протоиерей Олег Стеняев

Беседа 9. Филадельфийская Церковь. Кто истинен, тот и свят. Город любви. Жизнь в кредит и глобальное людоедство – как это вытерпеть.

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Апокалипсису Иоанна Богослова. И сегодня мы читаем 3 главу с 6 стиха и ниже. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши» (Откр.3:6).

ФИЛАДЕЛЬФИЯ, По-гречески слово филадельфия, означает «братолюбие», или «братская любовь». Живущие в Филадельфии иудеи, очевидно, безуспешно пытались убедить христиан из евреев не оставлять некоторых требований Моисеева закона или вновь вернуться к их соблюдению. Филадельфия располагавшаяся примерно в пятидесяти километрах к юго-востоку от Сард (сейчас турецкий Алашехир), во дни Иоанна была процветающим городом, центром винодельческого района на западе Малой Азии. Главным божеством города был Дионис, бог вина. Филадельфия основана колонистами из Пергама в царствование Атталы II, который царствовал в Пергаме где-то между 159 и 138 гг. до Р.Х. Царь Аттала так любил своего брата Евмена, что получил прозвище Филаделъфос, и в его честь город и был назван.

Филадельфийская Церковь особенно славилась между семью малоазийскими Церквами. В свое время русский путешественник А.С. Норов свидетельствовал, что «после разрушения греческих колоний и Церквей Азийских (оттоманами) осталась только одна Филадельфия, подобно столпу среди развалин… Несмотря на бедность Филадельфии, в ней находится пять церквей, составляющих пять приходов».

Этот небольшой христианский городок, как последняя сторожевая башня, уединенно стоял среди мусульманских областей, получив от турок знаменательное имя Аллах-Шехр (град Божий). У древних Филадельфия почиталась «малыми Афинами».

Св. Игнатием Богоносцем написано Послание к Филадельфийцам (это одно из 7 его посланий). Первым епископом Филадельфии был, по преданию, Димитрий (рукоположенный апостолом Иоанном Богословом, который от лица Всевидящего и Всесведущего обращается к ангелу Церкви Филадельфийской без слов упрека и обличения). В городе доныне показывают древние развалины церкви, где якобы собирались некогда ученики, к которым обращено послание святого Иоанна Богослова.

Обращают на себя внимание слова, обращенные к этой Церкви: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Казалось бы, каждый из нас имеет не просто ухо, имеет два уха, и казалось бы, что все мы должны иметь возможность слышать. Но здесь говорится о духовном слышании. О том самом духовном слышании, о котором пророки говорили: «и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами» (Ис.6:10).

Есть духовное видение, и есть духовное слышание. Одни и те же слова, которые проповедуются в церкви, могут по-разному восприниматься людьми, в зависимости от того, насколько у них развит их духовный слух. Духовный слух – он похож на музыкальный. Один человек имеет музыкальный слух и может различать разные звуковые оттенки. Другой не имеет, и для него что Бах, что Моцарт, что церковная, что мирская музыка – все едино. Так и духовное зрение – один различает цвета, а для другого все равно, что зеленый, что красный, что синий, что желтый. Такое состояние, заболевание, называется дальтонизм. При этом есть люди, которые совсем ничего не видят и совсем ничего не слышат. Полная слепота и полная глухота.

Итак, Писание стремится пробудить в наших сердцах тонкость духовного слуха или тонкость духовного восприятия той информации, которая нам подается через Божественное Откровение. Мы должны воспитывать в себе духовное слышание и духовное видение. В таком случае наша с вами жизнь будет более цельной. Истины не будут доноситься шепотом до нашего сознания, а будут явственно звучать в наших ушах. Точно так же мы будем духовными очами явственно различать, где свет, а где тьма. Но пока мы не можем сказать о себе: мы совершенны настолько, что всегда можем отличить Глас Божий от змеиного шепота дьявола, который нам тоже иногда нашептывает. Причем лукавый иногда свои нашептывания преподносит как тайные словеса Божии.

Откр.3:6–7. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый».

Андрей Кесарийский поясняет: «Святый, Святой – это слово по употреблению в Новом Завете, в применении к Лицу Иисуса Христа, указывает на Него, как на безгрешного Богочеловека, Мессию и Сына Божия. Исповедуя свою веру в Него, апостол Петр говорил: “Мы познали, что ты Святый Божий”, то есть Христос, Сын Бога живаго, как поясняет сохранившейся вариант этого места». Вот такое объяснение у Андрея Кесарийского. Итак, Святым является только Господь. Все так называемые святые обладают не автономной святостью, а отражают ту святость, которая изливается на них от Христа, а Он – единственный источник святости, духовного света. Есть свет физический, который разлит по всей вселенной, он исходит от звезд. И есть свет духовный, который выходит за пределы обозримой вселенной. Потому что о Боге сказано: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя… » (3Цар.8:27). Чтобы нам лучше понять, чем Святость Христова отличается от святости человеческой, давайте вспомним, что Луна, которая светит на небе, собственный источник света не имеет, она отражает свет Солнца. Лучи Солнца падают на Луну, и вот мы видим светящуюся Луну. Зашла Луна в тень нашей планеты, и мы не видим лучей Солнца, отражающихся от Луны. Итак, Святой только Господь – «Един Свят, Един Господь». А так называемые святые люди – они являются таковыми только в силу того, что стяжали возможность отразить свет Христов, показать, как свет Христов коснулся их. То есть человек становится святым именно тогда, когда свет Евангелия проникает внутрь души человека, и душа человека наполняется этим сиянием. Но сам святой человек никогда не является некой автономной единицей, которая сама по себе вырабатывает духовный свет. Святой освящается от Господа, Который один – Источник любых форм святости.

Знаете, как изображают Георгия Победоносца на Востоке и на Западе? На Западе – это рыцарь, закованный в латы, с напряженными бицепсами, с услилием вгоняющий копье в глотку змия. А православное иконописцы изображают Георгия спокойно сидящим на коне, он вот так, легко, не сжимая, держит копье. И таким образом православная иконография показывает нам, что любая победа совершается силой и святостью Иисуса Христа, а не напряжениями мышц, ума, воли того или иного святого.

Подлинный святой совершает что-либо благодаря только заслугам Христа, по сути дела в нем и действует Христос. Помните, как апостол Павел говорил о себе: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). И Дивеевские сестры, которые общались с преподобным старцем Серафимом Саровским, рассказывали, что общение с ним напоминало им чтение Нагорной проповеди. Им казалось, что они как бы в уединенной келье читают Нагорную проповедь. Потому что дух Христовой любви, который отражался от старца Серафима, отождествлялся в их сознании со Святым Евангелием, точнее, со скрытым светом Святаго Евангелия, который особенно ярко проявляется через Нагорную проповедь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сестры видели, как свет Христов отображался от старца Серафима, они говорили, что прямо через кожу его бился этот свет, вырывался. То есть, проникнув в душу святого, свет Христов исходил из его тела.

Боговидец Моисей был на горе Синай сорок дней и сорок ночей, пребывая в посте. После этого удивительного общения с Богом, когда он спустился к людям, голова его светилась, два мощных луча исходили вправо и влево, и всем было страшно видеть такой свет. И евреи говорили Моисею:

– Надевай покрывало на голову, когда говоришь с нами, нам страшно видеть этот свет.

То есть, святость, освященность, – это то, что происходит от общения с Господом. И если у вас было бы духовное зрение, то вы видели бы, как после Причастия ваши руки, ваши лики начинают светиться. Но не все из нас имеют духовное зрение.

Если вы возьмете древние фрески с изображением Марии Египетской в пустыне, то увидите, что она изображалась с пустым нимбом. Нимб есть, но он не золотистый. То есть, хотя она совершала, живя в пустыне, великие подвиги, святость она получила лишь тогда, когда старец ее причастил. А вот там, где старец ее причастил, там, на древних фресках, ее нимб уже золотой.

Святость – даже не от наших трудов, она даже не от наших постов, не от наших молитв, а от соприкосновения с Господом. А самое серьезное соприкосновение с Господом – это Святое Причастие. Поэтому мы и читаем: «так говорит Святый», – это говорится о Господе Иисусе Христе, и это определение Его реального состояния. Не временного, неизменяемого. Сын Божий всегда Свят.

Принципиальное отличие Бога от всего творения – творение постоянно изменяется, а Бог неизменяем. Вот это запомните: принципиальное отличие Бога от творения в том, что Бог неизменяем. Я беру иногда свои старые фотографии, смотрю: надо же, какой худой я был после армии, я подтягивался несколько раз… Смотрю и удивляюсь.

Мы изменяемся, потому что мы тварны. Вот Бог – не изменяется. Он совершенно не изменяется. В своей Божественной сущности Он всегда Свят, Он всегда Истинный.

Мы читаем: «так говорит Святый, Истинный» (Откр.3:7). Андрей Кесарийский поясняет, что означает слово «Истинный»: «Совершенная Святость Богочеловека служит основанием другого эпитета, то есть другого наименования. Истинный, потому что Истина доступна только Святости». Смотрите, какие мудрые слова! «Истина доступна только Святости».

«Это Господь говорит, я думаю, не иначе, как в общении с Божественным Духом, ибо одна и та же сила необходима и для пророчествующих, и для слушающих пророков, и никто не может слушать пророка, если ему не дал разумения Своих речей Сам Дух, действовавший в пророках. В этом смысле содержится изречение и в Священном Писании, которое говорит, что отворить может только тот, кто затворяет, но никто другой; отворяет же затворенное, проясняя загадочные изречения, Божественное Слово» (Григорий Неокесарийский, III век).

Иисус Христос действительно такой, каким является в Новозаветном Откровении и веровании Церкви, то есть Святый Истинный Сын Божий, Мессия, Богочеловек. Он Свят и Истинен – как Святыня действительная, Истина Самосущая. Вы видите, Он Святыня действительная, то есть независящая от другого света, самодостаточная. Ибо Божество Сына – то же, что и Божество Отца. А Божество Отца то же, что и Божество Святого Духа. «Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна», – в такого Бога мы верим.

Итак, во Христе Его Истинность есть следствие Его Святости. Вот у нас наоборот – мы можем говорить истину, но при этом являться грешниками. Помните, как Иисус Христос говорил о еврейских учителях? «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2–3). То есть эти еврейские лидеры, книжники и фарисеи, они говорили истину, но не жили свято. И поэтому Господь говорит: поступайте по их словам, но не подражайте их жизни.

Так бывает и в нашей жизни – мы можем человеку говорить: «Молись, брат, постись». А сами мало молимся, плохо постимся, то есть у нас истинность, которая может изливаться через наши уста, отнюдь не отображает наше реальное состояние, внутреннее. Поэтому в Церкви всегда было учение о том, что благодать действует и через недостойных священнослужителей. Святые Отцы учат: «Хотя бы священнослужитель был бы недостоин, но если он учит по Евангелию, то надо воспринимать все, как слова истины».

Помните, за Давидом, когда он еще не был царем, гонялся царь Саул, хотел его убить? Однажды, когда Саул гнался за Давидом, тот спрятался со своими людьми в пещере, а Саул со своим отрядом остановился рядом. И Саул не знал, что в пещере Давид и его люди. И вот по нужде, в туалет, Саул, этот нечестивый царь, пошел в пещеру. Зашел, снял одежду, делает свое дело. Давиду говорят его слуги:

– Вот он, тебе его Бог отдает, убей его.

А Давид говорит:

– Нет, не подниму руки на помазанника Божия.

Казалось бы, Саул столько зла сделал Давиду, хочет его убить непонятно за что… Но Давид был истинный пророк Божий, и всегда видел в Сауле Божьего помазанника. Так и мы должны в каждом священнике, особенно в каждом епископе, в Патриархе видеть помазанников Божиих. И должны почитать каждого служителя Церкви. Если мы слышим, что кто-то ругает епископов, служителей, надо сразу отходить в сторону, не слушать. Если даже сами служители друг друга ругают – отойти в сторону, не слушать. Потому что святость, которая дается пастырям, которая дается царям как помазанникам Божиим, она самодостаточна и может не зависеть от их личных качеств. То есть благодать иногда дается и недостойному человеку.

Были епископы, которые уклонялись от Закона Божия, но Церковь все равно почитала их епископами. Потому что благодать действует и через недостойных, а достоин только Господь. Он один Свят, Един Господь, Един Саваоф. Вот Он – и Истинен и Свят. Свят, потому что Истинен, а Истинен, потому что Свят.

Поэтому, когда вы почитаете какого-либо святого, не думайте, что он своими трудами это заработал. Мария Египетская ничего не заработала, сорок лет была в пустыне, пока не сподобилась Святого Причастия. А вот когда причастилась, вот тогда стала настоящей святой. Сами мы не можем заработать святость Божию. Это золото, серебро можно заработать своими трудами и зарплату получить в долларах, но это все бумага, это все металл. А святость Божия выше всего. Вот даже частичку Причастия возьмите, положите на одну чашу весов, а на другую чашу весов все сокровища мира – и частичка Причастия все перевесит. Всё перевесит.

Поэтому никто из святых ничего сам не заработал, не заслужил. Это просто милость Божия, Господь им дал святость. По Своему собственному произволению. Разве в Саровском монастыре было мало монахов? Но Господь избрал одного Серафима. Там много было монахов. И были монахи, которые в сане были выше, чем старец Серафим, и в более зрелых годах, а Бог его избрал.

А почему, вы спросите? А в Писании сказано, что Бог некоторых избирает от утробы матери. Человек еще не родился, а Бог его уже избрал. Как мы можем тогда судить, кто избранник, а кто не избранник? Разве Иоанн Креститель не был исполнен Духа Святаго от чрева матери? Когда Божья Матерь вошла к родственнице Своей Елизавете, матери его, он от радости в Духе Святом взыграл в утробе своей матери. Что это означает? Это означает, что он уже был крещен Духом Святым во чреве матери и мог распознавать, что происходит. Пуповина не была перерезана, еще во чреве матери был, а уже знал, когда радоваться надо в Духе Святом, и радовался.

Итак, абсолютная святость принадлежит Господу. Святость нельзя купить, ее нельзя никак, ничем заработать – это милость Божия, которая на одних изливается, а на других нет. И не всегда можем понять, почему это происходит.

Савл был гонитель христиан, участвовал в избиениях, расширил гонения на христиан от Иерусалима до Дамаска, а Бог его избрал. Соделал сего жидовина Савла первоверховным апостолом Павлом. Вот загадка, вот тайна духовной жизни! И как это понять – одних Бог избирает, других отвергает? Поистине, последние будут первыми, а первые будут последними.

В древнем патерике есть такая повесть: один монах был очень нерадивый, и он умер. А старец стал за него молиться – ну куда он попал? И вот старцу приснилось: этот монах стоит в геенне, прямо по шею в огне гееннском. А старец спрашивает:

– А как ты стоишь-то, на чем ты стоишь-то?

Он говорит:

– На голове владыки, на голове нашего архиерея стою.

Непонятно, кто там внизу, кто наверху. Там логика другая. Иной мир, все другое. Апостол Павел поднялся до третьего неба, увидел всё, потом сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор.2:9–10). То есть, вот в Духе Святом, через изучение слова Божия, мы можем с вами еще как-то приблизиться к пониманию этих тайн. А других возможностей постигнуть эти тайны у нас нет.

Итак, мы прочитали с вами: «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов…» (Откр.3:7). «Ключ Давидов» – что означает этот ключ? Владыка Аверкий поясняет: «Сын Божий называет себя имеющий ключ Давидов, в смысле имеющего верховную власть в доме Давидовом, ибо ключ есть символ власти. Дом Давидов или царство Давидово значат то же, что царство Божие, прообразом которого оно и являлось в Ветхом Завете». Смотрите, что святой Андрей Кесарийский пишет об этом ключе: «Ключом Давидовым названо царство его, ибо ключ символ власти, Дух Святой, отверзающий сокровищницу знания, есть ключ книги Псаломской и всякого пророчества. Первый ключ Христу принадлежит по человечеству, а второй по безначальному Божеству. В некоторых древнейших списках, вместо “Давидов”, стоит “адов”, и это свидетельствует о власти Иисуса Христа над смертью и жизнью». Это толкование Андрея Кесарийского.

Итак, Господь имеет в руках все ключи; и ключ от ада, и ключ от Рая – всё в его руках. Лукавый ничего сам по себе не может сделать, дьявол ничего не может совершить, если Господь ему не попустит.

Некоторые христиане думают, что между дьяволом и Господом идет борьба, как перетягивание каната – дьявол в свою сторону тянет, Господь в другую. Это неправда. Дьявол боится Бога, трепещет перед Ним. В нашей религии нет никакого дуализма. Есть только власть Бога, которую никто не оспаривает – ни демоны, ни Ангелы, – но все признают эту власть. Все.

Единственное существо, которое дерзает оспаривать власть Бога – это человек. Безбожники, помните, как говорили? – «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». И чего они добились «своею собственной рукой»? Некоторых из них заставляли копать могилу для себя, а потом свои же их и расстреливали, и они падали в эти могилы. Человек все время бунтует против Творца.

Как проявляется мятеж против Бога? Вот Закон Божий – это Священное Писание. Весь род человеческий должен жить, руководствуясь этими заповедями. А люди отодвигают в сторону Закон Божий и пишут свои законы, свои конституции, свои уголовные и гражданские кодексы и по ним живут. Это мятеж против заповедей Творца. Причем, их законы настолько несовершенны, что они постоянно их переписывают.

Вот сейчас такое происходит на Украине, у них проблема с выборами, и они говорят:

– Надо опять переписывать конституцию, а то иначе не знаем, как нам президента избрать.

Все эти указы, постановления, которые издают светские правители, – они противоречат друг другу, один указ – другому. И они никак не могут в соответствие, в согласование хотя бы привести свои законы, потому что дух человеческий – он немощен, он не может предложить истину, если он не питается словесами истины. И тем более, самостоятельно он не может найти путь истины, потому что род человеческий не свят.

Итак, если мы хотим быть христианами, мы должны жить только по Закону Божиему. Вы спросите меня: а как же светские законы? Я отвечаю: мы, христиане, их не признаем. Мы их признаем только в той части, где они совпадают с нашими законами. И вот тут, исполняя их, а точнее, исполняя только свои законы, мы являемся хорошими и послушными гражданами. Но там, где их законы расходятся с Божьим Законом, мы говорим им, как некогда апостолы сказали: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19). Человеков или Бога надо слушать? Конечно, мы изберем Бога, Его власть над собой, но не власть человеков, дыхание которых сейчас в ноздрях их, а завтра они умерли.

Власти Бога повинуются все звезды на небе. Солнце, Луна своим чередом и порядком шествуют по небесам, Земля наша вращается вокруг Солнца, все подчинено Его власти. Все работает, как хорошо отлаженный заведенный часовой механизм. Комета пролетит рядом с Землею – и ученые могут точно сосчитать, через сколько лет она пролетит опять. Потому что всё – как заведенный механизм. Если камни в небе так подчиняются воле Бога, то как же мы, люди на земле, должны быть преданы Его заповедям! Ни в чем не отступать от заповедей Творца, на смерть быть готовыми идти, только бы не отступать от заповедей Творца.

