Источник

Глава 21. Чудеса от св. икон после 7-го Вселенского Собора

Весьма много чудес от св. икон совершилось после вселенского седьмого собора до наших дней, – в продолжении тысячи ста двадцати лет. Укажем только на весьма немногие из них за трудностью описать все известные нам, для чего потребовалось бы составить большую книгу.

Августа 29-ого в 892 году в женской обители города Солуня скончалась великая подвижница Феодора Солунская, память которой празднуется 5-го апреля. Жизнь и чудеса ее несомненно описаны современником ее83. Спустя 11 дней после кончины ее из лампады, которая повешена была над гробницею ее, стал в обилии изливаться благоухающий елей, как изливается вода из кипящего сосуда. Молва об этом разнеслась по городу и сбежалось множество народа, так что монастырь не мог вместить всех. Под ломпадою поставили сосуд для принятия елея и «он, говорил жизнеописатель, изливается доселе; кто же не верит этому, пусть будет очевидцем чуда, как и я; и да не неверует словам моим».

Живописец Иоанн, не видавший святой и не бывавший в монастыре, где она жила, видит себя во сне, как бы он находится у гроба ее, а от лампады истекает елей в глиняный сосуд. На утро он пришел на рынок и встретился с знакомым ему человеком, а тот повел его в монастырь Феодоры, чтобы там поставить икону первомученика. Взошедши в монастырь и в церковь, живописец понял свое видение, в точности соответствовавшее действительности, и рассказал об нем.

На другую ночь он увидел, как бы он изображал преподобную Феодору на иконе; тоже повторилось и в следующую ночь. В этом он увидел Божие изволение, чтобы написана была икона ее. Он изобразил ее с великим усердием и благоговением такою, какою она являлась ему в видениях, не спросил никого об ее виде и чертах лица и с Божиею помощию написал ее точно такою, какою она была в своей молодости. Богу угодно было явить, какою она обладала красотою, когда отреклась от мира. Спустя некоторое время и от честной иконы ее, от ладони правой руки стал истекать благоухающий елей и под нее поставили сосуд для принятия его. Разнеслась опять весть об этом по городу и сбежались многие, неся больных, и все исцелялись: параличные, бесноватые, прокаженные и другими болезнями страдавшие.

Один человек, по имени Илия, родом амаликитянин, верою иконоборец, несмотря на убеждения священников и мирян, не обращался в православную веру. В один день встретил его знакомый, по имени Феодор, который имел великое благоговение к преподобной. Дабы привести друга своего к благочестию, он рассказал ему о различных чудесах, которые совершаются через миро, истекающее от иконы преподобной. Илия умилился сердцем и сказал: пойдем, я посмотрю на эту икону и, если ты говоришь правду, я отрекусь от веры отцов моих. Пришедши, он увидел святой елей, истекающий от иконы, и заплакал, пав лицом на землю, и, вставши, помазал миром место своей ноги, в котором была страшная боль и внезапно получил исцеление. Возблагодарив Бога, оно облобызал икону преподобной и обратился в православную веру.

Впоследствии миро изливалось от мощей ее – от левой ноги. Иеродиакон Троицкой Сергиевой Лавры Зосима, путешествовавший на восток в 1420 году, свидетельствует в дошедшем до нас описании его путешествия, что он сам видел, как миро истекало от левой ноги преподобной и к тому месту подставлены были сосуды, самые одежды ее пропитывались миром и каждый год снимались и раздавались верным на освящение и надевались вместо их новые: «она же лежит, аки жива суща. И сия вся сподоби мя Христос видетии поклонитися».

В 944 году по Р. X., как мы уже видели, совершилось много чудес от нерукотворенного образа Спаса во время перенесения его из Едессы в Константинополь, и в самой сей столице во время крестного хода на глазах всех исцелен через сию икону расслабленный ногами, как пишет современник этих событий.

В конце десятого столетия св. равноапостольный великий князь Владимир озарил Россию светом христианской веры. Много, очень много и в ней совершилось чудес от св. икон, особенно же от икон Божией Матери. В 1853 году издана большая книга под названием: Слава Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вторая половина ее посвящена описанию чудотворных икон Богоматери в России. Описано в ней более ста сорока св. икон Божией Матери, которые прославлены чудесами; но в той книге описаны еще не все чудотворные иконы Богоматери, известные в России, а некоторые явились вновь после издания книги. В одной Москве находится не менее 20-ти чудотворных икон Богоматери. Описано в сей книге много и чудес, совершенных через иконы Богородицы.

Чудотворные крест и икона Богоматери Ржевские

Духовные и гражданские власти в России еще в древние времена относились с особенным вниманием и осторожностью к делу признания св. икон чудотворными; ими производились точные дознания и следствия о чудесах от икон, вновь являвшихся. Так в 1539 году в Оковецкой волости, в Ржевском уезде, ныне в Осташковском уезде, Тверской губернии, в дремучем лесу на городище Цыршенском84 объявились чудесами крест и икона Божией Матери с Богомладенцем на левой руке; на той же стороне иконы изображен был и святитель Николай. На этом месте слышан был звон, от икон виден был свет, а также видели дивного всадника на коне и в продолжении одной недели совершилось 27 исцелений. Инок Стефан отправился в Москву с описанием этих чудес. Митрополит задержал его у себя, запретив ему выходить из дома, и составил по сему делу совет из епископов и архимандритов. В это время с городища прибыл в Москву священник Григорий с лучшими из прихожан Оковецкой волости и принес описание 15 исцелений, кроме 27, записанных иноком Стефаном. Митрополит, прочтя список, прослезился, перед обедом пошел к царю Ивану Васильевичу и представил ему инока Стефана и священника Григория. Царь и бояре долго расспрашивали их и решено было послать для исследования на месте. Царь послал Феодора Палицына, а митрополит – Благовещенского священника Григория. Между тем знамения и чудеса от креста и иконы продолжались.

Посланные для освидетельствования прибыли на место, с намерением сделать подробный и строгий обыск. Но Богоматерь избавила их от долгого труда. В самый день прибытия их на городище 170 человек получили исцеление, а ночью еще 42 человека. Посланные описали, что видели и слышали, освятили воду, и с донесением и святою водою от чудотворных иконы и креста послали к царю священника Неклюда Остафьева. Царь, по совету с митрополитом и боярами, повелел на том месте, где явился крест, воздвигнуть храм происхождения честных древ, а на месте явления иконы Богоматери поставить храм Одигитрии с пределом во имя св. Николая чудотворца, заповедав срубить те деревья, на которых явились икона и крест, и над пнями их поставить престолы сих церквей. При освящении храмов, на утрени исцелены были четыре человека, Кроме того еще три княгини получили исцеления от этой святыни.

Царь пожелал видеть Ржевскую икону85 и крест и послал за ними дьяка Афанасия Курицына и Новинского игумена Исаию. Икона и крест подняты 26-го декабря 1540 года. На пути в Ржев 9 человек получили исцеление, в селе Рождественском под Москвою исцелена одна боярыня. Иконы прибыли в Новинский монастырь 9-го января86. Здесь встретил святыню царь и митрополит с освященным собором. Митрополит сам взял икону Богоматери, Новинский игумен Исаия – крест и внесли в новосозданные храмы во имя Ржевской Богоматери с пределами честного креста и св. Николая чудотворца; церкви тогда же были освящены, а икона и крест перенесены в Успенский собор. Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, но не так, как на том месте, где они явились, иконы отпущены с крестным ходом из Москвы 11-го июля. Через неделю икона и крест прибыли на свое место в городище и тогда же 17 человек получили исцеление, на другой день 4, на той же неделе еще 6 человек, нам зрящим, заключает составитель сказания.

В Москве в церкви, построенной на Тверской улице в память принесения иконы и креста, оставлен список с иконы Богоматери и учрежден был туда ход 11-го июля, в день обратного провожания их. Достоверность этих событий и описания очевидцем не подлежит сомнению. Кроме того современный летописец внес в летопись под 1540 годом краткое сказание о принесении из Ржева св. креста и иконы в Москву87.

Явление Казанской иконы Богоматери

Не менее замечательно также по чудесам и ясным доказательствам достоверности сказание об явлении Казанской иконы Божией Матери в том же шестнадцатом столетии. Казань, столица магометанского царства, пала в 1552 году после упорного сопротивления перед грозным русским царем Иоанном Васильевичем. Быстро стала распространяться в этой стране св. вера при первых святых архипастырях Казанской церкви Гурие и Германе, которые наделены были великими дарованиями и природы и благодати, но при их преемниках, скоро следовавших один за другим, успехи веры стали ослабевать. В 1579 году 23-го июня Казань, по Божию допущению, много пострадала от страшного пожара. Последователи Магомета видели в этом гнев своего бога за утверждение в их городе христианской веры. В это время Господь даровал православной церкви чрезвычайную помощь преславным явлением иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Событие это описано очевидцем его пресвитером, впоследствии митрополитом Казанским и наконец патриархом Московским, Гермогеном. Не далеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца и в этот пожар сгорел. Прежде чем стрелец начал строить новый дом на своем пепелище, десятилетней дочери его Матроне стала являться икона Богоматери во сне. В первый раз икона Богоматери явилась ей в том же месяце июне и Богоматерь велела сказать воеводам и архиепископу, что икона ее находится в земле на том месте, где был дом отца ее. Дочь сказала о видении своей матери, но та не обратила на этот сон внимания. Видение девице повторялось, но мать по-прежнему оставляла без внимания рассказы дочери. Наконец девица во время сна в полдень сверхъестественною силою перенесена была на средину двора; здесь она увидела икону Пресвятой Богородицы, от лица которой исходили огненные лучи столь страшные, что Матрона думала, что будет сожжена ими. Вместе с сим от иконы раздался грозный голос: «если ты не поведаешь глаголов Моих, Я являюсь в другом месте, но ты будешь болеть, доколе не лишишься жизни». Пораженная сим девица долго лежала, как мертвая. Очнувшись громко стала звать свою мать и рассказала о явлении. Обе отправились к правителям города и архиепископу, но им не поверили. Это было 8-го июля. Возвратившись домой, мать и другие стали копать землю на показанном девицею месте, копали долго и изрыли все место, но ничего не нашли. Девица взяла заступ и начала с другими рыть место, бывшее под печью дома, и вот на глубине двух локтей в двенадцатом часу дня открылась икона Богородицы с Предвечным Младенцем, завернутая в рукав ветхой суконной одежды вишневого цвета, светлая, без порчи красок, как будто вновь написанная. Обретенная икона, сопровождаемая архиепископом Иеремиею с крестным ходом, при колокольном звоне, перенесена сперва в ближайшую Никольскую церковь. Нес ее священник, впоследствии патриарх Московский Гермоген, описавший явление ее. «И припадох, говорит он, к Богородицыну образу и потом поклонихся архиепископу и благословение испросих, о еже бы повелел взяти ми причудную Богородицыну икону, архиепископ же благослови мя и повел взяти ми... и идох со иконою в близ сущую ту церковь святого Николы, иже зовется Тульской». По совершении в Никольской церкви молебствия, св. икона несена была в Благовещенский собор. На пути ею исцелен слепец Иосиф, который уже три года ничего не видел. По принесении ее в собор исцелел другой слепец Никита. Так в виду всех начались чудотворения притекающим к сей св. иконе. Покоритель Казани царь Иоанн Васильевич, получив описание явления и чудес иконы и список с нее, повелел на месте явления ее устроить женскую обитель и здесь поставить чудотворную икону Владычицы. Девица Матрона, обретшая святыню, постриглась с именем Мавры и впоследствии была сделана настоятельницею монастыря. Краткое сие наше сказание составлено по древнейшей рукописи, хранящейся в Московской Синодальной библиотеке (N 982), которая признается подлинным рукописанием самого Гермогена88. Во всяком случае несомненно, что описание явления этой иконы и 16 чудес от нее составлено Гермогеном в 1594 году при жизни современников и очевидцев события и дошло до нас в неповрежденном виде, как доказывают и другие древние списки этого описания между собою вполне согласные.

Глава 22. Чудеса от св. икон в 19-ом столетии

От Смоленской иконы Богоматери и от иконы Спасителя в Берлюковской пустыни

Оставляя многочисленные чудеса от св. икон в предшествовавшие века, укажем из многих известных нам на некоторые чудеса, совершенные через св. иконы в нашем отечестве в наш девятнадцатый век и в наши времена и засвидетельствованные лицами достоверными или самими исцеленными.

Города Казани комендант генерал Стефан Николаевич Кастеллий немалое время чувствовал в ногах своих столь великую боль, что не мог ступать на них без помощи четырех человек, и так как не находил уже более никаких средств к излечению себя, то прибегнул с усердием и твердою верою к Божией Матери. Как комендант, он не мог оставить города и потому – испросил письменно у Его Императорского Величества позволение отлучиться из города в Седмиозерную пустынь, которая находится в 18 верстах от города.

Января 24 дня 1804 года во время вечерни прибыл в пустынь и четырьмя человеками был введен или, лучше сказать, внесен в церковь. Облобызав чудотворную икону Божией Матери (Седмиозерную Смоленскую) и возвратившись в приготовленное для него помещение, он вымазал на ночь ноги елеем из лампады от той иконы и вскоре почувствовал уменьшение боли в ногах; на другой день, по выслушании утрени, литургии и акафиста, он объявил у себя в комнатах настоятелю и братии, что в левой ноге он не чувствует никакой боли, а чувствует только небольшую боль в икре правой ноги; через несколько дней и совершенно от болезни освободился. Составлено было тогда же описание этого исцеления и под ним подписался исцеленный яко сие означение есть истинное, в том свидетельствую Казанский комендант генерал-майор и кавалер Кастеллий89.

В 1829 году от иконы Спасителя в Берлюковской пустыни Московской губернии совершено пять исцелений: 1) Крестьянская вдова Авдотья Тихоновна исцелена от головной и глазной боли. 2) Сын крестьянина деревни Чижевой Стефан, имевший сухие и синеватые ноги, не ходил, будучи уже пяти лет; по совершении молебна с водосвятием перед иконою Спасителя он начал ходить свободно на третий день и ноги стали улучшаться. 3) Дочь крестьянина сельца Мишнева Анна исцелена от продолжительной глазной болезни столь сильной, что не могла сама по себе ходить; она чувствовала постоянную в глазах резь и из них постоянно текли слезы. 4) Солдатская вдова Марья Яковлева, 17 лет страдавшая беснованием, после неоднократных молебствий перед образом Спасителя, освободилась от одержавшей ее болезни. 5) Крестьянская дочь деревни Исакова Марья Яковлевна исцелена от рези и лома в глазу после безуспешного многолечения у врача. Об этих исцелениях, по распоряжению Московского митрополита Филарета, сделаны были обстоятельные дознания тремя разными благочинными, по месту жительства исцеленных, и многие свидетели подтвердили действительность этих исцелений. Описания их напечатаны в Христианском чтении90.

Исцеление от Казанской иконы Богоматери в Симоновом монастыре

В 1832 году огласилась в Москве в Симоновом монастыре чудотворною икона Божией Матери, именуемая Казанская. Купеческая дочь из Тамбова Наталья Бенедиктова Жмаева, по любви к девству, тайно оставила жениха и дочь родителей и, по совету прозорливого старца Серафима Саровского, ходила по разным святым местам, но простудилась так, что у ней открылись на руках и ногах раны, а по временам были с нею сильные обмороки. Бывши в Москве, она, после разных видений, нашла в Симонове монастыре Казанскую икону Богоматери, перед которою исцелела 21 августа.

Через 12 лет, в 1844 году от этой же иконы получил исцеление девятилетний сын цехового Ивана Эберта Егор, Крещенный и воспитанный в лютеранском исповедании. По сердечному своему желанию, он с дозволения родителя присоединился к православной церкви. Сам отец присоединенного отрока лютеранин Эберт письменно заявил, что сын его Егор с 1843 года был весьма болен, а с 1844 года одержим был падучею болезнию, против которой врачи не могли дать ему пособия и больной пожелал присоединиться к православной церкви. Он был присоединен 23 мая и был так слаб, что ни одной минуты не мог стоять не падая; в тот же день он пожелал, чтобы отвезли его в Симонов монастырь. Июня 1-го священник, присоединивший его, увидел его в монастырской гостинице совершенно здоровым и бегающим. На вопрос: какими лекарствами тебя лечат, он отвечал: «ничем, кроме того, что хожу каждый день к вечернему, утреннему Богослужению и литургии и молюсь особенно перед образом Казанской Богородицы и из лампады, горящей перед нею, нянька берет масло, которым всего меня мажет на ночь, и от того – самое целебное врачевание моей болезни».

Из записи, которая ведется в Симоновом монастыре, видно, что многие получили себе помощь от сей иконы в разных обстоятельствах, особенно подвергавшиеся беснованию, повреждению ума, пристрастию к крепким напиткам и другим тяжким недугам91.

Исцеления от иконы Богоматери Почаевской

В 1832 же году последовало весьма замечательное исцеление девятилетней солдатской дочери Анны Афанасьевны Акимчуковой, лишившейся зрения от оспы на первом году жизни. Она внезапно исцелела перед иконою Божией Матери в Почаевской лавре. Сопровождавшая ее бабка, имевшая от роду 70 лет, унитского исповедания, там же в лавре приняла православную веру. Исцеление подтверждено уездным врачом и показаниями под присягою спутников исцелевшей; о чем донесено было Святейшему Синоду92.

В следующем 1833 году в той же Почаевской лавре по благодати, истекающей от чудотворной иконы и от мощей преподобного Иова, исцелена крестьянская девица Матрона Шлюгова из села Макарьевского Оренбургской губернии. Она три года перед тем страдала болью в голове и во внутренностях, чувствовала отвращение к святыне и трясение членов в церкви и издавала страшный вопль. Исследование об этом исцелении также представлено было Святейшему Синоду и напечатано в Христианском чтении93.

В 1835 году по вере в помощь от Почаевской иконы Богоматери исцелена от рака около правого глаза священническая вдова Христина Чернявская из города Аккермана Бессарабской области. В 1836 году подобное благодатное исцеление, по упованию на милость Почаевской Божией Матери, получил аудитор гарнизонного батальона Александр Ашуров. Об обоих исцелениях не только донесено было Святейшему Синоду, но и доведено до Высочайшего сведения через Обер-Прокурора Св. Синода94.

Замечательны также исцеления от тяжких болезней 9-ти лиц в 1824, 1838, 1840, 1849, 1850 и 1853 годах через посредство Иверской иконы Богоматери в Моздоке. Два последние обследованы и засвидетельствованы гражданскою властию. Они описаны в журнале: «Странник» (апрель 1867 г.).

В 1841 году прославилась исцелениями Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни, Богородского уезда, Московской губернии. Чудеса описаны в «Душеполезном чтении» по консисторским сведениям (октября 1872 года).

Чудеса от иконы Божией Матери Споручницы грешных в Москве

В 1844 году в Орловской епархии в Николаевском Одрине монастыре икона Божией Матери Споручницы грешных, стоявшая в пыли в обветшавшей часовне, прославилась исцелением Тимофея, двухлетнего сына купеческой жены Почепиной, подвергавшегося сильным болезненным припадкам. В 1846 г. список с этой иконы прислан был в Москву подполковнику Дмитрию Николаевичу Бонческул. В 1847 году сестра Московского священника купчиха Щербакова исцелена этою иконою (то есть, списком) от жестокой болезни спинного мозга. В 1848 году в день Пасхи Банческул заметил, что сия икона весьма блестит и на ней видны были капли какой-то жидкости. 30 мая он пожертвовал эту икону в приходскую Николаевскую, в Хамовниках, церковь. Вскоре, именно 2 июня, квартальный надзиратель вместе с другими ночью между 1 и 2 часами утра видел перед престолом на горнем месте в храме разные явления огня и света в виде звезд, которые то исчезали, то вновь являлись. С июня 4 стали в обилии появляться на иконе капли елея. Световые явления продолжались и полиция употребляла все меры, чтобы узнать, не обман ли это чувств от отражения постороннего света, но ни к чему не пришла: явления света кончились сами 10 июня. Истечение же влаги и елея от иконы продолжалось. «Находясь в то время в церкви близ самой иконы, мы были самовидцами, как обильно влага появлялась на иконе в разных местах (пишет секретарь Московской консистории Н. П. Розанов, который составил описание чудес от иконы по официальным бумагам и по своему личному наблюдению)95. Влага появлялась сперва в виде булавочной головки, которая вскоре переходила в дождевую каплю и затем растекалась по иконе; диакон, стоявший при иконе, отирал влагу хлопчатою бумагою, которую и раздавал народу. Много было в церкви народа, но Николаевская церковь обширна и окна в ней были открыты и воздух не был стеснен». Более же к прославлению иконы Богоматери послужили благодатные от нее исцеления лиц разных сословий. Четверо заявили о чудесном спасении их от холеры, один избавлен от припадочной болезни. Граф Н. А. Толстой 10 числа июля объявил, что его сын Александр в одно и тоже время страдал холерою, воспалением в мозгу и молочницею; доктор отказался излечить его. Как скоро вымазали больного маслом от лампады Споручницы грешных, больной выздоровел. Титулярная советница П. М. Гардер 7 лет страдала болезнию в руках и ногах и во всех нервах имела такое расслабление, что не могла ходить. Но когда стала принимать св. воду от сей иконы Божией Матери и мазать ноги маслом из лампады ее, то получила совершенное исцеление. Московский купец Егор Шумилов заявил, что у сестры его в сельце Никольском Корчевского уезда с рождения правое ухо не слышало, а на левом глазу было бельмо, и глаз этот ничего не видел. Он взял от иконы Божией Матери хлопчатой бумаги и масла из лампады, послал в деревню к сестре, чтобы она бумагу, омочивши в масло, клала в ухо и также накрывала бумагу на глаз с бельмом. Сестра так и сделала. Вскоре ухо ее стало совершенно слышать, а глаз видеть. В том же 1848 году 20 июня через ту же икону-совершилось весьма замечательное исцеление от тяжкой болезни крестьянина Семена Куренкова, подробно описанное отдельно священником Павлом Кротковым96.

Весьма замечательны: бывшее в 1849 году исцеление крестьянки Феодосии Васильевой прихода села Павловского Московской губернии от Тихвинской иконы Богоматери, до того времени в небрежении стоявшей на паперти церковной в том селе, равно исцеления через ту же икону и других двух лиц от тяжких болезней, исследованные чиновниками гражданского ведомства и описанные в «Душеполезном чтении» (1872 г. сентябрь) по делу Московской консистории.

В 1852 году, помещик Смоленской губернии, Бельского уезда, Александр Викторович Рачинский, пришедший в Оковцы на поклонение чудотворным иконам (об них выше), получил исцеление от долговременной болезни, которая, по мнению врачей, считалась неизлечимою. Исцеление его было на святом источнике, что и засвидетельствовал он перед священником и другими устно и письменно97.

Чудеса от иконы Божией Матери в Троицкосавске

В 1854 году вышеупомянутый подполковник Бонческул послал список иконы Божией Матери Споручницы грешных в Троицкосавский сибирский город, Забайкальской области. И от сего образа в Пасху того же года начались световые явления в соборе, более сильные и удивительные, чем бывшие в Москве, и обратили На себя внимание всех жителей города и гражданских властей; исследования о сем полиции не привели к тому, чтобы можно было объяснить эти явления естественными законами. Наконец, в одну из первых ночей месяца мая, при многолюдном стечении богомольцев, внезапно заблистал такой свет на храме, что вся масса народа от страха пала на колена. Затем последовали замечательные исцеления Кяхтинского купца Ивана Яковлева Долгих, заводского мастера Феодора Борисова Дроздова и слепого канцелярского служителя Месьникова98.

Достойно внимания исцеление мещанина Александра Боровского в 1856 году 31-ого января перед списком большого размера Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвинском монастыре Новгородской губернии у западных врат его. Несчастный сей страдалец сначала подвержен был тяжким припадкам падучей болезни, потом в продолжении двух лет ползал на коленах и затем в продолжении 4 лет ходил только пальцами ног на костылях. В показанный день 31 января, после видения старца в монашеском одеянии, указавшего ему путь к Тихвинскому монастырю, он совершенно исцелился от болезни ног перед описанною иконою Богоматери99

Исцеление от Тихвинской иконы Богоматери в Исаакиевском соборе в Петербурге

В С.-Петербурге в 1858 году в квартире Марьи Денисовой Востоковой начали совершаться чудеса от списка с Тихвинской иконы Божией Матери. Видя большое стечение народа, с каждым днем увеличивающееся, Востокова просила духовенство Рождественской, на Песках, церкви перенести эту икону в означенную церковь. Она, по соизволению митрополита Григория, перенесена в ту церковь 2 марта 1859 года, а 5 марта, по распоряжению того же митрополита, перенесена в Кафедральный Исаакиевский собор. Исцеления от иконы продолжались и здесь. Особенно же поразительно было исцеление девицы Екатерины Левестам, совершившееся в 1860 году. Дочь коллежского советника доктора медицины Юрия Матвеевича Левестам, по вере протестантка, родилась в Москве в 1844 году. От рождения она была здоровья слабого; на 16 году жизни она должна была по разным болезням оставить Гатчинский пансион, в котором воспитывалась, и помещена в лазарет Гатчинского сиротского института. Здесь бывшие с ней спазмы усилились и развились, левая нога подверглась параличному состоянию, проявился сильный мигрень и признаки пляски Витта; в феврале 1860 года открылась каменная болезнь; каменья отделялись со страшной болью; во время припадков, случавшихся от 2 до 4 раз и более в день, больную бросало вверх аршина на полтора и в сторону на несколько аршин (до шести). С августа 1859 года ежедневно в 10 часов вечера делалось с нею беспамятство: она кричала, металась и в этом состоянии могла ходить довольно быстро. Приходила к образу св. Николая Чудотворца, стоявшему через 2 комнаты от ее кровати, становилась перед ним на колени и молилась минут по десяти. Случалось, что тут же падала на пол и приходила в сознание. В комнате, где она лежала, был повешен образ Тихвинской Божией Матери, перед которым она часто молилась. Надзирательница лазарета Марья Николаевна Шаховская, при первых появлениях в больной религиозного чувства, когда девица Левестам стояла на коленях и делала земные поклоны, прочла ей по книге акафист Божией Матери и молитву св. Николаю, которые больная, услышавши однажды, усвоила в памяти и почти при каждом разе в припадках читала их наизусть, безошибочно. Девица Левестам, будучи протестантского исповедания, по собственному влечению, обратилась с молитвою к православным иконам, правильно изображала на себе знамение креста и делала поклоны поясные и земные; по переселении в лазарет соблюдала посты, в среду и пяток во весь год не употребляла скоромной пищи; несколько раз приглашала Гатчинского священника и служила молебны Божией Матери Тихвинской и Николаю чудотворцу. Но болезни усиливались и она перевезена была в С.-Петербург 17 сентября 1860 года в больницу св. Ольги, близ Смольного монастыря. Припадки и здесь усиливались, бывало, что тело больной изгибалось назад в виде колеса, так что затылок ее прикасался к пяткам, или же сгибание тела происходило вперед, и тогда голова помещалась между коленами; при больной находились две сиделки и опытный фельдшер и употреблялись все противосудорожные средства, но болезнь шла своим чередом.

Около 9-го октября явились еще спазмы в горле, так что больная в течение 12 дней не могла принимать никакой пищи, находилась постоянно в пляске Витта, в судорогах и спазмах, 18-го октября явился ей во сне старец и сказал: «Встань и поезжай в Исаакиевский собор, там есть чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, отслужи ей молебен и поставь свечи Ей, Николаю Чудотворцу и образу всех святых и при выходе из церкви удовлетвори всех нищих; скорей, скорей поспеши и ты исцелишься». После внутреннего колебания она сообщила окружавшим ее о сновидении и тотчас почувствовала некоторое облегчение. Брат ее коллежский секретарь Левестам, протестант, обещал на другой день прислать карету, чтобы отвезти ее в Исаакиевский собор. Между тем, на 19-е число явился ей тот же старец и велел спешить исполнением сказанного ей. В тот же день начальство дозволило ей ехать в присланной от брата карете вместе с двумя сиделками и фельдшером. Брат послал карету только по великому настоянию больной и других лиц. На пути к собору были с нею два припадка столь сильные, что едва могли держать ее; почти на руках сопровождавших ее она была внесена в церковь.

По приезде в собор больная не помнила, что с нею происходило во время переезда, даже не сознавала, как была введена в собор. Было это перед вечернею, в продолжении которой она пришла в сознание и сидела, поддерживаемая сиделками. По окончании вечерни она сама через сторожа просила священника отслужить молебен. Во время молебна стояла с помощью сиделок. Молилась усердно и делала земные поклоны с верою и упованием на милосердие Божие и заступление Царицы Небесной. При чтении Евангелия над преклоненною ее главой чувствовала, как будто кто облил ее самою холодною водою с головы до ног, и в это время ощутила, по собственному ее выражению, во всех членах своих какой-то трепет. По окончании молебна, когда священник осенил ее св. крестом, она уже решилась, чувствуя в себе силы, сделать шаг вперед. Сделав его без затруднений, она подошла к священнику и приложилась ко кресту, потом подошла к образу Тихвинской Божией Матери, как бы здоровая, без всякого препятствия. Приложилась к чудотворной иконе, она почувствовала крепость в силах и отошла от образа совершенно здоровою. Прикладываясь ко всем местным иконам в храме с земными поклонами, оделила всех бывших в церкви нищих милостынею и вышла через западные двери собора, обошла его почти кругом и шла пешком до находящегося вблизи дома военного министерства, где уже села в карету и приказала везти себя к сестре, проживавшей в доме Ольхиной, близ Казанского моста.

Сестра, увидевши ее, так была удивлена, что, по ее словам, скорее готова была поверить, если б сказали, что дом, в котором она живет, обрушился, нежели видеть у себя сестру здоровою. После краткого свидания с сестрою, она возвратилась в больницу св. Ольги в 9 часов вечера и сама вошла в 4-й этаж, в свою комнату. Больные, зная, что она отправилась для выполнения чудесного сновидения, ожидали с нетерпением ее возвращения и, увидев ее здоровою, вознесли горячие молитвы к Царице Небесной, исцеляющей немощи душевные и болезни телесные. После сего она оставалась в больнице несколько недель, посещала больничную Православную Церковь и выбыла к родным совершенно здоровою. Мы весьма сократили сказание о сем чуде. Полное описание болезней и исцеления девицы Левестам приложено к сказанию о чудотворно-явленной Тихвинской иконе Божией Матери (издание 1864 года). Оно составлено на основании записок врачей, пользовавших больную, на основании двух писем самой девицы Левестам о чудесном исцелении ее и на основании свидетельств лиц, соприкосновенных к больной, которые подтвердили повествование своею подписью.

Прочитав записку о болезни и исцелении Левестам, брат ее между прочим написал: «Прочитав историю болезни, лечения и исцеления сестры моей Екатерины Левестам, быв ближайшим свидетелем всего, считаю нужным дополнить, что болезнь ее была гораздо сильнее и момент исцеления гораздо чудеснее, чем сказано в описании... После сновидений, изложенных в описании, я не хотел дать кареты сестре моей, потому что искренно не верил, чтобы молитва ее в Исаакиевском соборе перед иконою Божией Матери могла произвести такую перемену, какая действительно от того случилась, да и положение ее было столь трудно, что мне казалось рискованным выносить ее из комнаты; она могла в дороге умереть, и тогда вся ответственность перед родными и знакомыми ложилась на меня... Сохранение сестры моей от смерти и избавление ее от болезни есть действительно событие сверхъестественное и особенный закон милосердия Божия. Главная болезнь ее: пляска Витта, корчи, подбрасывание вверх и в сторону, камни и кровотечение из гортани совершенно исчезли и не возобновлялись после посещения ею Исаакиевского собора. Зная в точности историю дела, не удивляюсь, что молва об исцелении распространилась не только по всей России, но даже из-за границы, из Рима, спрашивали меня о подробностях болезни и выздоровления, – я отвечал утвердительно согласно с настоящим описанием».

В 1861 году совершились два исцеления по молитвам к иконе Божией Матери Гербовецкой (в Гербовецком монастыре Бессарабской области), описанные архиепископом Анатолием (бывшим Могилевским), проживавшим в том монастыре на покое, и помещенные в журнале «Странник» (1866 г., март).

Глава 23. Исцеления от икон Богоматери

В С.-Петербурге в 1858 году в квартире Марьи Денисовой Востоковой начали совершаться чудеса от списка с Тихвинской иконы Божией Матери. Видя большое стечение народа, с каждым днем увеличивающееся, Востокова просила духовенство Рождественской, на Песках, церкви перенести эту икону в означенную церковь. Она, по соизволению митрополита Григория, перенесена в ту церковь 2 марта 1859 года, а 5 марта, по распоряжению того же митрополита, перенесена в Кафедральный Исаакиевский собор. Исцеления от иконы продолжались и здесь. Особенно же поразительно было исцеление девицы Екатерины Левестам, совершившееся в 1860 году. Дочь коллежского советника доктора медицины Юрия Матвеевича Левестам, по вере протестантка, родилась в Москве в 1844 году. От рождения она была здоровья слабого; на 16 году жизни она должна была по разным болезням оставить Гатчинский пансион, в котором воспитывалась, и помещена в лазарет Гатчинского сиротского института. Здесь бывшие с ней спазмы усилились и развились, левая нога подверглась параличному состоянию, проявился сильный мигрень и признаки пляски Витта; в феврале 1860 года открылась каменная болезнь; каменья отделялись со страшной болью; во время припадков, случавшихся от 2 до 4 раз и более в день, больную бросало вверх аршина на полтора и в сторону на несколько аршин (до шести). С августа 1859 года ежедневно в 10 часов вечера делалось с нею беспамятство: она кричала, металась и в этом состоянии могла ходить довольно быстро. Приходила к образу св. Николая Чудотворца, стоявшему через 2 комнаты от ее кровати, становилась перед ним на колени и молилась минут по десяти. Случалось, что тут же падала на пол и приходила в сознание. В комнате, где она лежала, был повешен образ Тихвинской Божией Матери, перед которым она часто молилась. Надзирательница лазарета Марья Николаевна Шаховская, при первых появлениях в больной религиозного чувства, когда девица Левестам стояла на коленях и делала земные поклоны, прочла ей по книге акафист Божией Матери и молитву св. Николаю, которые больная, услышавши однажды, усвоила в памяти и почти при каждом разе в припадках читала их наизусть, безошибочно. Девица Левестам, будучи протестантского исповедания, по собственному влечению, обратилась с молитвою к православным иконам, правильно изображала на себе знамение креста и делала поклоны поясные и земные; по переселении в лазарет соблюдала посты, в среду и пяток во весь год не употребляла скоромной пищи; несколько раз приглашала Гатчинского священника и служила молебны Божией Матери Тихвинской и Николаю чудотворцу. Но болезни усиливались и она перевезена была в С.-Петербург 17 сентября 1860 года в больницу св. Ольги, близ Смольного монастыря. Припадки и здесь усиливались, бывало, что тело больной изгибалось назад в виде колеса, так что затылок ее прикасался к пяткам, или же сгибание тела происходило вперед, и тогда голова помещалась между коленами; при больной находились две сиделки и опытный фельдшер и употреблялись все противосудорожные средства, но болезнь шла своим чередом.

Около 9-го октября явились еще спазмы в горле, так что больная в течение 12 дней не могла принимать никакой пищи, находилась постоянно в пляске Витта, в судорогах и спазмах, 18-го октября явился ей во сне старец и сказал: «Встань и поезжай в Исаакиевский собор, там есть чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, отслужи ей молебен и поставь свечи Ей, Николаю Чудотворцу и образу всех святых и при выходе из церкви удовлетвори всех нищих; скорей, скорей поспеши и ты исцелишься». После внутреннего колебания она сообщила окружавшим ее о сновидении и тотчас почувствовала некоторое облегчение. Брат ее коллежский секретарь Левестам, протестант, обещал на другой день прислать карету, чтобы отвезти ее в Исаакиевский собор. Между тем, на 19-е число явился ей тот же старец и велел спешить исполнением сказанного ей. В тот же день начальство дозволило ей ехать в присланной от брата карете вместе с двумя сиделками и фельдшером. Брат послал карету только по великому настоянию больной и других лиц. На пути к собору были с нею два припадка столь сильные, что едва могли держать ее; почти на руках сопровождавших ее она была внесена в церковь.

По приезде в собор больная не помнила, что с нею происходило во время переезда, даже не сознавала, как была введена в собор. Было это перед вечернею, в продолжении которой она пришла в сознание и сидела, поддерживаемая сиделками. По окончании вечерни она сама через сторожа просила священника отслужить молебен. Во время молебна стояла с помощью сиделок. Молилась усердно и делала земные поклоны с верою и упованием на милосердие Божие и заступление Царицы Небесной. При чтении Евангелия над преклоненною ее главой чувствовала, как будто кто облил ее самою холодною водою с головы до ног, и в это время ощутила, по собственному ее выражению, во всех членах своих какой-то трепет. По окончании молебна, когда священник осенил ее св. крестом, она уже решилась, чувствуя в себе силы, сделать шаг вперед. Сделав его без затруднений, она подошла к священнику и приложилась ко кресту, потом подошла к образу Тихвинской Божией Матери, как бы здоровая, без всякого препятствия. Приложилась к чудотворной иконе, она почувствовала крепость в силах и отошла от образа совершенно здоровою. Прикладываясь ко всем местным иконам в храме с земными поклонами, оделила всех бывших в церкви нищих милостынею и вышла через западные двери собора, обошла его почти кругом и шла пешком до находящегося вблизи дома военного министерства, где уже села в карету и приказала везти себя к сестре, проживавшей в доме Ольхиной, близ Казанского моста.

Сестра, увидевши ее, так была удивлена, что, по ее словам, скорее готова была поверить, если б сказали, что дом, в котором она живет, обрушился, нежели видеть у себя сестру здоровою. После краткого свидания с сестрою, она возвратилась в больницу св. Ольги в 9 часов вечера и сама вошла в 4-й этаж, в свою комнату. Больные, зная, что она отправилась для выполнения чудесного сновидения, ожидали с нетерпением ее возвращения и, увидев ее здоровою, вознесли горячие молитвы к Царице Небесной, исцеляющей немощи душевные и болезни телесные. После сего она оставалась в больнице несколько недель, посещала больничную Православную Церковь и выбыла к родным совершенно здоровою. Мы весьма сократили сказание о сем чуде. Полное описание болезней и исцеления девицы Левестам приложено к сказанию о чудотворно-явленной Тихвинской иконе Божией Матери (издание 1864 года). Оно составлено на основании записок врачей, пользовавших больную, на основании двух писем самой девицы Левестам о чудесном исцелении ее и на основании свидетельств лиц, соприкосновенных к больной, которые подтвердили повествование своею подписью.

Прочитав записку о болезни и исцелении Левестам, брат ее между прочим написал: «Прочитав историю болезни, лечения и исцеления сестры моей Екатерины Левестам, быв ближайшим свидетелем всего, считаю нужным дополнить, что болезнь ее была гораздо сильнее и момент исцеления гораздо чудеснее, чем сказано в описании... После сновидений, изложенных в описании, я не хотел дать кареты сестре моей, потому что искренно не верил, чтобы молитва ее в Исаакиевском соборе перед иконою Божией Матери могла произвести такую перемену, какая действительно от того случилась, да и положение ее было столь трудно, что мне казалось рискованным выносить ее из комнаты; она могла в дороге умереть, и тогда вся ответственность перед родными и знакомыми ложилась на меня... Сохранение сестры моей от смерти и избавление ее от болезни есть действительно событие сверхъестественное и особенный закон милосердия Божия. Главная болезнь ее: пляска Витта, корчи, подбрасывание вверх и в сторону, камни и кровотечение из гортани совершенно исчезли и не возобновлялись после посещения ею Исаакиевского собора. Зная в точности историю дела, не удивляюсь, что молва об исцелении распространилась не только по всей России, но даже из-за границы, из Рима, спрашивали меня о подробностях болезни и выздоровления, – я отвечал утвердительно согласно с настоящим описанием».

В 1861 году совершились два исцеления по молитвам к иконе Божией Матери Гербовецкой (в Гербовецком монастыре Бессарабской области), описанные архиепископом Анатолием (бывшим Могилевским), проживавшим в том монастыре на покое, и помещенные в журнале «Странник» (1866 г., март).

Дивногорской

Крайне замечательно исцеление, совершенное через Дивногорскую икону Божией Матери в 1863 году. Крестьянка Воронежской губернии, Бобровского уезда, слободы Бутурлиновки Евдокия Иванова Семерина по выходе замуж заболела лихорадкою, которая не оставляла ее 15 лет. После одного нехорошего сна у нее проявилась такая жажда, что все тело от воды опухло и сделалось как склянка, нельзя было есть почти ничего. Не раз она приговорена была к смерти; к тому же, когда вырывали у нее больной зуб, то рот перекосило, левый глаз повредился и лицо изуродовалось. Но, вспомнив совет покойной своей матери прибегать всегда к Царице Небесной, она долго молила Божию Матерь избавить ее от болезни, и вот во сне в ту же ночь было ей такое видение: будто она ходит по каким-то высоким меловым горам, между больших столбов; потом очутилась в пещере, из которой не находила выхода, пока какая-то черница не взялась вывести ее и не указала ей дверь. Но лишь только дверь отворена была ей на половину, на противоположной стороне комнаты она увидела икону Божией Матери, которая была в сиянии, богато украшена и вся в цветах. При этом черница, стоя за спиной у нее и указывая на икону, сказала: проси Дивногорскую Владычицу. Видение это глубоко запечатлелось в памяти больной, но имя иконы было при пробуждении забыто. После многих расспросов и хождений по разным местам, одна черница указала ей на Дивногорский монастырь. Придя туда, она увидела местность и самую икону в том виде, как представились ей во сне. Служили молебен Царице Небесной; после молебна больная приложилась к иконе и в тоже время почувствовала облегчение от болезни. Сильная боль головы и глаза унялась, шум и стреляние прекратились, глазом она могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала свободно, лицо исправилось, лихорадка миновалась, позыв на воду прекратился, есть стала все. Болезнь прошла совершенно. Это событие описано духовным отцом исцеленной протоиереем Иаковом Пахомовым, а Воронежским архиепископом Иосифом сообщено для напечатания в «Душеполезном чтении»100.

Замечательно также бывшее 30-го июня 1863 года исцеление страдавшей беснованием Петербургской купеческой вдовы Глафиры Ив. Артамоновой, которое подробно описано в книжке о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери101. Исцеленная сама признала свою болезнь беснованием не устыдилась для славы Божией огласить исцеление от нее через полное описание его.

Утешения в скорбях

В 1863 году 15-го ноября в город Слободской Вятской губернии прибыл с Афонской горы из русского скита св. апостола Андрея Первозванного для сбора иеромонах Паисий и принес с собою: а) небольшой серебряный позлащенный крест с частию древа честного и животворящего креста Господня и б) икону Божией Матери, именуемую «Утешение в скорбях и печалях». От сей иконы совершились великие чудеса: 1) ученик живописца того города Владимир 18-ти лет, сын бывшего священника, Николая Неволина, а в то время иеромонаха Неона, шесть лет не владел языком, потому что не хотел исполнить видения, бывшего наяву. По молитве перед святою иконою Афонскою мальчик облобызал ее и заметил на языке и во всем теле необыкновенное ощущение теплоты и, пришедши в свою комнату, начал говорить свободно. Это событие подтверждено многими, подписавшимися под описанием его, и в заключение отец написал: «Сын мой Владимир, получивший ныне исцеление, шесть лет до сего времени действительно был нем; в том свидетельствую по священномонашеству отец его – Вятского Успенского Трифонова монастыря иеромонах Неон». 2) Дочь умершего причетника Д. Ф. Овчинникова, девица Параскева 27-ми лет, с самых малых лет была косноязычна и могла произносить слова только с большим усилием и скрежетом зубов. По молитве перед иконою Божией Матери стала говорить бойко, нимало не заикаясь, без всяких конвульсий в лице. 3) Слободской 2-й гильдии купец Иван Троф. Распопов, с малых лет страдавший головою, так что под старость по нескольку недель сряду не мог приподняться с постели после молебна перед Афонскою иконою Божией Матери исцелился от болезни. 4) Крестьянин Слободского уезда деревни Сверчковской Н. Я. Воронцов после молитвы перед тою же иконою и после причастия Св. Тайн исцелился от паралича, который лишил его употребления рук и ног. Сии и еще другие четыре исцеления, бывшие в тоже время от той же иконы, описаны в «Страннике» (1864 г. апрель).

Иерусалимской

В 1866 году по случаю холеры поднята была икона Божией Матери, именуемая Иерусалимскою, находящаяся в Измайловской богадельне, и обносима по селениям подмосковным. Холера после того прекратилась в селах: Коломенском и Дьякове, также в Садовой слободе; в деревне Ногатине после посещения иконы умер только один 66-летний старик, тогда как до этого умерло 30 человек.

Сентября 23 в селе Дьякове получила исцеление от св. иконы семилетняя слепая девица Елисавета, дочь крестьянина села Сабурова Сергея Андрианова Кокина. Отец и мать принадлежали к раскольнической поповщинской секте. Елисавета ослепла от золотухи на 5 году от рождения. Лекарства врачей не помогли. Мать, хотя и раскольница, решилась обратиться с молитвою перед иконою Иерусалимской Богоматери, пришла в церковь и приложила слепую свою дочь к иконе; у девочки явились на глазах слезы; на молебне около колодца опять подвела дочь свою к иконе Божией Матери. Приложившись сама и приложив свою дочь, она вдруг услышала голос дочери, что она видит всех и все, и свет, и иконы священников, народ и родных. Мать, родные и все окружающие православные и раскольники, пораженные таким дивным знамением, все от умиления и радости прослезились и набожно ограждали себя крестным знамением. Многие из раскольников с умилением приложились у чудотворной иконе Богоматери102.

Иверской в Ставрополе

В 1869 году было замечательное исцеление диаконской жены в Лифляндии в городе В. от чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, находящейся в Костроме, обстоятельно описанное протоиереем И. Поспеловым. Описание напечатано в «Душеполезном чтении»103.

В том же году получил исцеление от Иверской иконы Божией Матери в г. Ставрополе на Кавказе капитан Улесский. Состоя на службе, он долго страдал злокачественными лихорадками и ужасною болью в ногах, так что не в состоянии был иногда ни сидеть, ни ходить при помощи костылей. Лечился он у многих врачей, во многих местах: в госпиталях и на минеральных водах и грязях; наконец по болезни должен был выйти в отставку; ибо ноги гнили так, что сквозь икры виднелись местами кости; причем ломота в ногах и запах от гноя были нестерпимы. По совету жены он с нею и детьми отправился в Ставрополь, чтобы помолиться перед Иверскою иконою Богоматери, присланною с Афона. Здесь 1 октября в день престольного праздника, выслушав литургию и молебен с акафистом, он отправился на монастырский гостиный двор, чтобы скорее сделать перевязку на ногах. Но по снятии повязок оказалось, что на ногах язвы закрылись, боли уничтожились; образовавшиеся на месте ран струпья вскоре отпали; болезнь кончилась, Через год в ночь на праздник же Покрова исцеленный увидел во сне прекраснейшего юношу и в недалеком от него расстоянии прекраснейшую Жену с Младенцем на руках, как она изображена на Иверской иконе. Указывая на боголепную Жену, юноша сказал ему: «воздаждь славу». На праздник Богоявления сон повторился. Юноша уже был гневен и Богоматерь как бы покрыта тенью. Священник, которому он рассказал все это, объяснил, что слова: воздаждь славу, взяты из истории исцеления Иисусом Христом 10 прокаженных, из которых один только воздал славу Богу, падши к ногам Господа Иисуса. После того капитан Улесский немедленно отправился в г. Ставрополь, отслужил благодарный молебен перед св. иконою Богоматери, из 14 рублей всего своего капитала раздал половину нищим и твердо решился огласить бывшее с ним чудо через печать. Сам он описал свое исцеление. Это описание в некоторых местах со слов самого же исцеленного дополнено протоиереем Василием Розалиевым и напечатано в журнале: «Странник» (1872 года, октябрь).

В 1873 году получил исцеление от иконы святителя Николая в Радовицком монастыре Рязанской губернии письмоводитель Веневской дворянской опеки титулярный советник Василий Андреевич Игнатьев, до того времени не владевший левою рукою вследствие вывиха ее в плече. Описание чуда обстоятельно составлено им же самим и напечатано в том же журнале: «Странник» (май 1874 г.).

Четыре чуда, бывшие в 1877 и 1878 годах в Нижнем Новгороде от иконы Абалацкой Богоматери, описаны в «Душеполезном чтении» (1878 г., августа).

Иверской в Москве

В газете: «Современные Известия» напечатано письмо одного исцелевшего в Москве в 1880 году (№ газеты 213-й сего года). Один учитель музыки, протестант, но ни во что не веривший, лишился слуха, а вместе с тем и средств к жизни. Прожив все, им приобретенное, он решился покончить самоубийством – утопиться. Это было 23 июля означенного года. «Проходя мимо Иверских ворот, – пишет он, – я увидал толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неудержимое желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, доживши до 37 лет, в первый раз искренно перекрестился и упал на колена пред образом – и что же случилось? Случилось несомненное, поразительное чудо: я, не слышав до той минуты почти ничего в течении года и 3-х месяцев, считавшийся врачами глухим, приложившись к иконе, в тот же момент снова получил способность слуха, получил до такой степени полно, что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно. И все это совершилось вдруг, моментально, безболезненно... Тут же, пред образом Божией Матери я дал себе клятву чистосердечно признаться пред всеми, что произошло со мною».

Сурдегской близ Поневежа

В 1881 году совершилось замечательное исцеление от Чудотворной Сурдегской иконы Божией Матери, находящейся в Сурдегском монастыре в 30 верстах от уездного города Поневежа Ковенской губернии. Сын священника Антолепской церкви той же губернии Александра Спасского по имени Георгий родился настолько слабым и внутренне болезненным, что у родителей его положительно не было никакой надежды на его выздоровление, и не раз находились они в ожидании его смерти; аппетита он не имел к пище, кроме необыкновенной жажды. Врачи не могли оказать ему помощи, и опытнейший из них в г. Вильне Свида объявил болезнь неизлечимою при ее многосложности. Кроме сего Георгий никак не мог быть внесен в церковь; при взгляде на иконы трепетал и дрожал, а тем более не мог слышать церковное пение и участвовать при Богослужении. Даже если завидит на улице из дому иконы в процессиях, то в большом испуге скрывался от них в дом с криком и плачем. Так болезнен был он до 15 августа 1881 года, когда ему было около 5-ти лет. Родители Георгия решили обратиться, для исцеления его, за Божественною помощью, к Чудотворной иконе Сурдегской Божией Матери. Георгий привезен был в Сурдеги 14 августа 1881 года и приведен был 15 августа к ранней литургии в теплую церковь, в которой без всякого страха и смущения, к великому удивлению своих родителей, простоял до конца Богослужения впереди против царских дверей и с большим вниманием следил за совершением Богослужения и удостоен был Святого Причащения. И с этого времени Георгий настолько полюбил церковь, что в Антолептах лишь только ударит колокол к литургии, как он, одевшись, спешит в церковь и, тщательно став на одном месте впереди в церкви, простоит до конца Богослужения, как-бы оно ни было продолжительно. Со времени возвращения его из Сурдег все признаки неизлечимой многосложной его болезни стали уничтожаться, и он через полгода стал совершенно здоровым. Все, знавшие его болезнь, крайне удивлялись его выздоровлению. Сии сведения извлечены из формального донесения отца его священника Александра Спасского, которое напечатано, по распоряжению епархиального начальства, в «Литовских Епархиальных ведомостях» в июне 1883 года.

От иконы святителя Николая в Валуйском монастыре

Валуйского уезда, Воронежской губернии, слободы Федоровки крестьянина Саввы Куликова и жены его Марфы дочь девица Матрона 17 лет, по сказанию родителей, была слаба здоровьем во весь великий пост 1885 года и праздник Пасхи; в воскресный же день недели Фоминой Матрона, по мирскому пагубному обычаю, отлучившись из дому вечером, возвратилась домой поздно ночью, жалуясь на сильную боль головную и к утру подверглась такой тяжкой болезни, что рвала на себе одежду и кричала странным голосом, – что продолжалось в течении семи недель, больная не принимала никакой пищи и не имела сна, а если давали ей воды, то она исходила обратно носом и ртом; с больною родители обращались к земским врачам, от которых она никакого облегчения не получила. Тогда родители пожелали привести ее в Валуйский монастырь для служения молебна Чудотворной иконе святителя Николая; во время дороги в монастырь больная тоже кричала и была беспокойна; когда же ввели ее в церковь и отслужили молебен пред иконою святителя, то больной в то же время стало легче, что было 19 мая 1885 года. На обратном пути в тот же день больная заснула и по прибытии домой попросила у родителей пищи; затем стала более и более поправляться здоровьем, в июле и августе во время полевых работ помогала своим родителям; в месяце же октябре мать с Матроною пешие приходили в монастырь для служения благодарственного молебна и со слезами радости рассказывали о получении исцеления от иконы святителя Николая. Истинность того, что девица Матрона тяжко и долго была больна и по возвращении из монастыря здоровье ее постепенно восстановилось, подтверждают местный священник слободы Федоровки Стефан Кошелев, а также жители той слободы104.

Глава 24. Новоявленные иконы Богоматери

Козельщинская

Сказания наши о чудесах от святых икон заключим кратким повествованием о двух новоявленных чудотворных иконах Божией Матери – Козельщинской и Понетаевской. Граф Владимир Иванович Капнист, сын бывшего Московского губернатора, имеющий поместье – деревню Козельщину в Полтавской губернии, на масляной неделе 1880 года получил уведомление, что дочь его Мария, воспитанница Полтавского института, больна. По приезде в Полтаву, он нашел, что дочь его получила вывих в ступне ноги. Врачи нашли болезнь неважною; но в первый день Воскресения Христова у нее искривилась и другая нога; по совету Харьковского знаменитого хирурга Груббе, который сделал для больной перевязки и башмаки с пружинами, граф отправился на Кавказ для излечения дочери минеральными водами. Здесь доктор Иванов нашел болезнь весьма серьезною, именно, признал у нее страдание спинного мозга во всю его длину, а также и природные вывихи костей не только в ногах, но и в плечах и в левом бедре; он указал на лучших врачей в Москве и Петербурге и за границею, к которым и советовал обратиться за помощью. Больная возвратилась с Кавказа еще более расслабленною. Лучшие врачи в Москве, многократно осмотрев ее, но взаимном совещании, объявили родителям, что медицина пред болезнию дочери их чувствует свое бессилие, однако советовали лечить больную за границею у Гютера, указывая при этом и на профессора Шарко в Париже. Но вот весьма богатый человек Иван Артемьевич Лямин вознамерился вызвать знаменитого Шарко в Москву к больной дочери своей. Дочь графа, которой надоели осмотры докторов и их лекарства, по настоятельной просьбе, отправлена с матерью в Козельщину, а граф остался в Москве сторожить приезд профессора Шарко.

В имении 21 февраля 1881 г. собрались у графини гости, и в это время получена телеграмма от отца больной, вызывающая ее с матерью в Москву, так как Шарко был уже на пути в этот город. Мать немедленно стала собираться в дорогу и предложила дочери почистить ризу на их родовом образе Божией Матери и покрепче помолиться ей. Дочь взяла образ и стала молиться Царице Небесной; вдруг она почувствовала восстановление сил и возвращение здоровья и стала срывать с ног стальные восьмифунтовые бинты и упорки, сделанные ей врачами. На крик больной и радостные вопли матери сбежались все, бывшие в доме, и глазам их представилась необычайная картина. Расслабленная до того времени пятнадцатилетняя девочка предстала пред ними совершенно здоровою, крепкою на ногах, расхаживающею по комнате с целью уверить всех и каждого, что ее болезнь не существует, что она имеет руки и ноги, что она стала таким же здоровым человеком, как и все, с недоумением на нее смотревшие. Мать и дочь с иконою Божией Матери отправились в Москву. Лечившие прежде больную врачи признали теперь ее здоровою и недоумевали о ее выздоровлении. Сам Шарко, эта знаменитость по части лечения нервных болезней, называя болезнь дочери графа гистерией, отказался в то же время объяснить ее вывихи в руках и ногах, а также и мгновенное ее выздоровление. При этом он сказал, что подобной болезни и подобного выздоровления он не встречал в своей практике и не поверил бы всему этому, если бы не были такие свидетели, как отец, мать, сама больная и доктора, лечившие ее.

В Лоскутную гостиницу, в которой остановилось семейство графа, начала съезжаться Московская знать. «Религиозная Москва», – пишет сам граф, «заслышав о чуде от св. иконы, двинулась к нам в Лоскутную на поклонение образу. Тьма тьмущая публики засыпала нас грудами карточек, выражая горячее желание поклониться святыне и хоть на минуту привезти икону к их больным домашним. Разнеслась молва об исцелениях в Москве; два-три случая поразительные я сам знаю».

Семейство графа ночью выехало из Москвы с иконою и возвратилось в свое имение в последних числах марта. Как только св. икона возвратилась в Козельщину, является в дом графа слепая девица, живущая по соседству, и объясняет графине, что ей во сне было приказано идти в их дом и помолиться Чудотворной иконе Богоматери. Графиня вынесла икону, пред которой она долго и усердно молилась. Чрез несколько дней та же девица опять пришла и заявила, что после молитвы своей пред Чудотворною иконою она стала видить обеими глазами.

Толпы богомольцев начали спешить в имение графа. С разрешения Полтавского архиепископа Иоанна построена была графом часовня в саду и в ней 23-ого апреля поставлена св. икона, потом создана церковь, которая и освящена 8 сентября 1882 года. Чудеса от св. иконы, о которых заявляли исцеленные, записывались в особую книгу; они подтверждаемы были достоверными свидетелями. Два раза приезжала из Полтавы следственная коммиссия из гражданских и духовных лиц, дабы исследовать верность исцелений. Когда во второй раз приехали следователи, то в их присутствии исцелен больной мальчик. Комиссией обследованы 21 чудотворение, бывшие в 1881 и 1882 годах, которые и описаны в книжке, Козелыцинский образ Божией Матери; книжка издана в 1884 году. Кроме сих описаны там и другие после бывшие или заявленные исцеления105. Так явилась новая Чудотворная икона Божией Матери в наши дни, новая и по изображению. Богоматерь изображена в поясном виде седящею у стола с Богомладенцом на коленах, на столе стоит чашка и лежит лжица. Это знаменует, что Богоматерь, по акафисту, есть чаша, черплющая радость. Такой иконы еще не было между чудотворными.

Указом Святейшего Синода 1 марта 1885 года утверждена к открытию при новоустроенной церкви Козельщинская Богородице-Рождественская женская община с больницею, училищем и приютом для калек; она открыта 4 июня того же года106.

Понетаевская Знаменская

В Нижегородской губернии, Арзамасского уезда, близ села Понетаевки, находится Понетаевский женский монастырь, основанный не очень давно (1862 г.) сестрою Дневенской общины Гликерией Занятовой и дочерью генерал-майора Елизаветой Алексеевной Копьевой. Эта община находится близ Саровской пустыни. Обитель эта с самого основания своего не обладала большими средствами и иногда терпела нужду, но никогда не посылала сестер своих «по сбору», предпочитая лучше питаться в поте лица своего и вместе с тем просить помощи у Господа и Царицы Небесной. И Матерь Божия услышала молитву их.

В письмоводительской келии корпуса, занимаемого игумениею монастыря, находилась св. икона Знамения Божией Матери, писанная в 1879 году монахинею Понетаевской же обители – Клавдией Войлошниковой. 14-го мая 1885 года в 9 часов вечера некоторые сестры, находившиеся в письмоводительской келье, заметили, что лик Пресвятой Богородицы на иконе сделался гораздо живее и светлее и очи Приснодевы обращались то вверх, то на сестер, стоявших в трепетной молитве. Это необычайное явление, длившееся около четверти часа, снова повторилось и в 12 часов ночи. На следующий день утром св. икона была перенесена в церковь, куда вскоре и начал стекаться народ из окрестных селений для благоговейного поклонения. При этом некоторые больные получили исцеления.

Анисья Лаврова, тринадцатилетняя дочь крестьянина села Панова, от роду была больна глазами, веки у нее не поднимались, так что она могла смотреть только вниз. Не надеясь на помощь врачей, родители привели ее к новопрославленной иконе, помазали с верою глаза ее св. водою и елеем от лампады, горевшей пред чудотворным образом, и в ночь на 22-е мая глаза ее открылись.

Села Бонячки (Арзамасского уезда) пятилетний мальчик Филипп Сипатов страдал от рождения расслаблением ног; 26-го мая мать принесла его к чудотворному образу, дала ему облобызать его, взяла елея от лампады и св. воды и ушла домой. На ночь она напоила ребенка св. водою, а ноги помазала елеем. На другой день мальчик уже стал ходить.

Василий Заренков, пятнадцатилетний крестьянский сын, с десяти лет ослеп, засорив глаза свои во время игры. Вскоре после прославления св. иконы, он пришел в обитель помолиться Царице Небесной. Отстоявши обедню и приложившись к чудотворному образу, он помазал глаза свои маслом от лампады и не успел еще отойти от св. иконы, как глаза его начали открываться и через некоторое время он прозрел.

У крестьянки села Хозина Анны Федориной с декабря 1884 г. не сгибались от ушиба пальцы на левой руке. Пришедши в обитель, она отслужила молебен Пресвятой Богородице, помазала больное место елеем от лампады и пальцы ее стали сгибаться, как следует.

Многие и другие исцеления совершились пред чудно прославленной иконой; большинство исцелившихся страдало болезнью глаз. Подлинность совершившихся исцелений преосвященным Макарием, бывшим епископом Нижегородским, поручено было исследовать благочинному, протоиерею города Арзамаса, Иоанну Старогородскому, который и донес о всем случившемся в консисторию. Тогда, по распоряжению консистории, было предписано благочинному отобрать от Понетаевского монастыря св. икону и, закупоривши ее в ящик, доставить в консисторию для передачи в ризницу кафедрального собора. Вместе с тем архимандриту Высокогорской пустыни Алипию поручено было отправиться в Понетаевскую обитель с двумя священниками, чтобы произвести там тщательное исследование о чудесах, сопровождавших явление св. иконы, в присутствии чиновника полиции и, в случае надобности, врача; притом предписано было обратить внимание и на то: не находятся ли лица, получившие исцеления, в состоянии прежней болезни. Следствием подтвердилось, что необычайные двукратные видения св. иконы состояли в сиянии лика ее и в движении глаз и что очевидцы готовы были присягою подтвердить верность сих видений. Свидетелями первого видения были послушницы: Вера Лебедева, Елизавета Шмелева, монахиня Вера Сабинина и другие; второго видения: монахиня Калерия, послушницы Параскева Кузнецова, Агриппина Федорова, Елизавета Поворотова и другие. Все чудесные исцеления были подтверждены лицами, удостоившимися получить их.

На основании вышеизложенного консистория, по предварительном сношении с Святейшим Синодом (Указ Святейш. Синода от 27-го сентября 1885 г. № 3335), постановила возвратить св. икону монастырю, назначив известное место для постановления ее.

Св. икона вышиной 1 аршин 4–1/4 вершка, а шириною 1 аршин 3–1/2 вершка. Писана на холсте и отличается прекрасной живописной работой. Пресвятая Дева изображена с воздетыми руками, а Предвечный Младенец, окруженный сиянием, на лоне ее.

Хотя не чрез все иконы и не для всех совершаются Богом чудеса, но чудеса, совершаемые чрез многие иконы, ясно свидетельствуют, что Господу Богу угодно почитание св. икон и поклонение им. За добрые дела Господь воздает часто невидимо. Если бы от всех икон совершались явные чудеса; то можно было бы подумать, что они совершаются сами собой и самими иконами. Господь творит чудеса там, где хочет и где находит это полезным. Полное воздаяние за добрые дела последует в будущей жизни.

Несмотря на множество чудес, совершившихся от св. икон, описанных лицами достовернейшими, обследованных целыми коммиссиями, враги св. икон, именующие себя христианами, не хотят верить этим сказаниям. Почему же они верят чудесам Иисуса Христа, описанным евангелистами за восемнадцать столетий пред сим? Хотя от времен апостолов мы имеем непрерывный ряд свидетелей и свидетельств, во все 18-ть веков, за подлинность Евангелий; но сказания и о чудесах от св. икон имеют также несомненно достоверных свидетелей, притом к нам ближайших по времени и даже нам современных. Живы многие из исцеленных чрез святые иконы, после дивных откровений Божественных, и объяснить эти исцеления естественными силами и законами природы невозможно. Пусть неверующие обратятся к этим лицам или к живым свидетелям исцелений их и узнают от них истину. Господь Иисус Христос не веровавших в Него фарисеев, несмотря на великие чудеса Eгo, назвал слепыми (Ин.9:39–41). Но и фарисеи не отрицали чудес Господа, а приписывали их веельзивулу; нынешние же противники св. икон, более слепы; ибо отвергают то, что не подлежит сомнению, ясно, как день. Отвергая чудеса, совершаемые чрез св. иконы, они оскорбляют Всесвятого Духа, совершающего эти чудеса, и потому и к ним относится слово Господа: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам» (Мф.12:31).

В начале VII века по Р. X., по свидетельству Иоанна Месха в «Духовном Луге» (§ 211), один старец говорил:

«Знамения и чудеса даже доныне бывают в Церкви, по причине нечестивых ересей, умножившихся и ежедневно умножающихся, особенно же по причине гибельных расколов Акефала Севера в ограждение слабым душам и в обращение их самих, если бы они захотели». Совершает Господь и ныне среди нас знамения и чудеса по причине умножающихся ересей, дабы отступающих от Святой Церкви сделать безответными и утвердить слабые души христиан, ветром сомнений колеблемые.

Великое значение икон в деле нашего спасения

Великую пользу доставляют нам св. иконы в деле нашего спасения.

1. Св. иконы благотворно действуют на все душевные силы человека: а) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмотные, не могущие читать Св. Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Ветхого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе чрез св. изображения, б) Святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают христиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и сокрушения о грехах, в) Св. иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом страшного суда и т. п.

2. Устрояя и лобызая св. иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. «Честь изображения,– говорит св. Василий Великий,– перходит к первообразу»107; таким образом чрез почитание св. икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих.

3. Для Господа Бога св. иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и Святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает чрез св. иконы благодать свою видимо, то тем более он служат к нашему освящению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует чрез святые иконы к нашему спасению, то много надобно иметь смелости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасени.

4. Где св. иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого – злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если св. иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что чрез св. иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.

Заключим нашу беседу словами св. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь,что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Есть ли кто возвестит вам не то, что Святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия»108.

* * *

83

Жизнь ее и чудеса, извлеченные мною из греческой пергаменной рукописи Синодальной библиотеки (№159) 12–13 века, напечатаны в июльской книжке Душеполезного чтения за 1882 год и в книгах: избранные жития святых в 1893 г.

84

Село Оковцы, – место явления св. икон, в Осташков. уезде в 70 верстах от Осташкова и от Ржева, на границах обоих уездов.

85

Иконы названы Ржевскими по уезду, а не по месту явления, ибо место то было еще не заселено.

86

От Оковцев до Москвы через Ржев и Волоколамск 285 верст.

87

См. Слава Пресв. Владычицы 1853 г. Ч. 3, отдел. 2, стр. 76. Истор. Карамзина. Т. VIII, гл. II. Примеч. 153 и отдельную книжку: Историческая записка о селе Оковцах и проч. Ржев 1876.

88

Исследование об этой рукописи и самое описание явления иконы помещены в Чтениях общества любителей духовного просвещения за 1880 год. Я рассматривал неоднократно эту рукопись и также прихожу в убеждению, что она писана рукою самого Гермогена.

89

Слава Пресв. Богородицы Ч. III, отд. 3, стр. 47.

90

«Христианское чтение» 1829 г. Ч. 36 и 1830 г. Ч. 37.

91

«Душеполезное чтение», июнь 1872 г. Вышеозначенные сведения извлечены из дел Московской духовной консистории секретарем ее Н. Розановым.

92

«Христианское чтение» 1832 г. Ч. 48.

93

«Христианское чтение» 1834 г. Ч. I, стр. 112.

94

«Христианское чтение» 1835 г. Ч. IV. Душеполезн. чтение 1873 г. июль, стр. 275.

95

Это описание напечатано в «Душеполезном чтении» в июле 1872 года. Этот секретарь консистории хорошо нам известен; рассуждая с ним об этой иконе, мы вынесли убеждение, что он вполне уверен был в чудотворной силе ее.

96

«Душеполезное чтение», май 1862 г.

97

Историч. записка о селе Оковцах и пр. 1876 г. стр. 69.

98

Полное описание этих событий помещено в «Страннике» 1867 года, февраль.

99

Полное описание этого исцеления, вполне удостоверенного, помещено в «Христианском чтении» 1857 г. Ч. 2, стр. 239. В книжке под заглавием: «О чудотворно-явленной Тихвинской иконе Божией Матери», изданной в 1864 году, описано 18 чудес, совершенных от древней Тихвинской иконы Богоматери между 1823 и 1863 годами; в ней же описано исцеление Боровского, стр. 91 и след.

100

«Душеполезное чтение» 1863 г. Ч. I, стр. 454.

101

Изд. 1864 г. стр. 70.

102

Чудо описано священником Дворцовой Вознесенской церкви П. Коротковым и напечатано в «Душеполезном чтении» 1867 г. Ч. I. «Известия» стр. 106.

103

1873 года. Март.

104

«Воскресное чтение» 1886 г. №15.

105

Кроме этой книжки сведения о сей иконе находятся в «Душеполезном чтении» 1883 г. ноябрь. Исцеление же дочери графа описано во многих газетах.

106

Замечательно исцеление в Астрахани девицы Гицевич от списка Козельщинской Божией Матери, бывшее в 1885 году на страстной неделе, описанное приходским священником в Астраханских «Епархиальных Ведомостях» (№ 13, 1885 г.) и перепечатанное в «Душеполезном чтении» (август 1886 года).

107

Деян. Вселен. Соборов VII, 296.

108

«Христианское чтение» 1823 г. Ч. II, стр. 114.


Источник: Православное учение о почитании святых икон / [Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : Скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - [2], 138, V с.

Комментарии для сайта Cackle