епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 91 Псалом 92 Псалом 93

Псалом 92

В день предсубботный внегда населися земля, хвала песни Давиду543 . Т. е. Псалом, написанный в воспоминание творения или населепия земли, который должно было петь накануне субботы. Содержание псалма не довольно соответствует сему надписанию; потому что в псалме говорится не о творении или заселении земли, а о славе и величии Божием в природе. Св. Афанасий и бл. Феодорит разумеют воцарение Христа Спасителя. «В предыдущем псалме, говорит св. Афан., надписанном: в день субботный – изображается второе пришествие Господа, после которого Он будет царствовать в новом веке со святыми Своими. Очевидно же, что день предсубботный есть первое Его пришествие, когда и земля населена, т. е. когда в целой вселенной основана Церковь св. Апостолами и Евангелистами».

1. Господь воцарися, в лепоту облечеся. «Пророч. слово, гов. бл. Феод., изображает Христа как некиим царем, который облекается в.царское всеоружие». «Поелику род человеческий, говорит св. Афан., отступив от царства Божия, подпал мучительству сатаны; то пришел (воцарился) Единородный, чтобы снова подчинить его Своей державе, что и совершено. Лепотою же Божиею именует спасение рода человеческого. Облечеся Господь в силу и препоясася. Сими словами означает нам низложение сопротивных сил, которое Господь и совершил, как бы восприяв на Себя воинский вид. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. По предварительном поражении их, т. е. сопротивных демонов, Господь на камне создал Церковь, которой не одолеют и самые врата адовы». Св. Афан. «Незыблемою и твердою сделал вселенную (в нравственном смысле); потому что уже имеет в себе непоколебимость Бож. ведения и освобождена от прелести лжи». Бл. Феодор. С Евр: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом (и) препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется».

2. Готов престол Твой оттоле, т. е. от вечности, ибо от века Ты еси. «Сказано сие, говорит св. Афан., потому, что от сложения мира предопределено будущее спасение Им (Господом Иисусом Христом) человеческого рода. Ибо престолом, поставляемым для того, чтобы судить утеснителей наших демонов, певец-пророк означает воскресение Единородного». «Не ныне возведеи Ты на царство; но имеешь присносущную державу и царство вечное». Бл. Феод. С Евр: «престол Твой утвержден искони; Ты – от века».

3. Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. «Реками, говорит св. Афан., называет здесь св. Апостолов и Евангелистов, которые и Божию Церковь возвеселили духовными потоками (Иоан. 7, 38)». «Св. Апостолы воздвигоша гласы своя, проповедуя Бож. догматы и пролагая себе пути». Бл. Феод.

4. Возмут544 реки сотрения545 своя, – реки поднимут волны свои. С Евр: «возвышают реки волны свои». «Сотрениями, говорит бл. Феод., пророк назвал стсзи. Поелику вода обыкновенно смывает землю, по которой течет и пролагает себе путь, то течение сих рек справедливо назвал сотрением; потому что первые уверовавшие проповеди уготовляли путь другим». От гласов вод многих, дивны высоты морския. В буквальном смысле в 3 стихе и здесь, конечно, разумеются под гласами шум ветров и бури, а под высотами – высокие и грозные волны моря, говорящие о величии и славе Творца. В духовном смысле, по св. Афан., слова: дивны высоти морския – значат то, что «высокие тайноводства, Апостольские провещания и струи евангельские дивными соделали высоты морские; под морем же, говорит сей отец, пророке разумеет множество уверовавших народов, которых высоты, т. е. возвышенность мудрования, соделались дивными; потому что не малое и низкое что либо, но высокое и дивное мудрствуют о Боге». Дивен в высоких Господь. И если дивны высоты морския: то как должен быть дивен Господь на небе! С Евр: «но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь».

5. Свидения Твоя уверишася зело, т. е. Твои обетования, проречения соделались совершенно верными, несомненными, для всех очевидными. «Свидениями, говорит св. Афан., пророк именует обетования, которые возвещены были языческим народам чрез св. пророков и которых верность засвидетельствовал Господь, на последок дней пришествием Своим исполнив на самом деле. Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дний. Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою; потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею». Св. Афан. С Евр: «откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни».

* * *

543

Бл. Феодорит читал в надписании сего псалма: хвала песни Давиду, не надписан у Евреев. Последних слов, по его уверению, он не нашел ни в Екзанлах, ни у Евсевия. Но этих слов нет и теперь в Греческих и Славянских библиях, а в Еврейской библии нет никакого написания у сего псалма, В Вульгате вместо: населися – fundata est – основана.

544

Возмут αρουσιν – от αιρω – поднимаю.

545

Сотрения επιτριψειςψις – сотрение, стирание; Калмет перевел: іllisiones – ударения; в Вульгате: fluctus – волны, как и в Еврейском. Слов: возвышают реки сотрения своя – нет в Римск. изд. LХХ, но есть в Компл. изд.; читает бл. Феодорит.


Псалом 91 Псалом 92 Псалом 93


Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений