Источник

Бог

Бог, Творец неба и земли и Промыслитель вселенной, в Св. Писании носит разные названия. Таковы в особенности суть: Елоаг и Елогим, Иаг и Иегова, Ел, Ельон, Шаддай, Адонай, греч. Θεός, Κύριος, ὁ ὦν, слав. Богъ, Господь, Сый, и др.

а) Елоаг (אֱלוֹהַּ) и множественное Елогим (אֱלֹהִים) производят от глагола алаг (אָלַה = coluit, adoravit); оно означает достопокланяемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Имена эти употребляются иногда в Св. Писании и не о Боге, а о мнимых и ложных божествах (Исх.12:12. Втор.29:18. 32:17. Руфь.1:16. Ион.1:5. Дан.11:37–39. 2Пар.32:15. Неем.9:18), даже и об идолах (Исх.32:1, 4. 1Цар.5:7. 4Цар.1:2–3, 6, 16), которые не суть боги (2Пар.13:9. Пс.113:12–16. 4Цар.19:18. и др.); употребляются и о царях земных (Пс.8:1. сн. ст. Пс.8:6–7). Но преимущественно употребляются о едином истинном Боге (Быт.1:1. 5:22, 6:9, 11, 17:1, 3, 15, 18, 20:3, 6. Втор.4:35. Нав.22:22. Пс.7:10–12, 56:3, 77:56. и пр. и пр).

б) Имена: Иаг (יָהּ), Егье (אֶהְיֶה), Иегова (יְהוָֹה) от еврейского הָוָה = был или есмь, אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה Я есмь Сущий (Исх.3:14), означают Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (сн. Откр.1:8), и употребляются постоянно об истином Боге, Боге народа израильского (Быт.2:4. Исх.3:14, 6:3, 9:30. Втор.1:21. 6:3, 27:3, 1:6, 8:10–11, 2:7, 4:5, 18:16. Нав.7:13, 19, 20, 8:30, 9:18. 1Цар.6:20. 2Цар.7:22. и др. Об Иаг сн. Псалмы: Пс.103:35, 104:45, 105:1, 110:1, 112:1, 88:9, 93:7. 117:14. Исх.15:2. Ис.12:2, 26:4. 38:11. и др.).

в) Имя Ел (אֵל) – от еврейского ул (אוּל «сильным, крепким, могущественным быть») – означает сильного, крепкого, и об истинном Боге употребляется преимущественно с членом ה или с приложением других наименований, напр. Бог живый, Бог вышний, Бог богов, Бог Израилев и т. п. См. напр. Быт 33:20, 46:3. Нав.22:22. Пс.49:1, 17:31, 33:48, 67:21. Иов.8:3. – Употребляется и о ложных божествах и об идолах, напр. Ис.44:10, 15. Исх.15:11, 34:14. Пс.80:10.

г) Кроме этих имен в Св. Писании есть и другие, напр. Шаддай (שַׁדַּי) – всесильный, всемогущий, Вседержитель (Быт.17:1, 28:3, 49:25. Исх.6:3. Иов.5:17, 6:4, 8:8. Руфь.1:20 и др.), Адонай (אֲדֹנָי) – Владыка, Господь (Быт.18:27. Суд.13:8. Неем.1:11. Иов.28:28. Ис.8: и др.), Ельон (עֶלְיוֹן) – Вышний (Быт.14:18. Пс.7:18. 9:3, 20:8. и др.).

д) Греческие имена: Θεός – Бог, соответствует еврейским: Ел, Елоаг и Елогим; Κύριος – Господь у LXX большей частью заменяет еврейское Иегова; греческое название ὁ ὦν и славянское «Сый» соответствуют также Егье и Иегова. Догм. Бог. Филар. Чер. 1864 г. Ч. 1. стр. 39–42. Сн. указ. имена в слов. Фюрста.

Говоря об истинном Боге, Св. Писание везде усвояет Ему высшие духовные совершенства; таковы, наприм., вечность, независимость, самобытность и неизменяемость (Исх.3:14–15. Быт.21:33. Втор.32:40. 33:27. Ис.41:4, 43:10, 44:6, 48:12. Числ.23:19. 1Цар 15:29. Лк.21:33. Иак. 1:17. и др.), вездеприсутствие (Быт.31:44. 50:Иер.23:23–24. Пс.138:7–10 и др.). всеведение (Иов.28:24, 34:21–22. Пс.104, 32:13–15, 93:21. Притч.15:3. Дан.2:22. Деян.15:18. Евр.4:13 и др.), премудрость (Иов.12:13. Пс.103:24. Притч.3:19. Иер.10:12. Рим. 11:33–34; 1Тим.1:17 и др.), благость, любовь и милость (Пс.32:5, 102:2–18, 144:8–9. Исх.34:6, 22:27. Числ.14:18:Иоиль.2:13. Мф.5:45, 19:17. Ин.3:16. Рим.5:8. 1Ин.4:8. 16. и др.), святость, праведность и истину (Лев.19:2. 20:26. Втор.32:4. Пс.10:7, 24:8, 10, 91:16, 96:2, 144:17, 98, 9, 118:137–138. 1Цар.2:2. Ис.6:3, 45:19, 57:15. Ин.17:17. 1Пет.1:15–16. Откр.15:4. и др.), творчество и всемогущество (Быт.1:1, 2:1–2, 17:1, 35:11, 48:3. Исх.6:3. Втор.10:17. 2Пар.20:6. 29:11–12. Пс.32:9, 113:11. Иов.42:2. Иер.32:17, 27. Лк.1:37, 18:27. Мк.10:27. Ин.1:3. Кол.1:16. и др.), беспредельное величие и неприступную славу (Числ.14:21. Втор. 10:17. 1Пар. 29:11–12. Пс.8:2. 85:8–10, 103:1. Ис.6:1–4). Отсюда вся природа и все твари прославляют Его, и все мы призываемся к прославленно Его и к благоговейному служению пред Ним (Пс.17:1. Пс.106, 135, 112:1–5, 144:10–13. Пс.148–150. 1Пет.2:9, 4:11. Рим.15:6. Евр. 12:28–29 и др.). Сн. Библ. Слов. Мих. 1869 г. стр. 20–22. 109–112. Догм. Бог. Фил. Черн. Ч. 1. стр. 63–101.

Усвояя такие совершенства Богу, Св. Писание вместе с этим отвергает все грубые, суеверные и ложные понятия, какие были у язычников. Оно многократно и с особ. силой говорит против многобожия языческого (Исх.20:2–3. Втор.6, 4. Ин.17:3. 1Кор.8:5–6. Еф.4:6. 1Тим.2:5). Оно отвергает все виды идолослужения язычников, которые, смешав Творца с творением, обоготворяли и светила небесные, и земные предметы, и стихии, и силы природы, и людей, и даже пороки и страсти человеческие, отвергает и все суеверные изображения мнимых божеств из дерева, камня, металла и пр., и все языческ. обряды, жертвы, прорицалища, волшебства, гадания и пр., давая видеть в этом одни заблуждения и неправды человеческие, и всегда предостерегая от сего верующих (Быт.35:2–4. Исх.20:3–5, 34:12–17. Втор.5:7–9, 4:15–19, 12:2–3, 17:3–5, 18:9–13. Пс.96:7, 105:35–38. Прем.13, 14. Ис.8:19–20. 44:8–21. Иер.7, 19:4–7, 13. Иез.8:9–18. 4Цар.17:9–20. Деян.14:11–17, 17:16, 24–25, 29–30. Рим.1:18–25. Гал.4:8–9. Еф.2:11–13, 17–24 и др. Если оно усвояет иногда Богу члены телесные и свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но это не имеет того смысла и значения, какое имело у язычников, а имеет высший духовный смысл, приближая к нашим понятиям непостижимые для нас бесконечные совершенства Божии, Его премудрые пути, отношения и действия к человекам. См. напр. Быт.2:2, 3:8, 6:6, 8:1, 11:7, 22:16, 32:24–28. Исх.32:9–10. Суд. 2:20. 3Цар.9:3. 2Пар.6:40. Пс:43:3–4, 17:7–11. Ис.40:10–11, 60:13–15. Иер.18:7–11. и др. Сн. Прав. Догм. Бог. Макария 1849 г. Т. 1. § 17. Стр. 123–125.

Давая видеть потом распространение многобожия и идолопоклонства между народами древнего мира, Св. Писание нигде, однако же, не дает никакого повода и основания полагать вместе с рационалистами, чтобы вера во многих богов была первой религией человека и чтобы потом уже люди возвысились к Единобожию. Напротив, оно ясно дает видеть нам, что Адам и Ева, первые люди, веровали в того же единого Бога, которому поклонялись: Ной, Авраам и прочие благочестивые патриархи; о котором писал потом Моисей в законе своем и вера в которого от начала сохранялась в избраннароде Божием. Многобожие явилось между людьми уже после, когда истинные понятия о Боге между ними затмились, и они, смешав Творца с творением, стали тварь почитать за Бога и ей покланяться. Мысль, что единобожие требует большей образованности, чем какая была в первых людях, и что легче перейти от многобожия к единобожию, чем наоборот, не подтверждается опытом. Греки были самый образованный народ, и, однако же, многобожие их было гнуснее многобожия персов. По свидетельству опыта, люди особенно в отношении к религии, не от низшего восходят к высшему, а от лучшего нисходят к худшему. Так было с греками, так и с римлянами. Так случается и с христианскими народами. Так Св. Писание свидетельствует и о последних временах (Лк.18:8. 2Пет.3:3–4. 1Тим.4:1. 2Тим.3:1. Иуд.1:18). А что вера в единого Бога была первой религией на земле, это видно не только из того, что от начала в роде человеческом и в первые времена мы не видим никакого многобожия, но и из того, что вера в единого Бога долго сохранялась и между другими народами, напр. в Египте, в Хананее, в земле Герарской, в Аравии и других местах; что несомненные исторические следы понятий о едином Боге находятся во всех языческих религиях; и, что особенно замечательно, что чем ближе восходим к началу религий, чем древнее время, тем менее сложен политеизм языческий; и даже в древнейших памятниках язычества прямо высказывалось сознание, что боги вообще – явление позднейшее. В Свящ. Писании прямо об этом говорится, что они – новые, появились недавно, и древние отцы о них не знали (Втор.32:17). Ап. Павел о начале происхождения язычества говорит, что Бог попустил народам ходить своими путями (Деян.14:16); след., был путь, указанный Богом, от которого язычники уклонились и стали ходить своими путями, и, след., язычество представляет нам не начало в истории религии, не первобытный вид ее, а уклонение от первобытной религии, затемнение и искажение религиозных стремлений, отпадении человеческого духа от Божества в мир природы. Догм. Бог. Фил. Черн. 1864 г. стр. 104. и 109. Арх. Хрис. Рел. др. мира, Т. 1. 1873 г. стр. 28–73.

Отвергая и изобличая ложные понятия о Боге и разные ложные верования, Св. Писание не дает никакого оправдания и для пантеистов, которые, не отделяя Бога существенно от мира, все существующее признают за Бога или за развитие и проявление существа Его. Такой пантеизм, явившись сначала на востоке, распространился потом и на западе, сперва в школе Элейской, потом у гностиков и у новоплатоников, далее у Бруно († 1600), Спинозы, и, наконец, в наши времена – в школах Шеллинга и Гегеля. Но такой взгляд на мир и божество не только не имеет для себя никакого основания в Св. Писании, но он противоречит и здравым понятиям самого разума о Боге, мире и человеке, и не сообразен ни со свойствами Божества, ни со свойствами мира, и не может находить для себя оправдания ни во внутреннем нашем сознании, ни во внешнем наблюдении и опыте. а) Св. Писание ясно говорит нам о неизмеримости, беспредельности и вездеприсутствии Божием; но оно нигде не сливает и не смешивает Творца с творением и постоянно говорит нам о Боге как существе личном, духовном, сознательном, самостоятельном, свободном и независимом. См. напр. Быт.1:1. Ин.1:3. Деян.14:15. Рим.11:36. Кол.1:16–17. Откр.4:11 и др. Оно не из существа Его производит мир, а из ничего, словом Его. «Той рече, и быша, повеле, и создашася» (Пс.32:9. Сн. Евр.11:3). – б) Св. Писание, равно как и здравое наблюдение и опыт, ясно дают нам видеть – в мире материальном – сложность, ограниченность, изменяемость, конечность, в мире нравственном – владычество заблуждений, пороков, злодеяний и бедствий, что Божеству несвойственно. – в) Св. Писание усвояет нам личность, свободу, самодеятельность, и мы сами сознаем свою самостоятельность, свою личность, свое самовластие; мы сами по себе существуем и сами себя определяем к деятельности; нам даны от Бога свобода и самоопределение (сн. Быт.2:7. Сир.16:15–17. 1Кор.2:11, 5:3-б, 7:37); отсюда нам предписываются законы, внушаются различные обязанности; отсюда наши дела имеют нравственное значение, вменяются нам в вину или в заслугу. При пантеистическом взгляде все это было бы одна мечта и заблуждение. – г) Св. Писание везде дает нам видеть продолжение нашей личности, нашего сознания и самодеятельности и по смерти (Гал.6:7–8. Флп.1:28. Откр.7:9–17. 1Кор.13:8–12), и тогда как с видимым миром последует кончина и обновление (2Пет.3:10–13), что также Божеству несвойственно, нас ожидает различная участь, смотря по тому, какова была наша жизнь и деятельность в настоящей жизни (Мф.13:41–43. Ин.5:28–29. Лк.16:22–24. 2Кор.5:10. Рим.2:6, 1Фес.4:17. 2Фес.1:9–10), что опять Божеству несвойственно; и если обещается верующим в вечности ближайшее общение и единение с Богом (1Кор.15:28), то и это – не уничтожение личности и не слияние с Божеством, а нравственное единение и совершенство и возможное для человека соучастие в Божественной славе и блаженстве (Ин.17:21–26. 1Ин.3:2. 2Пет.1:4. Еф.4:13–15. Откр.21:3–4. 22:1–5). Так пантеизм ничего не имеет для своего оправдания ни в нашем сознании и разуме, ни во внешнем наблюдении и опыте, ни в Божественном откровении. То же должно сказать в частности и о пантеизме идеалистическом новейших времен, в крайности взглядов главных своих представителей все производящем из нашего я или из нашей мысли, приписывая нашему я и нашей мысли тождество с существом безусловным и вечным и какое-то творческое всемогущество, чего ни Св. Писание, ни наше сознание, ни внешний опыт не дают нам видеть. См. Зап. по Нр. Бог. Т. 2. 1862 г. стр. 64–69. Сн. Догм. Бог. Фил. Черн. 1864 г. Ч. 1. стр. 46–47.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle