епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 75

В конец в песмех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину. С Евр.: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь». «Прибавления: ко Ассирианину466, – говорит бл. Феод., – не нашел я в экзаплах, но есть оно в других списках. Содержание псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме и наказание, которому подверглось воинство его. 4Цар. 19:35». (Сн. Пс. 37). По св. Афанасию, «и сей псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим; потому что и он описывает Бож. суд». Приписывается Асафу, может быть, не тому, который жил при Давиде, а другому, позднейшему – при Езекии. Есть мнение (Гроция), впрочем бездоказательное, что сей псалом написан Давидом по случаю победы над Аммонитянами, но после при Езекии стали петь его, как победную песнь после поражения Ассириян.

2. Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его; – ведом особенно стал после поражения Ангелом 185 тысяч Ассириян. По св. Афанасию, «Иудеею и Израилем здесь называется душа, познавшая Бога».

3. И бысть в мире место Его. В мире в Еврейском: Бешалем. Можно переводить в Салиме, или Иерусалиме, который прежде назывался Салимом (Быт. 14:18), или – в мире. Т.е. Господь обитает в Иерусалиме и там, где есть мир. «После поражения Ассириян Иерусалим наслаждался миром, и все уразумели, что истинно благоволит обитать в Сионе» (Бл. Феод.). С Евр.: «И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе». По св. Афан. – «в мире, т.е. в душе или Церкви – в Сионе мысленном».

4. Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань. С Евр.: «Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань». «Под стенами градскими, говорит пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев и щитоносцев, вовсе бесполезными сделал их оружия» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет поражение духовных врагов.

5. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных. «Горами вечными именует, – говорит св. Афан., – небеса. Просвещает же Бог свыше, с небес ниспослав нам Св. Духа». «Симмах перевел, – говорит бл. Феод., – так: славен Ты и неизмеримо велик от гор добычи»; потому что на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих, и научаешь, Кто Ты». – Иногда просвещать значит – помогать, радовать и спасать, а под горами вечными – горы древние. (Втор. 33:15; Авв. 3:6; Вар. 5:7). Т.е. Ты чудно спас нас на древних горах Иудейских, где поражены были враги и особенно чудесно – Ассирияне. С Евр.: «Ты славен, могущественнее гор хищнических».

6. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. Неразумные сердцем или, по бл. Иерон., гордые Ассирияне, при появлении Ангела истребителя, пришли в смятение, все погибли; и таким образом эти мужи богатства и силы ничего не получили, чего домогались. С Евр.: «Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих». Св. Афанасий относит вообще к неразумным или нечестивым, которые будут в смятении и волнении, и «окажутся ничего не имеющими в руках своих, по своей беспечности и нерадению, когда откроется суд Божий».

7. Воздремаша вседшии на кони, т.е. погибли Ассирийские всадники. «Словом: воздремаша, – говорит бл. Феод., – пророк изобразил скоропостижность смерти. Как дремлющий, захотев, легко засыпает, так и они прияли скорый конец жизни». Воздремаша – «предались они как бы сну и оцепенению, т.е. не в силах были восклонить главу» (Св. Афан.). С Евр.: «От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь».

8. Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев Твой. В Римск. издании467 LХХ: кто противостанет Тебе от (или противу) гнева Твоего? С Евр.: «Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего».

9, 10. Земля убояся, и умолча. «Землею, – говорит св. Афан., – называет здесь все естество человеческое, которое и придет тогда (в день страшного суда Божия) в боязнь». Бл. Феодорит относят к поражению Ассириян, которое всех поразило ужасом, и спасло кроткия земли. С Евр.: «С небес Ты возвестил суд: земля убоялась и утихла». Ст. 10: «Когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли»468.

11. Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти/. Т.е. «всякое слово, всякий помысл, – говорит св. Афан., – всякое движение ума исповеданы будут Господу во время суда. Останок помышления есть помысл, доведенный до чистоты сообразно с останком благодати избрания. Посему, ежели в оное время (в день страшного суда) помысл окажется чистым, то соделается тогда причастником Твоего празднества». «Насладившись сими благами (о которых было выше), песнопению посвящаем помыслы, не обращая на другое попечение и малой части их» (Бл. Феод.). С Евр.: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь».

12. Вси иже окрест Его принесут дары, т.е. будут благодарить, возносить жертвы Господу особенно те, которые окружают жертвенник Господень – жрецы, священники, как бы предстоящие окрест престола Божия. Другие относят к окрестным народам, которые, увидев чудесное поражение Ассириян, принесли или принесут дары и жертвы Богу. См. 2Пар. 32:22. «Принесут же сопредельные народы дары, будучи устрашены соделанными чудесами» (Бл. Феод.). С Евр.: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному».

11. Отъемлющему духи князей, т.е. несите дары Тому, Кто отъемлет жизнь у самых князей, «насылает смерть на властелинов» (бл. Феод.), по св. Афан. – Тому, Кто на Своем страшном суде «у нечестивых отъемлет Духа Божия, данного при крещении». С Евр.: «Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных».

* * *

466

Сего слова нет и в Еврейском и в нек. изд. LХХ. В Вульг: саnticum ad Assyrios. «Эти слова, говорит Кадм., древние и новые толковники объясняют, как победную песнь, по случаю поражения Сеннахирима и войска его».

467

В Римск. изд: απο της οργης. В некоторых древних Псалтирях: «quis resistet Tibi tunc ob ira Tua». См. у Калм.

468

Кроткия земли, в Римск. изд. LХХ: кротких сердцем – τους πραεις τη καρδια



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы – Псалом 74 епископ Палладий (Пьянков)

2. Толковая Псалтирь – Псалом 75 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

3. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 75-го. блаженный Феодорит Кирский

4. Толкование на Псалтирь – Псалом 75 профессор Александр Павлович Лопухин

5. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 72 архиепископ Ириней (Клементьевский)

6. Толкование на 59 псалом преподобный Максим Исповедник

7. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 75 протоиерей Григорий Разумовский

8. Беседы на Псалмы – Беседа 25 на псалом 114 святитель Иоанн Златоуст

9. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Иудейско-раввинистическое толкование на книгу пророка Аввакума протоиерей Геннадий Фаст

10. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга седьмая блаженный Иероним Стридонский

Комментарии для сайта Cackle