епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 97

Псалом Давиду. «И сей псалом, – говорит св. Афанасий, – изображает первое пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, какие возвещены были отцам. Посему псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от лица их». Бл. Феодорит видит в сем псалме первое и второе пришествие Господа, особенно первое.

1. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. «Действительно дивно, что смерть приведена (Спасителем) в бездействие, и оживотворен снова человеческий род. Спасе его (т.е. род человеческий) десница Его и мышца святая Его. Ибо Христос – Отчая десница; потому что не имеет нужды в человеческой помощи, всю поднебесную приводит к Отцу Своему» (Св. Афан.). Бл. Феодорит читал вместо: спасе его – спасе Ему, как действительно и читается в некоторых изданиях LХХ и в Вульгате. Т.е. не чужая, а собственная сила Христова спасла Ему род человеческий. «Говорит же, что спасение человеков есть дело силы Его. Водясь безмерным человеколюбием, Господь прибытком для Себя почитает жизнь людей. Посему-то пророк не сказал: спасе их десница Его, но: Спасе Ему» (Бл. Феод.).

2. С Евр.: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою».

3. Помяну милость Свою Иакову; «ибо дал обетование, что о Семени (Спасителе мира) Его благословятся все народы» (Св. Афан.). С Евр.: «Вспомнил Он милость Свою (к Иакову), и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего».

4. С Евр.: «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте».

5. Пойте Господеви в гуслех. «Гуслями, – говорит свят. Афан., – называет согласие души и тела». Бл. Феодорит под гуслями разумеет «наше тело; вместо струн служат нам губы, вместо меди – уста, и быстрее всякого бряцала движимый язык производит стройные звуки бряцаний, а языком движет ум, как некий сведущий в мусикии и искусно выполняющий его переходы. Гусли эти приятнее Богу гуслей неодушевленных» (Бл. Феод.). С Евр.: «Пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения».

6. В трубах кованых, и гласом трубы рожаны, вострубите пред царем Господем. «Трубами коваными, – говорит св. Афан., – означает воспламеняющую и неослабевающую силу евангельской проповеди; а трубою рожаною (т.е. сделанною из рога) – царское достоинство». Бл. Феодорит под трубами разумеет Апостолов, пророков и учителей.

7. Да подвижится море, т.е. «настоящая жизнь подвигнется с места прежнего своего стояния, т.е. идолослужения» (Св. Афан.). Или: «Да подвижется к песнопению в церквах множество людей благочестивых» (Бл. Феод.). С Евр.: «Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней».

8. Реки восплещут рукою вкупе. «Реками называет, – говорит св. Афан., – св. тайновидцев, а рачительность их в деле проповеди означает тем, что плещут они вкупе. Горы возрадуются, т.е. возрадуются силы Ангельские». – По бл. Феодориту, «реки – учители Церкви; горы – те, которые имеют высокий и высокопарящий образ мыслей».

9. С Евр.: «Пред лицом Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы – верно».



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle