Является ли христианство источником насилия?

Источник

Содержание

Христианство всех испортило? Кровавые страницы истории Откуда берется насилие? Можем ли мы проверить? Чему на самом деле учит христианство

Христианство всех испортило?

Один из постоянно провозглашаемых критиками христианства тезисов – «Христианская вера есть источник насилия». Сам по себе монотеизм (вера в единого Бога, исключающая признание существования каких-либо других богов), доктрина Искупления, даже Нагорная проповедь – всё объявляется источником насилия. И вся кровь истории – результатом библейской проповеди. Если бы христианства не было, полагают его критики, мы жили бы в гораздо менее насильственном, более мирном и справедливом мире.

Как говорил еще Шопенгауэр, «В самом деле, нетерпимость существенно свойственна лишь монотеизму: всеединый Бог по самой своей природе – Бог ревнивый, не допускающий существования никакого другого бога. Политеистические боги, напротив, по природе своей терпимы – они живут и дают жить другим: прежде всего они охотно мирятся со своими товарищами, богами той же религии, а затем терпимость эта простирается и на чужих богов, которые поэтому гостеприимно ими принимаются и впоследствии иногда получают даже права гражданства».

Современная исследовательница Регина Шварц в своей книге «Проклятие Каина: жестокое наследие монотеизма», утверждает, что христианский монотеизм порождает исключительность и жестокость. Как она пишет, «Будь то единичность (этот Бог против других) или тотальность (этот Бог – единственный Бог), монотеизм ненавидит, поносит, отвергает и изгоняет всё, что он определяет как находящееся вне его границ».

Вера в единого Бога, по словам Регины Шварц и тех, кто придерживается той же позиции, «формирует идентичность антитетически», «мы против них», «право верующие против язычников, иноверцев и еретиков», что приводит к масштабному насилию: «мы можем оставаться «нами», только если уничтожим «их».

В вину христианству ставится его эксклюзивизм: только наша вера истинна и спасительна, те, кто не разделяет её, заблуждаются самым ужасным образом.

Библия действительно исключает поклонение другим – ложным – богам. Как говорится уже в первой заповеди Декалога, Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20:2).

Более того, в христианстве есть догматика – набор обязательных вероучительных утверждений о Боге, так что человек, который отказывается их разделять, не может принадлежать к Церкви. Как не может принадлежать к Церкви и человек, открыто отвергающий заповеди Божьи (в наши дни хуже всего приходится заповеди «не прелюбодействуй»).

Но ведет ли это к насилию? Давайте разберемся.

Кровавые страницы истории

В обоснование тезиса о христианстве как причине насилия приводится масса исторических примеров: инквизиция, крестовые походы и, если человек знаком с отечественной историей, еврейские погромы и гонения на старообрядцев.

Эмоционально все эти примеры производят сильное впечатление. Я сам помню, как, будучи советским школьником, был напуган рассказами о страшных инквизиторах – и тихо радовался, что советская милиция бережет меня от них. Часть этих жутких рассказов просто неправда, «черная легенда», пропаганда, восходящая еще к эпохе борьбы Англии и Испании в XVI веке, творчески развитая французскими революционерами и подхваченная коммунистами.

Но жестокости и гонения под знаменами христианства – реальность. Люди действительно совершали ужасающие насилия и несправедливости от имени своей христианской веры. Более того, и сейчас мы можем видеть усилия по богословскому обоснованию насилия со ссылками на Писание и творения святых.

Разве не очевидно, что христианство было и остается источником насилия? Вообще-то нет. Коротко сказать: из того, что все на свете войны и репрессии совершаются во имя добра и справедливости (по крайней мере, так об этом всегда говорят те, кто их совершает) не следует, что добро и справедливость – источник насилия.

Но этот вопрос стоит рассмотреть более тщательно.

Откуда берется насилие?

Человек представляет собой тяжелую загадку для себя самого – и на уровне отдельных людей, и на уровне сообществ, и на уровне человечества в целом.

Некоторые люди платят деньги специалистам-психоаналитикам, чтобы те как-нибудь объяснили им, почему они ведут себя так странно и неприятно для себя самих. Что внутри них не дает им жить счастливой, полноценной жизнью, любить и принимать любовь других, строить гармоничные отношения, жить в мире и созидании.

Та же проблема – явный разрыв между тем, как должно быть, и тем, как мы ведем себя на самом деле, – существует и на уровне общества. Мы хотели бы жить в мире, справедливости и взаимной приязни, но мы явно так не живем.

Отношения между людьми и их группами пронизаны насилием. Даже мир (когда он держится) стоит не на любви и братской приязни, но на «равновесии страха». Насилие сдерживается страхом подвергнуться насилию.

Христиане связывают эту ситуацию с грехопадением, но замечают её не только христиане.

Феминистка Риан Айслер пишет в своей книге «Чаша и клинок»: «Почему мы охотимся друг за другом и преследуем друг друга? Почему наша жизнь переполнена чудовищной бесчеловечностью мужчин по отношению к мужчинам – и к женщинам? Как могут люди быть столь жестокими к себе подобным? Что постоянно склоняет нас к жестокости, а не к доброте, к войне, а не к миру, к разрушению, а не к созиданию?»

На этот вопрос существует три ответа. Христианство говорит, что мы сотворены благим Богом, но отпали от Него в грех – именно поэтому наша природа отмечена таким внутренним конфликтом. Руссоизм (это не единое явление, а целый куст идеологий, восходящих к французскому мыслителю XVIII века Жан-Жаку Руссо) отвергает первородный грех и полагает, что люди, будучи изначально хорошими, испорчены чем-то внешним – обществом, цивилизацией, воспитанием и т. д.

Наиболее могущественной из таких идеологий был марксизм, полагавший, что с переустройством общества явится и «новый человек», свободный от пороков прошлого. Третий ответ – ницшеанство, согласно которому насилие есть нормальная и необходимая часть жизни. Слабаки и неженки достойны только посмеяния, а мир принадлежит «хищному зверю, роскошной, похотливо блуждающей в поисках добычи и победы белокурой бестии...»

За критикой христианства как «порождающего насилие» нередко стоит какая-нибудь из руссоистских идеологий. Подразумевается, что сами по себе люди вовсе не склонны к насилию – их портит христианство и порожденная им цивилизация.

Стоит разрушить эту цивилизацию, подорвать влияние христианства, как явится дивный новый мир, в котором человек человеку будет друг, товарищ и брат.

Проблема такого рода критики в том, что она сравнивает реальный христианский мир с неким воображаемым идеалом: как оно должно было бы быть в теории, если бы люди были неиспорчены, добры и разумны. Как в песне Джона Леннона Imagine, где он предлагает вообразить мир без войн – и без религии. Воображаемый мир всегда будет намного лучше реального. Исторический христианский мир всегда проиграет утопии, именно потому, что она – утопия. Но обвинять христианство в том, что мы живем не в воображаемом, а реальном мире было бы поспешно.

Чтобы понять, принесло ли христианство больше насилия в этот мир, нужен какой-то другой метод.

Можем ли мы проверить, какой взгляд – христианский или руссоистский – верен? Действительно ли мир испорчен христианством и без него было бы лучше?

Можем ли мы проверить?

Можем ли мы подвергнуть тезис «христианство – источник насилия» научной проверке? Да.

Есть такое понятие – «контрольная группа». Оно используется, например, когда исследуют влияние определенного метода лечения.

Испытуемые разделяются на две группы. Одни получают новое лечение, другие нет. Затем ученые сопоставляют результаты. Сколько людей из первой группы пошло на поправку? А сколько из второй? Если первая группа, которую лечили новым методом, показывает лучшие результаты, чем вторая, «контрольная», значит, у нас есть основания признать новый метод эффективным.

Или, наоборот, исследуется вредность какого-то продукта. Люди, регулярно употреблявшие, скажем, кофе, сравниваются с контрольной группой тех, кто предпочитал травяной чай.

Контрольная группа необходима. Без неё мы легко впадем в самые глупые ошибки. Например, мы можем обратить внимание на то, что 95% известных серийных убийц употребляли в пищу огурцы.

Однако, перед тем как требовать запрета этого страшного овоща, мы должны задаться двумя вопросами. 1. Все ли люди, употребляющие огурцы, делаются убийцами? Может быть, хотя бы заметный процент из них? 2. Как обстоят дела в культурах, где огурцы не входят в традиционную диету? Есть ли там такой вид преступности?

Таким же образом мы можем проверить и утверждение «такая-то система взглядов делает людей более склонными к насилию» – при помощи контрольной группы. Мы можем сопоставить христианскую цивилизацию с другими. Если бы библейская вера порождала нетерпимость и насилие, мы бы видели определенный перепад: там, где преобладающей религией исторически является христианство, насилия больше, чем там, где его влияние было незначительно.

И первое, что нам бросится в глаза – это «голосование ногами». Массовая миграция происходит только в одну сторону: представители нехристианских народов едут в Европу, чтобы жить в условиях цивилизации, созданной христианским монотеизмом. Обратного процесса – чтобы европейцы, массово стремились влиться в цивилизации, не испорченные христианским влиянием и, предположительно, более гуманные и менее насильственные – мы не видим.

Кто-то скажет, что Европу сделало привлекательным местом для миграции не христианство, а эпоха Просвещения. Это может быть предметом отдельной дискуссии, но прежде всего нам стоит задаться вопросом – почему же Просвещение в таком случае не произошло в других культурах? Почему ценности, которые в наши дни ассоциируются с Просвещением, выросли именно на христианской почве?

Жан-Жаку Руссо было легко противопоставлять своего «благородного дикаря» испорченным сынам цивилизации. Он не только не видел никаких «дикарей», но и вообще не был близко знаком с неевропейскими культурами, которые счастливо избегли доминирования христианства.

В наши дни такое блаженное неведение невозможно.

Мы можем сопоставить историю христианского мира – и историю мира там, где христиан не было или они не пользовались влиянием. Например, великая индийская цивилизация, этот последний резервуар язычества, в некоторых отношениях противоположна христианской – и лишена именно тех черт, которые критики христианства считают провоцирующими насилие.

Индуизм настолько адогматичен, что религиоведы спорят о том, можно ли считать его единой религиозной традицией, или уместнее говорить о «индуизмах» как о разных религиозных системах, объединенных только принадлежностью к общему культурному миру индийского субконтинента.

В рамках индуизма существует огромное разнообразие перетекающих друг в друга божеств, философских школ, духовных практик, представлений о мироздании, мифов и повествований.

Хотя в индуизме существует такая практика, как бхакти – личная преданность определенному божеству, никто из индуистских богов не требует «да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Напротив, даже в рамках относительно близкого к монотеизму кришнаизма считается, что, поклоняясь другим божествам, человек в итоге поклоняется Кришне.

Создает ли это более терпимую и гуманную культуру?

Увы, нет. История индийского субконтинента полна жесточайшего насилия, а индуисты проявляют ничуть не более готовности жить в мире со своими соседями, чем все остальные. Относительно недавний эпизод – «Гуджаратский погром» в феврале-марте 2002 года, когда толпы индуистов напали на своих соседей-мусульман, желая отомстить за гибель паломников-индуистов в поезде, как утверждалось, подожженном исламскими экстремистами. Были убиты тысячи людей – тошнотворные подробности этих убийств мы приводить не будем.

История стран, где преобладает такая не-теистическая религия как буддизм, тоже полна трагических эпизодов, в том числе недавних. Ашин Вирату, буддистский монах из Бирмы, знаменит своим подстрекательством – увы, успешным – к погромам против живущих в стране мусульман.

Но мы можем взять контрольную группу не только в пространстве, но и во времени. Российская Империя, в которой православие было государственной религией, определенно не была раем на земле. Язвительному критику было бы на что обратить внимание. Но что произошло, когда влияние христианства было радикально подорвано и в стране воцарилась атеистическая диктатура? Что произошло с уровнем насилия?

Это не так трудно подсчитать. Оба режима вели учет смертных казней, и по этому показателю царская Россия была гораздо гуманнее.

Всего, по подсчетам дореволюционных исследователей, с 1825 года по 1905 год к смертной казни в царской России было приговорено 1397 человек, казнено 894 человека. Военно-полевые суды, действовавшие 8 месяцев с 1906 по начало 1907 г., вынесли чуть больше тысячи смертных приговоров, реально казнено 683 человека. Но 1906–7 годы – это самый пик царских репрессий, вызванных подавлением революции 1905 года.

Аналогичный пик для СССР – 1937–38 годы – пришелся на время, когда ничего похожего на революцию не было и советская власть утвердилась вполне прочно. Цифры эти тоже известны. Как сообщает Справка Спецотдела МВД СССР о количестве арестованных и осужденных органами ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ СССР из полутора миллиона арестованных в 1937–1938 гг. осуждено было 1.345 тыс., в том числе приговорено к высшей мере наказания 681.692. Некоторые исследователи говорят о несколько более высоких цифрах.

То есть СССР 1937–38 годов превосходит по числу казней царскую Россию 1906–07 годов почти ровно в тысячу раз. В несравненно более гуманном постсталинском СССР с 1962 по 1989 год было вынесено 24 422 смертных приговора, большинство из которых приведены в исполнение. Таким образом, в даже в относительно вегетарианские времена СССР казнил в десятки раз больше своих граждан, чем царский режим.

Таким образом, дела с насилием в нехристианском мире обстоят, по крайне мере, не лучше. А там, где от христианства сознательно отрекались, существенно хуже, чем там, где христианство имело влияние.

Причина насилия – явно не в нём.

И даже не в индуизме или буддизме. Причина в падшем состоянии человека – в том, что сама его природа повреждена грехом.

Руссоисткое представление о том, что человек сам по себе хорош, вот только его портит что-то внешнее – социальная среда, религия, репрессивная культура – ошибочно.

Хуже того, именно оно ведет к насилию, как мы увидели в ХХ веке на примере самого успешного руссоистского эксперимента – марксизма. Почему? Потому что если вы верите в то, что, как следует поднапрягшись, вы можете построить утопический мир из песни Imagine, мир добра, достоинства и справедливости, мир без войн и эксплуатации, никакая цена не покажется вам слишком высокой.

Когда оказывается, что какие-то плохие люди – помещики, капиталисты, кулаки, попы, монахи и т. д. – мешают этот мир построить, то их, в интересах всего человечества, справедливо и необходимо отправить в концлагеря и расстрельные рвы. Грядущие поколения только спасибо скажут, «история», оглядываясь из светлого будущего, «нас оправдает».

Те идеологии, которые отрицают зло в человеческом сердце, только помогают этому злу вырваться наружу.

Чему на самом деле учит христианство

Христианская вера в Творение, Падение и Искупление имеет огромное влияние на жизнь людей там, где эту веру принимают, и, в частности, она сдерживает насилие.

Вера в Единого Бога означает, что все люди: наши друзья и враги, ближние и дальние, сограждане и иноплеменники, – сотворены именно Им. Как сказал один человек, «вы не можете любить художника и ненавидеть его картины».

Каждый человек лично, индивидуально сотворен Богом по Его особому замыслу. Как говорит псалмопевец, «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13).

Каждый человек дорог Богу и является носителем Его образа. Любое насилие, любое попрание человеческой жизни и достоинства есть оскорбление самому Богу. «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» (Притч.17:5).

Все люди драгоценны в очах истинного Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим 2:4).

Более того, за этого человека умер Христос. Бог настолько высоко ценит Свои творения, что Сам воспринял на Себя человеческую природу, сделавшись одним из нас, людей, во всем подобным нам, кроме греха, и принял муку и смерть ради каждого человека.

Конечно, история христианского мира полна греха.

Однако опровергать примерами этого греха христианскую веру – значит совершенно не понимать, чему она учит. Христиане грешили и грешат. Более того, злонамеренные люди использовали (и еще будут использовать) христианство в своих целях. Как они используют науку, права человека, идею прогресса, справедливости и чего угодно еще.

«Весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Человек восстал против своего Создателя и глубоко повредил свою природу, так что «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9). Как говорит Христос, «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21–23).

Христианство есть религия спасения. И мы нуждаемся в спасении именно потому, что мы – грешники.

Покаяние предполагает осознание того факта, что и ты сам удобопреклонен ко всякому злу и насилию. Ты не рыцарь в сияющих доспехах, который выходит на битву с драконом. Ты сам имеешь упорную склонность превращаться в дракона, особенно когда уверен, что дракон – это всегда кто-то другой. Больше всего зла творится теми, кто видит себя борцами со злом, а насилия – теми, кто хотел бы железной рукой искоренить всякое насилие и установить золотой век. Возвышенная фраза «Каждое насилие, о котором я узнавал, было как бы насилие надо мной лично» – принадлежит Феликсу Дзержинскому. Правда, он записал её до того, как сам стал прибегать к беспощадному и массовому насилию, чтобы построить «свой, новый» мир без насилия.

Вера в грехопадение (о которой на «Азбуке веры» есть отдельная большая статья1) удерживает человека от попыток строить рай на земле – а такие попытки исторически всегда оборачивались очень большой кровью.

Новый мир, в котором не будет зла и насилия, еще явится на земле – но не в результате героических усилий людей, а когда Христос вернется во славе, воскресит умерших и совершит суд над народами. Как говорит Пророк, «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6–9).

А пока, хотя христианство и не может искоренить зло из человеческой природы, оно его несколько сдерживает.

Человек, который хронически (и по эту сторону вечности неизлечимо) болен, может облегчить свое состояние правильной диетой и лекарствами.

Люди, которые станут уверять его, что это как раз из-за диеты и лекарств ему плохо, так что их следует отбросить, окажут ему медвежью услугу. Ему станет только хуже. Об этом убедительно свидетельствует наша трагическая, в том числе недавняя, история.

* * *


Источник: Худиев С.Л. Является ли христианство источником насилия? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 09.09.2024.

Комментарии для сайта Cackle