епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 6

В конец, в песнех37 о осмом, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. На осмиструнном. Псалом Давида». Различно объясняют это надписание. Св. Афан. Александ. под осмым разумеет здесь день Воскресения Христова, в который Господь восприимет плоды трудов Своих, а враги со стыдом и смятением обратятся вспять. Блаж. Феодорит разумеет под осмым будущее состояние. «Поелику, говорит он, настоящая жизнь круговращается в седми днях недели... то век, который вне сего семидневного числа, слово Божие справедливо наименовало осмым». По мнению сего толковника, «Давид в сем псалме приносит Богу молитву по совершении своего сугубого греха и просит исцелить его; потому что в той жизни не имеет уже места врачевство покаяния».

2. Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Давид молит не о том, чтобы не быть обличенным, но чтобы не с яростию обличил его Бог; просит не о том, чтобы не быть наказанным, но чтобы не от гнева потерпеть наказание (Блаж. Феодор. и св. Афан. Александр.).

3. Смятошася кости моя. Под костями св. Злат. разумеет «всю силу (человека), а под смятением поражение, наказание, мучение, или смятение, происходящее от греха, во время порочных пожеланий, гнева и несчастий». Бл. Феодор. под костями разумеет помыслы, которых смятение возмутило и поколебало Давида. С Евр.: «помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены».

4. И Ты Господи доколе? Т.е. доколе будешь на меня гневаться? «Слово доколе – говорит св. Злат., – есть выражение человека не оскорбленного или негодующего, но скорбящего, сетующего и изнемогающего под бременем искушений». По св. Афанасию, доколе есть «выражение, показывающее продолжительность покаяния». С Евр.: «И душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе»?

5. Обратися Господи, т.е. внемли и не отвращай лица Твоего от меня. Образ речи взят от тех, которые гневаются, отвращаются и не хотят смотреть на провинившихся (Бл. Феод.). Избави душу мою т.е. от смятения, о коем было выше, от мучения и скорби душевной. С Евр.: «Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей».

6. Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе? «Этими словами, – говорит св. Злат., – выражается то, что после отшествия отсюду покаяние уже не может иметь места». «Поелику время покаяния стало у меня продолжительно: то убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места покаянию. А потому и прошу поспешить милостию» (Св. Афан.). «Умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни; ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет уже подано никакого врачевания, потому что для них не имеет места покаяние» (Бл. Феод.). Здесь слово: поминаяй означает деятельное памятование о Боге или хождение пред Богом, угождение Господу; исповедание здесь то же, что покаяние, раскаяние, решительная нравственно-добрая перемена, какая возможна только в настоящей жизни, при благодатных средствах св. Церкви. Слово: ад38 означает в Священном Писании смерть, гроб, могилу, состояние по смерти. См. Пс. 87:12, 29:10, 113:27. С Евр.: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя»?

7. Утрудихся воздыханием моим. С Евр. весь стих: «Утомлен я воздыханиями моими; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою». Как глубоко было раскаяние Давида! По мнению св. Афанасия, словами: измыю, омочу Давид говорит не о прошедшем только времени, но дает обещание слезно каяться во всю жизнь. «Если и прощение получу, не престану каяться» (Бл. Феод.). «Давид, – говорит св. Злат., – всю жизнь проводил в постоянных слезах».

8. Смятеся от ярости39 око мое – т.е. от сильного смятения или огорчения, от страдания помутился и помрачился самый ум – это око души моей. «Под оком, – говорит св. Златоуст, – здесь разумеется око духовное, – та различающая и разумная способность души, которая обыкновенно возмущается от представления своих грехов». Обетшах – состарелся, ослабел, изнемог от врагов моих (Св. Злат.). Укоризны врагов изнуряют, расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость (Бл. Феод.). С Евр.: «Изсохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих».

9. Отступите от Мене вси делающии беззаконие, т.е. удалитесь от меня все, делающие мне оскорбления; поелику, после прощения от Господа, они не имеют основания, сугубо беззаконны (Блаж. Феод.). Или: «Даруй, чтобы мог я сказать нападающим врагам: отступите, потому что услышан я и принят я, который был отвержен за грех» (Св. Афан.).

10. Яко услыша Господь глас плача моего – т.е. мольбы мои с плачем, мои слезные и плачевные прошения. «Голосом, – говорит св. Злат., – называется здесь не звук вопля, но душевное расположение; а плачем не только слезы глаз, но и слезы души». Яко услыша Господь. Эти слова дают разуметь, что Давид каким-нибудь образом был свыше утешен и извещен о прощении Господом.

11. Да возвратятся40, т.е. к своему долгу, порядку, или к добродетели, и устыдятся. «Это желание, – говорит св. Злат., – заключает в себе великую пользу, т.е. чтобы (враги Давида) устыдились и возвратились назад; ибо, если идущие худо устыдятся и возвратятся назад: то отстанут от пороков». С Евр.: «Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно».

* * *

37

В песнех по Еврейски: бингинот, по мнению некоторых толковников, означает музыкальный инструмент. Пс. 4. О осмом по Еврейски: шеминот или семинот. Переводят: осмиструнный музыкальный инструмент. У Калм.

38

Ад ᾄδης собственно означает темное место; по Еврейск. шеол. Это последнее слово у св. писателей Ветхого Завета означает, кроме сказанного выше, вообще состояние душ по смерти или место, куда сходили души и грешные и святые.

39

От ярости ἀπὸ θυμουθύμος –гнев, страсть, необыкновенное возмущение духа.

40

После слова: возвратятся в некоторых изданиях LХХ – стоит ἐις τὰ ὀπίσω к тому, что позади, назад. В Славянской библии, в Вульгате это слово опущено; нет его и в Римском издании LХХ-ти.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle