протоиерей Олег Стеняев

Беседа 8. Сардийская Церковь. О богатстве земном и мертвости духовной. Не ленись! О сватовстве. Как чистить сердце.

Итак, сегодня продолжаются наши занятия воскресной школы для взрослых, и мы с вами изучаем по-прежнему Книгу Откровения Иоанна Богослова. И сегодня – послание Ангелу Сардийской Церкви, 3 глава с 1 стиха и ниже.

САРДИС. В древности был очень крупным и богатым центром, это была столица могучего Лидийского царства. Известна пословица: «Богат как Крез». Крез жил в 560-м году до Рождества Христова, был царем этого могущественного государства и обладал всеми его богатствами. Сей царь хвастался своими богатствами, но один мудрец, Солон, сказал ему: «Не называй никого счастливым, пока он не умер». И хотя царь Крез был очень богатый человек и его царство процветало, на них неожиданно напали враги, и Сардийский царь всё потерял. И более того, он был приговорен к сожжению на костре.

Жители Сардийского царства были обращены в рабство, и язычники, покорившие их, запрещали им заниматься воинскими искусствами, а, напротив, поощряли и мужчин и женщин к занятиям ткацким ремеслом. Сардийская шерсть была известна по всему Ближнему Востоку. Некоторые специалисты говорят, что Сардия – это первое место, где шерсть стали красить в разные цвета. Захватчики Сардии повелели, чтобы юношей и девиц обучали бы танцам, поэзии, литературе, но чтобы никакого отношения к воинскому искусству они не имели. Позже Сардия была захвачена Александром Македонским, а потом римлянами – и пришла в упадок.

Проф. Глубоковский, пишет: «Христианство там распространилось довольно рано, и епископ Сардийский Мелитон (II век от Р.Х.) был одним из замечательнейших древних церковных писателей. Епископ Сардийский присутствовал и на I Вселенском Соборе (325 г.) в Никее.

В настоящий момент Сардия – это маленький город под властью мусульман, в котором христиан практически нет.

У архиепископа Аверкия мы находим такое пояснение: «Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области, а ныне – это бедная турецкая деревушка Сард. Христиан там немного, и они не имеют своего храма. При Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города. Он быстро возвратился к идолопоклонству, за это и постигла его кара Божия – он уничтожен был до основания».

Послание к Сардийской Церкви начинается такими словами: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1). Вы, наверное, обратили внимание на то, что, обращаясь ко всем церквам, прежде чем их обличить, Господь сначала как-то их поощрял, как-то хвалил их. А вот Сардийская Церковь – исключительная в этом смысле, Господь в этом послании не поощряет ее в самом начале. Он говорит: «знаю твои дела». Что этим самым Господь хочет сказать Сардийской Церкви, или тем христианам, которые находятся в неком «сардийском» духовном состоянии?

Господь этим самым говорит, что не все дела, которые мы считаем добрыми, благочестивыми и праведными, угодны Богу. Есть такие дела, которые для Бога есть мертвые дела, хотя для людей они представляются как праведные. В каком случае наши добрые дела могут оказаться мертвыми в глазах Бога? В том случае, если мы делаем что-либо ради славы человеческой, ради того, чтобы на нас обратили внимание другие люди. Вот в этом случае точно наши дела будут мертвыми в глазах Бога, и Господь не будет придавать им никакого положительного значения.

Если мы внимательно просмотрим свою жизнь, мы действительно вынуждены будем согласиться с тем, что в основном все так называемые добрые поступки, которые мы совершаем в своей жизни, мы их творим или потому, что это связано с нашей работой, с нашим церковным послушанием, или же из желания выделиться перед другими людьми. «Сардийский дух» – это дух таких христиан, которые слишком большое значение придают своим делам. Для христиан это совершенно недопустимо. Если что положительного мы делаем в своей жизни, то мы должны это приписывать влиянию Иисуса Христа на нашу душу. Собственно себе мы можем приписывать только наши грехи. Поэтому никакого значения православный христианин не должен придавать добрым делам, в том смысле, что добро – не самостоятельно, оно всецело проистекает от Бога.

Точно так же и зло. Зло не самостоятельно, оно проистекает от дьявола. Но, так как человек изначально был сотворен добрым, это означает, что добро он себе приписывать не может, а зло приписывать себе должен, потому что человек в лице Адама и Евы отказался от Бога и поверил змию. Отказался от добра и пошел путем зла. Вот почему в Каноннике в конце вечернего правила сказано: «Помысли, если что доброе сделал в течение дня, то припиши это Богу, а если что злое сделал, то припиши это себе».

Итак, дело нашего спасения всецело зависит от Господа. Рассмотрим вот эти слова: «так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд». Как я уже вам объяснял, число «семь» в Библии означает полноту благодатных даров. И вот Христос обращается к этой духовно мертвой церкви, Сардийской Церкви, неся ей семь духов Божиих и семь звезд, то есть полноту даров. Иными словами, Господь заботится обо всех христианах, – как о тех, которые духовно процветают, так и о тех, что духовно увядают. Помните, как было во дни Ноя? В ковчеге спасались не только чистые, но и нечистые. И Ною было сказано: введи животных чистых и нечистых. И мы видим, что люди там были разные: Хам был нечист, Сим и Иафет были чисты.

Так и в Церкви Божией находятся и чистые и нечистые люди. Люди духовно совершенные и духовно несовершенные. Но Христос всем предлагает полноту даров Святого Духа. Где полнота Церкви? Может быть, там, где служит епископ, Патриарх? Или, может быть, где собор епископов? Или, может, где служат святые старцы? По учению Православной Церкви, полнота Церкви присутствует в каждом христианском православном собрании. Святой Иоанн Златоуст поясняет: «…дело священника только отверзать уста, а все совершает Бог: священник же исполняет только видимые действия… Я хочу сказать нечто дивное, но вы не смущайтесь; Что же такое? Приношение (в евхаристии) одно и тоже, кто бы не совершал его, Павел или Петр: Оно тоже самое, которое Христос преподал ученикам Своим. То же самое и ныне совершают священники» (Толкование на II Тимофея).

Это значит, что в каждой христианской общине в общении со Святыми Дарами мы получаем всю полноту церковной благодати, и об этом надо всегда помнить. Полнота Церковной благодати дается каждой общине, даже самой маленькой, если она в единстве со вселенской Церковью. Поэтому Господь приходит к Сардийским христианам, которые были в духовном расслаблении, с полнотою духовных Даров. «Семь духов Божиих и семь звезд».

И Господь говорит: «знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1). Видите, какие страшные слова? Эти люди думали, что они духовно живы, а они, оказывается, духовно были мертвы. Эти люди утром читали утренние молитвы, вечером читали вечерние молитвы, они посещали храм, они изучали слово Божие, но духовно они были мертвы. Почему? Может быть, они принадлежали к неправильной церкви? Нет, они были в правильной Церкви. Потому что сказано: «И Ангелу Сардийской церкви напиши», – это послание семи церквам, каждая из которых имеет свой золотой светильник на Небе, как мы видели ранее.

Дело в том, что человек может принадлежать к самому совершенному собранию христиан, но если при этом его душа духовно мертва, он никакую пользу не получит. Иуда находился в самом величайшем собрании верующих, он принадлежал к собранию 12 апостолов, он лично общался с Иисусом Христом. В течение трех с половиной лет он пребывал в научениях Господних. Персонально Господь наставлял его. Но это нисколько не помогло этому человеку. Поэтому надо прямо сказать, что принадлежность к канонической Церкви не решает сразу всех проблем. Многое зависит от нашего собственного внутреннего расположения. Можно иметь имя, как будто ты жив, а на самом деле быть мертвым. И человек замечает: вроде он молится, но молится он только или глазами, или устами своими, а сердце где-то в стороне. Человек замечает: он стоит в храме, а такое чувство, как будто из дому не уходил.

Один старец зашел в большой храм. В храме было очень много народу. Старец засмеялся и сказал своим послушникам:

– Зачем построили такой большой храм? Всего три человека стоят.

Старцу говорят:

– Как три человека? Вон сколько народу, и все молятся.

Старец говорит:

– Нет, вот только трое.

Ему говорят:

– А как же эти все люди?

Старец говорит:

– Этот уже на базаре, выбирает, что он будет кушать. Этот уже дома за столом сидит, в мечтах своих уже ест. Этот уже пришел домой и ругается со всеми.

То есть, эти люди стояли в храме, но в своих мыслях они уже были за церковным порогом. И только трое стояли и молились. В каждом христианском собрании есть праведники в роде своем. Праведный в роде своем – это лучший христианин своей общины. Но это не значит, что он лучший в глазах Бога. Как я вам пояснял, о Ное было сказано, что Ной был праведный в роде своем. Это значит, что если бы Ной жил в другое время, он считался бы грешником. А в своем роде он был праведный.

Итак, этого старца проводят в алтарь. Там служили два священника. Старец засмеялся и говорит:

– Священники-то не служат.

Послушники говорит:

– Ну, как же «не служат»? Они служат.

И священники говорят:

– Мы служим.

А старец им говорит:

– Вы, связанные веревкой толще трех пальцев, лежите под жертвенником, а вместо вас, ради трех молящихся в храме, Ангелы Божии совершают службу.

Действительно, духовный мир непостижим для нашего плотского восприятия. И там действуют совсем другие законы. Поэтому кто-то нам может казаться духовно живым, здоровым, бодрствующим, а в действительности он мертв. Поэтому надо провести ревизию своего собственного сердца и вот эту духовную мертвость изгнать из нашей души. Поэтому Господь во втором стихе, обращаясь к таким христианам, говорит: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» (Откр.2:2–3).

Итак, Господь говорит: «Бодрствуй». Вот это слово «бодрствуй» в Новом Завете встречается очень много раз. Есть несколько таких слов в Книге Нового Завета, которые доминируют, преобладают. Что значит «бодрствуй»? Бодрствовать – это значит всегда быть готовым, бодрствовать – это значит жить так, что в любой момент ты должен исповедовать, что твоя душа приготовилась к встрече с Господом. Святой Андрей Кесарийский поясняет это слово: «Бодрствуй, отгони сон лености, – говорит, – и укрепляй своих членов (то есть верующих, – О.С.), которым грозит совершенная смерть за их неверие, ибо делателя венчает не доброе намерение, но совершение дела». Итак, бодрствовать – это значит не лениться.

Как-то одна женщина ко мне пришла и говорит:

– Я великая грешница, я вся в грехах.

И она так спокойно это говорит, даже с какой-то гордостью.

Она говорит:

– Я великая грешница!..

Вы можете себе представить человека, который в горящем доме спокойно обращается к своим домашним:

– Вы знаете, у нас сегодня пожар.

Если человек осознает, что он грешник, что он погибающий, он должен проявлять активность в деле своего спасения. И если он не проявляет такую активность в деле своего спасения, это значит, что он не до конца понял опасность своего состояния.

Христиане Сардийской Церкви – это были христиане, которые не могли реально оценить свое духовное состояние. И Господь призывает их бодрствовать. К Ангелу Церкви обращается Господь: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти», – то есть Господь говорит Ангелу этой Церкви: надо бодрствовать, потому что смерть неожиданно может прийти к нам, духовная смерть уже наступила у твоих христиан, у твоих прихожан, как бы не наступила и физическая смерть. А соединенная с духовной смертью, она приведет людей в ад, где плачь и скрежет зубов.

И Господь говорит, обращаясь к Сардийским верующим, к их епископу: «ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся». Андрей Кесарийский поясняет: «Итак, вспоминай, что ты получил и слышал, охраняй преданное апостолами, а в лености своей принеси покаяние».

Давайте действительно чаще вспоминать те наставления в вере, которые мы получали на протяжении нашей жизни. Вспомните ваших бабушек, прабабушек, которые учили вас молиться, которые учили вас креститься, которые говорили вам о постах, – и это укрепит вашу веру. Мы всегда должны вспоминать наших наставников в вере, чтобы нам в чистоте содержать переданное нам учение святой веры нашей, веры наших отцов. Апостол Павел очень серьезно относился к необходимости твердо держаться принятой веры. Он учил в Послании Галатам, 1 глава, 9-й стих: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:9). Нам необходимо держаться того предания веры, которое мы получили от наших отцов.

А Сардийские христиане стали забывать апостольские наставления, они стали забывать тот дух веры, который наполнял их сердца, когда они только обратились к Богу, то есть они потеряли первую любовь и поэтому оказались духовно мертвы.

Итак, чтобы сбросить с себя эту мертвость и стать живым христианином, надо бодрствовать, то есть жить так, чтобы всегда быть готовым к встрече с Господом. Когда вы ложитесь спать, вы должны ложиться с мыслью, что, может быть, вы не проснетесь, и надо перед сном помолиться так, чтобы душа приготовилась к встрече с Господом. Когда вы просыпаетесь и утром читаете молитвы, вы должны молиться с мыслью о том, что, возможно, наступивший день – последний в вашей жизни, и вам надо прожить его должным образом, бодрствуя и приготовляя свою душу к встрече с Господом. Многие христиане увлекаются таким вопросом:

– Когда же будет Пришествие Христово?

А когда Пришествие Христово? Вот умрешь – это и есть для тебя пришествие Христово. Персональное. Потому что, когда человек умирает, он сразу на суд Божий идет. А когда будет общее Пришествие Христово – это от нас скрыто. В Писании сказано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). А как только умер человек, вот тут он и предстал перед Господом. «Господь, – как учит Августин Блаженный, – скрыл от нас дату Своего Пришествия для того, чтобы каждый день нашей жизни казался бы нам последним». Вот для чего Господь скрыл от нас дату Своего Пришествия и кончины века. А если бы люди знали, что Господь придет в 2050 году, ну как бы они жили? Они бы грешили, совершали опрометчивые поступки – ну, за год до смерти, за год до кончины века, за год до кончины мира они стали бы ходить в церковь, каяться. И вот, Господь, зная такую нашу природу, призывает нас бодрствовать и через то, что скрывает от нас дату Своего Второго Пришествия. Чтобы каждый день казался бы нам как последний.

Далее мы читаем: «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать (как вор, – О.С.), и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр.3:3). Вор когда приходит? Когда его никто не ждет, когда в доме никого нет. Воры обзванивают квартиры и неожиданно заходят в жилище. Господь говорит, что он придет как тать, как вор в ночи. Грубое сравнение, но почему Господь его употребляет? Потому, что многие люди оказались в такой власти у дьявола, что только смерть их может выкрасть из этой власти. Люди так грешат, что только смерть может остановить их грехи. Поэтому смерть для многих – благо. Человек перестает грешить. Еще лучше, когда для грешника Господь посылает тяжелую смерть. В Писании сказано: «страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1), то есть если человек поболеет перед смертью, полежит, подумает, покается, почитает Писание, пособоруется, причастится – это хорошо. А если смерть пришла неожиданно, и ты не готов, и ты не бодрствовал – это плохо. Помните, опять же, притчу о благоразумных и неблагоразумных девах? Венрнемся к ней вновь. Благоразумные девы заготовили масло в светильниках, они ожидали пришествия Жениха. А неблагоразумные постоянно тратили свое масло. И вдруг неожиданно крик среди ночи:

– Жених грядет!

И в полуночи грядет Жених. И те девы, которые были благоразумны, готовы, они вышли встречать Его с возжженными светильниками. А те, которые не бодрствовали, неблагоразумные, стали просить у благоразумных:

– Дайте нам масла.

Но тогда уже никто не поможет. Вот в этой жизни земной мы можем помогать друг другу. Даже очень деятельно. А потом уже не придет к вам отец Олег и не подскажет, как себя вести. Потом Библии не будет в руках, чтобы открыть, найти там для себя инструкцию, что отвечать Ангелу на Страшном Суде. Там не будет рядом Владыка стоять или Патриарх и подсказывать, как себя вести. Там каждый будет отвечать за себя, поэтому надо бодрствовать.

Я как-то общался с одним бизнесменом – молодой человек, у него хорошая жена, красавица, прекрасные дети, хороший достаток. Этот человек носил на груди золотой крест, говорил, что он верующий, но он все время оттягивал время исповеди, он все время не решался зайти в храм. И неожиданно умер. Выпил рюмку водки, – он был, кстати, мало пьющий, – сердце остановилось – и помер. Куда он попадет? Я не знаю.

Итак, мы должны бодрствовать, чтобы нам, христианам, не оказаться бы неготовыми к встрече с нашим Спасителем. «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». Андрей Кесарийский поясняет: «И справедливо, ибо никому не известна ни его смерть, ни кончина мира. Для готовых это послужит успокоением от трудов, а для застигнутых неожиданно, врасплох, – это вор, несущий душевную смерть». То есть, если человек готов к встрече с Господом, для него смерть, даже если она неожиданная, будет радостной встречей с Богом. А если он не готов, это будет полное расхищение его духовного бытия. Он потеряет все, что имел, любую надежду на счастье он потеряет, если он не бодрствовал.

Далее Господь говорит, 3-я глава Книги Откровения, 4-й стих: «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих» (Откр.3:4). Вот тут секрет раскрывается, почему Господь считал этих духовно мертвых Церковью Своею и почему давал им полноту всех Даров духовных. Потому что у них было несколько праведных, как есть пословица: «Не стоит город без святого и село без праведного». Бог сохраняет мир ради своих праведных. Помните, как Авраам беседовал с Господом:

– Господи, а если в городе сорок праведных, Ты пощадишь город?

Господь говорит:

– Да, пощажу ради сорока.

Авраам спрашивал:

– Господи, а если там тридцать праведных, Ты пощадишь город?

Господь говорит:

– Да, ради тридцати пощажу.

А там был один только Лот, племянник Авраама, но Авраам был очень деликатный человек, он, когда с Богом беседовал, говорил, как на Востоке принято:

– А если там будет десять праведных, Ты пощадишь город?

Господь и ради десяти готов был пощадить Содом и Гоморру, но там был только один Лот. Поэтому Бог вывел праведного, а города погибли в огне и сере (Быт.18:23–32).

Итак, в этой общине были некоторые, несколько человек, которые, как сказано, «которые не осквернили одежд своих». Вот почему эта община была христианской, вот почему она была Божьей Церковью. Поистине, благочестивые есть благословение для всей общины. Поэтому надо молиться, чтобы как можно дольше благочестивые, особенно пожилые христиане, которые имеют естественное благочестие, связанное с их летами, жили бы в наших общинах. Надо молиться за то, чтобы дети, которые имеют естественную святость из-за своего возраста, тоже наполняли нашу общину. Нам надо молиться о том, чтобы праведники наших общин являлись бы примером для нас, чтобы, взирая на их благочестивую жизнь, и мы духовно возрастали.

Итак, сказано, что были некоторые, «которые не осквернили одежд своих». А кто такие осквернившие одежды? Архиепископ Аверкий поясняет: «Под оскверненными одеждами метафорически изображаются здесь душевные скверны, а потому не осквернившие одежд своих – это те, умы которых оставались непричастными еретическим лжеучениям, а жизнь не запятнана страстями и пороками». Вот кто такие осквернившие одежды и кто такие не осквернившие. То есть, если у нас какие-то ереси, какие-то пороки – мы осквернили свои одежды. Но, если мы видим скверну своей жизни, это не значит, что мы перестали быть христианами. Как мы видим, Господь принес полноту Даров Сардийским христианам, несмотря на их недостатки, несмотря на то, что они духовно были мертвы. Потому что Господь хочет духовно воскресить этих христиан, используя тех, которые не умерли духовно.

Поэтому, когда мы видим на себе какую-то скверну, не надо впадать в уныние. Надо проявить деятельное покаяние, бодрствовать в деле своего исправления, в деле очищения своей бессмертной души. Бодрствовать и вести работу над собой. Если христианин недоволен тем, что он курит, это уже свидетельствует о том, что он христианин. Потому что мирские люди даже не понимают, что курение – это грех. А какой-то христианин если и курит, но при этом понимает, что это грех, значит, он все-таки христианин. Может быть, не самый лучший, но христианин. Если христианин понимает, что во время поста он поступает неправильно, когда ест скоромное, это значит, что он христианин. Потому что мирские – они вообще не знают, что такое посты. А христианин, даже если он слабый христианин, даже если он духовно мертвый христианин, он имеет надежду на полноту всех Даров Божиих. Потому что Господь своих любит. Как и в Писании сказано: «Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). Это значит: слабые мы или сильные, мы должны быть преданны Богу. И вот, сама эта преданность Богу вернет нас на путь спасения. Даже независимо от того, что мы не сможем иметь каких-то собственных заслуг в глазах Бога. Мы спасаемся не своими заслугами, мы спасаемся заслугами Христовыми. Потому что своими делами мы никак не можем заработать вечную жизнь. Это совершенно ясно, я думаю, для каждого христианина. Мы получаем спасение по благодати. А что такое по благодати? Это значит даром. Независимо от наших добрых и от наших злых дел. Но получаем в ответ на наше искреннее покаяние. Некоторые христиане говорят:

– Вот, Мария Египетская, она сорок лет каялась…

Вот как здорово получилось, очень хорошо получилось. А что разбойник, который был распят на кресте справа от Господа? Он мог что-то доброе сделать своими руками? Нет, они были прибиты за его грехи к древу. Он мог своими ногами пойти куда-то в святое место? Нет, ноги были тоже прибиты за его грехи и ужасные преступления к древу. Но этот разбойник покаялся, и Господь сказал: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Он ничего хорошего не успел сделать, и даже если захотел бы, то не смог – он был в состоянии смертной агонии. Но он оказался первым человеком, который вошел в Рай. Я вам об этом рассказывал, что когда он в Рай вошел, в Раю никого не было, все были в аду. А Господь сошел во ад и оттуда всех вывел: Давида, патриархов, праведников – и всех ввел в Рай. Они заходят в Рай – а там один разбойник ходит, благоразумный.

Итак, проявим благоразумие веры, будем бодрствовать, и тогда Господь, несмотря на наши немощи, поможет нам.

Откр.3:4. «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны».

Святой Андрей Кесарийский поясняет: «То доброе приобрела ты, что иные из твоих членов не осквернились греховными делами в своей душевной чистоте. Они, сохранив одежду нетления неоскверненной, облекутся со Мною в пакибытии в светлые брачные ризы». Андрей Кесарийский обращается как бы от лица Христа-жениха к Церкви-невесте. Здесь говорится о том, что Христос хочет видеть свою Церковь-невесту чистой и незапятнанной.

Вы знаете, как в старину серьезно относились к этому вопросу, – чтобы невеста была девицей, с хорошей репутацией, чтобы она известна была как трудолюбивая, добрая, не капризная, и даже был институт сватов, были свахи, в основном женщины занимались сватовством. Так вот, служение свах на Руси – это было Божье дело. Заниматься сватовством – это дело очень важное в христианской жизни. Вы знаете, кто устраивает браки в христианских общинах? Ангелы. В Писании сказано, что жены должны иметь на голове платок, и сказано: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1Кор.11:10). Почему ради Ангелов? Ангелы, которые прилетают в наши собрания, – мы их не видим, – они смотрят: вот эта в платочке, у нее муж есть, эта без платочка – значит, она девица. И Ангелы помогают решать вопросы со сватовством. В Библии есть книга – Книга Товита. Вся эта Книга – рассказ о том, как Ангел помогал устраивать брачные отношения, Божий посланник с Небес.

Итак, Господь хочет видеть Церковь, невесту Свою, чистой. Но можем ли мы избавиться от скверны греха? Сами – нет. Я никогда не забуду, когда в начале перестройки я участвовал в создании одной из первых воскресных школ в Москве. Она была нелегальная, она не имела регистрации, мы собирались на улице Герцена, но все знали об этой школе. Даже уполномоченный по делам религий, тогда был такой Харчев, приходил к нам на занятия и смотрел, как у нас все проходит. И я ему подарил фотографии наших занятий, и потом на большой партконференции он показывал эти фотографии коммунистам и говорил:

– Школы воскресные надо открывать. Это уже необратимый процесс. Посмотрите на лица этих детей – они не будут воровать, они не будут убивать, стране нужны такие граждане.

Так вот, к чему я об этом рассказываю? Однажды, беседуя с детьми, я сказал:

– Надо очистить сердца.

И один мальчик после занятий подошел ко мне и говорит:

– Отец Олег, а как чистят сердце?

Я его спросил:

– А ты как думаешь?

Он говорит:

– Вот зубы я чищу щеткой, мне мама пасту дает. Она какая-то горькая, эта паста. А как чистят сердце?

Вот, действительно, этот вопрос, хотя он, может быть, очень наивно был поставлен ребенком, – очень взрослый вопрос. Это очень серьезный вопрос. Это по-настоящему богословский вопрос. Наше сердце мы можем очистить только Кровью Сына Божия. Вот единственное средство, которое может очистить наше сердце. Никакими своими заслугами, никакими своими делами вы не очистите своих сердец. Помните, апостолы подошли к Иисусу Христу и говорят:

– Кто может спастись?

Господь отвечает:

– Человекам это невозможно. Но не Богу, ибо Богу все возможно.

Итак, человек не может сам делать операцию на своем собственном сердце. Каким бы искусным хирургом ни был человек, он не может оперировать свое собственное сердце. Здесь нужно вмешательство другого. И у нас есть этот Небесный Врач, Который может исцелить, очистить, прочистить наше сердце, – это Иисус Христос. Мы причащаемся Его Крови, Его Кровь проходит, проникая во все составы нашего тела, через наше сердце. И Его Кровь опаляет нашу греховную природу, выжигая грех и исцеляя всего человека…

Итак, даже духовно мертвый может возродиться, может. Однажды я пришел в одну семью и стал беседовать с молодым наркоманом, а его брат сказал:

– Батюшка, вы теряете время. Для него ваши слова как для мертвого припарки.

Но время я не потерял. Прошло какое-то время, и этот молодой человек бросил наркотики. Даже если в глазах других людей кто-то представляется совсем уже законченным грешником, это не значит, что Господь так же смотрит на этого человека. Господь с большим вниманием относится именно к тяжело духовно больным людям. Как нормальный врач, заходящий в палату, Он проходит мимо тех, которые пошли на поправку, и напарвляется к самому больному. Это значит, что даже твои тяжелые грехи и твои пороки, которые оскверняют твои духовные одежды, даже они притягивают к себе врачующее внимание Божией благодати. Поэтому в Писании есть такой текст, где сказано: «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20). Иными словами, Бог прежде всего хочет уврачевать самых немощных из нас.

И вот послание к Сардийской Церкви – это послание надежды для тех из нас, которые уже разочаровались в своей духовности. Это послание надежды для тех из нас, которые считают себя уже не способными на исправление. Господь приносит в эту Церковь семь духов Божиих и семь звезд. Всю полноту благодати Он готов дать каждому из нас.

И мы читаем далее, 5 стих: «Побеждающий облечется в белые одежды» (Откр.3:5). Архиепископ Аверкий поясняет: «Под белыми одеждами разумеются брачные одежды, в которые облечены будут гости на брачном пире Царского Сына, под образом Которого представил Господь в притче будущее блаженство праведников в Своем Небесном Царстве. Эти одежды, которые будут подобны одеждам Спасителя во время Преображения, сделавшимися белыми, как снег». То есть Господь не просто облечет нас в одежды праведности, это будут те самые одежды, которые видели на Нем ученики на горе Фаворской, на горе Преображения, когда Он просиял ярче солнца.

Итак, когда Господь очистит нас от наших грехов, когда Он милостью Своею даст нам избавление от всякой скверны, в Нем мы обретем подлинную святость, подлинную праведность и подлинное целомудрие.

Давайте посмотрим, что сказано об этом в Послании к Римлянам святого апостола Павла: «потому что делами закона (то есть добрыми делами, религиозными делами, – О.С.) не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:20–23). Вы слышите? Нет существенного различия между нами, потому что все согрешили и все лишены правды Божией. Далее сказано: «получая оправдание даром (вы слышите? даром! – О.С.), по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру» (Рим.3:24–25).

Итак, нам надо проявить веру, тогда через Кровь Иисуса Христа мы все, соделавшиеся преступниками перед Божьим Законом, можем обрести новую жизнь и облечься в одежды Христовой праведности, свет которой апостолы видели на Фаворе.

И далее сказано: «и не изглажу имени его из книги жизни» (Откр.3:5). Вы видите, Господь не хочет наши имена вычеркивать из книги жизни. Когда человека крестят в церкви, его имя записывается в книге жизни, и Господь не хочет, чтобы наше имя было вычеркнуто из Небесной книги жизни. Потому что Бог любит каждого человека независимо от его состояния. И, как я уже сказал, благодать даже больше проявляется среди падших грешников, которые осознают свою греховность.

Откр.3:5. «И не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его».

Вы видите, братья и сестры, Иисус Христос готов стать ходатаем за нас, исповедовать наши имена перед Отцом Своим Небесным и перед всеми Ангелами. Господь заступается за нас перед Ангелами, которые пламенеют строгостью против нас, и перед Отцом Небесным. В Писании сказано: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Он – посредник между нами и Богом.

Когда люди, Адам и Ева, согрешили, то между людьми и Богом оказался пролом, разрыв. И вот, один из древних пророков говорил об этой пропасти: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» (Иез.22:30). Вот этот пролом Сын Божий заполнил Своими Голгофскими страданиями, и Крест – это есть тот мост, который связывает нас с правосудным Богом. Это означает, что Бог Отец смотрит на нас через Сына Своего. И какими Он нас видит? Святыми, оправданными и очищенными. Потому что за наши грехи заплачена самая великая цена – цена Крови Агнца Божия.

Поэтому вопрос ребенка: как чистить сердце – этот вопрос должен волновать и взрослых людей. Потому что если человек в этой жизни, земной, не найдет ответа на этот вопрос, это будет означать, что он нигде не найдет ответа на этот вопрос. И вечно будет томиться желанием примириться с Богом и не обретет этого примирения. Итак, только во Христе и со Христом мы можем быть кем-то или чем-то, и без Христа мы ничто и никто.

Итак, послание к Сардийской Церкви – это наставление для христиан, которые совсем ослабели. Помните, я вам говорил в начале наших бесед по Книге Откровения, что эта Книга рассказывает о судьбах всего исторического христианства. И действительно, если проследить историю Церкви, то мы видим, как Церковь все более и более духовно ослабевает, скудеет. Она не оскудевает лишь милостью Божией, потому что Дары Божии даются во всей полноте каждому христианскому собранию. Но мы сами по себе расслабляемся, как расслабились Сардийские христиане. Иногда мы оказываемся духовно мертвыми, как были духовно мертвы Сардийские христиане. Но Господь дает послание Сардийской Церкви, послание, которое Он получил от Отца Небесного, которое передал Ангелу, который дал его Иоанну Богослову, и которое Иоанн Богослов записал для всех христианских церквей в Книге, которая называется «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Вы видите, как Господь в откровениях разным ближневосточным церквам раскрывает и наше состояние, христиан XXI века? Потому что мы такие же, как и они. Вспомним опять слова Соломона: «Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1:10).

Сардийская Церковь существует до сих пор, в Турции. Оказывается, как мы читали, у сардийских христиан нет храма. Но они есть. И слава Богу, что по прошествии огромного времени христиане там продолжают существовать. Вера Христова – она неистребима. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Как бы дьявол ни пытался сокрушить благодать Божию в наших сердцах, в какие бы грехи он ни ввергал нас, он не сможет окончательно одолеть нас, если при всех своих падениях мы будем оставаться верными Иисусу Христу. Как сказано: «семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Притч.24:16).



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 9 протоиерей Геннадий Фаст

2. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XV профессор Александр Павлович Лопухин

3. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова святитель Андрей Кесарийский

4. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

5. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 14. Евангелие от Матфея, глава 6, 9. «Отче наш. 1» протоиерей Олег Стеняев

6. Толкование на Апокалипсис – Глава третья иерей Даниил Сысоев

7. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

8. Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий епископ Никанор (Каменский)

9. Письма к мирским особам преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

10. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ХРИСТИАНСТВО святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle