Источник

Отделение второе. О Боге Творце и промыслителе

Побуждение к творению мира

Бог вседоволен и не имеет ни в ком и ни в чем нужды. Но по изъяснению Св. Григория Богослова, «Божественная благость не удовольствовалась оставаться при созерцании себя самой; надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее» (св. Григорий Богослов. Слова. Слово 45). И он создал всю вне себя совокупность существ видимых и невидимых, т. е. мир невидимый или духовный, мир видимый и человека, принадлежащего к тому и другому миру.

Св. Григорий Богослов пришлет: «Бог измышляет во первых Ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено словом и совершено духом. Так произошли вторые светлости, служители первой светлости.

Поскольку же первые твари были ему угодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба и земли, и того, что между ними, удивительный по прекрасным качествам каждой вещи, а еще более достойный удивления по стройности и согласию целого, в котором и одно к другому и все ко всему состоит в прекрасном отношении, служа к полноте единого мира. А сим Бог показал, что Он силен сотворить не только сродное Себе, но и совершено чуждое естество».

«Восхотев показать все богатство благости, художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимое и видимая природа, т. е. созидает человека и из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия), творить как бы некоторый второй мир – в малом великий» (Григорий Богослов. Слово 38, на Богоявление, или на Рождество).

Сотворение мира Богом

Под сотворением мира разумеется такое действие Бога, которым Он даровал существование всей вне Его сущей совокупности существ, не имеющей в себе начала и причины своего существования.

Мир весь произошел не сам собой, вся тем (Словом) быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3; Кол. 1:16, 17); не по какому-либо случаю, в начале Бог сотвори небо и землю (Быт. 1:1), не из какой-либо материи вечной, но из несущего сотворен словом Божиим во времени и с времени: Второю разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым им быти (Евр 11:3). Бог нарицает несущая, яко сущая (Рим. 4:17).

Образ творения мира

Все создано единым мановением единой воли Божией или единым словом Божиим. Той рече и быша, повеле и создашася (Пс. 32:9, 148:5). Образ действования чрез слово приписывается Богу для выражения величества Его свободы, всемогущества и премудрости. Это вместе указывает на Ипостасное Слово Божие, которым создано все (Ин. 1:3; Кол. 1:16, 17).

Всем трем лицам Божества принадлежит дело творения мира. О Боге Отце говорится: Нам един Бог Отец, из него же вся (1Кор. 8:6); о Сыне Божием, Боге Слове; вся тем быша и без него ничто же бысть, еже бысть (Ин. 1:3; Кол. 1:16); о Духе Святом: Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1:2; сл. Иов. 33:4). В приложении к творению сим изображается такое действие, которым животворящий Дух Святый, ближайшим образом сообщает жизненную силу творимому, не сообщая ему самого существа своего и не смешиваясь с ним.

Св. Василий Великий называет Отца первоначальной причиной сотворенного, Сына – причиной зиждительной, Духа Святаго – причиной совершительной (Св. Василий Великий. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому. Гл.16).

1. О духовном мире или об Ангелах

Время сотворения Ангелов

Прежде всего создан Богом мир невидимый, мир Ангелов. Сказано: Бог сотвори небо и землю (Быт. 1:1). Под небом нельзя здесь разуметь ни воздушное, ни звездное небо, ибо твердь создана во второй и украшена в четвертый день. Здесь надобно разуметь мир невидимый, о создании которого говорит Апостол Павел Кол. 1:16. Сам Бог говорит у Иова: кто положил краеугольный камень земли, при всеобщем ликовании утренних звезд и торжестве всех сынов Божиих (Иов. 38:7), т. е. Ангелов (Иов. 1:6, 2:1)? Так веровала всегда Церковь, так учат и отцы церкви.

Василий Великий пишет: «еще ранее бытия мира (вещественного) было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, приснопродолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собой сущность невидимого мира» (Василий Великий, Беседы на Шестоднев, беседа 1).

Понятие об Ангелах

Ангелы суть невидимые, духовные существа, сотворенные Богом. Наименование Ангела означает вестник и прилагается в св. писании иногда к людям, служащим Богу (Мал. 2:7; Мф. 11:10; Мк. 1:2; Откр. 2:1, 8:12, 18, 3:1, 7, 14); но в собственном смысле Ангелами именуются чистые духи, не имеющие тела, невидимые, одаренные разумом и свободной волей.

Ангелы добрые и злые

Все Ангелы были сотворены Богом совершенными, и весьма многие из них остаются доселе верными Господу, но некоторая часть из них отпала от Бога чрез грех. Первые духи называются добрыми Ангелами, а вторые злыми.

Качество и состояние добрых Ангелов

Добрые Ангелы имеют высокие нравственные совершенства. Св. писание называет их святыми и избранными (Мф. 25:31; 1Тим. 5:21); они всегда видят лице Божие (Мф. 18:10), они предстоят престолу Божию (Ис. 6:2; Дан. 7:10), т. е. наслаждаются блаженным созерцанием славы, и силой Божией утвердились в добре и блаженстве, по выражению Григория Богослова, как сущие окрест Бога и непосредственно озаряемые Богом (Григорий Богослов, Слова. Слово 45). Вся пренебесная и неизреченная стройность как в служении, так и во взаимном между собой согласии премирных сил не может быть сохранена иначе как под управлением Св. Духа (ч. 3, стр. 291 – Василий Великий???????).

Число добрых Ангелов

Число добрых Ангелов весьма велико. Патриарх Иаков встречается с полками Ангелов (Быт. 32:1). Множество ангелов было при законодательстве на Синае (Втор. 33:2; слич. Евр. 12:22; Гал. 3:19); Даниил видел тысячи тысяч служащих Богу и тьмы тем предстоящих Ему (Дан. 7:10; слич. 4Цар. 6:17); великое множество Ангелов славили Бога, когда родился Иисус Христос (Лк. 2:13). По свидетельству св. писания тысячи тысяч и тьмы тем Ангелов окружают престол Божий (Откр. 5:11; Евр. 13:22).

Степени небесной иерархии

Церковь учит, что различны степен Ангелов или небесной иерархии. (Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии, гл. 6 и 7). Небесных Духов разделяют на девять ликов и три чина. Церковное учение имеет основание и в указаниях Писания. В первом чине: Серафимы (Ис. 6:2), Херувимы (Быт. 3:24; Пс. 17:24), Престолы; во втором чине – Господства, Силы, Власти (Кол. 1:16; Еф. 1:21) в третьем чине – Начала (Рим. 8:38), Архангелы (1Сол. 4:16; Иуд. 9; Дан. 10:13), Ангелы. Взаимное отношение между ними то, что низшие чины научаются тайнам божественным от высших, а сии от Самого Бога.

Служение добрых Ангелов

Добрые Ангелы непрестанно славят Бога (Ис. 6:3; Откр. 7:8), служат Ему и исполняют Его волю (Пс. 102:20). Бог посылает Ангелов для избавления людей от бедствий, и опасностей (Быт. 16:7–12, 19, 21:17–19, 24:7, 28:12; Исх. 3:2, 14:19; Нав. 5:14; Суд. 2:1–6, 6:11; 3Цар. 19:5; 4Цар. 1:15; Дан. 3:92, 6:22; Мф. 1:20, 2:13, 4:11; Лк. 22:43; Деян. 12:7, 5:19), для исполнения судов правды Своей (2Цар. 24:16; 4Цар. 19:35) и для откровения величайших Своих тайн. Так послан Архангел Гавриил к пророку Даниилу для возвещения о времени рождения Мессии (Дан. 9:21), к Деве Марии с благовестием о воплощении Сына Божия (Лк. 1:26); Ангел послан возвестить рождение Самсона (Суд. 33) и зачатие Предтечи Господня (Лк. 1:11). Ангелы сохраняют царства (Втор. 32:8), народы (Дан. 7:13, 21), области, города, монастыри, церкви (Прав. исп. вопрос 19); Св. Григорий Богослов пишет об Ангелах: «один из них предстоят Великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир и каждому дано особое начальство от Царя иметь под надзором людей, города и целые народы и даже распоряжать словесными жертвами земнородных» (ч. 4, стр. 236). «Особенный Ангел покровительствует каждую Церковь, как научил меня Иоанн в откровении» (ч. 4 стр. 50). Некоторым Ангелам вверяется хранение и управление некоторых частей и сил стихийного мира (Откр. 7:1, 14:18, 16:5). Бог посылает Ангелов на служение спасению человеков. Не вси ли суть слежебныии дуси, в служении посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14).

Об Ангеле хранителе

Каждому христианину с самого крещения дается от Бога особый Ангел, который наставляет его и сохраняет его от зла и греха и потому называется Ангелом Хранителем. Как ветхозаветная, так и новозаветная церковь крепко и твердо сохранили сие учение. Товит, отпуская сына своего в путь, желает, чтобы Ангел сопутствовал ему (Тов. 5:17, 22). Сказано, что Бог заповедал Ангелам Своим сохранять человека во всех путех его, да не когда преткнет о камень ногу свою (Пс. 90:11–12). В новом завете Сам Господь Иисус Христос говорит: блюдите да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца моего небеснаго (Мф. 18:10; сл. Евр. 1:14). В Деяниях Апостольских писано, что верующие, собравшиеся в доме Марии, когда услышали от служанки об Ап. Петре, то сказали: Ангел его есть (Деян. 12:15). Св. Златоуст замечает при этом: «отсюда истина, что у каждого из нас Ангел (Хранитель)» (Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 26).

Св. Василий Великий пишет: «что у каждого есть свой Ангел, как детоводитель и пастырь, управляющий жизнью его, против сего никто не будет спорить, если вспомнить слова Господа: не презрите единаго от малых сих» (ч. 3, стр. 131). «Впрочем хранитель с нами, пока не отгоняем его худыми делами; ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Ангела хранителя нашей жизни отгоняет многоплачевный и смердящий грех» (ч. 1, стр. 296).

Новозаветная Церковь просит верующим у Бога для чад своих Ангела мирна, верного наставника и хранителя душ, и заповедует каждому христианину приносить молитвы Ангелу Хранителю.

Падшие духи

Злые духи сотворены были добрыми, но употребили во зло свою свободу, пали нераскаянно и сделались духами злобы и тьмы. Диавол не устоял в истине – говорит Иисус Христос (Ин. 8:44), некоторые из Ангелов не сохранили своего достоинства – говорит Апостол Иуда (Иуд. 1:6). Св. Григорий Богослов: «денница по светлости, за превозношение стал тьмой с подчиненными ему Богоотступными силами, которые чрез удаление свое от добра стали виновниками зла и нас в оное вовлекают» (Григорий Богослов, Слова. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).

Свойства и действия падших духов

Падшие духи в св. писании называются духами злыми (Лк. 7:21), нечистыми (Мф. 10:1, 13:43), духами злобы (Еф. 6:12), бесами или демонами (Лк. 8:30, 35), диаволами (Ин. 8:44). А главный вождь их называется сатаной (Лк. 11:8; Деян. 5:3; Иов. 1:5), вельзевулом (Мф. 12:24–26), велиаром (2Кор. 6:15), денницею (Ис. 14:12), аваддоном или аполлионом (Откр. 9:11), а обыкновеннее диаволом.

Злые духи имеют хитрый ум, способный измышлять средства для достижения злых целей; они имеют крепость и могущество, почему и называются миродержителями и властями (Еф. 6:11, 12; слич. Иак. 3:15; 2Кор. 2:11, 11:3). Они знают Бога (Иак. 2:19), предчувствуют время, сколько будет продолжаться власть их (Откр. 12:12).

Вселенская Церковь выражает свою веру в существование злых духов как в своем учении, так и в своих действиях. Например, когда при крещении она делает заклинания против диавола и так же повторяя молитву Господню молится об освобождении от его власти: избави нас от лукавого.

Действия злых духов на души людей

Злые духи исполнены ненависти к Богу и ко всему доброму, лукавства и злобы; стремятся внести всюду беспорядок, беззаконие, зло. Они овладевают душой человека (Ин. 13:2) и действуют на нее невидимо, злобно, влагают худые мысли, нечистые желания и чувствования; они лукаво действуют и чрез людей, разными средствами располагая их противодействовать вере и спасению других людей. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет. 5:8). Апостол Павел научает верующих облещись во всеоружие Божие для побеждения демонских искушений, которые он называет разженными стрелами лукавого (Еф. 6:16). Священное писание, отцы и учители церкви, сама Церковь в своих наставлениях и священнодействиях представляют нам диавола завистником благополучия и самым опасным врагом людей. Но Церковь, согласно св. писанию и преданию, вместе с сим внушает, что Бог не попустит диаволу искусить нас выше сил наших (1Кор. 10:13).

Действия злых духов на тело

Демоны могут действовать и на тело, более или менее чувствительным образом. Читаем в Евангелии, что Иисус Христос изгонял демонов из тех, которыми они овладевали, и что Он и Своим ученикам дал власть изгонять демонов (Мк. 16:17). Апостолы и исцеляли многих бесноватых, т. е. одержимых демонами (Деян. 16:16, 19:12, 15:16). Отцы первых веков пишут, что христиане изгоняли бесов, и ссылаются в этом на свидетельство язычников. И ныне встречаются одержимые бесами; Бог попускает это для испытания верных рабов своих, или для наказания грешников за какие-либо тяжкие грехи, а иногда и с той целью да явятся дела Божия (Ин. 9:3).

Действия злых духов на внешнюю природу

Злые духи действуют и на внешнюю природу (Пс. 90:6, 34:14). Так овцы Иова, по действию диавола сожжены спадшим с высоты огнем, дети погребены под развалинами дома, все тело Иова было поражено ужасной болезнью (Иов. 1:2). В Евангелии сказано, что злые духи взошли в стадо свиней и утопили их (Мк. 5:17). Апостол называет злых духов властителям воздуха (Еф. 2:2). Мир языческий находится весь под влиянием злых духов (Пс. 95:5; Еф. 1:2; Лк. 4:5, 6).

Участь злых духов

Злые духи так глубоко пали, что никогда не восстанут. Они блюдутся на суд великого дня (Иуд. 6), связанные узами мрака (2Пет. 2:4). Посему они находятся в мучительном состоянии, трепещут Бога правосудного (Иак. 2:19), знают, что им уготован вечный огнь (Мф. 25:41), и предчувствуют, что их ожидает страшная участь (Мф. 8:29; Мк. 5:7; Лк. 8:28, 31).

Общение со злыми духами

Входящие в общение с демонами посредством волшебства или иным образом тяжко согрешают.

В ветхом завете волшебство, призывание злых духов и вопрошание умерших запрещены и осуждены как мерзости, как самые тяжкие преступления (Втор. 18:10–12; Лев. 20:6, 27). Ветхозаветные пророки произносят страшные угрозы против волшебства. Новозаветная Церковь также строго воспрещает волшебства и волхвующих гадателей отлучает от себя (см. в книге правил Св. Апостолов и соборов в Алфавите слово волшебство).

2. О мире видимом

Сотворение видимого мира

После невидимого мира Бог сотворил видимый. О сотворении видимого мира говорится в начале первой книги св. писания, в книге Бытия (Быт. 1, 2). Хотя сие сказание Богодухновенного пророка Моисея о творении мира приемлется только верой (Евр. 11:3), но многие новейшие добросовестные и тщательные испытатели природы чрез астрономические и геологические исследования дошли до заключений согласных с сказанием Моисея и убедились, что сие сказание оказывается пределом и последним словом всех отраслей науки, и что Моисей более, чем за три тысячи лет мог так говорить только по откровению свыше.

История сотворения мира

Видимый мир создан в шесть дней; сии дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершившихся в определенное время.

Вначале сотвори Бог небо и землю; земля же бе невидима, и неустроена: и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды – сказано в книге Бытия (Быт. 1:1, 2), т. е. прежде всего Бог сотворил вещество чуждое всякого вида, не имеющее ничего определенного, обыкновенно называемое хаосом. Дух Божий сообщил ему жизненную силу для дальнейшего образования, и потом создал свет, т. е. не светила дневное и ночное, которые сотворены после, но свето-теплотвор, как выражаются о сем ученые испытали природы. Сей свето-теплотвор Бог в первый день отделил от хаоса. О сем удивительно точно изъясняется Апостол Павел так: Бог повелевший из тьмы возсияти свету (2Кор. 4:6).

Во второй день Бог создал твердь или видимое небо (Быт. 1:6–8).

В третий день отделил воду от земли и повелел земле произвести растения (Быт. 1:9–13). К сему же дню можно относить сотворение и царства ископаемых.

В четвертый день Бог сотворил светила на тверди небесной для отделения дня от ночи – светило великое для управления днем или солнце, и светило меньшее для управления ночью или луну, и звезды (Быт. 1:14–19). Действие, которым произведены светила, по всей вероятности, есть сосредоточение в определенных местах и совершеннейшее образование первозданного света, с утверждением для сих органов его постоянных законом и круга деятельности (Записки на книгу Бытия).

В пятый день Бог сотворил животных в воде и летающих в воздухе. В сей день видно уже новое начало жизни, являются одушевленные, движущиеся и чувствующие существа.

В шестой день сотворены животные, живущие на суше – скоты и звери, животные, ползающие по земле, или гады.

Таким образом, при создании существа органические появились в постепенном порядке, восходя от простейших к более сложным; сначала растения (злаки, травы, деревья), потом пресмыкающиеся и другие морские животные и в тоже время птицы, затем животные, обитающие на суше.

3. О человеке

Сотворение человека

По создании Ангелов и вещественного мира Бог в шестой день сотворил человека, который по своему телу относится к видимому, а по душе к невидимому миру. Человек сотворен после всех видимых тварей; ибо всеобщий порядок видимого творения состоял в постоянном восхождении к совершеннейшему; человек есть малый мир, сокращение и как бы чистейшее извлечение всех естеств видимого мира. Все прочие твари сотворены на службу его, и потому он вводится в мир как владыка в дом, как священник в храм совершено устроенный (Записки на книгу Бытия). Бог, намереваясь создать человека, творит совет в тайне Триипостасного Своего существа – и рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26). И Бог созидает человека не единым словом, как вселенную, но некоторым особенным действием. Именно Сам вземлет земную персть и образует из нее человека: и созда Бог человека, перст взем от земли; потом вводит в тело душу чрез дуновение уст своих: и вдуну в лице его дыхание жизни; и бысть человек в душу живу (Быт. 2:7).

Наконец, человек созидается по образу и по подобию Самого Творца и получил благословение господние господствовать над всей землей (Быт. 1:27– 28); потому что человек есть не только высшее из всех земных создание, но есть род Божии (Деян. 17:18); принадлежа по телу к земле, по душе принадлежит небу.

Сотворение жены

Спустя несколько времени по сотворении человека, Бог дает ему помощницу – жену, существо ему подобное, образовав из его ребра тело ее (Быт. 2:20–23). Так явились муж и жена, два лица человеческие, но не два различных человека.

Единство происхождения человеческого рода

Имена первых людей – Адам и Ева. Все люди произошли от них и составляют одно семейство, от начала создания, говорит Господь Иисус Христос, мужа и жену сотворил я есть Бог (Мк. 10:6). Адам прежде создан бысть, потом же Ева (1Тим. 2:13). Сотворил есть (Бог) от единыя крови весь язык человечь, жити по всему лицу земному (Деян. 17:26).

Состав существа человеческого

Человеческое существо состоит из тела и души. Тело образовано из земли Самим Богом и заключает в себе совершеннейшее из видимой природы; оно способно быть орудием деятельности души и храмом Божиим (1Кор. 6:19). Душа есть высшая часть человека; она есть существо невещественное и простое, бессмертное, одаренное разумом, свободной волей и силой ощущения или чувствования. Дух возвратится к Богу, иже даде его (Еклл. 12:7). Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф. 10:28).

О высоком совершенстве человеческой природы

Человек создан совершенным по телу и душе. О высоком совершенстве человеческой природы свидетельствуют: особенность действования Божия при сотворении человека, сообщение ему от Бога дыхания жизни и создание его по образу и по подобию Божию. Черты образа Божия, по учению св. отцов, открываются в самостоятельности и личности человека, а подобие Божие заключается в его разуме, который назначен познавать и прославлять Бога, в свободной воле, которая должна и способна была совершать всякое добро, предписанное законом, и любить Бога, в бессмертии по телу и душе, и во власти, данной над всеми земнородными (Быт. 1:26). Так как вещество, взятое для внешней части человека и образованное, так сказать, руками Самого Бога, было без сомнения чистейшее совершеннейшее и потому сильнейшее, то сила, посредством которой первобытный человек мог действовать в видимом мире столь же велика, сколь ныне велика немощь, которая поврежденного человека держит под влиянием ближайших и отдаленнейших существ мира.

В св. писании человек изображается только малым чем умаленным пред Ангелами, славою и честью венчанным (Пс. 8:6).

Совершенство всего созданного мира

По совершении всего творения Бог благоволили изречь всеобщее одобрение тварей и при том с большей силой, нежели прежде (Быт. 1:4, 8, 10, 12, 18, 21, 25). Прежде при создании каждого рода творений Бог видел все добрым, а по окончании творения сказано: и виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1:31; Пс. 103:24; Еккл. 3:11; Сир. 39:21). Такой суд о мире произнес Сам Творец мира, Который знает тварь во всех даже малейших частях, в сокровеннейших свойствах, в отдаленнейших действиях, во всех отношениях и всецелом составе. Каждая тварь в частности хороша, но в целом весьма хороша.

Все святые отцы и все истинно мудрые мужи, основательно изучившие устройство мира, приходили в восторг, видя строгую связь между всеми творениями, дивный, строгий порядок во всем (Прем. 11:21), ясные следы непостижимой премудрости, неограниченного всемогущества и беспредельной благости Творца в целом и частях.

Откуда зло в мире

Зло, видимое в мире, произошло от свободных существ – от злых духов и согрешивших человеков. Апостол Павел говорит: суете тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:20–21). «Что значит, – спрашивает св. Златоуст, – суете тварь повинуся? Сделалась тленной. Для чего же и от чего? От тебя, человек. Поскольку ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы. Свободится от работы истления, т. е. не будет тленной, но соделается соответственной благообразию твоего тела. Как тварь учинилась тленной, когда тело твое стало тленным; так когда тело твое восстанет нетленным, и тварь последует за ним и соделается соответственной ему».

Цель сотворения мира и человека

Вся Пресвятая Троица имеет славу вечную, непреходящую. Бог Отец есть Отец славы (Еф. 1:17), Сын Божий есть сияние славы (Евр. 1:3) и Дух Святый есть Дух славы (1Пет. 4:14).

В сей славе живет Бог и не имеет нужды ни в ком и ни в чем. Но по бесконечной благости Он благоволил создать мир для своей славы; ибо более нет высшей цели ни для Него, ни для Его тварей. Священное писание говорит: Господь вся содела Себе ради, т. е. ради славы Своей (Притч. 16:4). Небеса поведают славу Божию (Пс. 18:1); и вообще все в мире направлено к прославлению Бога (Ин. 9:3, 11:4; Рим. 9:17). Человек должен прославлять Бога всей жизнью: аще ясте, аще пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор. 10:3; Мф. 5:16). Самое дело искупления было совершено к прославлению благодати, к возвеличению славы Божией (Еф. 1:6, 11).

Слава Божия, высшая цель жизни тварей – составляет и блаженство всех тварей. Блаженство, которым разумные существа преисполняются от созерцания и причастия Славы Божией, изливается в непрерывном славословии, по свидетельству тайновидцев, Исаии об Ангелах (Ис. 6:3) и Иоанна Богослова об искупленных первенцах Богу человеках (Откр. 7:12, 14:3).

Промысл Божий

Бог, сотворив мир, не оставил без попечения Своего, но сохраняет его со всеми его существами, силами и законами, и направляет все его действия, явления и события к предназначенной цели силой Своего всемогущества, премудрости и благости. Сие действие воли Божией называется Промыслом. Оно от сотворения мира доселе продолжается. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5:17). Св. Апостол говорит, что Бог Сын всяческая носит глаголом силы Своея (Евр. 1:3) и всяческая в Нем состоятся (Кол. 1:17). Без помощи Божией мир не может стоять. Отвращшу тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и в перст свою возвратятся (Пс. 103:29, Иов. 34:14–15).

Виды промышления Божия о мире

а) Сохранение

Промысл Божий открывается в сохранении мира и управлении оным.

Сохранение есть то действие, которым Бог поддерживает существование и силы всех тварей, как в мире физическом, так и нравственном.

Предметом промыслительной любви Божией служат и великие и малые предметы: в руце Божией вси концы земли и высоты гор Того суть (Пс. 94:4; слич. Пс. 134:7, 146:8–9), ни одна птица не падает без воли Божией (Мф. 10:29; слич. Мф. 6:26–30). Бог дает всему жизнь и дыхание и все (Деян. 17:25), и без воли Божией влас главы нашей не погибнет (Мф. 10:30). Благодатию Божией есмь, еже есмь (1Кор. 15:10).

«Всякое сотворенное естество, и видимое и представляемое умом, для поддержания своего иметь нужду в Божием попечении» (Василий Великий о Святом Духе, гл. 8).

б) Управление

Управление есть действие промысла Божия, которым Бог действие сил сотворенных направляет к целям им назначенным; всякому добру помогает, а возникающие от тварей ошибки и нарушения закона и цели пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Действия управления Божия относятся преимущественно к разумным созданиям, ибо в них осуществляется цель мира. Бог употребляет бесчисленные средства к обращению и спасению людей. Сущность всего откровения о промысле Божием состоит в указании тех путей, которыми Бог ведет людей к вечной жизни. Промышление Божие о вечной судьбе человека называется в св. писании домостроительством спасения (Еф. 4:9).

По словам св. писания огнь, град, голод, бездны, звери исполняют только повеление Господа и славят Его (Пс. 148). Той пременяет времена и лета, поставляет цари и преставляет (Дан. 2:21). Вышний владеет царствами человеческими (Дан. 4:14). Он убожит и богатит, смиряет и высит, мертвит и паки возставляет (1Цар. 2:6–7).

О падении первых людей

Первобытное состояние человека

Бог поселил новосозданного человека в раю или прекрасном саду, устроенном действием особенного Божия намерения. Здесь муж и жена, обладая совершенством сил духовных и телесных, наслаждались блаженным покоем по внутреннему и внешнему благосостоянию, и могли употреблять свои силы на пользу без особенных усилий и отягощений. «Райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение и удовольствие от созерцания красот и приятностей от вкушения плодом» (Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, Беседа 14). Бог вручил человеку власть над прочими тварями земными, обещал безболезненную и бессмертную жизнь, если человек пребудет в послушании Ему и будет исполнять Его волю. Это завет Божий с человеком. Для испытания послушания и упражнения свободы первозданных человеков Бог, дозволив вкушать от всех плодов райских, а в числе их и от древа жизни, плоды которого сообщали вкушающему здоровье и жизнь (Быт. 3:22), заповедал не вкушать плодов только с одного дерева, названного деревом познания добра и зла, под угрозой смерти за нарушение сей заповеди.

Падение людей

Человек не устоял. Искуситель диавол под видом змия (Откр. 20:2; Ин. 8:44), обольстил Еву; она вкусила от плодов запрещенного дерева и дала своему мужу, который, увлеченный женой, также пал (Быт. 3:1–6, 12; 1Тим. 2:14; 2Кор. 11:3). И так первый грех прародителей состоял собственно во вкушении плодом запрещенного дерева. Тяжесть сего греха заключается в неблагодарности и желании чувственного удовольствия или сластолюбии, в преслушании против Бога и в оскорблении Его величия неверием и гордостью – преступным и мятежным желанием быть яко бози. Блаженный Августин пишет: «здесь и гордость, потому что человек восхотел находиться более в своей власти, чем в Божией, и поругании святыни, потому что предал себя смерти, и любодеяние духовное, потому что непорочность души нарушена убеждением змия, и кража, потому что воспользовался запрещенным древом, и жадность, потому что захотел иметь более того, что нужно было» (Ench. С. 45). Но падение людей не было столь решительно и безвозвратно, как падение ангелов. Хотя и человек сам собой не мог восстать от падения, но он мог принять восстановление от Бога.

Следствия падения первых человеков

Следствия падения первых людей открылись а) в них самих, б) в окружающей природе и в) во всем потомстве.

а) В душе прародителей действие греха открылось в усмотрении наготы своей или в сознании беспорядочных движений чувственности; помрачился их ум, ибо они думали скрыться между деревьями от вездесущего Бога; испортились их воля и сердце, ибо они лживым самооправданием (Быт. 3:9–10) думали скрыть от Бога свой грех. Так расстроились все силы души.

По отношении к телу жена осуждена родить детей в болезнях и быть в строгом подчинении мужу, муж осужден на тяжелые и изнурительные труды; оба осуждены на телесную смерть и оба изгнаны были из рая. «Дабы почувствовать тяжесть сего удара, должно поставить себя на место Адама и вообразить, чтó он имел, чего надеялся и куда низринут с высоты своей надежды» (Записки на книгу Бытия).

б) На окружающую природу падение первых людей привлекло проклятие от Бога (Быт. 3:17). Сие проклятие можно изъяснять о скудости плодов земных как потому, что благословением означается многоплодие и изобилие, а за проклятием следует опустошение (Быт. 27:27, 28; Мк. 11:21; Евр. 6:7, 8; Быт. 8:21), так в особенности потому, что это сказано о земле в том отношении, что человек питается от нее. Но если тварь, как говорит Апостол, совоздыхает и соболезнует и чает освобождения от порабощения тлению (Рим. 8:19–22) и если для жительства правды потребно новое небо и новое земля, то проклятие должно простираться более, нежели на одно ее плодородие (Записки на книгу Бытия).

Грех наследственный, прародительский

в) Так как Адам и Ева по падении подверглись порче и по душе и по телу, то и дети от них не могли родиться без сей порчи. Каковы родители, таковы и дети (Быт. 5:3). От человека испорченного может родиться только испорченное (1Ин. 3:9; Ин. 3:6). Сия наследственная порче переданная через рождение от первых людей детям и всему потомству, называется первородным, или наследственным, прародительским.

Грех наследственный состоит в том, что каждый человек рождается поврежденным по душе и телу, с наклонностями более ко злу, нежели к добру. По естеству находится под гневом и осуждением Божием (Рим. 3:23, 5:12) и собственными силами никак не может освободиться от сего состояния.

О всеобщем наследственном повреждении св. писание ясно свидетельствует: нет ни одного человека, который бы чист был от греха: кто будет чист от скверны? никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14:4, 5). Каждый человек рождается в беззаконии и грехе: се бо, говорит Давид, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7). Все люди по естеству находятся под гневом Божиим: бехом естеством чада гнева (Еф. 2:3). Все подверглись осуждению: единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение (Рим. 5:18). Все подлежат смерти также за грехи Адама: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5:12).

Вся вселенская Церковь всегда исповедовала учение о наследственности повреждения. Так учили и отцы и учители Церкви. Блаженный Августин говорит Пелагианам об учителях Церкви: «они то содержали, что нашли в Церкви; тому учили, чему сами научились: то предали чадам, что приняли от отцов (Contra Julianum. Lib. 1. с. 8 Lib. 2. с. 11). Следы повреждения наследственного каждый испытывает тяжким опытом (Рим. 7:18, 19). Мудрые всех времен жаловались на то, что в людях сильнее наклонность ко злу, нежели к добру.

О вменении греха Адама всем потомкам его

Грех прародительский вменяется всем людям, т. е. все потомки Адама, вследствие преступления его, виновны пред Богом, находятся под гневом Божиим и подлежат наказанию и осуждению. Так Давид исповедует всеобщую виновность пред Богом: аще беззакония назриши Господи, Господи кто постоит (Пс. 129:3); не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый (Пс. 142:24; Еф. 2:3). Все люди лишены права на блаженное общение с Богом, как в здешней, так и в будущей жизни. Вси согрешиши, и лишени суть славы Божией (Рим. 3:23).

Убеждение вселенской Церкви о всеобщей виновности людей пред Богом вследствие преступления Адамова выражается в крещении младенцев во оставление грехов. Ибо у младенцев только что рожденных нет еще собственных грехов. Основание вменения греха Адамова потомкам Адамовым находится в беспредельной правде Божией, которая не может оставлять без наказания порчу творения Божия, и в свободе человеческой, которая раскрывается в людях с раскрытием жизни. Степень вменения греха наследственного соразмеряется со степенью участия свободы; так как и оправдание, приобретенное для нас Иисусом Христом, усвояется только чрез свободную деятельность человека (Рим. 5:18–19, 17:23). Так объясняют основание вменения людям греха прародительского и отцы церкви. Иустин пишет: «от Адама род человеческий подпал смерти и обольщению змия, когда каждый и по вине своей поступал нечестиво» (Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, § 84).

Патриархи восточные в своем послании (Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.)) говорят «веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю, когда послушал заповедь Божию, последовал коварному совету змия; и отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто был бы свободен от того бремени и не ощущал следствий падения в настоящей жизни. А бременем и следствие падения мы называем не грех… но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования и, наконец, телесная смерть».

Остатки добра в падшем человеке

Как ни велики и ни страшны последствия падения прародителей, но в падшем человечестве остались еще следы образа Божия и остатки добра в неизгладимом стремлении ума человеческого к истине, воли к добру, и сердца к блаженству, и в совести, одобряющей доброе и осуждающей худое.

Языцы не имущии закона естеством законная творят (Рим. 2:14; сл. Деян. 10:4). Эти остатки образа Божия и добрых расположений в падшем человеке открыли возможность для него принять даруемое ему от Самого Бога искупление. А если бы в человеке после падения его не осталось следов добра, раскаяния во грехе и стремления к Богу, то его участь была бы подобна участи падших духов.


Источник: Лествица, Москва, 1999 г.

Комментарии для сайта Cackle