Часть третья. Учение Православной Церкви об искуплении нас крестною смертью Христа Спасителя от греха, проклятия и смерти.
Глава первая
Свидетельства Божественного Откровения, Святых Отцов Церкви и богослужебных книг об искуплении нас крестною смертью Спасителя от первородного греха и наших личных грехов.
Говоря о первородном грехе, мы в свое время, на основании слов Ап. Павла: «Единем человеком грех в мир вниде»297, выяснили, что первородный грех тесно связан с нашими личными грехами, как связаны между собою причина и следствие. Отсюда, все свидетельства Священного Писания, в которых говорится об искуплении нас крестною смертью Христа, Его кровью, от греха или грехов наших, надо понимать в том смысле, что Господь искупил нас и от первородного греха и всех наших личных грехов.
То же самое разумение мы должны относить и к тем свидетельствам Священного Писания, где говорится, что Господь искупил нас Своею кровью, но не сказано: от чего искупил. Все эти Богооткровенные свидетельства показывают, что Господь искупил нас от грехов наших. А последние не мыслятся вне связи с первородным грехом Адама.
Эту истину об искуплении нас крестною смертью Христа от грехов Господь открыл еще в Ветхом Завете Своему пророку Исаии, почему и вложил в его уста такие пророческие слова: «Той...язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем: язвою Его мы исцелехом... Предана бысть на смерть душа Его и со беззаконными вменися и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть»298.
Эту истину имел в виду и Св. Иоанн Креститель, когда, указывая на Христа своим ученикам, сказал: «Се Агнец Божий, вземляй греха мира»299. А Св. Иоанн Богослов в первом своем послании прямо говорит, что «кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха»300, разумеется – и первородного, и личного. Та же мысль высказывается им и в его Откровении, где говорится, что мы искуплены кровью Христа, как закланного Агнца301. О том же поучает нас и святой Апостол Петр в словах своего первого послания, где говорит: «Ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровью яко Агнца непорочна и пречиста Христа»302. Много свидетельств об искуплении нас от грехов кровью Христа мы находим у Ап. Павла, и прежде всего в его послании к Евреям: «Таков бо нам подобаше Архиерей. (Первосвященник), – говорит Апостол в 7-й главе означенного послания... – Иже не имать по вся дни нужды якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес»303. В главе 9-й мы находим такие слова: «Христос... ни кровью козлею ниже тельчею, но Своею кровью, вниде единою во святая, вечное искупление обретый... Кровь Христова... очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну. И сего ради новому завету Ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии»304.
А в десятой главе сказано: «Всесожжении... о гресе не благоволил ecи. Тогда рех: се иду... еже сотворити волю Твою, Боже... О нейже воли освящени есмы принесением тела Иисус Христова единою... Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровью Иисус Христовою, путем новым и живым... И (имея) иерея велика над домом Божиим... Да держим исповедание упования неуклонное...305
То же учение об искуплении нас кровью Христа мы находим и в других посланиях Ап. Павла. Так, желая привлечь наши сердца ко Христу, как нашему Искупителю, Апостол в своем послании к Римлянам пишет о Нем: «Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов306. Оправдани бывше ныне кровью Его, спасемся Им от гнева»307.
Тy же истину свидетельствует Апостол и в своих посланиях к Ефесянам308 и Колосянам309.
Не могли иначе учить о нашем искуплении и Святые Отцы Церкви, ибо основанием их догматического учения было то же самое Божественное Откровение. Поэтому они свидетельствовали, что наше искупление совершилось крестною смертью Иисуса Христа. «Господь, говорит Св. Афанасий Великий, всех... привел к Себе, а чрез Себя – к Отцу... И смертью Его совершилось спасение всех, искуплена вся тварь. Он есть общая всех Жизнь, и в искупительную жертву за спасение всех, как овча, предал на смерть тело Свое, хотя и не веруют тому иудеи»310. «Он (Христос) именуется Избавлением (1Кор.1:30), вещает Св. Григорий Богослов, как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную»311. «Он был Жертва, но и Архиерей; Жрец, но и Бог; принес в дар Богу Кровь, но очистил весь мир; вознесен на крест, но ко кресту пригвоздил грех»312.
В изъяснении святителем Василием Великим восьмого стиха 48-го псалма мы находим такие слова: «Что может человек найти столько ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас»313. В своем истолковании одиннадцатого стиха 1-й главы пророка Исаии, тот же святой отец говорит: «Поскольку же отринуто множество подзаконных жертв, как бесполезное, то принята единая Жертва, принесенная в последние веки во оставление греха. Ибо Агнец Божий взял на Себя грех мира, «предав Себе приношение и жертву в воню благоухания» (Еф.5:2)"314.
Так учили о совершении нашего искупления не чрез какое-либо иное средство, а только чрез крестную смерть Господа, Его честную кровь, – и другие Святые Отцы Церкви315.
Они указывали также, что ради принесения Себя в искупительную жертву и только по этой одной причине Иисус Христос сделался и наименовался от Бога первосвященником. «Когда, спрашивает Св. Афанасий Великий, стал (Иисус Христос) Святителем исповедания нашего? Не с того ли времени, как принес Себя за нас»... чтобы «собственною Своею кровью всех нас очистить от грехов и воскресить от мертвых»316. По словам святого Епифания, «Он (Господь) называется Архиереем,– потому что в теле Своем принес Самого Себя в жертву Отцу за род человеческий; Сам священник, Сам и жертва, Он принес Себя, священнодействуя за весь мир»317.
Как нами указано было выше, есть еще один благодатный источник, откуда мы можем черпать истинные познания по данному догматическому вопросу. Мы имеем в виду богослужебные книги нашей Православной Церкви. Последние выражают собою Богооткровенное и святоотеческое учение. Поэтому они также свидетельствуют, что искупление или спасение нам даровано крестною смертью Христа. В пользу этой истины можно привести из богослужебных книг бесчисленное множество свидетельств. Укажем только несколько.
В службе Октоиха, в одной из стихир на Господи воззвах, мы находим такие слова: «У креста предстоящи... глаголаше Мати... что сия страждеши неправедно, Слове Божий? – Да спасеши человечество»318. «Волею благоволил еси плотию взыти на крест», говорится в тропаре в честь образа Христова, «да избавиши, яже создал еси от работы вражия»319. А в одной песне канона сказано: «Род человеч, порабощен мучителем грехолюбным, кровью Божественною Христос искупи»320.
И в богослужебных книгах Святая Церковь показывает нам, от чего именно искупляет нас крестная смерть Христа.
«Христос бо Спас наш, говорит Святая Церковь словами того же Октоиха, на кресте пригвозди грехи наша»321. «На древе гвоздьми пригвожден, говорится в каноне пятка сырной седмицы, лукавое писание пригвоздил еси греха»322. «Омраченное сердце мое грехом, избавлением Твоим омый, истекшею из ребр кровью, Христе мой»323.
Глава вторая
Свидетельства Священного Писания, Святых Отцов Церкви и богослужебных книг о избавлении людей, в силу крестной смерти Христа, от проклятия и о даровании им возрождающей благодати Святого Духа с ее великими благами.
