Азбука верыПравославная библиотекаБогослужениеБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день


Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

Часть 1

Содержание

От редакции
А. А. Лукашевич, а. А. Турилов Богородичник: история Богослужебной книги
Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина
Чин малого повечерия Молебен общий Божией Матери Каноны Божией Матери на каждый день Глас первый Глас вторый Глас третий Глас четвертый Глас пятый Глас шестой Глас седьмой Глас восьмый Малый молебный канон Великий молебный канон Акафист Пресвятей Богородице Канон субботы акафиста Канон благодарственный Канон молебный  

 
В этой книге читателю предлагаются собранные вместе каноны Божией Матери, читаемые на повечерии. Эти каноны, представляющие собой шедевр православной гимнографии, традиционно составляют особую богослужебную книгу – Богородичник. В современной русской традиции Богородичник обычно полностью входит в состав Октоиха. В греческих же Церквах он и поныне широко используется и в богослужении, и в домашней молитве. Настоящее издание, помимо самих канонов Божией Матери на каждый день, расположенных по гласам и дням седмицы, включает чины малого повечерия и общего молебна, во время которых и должны петься эти каноны. В приложениях также помещены Акафист и избранные каноны Божией Матери на разные случаи (некоторые из них впервые переведены на церковнославянский язык), а также статьи об использовании канонов Божией Матери в православном богослужении и об истории Богородичника как самостоятельной книги.
ОТ РЕДАКЦИИ
Сытость Твоих похвал, Дево, благочестивым верным отнюд не бывает [Не могут благочестивые верные сполна насытиться похвалами Тебе, о Дева!]1.
Как знает всякий православный христианин, ни один день – ни в келейном, ни в общественном богослужении – не обходится без молитв и песнопений в честь Царицы Небесной, Пресвятой Девы Богородицы. Каждому из собственного опыта известно, как тепло становится на сердце, когда искренне молишься Матери Божией, как скор и милостив бывает Ее ответ на наши молитвы. В скорбных ли обстояниях жизни, в напастях ли и бедах – или, наоборот, в моменты нашей радости и благодарения – всегда Матерь Божия близка к нам и не оставляет без Своих милостей никого из припадающих к Ее пречистым стопам.
Молитвенными воззваниями к Божией Матери преисполнено все православное богослужение – помимо служб, специально посвященных Ей, особые завершающие песнопения – «богородичны» – заключают собой песнопения (песни канонов, циклы стихир, отпустительные тропари, седальны, светильны и т. д.) почти во всех прочих службах на самые разные темы. Все без исключения каноны святым прославляют Пречистую конечным тропарем каждой песни. Обращением к Ней пронизана и домашняя молитва православных христиан: правила утреннее и «на сон грядущим», последование ко Святому Причащению с молебным каноном Божией Матери, а для особо усердных богомольцев – и Акафистом в Ее честь. Будучи в значительной своей части творениями святых и богопросвещенных мужей, тексты эти, как правило, находятся «на слуху» у церковных людей и пользуются их неизменной любовью.
Однако немногие знают, что предписанный уставом Православной Церкви богослужебный круг, помимо прочих богородичных песнопений, содержит еще один, особый и очень обширный пласт обращенных к Матери Божией канонов и седальнов – это богородичные песнопения малого повечерия. Ежедневное совершение малого повечерия в храме почти исчезло из приходской (и, увы, даже и монастырской) практики, поэтому не только большинство мирян, но и многие священно- и церковнослужители почти ничего не знают об этих богородичных песнопениях. Но богослужебный устав предписывает ежедневно совершать чин малого повечерия – и, за редкими исключениями, исполнять за повечерием соответствующий канон Божией Матери.
Таких канонов 56 – на каждый вечер положен особый богородичный канон соответственно гласу и дню недели – а это значит, что ныне благочестивые миряне лишены возможности услышать в храме без малого шестьдесят замечательных творений древних песнописцев. Более того, эти каноны не так-то легко присоединить и к домашнему молитвенному правилу – слишком редок ныне навык пользоваться богослужебными книгами (в данном случае – Октоихом) дома. Печально, что эти замечательные – и по древности, и по красоте, и по насыщенному богословскому содержанию – тексты в большинстве своем остаются неизвестными церковным людям в России. В Греции же, к примеру, книга, собравшая в себе каноны Божией Матери – Феотокарион (Богородичник), никогда не исчезала ни из церковного, ни из домашнего обихода и пользуется большой популярностью у верующих и в наши дни. К сожалению, у нас в домашнем молитвенном обиходе место этих канонов заняли многочисленные акафисты, бесконечно уступающие им по духовному содержанию и художественным достоинствам. Подавляющее их большинство ни в какое сравнение не идет со своим прототипом – первым Акафистом Богородице. Множество таких акафистов, составленных в последние два столетия, до бесконечности повторяют друг друга, грешат скудостью и шаблонностью содержания, стилистической примитивностью, а зачастую и прямыми ошибками – как богословскими, так и языковыми.
Конечно, эту ситуацию никак не изменишь в одночасье: она совсем не поверхностна и связана с целым комплексом исторических и духовных причин. И все же отрадно будет, если современный верующий человек получит возможность молиться вместе с Церковью, не вопреки, а в согласии с ее тысячелетним уставом. Присоединить свой голос и свое сердце к церковной уставной молитве, обретая в этом единомыслие и единство со святыми отцами, вдохновенно прославившими Божию Матерь, и с нашими предками, которые на протяжении столетий обращались к Ее заступничеству теми же самыми словами – что может быть ценнее для того, кому дорого богослужебное наследие Церкви?
Содействовать более широкому использованию верующими сокровищ православной гимнографии – это и есть цель настоящей книги. Основную ее часть составили пятьдесят шесть канонов Божией Матери (на каждый день седмицы для восьми гласов), предназначенных для ежедневного исполнения на малом повечерии. В современной практике они издаются в составе Октоиха и помещены в нем в разных местах; настоящее же издание следует древнейшей традиции, когда все эти каноны сведены воедино в одну книгу – Богородичник, – что облегчает их домашнее («келейное») чтение. Для ревнующих об уставной молитве в книге помещены чины малого повечерия и общего молебна, в состав которых согласно богослужебному уставу должны входить эти каноны.
Помимо этой, основной, части в Приложениях даны еще несколько канонов Божией Матери. Первыми помещены два «молебных» канона – и если первый, так называемый «малый молебный» (начало первого тропаря: Многими содержимь напастьми...), хорошо известен всем по различным изданиям Молитвослова, в котором этот канон помещается почти всегда, то второй, так называемый «великий молебный» канон (начало первого тропаря: Скорбных наведения...), известен русским верующим лишь по приложению к Октоиху, хотя в греческих изданиях Молитвослова он всегда приводится вместе с первым. Далее в Приложениях помещены Акафист Божией Матери и два канона из службы Субботы Акафиста (или Похвалы Богородице), причем первый из них дан по Триоди, а второй переведен с греческого языка на церковнославянский специально для настоящего издания. Наконец, завершают Приложения еще два канона Божией Матери, также впервые переведенные на церковнославянский язык. Эти каноны принадлежат перу выдающихся песнотворцев восточной Церкви – преподобного Феодора Студита и святителя Иоанна Евхаитского – и дополняют друг друга: если канон прп. Феодора предназначен для моления во время различных скорбей, то канон свт. Иоанна – благодарственный, читаемый по избавлении от скорби или исцелении от болезни.
Для желающих более четко уяснить себе место канонов Божией Матери в структуре православного общественного богослужения и домашнего правила, а также узнать историю Богородичника как богослужебной книги, в конце настоящего издания помещены соответствующие статьи диакона Михаила Желтова и А. А. Лукашевича и А. А. Турилова.
В заключение мы выражаем надежду, что настоящее издание послужит не только ознакомлению с сокровищами православной гимнографии, но и станет настольной книгой ежедневной молитвы для всех его читателей, служащей их духовному возрастанию в русле церковной традиции. Всем притекающим к живоносным родникам древних молитвословии мы желаем скорой и благодатной помощи Той, к Которой они обращены.
Пресвятая Богородице, не остави нас, грешных!
Пресвятая Богородице, спаси нас!
 
КАНОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЕЖЕДНЕВНОМ МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА

Диакон Михаил Желтов Каноны Божией Матери

Вседневная молитва – это неотъемлемая часть духовной жизни всякого христианина. Уже в самое раннее время в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, очевидно выражает, что верующие всегда ходят пред Богом2 и помнят о Нем, с другой – является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи.
В византийской традиции, которой следует Православная Церковь и которая сложилась уже многие века назад, к суточным службам относятся два больших последования – вечерня и утреня, и семь малых – четыре дневных часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), к которым примыкают изобразительны, и две ночные службы (повечерие и полунощница). Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общинный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и литургии, а могут быть прочитаны и дома.
Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по востании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко – в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются ни чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.
Правила на сон грядущим и утреннее уже четыре века руководствуют православных христиан в их молитвенной жизни и составляют одно из многих сокровищ церковного Предания. Но все же они – лишь упрощение той традиции, что возникла уже в древней Церкви и, с точки зрения церковного Устава, должна соблюдаться и сейчас, – традиции ежедневного совершения (келейно или в храме) повечерия и полунощницы (как и других суточных служб).
Вот как о том, что всякий человек, обученный словеси Божию, то есть грамоте и церковному Уставу, должен ежедневно петь службы суточного круга3, говорится в одном из рукописных сборников XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры: «Всякому бо ученому словеси Божию реченно: правити дневное и нощное пение, а священником же – всегда... Правя бо всегда пение, с Богом и со святыми беседует; должни бо есми без порока по вся дни его приносити» (ркп.РГБ.ТСЛ-осн. 793. Λ. 107).
В частности, это относится и к повечерию, удержавшемуся в практике келейной молитвы в большей степени, чем другие суточные службы – согласно многим современным изданиям Молитвослова и Служебника, повечерие должно прочитываться вместе с правилом ко Святому Причащению, и это правило многими соблюдается на практике.
Принятый ныне в Православной Церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия – великое и малое. Великое повечерие, совершаемое ныне только во время Великого поста и в некоторых особых случаях, значительно древнее малого и восходит к иерусалимской и палестинской богослужебной традиции IV-VI вв. В нем три части; первая из них открывается шестопсалмием4 и включает в себя также библейскую песнь5 из книги пророка Исаии С нами Бог, Символ веры , некоторые тропари и молитвословия; основным содержанием второй и третьей частей являются последовательности из двух псалмов и одной библейской песни (во второй части это псалмы 50-й и 101-й и песнь царя Манассии; в третьей – псалмы 69-й и 142-й и вседневное славословие).
Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы6, представляет собой сокращение великого – по сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В конце малого повечерия могут читаться дополнительные молитвы на сон грядущим7. В уже упоминавшемся сборнике XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры повечерию дается такое толкование: «Павечерница [дОлжно] пети и молитися Богу, дабы ны без греха [Он] сподобил препочити нощь и паки востати на молбы» (Λ. 107 об.).
Яркая особенность повечерия, выделяющая его среди прочих служб малых часов – присутствие в чине повечерия гимнографического канона. Канон, один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия?
Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис – особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в VII-XII вв. На паннихис, как и на утрене, пелся канон – тем самым, ночь в богослужении малоазииских монастырей VII-XII вв. начиналась (на паннихис) и заканчивалась (на утрене) пением канонов. С распространением в XIII-XIV вв. повсюду в православном мире Иерусалимского устава монашеская паннихис8 (известная впоследствии под именем общего молебна, а заупокойный вариант паннихис – под именем панихиды) перестала считаться обязательной составляющей суточного круга9, а ее канон вошел в состав повечерия.
Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери соответственно гласу Октоиха и дню недели10 – иными словами, каждый день вечером Устав предписывает исполнять канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике читать перед причащением несколько канонов – в том числе, канон Божией Матери.
Настоящая книга будет полезна, в первую очередь, тем, кто желает более строго исполнять предписания Устава – в ней помещены все те каноны Божией Матери, которые должны ежедневно петься на повечерии, а также несколько дополнительных канонов. В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Своему Сыну и нашему Спасителю имеет великую силу. Молитвенные призывания, обращенные к Пресвятой Богородице, заступнице и предстательнице христиан, содержатся во всякой службе, но развернутые песнопения – каноны, – обращенные к Ней, находятся лишь в последованиях утрени среды, пятницы и воскресенья, а также праздников. Предписывая петь каноны Божией Матери ежедневно на повечериях, Устав восполняет некоторый недостаток их на утренях.
Каноны Божией Матери, которые должны исполняться на повечерии, составляют содержание особой книги – Богородичника11. В современные русские издания Октоиха каноны Богородичника включены полностью, поэтому издания Богородичника отдельной книгой в нынешней русской традиции отсутствуют; у греков, напротив, Богородичник доныне издается отдельно.
Основное содержание настоящей книги составляют каноны Богородичника – всего 56 канонов, расположенных по гласам, а внутри гласов – по дням недели. Таким образом, чтобы найти положенный по Уставу канон, следует определить, какой идет глас по Октоиху, и открыть в этом гласе нужный день недели (например, для пения канона на повечерии в среду вечером нужно искать в Октоихе вечер среды). В настоящей книге, повторяющей традиционную структуру древнего Богородичника, каноны также распределены по гласам, а внутри гласов – по дням недели; для облегчения уставного их чтения в издании помещено последование малого повечерия, причем даны два варианта его совершения – со священником и без него.
Разумеется, каноны могут быть прочитаны и без повечерия – отдельно или в соединении с последованием молебна12. Обычай петь молебны с канонами очень распространен в греческих Церквах. Как уже отмечалось выше, обычай исполнения канона на повечерии генетически связан с древней службой паннихис, к которой восходит и последование общего молебна.
Устав знает два молебных канона Божией Матери – малый и великий13, которые и должны исполняться на молебне; уставной порядок пения общего молебна Божией Матери дается в Часослове и в Октоихе14. Молебном15 является и чин пения канона Божией Матери, печатаемый в современных изданиях Молитвослова. В настоящей книге помещены оба богородичных молебных канона, а также полностью расписан чин общего молебна Божией Матери, в двух вариантах – для совершения его со священником и без него. Кроме молебных канонов, за молебном может петься и любой другой канон Божией Матери – в том числе, из числа тех, что помещены в настоящую книгу.
Наряду с канонами, развернутой церковно-гимнографической формой являются и акафисты. Образцом для всех них служит Акафист Божией Матери, хорошо известный всякому православному христианину16. По Уставу, Акафист исполняется в Субботу Акафиста, но многие читают его и в другие дни – так, среди благочестивых греков распространена традиция читать его ежедневно. По этой причине Акафист помещен и в настоящую книгу; его сопровождают два канона Акафиста – тот, что приводится в Постной Триоди и еще один, значительно менее известный. При желании Акафист вместе со своим каноном может быть исполнен в составе молебна; в этом случае Акафист поется по 6-й песни канона вместо общего кондака Предстательство христиан.
Текст второго канона Акафиста в настоящей книге приводится по очень популярному в греческих Церквах Новому Богородичнику, составленному прп. Никодимом Святогорцем по тому же принципу, что и традиционный Богородичник, но содержащему иной набор канонов. Кроме этого канона, из канонов Нового Богородичника в состав настоящей книги включены еще два канона Божией Матери, авторства прп. Феодора Студита и свт. Иоанна Евхаитского17. Эти два канона дополняют друг друга: если канон прп. Феодора предназначен для моления во время различных скорбей, то канон свт. Иоанна – по избавлении от скорби или исцелении от болезни.
В заключение мы выражаем надежду, что настоящее издание послужит к духовной пользе всех его читателей, и желаем всем им благодатной помощи Божией Матери.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
А. А. Лукашевич, А. А. Турилов БОГОРОДИЧНИК: История богослужебной книги18
Богородичник (греч.Θεοτοκάριον) – это гимнографическая книга, содержащая каноны в честь Пресвятой Богородицы. Формирование Богородичника как особого типа литургической книги связано с деятельностью святителя Иоанна Евхаитского († нач. XII в.), автора многих канонов, посвященных Божией Матери (так, в ркп. Vindob. gr. 299, XII-XIII вв., насчитывается 67 его канонов Богородице19). Основное содержание Богородичника составляют каноны в честь Божией Матери, употребляемые ежедневно на повечериях, расположенные по 8 гласам, а внутри каждого гласа – по дням седмицы.
Таким образом, сам принцип построения Богородичника (56 канонов – по одному на один из 7 дней внутри каждого из 8 гласов) сближает его с Октоихом, книгой седмичных песнопений. Будучи поначалу отдельной богослужебной книгой, Богородичник со временем вошел в состав Октоиха (ср. заглавие Октоиха в ркп. Hieros. Sab. 362, нач. XIII в.: «Όκτώηχος σύν τω Θεοτοκαρίω» (Октоих с Богородичником)). Кроме 56 канонов, расположенных по октоишному принципу, в Богородичник могли входить и другие богородичные каноны покаянного или благодарственного содержания, иногда – стихиры Богородице Павла Аморрейского (так в ркп. Hieros. Sab. 345, 1550 г. и 434, XVI в.); нередко в его состав также включались каноны Пресвятой Троице авторства Митрофана, епископа Смирнского (напр., в ркп. Hieros. Sab. 666, XIII-XIV вв.). Во многих рукописях Богородичника его авторство ошибочно приписывается прп. Иоанну Дамаскину (по тем же причинам, по каким ему приписывается и авторство Октоиха).
В1643 г. греческий Богородичник был издан в Венеции Агапием и с тех пор многократно переиздавался20. Научное издание греческого текста Богородичника было подготовлено известным исследователем византийской гимнографии митрополитом Софронием (Евстратиадисом)21.
«Новый Богородичник», содержащий различные каноны Божией Матери – как входившие в состав стандартного Богородичника, так и иные (в том числе найденные в рукописях малоизвестные каноны), – был составлен и издан в 1796 г. прп. Никодимом Святогорцем. «Новый Богородичник» прп. Никодима22 получил большое распространение в греческом православном мире и переиздается до сих пор23. В заглавии издания 1796 г. указывается, что книга содержит 62 канона двадцати двух песнотворцев; в издании 1995 г. помещены 63 канона. Последним помещен канон, «во все субботы вечером читаемый на святоименной горе Афон». Каноны из «Нового Богородичника» прп. Никодима широко используются в современной греческой богослужебной практике24.
Вскоре после того, как Богородичник вошел в богослужебную практику греческих Церквей, он распространился и среди славян. В славянской рукописной традиции Богородичник известен уже с XIV в. Перевод Богородичника был выполнен не позднее начала XIV в. на Афоне болгарским книжником Иоанном – «Феотокарь» упомянут в перечне текстов, переведенных или отредактированных Иоанном (список текстов был зафиксирован его учеником иером. Мефодием в послесловии к рукописи Октоиха Sinait. slav. 19/Ο.Λ. 21725). Древнейший сохранившийся список Богородичника, фактически современный переводу, представлен болгарской рукописью РНБ. Q. п. 1.22, нач. или 1-й четв. XIV в. Книга известна и в ряде бумажных сербских списков XIV в., старший из которых (Белград. Университетская б-ка. Собр. В. Чоровича. № 19) датируется серединой четырнадцатого столетия; другие списки (Laur. Z-51, Chil. 274, 275) – последней четвертью XIV в.
На Руси Богородичник получил распространение вместе со вторым южнославянским влиянием во второй половине XIV века. Старший известный русский список Богородичника (возможно, связанный с рязанскими землями), копирующий среднеболгарскии оригинал, относится к концу XIV – началу XV в. (РГБ. Егор. № 1). Из числа ранних русских списков Богородичника следует отметить пергаменную рукопись ЯМЗ. № 15475,1-й трети XV в. Позднее Богородичник был широко распространен как в русских и восточнославянских, так и в южнославянских списках26, а со временем был окончательно воспринят славянской литургической традицией путем включения всего Богородичника целиком в стандартный состав славянского Октоиха (заметим, что в греческой традиции Богородичник не входит в стандартный состав Октоиха).
В ранний период славянского книгопечатания Богородичник не издавался типографским способом – очевидно, из-за того, что он полностью входит в Октоих, в составе которого он издается и поныне. Впрочем, в XVIII в. в Киеве выходили несколько изданий Богородичника как самостоятельной книги (напр.: К., 1716,1746).
БОГОРОДИЧНИК.
Каноны Божией Матери на каждый день.

* * *

1Прп. Иоанн Дамаскин. Октоих, канон Божией Матери 3-го гласа, песнь 9-я.
3Не только повечерие и полунощницу, но и другие, с опущением произносимых священнослужителями возгласов.
4Которое вместе с шестопсалмием утрени образует двенадцатипсалмие – по числу часов – ночных псалмов, равно как и псалмы дневных часов (по три на каждом из четырех часов) образуют двенадцатипсалмие дневных псалмов.
5См.: Желтов М. С, Ткаченко А. А. Библейские песни // Православная Энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 62–71.
6На Светлой седмице все дневные часы, повечерие и полунощница заменяются последованием пасхальных часов.
7То есть те самые молитвы, которые в современной практике часто заменяют собой само повечерие; в практике старообрядцев и единоверцев доныне сохраняется обычай читать и повечерие, и эти молитвы в конце него.
8Которую не следует путать с кафедральной.
9Под именем молебна (имеющего в своем составе и канон или, по крайне мере, молебные запевы канона) монашеская паннихис хорошо известна и в наши дни, но молебен формально не является частью служб суточного круга (хотя в Часослове он по-прежнему содержится и, более того, носит имя «исследования» – наравне с вечерней, утреней и изобразительными). Изменилось и обычное время совершения этой службы – в наши дни молебны и панихиды обычно поются после Божественной литургии, а не вечером, когда пелась паннихис в древности (хотя принятый ныне Устав прямо предписывает петь панихиды именно после вечерни).
10Исключение составляют Светлая седмица (когда повечерие заменяется чином пасхальных часов), а также следующие дни: предпразднства Рождества Христова, Богоявления и Преображения Господня (в эти дни вместо канона Божией Матери поются трипеснцы или каноны предпразднства); первые четыре дня первой седмицы Великого поста (в эти дни на повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского); прочие седмичные дни Великого поста (когда вместо канона Божией Матери поются каноны тех святых, чьи памяти пришлись на Страстную и Светлую седмицы); вечер первой недели Великого поста (на повечерии – канон свв. пророкам, перенесенный с утрени этого дня); Страстная седмица, начиная с Лазаревой субботы (на повечериях поются особые трипеснцы и каноны Страстной седмицы). В период пения Цветной Триоди, согласно Уставу, каноны Божией Матери на повечериях должны соединяться с трипеснцами Триоди – в тех песнях, где есть трипеснец, соответствующие песни канона Божией Матери опускаются. Наконец, в случае невозможности соединения нескольких служб за вечерней и утреней на повечерие могут переноситься службы тех святых, чье последование не поется за вечерней и утреней
11См. статью «Богородичник: история книги»
12В афонских монастырях, где ежедневное пение канонов Богородичника (как правило, Нового Богородичника прп. Никодима Святогорца – см. статью в конце настоящего издания) является нормой, эти каноны поются или на повечерии, или же в иные моменты службы – на вечерне после Ныне отпущаеши и перед Трисвятым или на Божественной литургии во время причащения священнослужителей (песни 1–6) и по заамвонной молитве (оставшиеся песни 7–9); см.: Святогорский Устав церковного последования. Сергиев Посад, 2002. С. 25–27.
13Названия малый и великий в данном случае достаточно условны. В русских дониконовских богослужебных книгах приводится только малый молебный канон.
14Заметим, что в чине общего молебна по современным изданиям Требника, в сравнении с указаниями Часослова и Октоиха, содержатся неточности.
15Заметим, не вполне оправданно сокращенным.
16См.: Турилов А. А., Казачков Ю. А., Никифорова А. Ю., Статис Г., Коляда Е. И., Этингоф О. Е., Козлов Максим, свящ., Стрижев А. Н. Акафист // Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 371–381.
17Все три канона переведены на церковнославянский язык впервые; второй канон Акафиста и канон свт. Иоанна переведены с греческого языка на церковнославянский М.М. Бернацким, канон прп. Феодора – диаконом Михаилом Желтовым. Переводчики выражают искреннюю благодарность прот. Валентину Асмусу, предложившему ряд ценных поправок и исправлений к переводам.
18Дополненная версия статьи «Богородичник» из 5-го тома «Православной Энциклопедии» (М., 2002).
19 Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПо., 1902, Серг. П., 1995р. С. 326–329.
20 Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Bruxelles, 1926. (Subsidia Hagiographica; 16).
21 Σωφρόνιος (Ευστατιάης), μητρ. Θεοτοκάριον. Chennevieres-sur-Marne, 1931. T. 1. (Ἁγιορειτικη Βιβλιοθηκη ; 7–8).
22См. о нем: Παντελάκη Е. Г. Φιλολογικαι παρατηρήσεις εις το Νεον Θεοτοκάριον // EEBS. 1935. № 11.1. 73–104.
23Одно из последних изданий – Θεοτοκάριον νέον. Βόλος, 1991.
24См., напр.: Святогорский устав церковного последования. Серг. П., 2002. С. 21, 24–25, 27.
25 Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1971. С. 275.
26 Шеламанова Н. Б. Славяно-русский Октоих (ненотированный) XII-XIV вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 357, 372–373, 381–382; Matejic M., Bogdanovic D. Slavic Codices of the Great Lavra Monastery. Sofia, 1989. P. 477–491, Трифуновиħ ħ. Азбучник српских средновековних книжевних поjмовa. Београд, 1990. С. 30; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг России XIV в. М., 2003. Вып. 1. С. 177–181.

Часть 1


Источник: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Москва, 2006.