Итак, Господь – Он есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов». И далее сказано: «Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр.3:7). Да, тяжелые слова. Если кому Бог закроет, то пусть сто отцов Олегов соберутся – никак не откроют. А если кому Господь откроет – сто соберутся отцов Олегов и никак не закроют. Против Бога никто не может пойти. Вот у меня такой случай в жизни был: я видел человека, которому Господь затворил познание о себе. Мы с этим человеком встречались восемь раз, он сам умолял, говорил:

– Хочу поверить в Бога, помогите мне. Чувствую, покончу с собою. – Он говорил: – Я без Бога не могу жить, ну разъясните мне!

И было четко видно – ему Бог затворил. Часами я с ним разговаривал, он говорит:

– Не понимаю! Не понимаю…

Ему Бог затворил знание веры. А вы почему здесь в храме сидите? Вам Бог открыл. Это значит, что вы уже, только поэтому, – избранники Божии. Сколько вон сытых, довольных людей по улицам ходят, хотели бы поверить – не могут. Им закрыто. А кому Бог затворит, тому никто не откроет. Один мой знакомый говорит:

– Как я завидую верующим. Вы ложитесь спать, помолитесь, спокойно так отдыхаете. Утром просыпаетесь, помолились – радостно живете. А у меня каждый день мука. Я ложусь спать, думаю: наверное, помру. – У него больное сердце, там какая-то болезнь, связанная с аритмией. – Утром на работу иду, думаю: уволят (деньги очень большие там крутятся). Или в подъезде подстрелят. Я, – говорит, – вот так вот и живу. Как зайчик по опушке бегает, а вокруг охотники сидят. Если не от сердца, так от пули, если не от пули, так на работе что-то произойдет. А верующие такие спокойные ходят…

Он на меня смотрит, говорит:

– Вот я на тебя смотрю: ты такой спокойный человек, как будто ты в танке сидишь.

Ну, я что, я так улыбнулся, говорю:

– Я готов с тобой поделиться, подвинуться.

И начинаю ему что-то объяснять. Не берет! Вера – это дар Божий. Вот есть человек, и он имеет музыкальный слух, а есть – не имеет. Вы ему любые операции делайте, любые вставляйте приборы – не поможет. Есть человек: отличает цвета, а другой не отличает, для него зеленый, желтый – это одно и то же. Поэтому Бог вам открыл, а это значит, что Он уже прикоснулся к вашей душе и дал вам этот дар веры. Через кого Он прикоснулся? Через бабушку вашу, через дедушку, через мать, это обычно идет чаще как благословение старших членов семьи. Особым считается такое благословение, которое они вам дают накануне смерти. Поэтому если вы видите очень упрямых людей, которые не соглашаются принять слово Божие, не тратьте на них много времени, скорее всего, им Господь закрыл. Господь даже может что-то открыть человеку, а что-то закрыть. Не тратьте время, молитесь, и наступит момент, когда Господь откроет. И благодарите Бога за дар веры, который имеете. Многие хотят иметь этот дар, но не каждому он дан. Поэтому и сказано о Господе: «Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит».

Откр.3:8. «Знаю твои дела…».

Андрей Кесарийский поясняет: «По величине своей этот город (город Филадельфия – О.С.) был мал, но силен верою, почему и говорит ему: “знаю твои дела”, то есть хвалю их. Так было сказано и Моисею».

Итак, Господь, обращаясь к жителям Филадельфии, говорит: «знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее» (Откр.3:8). То есть Господь открыл жителям Филадельфии путь спасения. Слово «Филадельфия» переводится как «город любви». Поэтому Филадельфия – это особое состояние. Если мы имеем любовь ко всем окружающим, мы тоже как бы граждане Филадельфии. Господь говорит: «Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее».

В этом городе до сих пор очень много христиан, хотя и через Османскую империю прошла история Филадельфийской общины, до сих пор там вера Христова не угасает, она даже процветает. Там появляется все большее и большее количество новообращенных в веру Иисуса Христа, и мусульмане крестятся в веру Христову, оставляя свое зловерие.

Господь говорит, обращаясь к Ангелу этой Церкви: «ты не много имеешь силы (ведь силы-то немного, – О.С.), и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр.3:8–9).

Что значит: «и не отрекся имени Моего»? А какое же это имя?

Латинский учитель VI века Апригий, настаивает, что имя Бога непостижимо и не произносимо, и в тоже время Его Имя «всегда молодое», он пишет: «В Боге нет ничего ветхого, потому что Он не стареет с возрастом, но имя Господа всегда новое, всегда молодое. И если кто этим именем именуется, то он, измененный вечной силой, получает нескончаемую жизнь».

Какое удивительное послание! Здесь говорится, что сил-то немного у этих христиан Филадельфийских, а слово сохранили. Но как сохранили? Как смогли. Не отреклись, но хоть с трудом, а сохранили. И они одерживают великую победу. В чем секрет, если у них немного духовной силы? Да, у них мало духовной силы, их секрет кроется в названии города – «Филадельфия», «город любви», они сохранили любовь, будучи слабыми духовно, они продолжали любить, проигрывая в духовных схватках, они не теряли любовь друг ко другу и даже любовь к врагам. И через это они одержали победу.

Потому, если мы чувствуем, что какие-то слабости одолевают нас, что где-то мы не тверды в истине, – усиливаем любовь. А как ее усилить? Если есть враги – молись за врагов своих, чтобы Господь сделал их твоими друзьями. Если они враги твоей веры, молись, чтобы Господь обратил их в истинную веру. Как сказано о сатанинском сборище иудеев: «вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя». Владыка Аверкий поясняет: «Иудеи придут и поклонятся перед ногами Филадельфийцев, то есть, по-видимому, признают себя побежденными». Святой Андрей Кесарийский поясняет: «За исповедание имени Моего ты получишь в награду обращение и покаяние иудеев, они падут к твоим ногам, выпрашивая привести их ко Мне». Итак, здесь, в этих толкованиях архиепископа Аверкия и святого Андрея Кесарийского говорится, что в этом городе, в Филадельфии, было много врагов христианства, и самыми главными врагами были иудеи; они называются сатанинским сборищем, потому что в своих синагогах они хулили Христа. Но Господь через проповедь немощных филадельфийских христиан, а более через их любовь ко врагам, обращает сердца иудеев ко Христу. Они отрекаются от своей синагоги, они приходят и начинают умолять, чтобы их приняли в Церковь. В древности иудеев принимали в Церковь через отречение от своих заблуждений, они отрекались, проклинали свои заблуждения и, пройдя через Крещение, становились чадами Божиими. Самый сильный удар, который можно нанести по врагу, – это его союзников обратить в Христову веру.

И мы читаем далее: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения» (Откр.3:10). В целом все послание Филадельфийским христианам есть радостное послание. Это очевидно. Но в то же время постоянно говорится о том, что они слабые были, что немощные они были, и секрет их успеха в названии «Филадельфия», «город любви». Это значит, что если и мы, несмотря на наши слабости, несмотря на наши немощи, будем стяжать любовь Христову и добрые отношения к другим людям, то сама эта любовь будет неудержимой силой, силой, которая сохранит нас.

Я очень тепло вспоминаю советские времена, когда у власти были коммунисты. Почему я их тепло вспоминаю? Не потому, что мне нравились коммунисты. Я плохо отношусь к коммунистам, и я не признаю советский строй управления. Но в те времена в церкви не было посторонних людей. Вспомните: в те времена в церковь ходили только те, которые по-настоящему были верующие. Президенты, правители – они объезжали кругом, подальше от церкви, чтобы кто-то их не сфотографировал рядом с храмом. В те времена верующие не имели много книг, но имели много сердечной привязанности друг ко другу. Я помню христианскую молодежь, которой было немного в тогдашних храмах, как дружили они друг с другом, как дорожили друг другом. Храмов было меньше, но они всегда были переполнены молящимися людьми. Еще были живы люди, которые до революции учились в воскресных школах, еще были живы священники, которые учились в дореволюционных семинариях, академиях. Это был особый мир, я вспоминаю его с грустью.

Это парадокс, но христиане духовно совершенствуются тогда, когда они в гонениях. И когда гонения прекращаются, христианство начинает духовно слабеть и разваливаться. Парадоксально, но когда христианам трудно, когда их «прессуют», когда их пытаются уничтожить, они в немощи своей сильны. А когда все начинают хвалить верующих, прославлять, одобрять, здесь начало апостасии или начало духовного падения, духовного вымирания.

Действительно, по-настоящему мы можем быть христианами, когда мы четко понимаем, что мир живет по своим законам, мы – по своим. Здесь, в храме – свои, за церковной оградой – чужие. А сейчас все перемешалось, мир входит в храм, все представители власти объявили себя православными, воры, жулики, убийцы ездят с золотыми крестиками, да еще такой невероятной величины. Все стремятся, чтобы их хоронили в почетных местах.

Мне рассказывали, что, когда умер один вор в законе, то заплатили большую взятку, чтобы его похоронили в Псково-Печерском монастыре, прямо со старцами святыми. И что интересно, взятку приняли, его гроб туда поставили. Там никогда никто не смердел – там ставили мертвых монахов, и все было нормально, а тут такая вонь пошла (там у них просто ведь гробы стоят, их не зарывают), что пришлось выносить этого покойника, вора в законе. Но он не в Божьем, а в дьявольском законе жил, по понятиям дьявольского мира. И как он мог лежать со святыми?

А разве в старину такое можно было бы представить? Конечно же, нет. Церковь принимала разбойников, но раскаявшихся разбойников, которые всецело оставляли образ порочной своей жизни. Оптина пустынь была основана кем? Разбойником, душегубом, но который принес покаяние, в течение многих лет постился, плакал, до смерти оставался верен Христу.

Итак, времена сложные грядут, но не будем бояться гонений. Гонения очистят Церковь от посторонних, гонения сплотят христианскую общину. Гонения дадут возможность нам действительно оказаться в состоянии золота, которое огнем очищается от всякой примеси. Как в Послании Иакова говорится, что посылаемые нам Господом искушения – это все равно, как очищение золота от примеси свинца и прочего в огне. Пройдя через огонь переживаний, страданий, гонений Церковь очистится от посторонних.

И мы читаем: «ты не много имеешь силы(да, мы слабы, – О.С.), и сохранил слово Мое (но мы сохраняем слово Господне, несмотря на свою слабость, – О.С.), и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся…» (Откр.3:8–9). Обращение иудеев в Христову веру, по истолкованиям святых Отцов, произойдет незадолго перед Пришествием Иисуса Христа. Начнется массовое обращение иудеев в Православное христианство. Это один из знаков, что время близко. Господь откроет им глубину их дьявольского заблуждения, и они будут каяться.

Далее сказано: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения» (Откр.3:10). Что такое година искушения? Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Година искушения, или имевшие скоро быть гонения на христиан от нечестивых царей тогдашнего мира, от которого и обещает избавить свой город, или же всемирные гонения верных от антихриста перед кончиной мира». Андрей Кесарийский показывает, что это гонение будет от древнего Рима, который возродится, – имеется в виду, что будет новая Римская империя, и она воздвигнет гонения.

Сейчас мы наблюдаем возрождение Римской империи. Объединенная Европа – это и есть возрожденная Римская империя. Так было только две тысячи лет назад. А все это время Франция – это было отдельное государство, Италия – было отдельное государство, Германия – было отдельное государство. Но перед пришествием антихриста, сына дьявола, должно произойти восстановление империи. И это событие мы наблюдаем. И вы видите, как мирские люди радуются этому событию, но мы, христиане, не радуемся, потому что мы наблюдаем возрождение языческой Римской империи, во главе которой сядет сын дьявола, антихрист, и он учинит гонение против всех христиан.

Вы видите, как в Европарламенте плохо относятся к России? Там постоянно Россию в чем-то обвиняют. Казалось бы, чего Россию обвинять, итак у нас все власти – предатели. Всем это очевидно. Они будут обвинять, и они будут нападать на Россию только из-за Православия. Они ненавидят православную веру. Они знают, что наши власти все уже ими куплены с потрохами, они знают, что любую команду их выполнят у нас наверху. Но вера православная раздражает их, и они будут организовывать всё новые и новые военные конфликты на территории нашей страны, они будут засылать террористические бригады на территорию нашей страны, чтобы полностью дестабилизировать ситуацию. И вот это очень опасное явление.

Эти времена – это и есть «година искушения», к которой надо готовиться, как мы прочитали: «И как ты сохранил слово терпения Моего (то есть как мы терпели до этого, – О.С.), то и Я сохраню тебя от годины искушения», так надо терпеть и дальше. Если мы терпели во времена коммунистов, когда разрушали храмы, расстреливали священников, надо потерпеть еще немного, когда вот это искушение объединенной Римской империи, Евросоюза во главе с антихристом, обрушится на нас.

И сказано о године искушения: «которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр.3:10). Это будет не такое искушение, какие бывали раньше. Гонения коммунистов были только в России и в других странах социалистического лагеря, – в Китае, например; но их же не было во Франции, в Америке. А в годину искушения антихриста гонения будут по всему земному шару.

Сначала объединяется Европа, Евросоюз, потом Америка начинает доминировать и всё брать под себя, и устанавливается мировое правительство. Кандализа Райс, она прямо говорит: «Мир не будет многополярным, мир должен быть однополярным, должен быть один правитель». Вы думаете, что для одного Буша они, что ли, всё это делают? Нет, Буш – марионетка, его, или того, кто будет на его месте после, сразу уберут, когда придет их главный господин – сын дьявола, антихрист. И он возглавит мировое правительство. А мировое правительство уже есть, это вот эта восьмерка, куда входит и Россия. Собираются ведущие лидеры всего мира, они реально руководят Евросоюзом, они реально руководят Америкой, Россией. Сейчас им надо уничтожить, добить мусульман, которые с ними не согласны, потом разобраться с русскими патриотами, нанести удар по Русской Православной Церкви – и всё, у них власть будет по всей земле, вот к чему они стремятся.

Обратите внимание на 1 стих: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». То есть, будет единая власть, будут уничтожены границы, как сейчас нет границы между Италией и Францией, Францией и Германией. Там в ходу один европейский паспорт, и по нему они ездят. А вскоре будет мировой паспорт, и сейчас эти паспорта выдают некоторым людям, – таким, как Горбачев, Киссинджер. Этих людей называют «голуби мира». Вот эти «голуби мира» везде летают, порхают и гадят как могут. И вот таких «голубей мира» будет становиться все больше и больше, мир будет «голубеть». Безнравственность содомская и гоморрская охватит мир политики, и людям нормальным станет невыносимо жить в таком мире, это будет действительно година искушения.

Говорят, сейчас Кофи Анана хотят убрать, а во главу ООН поставить Горбачева. Для чего? Чтобы поощрять предателей всех других народов. Он предал свой народ – вот ему премия, поставят на место Кофи Анана. И все другие, которые тоже должны будут предать свой народ в угоду мировому правлению, будут ему завидовать, у них будет стимул и предмет для подражания. Итак, времена, в которые мы входим, про которые говорит Книга Откровения, – это искушение, которое коснется всего рода человеческого. Лукавый будет обещать свободу, но будет закабалять людей.

Ко мне приезжал один знакомый из Америки, и я ему задавал разные вопросы, он сказал:

– Мы все живем в кредит, мы все как рабы, у нас всё в кредит. У меня даже лужайка перед домом – в кредит. Привезли на машине, раскатали, вот тебе травка, поливай и все нормально будет. Если я не выплачу кредит, хотя бы один раз, ко мне тут же приедут, эту травку скатают, всё заберут.

И там люди работают день и ночь, они как рабы, им не дают возможности просто сесть и подумать: где же я живу? Помните, так поступал фараон, когда евреи стали думать о Боге. Фараон сказал:

– А, у них, наверное, мало работы, дайте им побольше работы, и они забудут о Боге.

Сейчас лукавый будет тоже систему кредита расширять в нашей стране, чтобы все мы работали на этот кредит. Все блага дадут, и лужаечку дадут, всё дадут, а кому-то прямо ровно два метра – там будут разные подходы. Они говорят: миллиард людей будет жить хорошо, остальных надо сокращать. Чубайс же заявлял официально несколько лет назад: в России должно быть 70 миллионов человек. А куда же они остальных решили деть?

Идет бактериологическая война. Как она осуществляется? Не надо бомбы сбрасывать – модифицированные продукты, генная инженерия; человек даже не знает, что он ест. Богатые люди, эти избранники, «голуби мира», они не клюют в тех магазинах, куда мы с вами ходим.

Поэтому хорошо, если вы имеете свой земельный участок, хорошо, если вы выращиваете свои продукты, и то, я думаю, что они сверху будут летать и посыпать чем-нибудь. То есть генная инженерия сейчас так развилась, например, в Америке, что нет не скоромных продуктов. Мне вот этот же знакомый из Америки говорил:

– У нас все продукты скоромные, даже в помидоры добавляют человеческий ген, для чего? Они говорят: «Ну, для лучшей усвояемости человеческим организмом».

Везде добавляются человеческие гены. Берут плаценту, разрабатывают ее, клонируют плаценту, то есть идет осквернение всего рода человеческого. Все втягиваются в какой-то новый тип глобального людоедства, взаимного поедания.

Но вот, несмотря на то, что в послании Филадельфийской Церкви говорится о таких страшных днях, сразу даются слова утешения: «Се, гряду скоро…», то есть Господь не даст им разгуляться. «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр.3:11–13). Вы видите: это послание не только Филадельфийским христианам, это послание всем христианским церквам. И все христианские церкви, внимательно изучая послание Филадельфийской Церкви, должны осознать весь трагизм последних времен.

Только любовь Божия, любовь, которая наполняет наши сердца друг ко другу, к братьям и сестрам по вере, любовь к заблудшим в надежде обратить их ко Христу может укрепить нас хоть как-то в эти самые тяжелые и ответственные времена. Филадельфия – это Церковь последних времен. Филадельфия – это Церковь перед концом света, перед наступлением более страшного, перед наступлением самого ответственного, самого ужасного Лаодикийского периода, о котором мы с вами будем говорить в следующий раз, если будем живы и Господь позволит.

Спаси Христос!



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 3. Пятое послание протоиерей Геннадий Фаст

2. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава V профессор Александр Павлович Лопухин

3. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом профессор Николай Евграфович Пестов

4. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова святитель Андрей Кесарийский

5. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ архиепископ Аверкий (Таушев)

6. Книга о семи печатях (новая литература об апокалипсисе) епископ Кассиан (Безобразов)

7. Толкование на Апокалипсис (полный перевод всех глав) священномученик Викторин Петавийский

8. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 3. Евангелие от Матфея, глава 2, 1–23. «Поклонение волхвов» протоиерей Олег Стеняев

9. Толкование на Апокалипсис – Глава третья иерей Даниил Сысоев

10. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle