епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

 Псалом 91Псалом 92Псалом 93 

Псалом 92

В день предсубботный внегда населися земля, хвала песни Давиду543. Т.е. Псалом, написанный в воспоминание творения или населения земли, который должно было петь накануне субботы. Содержание псалма не довольно соответствует сему надписанию; потому что в псалме говорится не о творении или заселении земли, а о славе и величии Божием в природе. Св. Афанасий и бл. Феодорит разумеют воцарение Христа Спасителя. «В предыдущем псалме, – говорит св. Афан., – надписанном: в день субботный – изображается второе пришествие Господа, после которого Он будет царствовать в новом веке со святыми Своими. Очевидно же, что день предсубботный есть первое Его пришествие, когда и земля населена, т.е. когда в целой вселенной основана Церковь св. Апостолами и Евангелистами».

1. Господь воцарися, в лепоту облечеся. «Пророч. слово, – гов. бл. Феод., – изображает Христа как некиим царем, который облекается в царское всеоружие». «Поелику род человеческий, – говорит св. Афан., – отступив от царства Божия, подпал мучительству сатаны; то пришел (воцарился) Единородный, чтобы снова подчинить его Своей державе, что и совершено. Лепотою же Божиею именует спасение рода человеческого. Облечеся Господь в силу и препоясася. Сими словами означает нам низложение сопротивных сил, которое Господь и совершил, как бы восприяв на Себя воинский вид. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. По предварительном поражении их, т.е. сопротивных демонов, Господь на камне создал Церковь, которой не одолеют и самые врата адовы» (Св. Афан.). «Незыблемою и твердою сделал вселенную (в нравственном смысле); потому что уже имеет в себе непоколебимость Бож. ведения и освобождена от прелести лжи» (Бл. Феодор.). С Евр.: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом (и) препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется».

2. Готов престол Твой оттоле, т.е. от вечности, ибо от века Ты еси. «Сказано сие, – говорит св. Афан., – потому, что от сложения мира предопределено будущее спасение Им (Господом Иисусом Христом) человеческого рода. Ибо престолом, поставляемым для того, чтобы судить утеснителей наших демонов, певец-пророк означает воскресение Единородного». «Не ныне возведен Ты на царство, но имеешь присносущную державу и царство вечное» (Бл. Феод.). С Евр.: «Престол Твой утвержден искони; Ты – от века».

3. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. «Реками, – говорит св. Афан., – называет здесь св. Апостолов и Евангелистов, которые и Божию Церковь возвеселили духовными потоками (Ин. 7:38)». «Св. Апостолы воздвигоша гласы своя, проповедуя Бож. догматы и пролагая себе пути» (Бл. Феод.).

4. Возмут544 реки сотрения545 своя, – реки поднимут волны свои. С Евр.: «Возвышают реки волны свои». «Сотрениями, – говорит бл. Феод., – пророк назвал стези. Поелику вода обыкновенно смывает землю, по которой течет и пролагает себе путь, то течение сих рек справедливо назвал сотрением; потому что первые уверовавшие проповеди уготовляли путь другим». От гласов вод многих, дивны высоты морския. В буквальном смысле в 3 стихе и здесь, конечно, разумеются под гласами шум ветров и бури, а под высотами – высокие и грозные волны моря, говорящие о величии и славе Творца. В духовном смысле, по св. Афан., слова: дивны высоты морския – значат то, что «высокие тайноводства, Апостольские провещания и струи евангельские дивными соделали высоты морские; под морем же, говорит сей отец, пророк разумеет множество уверовавших народов, которых высоты, т.е. возвышенность мудрования, соделались дивными; потому что не малое и низкое что-либо, но высокое и дивное мудрствуют о Боге». Дивен в высоких Господь. И если дивны высоты морския, то как должен быть дивен Господь на небе! С Евр.: «Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь».

5. Свидения Твоя уверишася зело, т.е. Твои обетования, проречения соделались совершенно верными, несомненными, для всех очевидными. «Свидениями, – говорит св. Афан., – пророк именует обетования, которые возвещены были языческим народам чрез св. пророков и которых верность засвидетельствовал Господь, на последок дней пришествием Своим исполнив на самом деле. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою, потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею» (Св. Афан.). С Евр.: «Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни».

* * *

543

Бл. Феодорит читал в надписании сего псалма: хвала песни Давиду, не надписан у Евреев. Последних слов, по его уверению, он не нашел ни в Екзанлах, ни у Евсевия. Но этих слов нет и теперь в Греческих и Славянских библиях, а в Еврейской библии нет никакого написания у сего псалма, В Вульгате вместо: населися – fundata est – основана.

544

Возмут αρουσιν – от αιρω – поднимаю.

545

Сотрения επιτριψειςψις – сотрение, стирание; Калмет перевел: іllisiones – ударения; в Вульгате: fluctus – волны, как и в Еврейском. Слов: возвышают реки сотрения своя – нет в Римск. изд. LХХ, но есть в Компл. изд.; читает бл. Феодорит.


 Псалом 91Псалом 92Псалом 93 

Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Требуется опытный backend-программист по совместительству