епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 115

Аллилуиа. «Еврейский текст, – говорит бл. Феод., – Сирский и другие переводчики псалом сей соединяют с предшествующим; потому что продолжает он ту же мысль; имеет то же содержение», а потому относит ко времени гонения Антиоха Епифана. Св. Златоуст относит ко времени Вавилонского плена, когда Иудеи недоумевали, как они, обезоруженные и обращенные в рабов, могут возвратить свое отечество и не верили пророкам, которые им говорили об этом. По другим, это благодарственная песнь Давида по избавлении от бедствий в гонение Авессалома.

1. Веровах, темже возглаголах. «Хотя Давид не сказал ничего, – говорит св. Злат., – но выражает то, что было сказано в мыслях его. Что же было сказано? Размыслив, говорит, о несчастии и плачевном состоянии Иудеев, о совершенном опустошении и конечной погибели, я не усумнился в перемене к лучшему, но надеялся, возвещал о ней и возглаголах: и в предыдущих псалмах я много говорил о ней, но говорил и возвещал по внушению веры». Св. Апостол Павел приводит слова Давида 1 стиха в том смысле, что вера имеет свой, ей свойственный, дух непоколебимого убеждения и смелого, открытого исповедания (2Кор. 4:13). «Сперва человек верует, потом уразумевает, и после сего глаголет (Ис. 7:9)». (Св. Афан.). Аз же смирихся зело. «Но когда, говорит псалмопевец, уверовал, возглаголал я великое, тогда увидел, что сам я – ничто, смирихся зело» (Св. Афан.). «Я был огорчен (т.е. бедствиями плена), но не отчаялся, не падал духом, укрепляемый и воодушевляемый верою» (Св. Злат.). С Евр.: «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен».

2. Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек лож606. С Евр.: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». «Здесь слово: изступление означает, – говорит св. Злат., – некоторое изумление, состояние вне себя. Такое состояние бывает или по действию Божию, или вследствие чрезвычайных страданий. Таким образом пророк здесь говорит об исступлении от великих бедствий, постигших его... Пророк, томимый скорбию, взирая на природу человека, достойную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, сказал: всяк человек лож, т.е. человек – ничто». Т.е. слаб, ничтожен для спасения себя и других. «Став выше человека, презрел я все человеческое. Ибо исступление означает изменение» (Св. Афан.). Взирая на следующие одно за другим бедствия (в Антиохово гонение), с прискорбием сказал: нет ничего постоянного и прочного; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее, как на нечто продолжительное» (Бл. Феод.).

3. С Евр.: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне»?

4. Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. «Те, которые принимают эти слова в переносном смысле, – говорит св. Злат., – утверждают, что здесь говорится об общении в таинствах. Но мы, держась исторического их значения, полагаем, что здесь говорится о возлияниях607 и благодарственных песнопениях. Таким образом смысл слов пророка следующий: я не имею принести ничего достойного, но что имею, то и приношу; я принесу Богу жертву благодарности, и буду вспоминать о дарованном от Него мне спасении». «Чашею спасения, – говорит бл. Феод., – пророк нарек смерть за благочестие. Здесь мужественные и доблестные подвижники благочестия (Маккавеи) сами себе советуют принять смерть за Бога и сим воздать за многоразличные благодеяния». Св. Афанасий, поясняя 6 стих сего псалма, говорит: «Нет у нас иного воздания за приятое нами от Бога, кроме того, как претерпеть за Него смерть, и в сем подражать своему Владыке» (Сн. Мф. 26:39, 20:22).

5. Молитвы моя Господеви воздам. С Евр.: «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его». «Молитвами пророк называет здесь обещания, обеты – жертвы благодарности» (Св. Злат.). «Какой же обет дал он, кроме сего – чашу Господню прияв, призвать имя Господне» (Св. Афан.).

6. Честна пред Господем смерть преподобних Его. С Евр.: «Дорога в очах Господних смерть святых Его»! Связь речи, по св. Злат., та, что певец, сказав о благодеяниях Божиих, продолжает, что Бог печется не только о жизни, но и о смерти преподобных или избранных Своих; не дает им умирать без особенной цели и причины, в самой смерти о них промышляет, потому что смерть праведных, как и вся жизнь их, дорога пред Богом; по бл. Феодориту, смерть преподобных досточтима, многочестна, неразрывно соединена с честию и славою пред Богом и людьми, как наприм. смерть св. мучеников.

7, 8. О, Господи608, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея. Т.е. поелику я не чужой для Тебя, Господи, а раб Твой, Тебе служащий и благоугождающий, и поелику я сын рабы Твоей, т.е. происхожу из народа, Тобою избранного, посему растерзал узы моя, потому освободил Ты меня от многих и разных бедствий (Бл. Феод.). «Узами, – говорит св. Злат., – пророк называет скорби, искушения, опасности. Впрочем не погрешит и тот, кто будет здесь разуметь узы грехов и всего ветхого человека». «С дерзновением, – говорит св. Афан., – называет себя рабом, как и Апостол, именует же себя сыном рабыни, т.е. ветхозаветного руковождения законом». Растерзал еси узы моя. «Какия же это узы, кроме уз греховных? Тебе пожру жертву хвалы. Как преуспевший отмещет жертвы кровавые, и дает обещание приносить жертвы хвалы».

9. С Евр.: «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его».

10. Во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме. Т.е. «избавившись от бедствий, принесу благодарственную песнь в храме Твоем, в Иерусалиме, пред всеми единоплеменниками, чтобы и они получили от того пользу» (Бл. Феод.).

* * *

606

Ложь ψευστης – лжец, обманщик. Акила перевел: лживость; Симмах: лжет или обманывает; Феодотион: «недостаточен».

607

В ветхом завете закон предписывал возливать вино в жертву Богу. «На святом месте возливай возлияние, вино Господу». Числ. 28:7, 14. Сн. Исх. 23, 40. На пасхальной вечери была чаша вина у каждого _ чаша благодарения или спасения. Матф. 26, 2. Лук. 22, 20.

608

О Господи. После сего слова в Греческом стоит частица: οτιпоелику. Потому и в Вульгате: quia ego servus Tuus.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы – Псалом 114 епископ Палладий (Пьянков) 146,8K 

2. Толкование на Псалмы – Псалом 113 епископ Палладий (Пьянков) 146,8K 

3. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий 621,2K 

4. Толковая Псалтирь – Псалом 115 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н) 336,6K 

5. Толкование на Псалтирь – Псалом 115 профессор Александр Павлович Лопухин 1262,5K 

6. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 115-го. блаженный Феодорит Кирский 408,6K 

7. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 115 протоиерей Григорий Разумовский 547K 

8. Беседы на Псалмы – Беседа 26 на псалом 115 святитель Иоанн Златоуст 186,1K 

9. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 115 архиепископ Ириней (Клементьевский) 42,2K 

10. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий 621,2K 

Комментарии для сайта Cackle