Источник

Беседа 17. Притча о двух сыновьях

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы рассмотрим Притчу о двух сыновьях (21, 28–32).

Читаем 21-я главу Евангелия от Матфея с 28-го по 29-й стих:

Мф.21:28–29. «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел».

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал данный отрывок:

«Под именем первого (сына. – О.С.) говорится о язычниках с указанием на естественный закон: “Пойди, работай в винограднике Моем”, то есть не делай другому того, чего не хочешь, чтобы было с тобой. А он горделиво ответил: не хочу. После же, по пришествии Спасителя, раскаявшись, он трудился в винограднике Божием и упорство, обнаруженное в слове своем, исправил своим трудом»245.

Здесь мы видим вместе со святым Иеронимом под образом первого сына – весь языческий мир, который сначала не знал путей Господних, открытых только еврейскому народу, но, не исповедуя истинно Бога (первый сын), все же исполнял Его святую волю: следовал путями Создателя на уровне совести, хотя и не исповедовал этого устами.

Об этом и апостол Павел писал: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14–15). И хотя Иероним видит их согласие с Богом в момент Пришествия Христова (когда свет Евангелия достиг и их, язычников, сердец), но святые Отцы древности настаивают на том, что и до Христа, не зная Бога, они отчасти все же подчинялись Ему. Святой Иустин Философ настаивает на том, что и сама возможность для человека говорить связана со Христом (Логосом), вне Которого никто не смог бы и слова сказать. То есть Логос (Христос) всеян в каждого человека, созданного по образу Божию.

Блаженной памяти протоиерей Дмитрий Дудко под тем, кто сказал «не хочу; а после, раскаявшись, пошел», понимал безбожников (атеистов), которые, отрекшись на словах от Бога (сказав Ему «не хочу»), делами иногда превосходят и номинальных христиан. В частности, отец Дмитрий писал, что когда атеист на войне жертвует своей жизнью, то в глазах Бога Его подвиг должен иметь большее значение, чем подобный же подвиг, совершенный верующим. И действительно, погибая за свой народ и за свою страну, неверующий не имеет в виду награду на Небесах, посему и делает это совершенно бескорыстно, повинуясь всеянному в него стремлению к абсолютному добру и благу. Блаженный Иероним так и пишет: «Под именем первого (сына. – О.С.) говорится о язычниках с указанием на естественный закон». Имеется в виду тот закон совести, о котором мы прочитали у апостола Павла: «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их».

Вот почему всякие суррогаты и подмены не могут удовлетворить запутавшееся в поисках абсолютного блага человечество. Только во Христе, и только в Нем, душа каждого человеческого существа может обрести подлинное благо, а значит, и подлинный смысл своего существования, найти его, человека, высшее предназначение. И пока душа мечется между развратом и пьянством, жадностью и эгоизмом, между оккультизмом и ложном мистицизмом, между религиозным сектантством и атеизмом, она не успокоится и не насытится, но будет обречена на алкание и жаждание Того одного, Который однажды произнес: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). То есть успокоение и отдохновение, благо и счастье обретаются только во Христе и со Христом.

Блаженный Августин пишет в своей «Исповеди»: «…ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»246.

И далее мы читаем:

Мф.21:30. «И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел».

В понимании отца Дмитрия Дудко тот, кто сказал «иду… и не пошел», – это номинальный христианин, номинальный верующий, то есть такой человек, который на словах как бы православный (правоверный), но в поступках его, в жизни его это никак не обнаруживается. Сказано: «знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1); и еще: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:23–24).

Блаженный Феофилакт, не настаивая на буквальном понимании под неверующими только язычников, а под верующими – иудеев, пишет: «Господь приводит здесь два рода людей, из которых одни сначала дали обещание, – таковы были иудеи, говорившие некогда: “все, что сказал Бог, сделаем и будем послушны”, а другие – люди, первоначально не покорявшиеся, каковы блудницы и мытари, равно и язычники; все эти люди сначала не слушались воли Божией, а в конце концов покаялись и послушались»247.

Словами «два рода людей… таковы были иудеи... каковы блудницы и мытари, равно и язычники» Феофилакт показывает, что данная притча касается многих и говорит о разном и о разных. Но главное, что мы должны усвоить из предлагаемого нам урока, это то, что недостаточно назвать себя чем-то, надо именно быть кем-то.

Под тем, кто сказал «не хочу», но пошел, можно разуметь и еретиков (сектантов), которые хотя на устах своих и не имеют истинного исповедания и даже, напротив, говорят НЕТ нашему исповеданию, но жизнью своею являют свет Христов.

Об этом хорошо сказал архиепископ Иоанн (Шаховской): «Ошибочно думать, что все пра­вославные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действи­тельно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особен­ности можно встретить “православ­ного” – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных хрис­тиан есть множество живущих в истине Православия – духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные право­славные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизнен­ного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный. По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному, Господу Иисусу Христу до смерти»248.

Но вернемся к притче. В этой притче обращает на себя внимание некая двойственность. С одной стороны, сын верующий (иудей), но нерадивый; с другой – сын безбожник (язычник), но добродетельный. Как Господь Бог должен относиться и к тому, и другому?

Здесь хочется вспомнить известный текст из Пятикнижия: «Бог сказал (Аврааму. – О.С.): возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2). Внешне в данном библейском стихе некоторые слова представляются излишними. Например, сказав: «возьми сына твоего», Бог добавляет: «единственного твоего», далее: «которого ты любишь» и только потом: «Исаака». Иными словами, мы как бы наблюдаем диалог Бога с Авраамом:

Бог сказал:

– Возьми сына твоего.

Авраам отвечает:

– У меня два сына. 

Господь говорит:

– Единственного твоего. – Но для каждого родителя любой его ребенок единственный и неповторимый. – Которого ты любишь, – подсказывает Господь. Но Авраам любит обоих своих сыновей, и Измаила и Исаака, и тогда Бог уточняет: – Исаака.

Так и в рассматриваемой притче: Богу дорог не только верующий в Него, но не послушный Ему сын, но и неверующий, но послушный сын так же дорог Ему. Ведь они оба Его дети, как мы и прочитали, что у Него «было два сына».

Кто-то может задать вопрос: а когда я сказал Богу Отцу: «иду… и не пошел»?

Ответ очевиден: в день, когда нас крестили, мы и сказали свое «да» Богу! Сказано: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:21).

Но и здесь кто-то может возразить, что, мол, так как его крестили младенцем, то никакого обещания доброй совести и не было.

И здесь ответ очевиден: за нас обещание доброй совести давали наши крестные родители, назначенные нашими плотскими родителями. И веровали, исповедание веры за нас произносили, читая Символ веры, тоже наши крестные родители.

Кто-то спросит: а как один человек может веровать за другого, да еще и за младенца?

Может, и тому есть множество примеров из Писания. Например, вспомним случай со слугою сотника. Он был исцелен не своей личной верой, а верой самого сотника, как и сказано: «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф.8:13). Кстати, то слово, которое у нас переведено как «слуга», в греческом оригинале читается как пэс – «ребенок», «мальчик». Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу, ребенка, и последний получает по его вере исцеление.

Также примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях, что, «видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). Здесь, как в других случаях, Христос не обращает внимание на самого больного (который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою), а смотрит на веру его друзей и по их вере исцеляет его. Так что вы поспешили, сказав, что один человек не может веровать за другого.

Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:37–38). Обратим внимание на то, что, когда апостол Петр говорит «покайтесь», он не говорит «покайтесь все», как в случае, когда он говорит о крещении. Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться (то есть взрослых). Малые дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит: «да крестится каждый из вас», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь, как мы установили, и дети и взрослые – все находятся под грехом. И Петр именно это имеет в виду, когда добавляет о крещении «во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Далее он говорит еще более определенно: «и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2:38–39). А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он Сам засвидетельствовал, сказав: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14).

Блаженный Иероним, принимая разные истолкования о том, кто «первый», а кто «второй» в данной притче, пишет: «Другие же думают, что это притча не об язычниках и иудеях, а просто о грешниках и праведниках, потому что и Господь после в таком же смысле разрешает вопрос: “Истинно говорю вам, что мытари (сборщики податей) и блудницы вперед вас идут в Царство Божие”, – потому что они, злыми делами отказавшиеся от служения Богу, по совершении покаяния приняли крещение от Иоанна»249.

Конечно, иудеи презирали язычников, и сама мысль, что язычники могут быть ревностными тружениками в «винограднике Божием», претила им. Тем более, если под сказавшим «не хочу» подразумевается заведомый грешник, который «после, раскаявшись, пошел», – то и здесь многое для них представлялось непонятным. В их понимании праведник и святой всегда свят и праведен – от первого до последнего дня своей жизни (некоторые православные имеют подобное ложное представление о святых: мол, они зачинаются святыми, рождаются святыми и т.д. до самой смерти). Но так ли это на самом деле?

Существует древний еврейский мидраш, похоже, восходящий к временам Ветхозаветной Церкви:

Когда Моисей перешел, спасаясь от египтян, через море, позади он увидел потонувших египтян, которые мертвые плавали в воде. От радости Моисей начал прыгать и хлопать в ладоши. И тогда над его головой раздался Божественный глас:

– Моше! Моше! Что ты радуешься, ведь это дети Мои погибли!

И Моисею стало стыдно за свое поведение.

То есть Бог до последнего момента промышляет о спасении любого человека, живущего на земле, и высказывает именно сожаление о его погибели. Сказано: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам» (Иез.33:11).

И неправы иудеи, когда говорят, что Бог сожалеет только о них; и неправы православные, когда говорят: Он сожалеет только о нас! Да! Мы, православные, – Новый Израиль, но и о ветхом Израиле было сказано: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Кира?» (Ам.9:7).

Таким образом, мы устанавливаем что один и тот же текст открывает нам разные грани Божественного Откровения. И более чем актуальными становятся следующие слова Сына Божия:

Мф.21:31. «Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».

Эти слова не могут не шокировать!

Чтобы понять остроту сказанного, насколько это могло шокировать благочестивых слушателей, переведем эти слова так, как могли бы они быть произнесенными в наше время: «истинно говорю вам, что обменщики валюты, налоговые инспекторы и проститутки вперед, прежде вас идут в Царство Божие».

Почему Христос произносит подобные слова? Потому, что Евангелие – это благая, или радостная, весть о том, что «независимо от закона», то есть от наших добрых и злых дел, «явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:21–24).

Словами «ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» апостол Павел показывает, что все, независимо от уровня своего духовного роста или его отсутствия, нуждаются в спасении; ибо все без исключения, даже самые благочестивые из нас, своей жизнью заслужили ярость адского пламени и вечное наказание. И если бы не Кровь Иисуса Христа, то никто не обрел бы спасение. Мы часто вспоминаем этот отрывок из Евангелия: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:25–26). Сказав о спасении: «человекам это невозможно», Сын Божий, перечеркнул любые человеческие усилия, даже самые настойчивые, в решении этого вопроса и обратил наше внимание всецело на Бога, Который является единственным Источником спасения, ибо «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). Таким образом, подвижник-монах едва ли опередит проститутку и обменщика валюты (мытаря) в деле личного спасения, так как и первый и вторые нуждаются в искупительной Крови Сына Божия. А так как у проститутки (блудницы) и мытаря меньше поводов для самомнения, то Христос и говорит: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».

Христос, ставя в пример блудниц и мытарей, показывает и внутренний потенциал этих людей, скрытый от взора посторонних. То есть иногда их усердие ко греху и приверженность греховному опережает наше усердие в делах праведности.

«Блаженной памяти Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву Памво из пустыни прийти в Александрию. Авва, придя в город, увидел там актрису и заплакал. Бывшие с ним спросили его, отчего он плачет? Старец отвечал: “Две вещи тронули меня: во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых, то, что я не имею столько ревности делать угодное Богу, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям”»250.

И если ревностно служившие греху обращаются к Богу, то с не меньшим усердием начинают служить Богу, совершая дела праведности.

Подвижники могут только представляться более благодарными по отношению к Богу, чем остальные спасенные грешники, ибо подлинный аскетизм есть не что иное, как стремление благодарной души навстречу Господу с желанием отблагодарить Его за дар спасения. Но при этом, как я часто говорю, нам и вечности не хватит, чтобы отблагодарить Бога за дар вечного спасения. Собственно говоря, спасение – это такое изменение человека, его природы, которое совершенно самому человеку не под силу. И, согласитесь, каким бы опытным ни был врач, он же не может делать операцию на своем собственном сердце. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Если какой христианин не знает, что для спасения необходимо быть обновлену и воссоздану, войти в обоженное состояние благодатною силою и действом Христа Спасителя, соделаться новой тварью и новым человеком… для чего и Святое крещение, – тщетно называется он христианином… Ибо если не совершилось еще в нем такое изменение, то все другое ни к чему не служит, тщетны молитвы его, тщетны и псалмопения»251. То есть такие перемены возможны только от Бога, вот почему, отвечая на вопрос апостолов: «так кто же может спастись?.. Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, – и добавил: – Богу же всё возможно».

В своих трудах и подвигах святые Отцы если и видели начало пути спасения, то только как соработничество Богу и не более того:

«В Келлиях был старец, авва Аполлос. Если кто из братий приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел с радостью, говоря: “Сегодня я иду потрудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей”»252.

И так как спасение невозможно вне Царя Христа, то в Евангелии и сказано: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Ветви не сами питают себя, но получают все необходимое от лозы, следовательно, и грозди винограда на ветвях – не ветвей заслуга, но скорее действие самой лозы.

Святитель Иннокентий Иркутский писал: «Кто, идя по пути христианства, будет надеяться только на свои силы, тот не сделает даже шагу на нем; и если бы Иисус Христос, великий Благодетель наш, не давал нам помощи к тому, то никакой человек не мог бы пройти сим путем. И самые даже апостолы, когда не имели этой помощи, не могли, боялись и страшились идти за Иисусом Христом; но когда получили помощь от Иисуса Христа, тогда пошли они за Ним с радостью и весельем, и никакие трудности и страдания, и даже самая смерть не устрашала их. Но какая это помощь, которую дает Иисус Христос идущим за Ним? – Помощь эта есть помощь Духа Святого, Которого дарует нам Иисус Христос и Который всегда при нас, и всегда окружает нас и привлекает к Себе; и всякий, кто хочет, может получать Его и исполняться Им… Дух Святой дается не по заслугам, но даром и по милосердию Божию посылается на спасение людей; и Дух Святой помогает так: Дух Святой, вселясь в человека, дает ему веру и свет. Без Него никто не может иметь истинной живой веры»253.

И далее мы читаем:

Мф.21:32. «ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».

Истолковывая эти слова Сына Божия, блаженный Феофилакт пишет: «Заметь здесь премудрость Христа. Он не сказал фарисеям сначала: “мытари и грешники лучше всех вас”, нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: “пришел Иоанн путем праведности”, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы – нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю отца, хотя и ничего не обещали»254.

Действительно, лучше не давать обетов монашества и не произносить присяги священнической, чем, дав обет или присягу, нарушить их. Ведь стать монахом или священнослужителем означает не одежды поменять, а поменять сам образ жизни.

Лично мне мой духовник заповедовал рано или поздно принять монашество, но я не дерзаю на сию стезю, пока не обнаружу монашеские добродетели в жизни моей вне монашеского пострига, и это почитаю разумным. И если бы меня спросили, каким местом из Писания я мог бы это подтвердить, то я процитировал бы слова: «Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность» (Рим.4:9–11).

И на чем более высокую иерархическую ступень восходит человек, тем более строго он должен с себя спрашивать. В книге, озаглавленной «Достопамятные сказания», мы находим следующее свидетельство:

«Рассказывали об авве Негре, ученике аввы Силуана. Когда жил он в своей келлии на горе Синайской, то в известной мере исполнял требования своего тела. Когда же сделался епископом в Фаране, начал жить гораздо строже. Ученик его заметил: “Авва! Когда мы были в пустыне, ты не так строго жил”. Старец отвечал ему: “Там были пустыня, безмолвие и бедность, и я поддерживал тело, чтобы не изнемочь и не искать того, чего я не имел. Но здесь мир, тут есть все удобства. Здесь если случится и заболеть, то есть, кому помочь. Здесь боюсь, как бы не погубить в себе монаха!”»255

Итак, сегодняшнее евангельское чтение научает нас не надеяться ни на свои дела, ни на свои громкие и решительные слова, обещания и обеты. Тем более не спасет человека и его должность, то есть какое положение он занимает на иерархической лестнице. Спасает нас благодатный дар веры, веры живой, действующей любовью, то есть порождающей в нашем сердце намерение исполнить святой Закон.

Иными словами, мы все нуждаемся в обновлении и обетов крещения, и монашеских обетов, и священнических присяг. Ибо мало сказать Богу «иду» – и не пойти; и, напротив, лучше без всяких клятв, то есть без самомнения, отрекшись словами, то есть признав свое бессилие, все же пойти и начать трудиться на стезях праведности при помощи божественной благодати.

Теперь для лучшего усвоения материала перечитаем текст сегодняшнего Евангелия снова: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф.21:28–32).

Спаси вас Христос!

ВОПРОС: Почему людей, живших во дни Ноя, Бог потопил в водах всемирного Потопа (хотя там виноваты ангелы), а строителей Вавилонской башни только рассеял? И как Бог решает, почему, зачем и когда нас наказывать? И почему наказание приходит не сразу после совершения греха?

ОТВЕТ: Да, строители Вавилонской башни были грешны, но они любили друг друга. Сказано: «На всей земле был один язык и одно наречие» (Быт.11:1) – то есть они были единодушны. А о поколении перед Потопом сказано: «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:12). То есть перед Потопом все именно развратились во зле и погрязли в блуде и убийствах, «ибо всякая плоть извратила путь свой». Иными словами, Бог даже к конченым злодеям, таким как строители Вавилонской башни, применяет меру суда. Например, когда Бог отдал землю обетованную Аврааму, Он не сразу согнал с нее нечестивых хананеян. Почему? Сказано: «в четвертом роде возвратятся они (то есть евреи. – О.С.) сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16). Хотя Бог и вынес о них решение: согнать их со святой земли, однако во дни Авраама, Исаака и Иакова они еще не были достаточно виновными в глазах Бога. Ибо Господь Бог судит и приговаривает людей к наказанию не за то, какими они будут (Богу и это известно), но за то, какие они сегодня и сейчас.

Например, сказано: «и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится» (Быт.21:17). Вот это уточнение: «оттуда, где он находится» – оно представляется излишним. И смысл здесь такой: Бог оценивает каждого из нас, исходя из того, в каком состоянии мы находимся теперь и сейчас, а не исходя из того, какие мы были или будем. Поэтому об отроке Измаиле и сказано: «Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится» – то есть в каком состоянии он находился и пребывал теперь и сейчас. Вот для чего в Писании и повторения, и внешне излишние слова.

А почему Бог сразу по совершению греха не наказывает, об этом сказано: «Так говорит Господь: за три преступления Газы и за четыре не пощажу… Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его» (Ам.1:6, 9). То есть за 1-е и 2-е согрешение, совершенное подряд, Господь щадит, а за 3-е и 4-е, совершенные и без намека на исповедь и исправление, наказывает. Иными словами, Бог долготерпит и ждет вразумления согрешающего, поэтому, и только поэтому, наказание и не приходит сразу; или, как мы говорили выше, мера беззакония еще не исполнилась. Сказано: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез.18:23); и еще: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…» (Иез.33:11).

ВОПРОС: Если евреи – первенцы здесь, на земле, то, наверное, и там, в загробном мире, они будут впереди всех, так о чем тут и говорить?

ОТВЕТ: С древности было известно, в том числе и евреям, что абсолютная оценка тому или иному явлению, о котором мы читаем в Библии, дается по первому упоминанию этого понятия во всем корпусе Писания. Само понятие первенец, первины, мы выводим из первого библейского стиха: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Слово, переведенное у нас как в начале, в действительности в еврейском языке (слово בְּרֵאשִׁית берешит) отсутствует. Скорее всего, еврейская буква בְּ является древнейшей иллюстрацией к первому стиху Библии. Так как еврейский текст читается справа налево, то форма буквы בְּ показывает, что, до того как Бог начал творить мир, ничего не существовало ни наверху, ни внизу, ни до этого момента справа. Но слово רֵאשִׁית решит встречается в ветхозаветных текстах и означает «начатки», или первинки от урожая. С другой стороны, префикс בְּ ве в слове בְּרֵאשִׁית берешит указывает на причину сотворенного и может быть понят как ради, для. Таким образом мы видим, что мир творится ради Первенца, то есть во имя Сына Божия, о Котором одном и сказано: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол.1:16).

А если говорить о человеческих первенцах, хотя бы в контексте Книги Бытия, то получиться следующая «мажорная» картина:

Первенец Адама – Каин убил брата Авеля;

Первенец Авраама – разбойник Измаил;

Первенец Исаака – злодей Исав;

Первенец Иакова – кровосмеситель Рувим.

А так как об этнических евреях сказано: «так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх.4:22), то все характеристики первенца и первенцев распространяются на них. Если Иисус Христос есть воплощенный Логос (Божественное Слово), то через евреев – избранников создается свод ветхозаветных и новозаветных Книг Библии. Так как Христос (Мессия) есть истинный Царь и Первосвященник, то первыми царями и священниками Богу становятся лица еврейской национальности и т.д. и т.п. Ибо судьбы Мессии и Его народа более чем тесно переплетены.

Но будучи первенцами, они же наследуют и смертоубийство Каина, и уголовные наклонности Измаила, и коварство Исава, и блудливость Рувима.

Давайте, касаясь деликатного вопроса об евреях, не забывать известные слова из апостола Павла: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.2:28–29). Для христианина по-прежнему примером для подражания остаются великие еврейские души. Конечно, не Рувим, а прекрасный Иосиф; не Исав, но его младший брат Иаков; не Измаил, но его младший брат Исаак, и т.д.

Итак, парадигма «младший – старший» меняется в плане домостроительства спасения рода человеческого, и кто будет первым, а кто вторым в день Страшного Суда, нам доподлинно не известно. Хотя и теперь для нас есть текст Евангелия, в котором сказано: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф.20:16). Впрочем, в сравнении не уверовавших иудеев, с уверовавшими христианами апостол Павел предлагает нам и следующее предостережение: «Если רֵאשִׁית начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: “ветви отломились, чтобы мне привиться”. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Рим.11:16–23).

* * *

245

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.21:28–29. (?)

246

Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Исповедь. (?)

247

Св. Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.21:28–29. (?)

248

Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Сектанство в Православии и Православие в сектанстве.// К истории русской интеллигенции. – М., 2003.

249

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.21:30. (?)

250

Достопамятные сказания. С. 227. № 4.

251

Слова преподобного Симеона Богослова. 2-е изд. Вып. 2. – М., 1890. 258–259.

252

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский. Отечник. С. 71.

253

Свт. Иннокентий, еп. Иркутский. Проповедь: «Благодать Божия – благодать Духа Святаго».

254

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.21:32.

255

Достопамятные сказания. (?)


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle