митрополит Платон (Левшин)

Катехизис второй

Сказали мы в прошедшую неделю, что не только должна быть, и есть истинная и спасительная в свете церковь, но такая церковь вместе и учение должна иметь истинное: тут же доводами подтверждали, что и сия церковь есть наша, и такое учение мы содержим. Сие все хорошо, а наипаче потому что не надеются, чтоб то мое учение без своего было плода; чтоб не было ни одного такого, который бы сказанное слово охотно приняв в свое сердце, не ожидал вскоре спасительного произращения. Нельзя, говорю, статься, чтоб в сей пшенице, все были плевелы. Кто сему поверит, чтоб все те класы, которые Христос возрастил, дьявол смел исторгнуть? Но не напрасно кузнец сребро кует: не совсем и мы в дырявый черпаем сосуд: «ходяще ходим и плачемся метающе семена своя; грядуще же приидем, радостию вземлюще рукояти своя» (Пс.125:6). Почему надеждою такою ободрившись, иду в путь свой радуясь.

От чего ж бы теперь зачать? Только вспомните, Слушатели Благоразумные! прошу, мое учение, про которое мы сказали, что надобно церкви иметь: то учение не может не быть истинное, только мы его еще не видали: мы его подтверждений не слыхали: не знаем, говорю, мы еще ни писания, ни силы Божия. И так понеже неотменно всякому надобно знать, как ниже там докажется, пойдем по вопросам вдаль.

Вопр. Одинаким ли церковь во учении поступает образом? или, так сказать, один ли учения образец имеет церковь такой, по которому во обучении или наставлении всякого состояния людей поступать обыкла; или разные образцы? Отвечаю: не одним образом, да разными. Вопросишь: Для чего ж бы разными? Отвечаю: Смотря по разности состояния людей: не всем людям дано, чтоб равную имели к понятию учения способность; (Мф.13:11), да к тому ж и не всем надобно, чтоб были богословами, 1Кор.12, то есть, такими людьми, которые бы все просто богословские задачи умели разбирать: иным довольно знать некоторые самонужные ко спасению догматы (1Кор.2:20; Рим.10:9). Вопросишь: Какие ж бы те были разные учения образцы? Отвечаю: Первый такой и необходимо всякому нужный, есть Катехизис, или учение Катехизическое; а второй, учения образцы? Отвечаю: Первой такой и необходимо всякому нужной, есть Катехизис, или учение Катехизическое; а второй, учение богословское, или Богословия, чрез Богословие разумея то Христианское учение, коему пространно и подробно учат в школах. Вопросишь: Откуда сие можно доказать? Отвечаю: И резонами и от свидетельств С. Писания: 1) Учения Христианского не могут все догматы за равные почесться, но иные или самые высокие, или самые нужные, как рассуждение о С. Троице, воплощение, оправдание, призывание язык, и надежда о будущих: а иные и низшие, и меньше нужные, как например: где будет ад? с какими обрядами какая тайна совершается? Такое в учительстве различие делает, чтоб и разным учение Христианское преподаваемо было образом: иным бы, говорю, образом высокие и нужные догматы: а иным низшие и меньше нужные: высокие и самонужные составляют Катехизис, а оба вместе Богословию. 2) Христианское учение имеет некоторые, так сказать, возрасты: (1Кор.13:11), по которым всегда верный человек пока вси, как Павел (Еф.4:13) говорит, достигнем в меру возраста Христова: как например не может человек в веру приходящий статься таким, который уже в христианстве через много лет в высоких богомыслиях себя углублял: но надлежит такому так расти, как растет младенец. 3) Сие разделение признает Священное Писание: (1Кор.3:1; Гал.6:6; Деян.18:25), а наипаче из посл. к Евреям гл. 5, 11, 12, 13, 14. где точно описывается Катехизическое учение, и Богословия, из которых сия называется твердая пища, а то млеко, не само по себе, но по рассуждению учащихся. А отсюда доводится Катехизическое учение, что оно есть в Христианском учении первое.

Вопросишь: А когда так, то что убо есть Катехизис? Отвечаю: Катехизис, ежели имя его рассуждать, есть Греческое, и обыкновенно от наших церковных учителей переводится оглашение, что по имени ничто иное есть, как живым голосом чьи-нибудь уши оглашать, то есть, какого-нибудь учения самым первым обучать начаткам. Откуда сделалось, что учение Христианское, за которое человек в христианство приходящий сперва должен приниматься, или Христианин уже сперва чему должен учиться, названо Катехизисом, или по-русски оглашением. А тот, который так учится, оглашенным, или Катихуменом; а тот, который так учит, Катехистою, или Катехизатором. И так Катехизис ничто иное есть, как краткое и ясное начальных Христианской веры догматов учение из Апостольских и Пророческих книг выбранное, и определенное для простейших наипаче: то есть для отроков, и простого народа. Вопросишь: Всегда ли учение Катехизическое в церкви было? Отвечаю: Всячески, потому что когда церковь всегда должна иметь учение, как уже выше толковано, то какое наипаче прилично иметь учение, как не Катехизическое, яко простейшее, и вразумительнейшее, и нежнейшее. Второе: сам Бог приказывал Израильтянам, чтоб они детей своих научали тому, что един есть Бог: и как любишь Его, (Втор.6:4–5): «слыши Израилю, Господь Бог твой, Господь един есть; и возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего»: и проч. (Втор.6:7): «и да накажеши ими сына твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем и лежа и востая». А в Новом Завете доводится (Гал.6:6) и примером Тимофея, о котором Павел свидетельствует, что из млада Священная Писания умел. Вопросишь: чему в Катехизисе учатся, или что наипаче в Катехизисе толковать надобно? Отвечаю: Символ веры, и десятословие: иные говорят, что закон и Евангелие, но все одно, потому что десятословие есть сокращение закона: а Символ веры есть сокращение Евангелия. Вопросишь: Для чего так? Отвечаю: для того, что церковь одолжается или право веровать, или добродетельно и благочестно жить. Правая вера содержится в Символе, а как благочестно жить, тому учит десятословие. Вопросишь: Для чего ж бы ты не обещал нам толковать десятословие? Отвечаю: Я не совсем отказываюсь, и ежели от нынешнего года время останется, то обещаюсь, ежели Бог похочет, и то толковать; а теперь наперед неотменно надобно толковать Символ веры; понеже должно прежде веровать (Евр.11:6) и потом уже творити добро. Вопросишь: Какая нужда и польза учиться Катехизису? Отвечаю: и превеликая нужда, и премногая польза. Первое: для того, чтобы твердо стоять в церкви, и не бояться, дабы другими какими учениями обольщен был (Кол.2:4), то есть, известно знать истину своей церкви (1Кор.9:26) и причину своего в тую церковь призывания (Кол.1:12). Второе: ради своего утешения, и спасения: понеже без познания Бога и сына Его Иисуса Христа, то есть, без веры спастись не возможно (Ин.17:3), да и никто в того не верует, которого не знает, и про которого никогда не слыхал (Рим.10:17). И так которые спастись хотят, те известно должны знать фундамент Христианской веры. Третье: всем и простым и малым надобно иметь нечто такое, чем бы себя разделить от неверного и поганого: (2Кор.6:17; Евр.8:11), а как отличиться, когда будешь столько же знать о своей вере, сколько и неверный? Четвертое: того требует конец нашего создания и искупления. Пятое: наипаче обучающимся в школах надобно учиться Катехизису, для того, чтоб, когда имеют быть других учителями и путеводителями, то могли бы простому народу кратко и ясно протолковать Христианское учение (2Тим.2:2), второе, понеже Катехизис есть краткая Богословия, то которые прилежными будут в слушании Катехизиса, те лучше поймут и самую Богословию. Вопросишь: Учение Катехизическое, как сказано, неотменно ли должно быть из Апостольских и Пророческих книг выбранное? Отвечаю: Неотменно. Первое потому что когда в Катехизисе, как сказано, учатся самым начальным Христианской веры догматам: то неотменно такому учению должно содержаться в книгах не человеческих, но Божиих, понеже человек не может новые в церкви определить догматы (Мф.16:17; 1Кор.2:9), разве сам только Бог чрез писания, которые нам дал чрез Апостол и Пророк. Второе, что нет таких книг, в которых бы самоначально Катехические члены находились, разве в слове Божием. Вопросишь: Что разуметь чрез слово Божие? Отвечаю: Писания Пророческие и Апостольские, (Еф.2:20, 3:5), или Новый и Ветхий Завет, или кратко, Библию. Вопросишь: Чем можно доказать, что Священное Писание, которое содержится в книгах Апостольских и Пророческих, есть несомненно слово Божие, то есть, такое, которое и все истинное содержит, и которому нам не верить нельзя? Отвечаю: Премного таких доводов, только замечаю следующее: Первое, что писания только Пророческие и Апостольские написаны такою речью, и таким порядком, и такою живою простотою (1Кор.2:4), что совсем показуют свое начало быть не человеческое, но Божие. В них только начитаешь такие слова, и такой разум, который приводит или в великое умиление, или в живую чувствительность. Тут нет ухищрения в словах. Нет человеческих прикрас, да только есть в силе состоящая благодать. Например в явлениях тех, которыми являлся только ж высокий довод Божьего к человеку снисхождения, и человеческого к Богу дерзновения, и прочая премногая. Второе удивления достойное во всяких частях учения Пророческого и Апостольского сходство и согласие: понеже все такое учение, и с малейшею своего учения частицею не разногласует, и малейшая частица с целым учением сходна (1Кор.15:11). Что например в сем месте сказано кратко, о том на другом месте пространнее, что здесь несколько темно, о том инде изъяснительнее, что тут таинственно, там просто и самою вещью. Третье подтверждается наипаче от внутреннего в верных сердцах чувствуемого свидетельства, которое Лк.24:32; Деян.16:14. Дух Святой писания сего Автор верующим подает. Читаемое бо, слушаемое и приемлемое сие слово делает то, чтоб человек живою к Богу возжигался верою, по которой вере знает, что Бог до него милостив чрез Христа, что имеет надежду о будущем покое; и так здесь еще о Бозе Спасе своем радуется. Будет ли и нищ кто, тому ж слову Божию веря, своим состоянием довольствуется (Фил.4:11), которой до нынешнего часа и алчет, и жаждет, и проч. Но из слова Божия слыша, что таким мзда многа на небесех, в скорби радуется, в нищете веселится. И сия-то причина была святым мученикам те горькие проходить мучения со всякою почти нечувствительностью потому что Духа Святого в Писании Святом открытое в сердцах своих содержали свидетельство. Четвертое, от непрерывного всей церкви и всех верных согласия; почему во всей поднебесной такое писание принято и содержано. И сих доводов довольно кажется для тех, которые внутреннее Духа Святого о слове Божием имеют свидетельство. Вопросишь: Словом Божиим все ли наши должно подтверждать догматы? Отвечаю: Всячески, первое потому что когда учение наше должно быть не ложное и непреложное: то чтоб таким было, требует подтверждения от слова Божия, которое по глаголу Христову есть неложно. Второе примером самого Христа: Он дьявола писание превращающа (Мф.4:7). Садукеев в воскресения мертвых неприемлющих (Мф.22:29) уличает из С. Писания. Третье примером соборов вселенских, которые всякие ереси писанием только низвергали. Имея убо Христа путеводителя, Овнов Апостолов, какой за ними Агнец не последует? И так, что касалось до толкования кажется быть довольно; а что ж в нашу пользу вывесть можно, то мало поучимся.

Нравоучение второе

Павел, как уже слышали вы, некоторых порицает за то, что когда было, смотря по их летам, должно им быть учителям другим, но они сами первым Христианского учения начаткам нужду имели учиться. А из нас уже некоторые поседели, некоторые от дряхлости ни чем не владеют, некоторые одною ногою на земле, а другою во гробе; однако мало еще знают: столько же их должно учить, сколько и младенцев. Но как таких учить, которые не хотят учиться, которые будучи Христианами, Христианского учения бегают? И сия-то настоящая причина, для которой люди более пленяются любовью мирскою, нежели Христовою; и то для того, что в учении Христианском не только неискусны, но и не хотят быть искусны, или премного ленятся быть искусными. Скажи, пожалуй, сколько теперь людей на улицах шатающихся, на кабаках пьянствующих, на торгу, или обманывающих, или бесполезно бродящих? Без числа. А чтоб кому посидеть при ногу Иисусову, и послушать слово Его, то или одна Мария, или мало с нею кто другой. Теперь, говорю, на месте сем в сем училище меньше для слушания Катехизиса Христианского собралось народа, нежели сколько теперь есть на торжище. В сладость бы я тех спросил, почто бы они лучше хотели миру служить, нежели Богу? Телу, а не душе? Или скажут, что в мире все легче достается? Люди мои, обманываетесь, «весь мир во зле лежит» (1Ин.5:19), "люди мои, увещевает вас святой Исаия Пророк, хвалящие вас, льстят вы, и стезу ног ваших возмущают» (Ис.3:12). Все такие люди ходят на самых крутых морских берегах, с которых весьма удобно могут упасть в морскую вод бездну. Все такие люди ступают по зубцам стен городских, с которых мало покривясь, должно в прах расшибиться, Ты благодатью Божией Христианин! а никакого о Христианстве не имеешь понятия. Ты от сего времени все силы употреби, чтоб не только называться, но и быть Христианином. Ты не преставай Бога молить, чтобы тебе открыл хотя мало понять Христианское учение, денно и нощно говоря: «Господи! скажи ми путь, в он же пойду» (Пс.142:8). Владыко! дух Твой истинный да наставит мя на всяку истину. Боже! «ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны! познати на земли путь во всех языцах спасение твое» (Пс.66:2–3). Такая молитва поведет тебя в дом премудрых; такое прошение прикажет тебе тереть пороги разумных; такая просьба к Богу посланная заведет тебя и в сие училища, которые, ежели кто назовет училищем благочестия, не погрешит. А ежели ты в сем будешь противошествовать, то время тебе и Христианского имени отказаться. Когда ты Христианин, то ни на что тебе спешить не надобно, как на Христианское учение: а когда отвращаешься, то не называйся Христианин, но Язычник, но Мытарь. Что сие за чудовище! и быть Христианином, и Христианского учения или совсем не слушать, или неохотно слушать. Будь или горяч, или студен; а когда «ни горяч, ни студен, то изблевати тя... имам», глаголет Господь Вседержитель (Откр.3:16). Считаться за тварь Божию, а не знать своего Творца; быть искупленным от работы дьявольской, а не знать чрез кого; вменяться праведником, а не знать у кого, и чрез кого; веровать, а не знать в кого; подвизаться, а не знать, для чего, есть знак пренеблагодарнейшего человека. Ужаснись небо! говорю, и говорить не престану, что малую такие люди имеют надежду ко спасению, или едва ли такие спасутся. Христианин всякий должен неотменно знать Творца своего Бога, и Искупителя Христа, то есть знать причину воплощения Христова, не выпускать из мысли страдания Христовы, заслуги Христовы, смерть Христову, как такую, за которую его Бог должен миловать, приятствовать, благодать дарствовать, и живот вечный обещавать; без такого мудрования спастись не можно. В подтверждение сего приношу вместо неразрушимых печатей слово одно Христово, а другое Павлово. Христос говорит: «Се есть живот вечный, да знают тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа» (Ин.17:3). Павел же: «не судих бо, что ведети вам, точию Иисуса Христа и сего распята» (1Кор.2:2). Сии слова заметьте, и хотя ими возбудитесь прилежать о Христианском учении. Христианское учение, вкратце подаваемое, и довольное ко спасению человека, называется, как сказано, Катехизис; а определенно особливо для ленивых и простых, снисходя их немощи, чтоб, когда одни за свою леность, а другие за свою простоту не могут понять высокие Богословские рассуждения; то хотя б вкратце тому учились в Катехизисе, который Катехизис как с благодатью Божьею здесь начался, так с нею же будет и продолжаться в пользу вашу, в славу же имени Божьего. Аминь.


Источник: Катехизис или первоначальное наставление в Христианском законе. / сочинение Платона, митрополита Московского. / Том 8. Печ.: в Сенатской типографии Гиппиуса. 1781. – 373 с.

Комментарии для сайта Cackle