митрополит Платон (Левшин)

Катехизис пятый

Охотно мне, Слушатели, по своему намерению вдаль проходить, и новых от часу касаться толкований, нашу усматривая ревностную к слушанию охоту и непрерывное рачение. Понеже таким образом и те, которые около земли ходят, обыкновенно поступают. Они как видят, что посеянный хлеб настояще возрастает, и полнота класов великую к жатве подает надежду: то и прежде истощенные позабывают труды, и впредь без всякого о своем изнурении сожалении на всякие подвиги готовыми себя представляют, чтоб уже не токмо надежды, но от своих трудов и самого плода вкусить. Такое дело самое богоугодное, и которого неизменно держаться, есть подлинное человека Христианина свойство. Да как же бы я тут посмел учения скрывать источники, где такая жаждущих душ теснота? Тут ли бы отважиться Божия сокровища внутри удержать, где такое множество людей, которые тем сокровищем пользоваться хотят и цену талантов приумножить не отрицаются? Желаю же, да Бог, который начал в нас доброе сие дело, до конца благопоспешно совершит. А сие мои сколько облегчает труды, то сами можете рассудить, ежели для меня вспомните ту священную пословицу: не напрасно кузнец сребро кует. И так оную златую цепь нашего Катехизиса начнем вязать.

Вопросишь: Как уже довольно показано то, что мы, когда ни сами чрез себя, ниже чрез какую простую тварь спастись не можем, но уже чрез другого ходатайство спасение получать должны, то есть, чрез совершенное удовлетворение, и бесконечной цены заслугу Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа: то приходит спросить, всем ли людям, которые во Адаме погибли, спасение чрез Христа возвращается, или некоторым? то есть, все ли избавляются чрез Христа, или некоторые? Отвечаю: Всем спасение от Бога чрез Христа возвращается, то есть, Бог со своей стороны Христа за весь род человеческий дал: 1) потому что все, как Павел говорит (Рим.3:23, 12): «согрешиша, и лишени суть славы Божией, ...и все уклонишася, вкупе непотребни быша, есть до единого», то и за всех Христу предану быть надлежало; а когда бы за некоторых, то может для того, что они бы то заслужили: но заслуга наша совсем в нашем избавлении места не имеет. 2) Для того, что того же требует заслуг Христовых бесконечность; а когда бы не все через Христа спастись могли, то для того бы может, что заслуга Христова не для все бы довольна была: но сие неправда, как весьма видно из (Евр.5:9) или может для того, что Бог за некоторых бы только Христу умереть хотел: но и сие неосновательно: «Бог хощет всем спастися» (1Тим.2:4). Да к тому ж, 3) точно С. Писание объявляет, что Бог Христа за всех предал, и Христос за всех умер: (Ин.2:2; 2Кор.5:14, 15; 1Тим.2:6), читай Павлова послания; а только не все спасаются чрез Христа, но погибают многие без Христа, (Ис.53:1; Рим.10:16; Еф.4:17). Вопросишь: Так, которые ж спасаются чрез Христа? Отвечаю: Все те, которые истинною верою Христу прицепляются, и Его благодеяния все приемлют. Сие для того во-первых, что Бог никого насильно спасти не хочет; а когда бы Бог восхотел и тем спастись, которые благодеяний его Христом предложенных не принимают, то принужден бы был насильно спасать. Во-вторых потому что Бог с таким договором Сына Своего за нас дал, чтоб только те чрез Него спаслись, которые бы Его верою сердечною приняли. (Ин.1:12): «Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» и (Ин.3:16): «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный». Скажешь, так бы человеческих грех победил Христову благость: понеже чрез грех Адамов все погибли, а чрез благость Христову не все бы спаслись? Отвечаю: Благодать превышает грех по удовлетворению, а не по спасению, то есть тем, что всех людей во Адаме погибших с своей стороны может спасти, а что не все спасаются, то делается не от недостатку благодати Христовой; но по неверствию окамененных сердец, которые Христа не хотят за своего признать Ходатая, и Его заслуги верою не объемлют.

Вопросишь: Из сего следует, что тому, который хочет спастись, надобно иметь истинную веру в единого Бога, и Искупителя Христа? Отвечаю: Неотменно для того, что кто хочет спастись, тому надобно своего Спасителя познать, и нечто об Нем уразуметь, а сие делает вера (Рим.10:14), 2) Что и познавши Бога, надобно знать, как Ему служить и почитать: а мы сего без веры, то есть, без откровения знать не можем (Мф.16:17). А откровение как непонятное уму плотскому одной верою постигается, и потому-то обще с Павлом говориться, что «без веры Богу угодити не можно» (Евр.11:6), 3) что С. Писание подтверждает, (Рим.1:17); Гал.3:11; Ин.34:16). Вопросишь: Так что есть вера? И как она к нашему спасению служит? Отвечаю: "Вера есть, по божественному Павлу, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр.11:1). Что можно так яснее изложить: вера есть представление или представляет почти пред глаза те вещи, которых ожидаем и чаем: следовательно, есть обличение вещей невидимых, то есть учение или довод, которым будто насильно разум принуждает согласиться и принять представление. (Рим.4:18): «Авраам паче упования во упование верова, во еже быти ему отцу многим языком по реченному, тако будет семя твое». И сие С. Павла веры определение есть самое общее, которое, чтоб нашему предложению помогало, должно на некоторые части разобрать, и так к нашему оправданию, которое бывает верою, придти. Вопросишь: Каким же убо образом такою верою мы оправдаемся, то есть, причастниками становимся благодеяний Христовых? Отвечаю: Чтоб сие выразуметь, то знай, что вера от православных Богословов называется иная Историческая, или повестная, другая оправдающая. Вера Историческая есть, по которой верим, что все то есть истинно, что Бог ни открыл в своем святом слове, ни мало притом не имея внутренней горячести и сердечного упования. Такую веру не только люди нечестивые имеют, но и самые бесы. (Иак.2:19; Лк.8:28): «отвеща лукавый дух, ...что мне и тебе Иисусе Сыне Вышняго»? И такая вера никого спасти не может. А вера оправдающая есть не только 1) знание Божьего Слова, и 2) крепкое уверение, что в писаниях Пророческих нет ничего такового, которое бы не от Бога произошло, а потому и есть преистинное; но 3) что наипаче, непоколебимое сердца упование, от которого грешник всеми членами и всею душою трепеща за грехи, твердо мысль обнадеживает, что Бог по своей отеческой милости не только другим, но и ему хотя превеликому грешнику хочет ради Сына своего грехи отпустить, во Христе за праведника почесть, и живот вечный даровать. И сия-то есть вера, которою нам оправдаться надобно, и без которой нам и заслуги Христовы не пользуют. А в такой вере, как видели, три вещи заключаются: 1) чтоб было знание Божия слова; 2) Крепкое уверение о истине Божия слова; 3) Известное и крепкое на Божию милость в заслугах Христовых приносимую упование. Довожу порознь, что без трех сих частей никому оправдаться нельзя. Во-первых, что знание Божия слова надобно то потому, что того требует самое веры свойство, которое состоит в том, чтоб мы какое-нибудь о том понятие имели, в кого веруем, и для чего веруем; а наипаче во оправдании надобно знать, на чтобы согласиться, и сердечно уповать; но сего не будет, ежели знания Божия слова не будет. 2) Тож утверждает С. Писание (Ин.6:69): «и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос Сын Бога живаго». (Ин.17:3): «Се есть живот вечный, да знают тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси, Иисуса Христа», (Рим.10:14). А что надобно до веры и уверения о истине слова Божия, то видно из того, что, когда мы уже некоторое имеем о свое Божием понятие, то неотменно надобно на то согласиться, как на самоистинное. Понеже какая истина ни познается, то для того познается, чтоб согласившись оную приняли (Деян.24:14; Сол.2:13). А что к сему наипаче и неотменно требуется крепкое упование на Божию милость, заслугами Христовыми действующую, то отсюда доводится: 1) Чтоб Христовыми заслугами оправдаться, то надобно неотменно иметь, чрез чтобы сделалась Христова заслуга, моя заслуга; Христова правда, моя правда; чтоб Божия милость предложенная всем и до меня надлежала (2Кор.5:14), а сие бывает чрез упование твердое, которым сердечно верую, что Бог, которую ко всем во Христе милость явил, и мне не откажет, и Христово удовлетворение за всех, не выключает и меня грешного. 2) С. Писание (Рим.3:25), где вера определяемая в крови Христовой, неотменно значит тож, что и упование человека оправдающагося на смерть Христову (Гал.2:20; 1Тим.1:15; Рим.8:16). И так, который человек три сии до веры оправдающей надлежащие вещи стяжал, тот у Бога за праведника во Христе почитается, истинный есть Христианин, и известную имеет надежду к животу вечному. Вопросишь: Каким же убо образом нас такая вера оправдает? Отвечаю: Сие видно уже из сказанных, что вера такая не для того оправдает, чтоб будто бы в ней какая была заслуга; но для того, что такая вера есть наподобие руки, которую милость Божию принимаем, и заслуги Христовы себе присвояем; или, пластырь не излечит, ежели мы взявши его к ране не приложим; или, не за тем я верою такою оправдаться надеюсь, что будто достоинством веры моей Богу угоден становлюсь: но для того что удовлетворение, правда и святость Христова, есть моя правда пред Богом; а я такую правду не иным образом, как верою обнять, и себе приложить могу (1Кор.3:1; Ин.5:10). 3) Святое Писание тоже подтверждает (Еф.2:9; Гал.2:16; Рим.4:16; Рим.3:28, 5:6; Рим.11:6; Тим.3:4). Скажешь: когда так, то как же святого Иакова со святым Павлом согласить? Иаков говорит: (Иак.2:24) «зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единой». И приводит в пример Авраама (Иак.2:21). А Павел напротив говорит (Рим.4:1) и приводит в пример того же Авраама. Отвечаю: чтоб их согласить, должно знать, что они во-первых не об одной вере говорят, Иаков говорит о вере Исторической, то есть, об одном учения Христианского ведении, которым хвалились некоторые, что оправдаться могут (Иак.2:9), и такая де вера в бесах находится: а Павел говорит не о такой вере, которая состоит в одном устном исповедании; но и в сердечном на Божию милость уповании (Рим.4:25). Второе: не об одинаковом и оправдании говорят: Павел о оправдании настоящем, по которому праведными становимся пред Богом и пред судом Божиим: (Рим.4:2), а Иаков о оправдании пред людьми, или лучше сказать, о засвидетельствовании оправдания Божия и пред людьми, которое бывает делами: (Иак.2:18) «покажи ми веру твою от дел твоих». Третье: что Иаков с Павлом и во времени несходны: Иаков говорит не о том времени, в котором оправдаемся; но о том, которое после оправдания вступает; и потому-то приводит Авраама, о котором говорит, что тогда оправдался, когда вознес сына (Иак.2:21), а известно, что оправдался он пред Богом прежде сего дела (Быт.15:16), а здесь уже, оправдался, ничто иное есть, как оправдан будучи от Бога верою, таким после самою вещью и пред людьми оказался. И для того Иаков говорит: (Иак.2:22) «и от дел совершися вера», то есть, когда оправдался Авраам верою, да еще по вере и послушным так оказался: то уже Авраамово оправдание совершилось, то есть, подтвердилось, засвидетельствовалось, что было нелицемерное: а Павел говорит о самом только настоящем оправдании (Рим.4:3), хотя так же с Иаковом после оправдания добрых дел и он требует (Рим.3:31). Вопросишь: Все ли такую оправдающую веру имеют? Отвечаю: Не все: сие видим глазами нашими, что не все во Христа веруют, не все Его за своего Ходатая признают (Рим.10:16; Еф.4:17). А для чего? Сей высок вопрос; с нас довольно знать, что не хотят. Вопросишь: А мы имеем ли оправдающую веру, и теперь у Бога почитаемся ли праведными? Отвечаю: Сие мне определить нельзя: сами себя испытайте, аще в вере есте? Имеете ли внутри свидетельство Духа Святого: Духа, который бы вам сказывал, что вы есте чада Божия? Справьтесь, веруете ли всему тому, как божественному, что в С. Писании находится? Имеете ли такое в себе чувство, которым бы обязывались все то принимать и несомненно держать? Да к тому же обещания Божия о отпущении грехов с сердечною горячестью к себе прилагаете ли, и чрез заслуги Христовы себе спастись надеетесь ли? Свое окаянство, бедность, нищету пред Богом признавши, Его единою милостью вечно чрез Христа спастись чаете ли? И когда все сие в себе признаете: то чувствуете ли в сердце вашем о таком благополучии радость, радуется ли дух ваш о Боге Спасе вашем? Есть ли в вашей совести мир, и нет ли какого смущения? Ежели, говорю, все сие содержите, то истинно есть в вас оправдающая вера, и по справедливости можете назваться сынами Божиими. Вопросишь: При такой вере надобно ли быть добрым делам? Отвечаю: Неотменно. Первое для того, чтоб нам пред Богом какую-нибудь свою благодарность оказать за столь великую Его милость, которую явил во Христе (Рим.6:1; 1Кор.6:11, 20). Второе: Христос не за тем нас от грехов очистил, чтоб мы во грехах пребывали; но целомудренно, праведно, и благополучно пожили бы в нынешнем веке (Тит.2:11). Третье. Что благодать Христова за тем нам и дана, чтоб мы, когда без нее и помыслить доброго не могли, на всякое благое, с помощью ее готовы были, не опасаясь того, что весь закон не исполним: понеже уже благодать Христова наши недостатки прикроет (Рим.13:12; 2Кор.6:1). Четвертое для того, что наша вера должна быть живая, плодоносная, действительная, а не мертвая; то есть, должна чрез добрые дела себя оказываешь; а без них не будет и вера истинная, но дьявольская; следовательно объявимся, то в нас никакого не было оправдания, но одно токмо устное и лицемерное веры исповедание (Гал.5:6, 22). И в сем-то состоит вся нашего оправдания окружность; таким-то образом мы из нечестивых грешников пришли в христианство, и благодатью Христовою призваны, в милости Божией чрез заслуги Христовы убежище себе нашли. «Вси бо вы нечестивы бысте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего» (1Кор.6:11). А кто хочет точнее и подлиннее узнать таинство своего искупления и оправдания, то есть что мы как избавились так избавляется, и избавимся верою чрез заслуги единого Христа; тот пусть читает послания Павлова, а именно: (Рим. гл. 3, 4, 5, 6, 7, 8; Гал. гл. 2. 3. 4. 5.; К Еф. гл. 1. 2. 3.; Кол. гл. 1. 2.; Евр. гл. 2. 5. 7. 9. 10.) и прочие.

Нравоучение пятое

Что вы, слушатели из сегодняшнего толкования поняли? Сколько вас здесь ни есть, да и все просто те, которые Христианами называться за первую себе ставят честь, должны не только радостное, но духовное внутрь себя иметь рассуждение, но и устами на благодарственные устремиться слова. Из вас всякий теперь говорит, или должен говорить: О как милостлив мой Творец! не памятозлобив мой Владыка! как снисходителен мой Бог! что сколько он ни праведен, но однако больше милосерд, да еще сколько ни милосерд, т. е. колико нас по различным случаям милосердием своим ни снабжал; только еще никогда такую милосердия своего бездну не оказал, только еще никогда Его благость не была так чудесна. Сколько он прежде род человеческий ни благодетельствовал, только так, что тем благодеяниям как потокам из сего источника проистекать надлежало. Сколько он прежде милостивых ни употреблял снисхождений, только так, что те все снисхождения нынешнему уступить и от него ж зависеть нужду имеют; про крайнее я говорю снисхождение, которым Сын Божий смирил себя до смерти, смерти же крестной, по которому обнищал, богат сый; обнищал, да мы его обогатимся божеством. Что ж бы вы после сего имели рассуждать? То ли, что где умножися грех, тамо преизбыточествова благодать? То ли, что бездна наших грехов, призвала Божия милосердия бездну? То ли, что наша нищета Христовым божеством обогащается; что наша гордость, Христовым смирением уничтожается, что наша злоба Христовым исправляется послушанием, что наше несытство Христовою снабжается алчбою и жаждою, что наша ко всем ненависть Христовою удобряется ко всем любовью, что наша нечистота Христовою истребляется святостью, что наши беззакония, Его прикрываются заслугою, что наше недостоинство Его совершается ходатайством, что наша худость, Его не презирается благодатью? То ли, говорю, что Сын Божий терпит страсть и крест, чтоб нам Божия принять, что Христос грехи наши носит, и о нас болезнует, что в Сионском саду преклоняет колена, горячую для нас проливает молитву, бьет лице свое о землю, крушит перси руками, кровавым льется потом, молит своего отца прейти на человека грядущему гневу, а такие моления и молитвы от презельного благоговеинства с воплем крепким и со слезами приносит, чтоб человеческое жестокосердие хотя сим умягчить, и окамененное сердце в умиление привести, чтоб спасти грешникову души плененную страстями, что он же напоследок уязвляется за грехи наши, и мучен бывает за беззакония наши: «Вси яко овцы заблудихом; человек от пути своего заблуди, и Господь предаде его грех ради наших: язвою Его мы вси исцелехом» (Ис.53:5–6). И так смертью Его мы все ожихом, и так воскресением Его мы все восстали, ходатайством Его мы вси примирились, заслугою Его, долг наш заплатили, удовлетворением Его все потерянное возвратили, Его заступлением от всех зол избавились, Его предводительством всякое доброе нашли, все желанное получили. Нечего жалеть того состояния, в котором были созданы мы от Бога. Тебе из мысли не выходит Рай: да что ж? Разве сие не Рай, что верующим во Христа дана власть сынами Божиими быть? Разве сие не Рай, что нам чрез Христа от Божией благости даровано то, что око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде? Да сие-то самое и есть настоящий Рай. Рай же, который насажден был на востоцех, был некоторый образ и подобие ныне нам чрез Христа данного Рая. Что нам чрез Христа ни дано, то все велико, все высоко, все непостижно и Пророческий и Апостольский, и всех просто святых лик Божию так сбывшуюся милость более молчанием проповедают, и сколько более силятся сию описать благодать, столько более тоя и изобилием унижаются. О сем-то нашем спасении говорит теплый верою Петр: «взыскаша и испыташа пророцы, иже о нашей благодати прорекше, ...и прежде свидетельствующе о Христовых страстех, и сим последующих словах, ...в няже желают Ангели приникнути» (1Пет.1:10–11). Павел подлиннее всех такое чрез Христа приобретенное благополучие описывает, и нельзя, де, сказать, какой тот удостоился чести, которой именем христианским назнаменался. Да может ли тут быть какой недостаток, где так изобильная благодати Христовой излилась река? Верно слово, и всякого приятия достойно, что Господь Иисус прииде в мир грешников спасти, понеже как исполнилось определенное время; когда, говорю, закон прошел, сени протекли, писмя уступило; «посыла Бог Сына своего единородного рождаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем; Да яко будете сынове, посла Бог Духа Сына своего вопиюща в сердца ваша, Авва отче! тем же уже неси раб; но сын, аще ли же сын, то уже и наследник Божий Иисус Христом» (Гал.4:4–7). Теперь уже к тому «несте странни и пришельцы, но сожителе святым и домашнии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу» (Еф.2:19–20). Вас питает и греет Господь Иисус: зане уди есмы тела Христова, от плоти Его и от костей Его. Нам званным Иудеям и Еллинам Христос есть Божия сила и Божия премудрость. Божия стяжание, Божие здание есте: се сыти есте, се обогатистеся, с Богом воцариешеся; грешни бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога вашего. Ни едино убо ныне осуждение сущим во Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу. Оправдившеся бо верою мир имамы к Богу, Господем нашим Иисус Христом: той бо есть мир наш сотворивый обоя едино, и пришед благовести дальним и ближним. Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец, едино тело: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся; несть Иудей, ни Еллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе; аще ли вы Христовы, убо Авраамле семя есте и по обетованию наследницы. Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся; Господь близ, ныне время благоприятно, ныне день спасения, что убо речем к сим? Аще Бог по нас, кто на ны? Иже убо своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не с ним вся нам дарствует? Ежели еще грешником сущим нам, Христос за нас умре; много паче оправдани бывше кровию Его, спасемся им от гнева: аще бо врази бывше примирихомся с Богом смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в живот Его. Тако приветствую вас, род избранный, царское священие, язык свят, люди обновления, камение живое, храм духовный, святительство святое, Божие особенное достояние. Радуйся новый Израиль, возлюбленный Богу народ! на нем же почиет мир и милость Божия; да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждою веселия одея тя, яко на жениха возложи на тя венец, и яко невесту украси тя. Да обратиться душа твоя в покой твой, яко Господь благодействова тя, яко избави душу твою от смерти, очи твои от слез, и нозе твои от поползновления; приступисте бо к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам Ангелов, торжеству, и к церкви первородных, на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к ходатаю завеша нового Иисуса, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева. Светися, светися, новый Иерусалиме! прииде бо твой свет, и слава Господня на тебя возсия. Се тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Господьня на тебе узрится, и пойдут царие светом Твоим, язы́цы светлостию Твоею. Радуйся, церковь Христова, обрученная Христу невести! вся еси добра ближняя моя и порока несть в тебе. Радуйся ты по премного христианская душа, не бойся он ныне никого, Господь просвещение Твое и Спаситель твой: не опасайся никакого недостатку. Господь пасет тя и ничто же ты лишит. Согрешиши ли паки? Не устрашайся; дерзай, твой ходатай жив есть, тем же и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый ходатайствовати о нас. Он есть дерзновение наше пред Богом. Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй: кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас. Опасайтесь же более всего, да не будете во тще благодать Божию принявше: то есть, таковую милость и благодать Христову получивше, не заслабейте, не изленитеся, на первую скверну но возратитесь: иже умрохом греху, како паки жити будем в нем? Грех вами да не обладает: несте бо под законом; но под благодатию; то есть: Бог с нами не по строгости уже поступает, но по милости, в делании нам помогая: иначе бо, оружие свое очистит, лук свой напряжет: явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшися нечестия, и мирских похотей, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем, в нынешнем веке, ждуще блаженного упования, и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ему же да будет слава во веки веков. Аминь.

Говорено 23 ноября.


Источник: Катехизис или первоначальное наставление в Христианском законе. / сочинение Платона, митрополита Московского. / Том 8. Печ.: в Сенатской типографии Гиппиуса. 1781. – 373 с.

Комментарии для сайта Cackle