Из Священного Писания видно, что крестная смерть Христа, Его честная кровь, избавляет нас не только от греха, но и от проклятия, как первого его следствия.
Некогда нашим прародителям Господь преподал Свой Божественный закон в раю, позволив им вкушать плоды от всякого райского древа и запретив вкушать лишь от одного древа – познания добра и зла: «воньже аще день снесте от него, смертью умрете»324. Эти грозные слова Божественного правосудия содержали в себе проклятие для людей, в случае нарушения ими данного для них Божественного закона. Последний был нарушен, и проклятие вступило в силу. Первые люди были изгнаны из рая; благодать Святого Духа, соединявшая их с Богом для райского блаженства, удалилась от них, и они подверглись тлению и смерти.
После, в течение долгого времени, ветхозаветные люди продолжали находиться под проклятием за нарушение не только Божественного закона в раю, но и закона, данного уже Моисею для народа, ибо в нем было написано: «Проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона сего, еже творити я»325. Но люди, не имея внутренней возрождающей благодати, не могли исполнить закона и, следовательно, оправдаться им пред Богом, как учит о сем Ап. Павел, почему, по его словам: «елицы бо от дел закона суть, под клятвою суть»326.
Таким образом, с момента грехопадения в раю, все люди находились под клятвою, ибо над ними тяготело проклятие от неисполнения Божественного закона, повлекшее за собою лишение людей внутренней возрождающей и спасающей благодати Святого Духа и удаление их от Бога. А вместе с этим, последовало их удаление и от святой блаженной жизни, так как она невозможна без благодати.
Этого мало. Проклятие действовало на людей и за гробом, ибо, начиная с Адама, все люди, не исключая и праведников, по смерти сходили в ад.
Такова была сила Божественного проклятия, таково было от него наше великое несчастие.
Но как только Господь умер на кресте, тотчас снято было с людей и наказание за грех – его первое следствие, т.е. Божественное проклятие. Вот почему тот же великий Ап. Павел в своем послании к Галатам говорит: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва, писано бо есть: проклят всяк, висяй на древе»327.
По уничтожении же крестною смертью Христа проклятия, вместо последнего тотчас снизошло на людей благословение Божие. Самыми первыми, испытавшими на себе спасительное действие этого благословения, были все умершие с верою, ожидавшие пришествия Христова и бывшие в аду. Но это благо им было даровано от Бога опять же в силу крестной смерти Спасителя. Тотчас после нее Господь явился им с проповедью о спасении, как об этом свидетельствует Ап. Петр в первом своем послании, говоря: «умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом: о немже и сущим в темнице духовом сошед, проповеда»328. Конечно, не для одной только проповеди явился после Своей смерти Господь в ад. По учению Церкви, Он освободил всех пленников ада, явивших в своей земной жизни веру в грядущего Мессию, и ввел их вместе с Собою в рай.
Затем, действие этого Божественного благословения стали испытывать и все люди, и иудеи, и язычники, в виде ниспосылаемой им за истинную веру уже в пришедшего Христа возрождающей, спасительной благодати Святого Духа. Вот почему Ап. Павел непосредственно после своих слов об искуплении нас Христом от клятвы, сказал: «Да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою»329.
Но благодать Святого Духа даруется нам опять в силу той же крестной смерти Христа. На эту зависимость ниспослания благодати Святого Духа верующим во Христа от Его крестных мук и смерти указал Сам Господь, когда сказал: «Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Cиe же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующий во имя Его: не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен»330. «Уне есть вам, – говорит Господь ученикам во время прощальной Своей беседы с ними, – да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам»331.
Сей Дух Святый Своею благодатию и совершает наше спасение: «Благодатию... есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар»332. Иначе сказать, эта благодать Святого Духа делает нас близкими Богу, новыми и святыми людьми и благодатными сынами Божиими. Она же делает нас и наследниками будущей небесной славы, являясь сейчас для нас, как учит Ап. Павел, залогом этой славы, что то же – нашего будущего небесного наследия со всем его райским блаженством.
Все эти блага, проистекающие от благодати Святого Духа, стали возможны для нас опять в силу той же крестной смерти Христа. «Ныне же о Христе Иисусе, – пишет Ап. Павел ефесским христианам, – вы, бывший иногда далече, близ бысте кровью Христовою. Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино...333, да оба созиждет Собою во единаго новаго человека»334. А в своем послании к Колоссянам тот же Апостол писал: «И вас, иногда сущих отчужденных и врагов помышленьми в делех лукавых, ныне же примири в теле плоти Его смертью Его, представити вас святых и непорочных и неповинных пред Собою»335.
Имея в виду дарованное нам искупительною смертью Христа состояние сыновства, Ап. Павел в послании к Галатам говорит: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего... да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем... Тем же уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом»336. «Аще же чада, и наследницы, – пишет святой Ап. Павел римским христианам, – наследницы убо Богу, снаследницы же Христу, понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся. Непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас»337. Впрочем, мысль, что будущее наше блаженство или вечная наша слава на небесах является плодом крестной смерти Христа, находится в словах Самого Господа, сказавшего: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный»338.
Таким образом, по учению Священного Писания, крестная смерть Господа, уничтожив первородный грех, уничтожила и проклятие, как первое следствие этого греха, и даровала нам благословение Божие с указанными величайшими спасительными для нас благами благодати Святого Духа.
Если мы обратимся к творениям Святых Отцов, то увидим, что и здесь, как и в Священном Писании, находится учение об избавлении нас от первого следствия первородного греха – проклятия.
Так как это проклятие заключило небо даже для праведных людей, души коих после смерти все без исключения сходили в ад, то Христос Спаситель тотчас после Своей крестной смерти сошел в ад, чтобы извести оттуда души праведников в райские обители. Эту истину исповедывал в своих творениях еще Св. Ириней. «Господь, – говорит он, – нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все, уповавшие на Него, то есть предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи»339.
В своем истолковании слов 16-го стиха 48-го псалма: «Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя», Св. Василий Великий говорит: «Ясно (Давид) пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого Пророка, чтобы она не оставалась во аде»340. «Погребается, – рассуждает Св. Григорий Богослов о Христе, – но восстает. Нисходит в ад, но возводит из него души»341. «Проникши во ад, – учит святой Кассиан, – Христос сиянием Своей славы рассеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медные врата, сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собою на небеса»342. «Гнев Божий, – говорит Св. Григорий Великий, – по отношению к душам праведников, прошел с пришествием нашего Искупителя: ибо их освободил из темниц ада Ходатай Бога и человеков, когда Сам нисходил туда, и возвел к радостям райским»343.
Так же учили об уничтожении проклятия в отношении к душам ветхозаветных праведников и другие Святые Отцы Церкви344.
Но плодом крестной смерти Христа было не только снятие проклятия с душ праведников, заключенных в аду. В творениях Святых Отцов мы находим учение об уничтожении крестною смертью Христа проклятия и в отношении к живущим истинно-верующим людям. Уничтожение сего проклятия и дарование нам Божественного благословения, выразилось, как нами было сказано выше, в ниспослании людям благодати Святого Духа. Вот как об этом учат Св. Иоанн Златоуст и пр. Еп. Макарий Великий. Первый в своем толковании слов Спасителя: «Уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам345 говорит: Чего же ради Дух Святый не пришел прежде даже не отшел Христос (разумеется на крест и смерть)? Понеже клятва не была еще истреблена, еще грех (первородный) не был разрушен, еще вси мучению повинни были, сего ради не пришел тогда. Подобает убо, рече, вражде разрушитися и примиритися нам с Богом, и тогда прияти дар оный»346.
«Господь в пришествие Свое соблаговолил пострадать за всех, учит преподобный Макарий, искупить всех Своею кровью и небесную закваску благости вложить в верные души... Без небесной же закваски, т.е. силы Божественного Духа, душе невозможно приобщиться Господней благости и достигнуть жизни»347.
Святые Отцы Церкви в своем учении прекрасно уяснили нам, какие великие блага дарует нам благодать Святого Духа, ясно показывая в то же время, что эти блага, как и самую благодать, мы получаем от Бога, в силу крестной смерти Христа. Сущность этого учения мы находим у святого Афанасия Великого.
В первой своей книге против Аполлинария он пишет: «Слово благоволило приять человеческое рождение, и создание Свое, расслабленное грехом, тлением и смертью, восстановить в Себе в обновленном образе. Посему... сотворил Он... отменение клятвы на древе... чтобы соделать спасение всего человека»348.
Раскрывая мысль о нашем обновлении, Св. Афанасий Великий в третьем своем слове против ариан говорит: «хотя один есть Сын по естеству... но и мы делаемся сынами... не по естеству, но по благодати Призвавшего; и, будучи земными людьми, именуемся богами, не такими, каков Бог и каково истинное Слово Его, но... по благодати... Только этим, а не иным образом можем и мы соделаться несколько подражателями Богу... Ибо не сказано: как Сын во Отце, так да будем и мы... Он по естеству... есть Слово и истинный Бог... а мы по усыновлению и благодати чрез Него делаемся сынами, приобщаясь Его Духа, ибо сказано: «елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Ин.1:12)"349.
Итак, по учению Св. Афанасия, мы, в силу снятия с нас проклятия на кресте, как рожденные от Святого Духа в крещении, обновляемся и можем в этом обновлении доходить благодатию Святого Духа до подражания Богу – вплоть до обожения. Высказывая мысль об этом благодатном обновлении, в силу крестной смерти Христа, Св. Афанасий Великий имеет в виду не только получение нами благодатных даров святого крещения350, но и полное их раскрытие посредством исполнения нами Божественных заповедей, ибо он говорит об обновлении, как подражании Христу, разумеется, в Его святости, или нравственном совершенстве. Ясно отсюда, что и о всыновлении он говорит не только как о даровании, которое мы получаем в крещении, но и как о состоянии нашего нравственного совершенства.
Мысль святого Афанасия о нашем обновлении и сыновстве по благодати (в силу крестной смерти Христа), подробно уясняется и другими Святыми Отцами Церкви. Они учат, что процесс нашего обновления с момента крещения и до стяжания нами нравственного совершенства происходит крещенскою благодатию Святого Духа, чрез ее раскрытие в нас посредством исполнения нами Божественных заповедей. Причем, Святыми Отцами указывается, что плодом этого совершенства является наше будущее райское блаженство, которое мы предвкушаем еще в земной жизни, в особенности, в святом причащении351.
Из всего этого святоотеческого учения явствует, что наше обновление сводится к стяжанию благ, которые даруются нам благодатию Святого Духа и о которых мы говорили выше, на основании свидетельств святого Ап. Павла и слов Самого Христа Спасителя. Но из этого учения Святых Отцов Церкви, как и из указанных здесь изречений Священного Писания, также ясно, что ничто иное, но только крестная смерть Христа уничтожила проклятие, наложенное на нас Божественным правосудием, даровала всем истинно-верующим людям благословение Божие и сообщает нам крещенскую возрождающую благодать Святого Духа, а чрез нее и благодатное обновление, или нравственное совершенство с его райским блаженством.
Обращаясь к богослужебным книгам, мы видим, что последние, так же, как Священное Писание и святоотеческое учение, свидетельствуют, что избавление нас от проклятия есть плод все той же крестной смерти Христа.
«Крестом Твоим, говорится в одной из стихир Октоиха, упразднил еси, юже от древа, клятву»352. «На древе крестнем волею пригвождся, всех нас свободил еси клятвы законныя»353.
Замечательно, что наши предки учились истинам православной веры посредством богослужений святой Церкви. И это понятно, ибо богослужебные книги в точности отображают в себе все догматическое учение о нашем спасении, которое мы находим в Божественном Откровении и святоотеческих творениях. Поэтому они свидетельствуют и о даровании людям, после снятия с них проклятия, Божественного благословения, в силу той же крестной смерти Христа. «На кресте пригвождаем, Христе Боже, говорится в одной стихире Октоиха, нас свободил еси от клятвы, яже от древа... да всем подаси благословение и велию милость»354. В тропаре в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы находим такие слова: «из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение».
Как мы говорили выше, это благословение Божие, прежде всего, выразилось в нисшествии Христа во ад для изведения душ ветхозаветных праведников в райские селения и в ниспослании верующим во Христа благодати Святого Духа.
Вот как свидетельствует в своих богослужениях Святая Церковь о нисшествии Христа во ад: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, поется в воскресном тропаре 2-го гласа, тогда ад умертвил еси блистанием Божества... и умершия от преисподних воскресил еси»... «Ад лютый потрепета, говорится во 2-й статии на утрени в Вел. Субботу, егда Тя виде Солнце славы безсмертне, и издаваше юзники тщательно»355.
Вещая о ниспослании нам благодати Святого Духа, Святая Церковь воспевает: «Пригвоздился еси на кресте, Христе, Лоза истинная, и источил еси питие спасения, напояя всех верных сердца благодатию»356. В каноне крестопоклонной седмицы мы встречаем такие слова: «Освящения подательную благодать даруя нам, святый кресте»357.
Эта благодать, как мы видели из Богооткровенных и святоотеческих свидетельств, обновляет, возсозидает нас и дарует нам бесстрастие, т.е. совершенство (разумеется, при неуклонном исполнении нами Божественных заповедей). Следовательно, крестная смерть Христа, даруя нам спасительную благодать Святого Духа, вместе с нею дает нам и новую жизнь с ее совершенством.
Впрочем, в богослужебных книгах мы находим и прямое свидетельство истины, что причиною этой новой жизни являются те же крестные страдания Христа.
Так, в первой песне канона на праздник Вознесения Господня мы находим такие слова: «Состаревшийся, Господи, мир многими грехами, обновив страстию Твоею... возшел еси... к пренебесным»358. А в воскресном каноне I-го гласа Святая Церковь так выражает данную истину: «Кто сей Спас... на древе вися... во спасение наше и обновление»359. Прободенным Твоим ребром, говорится в воскресном каноне 3-го гласа, каплями боготочныя животворящия крове Христе, смотрительно каплющия на землю, сущих от земли возсоздал еси»...360.
В одной из стихир 8-го гласа говорится: «Страдания претерпел еси владыко, яко да бесстрастие всем подаси, покланяющимся Твоим страстем, и вольному заколению, и копию и гвоздем и трости, яже долготерпеливно хотя претерпел еси, яко да и мне исходатаиши, Господи, ради страстей Твоих безстрастие»361. Ту же мысль выражает Святая Церковь в Великую Субботу пред Плащаницею, так ублажая Христа за Его крестные страдания: «Достойно есть величати Тя всех Зиждителя: Твоими бо страданьми имамы бесстрастие, избавльшеся тления»362.
Это бесстрастие или совершенство нас вводит в сыновство, как об этом учат Антоний Великий и другие Святые Отцы Церкви. Иначе сказать, раскрывая в себе посредством исполнения Божественных заповедей полученную от Бога возрождающую благодать Святого Духа до ее совершенных проявлений, мы делаемся по благодати сынами Божиими и настолько сродняемся, и соединяемся с Богом, что обожаемся.
Об этом высшем благодатном состоянии сыновства, как нашем родственном единении с Богом до степени обожения нас благодатию, в силу той же крестной смерти Христа, мы также находим свидетельства в богослужебных книгах. «На кресте пригвождаем, Христе Боже, яко человек, человеческое естество обожил еси, и начало злобного умертвил еси змия»363.
Как нигде, этого обожения мы достигаем при сердечной чистоте в таинстве святого причащения. И в молитве пред восприятием сего величайшего таинства Святая Церковь влагает в наши уста такие слова пр. Еп. Симеона Нового Богослова: «Притрепетною мыслию и душею сокрушенною, нескверных Твоих причащуся и Пресвятых Таин: имиже оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем»364.
Как нами было сказано на основании Священного Писания и святоотеческого учения, высшее состояние нашего истинного сыновства не только сродняет нас со Христом до поразительного с Ним единения, но и делает нас наследниками вечного райского блаженства даже в земной еще жизни. И эту истину раскрывают нам богослужебные книги, указывая на крестные страдания и смерть нашего Спасителя, как на причину возвращения нам райского блаженства.
«Креста Твоего древу покланяемся, Человеколюбче: яко на нем пригвоздился еси, Животе всех, и рай отверзл еси Спасе»...365. «Приидите вернии, взывает к нам самогласен на целование креста в праздник Воздвижения, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство»366.
Наконец, в хорошо известной нам церковной песне: «Воскресение Христово видевше», мы находим такие слова: «се бо прииде крестом радость всему миру». А в седальне по полиелее на праздник Воздвижения Креста Господня, Святая Церковь говорит нам: «креста же древо, живота одеяние человеком нося, водрузися на земли и мир весь исполнися всякия радости»367.
Глава третья
Свидетельства Священного Писания, Святых Отцов и богослужебных книг об искуплении нас крестною смертью Христа от смерти.
Смерть Христова, как свидетельствует Божественное Откровение, уничтожила и второе следствие первородного греха – смерть в нашем теле. Временно она продолжает еще действовать в нас. Но истинно-верующие во Христа умирают уже не потому, что над ними действует сила проклятия, а потому, что они должны воскреснуть, подобно Христу, для победы над смертью и восприятия бессмертной блаженной жизни, что совершится при втором пришествии Господа и всеобщем воскресении мертвых368.
Тогда окончательно наша смерть будет уничтожена: «Последний же враг испразднится смерть»369, и во всей полноте осуществятся слова Ап. Павла: «Якоже бо о Адаме вcи умирают, такожде и о Христе вcи оживут... Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?»370
Так, в строгом соответствии с Божественным Писанием учили и Святые Отцы Церкви, свидетельствуя, что только крестная смерть Господа Иисуса Христа и ничто другое избавляет нас от смерти.
В своем послании к Траллианам святой Игнатий Богоносец писал: «не по человеку (следует) жити, но по Иисусу Христу, за нас умершему, да верующе в смерть Его, крещением общницы воскресению Его будете»371.
«Христос... – учит Св. Григорий Богослов, – крест претерпел о срамоте нерадив (Евр. 12:2), чтобы Своими страданиями истребить грех и смертию умертвить смерть»372.
«Владыка наш Христос, – говорит Св. Симеон Новый Богослов, – ...смертию Своею разрешил узы нашей смерти... умер, чтобы умертвить смерть, и воскрес, чтобы уничтожить силу и действо диавола, имевшего власть над нами посредством смерти и греха»373.
Так как Св. Афанасий Великий подробно и всесторонне раскрывает догматическое учение о спасении нас от смерти смертью Христа, то на этом его учении, по преимуществу, и остановим свое внимание.
Подобно другим Святого Отцам, Св. Афанасий учит, что всеблагий Бог, Отчее Слово, не презрел человеческого рода, нисшедшего в тление, «но превзошедшую смерть стер приношением собственного Своего тела374 и даровал всем бессмертие»375. «Он (Господь), – говорит Св. Афанасий, – уничижил Себя до тления, дабы тленное могло облечься в бессмертие... Он нисшел до смерти, чтобы... мертвых соделать живыми... дабы мы, ставшие смертными человеками, ожили, и смерть более не владычествовала над нами, ибо "смерть нами ктому не обладает» (Рим.6:9), гласит апостольское слово376.
И не только для избавления нас от смерти произошла смерть Иисуса Христа, но, как учит Св. Афанасий, для получения нами бл. бессмертия на небесах. «Поскольку Слово, – говорит он, – будучи... бессмертным... как человек... претерпело смерть, чтобы таким образом за нас чрез смерть принести Себя Отцу, то и сказуется о Нем, что ради нас и за нас вознесено, как человек, чтобы, как смертью Его все мы умерли во Христе, так о Самом же Христе были мы опять и превознесены, будучи воздвигнуты из мертвых и входя на небеса, «идеже предтеча о нас вниде Иисус» (Евр.6:20)"377.
Святой Афанасий наглядно доказывает всю необходимость смерти Христа для избавления нас от смерти в своем творении: «О воплощении Бога Слова». Здесь Святой Отец допускает, со стороны инакомыслящих против этой необходимости, такое возражение: зачем нужна была смерть Христа, когда Господь мог остановить ее действие одним Своим повелением?
Отвечая на это возражение, Св. Афанасий говорит: «Ни с чем несообразно было Богу, изрекши слово, солгать, и человеку, когда узаконено Богом, чтобы он, если преступит заповедь, смертью умер, не умирать по преступлении, слову же Божию остаться нарушенным. Тогда не было бы в Боге правды, если бы когда сказано Богом, что умрешь, человек не умер378.
Впрочем, Св. Афанасий Великий указывает и на другую причину необходимости искупительной смерти Иисуса Христа. К тленному телу человеческому надо было привить божественное нетление, чтобы сделать человека бессмертным. Эту мысль Св. Афанасий поясняет такой аналогией. Он обращает наше внимание на то отношение, какое наблюдается между соломою и огнем. Пока солома не обложена каменным льном как несгораемою оболочкою, она, если и не подвергается действию огня, все-ж остается соломой и огонь не перестает ей угрожать. «То же самое, – говорит Св. Афанасий, – можно сказать о теле и о смерти. Если бы повеление (Божие) только не допускало смерть до тела, – оно тем не менее, по общему закону тел, оставалось бы смертным и тленным. А чтобы не было этого, – облечено тело в бесплотное Божие Слово»379.
«Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смертью; умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно. Для сего-то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы... ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным, и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию воскресения»380.
Следует заметить, что Св. Афанасий в даровании нашему телу бессмертия смертью Христа видит наше превосходство, сравнительно с состоянием Адама до его падения. Наше тело, после воплощения Христа, Его смерти и воскресения, имеет уже бессмертную оболочку: оно уже привито к Божеству. Такого тела не имел Адам.
Напротив, если бы тело наше не было привито к Божеству и если бы Бог по всемогуществу изрек повеление, которым снято было бы с нас проклятие смертью, то человек оказался бы ниже Адама до падения «потому, – говорит Св. Афанасий, – что научился преступать закон. А в таком состоянии, если бы обольщен стал змием, снова настояла бы нужда Богу изрекать повеление и разрешать клятву. И посему, потребность в этом продолжалась бы в бесконечность, люди же все еще были бы виновны, раболепствуя греху. Непрестанно согрешая, непрестанно имели бы они нужду в прощении и никогда не освободились бы от вины, сами в себе будучи плотью, и по немощи плоти всегда препобеждаемые законом»381.
Дополнительно к изложенному нами учению Св. Афанасия об избавлении нас крестною смертью Христа от смерти, следует сказать, что в его творениях мы находим и выяснение вопроса: почему надлежало нашему Спасителю умереть именно крестною, а не иною смертью.
На этот вопрос Св. Афанасий отвечает, что такую смерть претерпел Спаситель ради нашей пользы. Эта смерть более, чем всякая другая, оказалась для нас спасительной. «Ибо если, – говорит великий Святой Отец, – пришел Он на Себе понести клятву, на нас бывшую, то как бы иначе стал клятвою, если бы не принял смерть, бывшую под клятвою? Но это – крест, ибо так написано: «проклят всяк висяй на древе» (Втор.21:23; Гал.3:13)382.
Указывает Св. Афанасий и на другую причину необходимости крестной смерти Христа. «Потом, – говорит он, – ежели Господня смерть есть искупление всех, и Господнею смертью разоряется «средостение ограды» (Еф.2:14) и совершается призвание язычников; то как бы призвал нас, если бы не был распят? На одном кресте умирают с распростертыми руками. Посему Господу прилично было и крест претерпеть и распростереть руки чтобы одною рукою привлечь к Себе ветхий народ, а другою – званных из язычников, тех же и других соединить в Себе. Это и Сам Он изрек, давая разуметь, какою смертью искупит всех. Ибо говорит, когда «вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин.12:32)383.
Эту мысль несколько иначе раскрывает и Св. Василий Великий в своем толковании слов пророка Исаии: «И воздвигнет знамение во языки и соберет погибшия Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли»384. Здесь, по свидетельству Великого Василия, разумеется знамение, о котором упоминается в Евангелии в словах: «узрят знамение Сына человеческаго»385. Этим знамением является крест.
«Для чего крестом, – спрашивает великий Святой Отец, – совершено домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть... чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста... Посему, как скоро воздвигнется сие знамение, погибшие израилевы и расточенные иудины собраны будут «от четырех крил земли». Воздвигнув сие знамение... «совлек Он начала и власти, изведе в позор дерзновением, победив на древе» (Кол.2:15). Посему-то Павел, будучи из числа погибших израилевых и расточенных иудиных, как скоро уразумел знамение, воздвигнутое Иисусом «в языки», притек ко кресту и сказал: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14)386.
Есть и еще одна причина, которая указывается в Божественном Откровении и святоотеческих творениях для объяснения необходимости крестной смерти Христа. Она состоит в том, что Господу надлежало очистить воздух от бесов для беспрепятственного восхождения на небо душ людей, почивших в истинной вере во Христа. Говоря об этом, Св. Афанасий приводит слова Ап. Павла о господстве в воздухе князя бесовского, действующего «в сынех противления»387, и препятствующего такому восхождению.
Некогда Св. Антоний Великий видел страшного и безобразного великана, голова которого касалась облаков. Видел он при этом и души умерших в виде пернатых птиц, которые поднимались от земли на небо. Одним из пернатых великан преграждал путь, они не могли перелететь его и падали на землю, ударяемые его рукой. А другие перелетали его. Он ничего им не мог сделать и лишь скрежетал на них зубами. Этим видением Господь показал Своему великому угоднику, какое препятствие в воздухе встречают души умерших людей, чтобы подняться к небесам388.
Если бы у нас, по словам Св. Иоанна Златоуста, были духовные очи, то мы пришли бы в трепет и ужас от того множества бесов, которые наполняют воздух, и от одного этого ужаса погибли бы389.
Господь, по учению святого Афанасия, пришел низложить диавола, очистить воздух и открыть нам для восхождения на небо, согласно с апостольскими словами, новый путь «егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею»390, что могло совершиться только смертью Христа, и притом – в воздухе, т.е. смертью на кресте.
«Посему-то Господь, – говорит Св. Афанасий Великий, – не без причины претерпел крест; ибо, вознесенный на нем, очистил воздух от диавольской и всякой бесовской козни... открывая же путь к восхождению на небо, обновил оный, говоря: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная» (Пс.23:7). Ибо не для самого Слова... нужно было отверстие врат, и ничто сотворенное не заключено было для Творца; но имели в этом нужду мы, которых возносил собственным телом Своим; потому что, как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо391.
Святой Афанасий Великий как бы предвидел, что через много веков после него возникнет в Православной Церкви заблуждение, которое будет умалять спасительное значение крестных страданий и смерти Иисуса Христа, даже совсем отрицать это значение и, вопреки учению Церкви, утверждать, что Господь душевными муками в саду Гефсиманском совершил наше искупление. В учении святого Афанасия, как и в учении других Святых Отцов Церкви об искуплении, мы должны видеть ответ на это заблуждение.
Наконец, в тех же богослужебных книгах мы находим и раскрытие Богооткровенной истины об избавлении нас от смерти крестною смертью Христа.
Свидетельствуя истину дарования нам смертью Христа бессмертия, Святая Церковь в одной из стихир Октоиха говорит: «владыко... претерпев... на древе смерть, ее же ради бессмертие объят род человеческий... Тебе, умершу плотию Всесильне»392. Впрочем, что может быть лучше того свидетельства в пользу данной истины, какое выражается в словах пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»393.
Приведенные нами свидетельства Священного Писания, Святых Отцов Церкви и богослужебных книг настолько ясно и положительно утверждают истину об искуплении нас крестною смертью. Христа, что возникновение после этого мысли об искуплении нас Гефсиманскими душевными муками Спасителя никак не может быть допустимо. Непонятно, каким образом М. Антоний нашел возможным для себя, как богослова, восприять и даже защищать эту ни с чем несообразную мысль?!
А также нам кажется странным и тот факт, что это заблуждение находит для себя последователей.
Необходимо нашей Высшей Церковной Власти отмежеваться от великого догматического заблуждения М. Антония. Она должна это сделать не только по требованию своего долга охранять Святая Церковь от всяких заблуждений в области православной веры, но и потому, что душе покойного М. Антония, несомненно, будет легче, если его заблуждение будет вскрыто, и чрез это устранится повод к соблазну и гибели малых сих.
* * *
Откр.5:8–9; сравн.: Откр.1:5.
1Пет.1:18–19; сравн.: 1Пет.2:21–24, 3:18.
Евр.10:6–7, 10, 19, 21, 23; сравн.: Евр.2:9, 3:1, 4:14–15, 6:20, 8:9, 22–28, 10:4–5, 29, 13:12, 20.
Творения святого Афанасия Великого, ч. I, стр. 238.
Творения св. Григория Богослова, т. I, стр. 441–442.
Творения св. Григория Богослова, т. VI, стр. 22.
Творения святого Василия Великого, т. I, стр. 194–195. СПБ. 1911.
Творения святого Василия Великого, т. I, Толкование на Пророка Исаию, стр. 240.
М. Макарий, Догматическое Богословие, т. II, стр. 142–144; 150–154. СПБ. 1883.
Творения святого Афанасия Великого, ч. II, стр. 270.
М. Макарий. Догматическое Богословие, т. II, стр. 135.
Октоих. Глас 1-й, лист 46. Москва, 1896.
Октоих. Глас 1-й, лист 146. Москва, 1896. на обороте – тропарь 16-го августа.
Октоих, ч. I, служба 3-го гласа, л. 171. Сравни: Октоих 1-го гл:. Седал. воскр. И-й. л. 18 на обороте; канон воскр. песнь 4, тропарь 2-й, л. 21 на об.; песнь 5, т ρ . 1, л. 22; кан. крестовоскр., п. 5, тр. 2, л. 22: п. 6, тр. 1, л. 22 на об.; недел. утр. 1 стихира на хвал., л. 25; нед. блаженна 1; Богородичен по утр. еванг. стихире, л. 26; вторн. веч. на Госп. воз. стихира 4, л. 46; сред. утр. седал. 1-й, л. 49 на об.; сред. утр. кан. кресту, п. 1, тр. 1, л. 5; тр. 2, л. 52; п. 6, тр. 1, л. 52 на об.; п. 7, тр. 1 и 2-й. л. 53; четв. веч. на Госп. воз. стихир. 2, л. 55; пят. утр. кан. п. 1, тр. л. 69 на об.; п. 7, тр. 1, л. 72. 2-го гл: суб. на вел. веч. на Госп. воз. стихиры 1 и 2, л. 92 на об.; нед. утр. кан. воскр. п. 1, тр. 1, л. 100; п. 4, тр. 1 и 2, л. 101; кан. крестовоскр., п. 7, тр. 2, л. 102 на об.; п. 8, тр. 1, л. 103; тропарь по вел. славословии, певаемый при гл. 2, 4, 6 и 8, л. 105; сред. утр. седал. 1-й, л. 128; сред. кан. п. 4, тр. 1, л. 129 на об.; п. 5, тр. 1 л. 130; четв. веч. стихира 3 на Госп. воз., л. 143; тропарь: Пречистому образу Твоему покланяемся... л. 146 на об.; кан. утр. пятк. п. 3, тр. 2, л. 147 на об.; п. 4, тр. 2, л. 148; Блаженна 3 пятка, л. 152. 3-го гл: нед. кан. кре- стов., п. 1, тр. 1, л. 171; кан. воскр. п 3, тр. 1, л. 171 на об.; п. 4. тр. 1. л. 172; и многия другия песнопения 4, 5, 6, 7 и 8-го гласов подобного содержания. См. Октоих. М. 1896.
Октоих, ч. I, служба 1 гл., стихира на вел. веч., лист 12. М. 1896.
Постная Триодь. Утр. сырн. пятк., трипесн., 8 п. тр. 4, л. 44 на об. М. 1895.
Постная Триодь. Утр. сырн. пятк., трипесн, М. 1895.., п. 8 утр. трипесн., тр. 3, срод. 2-й седм. Вел. поста, л . 134. Сравни: Октоих, М. 1896; гл. 1-й: нед. утр. кан. крестов., п. 1, тр. 1, л. 20; п. 3, тр. 1, л. 21; п. 4, тр. 2, л. 21; п. 4, тр. 2, л. 21 на об.; п. 6, тр. 2, л. 22 на об.; сред. утр. кан. крест., п. 4, тр. 1, л. 51 на об·; п. 8, тр. 1, л. 53 на об.; п. 9, тр. 2, л. 54 на об.; пят. утр. кан. п. 7, тр. 1, л. 72; гл. 2-й: нед. кан. утр. воскр., п. 1, тр. 1, л. 100; п. 6, тр. 1, л. 102; сред. утр. кан., п. 6, тр. 2, л. 130 на об.; гл. 3-й: суб. на вел. веч. на Госп. воз. стихира 1, л. 163 на об.; кан. недел. воскр. п. 1, тр. 2, л. 171, и многия другия песнопения 4, 5, 6, 7 и 8-го гласов подобного содержания.
Гал. 3:10. В русском переводе этот стих читается так: «все утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою».
Гал.3:14. Разумеется, нельзя думать, что Ап. Павел смотрит на благословение Авраамово или благодать Святого Духа, как на благо, предназначенное Богом для одних только язычников. Здесь надо иметь в виду, что Ап. Павел писал послание к Галатам, как христианам из язычников, что явствует из содержания самого послания (Гал.4:8). Тот же Апостол в другом своем послании говорит, что Христос Един за всех умер (2Кор.5:14), т.е. за спасение иудеев и язычников. Эта истина явствует из слов Ап. Павла и в его послании к Ефесянам (Еф.2:13–15). Эту истину, по толкованию Еп. Феофана Затворника, выражает Апостол и в настоящем своем послании, когда приводит слова из книги Бытия касательно Авраама: «Яко благословятся о тебе вcи язы́цы», по русскому переводу – все народы (Гал.3:8; Еп. Феофан Затворник. Толкование послание святого Ап. Павла к Галатам стр. 228–230. М. 1893.) В таком же смысле, по изъяснению Еп. Феофана Затворника, приводится Ап. Павлом в той же главе послания к Галатам указанное изречение 14-го стиха: «да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою». Имея в виду эти апостольские слова, Еп. Феофан Затворник говорит: «Закон был стеною между языками и иудеями... Это значительно (было) тем, что чрез такое отделение язычники отделяемы были от того благословения, которое сокрыто было в законе чрез веру в Грядущего... Но... смерть (Христа)... была искуплением от клятвы законные (собственно и закона писанного и неписанного, в отношении же к иудеям писанного). Вот каким образом вышло, что с искуплением от клятвы законные соединялось распространение благословения Авраамова на язычников. Искупление сие совершено крестною смертью Господа, – крестная смерть делала ненужными все подзаконные оправдательные чины, а с отменением их разорялось все ветхозаветное учреждение, и сокрытое в нем благословение... становилось чрез веру Доступным всему миру» (Гал.3:8; Еп. Феофан Затворник. Толкование послание святого Ап. Павла к Галатам стр. 246–247. М. 1893.).
Ин.7:38–39. Св. Иоанн Златоуст под прославлением Иисуса Христа разумеет Его крестные страдания и смерть. (Св. Иоанна Златоуста «Беседы на Иоанна Евангелиста». Беседа 67, лист 275–276 на обор. Киевопечерская Лавра. 1829).
Разумеется соединение во Христе иудеев и язычников.
Кол.1:21–22; сравн.: 1Пет.2:24.
Творения св. Иринея, Против ересей, ч. IV, гл.27, стр. 391. СПБ. 1900.
Творения святого Василия Великого, т. I, стр. 201.
Творения св. Григория Богослова, т. I, Слово 29, о Богословии третье, о Боге Сыне первое; стр. 428.
М. Макарий, Догматическое Богословие, т. II, стр. 173.
М. Макарий, Догматическое Богословие, стр. 173.
М. Макарий, Догматическое Богословие, стр. 170–173.
Св. Иоанн Златоуст «Беседы на Иоанна Евангелиста», Беседа 78, л. 317.
Преп. Макарий Египетский, Беседа 24, стр. 182.
Творения святого Афанасия Великого, ч. III, стр. 320.
Творения святого Афанасия Великого, ч. VI, «На ариан слово третье», стр. 394–395.
По словам святителя Симеона Нового Богослова, мы получаем в крещении дар освящения и сыноположения (т. I, стр. 275). В крещении мы получаем новое рождение, делаемся сынами и богами по благодати (т. I, слово 49, стр. 410).
См. учение пр. Макария Великого о благодатном обновлении. Беседа 44.я, стр. 282; сравн.: стр. 287. Учение Св. Симеона Нового Богослова о том, что мы в своем обновлении ничего не можем сделать без благодати. (т. I, стр. 40–41, 47, 25, 38, 284); о том же Св. Григория Синаита (Добротолюбие, т. V, стр. 215); учение святого Марка Подвижника о нашем обновлении благодатию Святого Духа до степени совершенной, неотпадающей любви (Добротолюбие т. I, стр. 479–480); учение Св. Симеона Нового Богослова о совершенной любви, как дивном и совершенном проявлении благодати Святого Духа (т. II, Слово 84-е, стр. 415); учение Св. Макария Великого о разнообразных проявлениях благодати, как о нашем совершенстве (Творения Св. Макария Великого Беседа 18-я, стр. 160– 163); учение Св. Антония Великого о состоянии нашего сыновства или поразительного единения с Богом, как плоде нашего совершенства (Добротолюбие т. I, стр. 27–29); учение святого Марка Подвижника о том, что наше совершенство проистекает от совершенной благодати Святого Духа, даруемой нам в крещении, которая раскрывается по мере исполнения нами Божественных заповедей (Добротолюбие т. V, стр. 336); учение Св. Исаака Сир, основанное на Словах Христа (Ин.15:10–11, 14:21, 23–24), что любовь к Богу есть Наслаждение всеми блаженствами (Творения святого Исаака Сирина, стр. 482–485. М. 1854); учение Св. Симеона Нового Богослова о том, что райское блаженство мы получаем в таинстве Божественной Евхаристии (т. I, Слово 52, стр. 440–441, 445; Слово 45-е, стр. 347; Слово 37-е, стр. 286); учение Еп. Феофана, основанное на толковании святителем Иоанном Златоустом Апостольских слов (Филип. 4, 7) о мире, как одном из дивных проявлений благодати Святого Духа или райского блаженства (Толков. Еп. Феофана послания святого Ап. Павла к Филиппийцам, стр. 166–169, изд. 2-е. М. 1895); учение Еп. Феофана о том, что вся наша жизнь, когда она руководствуется Духом Святым и Его благодатию, делает нас причастниками небесных радостей, если мы исполняем Божественные заповеди (Еп. Феофан, толков послания святого Ап. Павла к Римл., гл. 14, 17, стр. 325–326. М. 1890); учение о том же Св. Антония Великого (Добротолюбие т. I, стр. 50–52, 35).
Октоих, 2 глас, суб. на вел. веч. на Госп. воззв. стихира 5, л. 93. М. 1896.
Постн. триодь, сред. утр. сырн. седм. канон, песнь 9-я, ин три-песнец, троп. 1-й, л. 36 на обор. Сравни: Октоих, гл. 1-й: вторн. веч. на Госп. воз. стихира 1, л. 46; сред. утр. кан. п. 4, тр. 1, л. 51 на сб.; нед. по утр. евангельск. стихире Богородич.: «Преблагословенна еси Богородице Дево»... л. 26; втор. веч. на Госп. воз. стихира 1, л. 46; гл. 2-й: суб. на вел. веч. на Госп. воз. стихира 5, л 93; на стиховне стихира 1, л. 93 на об.; сред. кан. утр. п. 4, тр. 1, л. 129 на об.; гл. 3-й: нед. кан. воскр. п. 1, тр. 2, л. 171; пят. кан. утр. п. 3, тр. 2, л. 140 на об., и в других гласах Октоиха мы находим множество песнопений подобного содержания.
Октоих, гл. 1-й, вторн. веч. на Госп. воззв., стихира 1, л. 46.
Постная Триодь, лист 379. М. 1895 Сравни: Октоих гл. 1-й: суб. на вел. веч. стих. на стиховн. 3, л. 12 на обор.; нед. утр. седал. 2-й, л. 19; кан. крестовоскр. п. 6, тр. 1, л. 22 на обор.; икос воскр., л. 23; кан. воскр. п. 8,тр. 2, л.24; кан. крестов. п. 9, тр. 2, л. 24 на об.; стих. на хвалит. 5, л. 25 наоб; гл. 2 й: троп. воскресн. 2-го гласа, л. 94; Богородичен 1-го сед. на нед. утр. л. 99; нед. кан. воскр. утр. п. 3, тр. 2, л. 100 на об.; кан. крестов. п. 6, тр. 1, л. 102; кан. воскр. п. 9, тр. 2, л. 103 на об.; по славословии тропарь, певаемый на гласы: 2, 4, 6 и 8, л. 105; кан. среды, п. 8, тр. 2, л. 131 на об.; гл 3-й: суб. на вел. веч. на Госп. воз. стих. 6, л. 163; на стиховне стих. 3, л. 164 на об.; нед. утр. седал. 2-й, л. 170, кан. крестовоскр. п. 7, тр. 2, л. 173 на об ; и множество подобных песнопений других гласов Октоиха.
Октоих, 5 глас, в пяток, блаженна 3, л. 60 на обор.
Триодион, в четверг 4-й седмицы, канон песнь 4, тропарь 1-й, л. 203; сравни: недел. 3 Поста, утр. на хвалит. стих. 3, л. 186; пят. 4 й седм. утр. 3-й канон, песнь 8, тр. 2, л. 210; Октоих, гл 7-й, сред утр. кан. песнь 7, Богородичен, л. 183 на об.; гл. 8, пят. утр. кан. п. 8, тр. 2, л. 272 на об.
Цветн. Триодь, л. 192 на обор. М. 1905.
Октоих, песнь 4, троп. 1-й, лист 21.
Октоих, недел. воскр. кан., песнь 7, тр. 2, л. 172 на об. Сравни: гл. 1-й, Нед. на утр. кан. воскр. п. 4, тр. 1, л. 21; гл. 3-й, вторн. веч. на Госп. воз. стих. 3; гл. 5 й, вторн. веч. на Госп. воз стих. 6 л. 35; гл. 6-й, суб. на вел. веч. на Госп. воз. стих. 6, л. 79; нед. кан. крестовоскр. п. 5, тр. 1, л. 87 на об.; гл. 7 й, нед. утр. седал. 2-й, л. 153; кан. воскр. п. 7, тр. 1, л. 156 на об.: п. 8, тр. 2, л. 157; сред. кан. п. 6, Богородичен, л. 183: п. 8, тр. 1, л. 184; гл. 8-й, пят. утр. кан. песнь 5. тр. 2-й, л. 270 на об. Триодь Постн., Вел. Суб утр. статья 2 я, стих 14, л. 377; кан. Вел. Суб. утр. п. 1, тр. 3, л. 372 на об. Триодь цветн. кан Вознес. п. 1, тр. 3 (слава), л. 192 на об.
Октоих, 8 гл. вторн. веч. на Госп. воз., л. 353 на об.
Триодион, Вел. Суб. статья 2, ст. 2, л. 376 на об. Сравни; Октоих, гл. 1-й, нед. кан. крестовоскр. п. 1, тр. 1, л. 20; п. 6, тр. 2, л. 22 на об ; суб. на вел. веч. стиховн. стих. 1; гл. 4 й, нед. кан. воскр. п. 4, тр. 1, л. 156 на об.; пят. кан. п. 4, тр. 2, л. 188; гл. 5-й, сред. блаженны 2 и 5 л. 43 и 43 на об.; гл. 6-й, нед. кан. воскр. п. 9, т. 1, л. 90; пят. кан. п. 4 тр. 2, л. 132 на об.; п 9, тр. 2, л. 135; гл 7-й, сред. утр. кан. п 1, Богородичен, л. 181; сред. утр. блажен. 6, на: и ныне, л, 186, пят. утр. кан. п. 4, тр. 2, л. 199; гл 8-й, суб. вел. веч. стиховн. стих. 4, л 214; троп. воскрес, 8 гласа, л. 214 на об ; нед. утр. кан. воскр. п. 1, тр 1, л. 221; вторн. веч на Госп. воз. стих. 2, л. 245 на об.; пятн. утр. кан. п. 9, Богородичен, л. 273 на об. Триодион, нед. крестопокл. на целов. креста, стих. 3, л. 186 на об., нед. Ваий, на мал. повеч. трипесн. п. 1, тр, 7, л. 313; Вел. Суб. утр. статья 2, ст. 1, л. 376 на об.
Октоих, глас 1-й, вторн. веч. на Госп. воззв., стихира 1, л. 46.
Канонник, лист 143 на обор.144. М. 1894; сравн.: л. 144 на обор.
Октоих, седален 1-го гласа в среду на утрени, лист 49 на обор.
Сентябрьская Минея, л. 123. Москва. 1885.
Сентябрьская Минея, л. 119 на обор. 120. Москва. 1885.
Творения святого Афанасия Великого ч. I, стр. 217. Св. Троицко-Сергиевская Лавра. 1902.
Послания св. Игнатия Епископа Антиохийского, л. 3 на об. Киево-Печерская Лавра. 1824.
Творения св. Григория Богослова, т. I, стр. 201.
Творения святителя Симеона Нового Богослова, т. II, слово 66-е, стр. 150–152.
Творения святого Афанасия Великого ч. I, стр. 203; ч. III, стр. 435.
Творения святого Афанасия Великого ч. I, стр. 260.
Творения святого Афанасия Великого ч. Ill, стр. 462–463.
Творения святого Афанасия Великого ч. II, стр. 230.
Творения святого Афанасия Великого ч. I, стр. 198.
Творения святого Афанасия Великого ч. I, стр. 249.
Творения святого Афанасия Великого ч. I, стр. 201–202; сравн.: стр. 217.
Творения святого Афанасия Великого ч. II, На ариан слово второе, стр. 351–352.
Творения святого Афанасия Великого, ч. И, стр. 222.
Творения святого Афанасия Великого, ч. I, стр. 222.
Творения святого Василия Великого т. I, Толкование на пророка Исаию, стр. 406–407. СПБ. 1911.
Добротолюбие, т. I, стр. 127.
Твор. святителя Иоанна Златоуста, Беседа на псалом 41, т. V, кн. I. стр. 158. СПБ. 1899.
Творения святого Афанасия Великого, ч. 1, стр. 223.
Октоих, гл. 1, вторн. веч. на Госп. воз. стихира 2, л. 46.
Сравни: Октоих, глас 1-й: суб. на вел. веч., стиховн. стихиры 1 и 2, л. 12; седал. 1 и 2 воскрес. л. 19; конец песнопения: «Воскресение Христово видевше...» л. 19 на об.; нед. кан. воскр. п. 1, тр. 1, л. 20; п. 5, тр. 2, л. 22; нед. хвалит. стих. 2, л 25; и восточна 1, л. 25 на об.; тропарь по вел. славословии (на гл.; 1, 3, 5 и 7) л. 25 на об.; Богородичен по еванг. утр стихире. Преблагословенна еси...» л. 26; нед. блаж. 4, л. 26; вторн. веч. на Госп. воз. стих. 2, л. 46; стиховн. стих. 1, л. 46 на об.; сред. утр. кан. п. 3, тр. 1, л. 51; п. 6, тр. 1, л. 52 на об.; пят. утр. кан. п. 7, тр. 1, л. 72; глас 2-й : Богородичен 1-го воскр. седальна утр. л. 90; нед. утр. кан. воскр. п. 1, тр. 1, л. 100; кан. крестов., п. 1, тр. 1, л. 100 на об.; кан. воскр. утр. п. 3, тр. 2, л. 100 на об.; п. 7, тр. 1, л. 102 на об.; кан. крестов., п. 9, тр. 2, л. 104; нед. хвалит. стих. вост. 3. л. 104 на об.; сред. утр седал. 1-й, л. 128; кан. сред. утр. п. 7, тр. 2, л. 131; сред. утр. стиховн. стих. 1, л. 132; глас 3-й: суб. вел веч. на Госп. воз. стихира 1, л. 163 на об., стиховн. стих. 4, л. 164 на об.; тропарь воскресен 3-го гласа и Богородичен, л. 164 на об. и л. 165; нед. утр. седал. 1-й, л. 169 на об; и седал. 2-й, л. 170; кан. воскрес. п. 1,тр. 2, л. 171; п. 9, тр. 2, л. 174, блаженна 2 и 4, л. 176, и многия песнопения подобного содержания в остальных гласах Октоиха.