Азбука веры Православная библиотека преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев) Благословенная Душа. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского
Распечатать

составитель Ирина Хрулева

Благословенная Душа
Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского

 

Содержание

От составителя

Часть 1. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского Детство преподобного Парфения Благодатный отрок Посещение Киево-Печерской Лавры Возвращение навсегда в Киево-Печерскую Лавру и начало подвижнической жизни Принятие монашеского пострига Иеромонах и духовник Киево-Печерской Лавры Восприятие великого ангельского схимнического образа Случай прозорливости Последние годы жизни Последние дни жизни и блаженная кончина праведника Голосеевская пустынь Часть 2. Объединенные Духом О последних годах, днях жизни и блаженной кончине преподобного Парфения Е.Н. Бердяева, урожденная Бехметеева, духовная дочь Парфения тайная монахиня Семейство Мухановых Святитель Филарет, Митрополит Киевский и Галицкий Тайная монахиня Агния (графиня Анна Алексеевна) Блаженный Паисий Христа ради юродивый Киево-Печерский Преподобный Алексей Голосеевский, Киевский Ионникий (Руднев) митрополит Киевский и Галицкий Архиепископ казанский и свияжский Антоний (Амфитеатров) Святитель Феофан, затворник Вышенский Игуменья Парфения Вечер Великой Субботы К христианину Ответ на вопросы На смерть младенца Капли из океана Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский Священномученик митриполит Казанский и Свияжский Преподобный Варсонофий Оптинский Святой Силуан Афонский Святой праведный Феодор Томский Евгений Поселянин (Погожин) духовный писатель Часть 3. Духовные наставления и молитвы Духовный наставления и изречения Преподобного Парфения О помощи Божией О молитви О борьбе со страстями и о стяжании добродетелей О монашестве О Чтении Слова Божия Молитвы Преподобного Парфения Киевского Ежедневная молитва Преподобного Парфения Киевского Молитва ко Иисусу Христу, нашему Спасителю, о всех людях Молитва ко святому Духу Воззвание к пресвятой Богородице: Молитва ко Пресвятой Богородице Молитва Пресвятой Богородице о защите от злобных стражей мытарств Молитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры Молитва преподобным отцем, глаголемая при входе в пещеры или когда и где кто изволит Часть 4. Портреты преподобного Парфения Портреты Преподобного Парфения Заключение Тропарь и кондак Источники Мир Вашему дому  
 
 
От составителя

Настоящее издание посвящается двум датам – уже прошедшему 150-летию со дня кончины преподобного Парфения Киевского (1792 – 1855) и 20-летию со дня прославления его в Соборе Тульских святых в 1987 году, как Парфения Киевского, Алексинекого.

Московский Святитель Филарет (Дроздов) говорил: «Ненадежно для нас догадками проникнуть в души Святых, которые далеко выше нашего созерцания. Надежнее следовать простым сказаниям очевидцев и близких к ним»1.

В 1856 году, через год после кончины преподобного Парфения, в Киеве вышло первое и единственное его жизнеописание «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печереской Лавры иеросхимонаха Парфения»2. Начиная это жизнеописание, составитель писал: «Поучительно читать повествование о дивных подвигах и равноангельской жизни древних подвижников, угождавших некогда Богу в пустынях Египта и Палестины, на святой горе Афонской и на нашем родном Афоне – во святых горах Киевских. Волею или не волею душа при этом согревается, отрешается от земного пристрастия и воспламеняется, хотя временно, тем желанием Божественного, которым у пустынников горела она непрестанно. Однако отдаленность наша от тех времен ослабляет в неусердных искателях Царствия Божия силу сего благодатного впечатления. Леность и холодность людей нынешнего века находят себе лукавое успокоение в той мысли, что это было когда-то в давние времена, а теперь, в наше время, и сколько-нибудь подобная высота жизни духовной – невозможна... Тем поучительнее для нас пример высокой подвижнической жизни мужей, близких нам по времени и наипаче современных; тем драгоценнее для нас каждая самая частная черта из жизни таковых мужей». Это задушевно-теплое, сердечное повествование было написано составителем сразу же после кончины преподобного Парфения для того, чтобы не пришло в совершенное забвение житие такого великого старца и через это забвение не потеряна была бы навсегда духовная польза читателей... Все другие последующие публикации о жизни преподобного Парфения, также неоднократно переиздаваемые в XIX и XX веках, были составлены только на основании этого «Сказания,..».

Кто же был автором «Сказания о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры»?

В некоторых публикациях о жизни преподобного Парфения писалось, а иногда пишется и сейчас, что автором «Сказания...» была его духовная дочь игуменья Киево-Флоровского Вознесенской женского монастыря Парфения. Впервые такая информация была приведена в книге священника Маниковского «Исторически-статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря»3 в 1894 году. Маниковский писал в своей книге: «Когда скончался отец Парфений, тогда владыка митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) потребовал от архимандрита Антония4, ректора Киевской Духовной Академии, написать биографию покойного схимника, бывшего духовником и самого митрополита. И вот отец ректор Академии Антоний обратился к игуменье Парфении с просьбою написать, что знает, о старце – духовнике обители. Она исполнила долг монашеского послушания», Откуда Маниковским была взята эта информация, неизвестно. Но он написал это уже после кончины (10 октября 1881 года) игуменьи Парфении.

Однако еще в 1857 году архимандрит Сергий5 (Василевский), тогда еще студент Киевской Духовной Академии, узнал от самого Антония (Амфитеатрова), что «Сказание...» было написано им. По-видимому, это не являлось тайной, но и нигде тогда об этом не было написано. Считаю, что об этом знали и все духовные дети преподобного Парфения, в том числе и монахиня Парфения. И только в 1885, а позднее, в 1888 году, архимандрит Сергий (Василевский) написал в своих книгах6 7 о том, что Антоний (Амфитеатров), ректор Киевской Духовной Академии, является автором «Сказания,..».

Архимандрит Сергий (Василевский) в своей книге «Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров) архиепископ Казанский и Свияжский. Составлено по личным воспоминаниям и по печатным и письменным документам»8 так описывает разговор, состоявшийся в 1857 году с архимандритом Антонием: «...Вот вы не застали уже старца отца Парфения иеросхимонаха... Читали ли вы хоть жизнеописание его?». После моего ответа отрицательного он в ту же минуту достал и дал мне это жизнеописание (изданное им за год пред тем – в 1856 году). Жизнеописание это, как оказалось, составлено собственно самим же преосвященным Антонием, имевшим для этога и верные данные, и особенные условия. К самому принятию монашества (в 1840 году) он готовился под главным непосредственным руководством отца Парфения и при самом пострижении имел его духовным восприемным отцом и духовником до самой кончины последнего. – Правда, эти последние отношения, то есть восприемнические при пострижении и духовнические, как видно из самого жизнеописания, имели к отцу Парфению и многие другие из ученых монашествующих, как бы по заведенному уже порядку; но чтобы понять, что между отцом Парфением и его духовным сыном Антонием существовали эти отношения в ином особенном виде и духе, достаточно прочитать само жизнеописание. Отец иеросхимонах Парфении был, в строгом смысле слова и самого дела, глубокий любитель уединения, безмолвия и даже по временам затворничества. Следовательно, кто же мог, по слову Святого Евангелия, «из человеков знать, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем...» (1Кор. 2: 11). Между тем очевидно, что писавший жизнь его знал, можно сказать, все внутреннейшие его движения и действия. Одного, что в жизнеописании изложены с полною обстоятельностью сами видения благодатные, которых сподоблялся неоднократно достойный их старец-подвижник и которые само собою не могли быть предметом праздных разглагольствований, а равно его богомудренные изречения, ясно свидетельствующие о самом их происхождении как плодах внутреннего богомыслия (которых в приложении к жизнеописанию находится более семидесяти). – Одно это показывает, с одной стороны, духовную близость и общение писавшего жизнь, а с другой – и тот что содержание и самый дух изложенного в жизнеописании, несомненно, переходили в своей мере в душу и жизнь самого писавшего. Притом сама долговременность общения Антония с бывшим в живых отцом иеросхимонахом Парфением в течение более пятнадцати лет давала ему всю доступность и возможность быть не праздным зрителем и слушателем всего лично виденного и слышанного или узнаваемого через посредство других. В ряду же этих других кто иной мог ведать сокровенную жизнь и потаенные деяния отца Парфения, как более всего высокопреосвященный Филарет, который сначала в 1838 году сам возложил схиму на него и избрал его с той поры себе в духовники, а затем от его руки и сам восприял, за семнадцать лет до своей кончины, этот же великий ангельский образ – схиму с именем первоначальника Лавры святого преподобного Феодосия. Наконец, по словам преосвященного Антония, начато было им само жизнеописание отца Парфения по личному желанию высокопреосвященного Филарета и составлялось под его же указаниями; потому все, ведомое последним, было передано первому.

Справедливо было бы думать, что это «Сказание...» о своем любимом духовном отце и друге писал (вначале в своем сердце) сам высокопреосвященный Филарет.

О том, что «Сказание...» вышло в 1856 году одновременно в двух изданиях, из которых одно, лучшее, с портретом старца и его факсимиле: «Буди благословен, преблагословен и треблагословен день Благовещения Богородицы, несомненной моей надежды отныне (1845 года) и до века. Аллилуиа», а другое, более дешевое, без портрета и о том, что оно составлено ректором Киевской Духовной Академии архимандритом Антонием, писал священник Н. Миловский9.

Основой написания настоящего издания также стало «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения», составленное архимандритом Антонием (Амфитеатровым). Каждая самая частная черта из жизни святых драгоценна. Настоящая книга представляет собой попытку собрать все, что можно было найти нового о преподобном Парфении в духовной литературе, архивах, музеях. Были просмотрены по возможности все печатные материалы о преподобном Парфении, вышедшие с 1856 по 2007 годы и хранящиеся в библиотеках Москвы, Петербурга, Киева и в библиотеке Московской Духовной Академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. К сожалению, из библиотеки Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры почти все архивы и книги были изъяты в наше время и переданы в другие библиотеки Киева, в частности, в Национальную библиотеку Украины имени В.И.Вернадского. В настоящее время в библиотеке Лавры хранятся практически только современные издания.

В предлагаемом издании использованы данные Государственного архива Тульской области (ГАТО), Государственного Исторического музея (ГИМ), Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С.Пушкина, Российской Национальной библиотеки, Национальной библиотеки Украины им, В.И.Вернадского (НБУВ), Новгородского государственного музея- заповедника и Церковно-археологического кабинета (ЦАК) Московской Духовной Академии (МДА).

Были найдены архивные и печатные материалы, дополняющие и уточняющие «Сказание о жизни и подвигах старца иеросхимонаха Киево-Печерекой Лавры». В частности, год рождения преподобного Парфения, 1790-й, указанный в «Сказании.,,», а поэтому и во всех последующих публикациях его жизнеописания и в житии новопрославленных святых, не согласуется с тем, что его облекли в схиму в 1838 году, на сорок шестом году от рождения, так как, если он родился в 1790 году, ему должно было быть 48 лет. В ГАТО был уточнен год рождения преподобного Парфения. Он родился в 1792 году, а его старший брат Василий – в 1790 году10. Большая просьба к читателю отнестись к исправлению этой и некоторых других неточностей указания времени происходящих событий, описываемых в «Сказании...», не как к ошибкам, допущенным архимандритом Антонием по небрежности, а просто как к маленьким неточностям, возникшим во время быстрого написания этого замечательного «Сказания...»,

В настоящем издании также отмечены те моменты в жизни преподобного Парфения и те события, происходящие в Киево-Печерской Лавре, которые могли бы повлиять на его духовное становление, но которые не были указаны в «Сказании,,.».

Иллюстрационный материал настоящей книги служит дополнением к тексту. Литографии, гравюры и фотографии найдены в печатных изданиях XIX века и в указанных выше архивах.

Многие из них не печатались более ста пятидесяти лет, а некоторые печатаются впервые.

В заключение хотелось бы сказать, что можно еще искать и найти много нового, касающегося преподобного Парфения, Так, любимый учечник и духовный сын преподобного Парфения архимандрит Лаврентий11 в апреле 1855 года, уже после кончины преподобного, в письме к Т А. Мухановой писал: «... в Юрьевском монастыре, в ризнице, между дробными вещами покойницы матушки Графини искал вывезенные ею из Киева книжицы – собрание мнений и изречений Батюшки, но не нашлось...»12 Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, о которой архимандрит Лаврентий упомянул в этом письме, скончалась 5 октября 1848 года. Следовательно, эти «книжицы» были изданы до октября 1848 года и он видел их и держал в руках. Где они могут быть сейчас? Может быть, в архиве Киево-Печерской Лавры, а может быть, в Новгородском музее. Дорогой читатель, если ты владеешь новой информацией о преподобном Парфении, поделись найденной информацией с другими, и они будут тебе благодарны.

Ирина Хрулева

* * *

1

Письма Московского митрополита Филарета к архиепископу Филарету Черниговскому. Приб. к твор. Св. Отец. 1884, т.1, с. 341.

2

«Сказания о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения». Киев. Типогр. Киево-Печерской Лавры. 1856.

3

Ф. А. Маниковский «Исторически – статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря». Киев. 1894, с. 46.

4

Антоний (Амфитеатров), племянник Святителя Филарета (Амфитеатрова), будущий архиепископ Казанский и Свияжский.

5

Сергий (Василевский) был духовным сыном Антония (Амфитеатрова); см.: Архимандрит Сергий (Василевский). «Вытсокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский». Составлено по личным воспоминаниям и по печатным и письменным документам, Казань, Типогр. Окружного Штаба, 1885, т. 1, с, I (Предисловие). Архимандрит Сергий (Василевский), составитель жизнеописания о высокопреосвященном Филарете, пишет: «В одно из посещении моих Пустыни (в августе 1857 г.) я прогостил там более суток почти неотлучно при Владыке... и вот, между прочим, он взял меня с собой в обычную свою проходку... Владыка сказал мне: »...Недаром Господь привел тебя из дальней Уфы не в другую какую Академию, а именно в нашу Киевскую... Да и ректор-то Антоний тебе чистый земляк, а он хороший вышел монах и тебя не оставит в руководстве. Я сам скоро перемещусь в Лавру, там близко и тебе бывать у меня, пока живу, хотя и недолго. Си глаголю тебе ныне, а всегда будет, помяни мое слово и поминай меня в молитвах» (см. там же, т. 2, с. 453, 458).

6

См. там же: т.1, с.75–79; т.2, с. 552.

7

Архимандрит Сергий (Василевский) «Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров) митрополит Киевский и Галицкий, и его время». Казань 1888, т. 3, с. 304.

8

См. сноску 1 на с.6. Т. 1, с. 75–79.

9

Священник Н. Миловский «Киево-Печерский подвижник еиросхимонах Парфений, по бумагам П.А. Мухановой», ж. «Вера и Церковь», 1905, кн.3.

10

Государственный архив Тульской области. Фонд. 329, опись 18, дело 10.

11

Архимандрит Лаврентий, Магистр Киевской Духовной академии, оставивший учебную службу по болезни.

12

См. сноску 5 на с. 7.


Источник: Благословенная душа : жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского / [сост. Ирина Хрулева]. - Москва : Синтагма, 2008. - 319 с. ISBN 5-7877-0007-4

Комментарии для сайта Cackle