прот. Александр Мень

Источник

Открове́ние св. Иоа́нна Богосло́ва

Открове́ние св. Иоа́нна Богосло́ва, или Апокалипсис (άποκάλυψς), последняя книга Библии и единственная в *каноне Нового Завета, близкая по своему *жанру к книгам пророков. Написана на греческом языке; состоит из 22 глав.

Каноничность. Откр. не читается за богослужением Православной Церкви, что связано со сравнительно поздней датой канонизации книги. Она была признана боговдохновенной на Западе раньше, чем на Востоке. Св.*Иустин Философ, свт.*Ириней Лионский, свт.*Иларий Пиктавийский, свт.*Амвросий Медиоланский, блж.*Иероним, блж.*Августин, *Викторин Петавский ссылались на Откр. как на книгу Священного Писания. Формально его каноничность была подтверждена Гиппонским (393) и Карфагенским (397) *Поместными соборами, а до этого Откр. было включено в *Мураториев канон.

На Востоке Откр. долгое время вызывало дискуссии. Однако и там многие авторитетные отцы Церкви признавали каноничность этой пророческой книги (свт.*Афанасий Великий, свт.*Василий Великий, свт.*Григорий Нисский). Если в *Пешитте Откр. отсутствует, то к 6 в., когда свт.*Андрей Кесарийский писал свое толкование на него, каноничность Откр. в Православной Церкви была уже повсеместно принята.

Заглавие, жанр и язык. Длинное заглавие книги: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Ин.1:1) сразу же четко определяет, к какому литературному жанру принадлежит книга. Это откровение (греч. апокалипсис), т.е. символическое изображение сущности исторического процесса. Действие Промысла Божьего в событиях церковной и мировой истории священный писатель показывает с помощью образов, иносказаний, *криптограмм и поражающих воображение картин. В этом отношении Откр. написано по законам *апокалиптической литературы, которая ведет свое происхождение от пророков Иезекииля, Даниила и апокрифических апокалипсисов *междузаветного времени. На этом основании некоторые толкователи выдвигали гипотезу, согласно которой Откр. – это иудейский апокалипсис, лишь обработанный христианской рукой. Это мнение принято быть не может, поскольку книга носит очевидно христианский характер.

В отличие от большинства ветхозаветных и апокрифических апокалипсисов Откр. – не анонимное и не псевдонимное произведение. Оно написано от лица человека, хорошо знакомого читателям. Это Иоанн, «брат» и «соучастник в скорби» гонимых христиан (Ин.1:1,4,9; 22:8). Он именует себя «рабом», т.е. служителем, Иисуса Христа (Ин.1:1). Все, что открывается ему, относится к жизни и судьбам христианской Церкви. Христос стоит в центре Откр. Он не возвещает новых догматических истин, а говорит об испытаниях, через которые должны пройти верные, прежде чем придет полная победа Правды Божьей. Откр. начинается посланием к семи церквам Малой Азии, и в них говорится об их бытии в мире. Тем самым священный писатель отступает от чисто апокалиптического жанра, сближая свою книгу с посланиями.

Уже в 3 в. свт.*Дионисий Великий отметил своеобразие языка Откр. «Речи и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями иностранными и по местам неправильными» (*Евсевий. Церковная история, VII, 25). Впоследствии филологические изыскания установили, что текст предельно насыщен *гебраизмами, что автор писал по-гречески, думая по-еврейски. Кроме того, тайнозритель Иоанн обнаруживает не просто глубокое знание Ветхого Завета, но мыслит в системе ветхозаветных образов, символов, средств выражения. Сотни цитат, прямых и косвенных, намеков, реминисценций, *парафраз из Ветхий Завет показывают, что Иоанн буквально жил в мире Священного Писания, выражая открывшееся ему словами, издревле принятыми в священных книгах.

Как показал *Ломайер, Откр. написано ритмической прозой и является своего рода поэмой, и в этом оно продолжает традицию пророков. Из Ветхого Завета Иоанн заимствует ряд литературных приемов, в частности*концептуальную символику. Глубокая связь последней книги Библии с ветхозаветной традицией очень важна для понимания Откр. и помогает в его экзегезе. Иоанн пишет к людям, как и он, проникнутым духом и буквой Священного Писания.

Композиция и содержание. При первом чтении не сразу видна стройность композиции Откр. Неоднократно экзегеты предполагали, что книга составлена, как мозаика, из разнородных источников, однако постепенно было установлено, что тайнозритель подчинил Откр. сложной числовой системе, имеющей символическое значение. Во внебиблейской литературе ее можно сравнить лишь с системой построения «Божественной комедии» *Данте, который во многом вдохновлялся Откр. Символика священных *чисел была издавна употребляема в Библии, особенно пророками и апокалиптиками, и она широко использована в Иоанновом Апокалипсисе.

Сквозным символом, проходящим через всю книгу, является число 7, знак полноты, что указывает на полноту Божеств. свершений в истории. Откр. рассматривает историю в свете вечности. Число 6 означает неполноту и несовершенство, а половина семерки – это время испытаний, через которые должны пройти верные (Откр.12:14; 13:5; ср. Дан.7:25; 8:14). Семь раз в Откр. произнесены *макаризмы; семь малоазийских церквей символизируют полноту Церкви; по принципу седмериц строится и композиция Откр.

1) Вступление и семь посланий семи церквам (Откр.1–3).

2) Видение небесной Литургии. Агнец снимает семь печатей с книги Божьих судеб (Откр.4:1–8:1).

3) Семь ангелов трубят в трубы, возвещая бедствия (Откр.8:2–11:18).

4) Семь знамений в небесном пространстве, изображающих борьбу сатаны с Церковью (Откр.11:19–15:4).

5) Семь чаш гнева Божьего, изливаемых на мир (Откр.15:5–16:21).

6) Семь видений, знаменующих судьбу Вавилона (империи, гонительницы Церкви) (Откр.17:1–20:15) и последний Суд.

7) Торжество Света. Новый Иерусалим. Эпилог (Откр.21–22).

Один из первых толкователей Откр., *Викторин, выдвинул гипотезу о композиции книги, которая получила название «рекапитуляции». Согласно этой гипотезе, разделяемой и рядом новых экзегетов (например, *Алло), последовательность труб, знамений, чаш и видений не означает конкретной последовательности во времени, а есть лишь вариации одной и той же темы по принципам семитической *поэтики библейских книг. Прообразом для них служат сказания Книги Исхода о «казнях египетских». Что касается содержания книги, то мнения экзегетов можно представить в виде 3 основных концепций:

1) Откр. говорит лишь о событиях, которые должны произойти в конце истории (это воззрение восходит к Викторину, *Экумению, Андрею Кесарийскому и *Иоахиму Флорскому).

2) Тайнозритель в прикровенной форме изображает церковно-исторические события своего времени (*Ренан, *Фаррар, *Жданов, *Цан и др.).

3) Откр. содержит общую «модель» самой сущности церковно-исторического процесса (*Булгаков, *Ломайер, *Фейе, *Харрингтон и др.). Эти аспекты не исключают, а дополняют друг друга.

Книга написана «мучеником для мучеников» (Ломайер) с определенной целью – укрепить верных в годину испытаний. Ее *«жизненный контекст» связан с первыми конфликтами между Церковью и империей, насаждавшей культ кесаря. Тайновидец возвещает о борьбе и конечной победе Христа, о неминуемом Божественном воздаянии и торжестве праведных. Слова Откр. о близости *Парусии в свете особого характера пророческого видения «должны быть поняты не в смысле непосредственной близости исторического момента, но лишь – общей эсхатологической перспективы» (Булгаков).

Композиция книги использует антитезы: так, Божественной Троице (Сидящий на престоле, Агнец и Дух) противостоит демоническая триада (дракон, зверь, лжепророк). Антиподом Жены, облеченной в Солнце и рождающей Мессию, является вавилонская блудница. Небесной Литургии противостоит нечестивое поклонение образу зверя, истинному Спасителю Агнцу – чудовище с рогами как бы агнчьими, печати небесной – печать антихриста, Новому Иерусалиму – царство зверя. Всем этим подчеркивается встреча и столкновение двух миров.

Провозвестие книги. Откр. есть книга упования. Она возвещает свершение замысла Божьего о тварном мире вопреки сильнейшему противодействию враждебных сил. Пророк говорит и о великой ответственности верных. Послания к церквам предостерегают от соблазнов и компромиссов и сурово осуждают духовную теплохладность. Кто «оставил первую любовь» (Откр.2:4), дух братолюбия ранних дней, рискует оказаться отверженным. Господь приходит к людям с любовью, ожидая их ответной любви. «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Но готовность услышать голос Господень требует великого терпения и победы над искушениями. Истинный христианин есть «побеждающий» (Откр.3:21). В то же время противление воле Божьей ввергает людей в неисчислимые бедствия, ибо, отпадая от Источника жизни, они оказываются во власти демонических сил. Гнев Божий есть антропоморфный образ этой судьбы отпавших.

Откр. учит о Христе как о Человеке, рожденном «от колена Иудина», из рода Давидова (Откр.5:5). В то же время Он есть предвечный Агнец, принесший Себя в жертву «от создания мира» (Откр.13:8). На земле Он был «свидетелем верных», т.е. Страстотерпцем и Пророком (Откр.1:5; 3:14). Он «Первенец из мертвых», Властитель мира (Откр.1:5). Являясь «Царем царей» (Откр.19:16), Он един с Сущим, и Ему подобает поклонение как Богу (Откр.5:13). В то же время Он пребывает в единении со Своей Церковью, которая представлена, согласно древней ветхозаветной символике, Невестой Агнца (Откр.22:17). Откр. свидетельствует, что победа Христа уже совершилась, что Он лишь на время «восхищен» к престолу Божьему (Откр.12:5). С момента Его явления начался эсхатологический период агонии зла, в котором верные и святые должны устоять, прежде чем наступит последний Суд и Новый Иерусалим сойдет «от Бога с неба» (Откр.21:2). В нем уже не будет Храма, который знаменует «скинию Бога с человеками» Откр. (Откр.21:3), а будет непосредственное единение с Сущим – последняя и высшая цель Завета.

Эсхатология Откр. включает тему, которая с первых веков Церкви понималась по-разному. Речь идет о тысячелетнем царствовании Христа на земле с воскресшими праведниками (Откр.20:110). Одни понимали это пророчество в переносном смысле, усматривая в нем символ церковной истории в целом. Начало такому толкованию положил блж.*Августин. Но св. отцы более раннего периода, начиная со свт. Иринея Лионского , склонялись к буквальной экзегезе и верили, что в конце времен мир увидит не только разгул зла, но и торжество добра. Общепринятого толкования в Церкви нет, поэтому пророчество о тысячелетнем царстве не раз питало идеи *хилиазма. Бесспорным остается основное провозвестие книги: человек обретет новый Эдем и древо жизни. «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22:3–5).

Проблема датировки и авторство. Свт. Ириней Лионский, близкий к кругу учеников апостола Иоанна, датировал Откр. периодом правления римского императора Домициана (Против ересей. V, 30,3; ср. Евсевий. Церковная история, III,18). Поскольку Домициан царствовал в 91–96, то Откр. можно отнести к этим годам. Большинство современных экзегетов признают датировку свт. Иринея, в частности, на том основании, что именно Домициан усилил культ императора и преследовал христиан. Существует и другое мнение, основанное на Откр.17:10, где сказано о семи царях, из которых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел, а когда придет, не долго ему быть». Этих семь царей разные толкователи отождествляли с семью римскими правителями, начиная с Цезаря Августа и кончая Веспасианом, причем состав их варьировался. В любом случае Откр. относили к концу 60-х гг.

В 19 в. немецкий ученый *Бенари одним из первых расшифровал криптограмму 666 (Откр.13:18) как числовой эквивалент слов «Нерон кесарь» в их еврейском написании. В этом хотели видеть намек на слухи о лже-Нероне, которые появились после смерти Нерона. Нерон действительно был первым языческим гонителем христиан (см. статью *Нехристианские свидетельства о Христе) и мог служить прообразом антихриста. Но поскольку существуют и другие расшифровки криптограммы, вопрос этот остается открытым. Есть гипотеза, что Иоанн написал часть своей книги в 60-х гг., а завершил ее на о.Патмосе при Домициане около 95. К первому варианту Откр. относят разделы (Откр.12:7–12; 13–16; 17:10) и др.

Еще более сложен вопрос об *атрибуции книги. Кто был Иоанн, автор Апокалипсиса? Первое указание исходит от Иустина Философа, который около 130–140 отождествил его с Иоанном Зеведеевым (Диалог с Трифоном, 81, 4). К этому мнению присоединилось значительное число ранних отцов и учителей Церкви, включая составителя Мураториева канона. Однако свт. Дионисий Великий усомнился в верности предания. «Самый язык, – писал он, – оправдывает предположение о различии Евангелия и послания от Откр.» (Евсевий. Церковная история, VII, 24–25). При этом святитель отмечал, что он «не осмелился бы отвергнуть эту книгу» и верит, что Иоанн, автор Апокалипсиса, «получил ведение и пророчество», но он не был одним из Двенадцати, автором 4-го Евангелия. Взгляд свт. Дионисия был возрожден *Лютером и принят многими протестантами, особенно либеральными.

В настоящее время в исагогике сохраняются обе точки зрения в следующих вариантах: 1) Иоанн Зеведеев был автором всех писаний, которые носят имя Иоанна; 2) все писания Иоанна принадлежат некоему первохристианскому пророку, а не апостолу Иоанну; 3) Иоанн Зеведеев – автор Откр., но не Ин. и не 1–3 Ин. В пользу древнего предания говорит следующее: 1) и апостол, и Иоанн, автор Апокалипсиса, пользовались высоким авторитетом у христиан; 2) автор Откр. – палестинский еврей, и есть основания думать, что он был галилеянином (*Чарлз); дух и стиль Откр. совпадают с тем, что известно об Иоанне из *синоптиков (Мк.3:17; Лк.9:54). Важно и то, что традиция ранней Церкви не знает другого человека, который имел бы основание говорить с такой силой и властью, как автор Апокалипсиса.

Святоотеческие комментарии: Андрей Кессарийский, Толкование на Апокалипсис, М., 1904; Викторин Петавский, Толкование на Апокалипсис, на лат. яз. в серии CSEL, t.49.

● *Аверинцев С.С., Иоанн Богослов, МНМ, т.1; [*Андреев И.Д.] Апокалипсис, НЭС, т.3; Апокалипсис (пер. с англ.), ЕЭ, т.2; митр. *Антоний (Храповицкий), Творения св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Варшава, 1928; Бальтазар Г.-У., Суды Божии в Откровении Иоанна Богослова, «Символ», 1986, №16; *Баркли У., Толкование Откровения Иоанна, Вашингтон, 1987; Барсов М.В., Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса, М., 19022; Бартошевич Э.М., Ангелы, сеющие смерть, М.,1965; Бестужев А.А., Тайновидец будущего, Джорданвиль, 19622; прот.*Булгаков С., Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического толкования, Париж, 1948; *Бухарев А.М., Исследования Апокалипсиса, Серг. Пос.,1916; *Воронцов Е.К., К вопросу о «первом воскресении» в Откровении Иоанна Богослова, ВиР, 1905, №18; его же, Связание сатаны (Апок.20,1–5), там же, 1906, №34; Гамолко Н.А., К вопросу о каноническом достоинстве и церковном понимании Апокалипсиса, ХЧ, 1912, №10; *Глаголев А., Апокалипсис, ПБЭ, т.1, с.910–927; *Глубоковский Н.Н., Благовестие христианской Славы и Апокалипсис св. апостола Иоанна Богослова, Джорданвиль, 1966; Грэм Б., Четыре всадника (Откровение Иоанна Богослова), пер. с англ., Чикаго, 1986; Дитман В.А., Откровение св. Иоанна Богослова, вып.1, СПб.,1910; *Добшюц Э., Древнейшие христианские общины, в книге: Общая история европейской культуры, СПб,1908, т.5; архиеп. *Евдоким (Мещерский), Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнические труды, Серг. Пос.,19112; *Жданов А.А., Откровение Господа о семи асийских церквах, М.,1891; Иванов А.В., Руководство к изъяснительному чтению апостольских посланий и Апокалипсиса, СПб., 18863; еп.*Кассиан (Безобразов), Книга о семи печатях, «Путь», 1930, №21; его же, Христос и первое христианское поколение, Париж, 1950; Лонгинов В. Историческое обозрение Апокалипсиса, в кн.: Опыты упражнений воспитанников КДА 5-го учебного курса, К., 1832, т.1; [*Лучицкий К.И.] О семи малоазийских церквах в их прежнем и нынешнем состоянии, изображенных в пророчестве св. апостола Иоанна Богослова, ХЧ, 1843, ч.3; свящ. Мень А., «Сын громов», ЖМП, 1962, №5; *Морозов Н.А., Откровение в грозе и буре, СПб.,1907; Мусселиус В.Р., Толкование Апокалипсиса. По J.A.Seiss, СПб.,1909; Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса, ч.1–2, СПб.,19042; *Никольский Н.М., Спор исторической критики с астрономией, М.,1908; его же, Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства, М.,1922; *Норов А.С., Путешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе, СПб.,1847; *Ньютон И., Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна, пер. с англ., Пг.,1915; *Оберлен К.А., Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна, пер. с нем., Тула, 1882; свящ.*Орлов Н., Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Опыт толкования, М.,1904; его же, Апокалипсис св. апостола Иоанна Богослова, ТБ, т.11; еп.*Петр (Екатериновский), Объяснение Апокалипсиса св. апостола Иоанна Богослова, Томск, 1885; *Ренан Э., Антихрист, СПб.,1907; *Сведенборг Э., Апокалипсис (гл.1) по смыслу духовному; О последнем (страшном) суде; толкование гл. XXV Матфея, ч.1, СПб.,1906; его же, Суд над миром и обновление его, СПб.,1907; *Тихомиров Л.А., Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира, СПб.,1907; Успенский И.И., Вопрос о пребывании св. апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, ХЧ, 1879, №3–4; его же, Деятельность св. Апостолп Иоанна Богослова в Малой Азии, ХЧ, 1879, №9–10; его же, Св. Апостол Иоанн – писатель Четвертого Евангелия и Апокалипсиса, ХЧ, 1880, №1–2; *Фаррар Ф., Первые дни христианства, пер. с англ., ч.1– 2, СПб.,1888; *Херасков М.И., Послания апостольские и Апокалипсис, Владимир, 18982; *Четыркин В.В., Апокалипсис св. апостола Иоанна Богослова, Пг.,1916; Энгельс Ф., Книга Откровения, в его книге: О первоначальном христианстве, М.,1962; *ЮнгШтиллинг И.Г., Победная повесть или торжество веры христианской, пер. [с нем.], СПб.,1815; *Яковлев Ф.И., Апокалипсис с очерком жизни и учения св. евангелиста Иоанна Богослова, СПб.,19052; см. также толкования на Откр.: Алло, *Буамара, *Буссе, *Желена, Ломайера, Цана, Чарлза, *Шпитта и обзорные труды, указанные в статьях *Новый Завет; *Исагогика; прочая иностранная библиография указана в JBC, v.2.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle