Является ли Бог «небесным тираном»?
Содержание
Ужас перед «небесным тираном» Поклонение тиранам Реальные ситуации угнетения от имени религии Тирания как дьявольская пародия на Царство Что значит слово «тиран» Бог не властолюбив «Видевший Меня видел Отца» Прославление Бога Смиренный Владыка Зачем нужен образ «злого Бога»
Ужас перед «небесным тираном»
Знакомясь с атеистическими нападками на нашу веру, трудно не удивиться их эмоциональному накалу. Христианство представляется многим борцам с ним – как знаменитым, так и малоизвестным авторам в интернете – не просто ошибочным, а чем-то невыносимо ужасным, отвратительным, достойным ненависти.
Сама мысль о том, что Бог, возможно, реален, является предметом острой фобии, на нее реагируют не спокойными возражениями, а бурным взрывом возмущения.
Конечно, возможно и гораздо более спокойное неверие. Например, Умберто Эко, как и некоторые другие неверующие, даже способен умилиться истории о Боге, Который нисходит в мир, чтобы спасти Свои мятежные творения, – полагая её хотя и человеческим измышлением, но измышлением гениальным, преобразившим мир и создавшим ту цивилизацию, которую мы знаем и ценим.
Но многие реагируют на христианство с острым ужасом и отвращением, которое хорошо излагает, например, известный атеистический публицист Кристофер Хитченс.
Вот что он говорит в одном из своих выступлений:
«Это тоталитарная вера, это желание быть рабом, это желание существования неизменной, неуязвимой тиранической Власти, которая может обвинить вас в мысленном преступлении, пока вы спите, которая подвергает вас тотальному круглосуточному наблюдению, каждую минуту вашей жизни бодрствования и сна, а настоящее веселье начинается после вашей смерти, когда вы попадаете в небесную Северную Корею... Кто, кроме раба, хотел бы себе такой ужасной судьбы? Кто хотел бы, чтобы это было правдой?»
Этот атеистический аргумент – христианство есть поклонение небесному тирану – стоит рассмотреть подробнее.
Поклонение тиранам
Что, собственно, Хитченс имеет в виду? ХХ век видел много примеров того, как восторженные толпы окружали богоподобным поклонением чудовищных злодеев и наделяли их чертами исключительной доброты, мудрости и гениальности.
В документальном фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли» показан съезд нацистской партии в Нюрнберге в 1935 году. В первых кадрах появляется самолет, на котором Гитлер через облака (явная пародия на Второе Пришествие) прибывает в город.
Потом он едет в открытой машине, приветствуя толпу, и огромные массы народа – которые стоят на улицах и выглядывают из окон – встречают его бурным ликованием. На всех лицах: молодых и старых, мужских и женских, написан невероятный восторг и энтузиазм.
ХХ век познакомил мир с феноменом «промывания мозгов» – когда повиновение, вызванное ужасом перед неодолимой властью, которая может по своему произволу причинять страдания и убивать, переходит в искреннее преклонение и восторг.
Технология «промывки мозгов» основана на том, что человек не может долго удерживать дистанцию между тем, что он говорит, как он поступает, и своими мыслями. Заставьте человека скандировать лозунги из-под палки – и через какое-то время он станет ревностным адептом вбитой в него идеологии. И еще будет доносить на своих соседей за недостаточно восторженный образ мыслей.
Например, когда человек, родные которого были казнены, а он сам потерял все зубы за годы, проведенные в лагере, горячо и искренне прославляет вождя, даже когда этот вождь больше не может до него дотянуться.
Нечто похожее происходит (в меньших масштабах) в тоталитарных культах – когда, например, «гуру» нещадно эксплуатирует адептов и открыто спит с их женами. Причем чем более безумно и аморально он себя ведет, тем более горячую преданность проявляют к нему адепты.
Известное явление представляет собой и «стокгольмский синдром», когда заложники, захваченные бандитами или террористами, быстро проникаются сочувствием к их «правому делу» и сотрудничают с ними уже не из-под палки, а вполне искренне.
В гениальном рассказе Владимира Набокова «Истребление тиранов» герой переходит от вcепожирающего желания убить диктатора к какому-то извращенному и болезненному «покаянию», когда он, наоборот, впадает в восторженное поклонение тирану вместе с празднующей толпой.
С той точки зрения, которую озвучивает Хитченс, вера в Бога представляет собой аналогичное явление: ужас перед всемогущим и всеведущим небесным диктатором, который может заставить тебя страдать невыносимо и вечно, который никогда не умрет, никогда не будет свергнут, никогда не потерпит поражения, от которого никто и никогда не сможет тебя освободить – даже смерть.
Этот ужас переходит в раболепный восторг – сначала человек ползает на коленях, вымаливая пощаду, внутренне полный гнева и протеста, но сознавая свое бессилие. Потом всякое сознание свободы и достоинства в нём окончательно ломается, и он принимает единственно возможную линию поведения – пытается подольститься, понравиться, пробиться, если удастся, в приближенные.
В этой ситуации атеисты видят себя как герои-освободители, прометеи, несущие полыхающий факел знания в темную пещеру, где дрожат от страха поклонники небесного тирана, чтобы возвестить благую весть: «Товарищи! Небесного тирана, у которого вы вымаливали пощаду, к которому вы мучительно пытались подольститься, просто нет! И не было никогда! Вы можете проснуться от этого кошмара к свету разума и науки! Выходите, измученные, на свободу!»
Но вдруг оказывается, что верующие почему-то не спешат принимать это «благовестие». Они с ним спорят. Они его опровергают. Они настаивают, что Бог реален. Это вызывает немалое раздражение – и не случайно проповедь атеистов часто носит такой гневный характер. Обидно, когда ты, светлый эпический герой с сердцем Данко, пришел освободить людей от тирании, а они говорят «нет, спасибо».
Это напоминает случай, имевший место во время французской революции. Революционеры пришли в монастырь с радостной вестью: «Гражданки монахини! Старый режим пал! Тиран низложен! Теперь вы свободны покинуть эти мрачные стены и зажить по-человечески». Но монахини отказались – мол, мы все здесь по доброй воле, и хотим остаться. В конце концов революционеры их казнили.
В ситуации, когда расстрелы уже невозможны, остается только исходить гневом и яростью на уровне слов, выискивая всё более язвительные оскорбления и всё более причудливые обвинения.
Но в чём причина такого непонимания? Их несколько, и мы рассмотрим их по очереди.
Реальные ситуации угнетения от имени религии
Хотелось бы сказать, что описанная религия «раболепства перед небесным тираном» существует только как карикатура в головах атеистов. Но это было бы не точно. Попытки одних людей привлекать Бога для того, чтобы контролировать поведение других, стары как грехопадение. «Делай то, что я тебе говорю, иначе Бог тебя накажет» – это явление вполне обычное в истории религий.
В этом отношении показательна история Айян Хирси Али – женщины сомалийского происхождения, которая выросла в обществе с жесткими и репрессивными нравами, где все, а особенно женщины, должны были повиноваться пришедшим из глубокой древности обычаям, а любая попытка сделать шаг в сторону рассматривалась как попытка побега, за которую Всевышний непременно накажет вечным огнем.
Когда родня захотела насильно выдать Айан замуж за человека, которого она не любила (да и не знала), она сбежала в Европу. Там она обнаружила совсем другое общество. В нём она была вольна верить (или не верить) во что сочтет нужным, вступать в брак с кем сама изберет, и вообще сама принимать решения относительно своей жизни, не опасаясь сурового наказания.
Поскольку религия четко ассоциировалась у нее с угнетением, она сделалась яростной атеисткой – и присоединилась к «новым атеистам». Красивая, умная, образованная и красноречивая чернокожая женщина была с радостью принята атеистическим движением, которое давно страдало от упреков, что оно состоит почти полностью из «белых мужчин».
Годы она воевала с религией так, что её сопровождала охрана из-за угроз от бывших единоверцев. Но вот то, что ей писали христиане, заставило её задуматься. Они вели себя совсем не так, как она ожидала. Они отвечали на её яростные нападки кроткими, терпеливыми, благожелательными объяснениями своей веры.
Она решила подробнее узнать о христианской вере. Дело кончилось тем, что она убедилась, что атеистическая карикатура на христианство – это именно карикатура, и в конце концов уверовала во Христа.
Айан в свое время сбежала из среды движения «братьев-мусульман» и сейчас подчеркивает разницу между исламом и христианством. Разница эта несомненна. Однако нельзя сказать, что в христианской среде не бывает такого явления, как давление и запугивание именем Божьим.
Бывает, что люди и без того склонные к депрессии, выбирают себе наиболее строгую и суровую религиозную среду, где основным побудительным мотивом к благочестию оказывается страх геенны огненной. Священники, говорящие о прощении и любви Божьей, подсознательно воспринимаются такими людьми как «ненастоящие», недостаточно православные.
Как о своем опыте такой веры рассказывала одна женщина (в итоге покинувшая Церковь), «Я боялась вечернее правило пропустить, потому что я думала, что если в эту ночь Бог заберёт меня к Себе, я попаду в ад. Потому что мне было важнее поспать, чем молиться, я выбрала свою плоть, я выбрала себя».
Утрата такого рода веры действительно может переживаться людьми как освобождение. О том, что религиозность может принимать глубоко больной и искаженный характер, говорится непосредственно в Евангелии. Наиболее суровые слова Христа обращены к фарисеям, религиозным авторитетам, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф.23:4).
Но такого рода мрачная религиозность не является ни аутентичной, ни преобладающей формой христианства.
Статистика показывает, что в целом христиане психологически благополучнее неверующих, реже страдают депрессией, реже злоупотребляют веществами, гораздо реже совершают самоубийства – то есть негативные примеры не являются типичными1.
Тирания как дьявольская пародия на Царство
Есть известное высказывание: «Дьявол – обезьяна Бога». Падший дух создает подделки и пародии, искажения и карикатуры.
Я попробую привести пример. Во время открытия олимпиады 2024 в Париже была представлена издевательская пародия на один из самых известных шедевров в искусстве Итальянского Возрождения: – «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи.
Теперь представим себе человека, который никогда не видел фрески Леонардо. Всё что он видел – это упомянутая пародия. «Да какой же это шедевр! – воскликнет он – это какая-то запредельная пошлость и безвкусица, а посередине сидит какая-то жуткая размалеванная женщина и глупо улыбается. Какая гадость это ваше искусство Возрождения!»
Для человека, лишенного религиозного опыта (или того, чей опыт был глубоко искажен), представления о вере в Бога носят такой же пародийный характер.
Ирония примера с Северной Кореей в том, что Хитченс использует в качестве наиболее негативного примера – самого негативного, который он только смог найти, – атеистическое государство, в максимальной степени враждебное к вере в Бога.
Диктаторские режимы ХХ века, подданные которых в добровольно-принудительном порядке славили своих «гениальных вождей», были ожесточенно-атеистическими и провозглашали «научность» своих идеологий – и это никоим образом не случайность.
В знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» описано кошмарное тоталитарное государство, контролирующее мысли и чувства подданных – и в нем тоже запрещена религия. Оруэлл не был христианином, но он понимал, что атеизм тоталитарных диктатур не случайность, а неизбежная часть всего проекта.
Вся преданность и поклонение в тоталитарном государстве должны принадлежать любимому вождю – а что полагать истинным и как себя вести должна решать партия.
Вера в Бога неизбежно разрушает этот идеологический монолит – поскольку провозглашает, что вождь и партия вовсе не абсолютны, над ними есть Бог, и именно Ему принадлежит последнее слово. Подлинный Владыка мироздания, достойный преданности и поклонения – это Бог, а не «любимый руководитель». Его заповеди важнее требований партии. Поэтому, чтобы построить «Северную Корею» необходимо прежде всего избавиться от веры в Бога.
Такое общество, как мы отлично знаем из истории, является богоборческим и скорее отражает ад, чем Царство.
«Великий вождь», принимающий от своих поданных богоподобные прославления, ничуть не подобен Богу. Он как раз подобен сатане, тому, кто в своей гордыне пытается занять место, принадлежащее только Создателю.
Что значит слово «тиран»
Само слово «тиран» происходит из Древней Греции, где оно означало человека, насильно захватившего власть. Такой способ воцарения побуждал тирана помнить о том, что с ним могут обойтись так же, как он сам обошелся с предыдущим правителем – силой отстранить от власти и, вероятно, убить.
Поэтому тиран, как правило, был подозрительным и жестоким – он понимал, что не может полагаться на закон, обычай или добрую волю сограждан. Он должен уничтожить своих противников раньше, чем они – его. Что если при этом он погубит и невинных людей, которых напрасно заподозрил? Тирана это обычно мало беспокоило – лучше перестраховаться, чем получить нож в спину.
Правда, нередко тиранов губила именно паранойя – перепуганные приближенные приходили к выводу, что, раз всё равно никто не защищен от облыжного обвинения и казни, надо брать дело в свои руки и спровадить чрезмерно подозрительного государя на тот свет.
Со временем «тиранами» стали называть жестоких, беззаконных и подозрительных правителей – независимо от того, как именно они пришли к власти. Например, Ирода Великого, который приказал истребить вифлеемских младенцев, предполагая, что среди них может находиться Тот, в Ком он видел угрозу своей власти.
Тиран обладает ненасытным стремлением к власти и подавлению. Он хочет контролировать, как живут его подданные, о чем они говорят, во что они верят, о чем думают – он хочет залезть не только в каждый уголок их домов, но и их душ. И чем больше у него власти, тем в худшей беде находятся его подданные.
В наши дни люди выражают обоснованную тревогу в связи с теми возможностями, которые могут дать тираническому государству современные технические средства. Когда вы не можете выйти из дома, не попав в объектив следящих камер, присоединенных к системам искусственного интеллекта. Ваше лицо немедленно опознается и все ваши перемещения известны системе так, что она знает о вас даже то, что вы давно забыли.
Мысль о том, что кто-то может обладать всеведением – то есть вы не можете укрыться от его взгляда буквально нигде, и даже ваши мысли видны как на ладони, – на этом фоне вызывает ужас.
Почему? Очевидно потому, что речь идет о злом могуществе: вы не доверяете системе наблюдения и людям, которые ею пользуются, потому что не думаете, что они вам друзья и питают к вам любовь. Во взгляде следящей камеры нет ничего любящего.
Но даже в отношениях с людьми мы гораздо более открыты с теми, кому доверяем. Члены нашей семьи знают о нас то, что не знает никто другой. Мы можем «открыть душу» близкому другу или исповеднику. Мы не скрываем наших проблем от врача, потому что полагаемся на его компетентность и добрую волю.
Бог – это Тот, Кто обладает всесовершенной доброй волей; и, что важно отметить, Бог не стремится к власти. Это было бы нелепо, Он изначально обладает всемогуществом. Но поговорим о этом подробнее.
Бог не властолюбив
В отличие от любого земного правителя, Бог Библии не приходил к власти и не нуждается в том, чтобы её удерживать. Он – Творец мироздания, и всё во вселенной получает свое бытие только по Его воле.
Хотя комсомольцы 20-х годов ХХ века любили говорить о «свержении» Бога, творение может «свергнуть» Его не больше, чем Раскольников мог бы «свергнуть» Достоевского.
Между Богом и творением существует принципиальная качественная разница, как между Автором и персонажами. Персонажи изначально полностью зависят от автора – а Он никак не зависит от них.
Поэтому Бога не может интересовать удержание власти (Он не может её потерять) или её расширение (она уже безгранична).
Приписывать ему мотивы, которые часто стоят за поведением земных правителей (страх лишиться короны, а то и головы, связанное с ним желание укрепить и расширить свою власть) – значит совершенно не понимать, Кто Он такой.
В реальном тираническом государстве вам бы просто в голову не пришло бранить правителя – тем более в таких резких выражениях, как это делают в отношении Бога воинствующие атеисты.
А если бы вы всё же решились – ваша публицистическая деятельность на этом бы и закончилась.
В мире, сотворенном Богом, люди хулят Его, грешат против Него, отрицают саму Его реальность – и Он продолжает поддерживать их в бытии.
«Видевший Меня видел Отца»
Более того, Бог, в Которого верят христиане, воплотился в лице Иисуса Христа.
Христос говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9).
Господь Иисус Христос – это кто-то прямо противоположный тирану. Он «кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Все его чудеса – это чудеса милосердия.
Он исцеляет больных, освобождает бесноватых, кормит голодных – и никогда не использует Свое сверхъестественное могущество, чтобы причинить вред какому бы то ни было человеку. Даже когда Его оклеветали, неправедно осудили и предали мучительной смерти.
Христос – это такой Царь, Который умирает за своих подданных.
Как говорит пророчество о Нём, «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:6).
Библия говорит о том, что Бог сделался человеком, чтобы Его замучили и убили Его собственные творения – и Он сделал это ради их вечного спасения.
Когда Бог становится человеком, Он становится мучеником, а не мучителем. Он не попирает никого из людей – но Сам избирает быть попранным. Как говорится о нём в пророческом псалме, «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7) Он занимает самое последнее место, которое только можно занять, которое никто из людей не захотел бы занять по своей воле – на Кресте.
Его Царство – это нечто диаметрально противоположное царствам земным и особенно тираниям: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:42–45).
Прославление Бога
Земные тираны требуют себе восхвалений, клятв верности, постоянных доказательств преданности, которые могли бы облегчить их постоянную тревогу и беспокойство. Критики нашей веры любят указывать на то, что Библия постоянно требует прославлять Бога – и проводят параллели с каким-нибудь древневосточным деспотом или диктатором ХХ века.
Что же, скажем несколько слов о прославлении.
Что так возмутительно и неправильно в прославлении диктаторов? Первое, что бросается в глаза, – оно ложно. Они вовсе не являются ни заботливыми отцами народов, ни светлыми гениями, ни корифеями всех наук, ни благодетелями, ни спасителями. Это «лесть» в первоначальном смысле слова – ложь, неправда.
Лгать – аморально. Особенно аморально, когда ложь принимает массовые масштабы и принудительный характер, когда полный зал аплодирует речи тирана, и никто не смеет перестать первым.
Но возможно ли заслуженное прославление? Приведу простой пример. Полный зал аплодирует, но уже не диктатору, а кому-то другому. Скажем, гениальному композитору, шедевр которого только что был исполнен. Или врачу-подвижнику, которого публично награждают за его многолетние труды. Или ученому, который получает премию за свое выдающееся открытие. В этом случае происходящее вовсе не вызывает у нас ужаса, отвращения или насмешки. Это хорошо, правильно и уместно.
Бог христианской веры – Первоисточник всякого блага, истины и красоты. В гениальности людей искусства или доброте подвижников милосердия мы видим лишь отсветы Его света.
Когда мы встречаемся с абсолютным добром и красотой, благостью и мудростью, хвала и прославление – не просто естественная, но и должная, уместная и справедливая реакция.
Возвращаясь к примеру с великим композитором, мы можем заметить, что человек, не способный оценить его гениальность и быть за нее благодарным, увы, культурно неразвит. Он многого лишен – мир великой музыки остается за пределами его восприятия. Когда мы говорим ему: «Ты должен постараться культурно и эстетически развиваться, потому этот шедевр действительно достоин хвалы» – мы не требуем от него поклониться тирану. Мы призываем его приобщиться несомненному и подлинному благу.
Есть еще одна, может быть, более важная причина, по которой нас так возмущает поклонение тиранам, – это его гротескная, неуместная преувеличенность. Зарвавшийся диктатор менее всего похож на Бога и Спасителя – и воздавать ему славу, принадлежащую только Богу, есть чудовищный грех.
Это не просто обман, но обман космических масштабов. В таком случае люди не просто объявляют бездаря – гением, и злодея – великим праведником, но присваивают богоподобную славу человеку, и человеку очень плохому, потому что хороший человек, верующий он или нет, отверг бы такое поклонение с ужасом.
А вот когда мы прославляем Бога как Бога – мы делаем то, что в высшей степени хорошо и уместно, достойно и справедливо. Как говорится в Евхаристическом каноне,
«Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего; ибо Ты – Бог неизреченный, недове́домый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, тождественно сущий: Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, и падших восстановил опять, и не перестал совершать все, пока не возвел нас на небо и даровал будущее Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния Твои, совершившиеся на нас».
Бог – это Тот, Кто нас создал. Кто, после того как мы отпали в грех, нас искупил. Тот, Кто ведет нас к вечной и блаженной жизни. Радость, благодарность и хвала – в высшей степени правильная реакция на Него.
Смиренный Владыка
Тиран ищет возвыситься, попирая других людей. Бог делает нечто обратное – «из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего» (Пс.112:7). Христос нисходит до ада – чтобы поднять людей на небо. Как, например, пишет святой Апостол Павел,
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:4–10).
Бог-Спаситель возносит, а не попирает, раздает, а не отнимает, оживляет, а не убивает – Он во всех отношениях противоположен тирану.
Зачем нужен образ «злого Бога»
Но почему люди так настаивают на негативном образе Бога?
Однажды я переписывался с человеком, который приводил цитату из Евангелия о хуле на Духа: «Но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк.3:29). Делал он это с целью, которая может показаться необычной, – обосновать, что Бог является суровым и непрощающим. Вам достаточно по глупости сказать нечто безрассудное против Святого Духа – и всё, вы навсегда и окончательно отвержены независимо от ваших дальнейших поступков.
Конечно, это толкование ошибочно – на что указывает как ближайший контекст этого речения Господа, так и последовательное учение Писания.
Христос произносит эти слова в обличение фарисеев, которые приписывали Его чудеса «нечистому духу» (Мф.12:24–32). Фарисеи – авторитетные религиозные специалисты; они тщательно изучали Писание, и они не могли не знать о пророчествах, указывающих на приход долгожданного Мессии. Согласно этим пророчествам, Мессия будет совершать чудеса: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:5,6).
Они видят, как эти чудеса совершаются у них на глазах, в служении Господа Иисуса.
Но они предпочитают приписать эти, предельно ясные для них знамения силы Божией, «Веельзевулу, князю бесовскому».
Такой человек, увы, не может обрести прощения, потому что он его ожесточенно отвергает.
Но что если он раскается и примет деяния Святого Духа? Это может быть трудным делом, потому что каждый неправильный выбор – особенно выбор перед лицом самой Истины – ожесточает человека, и чем больше он ослепляет себя, тем более слепым становится.
Но если он всё же обратится, он будет прощен. Как говорит сам Христос, «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37).
Он не говорит: «А вот некоторым из приходящих ко мне Я припомню, как когда-то в прошлом они похулили Святого Духа, и изгоню их вон». Нет, Он ясно обещает принять всякого, кто приходит к Нему с покаянием.
Обычно такое объяснение принимается людьми с облегчением. Особенно если они думают, что когда-то в прошлом хулили Святого Духа.
Но интересно, что это не убедило моего собеседника. Ему почему-то хотелось считать, что Иисус в Евангелии обещал навсегда отвергнуть всех, попавшихся на хуле на Духа, – независимо от того, раскаялись они в этом или нет.
Но, собственно, почему?
Почему человеку хотелось создать себе образ «злого Бога», Который всё равно не простит, так что и искать прощения не нужно?
Потому что так работает грех – он глубоко искажает образ Бога. Более того, он хочет его исказить, потому что так гораздо легче. Блудный сын, который в глубине души понимает, как дурно он поступил, может начать корректировать в своем воображении образ Отца (да и старшего брата), чтобы сказать себе: «Отец был угнетатель и жизнь мне заедал, хорошо, все-таки, что я ушел».
Грешник создает себе образ Бога, которому лучше не попадаться, – и избавление от веры в которого можно представить большой радостью.
Но это самообман. Бог благ, Он принимает тех, кто приходит к Нему с покаянием. Люди, которых вы предали, могут отвернуться от вас навсегда. Но не Бог. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15).
* * *