епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 94

Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей. Т.е. хвалебная песнь Давида. «Здесь сонм святых, – говорит св. Афан., – увещевает непокорных Израильтян приступить ко спасению, дарованному Христом, показывая, что будут услышаны, если припадут к Нему; потому что Он Творец и любит собственное свое дело. А после увещания вводится лице и самого Св. Духа, повелевающего непокорным не подражать неверию отцов». Св. Ап. Павел, цитуя слова из сего псалма и относя оный к Спасителю, тем самым дает разуметь, что этот пророчественный псалом действительно относится ко временам христианским и призывает к истинной вере Христовой. См. Евр. 3:1, 3, 7–8, 11. Сн. Пс. 94:8–11. По мнению бл. Феод. – псалом сей предлагается как бы от лица Иудейского царя Иосии и священников Божиих, которые после сокрушения идолопоклонства в своей земле, собрав весь народ, увещевают его к покаянию и умилостивлению Бога (4Цар. 23:4–16, 21).

1. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. С Евр.: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем (Богу), твердыне спасения нашего». «Это святые повелевают непокорным, призывая их к радованию... пришедши воспоем победные песни. Ибо воскликновение есть песнь о поражении врагов. Дает же сим псалмопевец разуметь, что Христос, вступив за нас в брань с противными силами, низложил их» (Св. Афан.).

2. Предварим лице Его во исповедании. С Евр.: «Предстанем лицу Его с славословием, в песнях воскликнем Ему». «Как бы так говорит: прежде, нежели воссядет на суд, предварим исповеданием лице Его, т.е. Сына, и приобретем Его к себе благоволение» (Св. Афан.). «Принесем покаяние прежде, нежели наступило время наказания; и прежде, нежели произнесен на нас приговор, умилостивим Владыку; вознесем же Ему подобающее песнопение» (Бл. Феод.).

3. С Евр.: «Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами».

4. С Евр.: «В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же».

5. С Евр.: «Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его».

6. С Евр.: «Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего».

7. Днесь аще глас Его услышите. С Евр.: «Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его». «Здесь, – говорит св. Афан., – Сам Господь начинает увещевать, чтобы они (Евреи) были благопокорны (Отцу небесному), а не таковы, какими показали себя отцы их в пустыне». Слово: днесь или ныне – св. Ап. Павел прямо относит ко времени евангельской проповеди (Евр. 3:7).

8. Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании. С Евр.: «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне». «Не просто сказал: не ожесточайтесь, но не ожесточите сердец ваших, давая знать, что сами сделали таким сердце свое. В прогневании – не подражайте нерешительному и упорному нраву отцев; ибо прогневанием пророк назвал неодпократное их прекословие в пустыне» (Бл. Феод.). Так, наприм., Евреи укоряли Моисея в пустыне Син и в Рефидиме за недостаток воды, почему и место это названо: Масса и Мерива, что значит: «искушение и укорение» (Исх. 17:7); по той же причине Евреи роптали в Кадесе, где изведена была вода, – «это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом», замечает Моисей (Числ. 20:13); роптали в пустыне Фаран, узнав от соглядатаев о сильных народах, которых нужно было победить (Числ. 14:2).

9. С Евр.: «Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое».

10. С Евр.: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающий сердцем; они не познали путей Моих».

11. Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой. «Писание указывает нам на троякий покой: – первый покой плотской, покой субботний, второй покой – вшествие в землю обетования, каким упокоил их Иисус Навин, и третий покой небесный, который и имеет здесь в виду (пророческое) слово. Да и не было нужды упоминать о других, если этот есть истинный покой. Посему дается разуметь, что истинный покой есть, по исшествии из мира сего, вселение в горних обителях» (Св. Афан.). Бл. Феодорит под покоем разумеет успокоение в земле обетования. Но можно разуметь тот и другой покой. Т.е. за то, что Евреи искушали и раздражали Меня в пустыне, говорит Господь, Я поклялся во гневе Своем, что не будут они наслаждаться покоем ни в земле обетованной, ни в жизни будущей. Известно, что Евреи, роптавшие на Моисея и Бога, все перемерли в пустыне, не увидав земли обетованной.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы – Псалом 93 епископ Палладий (Пьянков)

2. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 94-го. блаженный Феодорит Кирский

3. Толковая Псалтирь – Псалом 94 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

4. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 93 архиепископ Ириней (Клементьевский)

5. Собеседование о Псалмах – Собеседование 26 на псалом 106 святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle