть, это нельзя пить, это нельзя использовать в жизни своей, надо следовать определенному режиму… Но вся процедура несения креста, любого креста – это есть единственная возможность исцелиться от власти греха. Мы же больными рождаемся в этот мир, а Господь предлагает нам исцелиться, а исцеление иногда бывает болезненным. Иногда гангрена у человека возникает, ему ноги отрезают, руки. Ну, для чего это делают, это же тяжело, больно? А чтобы спасти его жизнь. У нас же речь идет о чем? Чтобы нам наследовать жизнь вечную. Жизнь вечную – вы только задумайтесь, братья и сестры, ради вечной жизнь мы должны немножко потрудиться здесь, немножко потерпеть.

Я понимаю сестру, мне тоже тяжело нести крест, Господь одно испытание дает, другое, но в Писании сказано: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22). Ведь эта жизнь – она временная, ну, сколько мы живем? А что мы получаем? Вечность! Мы покупаем вечную жизнь ценою временной жизни, мы покупаем жизнь небесную ценою земной жизни, мы покупаем жизнь бессмертную, нетленную, ценою тленной жизни, смрадной жизни. И что, вы скажете – это равнозначный торг? Конечно, нет. В любом случае мы не можем заработать ценою временной жизни жизнь вечную. Это очевидно, я думаю, для каждого православного. Поэтому если Господь какие-то требования предъявляет к нам, – они совершенно необходимы, это, значит, тот минимум скорбей, через который нам надо пройти. Сегодня мы беседовали о том, что иногда в жизни бывают какие-то неприятные обстоятельства, но мы не видим свою жизнь целиком, мы не знаем, куда эти неприятные обстоятельства могут нас привести. А скорее всего, без них, без этих обстоятельств, мы не смогли бы обойтись. То есть, если Господь нам дает какие-то сложные обстоятельства, Он знает результат, знает, что с нами произойдет, когда мы минуем эти обстоятельства, куда это все приведет. Поэтому я думаю, что многие вещи мы узнаем только в вечности. Вот почему у меня левое ухо слышит хуже, чем правое ухо, – у меня проблемы с левым ухом. Наверно, Господь так сделал, чтобы я в какой-то момент не стал бы и прислушиваться к тому, что мне говорят слева. Слава Богу! Тем более известно, что именно слева бесы шепчут нам…

Почему человек вдруг заболел и куда-то не поехал? Господь промышляет о нем, заботится. А почему кто-то погиб? Тоже милосердие Божие. Златоуст учит, что даже ад попущен Богом из милосердия к роду человеческому. Промыслы Божии мы до конца не знаем. Мы можем говорить о Царстве Славы только немножко, вот так, прикровенно, мы не видим, каким будет Царство Славы, реально мы говорим о Царстве Благодати, в котором мы живем, а что там дальше – один Господь знает. Один Господь знает, что будет, когда Суд окончится, когда Сын передаст власть Отцу, как сказано в Писании, когда Царство Благодати окончится и наступит Царство Славы.

– А когда земля пылать будет, люди где будут?

– Я думаю, что это будет период нашего изменения. Дело в том, что те, которые не умрут до пришествия Христова, будут меняться. В этом огне мир будет меняться. Будет уничтожаться старая земля, старое небо, и все станет новое. Люди, которые доживут до конца, войдут в огонь этого Армагеддона, они будут меняться. В это время мертвые начинают выходить из земли, из гробов, из пещер. Все станут возрастом тридцати трех с половиной лет, они будут видеть, как молодеют их руки, ноги, а оставившие земную жизнь в младшем возрасте – увидят, как они взрослеют. Потом произойдет радостная встреча живых и умерших. Мы увидим наших усопших родных, близких, – ведь все индивидуальные особенности людей сохранятся; мы будем узнавать друг друга. Это будет радостный момент конечно, но для кого-то это будет полный ужас. А верующие будут радоваться. Вы знаете, что о верующих сказано? О верующих сказано: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18). Они переживут Воскресение и будут стоять справа от престола суда, будут радоваться встрече с друзьями и родными.

А вот, например, часть родственников ушла в ад, а часть – в Рай. Те, которые в Раю, должны вечно блаженствовать, но как же они будут смотреть на родственников, которые там, в аду?

– Задан вопрос: как может человек наслаждаться в Раю, если он будут знать, что часть его родственников находится в аду? На самом деле, когда произойдет Воскресение, мы поймем, что подлинное родство – это духовное родство. Те, которые погибли, нам покажутся такими чужими, такими далекими! Мы же пройдем через смерть тоже, душа пройдет период усыновления на Небесах, нового усыновления, появляется новое сродство. А у тех тоже новое, адское сродство какое-то, там же разные уровни наказания будут. То есть перемены произойдут очень серьезные. Если ваши родственники умерли 20–30 лет назад, вы думаете, там у них никаких перемен не происходит? Очень серьезные перемены. Хотя им кажется, что это время пролетает очень быстро, как один час, но перемены с душой происходят очень важные, с телом происходят перемены, поэтому на самом деле ад – это мир, который Бог не творил. Ад, как я сказал, – это дверь, которая запирается изнутри. Это такое состояние, когда люди пойдут путем дьявола и ангелов его. Ад попущен был для дьявола и ангелов его. А люди были сотворены, наоборот, для того, чтобы восполнить число отпадших ангелов. Люди, которые все перепутают и, вместо того чтобы восполнить число отпадших ангелов, пойдут за дьяволом в ад, найдут новое сродство. Эти миры, они настолько разные, что в Раю ад никак не будет ощущаться. И в аду никак не будет ощущаться Рай. И в то же время в Боге этот вопрос решается сложнее. Святые Отцы пишут, что Своею любовью Он не оставит даже в аду. И об этом писали многие святые Отцы, но это тайна, как это будет, мы не знаем. Поэтому мы можем говорить только о Царстве Благодати, где в конце будет Суд, приговор: наказание одним, благословение другим. А что происходит в Царстве Славы, когда Сын передает все Отцу, и сказано: все покорится Отцу, ничего не останется непокоренного. Сказано: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28). Это уже вопрос сложный, и на него вряд ли кто из богословов сможет ответить.

– А можно ли вообще исчезнуть из этой жизни?

– Может быть, я кого-то расстрою – невозможно исчезнуть из этой жизни. Мы все обречены на вечное существование. Когда Господь вдохнул в Адама дыхание жизни и Адам стал душою живою, Бог сообщил нам вечное существование. Поэтому те, которые хотели бы надеяться: раз – исчез, и всё, и волноваться тебе не надо на Страшном Суде, – нет, такого не будет. Как бы кто-то ни хотел, но мы обречены на вечную жизнь. Поневоле человек родился, поневоле умрет, поневоле придет на Суд и даст отчет.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 10 протоиерей Геннадий Фаст

2. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

3. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава X профессор Александр Павлович Лопухин

4. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом профессор Николай Евграфович Пестов

5. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 3. Евангелие от Матфея, глава 2, 1–23. «Поклонение волхвов» протоиерей Олег Стеняев

6. Толкование на Апокалипсис – Глава девятая иерей Даниил Сысоев

7. Воссоздание Св. Руси – VII. Как же бороться? профессор Антон Владимирович Карташёв

8. Радость и утешение христианина митрополит Николай (Ярушевич)

9. Отечник Проповедника – Зверь игумен Марк (Лозинский)

Комментарии для сайта Cackle