епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 91

Псалом песни, в день субботный. С Евр.: «Псалом. Песнь на день субботний». Псалом сей, вероятно, пели в день субботный, в который повелевалось пребывать в молитвах, песнопениях и приносить Богу двойные жертвы. Кроме сей субботы бл. Феод. разумеет и будущую субботу, или вечный покой (Евр. 4:9–11), «так как псалом предсказывает славу праведных и наказание неправедных». «Под субботою, – говорит св. Афан., – можно разуметь будущее наследие; потому что за здешними трудами последует успокоение, когда приимем награды свои. Посему пророк и восхваляет оный будущий покой».

2. С Евр.: «Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний».

3. С Евр.: «Возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи».

4. С Евр.: «На десятострунном и псалтыри, с песнью на гуслях».

5. Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем. «Взирая на создания Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении побуждаю уста к песнопению» (Св. Афан.). С Евр.: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих».

6. Зело углубишася помышления Твоя. С Евр.: «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои»! Как велики дела Твои, как непостижимы помышления или пути Твоего промысла!

7. С Евр.: «Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того».

8. Внегда прозябóша539 грешницы яко трава; и проникоша540 вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века. С Евр.: «Тогда как нечестивые возникают, как трава и делающие беззаконие цветут, чтобы изчезнуть на веки». Т.е. нечестнвые являются, как трава, цветут благоденствием, и наконец погибают в аде на веки. «Подобно траве процвели и, как былие, изникли из земли делатели беззакония, но после настоящего благоденствия приобретут себе вечную гибель» (Бл. Феод.).

9. С Евр.: «Ты, Господи, высок во веки»!

10. С Евр.: «Ибо вот враги Твои, Господи, – вот враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие».

11. И вознесется яко единорога рог мой. Рогь единорога (или носорога) отличается необыкновенною крепостию, есть страшное оружие сего животного, делающее его независимым от других животных. Т.е. сила н слава мои будут, как сила и слава единорога. Под. Иов. 39:9–12; Числ. 23:22, 24:8; Пс. 21:22. И старость моя в елеи мастите541. С Евр.: «А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «ветхость моя, как маслина цветущая». Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и (по переводу LХХ-ти) как от некоего елея утучнею от радости».

12. И воззре око мое на враги моя. Т.е. «Я соделаюсь зрителем падения злоумышлявших на душу мою» (Св. Афан.). И востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое. Т.е. «не только увижу болезненный конец делающих неправду, но и услышу о погибели живущих беззаконно» (Бл. Феод.).

13. Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится. Финикс, или пальма, есть одно из самых прекрасных, чрезвычайно полезных, прочных и плодовитых деревьев. Потому пальма издревле служила символом победы и Божественной красоты. Ливанский кедр, можно сказать, есть царь между деревьями. Громадная вышина кедра, доходящая до 40 футов, всегдашняя зелень, величественный ствол, источающий благовонную и полезную смолу, необычайная крепость сего дерева, которое сокрушить может один Бог (См. Пс. 28:5), – все это заставило в самой глубокой древности избрать кедр символом Бож. величия, и вместе символом величия и крепости сильных мира сего. Таковы и праведники, в которых и чрез которых Господь Бог проявляет Свою силу и славу на земле. Умножится. С Евр.: «возвышается».

14. Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. «Праведники, уподобленные кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служит Божественный храм; они процветут в горних обителях, которые пророк называет и дворами Господними». Св. Афан. То же и бл. Феодорит.

15. Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут542. С Евр.: «Они и в старости плодовиты, сочны и свежи». Симмах перевел так: «Стареясь, еще будут приносить плод, будут тучны и цветущи». «Старостию, – говорит бл. Феод., – пророк означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды». «Сказано, – говорит св. Афан., – благоприемлюще вместо: блаженствуя, ибо им воздано будет благами, ихже око не виде, и ухо не слыша» (1Кор. 2:9), т.е. в будущей жизни, где маститая старость или совершенство святых явится во всей славе.

16. Да возвестят, яко прав Господь Бог наш. Т.е. «когда в горних обителях насладятся уготованными благами: тогда возвестят, что праведен и прав Господь» (Св. Афан.).

* * *

539

Прозябоша ανατειλαιλω – являюсь, возникаю, происхожу.

540

Проникоша, Vulg: арраruerint. Акила и Симмах: ηνθησαν – процвели.

541

В елеи мастите, – в Римск. изд: εν ελεω πιονι – в обильном милосердии; по в друг. изд. LХХ: εν ελαιω πιονι – в жирном елее. Vulg: іn miericordia uber. Сиимах: ως ελαια ευθαλης – как цветущая олива или маслина.

542

Благоприемлюще будут ευπαθουντες – θεω – веселюсь, наслаждаюсь – будут радоваться, благоденствовать. В старости мастите, εν γηρει πιονι – в тучной старости, т. е. в старости совершенной, обильной плодами добродетели.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle