свящ. Николай Оглоблин

Глава II: о Божественной литургии, или обедне

О названии: «Божественная литургия», или: «обедня»

§ 70. Все церковные общественные «службы», или литургии132, в известной мере, Божественны133; но это высокое священное название усвояется преимущественно той церковной службе, или литургии, на которой совершается высокое Божественное таинство Тела и Крови Господней134 и которая, чрез это таинство, есть по преимуществу служба Господу Богу и по преимуществу для человека Бажественна, как т. е. предлагающая ему Божественное тело и Божественную кровь, и как, таким образом, более других служб церковных, непосредственно приближающая человека к Богу и даже непосредственно соединяющая его с Божеством135, чрез спасительное приобщение «Телу и Крови Господней». – Вернее и определеннее все это выражается нашим русским названием этой службы: обедня, так как на этой службе именно предлагается верующим духовный обед, т. е. пища, или хлеб и питие небесные, Божественныя136.

Происхождение «обедни» и различные виды ее

§ 71. Обедню, как «таинство причащения Телу и Крови Господней», учредил Сам Господь наш И. Христос, и, учредивши, завещал137 всегда непременно совершать ее в Его воспоминание, т. е. для постоянного живого изображения, пред верующими, Его спасительных страданий и вообще всего совершенного Им на земле дела искупления, особенно же для теснейшего соединения с Ним верующих и восприятия ими в себя Божественного залога жизни вечной; поэтому еще Апостолы Господни составили и, в существенных чертах, вполне образовали нам службуобедню, как это, со всею очевидностью, доказывается, более других уцелевшею, литургиею Апостола Иакова, брата Господня; в 3-м же и 4-м веках, из этих «апостольских литургий», чрез сокращение, а отчасти и прибавление некоторых частностей, образовались употребляющияся и поныне, без всяких изменений, в православной церкви: литургия св. Иоанна Златоустого, литургия св. Василия В. и литургия Преждеосвященных (даров). – Эта последняя употребляется лишь великим постом; почему она и будет изложена между «службами великого поста». «Литургия же Василия В.», в течение целого года, предлагается верующим всего 10-ть раз138, и, при том, она весьма малым139 отличается от «литургии Златоустого»; почему мы здесь и займемся изложением собственно этой последней, как более, или, лучше, как почти постоянно употребляющейся у нас.

Составные части «обедни»

§ 72. Из «суточных служб», как служб предуготовительных к «обедне» и потому всегда140 ее предваряющих, часы третий и шестой непосредственно соединяются с «обедней Златоустого», то же всегда ее предваряя; а сама «обедня», главным образом, слагается из двух частей: литургии предуготовительной, во время т. е. которой приготовляются: вещество для таинства и верующие к принятию таинства, и литургии тайнодейственной, или собственно обедни, когда т. е. действуется, совершается самое таинство Тела и Крови Господней и когда верующие приступают к этому великому таинству и благоговейно вкушают от него. Впрочем, так как «приготовление вещества к таинству», или так называемая проскомидия141, по большой части, совершается во время отправления «3-го и 6-го часа» и даже иногда наперед их; то эта часть обедни и изложится у нас вместе с часами 3-м и 6-м.

а) Третий и шестой часы, и проскомидия

Краткое замечание о «третьем и шестом часе»

§ 73. «Третий» (а по нашему счислению – 9-й) час дня в истории нашего искупления, как известно, с одной стороны был ознаменован чудесно – дивным сошествием на Апостолов Духа Всесвятого, с другой – был именно тем временем, когда над Спасителем нашим начался неправедный суд у Пилата; а в 6-м (т. е. 12-м) часу 6-го дня (седмицы) Спасиситель был распят на кресте, за грехи всего рода человеческого. Для постоянного напоминания верующим о времени столь спасительно – великих, но и страшных событий в истории человеческого спасения, и установлены у нас службы третьего и шестого часа, которые своим назначением, псалмами и другими различными молитвословиями, более, или менее, и напоминают нам эти великие события. – Обыкновенно часы, всегда142 и все143, читаются на клиросе, и в то время, когда пришедшие к обедне слушают их, в алтаре священником совершается (если только прежде часов не бывает совершена) проскомидия.

Просфоры и вино для проскомидии.

§ 74. Для совершения «проскомидии», как священнодействия «предуготовительного к таинству Тела и Крови Господней», необходимы просфоры144 и вино красное145. Собственно для таинства необходима одна просфора; но у нас, чтоб во время «проскомидии» удобнее совершить различные знаменательные действия и молитвы, обыкновенно употребляют пять просфор; а «вино», в воспоминание того, как из прободеного у Господа, на кресте, ребра, истекли кровь и вода, соединяется с водою, которая, при этом, ослабляет и естественную силу вина.

Сущность и начало проскомидии

§ 75. «Сущность» проскомидии заключается в приготовлении к таинству так называемого агнца146 (из первой просфоры) и вина. Когда приготовляется «просфорный агнец», таинственно изображающий собою Агнца Божия, взявшего на себя грехи всего мира и оттого пострадавшего за мирский живот и спасение, священником, приготовляющим «агнца», читаются пророчества о страданиях нашего Спасителя, из 53 гл. пр. Исаии. Для полнейшего представления этих спасительных страданий, приготовляемый «агнец» не только обрезывается со всех (с четырех) сторон, не только отрезывается от своего основания (от испеда просфоры), а и разрезывается крестообразно, и, значит, на все (на четыре) стороны, но так, что четырехчастная его «печать», с разделенною крестом для каждой части надписью: І̑И҃С ХС҃ НИ КА147 неразрушается, и «агнец», таким образом, до самого приобщения таинству, остается целым, нераздробленным. В довершение знаменательных действий над «агнцем», он, когда бывает поставлен на дискос148 печатию вверх, прободается с правой стороны копием, при чем воспоминаются слова евавгелиста Иоанна: един от воин копием ребра Ему (т. е. распятому Господу) прободе, и, когда дальше читается сказание того же евангелиста: и абие (вдруг) изыде кровь и вода, и видевый (т. е. сам еванг. Иоанн) свидельствова, и истинно есть свидетельство его149, вливается в потир святое соединение, т. е. вино соединенное с водою, чем собетвенно и оканчивается «приготовление агнца и вина» к таинству.

Продолжение проскомидии.

§ 76. За приготовлением «св. хлеба и вина», в проскомидии, для большого успеха и освящения наших молитв, следует воспоминание Пресвятой Богородицы и различных святых, перечисляемых в главнейших их видах и лицах. В честь и память Богородицы, из так и называемой Богородичной (а по числу – из второй и, по большой части, с особенною Богородичною печатию) просфоры вынимается трехсторонняя частица и полагается на дискосе по правую сторону «агнца», при чтении псаломного пророчества о небесном прославлении царицы неба и земли. За этим, из третьей, так называемой, по числу «чинов» святых Божиих и по числу вынимаемых «частиц», девятичинной просфоры, вынимаются, то же трехсторонние, «частицы» в честь и память: 1) предтечи, 2) Пророков, 3) Апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) безсребренников, 8) св. прав. Богоотец Иоакима и Анны, и дневного святого; 9) в честь и память того святителя, которого литургия отправляется, т. е. или Иоанна Златоустого, или Василия В., и все вынутые в таком порядке «частицы» полагаются с левой стороны «агнца»150.

Укрепившись, так сказать, помощью и молитвами Богородицы и всех святых, священник дальше на проскомидии молится, сначала, о живых, и прежде всего – о пастырях духовных, о Государе Императоре и Государыне Императрице с прочими лицами царствующего Дома, а потом и о прочих с верою и в вере живущих; наконец молится за умерших – за всех тех, за которых он может и должен молиться. Для совершения этих молитв, чрез вывимание просфорных «частиц», употребляются две остальные просфоры, так называемые: заздравная и заупокойная. Впрочем, для этих последних молитв, может быть употреблено не две только, а и больше, даже гораздо больше просфор, – вообще столько, сколько пожелают молящияся, и самые молитвы ужертвенника151 о «живых и умерших» с проскомидией не оканчиваются, а продолжаются почти чрез всю «предуготовительную литургию», именно до самой «херувимской песни».

Окончание проскомидии

§ 77. «Проскомидия» оканчивается: а) поставлением над «агнцем» звездицы, изображающей ту звезду, которая, пришедши с волхвами в Вифлеем, ста верху (над местом), иде же бе отроча Господь; б) покрытием дискоса и потира двумя, вместе с звездицей окажденными «покровцами» и «воздушком», в знамение тех пелен и плащеницы, которыми был обвит наш Спаситель – первыми в яслях, последней во гробе; в) каждением «покрытых даров», кратким отпуском и наконец каждением всего храма. – «Часы третий и шестой» отпуска не имеют, и потому, как только они прочитаются, прямо после них, если к этому времени окончится и «проскомидия», начинается «лнтургия предуготовительная»

б) Литургия предуготовительная

Общий состав «литургии предуготовительной»

§ 78. Нет священнодействия священнее «литургии тайнодейственной», или собственно «обедни»; поэтому и предваряющая ее, непосредственно с нею соединяющаяся «литургия предуготовительная» (не исключая и проскомидии) наполнена священнодействиями и молитвословиями особенно возвышенными и знаменательными, разумеется, с той главной целью, чтоб верующим подать все внешние средства – достойно приготовиться к достойному участию в величайшем из священнодействий Божественных – в «литургии тайнодейственной». – Вследствие всего этого, на литургии предуготовительной, кроме обычных и особенных «эктений», кроме разнообразных «молитвословий и священнодействий», верующие слышат чтения и пения совершенно особенного рода, каковы, между прочим: «чтение Евавгелия с Апостолом», «херувимская песнь» и «символ Веры».

Начало литургии

§ 79. По совершении «проскомидии» и окончании «часов», помолившись, с особенным усердием, Господу Богу, пред престолом Его, священник, когда дьякон возгласит, обращаясь к нему: благослови (благо, благую – добрую весть распространяющее слово скажи, возвести, как предстоятель, как, старший в своей церкви – ) владыко! (а где дьякона нет, и сам, без его приглашения) начинает литургию возгласом в честь Триединого Бога и в прославление Его спасительного царства, как временного – церкви земной, так и вечного – церкви небесной: благословено (истинно благо, спасительно, и потому истинно достойно прославления, благословения) царство Отца, и Сына, и св. Духа, ныне и…. веков! поющие подтверждают это обычным аминь, за которым следует общая, от лица всей церкви возносимая, и потому особенно Господу Богу приятная, а, вследствие этого, и оcoбенно от Господа Бога благословляемая молитва, т. e. великая эктения – та самая, которая бывает на «Великой вечерне» и на «утрене».

За «великою эктениею», в большие праздники, поется антифон;152 а в простые воскресенья, равно как в пряздники небольшие и в будни, читается первый из так называемых изобразительных153 псалмов (102): благослови (прославь, восхвали) душе моя Господа….; последние слова этого псалма: на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа, большою частию поются. За этим первым «изобразительным» псалмом следует обычная малая эктения; за эктенией, опять, смотря по различию дней Богослужебных, или поется другой «антифон», или читается второй «изобразительный» псалом (145): хвали, душе моя, Господа….

Песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий»…

§ 80. По прочтении второго «изобразительного» псалма, в заключение воспоминаний, внушаемых нам началом литургии и вместе проскомидией, о великом таинстве воплощения Бога – Слова и земной жизни Богочеловека до Его торжественного служения роду человеческому; с другой стороны, в опровержение ложных о лице Спасителя мудрований, подобных несториевым154, предлагается верующим, вошедшая в состав литургии с самых древних времен, следующая торжоственная песнь о воплощении Бога-Слова и совершении Им спасения нашего, чрез крсстные страдания и смерть:

Единородный Сыне (Бога – Отца) и Слове Божий (Бог – Слово), безсмертен сый (по своему Божественному существу), и изволивый (единственно по своей Божественной воле) спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и приснодевы Марии, (и) непреложно (без малейшего изменения, или преложения Божественного существа Своего) вочеловечивыйся (ставший полным человеком, не переставая быть и Богом истинным, и, в довершение спасения нашего, как человек) распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, (и после всего, что совершилось с Ним на земле и что совершено Им для спасения людей, Он все как) Един сын (сущий от) Святыя Троицы, спрославляемый (совершенно равный в славе и в Божественном могуществе) Отцу и св. Духу, спаси (ж, помилуй) нас (как Божественный Спаситель нашь)!

Малый ход

§ 81. После пения: «Единородный Сыне» и непосредственно следующей за ним второй «малой эктении», начинается приготовление к малому входу, изображающему собою изшествие нашего Господа И. Христа на всемирную торжественную проповедь роду человеческому, после 30-ти летней уединенной жизни в Назарете. Это приготовление состоит в том, что, во первых, читаются, а иногда и поются: или блаженны,155 или «тропарь праздника» с приличными «припевами», или просто «третий антифон»; во вторых; когда чтец, или певцы дойдут до славы антифона, или блаженных, или пропоют однажды, или дважды тропарь праздника, и когда, в воспоминание собственно того обстонтельства, как Господь наш, И. Христос, Своею проповедью, открыл на земле царство Божие – царство благодати, оттворятся врата царские, священнослужащие, помолившись пред пристолом и поцеловавши его,156 берут с престола евангелие, как знамение Господа, проповедывавшего народу Евангелие царствия Божия, и, при возгласе: Господу помолимся! И пении: Господи, помилуй, за которым на клиросе продолжается прежнее чтение, или пение, предшествуемые «свещеносцем» с горящею свечей, как символом света духовного, Божественного, исходят из алтаря северными дверьми и становятся за амвоном, против растворенных царских врат; наконец, приготовление ко входу заключается тайным чтением от священника особенной на этот раз молитвы и «благословением» входа в алтарь. Самый же «вход» совершается тогда, когда на клиросе окончат начатое пред этим чтение, или пение, и священник, или дьякон, ставши пред самыми царскими вратами, с поднятым несколько вверх евангелием, возгласит: премудрость, прости, а поющие начнут петь: приидите, поклонимся и припадем ко Христу! (Ты же всеблагий) спаси ны, Сыне Божий... дальше поется различно, – или: воскресый из мертвых поющия (хвалебные песни) Tu, или: молитвами Богородицы (т. е. «спаси ны»), поющия Tu, или: во святых дивен сый (дивное для их святости и чрез их святость проявивший), поющия Tu, и т. далее157, т. е. поется то, или другое добавление, смотря по тому, какой бывает праздник, или день седьмицы.

Чтение «Апостола и Евангелия»

§ 82.Чтение Апостола и Евангелия на обедне представляет нам действительную проповедь нашего Господа, И. Христа, и Божественных, Апостолов Его, и чрез это составляег собой одно из важнейших и поучительнейших священнодействий литургийных; поэтому оно, как предваряется и сопровождается, так и заключается многими знаменательными «возгласами», различными поучительными действиями и «торжественным песнопением».

После «приидите поклонимся», и после пения, или чтения, за «приидите», дневного «тропаря с кондаком», 1), священник, стоя в алтаре пред престолом Триипостного Божества, за ниспосылаемые от Него-Святейшего всеосвещающие и всепросвещающие дарования, возбуждает предстоящих к достойному прославлению Его, возгласом: яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и св. Духу… 2) В ответ на этот возглас, после обычного: аминь, на клиросе поют так называемое трисвятое158, т, е. краткое «ангельское славословие» в честь Пресвятой Троицы159: Святый Боже (Отец Божественный), Святый крепкий (крепостью всемогущества Божественного победивший смерть и ад, т. е. Сын Божий) Святый Безсмертный – (безсмертие и жизнь вечную подающий – Дух св.), помилуй нас!А на Р. X., на Богоявление, в субботу Лазареву, во всю седмицу Пасхи и на Духов день, вместо «ангельского славословия», в воспоминание, того обстоятельства, как в первенствующей церкви, во время этих праздников, много было новокрещаемых, и вместе для нарочитого прославления нашего Спасителя, как главного виновника всех наших торжеств и духовных празднеств, поется торжественная крещальная песнь: елицы (которые) во Христа (в таинстве крещения) крестистеся (вверовали и признали в Нем своего единственного Спасителя) во Христа облекостеся (приняли Его учение, правила, образ жизни, – освятились Его таинствами, осенилесь Божественною благодатию, покрылись неизреченным Его милосердием, одним словом, как бы облеклись, вообразились в Него, – и вы, крестившиеся таким образом, пойте, как и мы все – крестившиеся прежде вас – поем): аллилуиа!3) Во время троекратного пения «трисвятого», священнослужащие, читая и сами его трижды, поклоняются столько же раз пред престолом, и когда пропоют в четвертый раз: слава Отцу....и ныне..... аминь, Святый Безсмертный, помилуй нас, или: во Христа облекостеся, аллилуиа; тогда, поцеловавши cв. престол, при пении «трисвятого» в пятый раз, отходят за престол, на так называемое горнее место160. 4) Когда священнослужащие станут за престолом, совершается окончательное приготовление предстоящих к внимательному слушанию слова Божия: а) обычными возгласами: вон мем, мир всем! и духови, твоему, премудрость; б) чтением и пением дневного прокимна161, и в) повторением приглашения к внимательному слушанию: премудрость! с указанием послания из которого будет предложено апостольское чтение: напр. второго соборного послания св. An. Петра чтение, и наконец: вонмем, за которым следует самое чтение. 5) Во время чтения Апостола162 и вместе пред чтением Евангелия, диакон (а без диакона и сам священник), в знак благодатного влияния учения откровенного на сердца верующих, кадит фемиамом алтарь, св. иконы иконостаса, чтеца и вообще всех молящихся; а священник, в тоже самое время, или, если, служит один, по совершении каждения, как продстоятель, или старейший в своей церкви, т. е. визвестном обществе верующих (или в приходе), сидит за престолом, ддя выражения той поучительной истины что читаемое писание, или «послание» того, или другого Апостола (не исключая и Ап. ІІетра), к той или другой церкви, или, точнее, к тому, или другому из предстоятелей церковных (какими, в свое время, были и некоторые из Апостолов, а после Апостолов, равно как и в наши времена, их преемники), есть послание равного по власти и правам к равному без всякого господства, или преобладания, с одним братским, или чисто христианским побуждением и влиянием. – 6) По окончании Апостола, на сказанное священником благожелание чтецу: мир ти, этот последний отвечает обычное: и духови твоему, и присовокупляет, обращаясь к поющим: глас такой то: аллилуиа, кототорое певцы, при сказывании чтецом особенных стихов, и поют трижды. – 7) Пред чтением Евангелия вновь повторяются предуготовительные возгласы, с значительным распространением и изменением их, применительно к чтению евангельскому. Так, а) если в служении участвует диакон, то он начинает таким возгласом, обращаясь к священнику: благослови (напутствуй благожеланием и благомолением), владыко, благовестителя (т. е. меня, как усердного, благоговейного провозвестника) св. Апостола и Евангелиста (напр.) Иоанна Богослова, и священник, в ответ на это, возглашает: Бог, молитвами св. славнаго всехвальнаго Апостола и Евангелиста, (напр.) Иоанна Богослова, да даст тебе глагол (голос внятный, благовыразительный, – тебе) благовествующему (возвещающему слово Гооподне, которое само в себе, само по себе сильно, властно, и потому благовествующему с) силою (и властью над сердцами слушающих) могою, во исполнение (назначения) Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего И. Христа. Диакон подтверждает все это обычным: аминь, и за этим говорятся окончательные пред чтением Евангелия возглясы: премудрость, прости… б) Еели же диакон не участвует в служении, то священник, приготовляясь к чтению Евангелия и приготовляя других к слушанию втого спасительного чтения, прямо, без всего пред этим изложенного, возглашает: премудрость: прости! Услышим (чтение) св. Евангелия,мир всем! и получает в ответ от поющих: и духови твоему. в) Наконец, когда он, за этим ответом, объявит: (напр.) от Иоанна св. Евангелия чтение, и поющие, за столь благодатное радостное объявление, прославят Готпода: слава Тебе, Господи, слава Тебе; то, после: вонмем, следует самое чтение, во время которого свещеносец, в знамение распространения на верующих света евавгельского – Божественного, держит пред евангелием зажженную свечу. 8) По прочтении Евавгелия, священник говорит диакону (разумеется, если диакон был благовестником): мир ти – благовествующему; а певцы, за то, что Господь удостоил верующих услышатъ Евангелие, вновь поют Ему славословие: слава Тебе, Господи, слава Тебе! – 9) В первенствующей церкви, за чтением Евангелия, обыкновенно следовало изъяснение прочитанного, т. е. предлагалось поучение; но у нас, как это ведется то же с давних времен, «поучения» предлагаются в конце обедни; а за евангелием, когда пропоется: слава Тебе, Господи… и затворятся «царские врата», бывшие растворенными с самого «малого входа», непосредственно следует «сугубая эктения».

Сугубая эктения

§ 83. Сугубая эктения на обедне употребляется та же самая, какая и на великой вечерне, только а) между 6-м и 7-м сугубыми прошениями163 вставляется новая особенная молитва: еще молимся о братиях ниших (о всех наших ближних), священницех (о всем чине священном), священномонасех (о чине иноческом), и (о) всем во Христе братстве нашем (о всех правоверующих во Христа – Спасителя); б) в 7-м прошении, после слов: еще молимся о блаженных и приснопамятных, прибавляется: святейших патриарсех православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и потом то уже следует: создателех... в) 8-е сугубое вечерннее прошение оставляется вовсе.

Прибавление к этении сугубой и эктении «заупокойной»

§ 84. По различным нуждам и печальным обстоятельствам молящихся, напр. или во время войны, или во время засухи, морового поветрия и т. подоб., пред последним сугубым прошением, когда бывает потребность, прилагается по нескольку особенных прошений, примененных к этим обстоятельствам и нуждам164. А если совершается поминовение умерших, или отпрявляется за них целая заупокойная обедня; то, после обычного возгласа за сугубой эктенией: яко милостив.., прилагается особенная заупокойная эктения:

Повторение первого обычного сугубого прошения: помилуй нас, Боже…..услыши и помилуй!

Господи, помилуй, здесь и за следующими 2-мя прошениями, поется трижды,и тоном скорбным.

Собственно заупокойное прошение 1-е: еще молимся о упокоении душ усопших (усвувших сном временной смерти, лишь на время, и, разумеется, уснувших не «душ», а)рабов Божиих таких то (перечисляются т. е. имена поминаемых), и о еже (и о том именно молимся, чтоб) проститися им всякому прегрешению – вольному же (которого можно было избежать, но которого не избежали, по собственному произволу,) и невольному (которого нельзя было избежать и действительно не избежали, по слабости и греховности человеческого естества);

Заупокойное 2-е: яко да Господь Бог учинит (введет в чин, среду, – в такое место) души их, идеже праведнии упокояются;

Заупокойное 3-е: милости Божия, (для получения) царства небеснаго (а для этого) и оставления грехов их, у Христа безсмертнаго (как победившего смерть и воцарившегося во веки) Царя и Бога нашего просим.

Поющие, в следствие этого последнего прошения, взывают: подай, Господи! а священник, после нового воззвания: Господу помолимся! и пения: Господи, помилуй! прочитавши тихо трогательную молитву, о упокоении душ усопших (людей) в месте светле, в месте злачне (прекрасном165), в месте покойне (т. е. в раю), – заключает «заупокойную эктению» «возгласом», а поющие своим аминь.

Эктения о «оглашенных»

§ 85. После «сугубой эктении», или, если за сугубой прилагается эктения «заупокойная»; то, после этой последней, в Божественной литургии настает такое время, когда, по важности воспоминаемых событий и высокой таинственности совершающихся священнодействий, могут принимать участие в ней одни лишь верующие166, как действительные члены церкви Христовой; почему, с древнейших времен, существует церковное обыкновение, пред наступлением столь важного времени в литургии, приглашать оглашенных167, как еще не вполне соединившихся с церковью, к удалению из храма. Но прежде нежели церковь решится на такую необходимую меру, она, для утешения и успокоения «оглашенных», предлагает особенную эктению об них:

Начальное непосредственное обращение к оглашенным: помолитеся (с особенным усердием, в заключение ваших литургийных молитв), оглашеннии, Господеви!

Господи, помилуй, поют за них певцы, как здесь, так и дальше.

Прошение верующих 1-е: (в это же время, вместе с оглашенными и) вернии168 о оглашенных помолимся, да Господь помилует их (чрез ниспослание им Своей спасительной бдагодати);

Прошение верующих 2-е: (еще помолимся, да) огласит (научит, просветит) их словом истины (Божественной, откровенной);

– 3-е: (да) открыет им (подаст разум, способность понять и возлюбить) Евангелие правды (оправдания вечного, истины небесной);

– 4-е: (да) соединит их (чрез спасительное таинство крещения) святей Своей соборней и Апостольстней церкви;

Общее заключительное прошение об оглашенных: спаси, помилуй, заступи, и сохрани их, Боже, Твоею благодатию!

Особеного рода воззвание к оглашенным: оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните!

Готовность оглашенных к исполнению этого пригласительного воззвания выражается пением: Тебе, Господи (обязаны мы приклоняться и приклоняемся). – В наших храмах оглашенные редко присутствуют при Богослужении; но их обязанность в этом случае, равно как и другие некоторые в этой эктении им усвояемые права и обязанности, могут быть принимаемы нами – «верующими», тем легче и скорее, что слабая вера и несовершенные дела наши далеко не оправдывают этого нашего высокого и часто столь недостойно нами носимого названия, и что мы только по неизреченной милости Отца небесного сопричисляемся к сонму истинно верных чад Его и пользуемся высокими правами их, напр. присутствуем при таинственвом Богослужении, и под. тому. – В заключение эктении об «оглашенных» священник тихо читает молитву об окончательном их присоединении к св. церкви Христовой, и, наконец, возглашает: да и тии (до полного присоединения к обществу верующих – по временам, по присоединении же – постоянно) с нами (верующими) славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и… веков.

Эктения по удалении оглашенных и эктения пред «херувимскою песнею»

§ 86. Заключивши «эктению об оглашенных» возгласом и услышавши в ответ на него: аминь, священник, приготовляясь к великим таинственным священнодействиям, развертывает священный aнmuминс,169 и в то же самое время делается приглашение – удалитъся «оглашенным» из храма, а «верным» – продолжить молитвы, усиливши их повторением некоторых из прежних прошений:

Заключительное обращение к «оглашенным»: елицы оглашеннии, изыдите! оглашеннии, изыдите елицы оглашеннии, изыдите! да никто от оглашенных (не останется в храме, для присутствия при совершении великого таинства Тела и Крови Господней; а только) елицы вернии (эти пусть остаются и продолжают свои молитвы; поэтому)

Обычное приглашение к продолжению и усилению молитв: паки и паки…помолимся!

Если священник служит без диакона, то Господи помилуй, здесь, как и в дальнейших литургийных эктениях170, поется с нарочитою протяжностью, чтоб священнику было время прочитать про себя молитву – первую собственно за «верующих», так как прежние, тайно читанные священником, молитвы предлагались не за одних верующих, а и за оглашенных вместе. По окончании молитвы, эктения продолжается так:

Общее прошение: заступи, спаси… благодатию:

Обычное: Господи, помилуй!

По особенной важности предстоящих священно-действий, особенного рода заключение эктении: премудрость (будет предложена, изображена в таинственных священнодействиях)!

Возглас следует такой же, какой бывает и в заключение «великой эктении» (яко подобает…), собычным аминь.

Точно из таких же частей, т. е. из обыкновенного приглашения верующих к продолжению молитвы, из общего прошения и особенного заключения, состоит и «вторая», непосредственно за первой следующая, «предхерувимская» эктсния, если священник служит один; если же в служении участвует и диакон, то этот последний, за обычным приглашением к молитве, прилагает, из великой эктении, 1-е, 2-е, 3-е и 10-е прошения, и потом то уже читает «прошение общее», с «особенным», как и в предыдущей эктении, «заключением», которое священник оканчивает то же особенного рода возгласом: яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и….веков. И когда пропоется: аминь, следует пение «херувимской песни».

«Херувимская песнь» и «великий вход»

§ 87. Во время пения херувимской песни171 происходит окончательное к таинству приготовление «св. хлеба и вина», состоящее в перенесении их на дискосе и в чаше, с «жертвенника на престол», сквозь северную алтарную дверь и потом чрез царские врата. Это перенесение и составляет так называемый великий вход, «вход» т. е. в алтарь к престолу, с приготовленными для таинства дарами172; «великий», между прочим, по тому, что изображает собой великия, или, точнее, «величайшие» события из земной жизни нашего Божественного Искупителя, именно: Его геосиманскую всеобъемлющую, все, в молитвенном отношении, превосходящую, но и глубоко – не по человеческим силам – страдальческую молитву, – Его шествие, после геосиманской молитвы, на окончательные страдания и смерть, наконец самые эти страдания , с смертью и живоносным погребением, за спасение всего рода человеческого и целого мира. Столь высоким, глубокознаменательным воспоминаниям вполне соответствует и величие совершаемых при этом свящоннодействий: в это время вновь отверзаются царские врата, для предстоящего «входа»; производится каждение: всего алтаря, иконостаса и молящихся; священник пред престолом, с воздетыми горе руками, представдяет образ высокой, пламенной молитвы; верующие, соревнуя своему руководителю в деле молитвы и священнослужения, и, по большой части, долу преклоненные, то же пламенно, усердно молятся, при трогательном, умиляющем душу пении «херувимской песни»:

Иже Херувимы (мы – которые Херувимов, благоговейно окружающих престол Триипостасного Божества) тайно (таинственно, предвнутренним взором верующего сердца, пред тьмами тем Ангелов и пред всевидящим Вседержителем, в священнодействии великого входа) образующе (собою изображая, в некоторой мере представляя) и (подобно чистейшим, святейшим Херувимам, Серафимам прочим безплотным силам) животворящей (жизнь подающей, всеоживляющей, единой живоносной) Троице трисвятую (триждысвятую в честь трисвятого Божества и самую святейшую, богоприличную) песнь припевающе (с припевами воспевая, повторяя троекратно), всякое ныне житейское отложим попечение (должны в это время, – во время этого пения и священнослужения, – отложить всякую земную, житейскую мысль, заботу, попечение).

По окончании этой первой части «херувимской песни», следует самый «вход великий», во время которого священнослужители молятся, да помянет (признает своими сынами, истинными членами) Господь Бог во царствии, Своем (благодатном и славном) Государя Императора, Гасударыню Императрицу, Государя Наследника с прочими лицами царственного Дома, св. правительствующий Синод с местным ІІреосвященным, весь священный и монашеский чин, военачальников, градоначальников, воинство, строителей и благотворителей храма и всех наконец христиан: а присутствующие во храме христиане, в это время, с благоговением преклоняются пред носимыми «дарами», изображающими царя царствующих – нашего Господа И. Христа, приходящего, в каждом обеденном священном тайно – действии, заклатися и датися в снедь верным. Когда окончится молитва священнослужащих и они с «дарами» входят в алтарь, поется вторая и последняя часть «херувимской песни»:

(Мы должны, как сказано в последних словах первой части «херувимской песни», отложить всякое житейское попечение) яко (для того, по тому) да (богоприличнее, с полным духовным торжеством) Царя всех (нашего и общего Владыку и Господа, И. Христа, изображаемого приготивленными «дарами») подымем (на дискосе и при помощи патира, для перенесения на престол, – поднимем Царя), ангельскими невидимо (для нашего несовершенного телесного взора) дориносима173 (носимого на копьяных древках, на копьях, плоско, плажми положенных и таким образом составляющих военные, самые торжественные и для одних знаменитых победителей устроявшиеся носилки, или, вернее, подвижные троны, – носима) чинми174 (чинами, ликами, т. е. небесным, и потому, самым избранным воинством, при радостных восклицаниях и торжественном пении): аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

Дополнительная эктения

§ 88. Поставление приготовленных к таинству «даров» на престоле означает погребение Божественного Искупителя нашего Иосифом и Никодимом с мироносицами; от чего «дары», вместо двух отдельных покровцев, прикрываются одним общим (воздушком), как цлащаницей; царские врата не только затваряются, а и закрываются «завесою»175, которая с самого начала «третьего часа» была отдернутой. По совершении этих действий и когда окончится пение «херувимской песни», предлагается эктения дополнительная, или заключительная в «литургии предуготовительной»:

Приглашение к молитве: исполним молитву нашу Господеви!

Ответ: Господи, помилуй, как и дальше, на первые пять прошений.

1-е прошение: о предложенных (на престоле поставленных, к таинству совершенно приготовленных) честных (всякого чествования, почитания достойных и уже царскими почестями возвеличенных) дарех Господу помолимся!

2-е и 3-е прошения те же самые, какие в «великой эктении» 3-е и 10-е; а 4-е то, которое в «дополнительной» вечерней, или утренней эктении составляет первое; дальнейшие, за тем, прошения берутся из той же дополнительной эктении, начиная с 2-го прошения, все подряд до самого конца и без всяких перемен; только возглас, после пения: Тебе, Господи! предлагается особенный, выражающий и особенно усиленное прошение о ниспослании даров благодатных, на окончательное приготовление к совершению великого таинства, по щедротам самого Божественного Искупителя нашего, именно: (ниспошли нам, Господи, эти всесовершающие дары) щедротами (по особенной любви и благости к нам) Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси со пресвятым и благим.... веков.

Окончательные священнословия и священнодействия литургии прегутовительной

§ 89. Возглас в заключение «литургийной дополнительной» эктении, по обычаю, подтверждается словом: аминь, за которым, после священиического благожелания: мир всем, и благожелания священнику: и духови твоему, следует совершенно особенного рода возглашение: возлюбим (христианской, чистейшей любовью) друг друга (для того), да единомыслием (одинаковым образом мыслей, совершенно друг с другом согласно) исповемы (исповедаем, произнесем исповедание Веры). На такое возглашение поющие отвечают исповеданием сначала одного, но самаго первого и самаго основного христианского догмата: (исповедаем, признаем и почитаем) Отца, и Сына, и св. Духа… и нераздельную; а за этим, после священнической, в алтаре тихо читаемой, краткой, но сильной молитвы и после различных священнодействий176, когда, вместе с открытием «завесы» царских врат, напоминающим радостные обстоятельства177воскресения Господня, провозгласится: двери! Дзери (смотрите, чтоб церковные двери, по особенной важности наступающих священнодействий, не были доступны для неверующих; а двери царские, сквозь которые можно видеть эти священнодействия, чтоб для верующих были предметом особенного благоговейного внимания)! Премудростию (разумно, как премудрые, с благоговейной премудростью) вонмем (будем внимательны к предстоящему священно – и тайно – действию), – после всего этого поющие отвечают исповеданием всех существенных догматов нашей церкви, чрез пение, или чтение символа Веры. И в то время, когда «символ Веры» читается, или поется (в некоторых местах – и всеми присутствующими во храме), священнник, и сам читая «символ Веры», в знак того сотрясения и колебания, какие произошли от камня, отваленного Ангелом от гроба воскресшего Господа, и так же в знамение того «дыхания бурного» над сионской горницей, при котором Дух св. сошел на Апостолов, берет с даров «воздушек» (последний покров) и колеблет им воздух над открытыми дарами. Окончивши чтение символа Веры и переставши производить колебание воздуха, священник отлагает воздушек в сторону; таким образом «дары» остаются открытыми, и, значит, являются окончательно приготовленными к освящению и совершению над ними таинства. К такой же окончательной готовности приглашаются и верующие самыми начальными словами «литургии тайнодейственной», или собственно «обедни».

в) О литургии тайнодейственной или собственно об «обедне»

Главный порядок в литургии тайнодейственной

§ 90. В самой обедне, или литургии тайнодейственной, сначала совершается таинство Тела и Крови Господней, с предшествующими совершению и последующими за ним «священнословиями и священнодействиями; за тем совершается причащение этому высочайшему таинсву, с «особенным предварительным приготовлением» к тому верующих; наконец следует общее заключение, или окончание обедни и таинства.

Священнословия и священнодействия предшествующие совершению таинства

§ 91. Священнословия, непосредственно предшествующие виликому «таинству Тела и Крови Господней», кроме особенно в это время многочисленных, но все, по прежнему, тихо от священника читаемых молитв, составляют ряд возгласов и ответов на них которые, будучи вместе взяты, как между собой, так и с сопровождающими их молитвами священника и различными, от него совершаемыми, священнодействиями, выражают ту главную мысль, чтобы, как можно лучше и совершеннее, приготовиться к достойному прославлению Господа, за все соделанное Им для нашего спасения, и, приготовившись, чтобы потом, как можно достойнее и богоприличнее, совершить самое прославление в предстоящем великом таинстве. В заключение всех этого рода предуготовительных «священнословий», повторяются подлинные слова Самого Господа, изреченные Им при установлении великого «таинства причащения», на тайной Вечери.

1-е возглашение: станем добре (в надлежащем, строго-правильном, благоговейном положении), станем со страхом (сыновним, разумно-сознательным), вонмем (и с полным вниманием), святое возношение (приготовленные к возношению,178 принесению в жертву Господу Богу дары) в мире (совершенно примиренне сами с собой и друг с другом) приносити!

Ответ поющих: (прежде великого возношения «жертвы безкровной», мы, в жертву Господу Богу, чтоб заслужитъ Его благоснисхождение и помощь, приносим) милость (к ближним нашим, как следствие нашего искреннего христианского) мира (с ними, – милость приносим, как лучшую Господу Богу) жертву хваления (и прославления)!

2-й возглас: (за такую, достойную нашего Отца небесного, жертву) благодать Господа нашего, И. Христа, и любы (любовь, благоволение) Бога и Отца, и причастие (общение, наитие) св. Духа, буди со всеми вами!

Ответ: (все эти неизреченные милости Господни да будут) и со духом твоим!

3-й возглас: Горе ( – к Господу Богу обращенные да) имеем сердца!

Ответ: (мы и) имамы ко Господу (обращенныесердца)!

4-й возглас: (за такое благочестивое настроение сердец и вообще за все милости Божие к нам) благодарим Господа!

Ответ: (и благодарим истинным Богопочитанием и истинным Богопоклонением; ибо) достойно (Бога и человека) и праведно есть (по суду правды Божеской и человеческой) поклонятися (духом и истиной, мыслью и делами, и вместе телом) Отцу, и Сыну…. и нераздельней!

5-й возглас: (Отец небесный, не смотря на вечнонепрестающее, истинно-богоприличное славословие неизчислимых сонмов ангельских, принимает и наше слабое, весьма часто недостойное Его прославление; поэтому благодарим еще Его) победную (над адом и смертью, от Серафимов и прочих небесных сил воспеваемую) песнь (для выражения нашего чисто детского, хотя ничем вполне не выразимого, и от того, на свое выражение, много требующего усердия, и, в то же время, во образ виденных и слышанных тайно-зрителями Божиими – Иезекиелем и Иоанном Богословом179, в символы: орла, тельца, льва и человека, облеченных Херувимов и Серафимов, – во образ орла) поюще, (во образ тельца) вопиюще, (во образ льва) взывающе и (как нам – людям собственно и свойственно) глаголюще180 (следующую, сей чась выше упомянутую серафимскую песнь, присоединяя к ней и торжественную песнь учеников и последователей нашего Господа, при торжественном Его вшествии в Иерусалим, для объявления Себя, пред крестными страданиями, Царем небесно- земным):

Ответ: (песнь серафимская181:) Свят, Свят, Свят (как Триипостасный и Трисвятый, а потому и самых высших, непрестанных славословий требующий) Господь Саваов182 (Вождь небесных сил, или воинств), исполн (наполнены) небо и земля славы Твоея! (песнь человеческая и обращаемая собственно к Богочеловеку, грядущему «заклатися и датися в снедь верным», для возрождения их и всего искупленного мира к жизни вечной блаженной:) осанна183 (спаси, благопоспеши, Живущий) в вышних (мирах, т. е. на небе, – благопоспеши нашему Жизнодавцу – Христу, и мы уже не только веру имеем, а и видим, как благоуспешны стези Его, и что Он истинно) благословен (счастлив, во всем благоуспешен, как) грядый (идущий и готовый на совершение великой спасительной жертвы, на утверждение и освящение благодатного царства, – грядый) вo имя Господне (по воле Божией и для прославления Божия, чрез исполнение этой спасительной воли и при Ее всесильном всемогуществе), – осанна в вышних (спаси же, и, мы веруем и видим, Ты уже спас, принял ходатайство о нас Грядущего к нам и сказавшего Своем Божественным ученикам и Апостолам на тайной вечери:)

Подлинные слова Господа И. Христа о пречистом Божественном теле Своем: приимите, ядите (в таинстве причащения нам предлагаемое, ибо) сие есть Тело Мое, еже (которое) за вы (во образ Моих крестных страданий и смерти) ломимое (разламываемое, разделяемое) во оставление (для отпущения, уничтожения) грехов (ваших)!

Подтвердительный верующих ответ: аминъ!

Подлинныеслова Господа И. Христа о животворящей Божественной крови Своей: пийте от Нея (от Крови в чаше предложения) вси (мужи и жены, отроки и отроковицы, и младенцы – все без исключения, которое, в разсуждение Тела, иногда допускается, так как младенцы не всегда могут надлежащим образом вкушать от Него, – пийте от Нея вси): сия есть Кровъ Моя новаго завета, яже (которая) за вы (избраннейших учеников и учениц Моих) и за многия (за всех вообще в Меня верующих) изливаемая, во оставление грехов184!

Подтвердительный ответ: аминь!

Совершение «таинства Тела и Крови господней»

§ 92. Слова Господни о Его пречистом Теле и животворящей Крови: приимите, ядите, и проч., напоминая верующим о великой жертве голгофской, о бывшей пред тем тайной вечери и о данной, на этой вечери, заповеди Господней – совершать таинство Евхаристии в постоянное благодарственное воспоминание о Нем – нашем Избавителе, прямо приводят верующих к этому высокому таинству, и, так сказать, непосредственно поставляют нас при самом его совершении.

Когда, за подтвердительным ответом на слова Господни о животворящей Его Крови, крестообразно совершается возношение в правой руке дискоса, а в левой св. чаши с дарами, священник возглашает:

(Божественную Твою заповедь, Господи, Боже наш, о спасительном таинстве пречистого Тела и животворящей Крови Твоей, мы – недостойные, в эти торжествеяные минуты, благоговейно исполняем) Твоя (по Твоему благоизволению назначаемые) от Твоих (от Тебя и Тобою – Твоим пречистым Телом и Божественной Кровью составляемые дары) Тебе приносяще, о всех (верующих) и за вся за все Твои на мир изливаемые благодеяния и за все к нам относящееся и даже окружающее нас, – за все, что только в нас и около нас требует очищения, освящения, искупления)!

ІІроникнутые святостью, величием всего в это время совершающегося и движимые глубоким чувством живейшей признательности к Господу жертвоприносящему и жертвоприносимому, верующие, в лице поющих, а иногда и целым своим сонмом,185 торжественно, но и с умиленным благоговением воспевают:

Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш!

И нужно особенно усердно, особенно благоговейно долу – (преклонясь молиться, при пении этой торжественной, благодарсгвенной песни Господу Богу: в сие то именно время собственно освящаются св. дары и совершается великое таинство Тела и Крои Господней.

Когда предстоящие во храме взывают к всесовершающемѵ Господу: Тебе поем… и при этом обращаются к Нему с нарочито усердной, бдагоговейной молитвой, священник в алтаре, с воздетыми горе руками и благоговейным поклонением, троекратно читает следующую, так сказать, всеосвящающую молитву186:

Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий (дня, а по нашему 9-й утра) час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими (не допусти, в эти священные минуты, нашим неправдам отдалить Его) от нас, но (Его всесовершающим, всеобновляющим благодатным действием) обнови (исправь, укрепи, соделай) насмолящихтися (истинными служителями великому Твоему таинству, и достойными общниками его)!

После первого разу, когда прочитается эта молитва, присовокупляется стих: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе (во внутренности, в духовной природе) моей! после второго: неотвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего св. не отъими от мене! после третьего, умиленно поклонившись и благоговейно указывая на св. хлеб и трепетно благословляя его, священник, с полной всесовершающей верой, произносит: и сотвори убо (Боже – Вседаржителю) хлеб сейчестное (досточтимое, Богопоклоняемое) Тело Христа Твоего! А (указывая на св. чашу и то же трепетно благословляя ее) еже в чаши сейчестную Кровь Христа Твоего! (как же сотвори? как яви предивное чудо Твое?) преложив (заключает священник, благословляя вместе обоя св. Дары, – преложив существо хлеба и вина в существо животворящего Тела и Крови Господней) Духом Твоим святым!

Аминь! аминь! аминь! взывает сослужащий диакон (разумеется, если он служит), или сам священиик (когда т. е. диакон не служит), и в прах повергается пред содеявшеюся в очах разумной его веры, дивной, непостижимой святыней – пред явившимися на престоле пречистым Телом животворящею Кровию Господа Бога и Спаса нашего, И. Христа!

Повергнись и ты, душа верующая – христианская, повергнись пред явившимся тебе, в таинстве, твоим Избавителем, и пламенно, неотступно моли Его, да не постигнет тебя когда нибудь и за что нибудь суд, или отвержение Божие; во да послужит тебе великое спасительное таинство «Тела и Крови Господней» во оставление грехов, в приобщение Духа св. и в достижение царствия небесного. – Быть может, затруднительные, или и незатруднительные, а простые вседневные обстоятельства не позволяют тебе быть, во время совершения великого литургийного таинства, в храме; но ты, в день совершения этого таинства, в самое время его совершения, или около этого времени, услышишь так называемый звон на достойное (т. е. на время пения известной песни: достойно....): где бы ты ни была, в доме ли, или вне дома, услышавши этот звон, оставь, хоть на самый короткий срок, твои обычные занятия, заботы, и вознесись молитвенно к жертвоприносимому во храме твоему Избавителю и Господу: Он и в доме, и на всяком месте услышит твои молитвы и пощадитъ тебя, покрывши твои немощи Своим неизреченным милосердием и благостию.

Священнословия непосредственно следующие за совершением таинства, т. е. «достойно есть», и проч.

§ 93. По совершении великой умилостивительной жертвы – «татинства Тела и Крови Господней», Совершаются священнослужащим молитвенные воспоминания и молитвы, как об отшедших из этого мира, так и о живущих в нем, и одни из этих воспоминаний и молитв совершаются тихо в алтаре, другие же во все услышание – на весь храм.

а) Тихо в алтаре творятся воспоминания: о иже в вере почивших праотцех (об Адаме и Еве, и проч.), отцех (Иоакиме и Анне и проч.), патриарсех (Аврааме и др.), пророцех, Апостолех, проповедницех (проповедывавших вместе с Апостолами и после их), Евангелистех, мученнцех, исповедницех, воздержницех (многоразличных подвижниках), и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся (окончившем земное свое поприще, как следует истинно «верующему», и вообще о всех живых и умерших, за которых священник может и должен молиться.

аа) Во всеуслышание всех, во храме молящихся, священник возглашает: изрядно (из ряду всех сотворенных существ уже как бы выступивше, не на ряду и не в ряду с прочими созданиями, а совершенно особенно и наперед всех их совершим благоговейное и хвалебное воспоминание) о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и приснодеве Марии!

На такое торжествонное провозглашение священника, поющие отвечают пением, в честь Богородицы, торжественной песни, так называемой от первого своего слова: достойно, которой последняя часть существует в церкви со времен, по крайней мере, третьего Вселенского собора187; а первая, по преданию Отцов св. горы Афонской, принесена с неба Ангелом одному благочестивому юноше – подвижнику св. горы, отличившемуся прекрасным голосом и особенным усердием к прославлению Богоматери пением последней части этой торжественной песни188:

Первая часть «достойного»: Достойно есть (Ангелов и человеков, – достойно) яко во истшу (как дело чистейшей правды в святейшей истины) блажити ( ублажать, восхвалять, чествовать) Тя – Богородицу (как, по всечестном успении Твоем) присноблаженную и пренепорочную (светлейшую всяких светлостей созданных), и Матерь Бога нашего!

Последняя часть «достойного»: честнейшую (чествования, почитания достойнейшую) Херувим и славнейшую без сравнения… сущую (действительную) Богородицу – Тя величаем!

На обеднях Василия В., за исключением обедни в «великий четверток» и в «великую субботу», вместо: «достойно есть» поется другая Богородичная песнь: о Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; а на обеднях «великого четвертка и великой субботы», так как и во все «великие»189 Господские и Богородичные праздники, за «достойное», поется, из дневного, или праздничного канона, ирмос 9-й песни, который, в этом случае, и называется задостойником190.

б) Во время пения: достойно есть, или «задостойника», священник тихо 1) восапминает предтечу, Апостолов, дневного святого и вообще всех святых, да, по их молитвам, помилует нас Господь; 2) снова поминает всех усопших в надежде воскресения; 3) молится о духовных властях и вообще о чине духовном; 4) о св. собор. и апостольской церкви, и 5) о Государе Императоре, Государыне Императрице, с прочими царственными лицами, о всей палате и о воинстве их, «да и мы в тишине (в благоденствии и мире) их тихое «и безмолвное житие поживем, во всяком «благочестии и чистоте».

бб) По окончании «достойно есть», или «задостойника», свящееником, в слух всех, произносится: (после молитвенного ходатайства святых Твоих, Господи, о спасении всех вас, о благодатном охранении церкви святой и августейшего покровителя ее – Государя Императора, с царствующим Его домом) в первых помяни (вспомни, взыщи милостями Твоими), Господи, св. правительств. Синод и191 Архиипастыря нашего, их же (собранных т. е. в синоде первосвятителей, с местным святителем) даруй св. Твоим церквам (частным и чистнейшим, каковы напр. Киевская, Черниговская, ІІолтавская и т. д.) в мире (привнутренней и внешей, тишине, спокойствии) целых от гонений, опасностей, искушений), честных, здравых, долгоденствующих, право правящих (направляющих, преподающих) слово (учение, законотолкование) Твоея (евангельской вечной) истины.

Апоющие к этому присовокупляют: (взыщи, Господи Твойми милостями, помяни) и всех (мужей) и вся (жены, т. е. всех верующих)!

в) В заключение всех своих усиленных молитв, при совершении великой умилостивительной безкровной «жертвы», и во исполнение так сказать, желания поющих: «и всех и вся»! священник тихо молится, чтоб Госдодь помянул своими милостями град, иди страну, в которых мы живем, и всякий град и все страны, и с верою живущих в них, и вообще всех, своим положением, или благотворительностью заслуживающих того, чтоб церковь молилась за них.

вв) По прочтении молитвы, и когда пропоется: «и всех в вся»! священник возглашаетъ: и даждъ нам (Господи) едиными усты (единогласно, тождесловно) и единем сердцем (единодушно, с одинаковыми благоговейными чувствами), славити и воспевати пречестное и великолепое (величаем и славой все происходящее) имя Твое, Отца и..... веков, и наконец, после обычного: аминь, благожелательным возгласом своим: и да будут милости великаго Бога и Спаса нашего, И. Христа, со всгеми вами, и взаимным благожеланием поющих: и со духом твоим, – приводит верующих, с другой стороны, так сказать, и сам приводится к тем священнословиям, которыми окончательно совершается приготовление будущих причастников к достойному причащению пречистого Тела и животворящей Крови Господней.

Священнословия окончательно приготавляющие верующих к достойному причащению пречистого тела и животворящей Крови Господней

§ 94. К достойному причащению пречистого Тела и животворящей Крови Господней верующие, в заключение, приготовляются: а) новой дополнительной эктенией, б) пением: Отче наш..., и в) причастного стиха, соединяющегося, иногда, с проповедью.

Новая дополнительная эктения, или эктения пред «Отче наш»

§ 95. Новая донолнительная этения, или, какие еще ее, по времени употребления, можно назвать, эктения пред Отче наш, есть не что иное, как повторение предъидущей «дополнительной эктении», с тем лишь отличием, что, вместо обыкновенного приглашения к дополнительной молитве, и, потом, вместо 1-го и 2-го прошения и общего заключения, в последней эктении употребляющихся, в ней предлагаются свои особенные, именно:

Приглашение кновой усиленной молитве: вся святыя (и лица и слова и священнодействия с тайнодействиями) поминувше (и исполнивши), паки и паки миром....

Прошение 1-е: о принесенных (Господу Богу и жертву, иначе: вознесенных к Нему, чрез снятое, лишь сейчас совершившееся, «возношение») и освященных честных (чествуемых, достопоклоняемых) дарех, Господу помолимся!

Прошение 2-е: (молимся «о принесенных честных дарех» не для освящения их, так как они уже освященны, а для того) яко да человеколюбец Бог, прием я (их) во святый и пренебесный (высший небесный) и мысленный (духовный, невещественный) Свой жертвенник, в воню (за жертвенный кадильный дым, фимиам, для произведения) благоухания духовнаго (существу Божественному свойственного), возниспошлет (вновь, после освящения «даров» в другой раз пошлет) нам Божественную благодать и дар св. Духа (чтоб сподобиться приобщения спасительному таинству – ) помолимся!

(Продолж. эктении см. в «изложении вел. вечерни»)

Заключение: соединение (единство, совершенное согласие, единомыслие в исповедании и исполнении) веры и причастие св. Духа испросивше, сами себе Христу Богу предадим!

Тебе, Господи (предаем), отвечают поющие, за всех предстоящих, и священник, подкрепленный н воодушевленный полно преданостью молящихся в волю Божью, взывает к Отцу небесному: и сподоби (удостой, соделай способными) нас, Владыко, со дерзновением (с полным упованием на Твою благость и всемогущую помощь) неосужденно (от Твоей всесвятейшей правды) смети (иметь смелость, сыновнее дерзновение) призывати Тебе небеснаго БогаОтца, и глаголати!

Пение молитвы Господней: «Отче наш»

§ 96. По молитве священника о Божественном дозволении глаголать к Богу – Отцу, молящихся, чрез поющих, или и сами все, для испрошения хлеба небеснаго (пречистого Тела и животворящей Крови Господней), а с «хлебом» и прочих благ, как небесных, так и земных, глаголют, т. е. поют, как образец и существенное содержание всех молитв, «молитву Господню»: Отче наш – Пение священник заключает провозглашением славословия192 этой молитвы: яко Твое есть царство...; услышавши же от молящихся подтверждение своего провозглашения словом: аминъ, и, за их веру и усердие, преподавши мир всем, и от них получивши в ответ: и духови твоему, он после общего приглашения: главы ваша Господеви приклоните, когда все, вместе с ним, держать головы приклоненными, тихо читает благодарственно – просительную к Господу Богу молитву, о продолжении, над приклонившимися пред Ним, благодеяний Его, и, в удостоверение исполнения своей молитвы, возглашает: (Божественные благодеяния, над нами и над всеми ищущими помощи Божией, продолжатся и пребудут неотложно) благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго… веков. Во время пения, в возгласное подтверждение, слова: аминь, царские врата закрываются завесой и даже затворяются южные и северные алтарные двери.

Пение «причастного стиха» и причащение священнослужащих в алтаре

§ 97. Когда завеса над царскими вратами задернется и все услышат: вонмем! священник, вознося в алтаре пречистое Тело Господне, возглашает: святая (святые дары Христовы) святым (освященным, очищенным молитвами, покаянием и Божественной благодатию верующим, желающим приобщиться сих спасительных даров)! Поющие на это отвечают: Един свят, Един Господь, И. Христос (совершивший на Голгофе великое дело искупления и здесь – в великом таинстве евхаристии за всех верующих жертвоприносимый и всех нас освящающий и возраждающий) во славу Бога Отца, аминь! и тотчас поют причастен, т е. тот, или другой стих из какого нибудь псалма, принаровленный, или к известному дню седмицы, или к известному совершаемому празднику193. К «причастному», после того, как он пропоется, весьма часто присовокупляется, или просто – по церковному напеву исполняемая какая нибудь песнь194 (у нас в Киеве всего чаще: под Твою милость, прибегаем Богородице – Дево...), или так называемый концерт, а иногда и проповедь.

Во время пения «причастного стиха» и исполнения различных прибавлений к нему, в алтаре совершается раздробление Агнца и причащение священнослужащих. Часть Агнца, с буквами: І̑И҃С полагается в животворящую Кровь, в которую, при этом же, для воспоминания всеоживляющей, а для этого и духовно согревающей благодати Божией, и для воспроизведения естесвенной, в живой крови, теплоты, вливают телую воду, другой частью Агнца, с буквами: ХС҃ приобщается священник, вместе приобщая и диакона (если этот последний участвует в священнослужении), и приобщается раздельно, т. е. сначала одного «Тела Господня», a потом, прямо из св. чаши, «животворящей Крови Господней»; остальные же, за тем, две части Агнца, с буквами: НИ и КА, раздробляются на меньшие части195 и влагаются в чашу, прямо в Кровь Господню, для приобщения лиц мирских196 Телом Господним вместе с животворящей Кровию, под различными видами.

Причащение мирян

§ 98. По окончании «причастного стиха» и других священнопений, или чтений (если эти последние бывают), и пo причащении священнослужащих в алтаре, царские врата, в знак того, как от гроба Господня был отвален камень, оттворяются, и пречистое Тело Господне и животворящая Кровь Его в чаше, как Сам Господь, явившийся ученицам и ученикам Своим по воскресении, показываются верующим в царских вратах, с провозглашением: со страхом Божиим (с каким нужно являться пред Господом Богом) и верою (в Божественное Тело и Божественную Кровь Христовы; приступите! И поющие сретают являющегося в «св. Дарах» своего Господа торжественным сионским пением: благословен грядый во имя Господне (для прославления Его и совершения дела Его, и «Грядый» не только есть «грядый во имя Господне», а и) Бог Господь (который в этих св. Дарах) и явися нам! Здесь желающие приобщиться, и, из взрослых, достойно к тому, чрез покаяние, приготовленные, приступают к царским вратам, и по прочтении нарочито принаровленного к настоящему великому таинству «исповедания» веры: верую, Господи, и исповедую… бывают причащаемы пречистого Тела Господня и животворящей Крови Его, ири пении причастнаго стиха: Тело Христово приимите (и от Крови Его, как от) источника безсмертнаго (источающего безсмертие) вкусите, с заключительным, после причащения, славословием Господу: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Заключительные Священно-и-тайнодействия

§ 99. Причастивши причастников, если, разумеется, они бывают, если же нет, то прямо после торжественного пения: «благословен грядый во имя Господне», священник, в знак того, как в последний раз, пред своим вознесением, Господь, на горе Елеонской, благословил учеников Своих, преподает благословение молящимся, говоря при этом: спаси, Боже, люди Твоя, и благослови (составляющих на земле) достояние (благодатное царство) Твое! и что «достояние» Божие – молящиеся теперь во храме именно достойны испрашиваемых священником милостей от Господа, поющие выражают это своим пением: видехом свет истинный (в Евангелии и Апостоле, так как и во всех священнословиях Богослужебных), прияхом (чрез молитвы, особенно чрез совершение таинства причащения) Духа небеснаго (и, чрез все это и именно во всем этом) обретохом Веру истинную (какуюж именно? – именно ту, что) нераздельней Троице кокланяемся: Та бо (так как Та) нас спасла есть! Во время этого пения священник кадит св. Дары, припоминая вознесение Господне; покадивши же, берет их с престола, и в воспоминание последнего явления Господня на Елеоне, при самомвознесении на небо, показывает их из царских врат молящимся, произнося: тихо – про себя и вознося св. Дары над престолом: благословен Бог наш, в слух же всех и в продолжение начатого, с возношением св. Даров в царских вратах: всегда, ныне и присно, и во веки веков (т. е. «благословен»…) после чего, в знамение самого вознесения Господня, относит, или, лучше, возносит св. Дары на жертвенник, при пении на клиросе, после аминь: да исполнятся уста наша хеаления…. безсмертным (сообщающим безсмертие) и животворящим…. соблюди нас во Твоей святыни (втом святом состоянии, в какое мы приведены Твоею благодатию, чрез совершившееся великое таинство и чрез принесенные молитвы, – соблюди, чтоб) весь день (и всю жизнь) поучатися (ислужить) правде Твоей…. аллилуйа! – Поставивши св. Дары на жертвеннике и покадивши их в последний раз, священник возвращается к престолу, для окончания обедни.

Окончание обедни

§ 100. Великое служение Господу Богу – «обедня» оканчивается следующим образом: за хвалебной песней: «да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи»..., читается краткая заключительная эктения:

Прошение пригласительное: прости, приимше (ставши детски просты, чисты, невинны, по принятии) Божественных…. страшных (по неизобразимому своему величию, значению и действию) Христовых таин (Тела и Крови – таинственно совершенных и преподанных, – ставши, чрез эти тайны, чисты, достойны приближения к Господу, мы можем и должны, достойно величия Божия, благодарить Его, за все великие Его милости к нам, и) достойно благодарим Господа:

Поющие отвечают: Господи, помилуй (подай силы и помощь – достойно благодарить Тебя)!

Общее прошение: заступи, спаси…. благодатию:

Господи помилуй!

Прошение заключительное: день весь… предадим:

Поющие заключают: Тебе, Господи (и предаем)! Священник же, сложивши, после эктении, св. антиминс и вознося над ним крестообразно Евангелие, возглашает: яко Ты еси освящение наше (во всем и для всего), и Тебе славу возсылаем, Отцу…. веков, и, услышавши от поющих: аминь, с словами: с миром (совершенно умиренные и духовно удовлетворенные) изыдем (по окончании обедни из храма, в домы свои), и пением: о имени (от имени, т. е. по воле Господней, и ради имени, т. е. для прославления же имени) Господни (изыдем), исходит из царских врат, и, после возглашения: Господу помолимся, и ответа: Господи, помилуй! ставши за амвоном, читает заамвонную молитву: благословляяй благословящия Тя, Господи… Чтение молитвы «заамвонной» поющие заключают словом: аминь, и пением: буди имя Господне благословенно, отныне и до века! Если после «причастного стиха» поучение не предлагалось, то оно предлагается здесь – после вторичного пения: «буди имя Господне», и заключается пением этого стиха в третий раз. Еели же «поучение» сказано прежде, или вовсе его не бывает; то «буди имя» прямо поется три раза, и, за этим, в напутственное поучение и окончательное утешение молящимся, бывает чтение 33-го псалма: благословлю (буду славить) Господа на всякое время…. и, при этом, раздача непричащавшимся антидора197. Раздавши же «антидор» и давши время выслушать 33-й псалом, священник, с словами: благословение Господне на вас (да будет Его – ) Того благодатию и человеколюбием, всегда…. веков, и обычным ответом поющих: аминь, напутсвует намеревающихся выйти из храма благословением, и, после заключительного славословия, от него самого: слава Тебе, Христе Боже…. Тебе, и от поющих: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу…. благослови, оканчивает обедню приличным дню отпуском, а поющие заключают все пением обычного многолетия.

***

И после «отпуска с многолетием» слышится еще из алтаря хвалебное троекратное воззвание священника: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! – Это – начало благодарственных к Господу Богу молитв, которые в это время читаются от лица удостоившихся причаститься пречистого Тела и животворящей Крови Господней. – Прославте Господа и не удостоившиеся этого высокого причащения, – прославте, что есть еще на земле причастники Господни, есть лица, поддерживающие, своим причащением, теснейшее, живое общение земли с небом, человека с Богом, – нас недостойных с нашей единой и единственно – истинной Главой – Господом нашим, И. Христом!

* * *

132

Литургия порусски значит; народное, или общественное служение.

133

Божественны и по своему происхождению, и по своему назначению, и, отчасти, по своему содержанию, как т е. содержащие в себе, между прочим, и «откровенное слово Божие».

134

«Таинство Тела и Крови Господней» иначе называется: 1) Причащением (подразумевается: «Телу и Крови Господней»); 2) Евхаристиею, т е. благодарением, так как это тнинство есть дучшая, приятнейшая Господу Богу бдагодарность, за его промышление о людях; 3) Священными Божественными дарами, так же: безкровною новозаветною жертвою, в противоположность жертвам ветхозаветным, состоявшим, как известно, главным образом, в пролитии крови животных.

135

Все это придает «Обедне», сравнительно с другими церковными службами, характер, не только единственной особенности, а и исключительной важности.

136

В этом же смысле, самая первая обедня Христианская, совершенная нашим Господом, И. Христом, пред страданиями, назыввется вечерею тайною. У Апостолов «обедня» иногда называдась: вечерею любви (αγάπη), или просто вечерею, так же: служением, ломлением, или преломлением хлеба (т. е. Божественного, таинственного).

138

Т. е. на кануне P. X., или на самое Рождество; на память св. ВасилиЯ В. (нов. год); на кануне крещения Господня, или на самое крещение; в Воскресенье велик. поста (за исключением «недели ваий»); в чистый четверток и в великую субботу.

139

Именно, отличается лишь молитвами, тайно священником в алтаре читаемыми, которые продолжительнее молитв, на литургии Иоана Златоустого положенных, да еще несколькими словами при освящении Даров, и так называемым задостойником, т. е. песней, употребляющейся вместо: Достойно есть яко воистинну... Сверх всего этого на литургиях чистого четвертка и великой субботы, вместо обыкновенной «херувимской песни», поются свои, совершенно особенные песни церковные.

140

За исключением одного 9-го часа, который, впрочем, по временам, и может прелшествовать, и действительно предшествует обедне.

141

Т. е. предварительное принесение вещества, для его приготовления к таинству, и самое «приготовление», как предварительное «принесение» в жертву прообразовательную.

142

В нелелю и седмицу Пасхи часы не читаются, а поются; но «пасхальные часы» и по составу самому совершенно отличны от тех, о которых мы здесь говорим, и вообще не подлежат теперь нашему разсмотрению.

143

За исключением разве праздничных тропарей и кондаков, которые на 1-м, 3-м и 6-м часах, в некоторых местах и случаях, не читаются, а поются.

144

Просфора порусски значит: приношение, т. е. хлеб, как дар, жертва, принесенная чьим либо усердием, для таинства.

145

Вино непременно требустся красное, ддя уподобления естественному цвету крови.

146

Агнцем в проскомидии называется четырехсторонний, из просфоры, с известной печатию, вырезанный хлеб, н называется, очевидно, в следствие духовного таинственного сходства с ветхозаветным пасхальным агнцем.

147

І̑И҃С ХС҃ – сокрященное, под титлом, изображение сладчайшего имнни: Иисус;

ХС҃ – такое же изображение и такого же имени: Xpucmoc;

НИ–КА греческое слово и по-русски значит: победил, т. е. грех, смерть и диавола.

148

О «дискосе» и о других священных сосудах, и вообще о священных предметах, при Богослужении употребляющихся и здесь, в нашем изложении, упоминаемых, будет сказано в 3-й части изложения.

150

Положение «агнца» и расположение около него на дискосе всех «частей и частиц» просфорных, вообще вот какое бывает:

151

На котором т. е. совершается «проскомидия» и приготовленные дары остаются до херувимской песни.

152

«Обеденные антифоны» берутся из псалмов и заключаются различными «припевами».

153

Изобразительными псалмы называются, как потому, что в них разительно изображаются премудрость и благость божественная, столь дивно проявившеяся в искуплении и вообще в сохранении рода человеческого; так равно и потому, что псалмы эти состявляют начало особенного «молитвословия», обыкновенено называемого «последованием изобразительных», иначе: «обедницею», и составленного ддя пустынников, дялеко живущих от хрямов, и тякже для больных, которые желали бы, но не могут присутствовать при обедне, и для которых, таким образом, «обедница» изображает, сокращенно представляет, разумеется, не таинство, на обедне совершающееся, а чтения и некоторые пения, обедню составляющие.

154

Несторий, как известно, извращал Божественный догмат, как о воплощении Бога – Слова, так и послужившей сему воплощению Богородице.

155

Блаженными называются известные евангельские стихи о блаженных, или «о блаженствах» т. е. блажени нищии духом… и т. д. (Матф. 5: 3–12)Это же название усвояется и стихирам, при этих стихах употребляющимся.

156

Этот обряд исполняется всякий раз, как священник исходит из алтаря, или входит в алтарь.

157

Так как почти каждый великий праздник имеет, в этом случае, свое особенное добавление.

158

Трисвятое здесь значит: три раза повторяемое одно и то же слово: святый, в честь Триединого Божества.

159

В церкви констнатинопольской, «трисвятое» введено в Богослужение св. Проклом, учеников св. Иоанна Златоустого.

160

Место за престолом, у восточной стены алтаря, в некоторых церквях, сравнительно с остальной местностью алтаря, делается возвышение, собственно для архиерейского седалища; отсюда и общее название этого места: горнее, возвышенное; впрочем, «горним» оно может называться и потому, что находится за престолом, в алтаре, в самой восточной его части.

161

«Прокимен» иногда не один бывает, смотря т. е по тому, если не один читается «Апостол». См. след. примеч.

162

«Апостол», большею частью, читается один (т. е. одно из посланий апостольских зачало); иногда же читается и два апостола; а случается, что и три, соображаясь т. е с тем, один ли приходится праздник в известный день, или два, или и три, или с праздником соединяется кякое нибудь особенное обстоятельство, напр. погребение, или поминовение умершего и проч. Это же самое должно заметить и в разсуждение «чтений Евангельских».

163

Об этих и прочих прошениях смотр.в «изложении вечернего Богослужения».

164

Особенная, по особенным обстоятельствам, прибавления к сугубой эктении бывают и на великой вечерне с утреней, и притом не только к сугубой, а и к «великой эктении», как вечерней с утренней, так и обеденной. Моления за умерших, во дни нарочито посвященные этим молениям, прилагаются даже к «малым эктениям», на утренях.

165

Злачный собственно значит: «растительно-цветистый», лучшей «травяной зеленью» покрытый; вместо этих и подобных слов, у нас употреблено: прекрасный, как такое слово, которое может обнимать здесь исчисленные и др. подобвые.

166

Под верующими, в церковной литературе, разумеются действительные и полные члены церкви Христовой, т. е. крещенные и послушные ее чада.

167

Оглашенные, точнее: оглашаемые т е. живым наставническим голосом, при посредстве преимушественно голосного (гласного), «устного» учения наставляемые, суть лица, изъявившие желание присоединиться к церкви, но еще не присоединенные, – не всему Христианскому вероучению наученные и не крестившиеся.

168

Вернии – то же, что верующие.

169

Антиминс, порусски: вместо-престолие, над-престолие, составляет такую необходимую на престоле принадлежность, без которой никаким образом не возможно совершать «обедни», ни на каком престоле.

170

После прошения: «о избавитися нам от всякия»...

171

Херувимы, как известно, составляют высший чин ангельский, ближайший, после чина серафимского, к престолу Божественному. – Четыре церковные песни (одна-почти всегдашняя непременная принадлежность литургии, оттого здесь и излагающаяся: «иже Херувимы», другая – употребляющаяся лишь в велик. пост, на преждеосвященных обеднях: «ныне силы небесныя»; а третьи и четвертые только по одному разу пающияся в год, на обеднях: в великий четверток: «вечери Твоея тайныя», в великую субботу: «да молчит всякия плоть человеча», – ) называются песнями, Херувимскими, как, по цели, духу, благоговейному исполнению, уподобляющиеся песнопениям Херувимским; так особенно потому, что они всегда оканчиваются трижды повторяемым херувимским и вообще «небесным» славословием: «аллилуйя, аллилуйя, иллилуйя».

172

Дарами, очевидно, здесь называются приготовленные к таинству Тела и Крови Господней хлеб и вино, и называются так потому, что они в Богослужении новозаветном составляют тоже, что в ветхом завете были: жертва, дар, приношение Господу Богу; от чего иначе называются жертвою безкровною, приношением новозаветным, евхаристиею (благодарением), самым приятным от людей Господу Богу даром, воздаянием, за все неизреченные Его милости – По освящении, т. е. по «преложении» хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господню, дары называют святыми, или «освященными», и становятся дарами, дарованием, не от людей Господу Богу, а на оборот – от Господа Бога людям, и дарованием самым священнейшим, благодетельнейшим.

173

Дори, греческое слово, порусски значит: копие, и вообще – всякое длинное оружие.

174

О тех немногих случаях в году, когда, вместо этой «херувимской песни» поются другие, смотр. примеч. 171.

175

Эта «завеса» по церковному и по-гречески называется катапетасмою.

176

Эти действия следующие: благоговейное поклонение пред престолом и дарами, целование покрова над дискосом и патиром, целование престола. Eсли служащих священников бывает два, или больше, то происходит и между ними взаимное целование, в знак христианской любви и единения; дьякон же, когда участвует в служении, для выражения того же самого между предстоящими, целует, в это время, крест ораря своего.

177

Именно следующие обстоятельства воскресения Господня: отваление камня от дверей гроба, ужас и бегство стряжи от гроба, и открытый, чрез нее это, вход к живоносному гробу, для мироносиц и Апостолов.

178

Слово и действие: возношениеу взято с того ветхозаветного обряда при жертвоприношениях, по которому некоторые части жертв, проежде нежели они сожигались, или употреблились в пищу, должно было, положивши на руки, поднимать вверх, возносить, и знак того, что они приносились Верховному Владыке и Господу.

179

Смотр. Иезек. 1:5–10 и др.; Апок. 4:6–8

180

Во время произношения слов: поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще, четырьмя концами звездиицы, крестообразно, ударяют по дискосу, после чего звездица отлагается на-сторону, и приготовленный к таинству св. хлеб, таким образом, остается совершенно открытым.

181

См примеч. 179 и снес. Ис. 6: 3.

182

Саваов – одно из имен Божиих и есть еврейское слово, с значением, здесь же-в тексте показанным.

183

Осанна – то же еврейское слово, или, вернее, частица, соответствующая нашему восклицательному, выражающему необыкновенную радость, торжество, междометию.

184

Эти слова нашего Господа, И. Христа, взятые из Евангелий: Мф.26:26–28; Мк.14:22–24; Лук.22:19–20, – на обедне Василия В. произносятся несколько в ином, распространенном виде.

185

Это можно встречать особенно по некоторым нашим учебным завиденияим, где нетолько эта торжественная песнь, а и следующая за ней: достойно есть..., также Отче наш, явно как символ Веры и др. различное поется всеми присутствующими при Богослужении.

186

Т. e. «тропарь» 3-го часа, с прибавлением к нему 2-х стихов из 50-го псалма.

187

Значит, эта знаменитая песнь существует по крайней мере с начала 5-го века, потому что 3-й Всел. собор был 431 г.

188

Обстоятельное повествование об этом находится, между прочим, в известных «письмах святогорца».

189

Какие именно праздники носят такое название, об этом будет сказано в «отделении о праздниках»

190

Т.е. вместо за «достойно» употребляемый.

191

Здесь местный преосвященный поминается по имени титулом.

192

«Славословия» впрочем, распространенного, сравнительно с тем «славословием», какое мы читаем в Евангелии.

193

В Воскресенье напр. поется: хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних; в четверток: во всю землю изыде вещание (благовестие Апостолов) и в концы вселенныя – глаголы их; на память святителей и других святых: радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала!

194

Т. е. или какой нибудь «догматик», или известный «тропарь», один или и больше.

195

Если священнослужащих бывет много, то и части НИ КА употребляются для их приобщения; а для мирских лиц, желающих приобщаться, в таком случае, употребляется, с кровью Господней, частица І̑И҃С.

196

Лица мирские (миряне) противополагаются клиру, по нашему: духовному и собственно священному званию.

197

Aнmuдop – порусски: вместодарие, вместо доров, т. е. святых, или причистого Тела и животворящей Крови Господней. Это «вместодарие» составляют остатки от агничной просфоры (иногда же и целые освященные просфоры), раздаваемые вместо Св. Дароов тем, которые не удостоились прнчаститься этим Дарам.


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle