архиепископ Платон (Фивейский)

Божественное происхождение откровения

а) Очевидно из внутреннего достоинства

Божественное откровение по своему содержанию превосходит все, что умы всех людей во всех странах и во все века могли и могут сказать о вере и нравственности. Оно удовлетворяет всем нуждам и требованиям духа человеческого и доставляет не только познания, необходимые для высшего совершенства и вечного спасения человеков, но и указывает верные средства для сего. Все учение откровения имеет совершеннейшее единство и все истины, имея тесную связь между собой, объясняются одни другими. Всякое писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2Тим. 3:16–17). Божественное откровение так совершенно во всех отношениях, что ни одним из врагов оного не найдено в нем ничего недостойного Божественных свойств. Напротив, бесчисленное множество людей испытали и испытывают истину слов Иисуса Христа: аще кто хощет волю его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или аз от себе глаголю (Ин. 7:17).

б) Из внешних признаков

Божественное происхождение откровения, ясное из его внутреннего величайшего достоинства, очевидно и из видимых внешних признаков, которыми Господь благоволил оградить его. Главные из сих признаков суть чудеса и пророчества.

а) Чудо

Чудо есть Божественное, подлежащее внешним чувствам, действие, превышающее законы природы, напр., исцеление словом долговременных тяжких болезней (Ин. 5; Мф. 9:1–8; Ин. 9), воскрешение мертвых (Лк. 7:11, 8:49; Ин. 11) и тому подобные.

Чудеса суть несомненные доказательства Божественного откровения. Ибо один только Бог может творить чудеса сам непосредственно, или чрез своих посланников. Благословен Бог Израилев, творяй чудеса един (Пс. 7:18). Сам Господь Иисус Христос указывал на чудеса Им совершенные как на неоспоримое доказательство Божественного Своего достоинства и учения (Ин. 5:36, 10:37–38; Мф. 11:4).

Чудесами не нарушаются порядок и законы мира, ибо они входят в вечные определения и намерения Божия также, как и законы природы.

Чудеса совершаются только для святейших целей, достойных Бога.

б) Пророчество

Пророчество есть предсказание о будущем событии, которого нельзя предузнать чрез умозаключения и соображения разума сотворенных существ, или изъяснить из естественного состояния предсказывающих, и которое должно исполниться в точности.

Пророчества представляют ясное и неопровержимое доказательство божественности откровения. Ибо один Бог знает все, что должно Его всемогуществом совершиться в будущем. Помяните первая от века, яко аз есмь Бог, и несть еще разве мене: возвещаяй первее последняя, прежде неже быти им, и абие сбышася (Ис. 46:9–10). В доказательство ничтожества языческих богов пророк Исайя указывает на то, что они не могут пророчествовать: возвестите нам грядущая напоследок, и увемы, яко бози есте (Ис. 41:23).

Ветхозаветные и новозаветные святые предсказывали будущее по вдохновению свыше или по Божественному откровению (1Пет. 1:19), а Господь Иисус Христос предрекал Сам Собою, как всеведущий Бог. Так пророчество о всемирном потопе, изложенное в книге Бытия гл. 6 – 8, равно и пророчество Авраама, что его потомки четыреста лет будут пришельцами в земле чужой, в порабощении и угнетении, и освободятся от него чудесным образом (Быт. 15:13–14; Исх. 12:40; Гал. 3:17) – очевидно от Бога. Ибо никакой ум человеческий не мог предвидеть сего и люди своей силой не могли совершить того, что предсказано. Таковы пророчества Иисуса Христа о событиях в жизни Его и Апостолов (Мф. 26:34; Ин. 13:21; Лк. 18:31–33; Деян. 1:4, 2:1–22; Лк. 21:12; Ин. 15:20; Мф. 10:17, 26:7; Мк. 14:3), о судьбе Его учения и церкви, именно о том, что учение Его будет проповедано по всему миру (Мф. 24:14; Мк. 13:10; Лк. 24; Ин. 12:32), что церковь Его будет непоколебима до конца мира (Мф. 16:18) и о других многих событиях.


Источник: Лествица, Москва, 1999 г.

Комментарии для сайта Cackle