епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 96

Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у Еврей. Т.е. когда царство Иудейское, потрясенное Авессаломом, благоустроялось, приходило в прежний порядок. Но «и это надписание приложивший, – говорит бл. Феод., – признался, что не нашел оного у Евреев, а приложил от себя. Следовательно, оно не пророческое, потому что и не соответствует смыслу псалма. Пророк говорит об устроении всей земли, а не одной земли Иудейской. Псалом предвозвещает первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, Богопознание у язычников, и будущий суд». «И здесь, – говорит св. Афан., – пророк опять изображает спасение мира и веру всех народов во Христа». Св. Апостол Павел, приводя слова сего псалма в доказательство божественного достоинства Спасителя (ст. 7. Сн. Евр. 1:6), сим самым показывает, что настоящий псалом есть пророчественный, мессианский.

1. Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози. «В сих словах, – поясняет бл. Феод., – пророк предсказывает первое пришествие Спасителя, почему и побуждает к ликованию и веселию жителей твердой земли и островитян». «Островами, – говорит св. Афанасий, – пророк называет церкви, как движимые всяким ветром и окружаемые горькими волнами бедствий».

2. Облак и мрак окрест Его, правда и судьба исправление престола Его. С Евр.: «Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его». Словами облак и мрак – пророк показал, по Феод., «невидимость Бож. естества»; по Афанасию, «прикровенное нисшествие Господа к людям, когда явился в зраке раба». Судьба – суд: исправление553 – собственно хорошее дело. Т.е. правда и суд суть лучшие принадлежности царства Божия, или, как с Еврейского, суть основание престола Божия. Под. Пс. 88:15.

3. Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его. «Это сказано, – говорит бл. Феод., – о втором пришествии (Спасителя). Дан. 7:10». «Божественною Своею силою попалит Он всякое лукавое и сопротивное действование» (Св. Афан.).

4. Осветиша молния Его вселенную. «Молнии и Сам Владыка уподобил пришествие Свое. Мф. 24:27». (Бл. Феод.). «Св. Апостолы и Евангелисты (Христовы) суть молнии и подобно свету озарили поднебесную» (Св. Афан.). С Евр.: «Молнии Его освещают вселенную; земля видит, и трепещет».

5. Горы яко воск растаяша от лица Господня. Под горами св. Афанасий разумеет «сопротивные силы», а бл. Феод. – «владычествующих и царствующих, которые подобно воску, приближающемуся к огню, как бы уничтожатся от страха».

6. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его. Это и было и будет. Небеса, т.е. Ангелы, возвестили правду Божию при рождении Спасителя, и возвестят при втором Его пришествии (Бл. Феод.).

7. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих. Поклонитеся Ему вси Ангелы Его. Ему, т.е. Господу Богу Спасителю нашему, как учит св. Ап. Павел (Евр. 1:6). С Евр.: «Поклонитесь пред Ним, все боги». Если под богами в Св. Писании разумеются властители, судии (Пс. 43:1, 81:1), то тем более можно, а здесь и должно разуметь св. Ангелов, как пояснил сам великий учитель языков.

8. Слыша и возвеселися Сион. «Сион есть Церковь, – поясняет св. Афан., – что же слыша, как не евангельскую проповедь? Она даровала Церкви веселие. И возрадовашася дщери Иудейские, судеб ради Твоих Господи. Дщерями Иудейскими именует преподобные души, которые исповеданием сочетались с Богом и возрадовались судеб ради Божиих, когда увидели, что мучительствовавшие изгнаны, а содержимые в рабстве изведены на свободу» (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет под Сионом – благочестивое общество, а под дщерями Иудейскими – церкви во вселенной или собрания верующих.

9. С Евр.: «Ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами».

10. Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я. Т.е. хранит святых своих от лукавого. «Ибо лукавый, – говорит св. Афанасий, – есть в собственном смысле грешник».

11. Свет воссия праведнику, и правым сердцем – веселие. Т.е. евангельский свет воссиял людям, сделавшимся праведными чрез веру, и воссияет веселие в сердце людям, соделавшимся правыми (Св. Афан.).

12. С Евр.: «Радуйтесь, праведные, о Господе, и славьте память святыни Его».

* * *

553

Исправление κατορθωσις – хорошее, счастливое дело, удачное исполнение, учреждение; – Еврейское слово здесь макон – обиталище, седалище, основание.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle