Библиотеке требуются волонтёры
прот. Александр Мень

Источник

Шко́лы

Шко́лы в библеистике, направления в библейской науке, сложившиеся среди христианских, иудейских и внеконфессиональных толкователей от древности до настоящего времени. Школы в библеистике характеризуются предпочтением тех или иных методов Герменевтики и *экзегезы, что определялось различными факторами: культурными традициями, вероисповедными установками, влиянием авторитетных ученых и философско-богословских доктрин. Чаще всего Школы возникали в каком-либо одном центре, распространяя оттуда свои идеи. Границы между Школами не всегда можно провести с достаточной четкостью, т.к. они часто находились в тесном взаимодействии. Среди христианских Школ одни имели строго церковный характер и признавались в Священном *Предании равноправными, другие, напротив, отражали воззрения, которые частично или полностью уклонялись от церковного учения. Ниже приводится перечень лишь основных Школ в библеистике.

Христианские Школы святоотечского периода (2–5 вв.)

1. Гностические Школы зародились во 2 в. в Египте и Сирии. Были отвергнуты Церковью как противоречащие ее учению. Эти Школы повлияли на *манихейство и другие системы *дуализма.

2. *Александрийская Школа экзегезы сформировалась во 2 в. в катехизическом училище Александрии. Главная особенность этой Школы – использование *аллегорического метода толкования Библии. Основатели: *Климент Александрийский и *Ориген. Последний был родоначальником научно-филологических методов исследования библейского текста.

3. *Антиохийская Школа экзегезы возникла в 3 в. Основателем ее считается сщмч.*Лукиан. Школа уделяла главное внимание буквальному, историческому смыслу Библии. Крупнейшие представители Школы: свт.*Иоанн Златоуст, *Феодор Мопсуестский, *Диодор Тарсийский, блж.* Феодорит Киррский.

4. Каппадокийская Школа, представленная главным образом свт.*Василием Великим и свт.*Григорием Богословом, стремилась примирить крайности александрийцев и антиохийцев.

5. Сирийские Школы Эдессы и Нисибина возникли в 4 в. По своим принципам наиболее близки к Антиохийской Школе. Крупнейшие представители: прп.*Ефрем Сирин, *Нарсай Эдесский, *Раббула (см. статью *Эдесская Школа экзегезы).

6. Латинская Школа не была связана с каким-либо одним центром. Представители ее жили в Африке (*Тертуллиан, блж.*Августин), в Италии (свт.*Ипполит Римский, свт.*Амвросий Медиоланский) и в Балканских землях (блж.*Иероним). Латинские экзегеты, подобно каппадокийским, занимали среднюю позицию между толкователями Александрии и Антиохии.

Средневековые христианские Школы (5–15 вв.)

1. Византийскую экзегетическую Школу отличали три основные черты: а) внимание к догматическим проблемам; б) собирание воедино святоотеческих толкований (см. *Катены); в) тесная связь экзегезы с аскетикой. Гланые представители: свт.*Андрей Кесарийский, *Экумений Трикский, прп.*Максим Исповедник, свт.*Фотий Константинопольский, прп.*Симеон Новый Богослов, блж.*Феофилакт Болгарский, *Евфимий Зигабен и др.

2. Раннесредневековая латинская экзегеза носила преимущественно гомилетический характер с ориентацией на святоотеческие толкования. Главные представители: *Алкуин, *Беда Достопочтенный, свт.*Григорий Великий, *Исидор Севильский, *Кассиодор, *Рабан Мавр и другие.

3. Католическая средневековая экзегетика развивалась главным образом в монастырских Школах (Сен-Викторской, Сен-Шерской и др.), а также при университетах (Парижском и других). Главные представители: *Гуго Сен- Викторский, Бернар Клервоский, *Петр Ломбардский и другие. Критические проблемы библеистики были в этот период затронуты *Абеляром.

4. Школа *схоластической средневековой экзегезы характеризовалась стремлением к систематизации и четкому определению различных смысловых пластов Писания (Альберт Великий, *Фома Аквинат и другие).

5. Католическая средневековая мистическая Школа возродила аллегоризм александрийцев, толкуя Библию в мистико-иносказательном плане (*Иоахим Флорский, Бонавентура, Рейсбрук, Таулер, *Экхарт и другие).

Школы эпохи Ренессанса, Реформации и католической Реформы (1517 вв.)

1. Школа гуманистов вернулась к традициям Оригена и блж. Иеронима, сосредоточившись на историко-филологическом аспекте экзегезы (Л.Валла, *Эразм Роттердамский и другие; см. статью *Ренессансная библеистика).

2. Школа *социнианской экзегезы развивала тенденции древнего арианства и историко-филологические методы толкования.

3. Контрреформационная католическая экзегеза сложилась в эпоху *Тридентского собора. Полемическое острие трудов этой Школы было нацелено против Реформации. Одновременно библеисты этого направления усовершенствовали научный аппарат экзегетики (*Каетан, *Сикст Сиенский, *Беллармино, *Эстий и другие).

4. Арминианская протестантская Школа вела свое начало от *Арминия. Главные представители: *Гроций, *Леклерк.

Рационалистические Школы различных направлений (17–20 вв.)

1. Школа классического *рационализма в библеистике. Его представители в своих воззрениях колебались от радикального протестантизма (*Землер, *Эрнести, *Паулюс и другие) до пантеизма (*Спиноза) и деизма (*Толанд, *Реймарус, *Лессинг).

2. *Либерально-протестантская Школа экзегезы опиралась на философию И.Канта и неокантианство. Главные представители: *Шлейермахер, *Ричль, *Гарнак и другие.

3. *Тюбингенская Школа исходила из философии *Гегеля. Рассматривала историю Нового Завета и раннего христианства как историю борьбы противоположных тенденций, которая завершилась их примирением. Главой школы был *Баур. К этому же направлению частично примыкал и *Штраус.

4. *Ритуально-историческая Школа получила начало в английской библеистике (У.Р.*Смит), но развивалась преимущественно в *скандинавской библеистике. Согласно взглядам этой Школы, письменная традиция Библии коренится в *богослужении.

5. *Эсхатологическая Школа в библеистике (И.*Вайсс, А.*Швейцер) утверждала, что одной из определяющих тем в Новом Завете была *эсхатология, восходящая к учению *пророков и *апокалиптической литературе.

6. Мифологическая Школа выводила Ветхий и Новый Завет из восточной и античной мифологии (*Древс, *панвавилонизм) (см. статью *Мифологическая теория).

7. *Религиозно-историческая Школа либерального протестантизма рассматривала историю библейской религии в контексте всеобщей истории религии. Для этой Школы был характерен *исторический эволюционизм. Особой ее ветвью являлась Школа *Велльхаузена.

Протестантские ортодоксальные Школы (19–20 вв.)

Представители этих Школ, сохраняя особенности, свойственные протестантскому вероучению, отстаивали традиционные для всего христианства истины (*боговдохновенность Священного Писания, Богочеловечество Христа, идею священной истории как Божественного Домостроительства и т.д.). Некоторые из этих библеистов полностью отрицали выводы *новой исагогики (*фундаментализм), но большинство частично их принимало, придерживаясь умеренного критицизма и избегая скороспелых гипотез. Среди ортодоксально-протестантских Школ выделяются три главных.

1. Немецкая (*Неандер, *Хенгстенберг, *Толук, *Хофманн, *Лютард, *Барт и другие).

2. Англо-американская (*Шафф, *Фаррар, *Гейки и другие).

3. Французская (*Прессансе, *Навиль и другие).

Православные Школы (19–20 вв.)

1. Русская православная Школа, придерживавшаяся *старой исагогики (митрополит*Филарет Дроздов, А.*Бухарев, епископ *Михаил Лузин, *Лопухин и другие; см. статью *Русская библеистика).

2. *Русская библейско-историческая Школа, сочетавшая православный подход к Писанию с принятием основных выводов *новой исагогики (протоиерей *Павский, *Трубецкой, *Тураев, *Карташев, протоиерей *Князев и другие).

3. Греческая Школа *Велласа. По своим принципам близка к русской библейско-исторической школе.

Католические Школы (19–20 вв.)

1. Школа *Вигуру, придерживавшаяся принципов *старой исагогики.

2. Школа католического *«модернизма», сблизившаяся с либеральной школой протестантов.

3. Французская *Иерусалимская библейская Школа, которой руководил *Лагранж. В настоящее время является господствующей в католической библеистике. По установкам родственна русской библейско-исторической Школе.

Иудейские и иудаистские Школы.

1. Палестинская Школа *раввинистической экзегезы сложилась в *междузаветный период главным образом среди *фарисеев, *таннаев и создателей *таргумов. Основное внимание толкователей этой Школы было направлено на проблемы, связанные с *галахой.

2. Александрийская Школа, возникшая во 2 в. до н.э. использовала аллегорический метод толкования. Важнейший представитель – *Филон Александрийский. Исчезнув во 2 в. н.э., Александрийская Школа, однако, оказала влияние на средневековую *каббалу.

3. Вавилонская Школа, сложилась в Месопотамии в первые вв. н.э. Так же, как и Палестинская, делала главный упор на толкования, связанные с обрядовой стороной религии.

4. Средневековая раввинистическая Школа сочетала внимание и к иносказательной, и к буквальной интерпретации Ветхого Завета (*Абрабанель, *Маймонид). Стремилась к систематизации вероучения иудаизма.

5. Школа *либерально-иудаистской экзегезы восходит к идеям *Мендельсона (*Клаузнер и другие). В определенном смысле к этой Школе примыкает *Бубер.

Школы 20 в., имеющие межконфессиональное значение

Эти Школы сложились в рамках различных протестантских деноминаций, однако в той или иной мере распространили свое влияние на православную и католическую экзегетику.

1. *«Истории форм» Школа исследует историю дописьменной библейской традиции (*Гункель, *Бультман, *Дибелиус и другие).

2. *«Истории редакций» Школа (*Борнкамм, *Концельманн, *Марксен) изучает особенности богословия каждого из священных писателей и их отражение в Библии.

3. «Балтиморская Школа», основанная *Олбрайтом, выступает против исторического скептицизма, опираясь на новейшие данные библейской *археологии (*Брайт, *Райт и другие).

4. Школа *«канонического» метода экзегезы, основанная *Чайлдзом, изучает Писание в целостном контексте всего *канона.

Некоторые из наиболее радикальных Школ (например, мифологическая) в настоящее время фактически исчезли; другие вынуждены были смягчить крайности своих воззрений. Многие Школы дополняют друг друга, а некоторые, исчезнув, оставили тем не менее свой след в работах последующих поколений библеистов.

Дьяконов А.И., Типы высшей богословской Школы в древней Церкви III-IV вв., ХЧ, 1913, №4,5; Преображенский В. (еп. Василий), Восточная и западная Школы во времена Карла Великого, их отношения между собой, к классическим и древне-христианским, СПб., 1881; Сhmееl J., Biblijne szkoly, Enc.Kat., t.2; прочую русскую и иностранную библиографию см. в статьях: *Исагогика; *Историко-литературная критика; *Экзегетика и в статьях об отдельных Школах и экзегетах.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle