издательство П.П. Сойкина

Киевская митрополия

Киевская митрополия – епархия – окончательно образовалась только в 1686 г., с 1797 г. приняла свой нынешний вид. С 1686 по 1797 гг. К. М. состояла из 2 частей: 1) собственно киевской епархии – нынешние Черниговск. и Полтавская губ. наход. в пределах русского государства, 2) заграничная – в пределах польско-литовск. госуд. Заграничные монастыри разделялись на несколько групп: 1) литовскую, 2) слуцкую архимандрию под управлением архимандр. слуцкого Св.-Троицкого мон., 3) белорусскую, 4) подлясскую, 5) полесскую и 6) украинскую. Многие монаст. превратились в униатские, к концу XVIII в. сохранилось в православии 36 обителей и имели очень важное историческое значение. Кроме монастырей, в заграничной части были и приходские церкви (до 100), составлявшие протопопий: слуцкую, мозырскую, петриковскую, пинскую, туровскую и давидгородецкую. В ведении киевск. митропол. была и польская православн. церк. в Варшаве, известная под именем варшавской капеллании. Границы и территориальный состав К. М. часто менялись и только в 1797 г. окончательно установились; с этого времени К. М. Е. находится на правом берегу р. Днепра и совпадает с границами Киевск. губ. В 1844 г. причислен от волынской епархии г. Бердичев с уездом. Митрополиты и епископы: 1) Гедеон, кн. Святополк-Четвертинский, митр. киевский, галицкий и вся Малые России, 1685–1690 г; в 1660 г. были избран еписк. луцким и острожским, в 80-х годах остался единственным православным еп., замечателен своею борьбою с окатоличением зап.-русского народа, проповедовал единение с Россией, в 1684 г. принужден был переселиться из Польши в Малороссию, в 1685 г. посвящен моск. патр. Иоакимом в киевск. митропол. скончался в 1690 г. 2) Варлаам Ясинский, 1690–1707 г., в 1684 г. архимандр. К.-Печерской лавры, с 1690 г. – митропол. сконч. в 1707 г., 3) Иоасаф Кроковский, 1708–1718 г. От 1718 г. по 1722 г. киевск. митропол. кафедра оставалась свободной, 4) Варлаам Ванатович – в 1719 г. архимандр. Тихвинского монаст., в 1722 г. посвящен в сан архиеписк. киевск. Предоставление В. сана архиеп., а не митропол. было очень обидно и В. и всей митрополии; из-за этого между В. и Феофаном Прокоповичем установились недружелюбные отношение. В 1729–30 г. киевский войт Д. Полоцкий донес в Св. Синод, что В, не служил молебна в один из высокоторжеств. дней. По указу 3 авг. 1730 г. В. вместе с консисторией был доставлен в Москву и предан суду; по настоянию Прокоповича был лишен сана и священства и простым монахом сослан навеки в Кирилло-Белоозерский мон. Только через 10 лет, с воцарением имп. Елисаветы в 1741 г., В. возвращен из ссылки и восстановлен в сане. В. пожелал жить на покое в Тихвинском мон., где принял схиму с им. Василия и скончался в 1751 г. 5) Рафаил Заборовский, с 1723 г. архимандр. Троицкого Калязина мон. в Твери и асессор Св. Синода, в 1725 г. посвящен в сан еп. гисковского и член Св. Синода, в 1731 г. переведен в Киев со званием архиеп., в 1743 г. удостоен звание митропол., сконч. в 1747 г. 6) Тимофей Щербацкий – в 1740 г. архимандр. К.-Печерской лавры; по указанию митр. Рафаила, по его смерти, избран митропол., в 1758 г. переведен в Москву, сконч. в 1767 г., 1-ый из русских архиереев отпетый по чину священнич. погребские. 7) Арсений Могилянский – при нем в 1767 г. запрещено было писать в митропол. титуле «и Малыя России», потому что Малороссия захватывала не только киевск. митр., но и черниговскую и переяславск. епархии. А. участвовал в составлении пунктов от киевск. духовенства в Екатерининскую законодат. комиссию в 1767 г., сконч. в 1770 г. 8) Гавриил Кремецкий – в 1738 г. ректор А.-Невской семинарии, в 1748 г. архимандр. Новоспасского моск. мон. и член Св. Синода, в 1749 г. произведен во еп. коломенского, в 1755 г. переведен в Казань для умиротворение епархии и татар, волновавшихся и недовольных местными. миссионерами; в!762 г. переведен в С.-Петерб. в сане архиеп., в 1770 г. в сане митр. киевского и галицкого перемещен в Киев, сконч. в 1783 г. 9) Самуил Миславский – в 1762 г. ректор киевск. академии, в 1768 г. хиротонисан во еп. белградского, в 1771 – еп. крутицкий, с 1776 г. архиеп. ростовский и в 1783 г. – киевский митропол. При нем введены духовные штаты, восстановлено переяславское коадъюторство, сконч. в 1796 г. 10) Иерофей Малицкий с 1796 г. по 1799 г. 11) Гавриил Бапулеско-Бадони с 1799 г. по 1803 г. – при (10 и 11) них К. М. Е. приняла свой нынешний вид и состав. 12) Серапион Александровский – в 1779 г. архим. Богоявлен. моск. мон., в 1788 г. – еп. дмитровский, в 1799 г. переведен в Казань и в 1803 г. – киевск. митропол., уволен на покой в 1822 г. и сконч. в 1824 г., 80 лет от роду. 13) Евгений Болховитинов с 1822 г. по 1837 г., написал много ученых трудов. 14) Филарет Амфитеатров – доктор богословия, в 1819 г. рукоположен во еписк. и занимал до 1825 г. калужскую, до 1828 г. рязанскую, до 1836 казанскую и до 1837 ярославскую кафедры, в 1837 г. из архиеп. назначен митропол. киевск., в 1841 г. принял схиму с именем Феодосия, ум. в 1857 г. 15) Исидор Никольский, в 1860 г переведен в С.-Петербург, управлял киевской митр. 2 года. 16) Арсений Москвин – с 1860 г. до 1876 г., памятен Киеву кротостью, благочестием строгим подвижничеством и любовью к монашеству. 17) Филофей Успенский – в 1839 г. архимандр. и инспектор с.-петерб. дух. акад., в 1849 г. хиротонисан в еп. дмитровского до 1853 г., до 1857 г. был еп. костромским, до 1876 г.-тверским, причем в 1861 г. возведен в архиеп., в 1876 г. митропол. киевск., умер в 1882 г. 18) Платон Городецкий – в 1843 г. хиротонисан во еп. ковенского, в 1848 г. перемещен в Ригу; управлял рижской епархией 17 лет и возвысил правосл. русское знамя в Остзейском крае, в 1867 г. переведен архиеп. донским в Новочеркасск, в 1877 г, – в Одессу и в 1882 г. назначен киевск. митропол., сконч. в 1891 г. 19) Иоанникий Руднев с 1891 г. по 1900 г.

20) Феогност Лебедев – проф. с.-петерб. дух. семин. в 1856–7 гг., инспектор новгор. сем. 1857–61 гг., ректор орловской до 1864 г., камен.-подольской до 1866 г. В 1867 г. хиротонисан во еп. балтского, в 1878 г. – архиеп. владимирск., в 1892 г. новгородский, в 1895 г, – член Св. Синода, в 1900 г, – киев. митропол., скончался в 1903 г., особенное внимание обращал на церк. приходские школы и 21) ныне управляющий с 1 февр. 1903 г. высокопреосв. Флавиан Городецкий – род. в 1840 г., окончил орловскую гимназию, откуда поступил на юрид. факул. московск. унив., в 1861 г. до окончание курса поступил в Николаевский Песношский мон., в 1866 г. принял монашество и посвящ. во иеродиакона, в 1867 г. рукоположен в иеромонаха, в 1873 г. назначен членом Пекинской дух. миссии, изучил кит. яз., и перевел много богослуж. книг на этот яз., в 1879 г. был назначен начальником этой миссии и возведен в сан архимандр., в 1885 хиротонисан во еписк. аксайского, викария донской епархии, затем переведен на каф. еп, люблинского, викария холмско-варшавск. епархии, в 1891 назначен еп. холмским и варшавск., в 1892 г. возведен в сан архиеп., в 1898 г. назначен архиеп. карталинским и кахегинск. со званием члена Св. Синода и экзарха Грузии, в 1901 г. назначен архиеп. харьковским и ахтырским и наконец, 1 февр. 1903 г. назначен митропол. киевским и галицким и священноархимандр. К.-Печерск. Успенской Лавры. Викариатства. В 1700 г. был назначен митр. Варлааму помощник в лице Захарии Корниловича, получившего название коадъютора. Захарий жил вне Киева, в Переяславле – Полтавск. и пользовался большею самостоятельностью, чем викарий. Затем переяславск. коадъюторство составило особую епархию, в 1782 г. снова оно было восстановлено и коадъютор должен был заведовать заграничной частью митрополии. В течение XVII и XVIII вв. киевские митр. пользовались услугами греческ. иерархов, проживавших в Киеве и помогавших митр., рукополагая ставленников и совершая богослужение. В 1799 г. учреждено чигиринское викариатство, в 1874 г. уманское и в 1884 каневское. Консистория киевская состоит из 7 членов, при ней канцелярия из 55 чиновн.; благочинных в К. М. 79 над приходск. церквами и 2 над монаст., при благоч. благочиннич. советы из 3 членов; сотрудниками являются: помощн. благоч., дух. следователь, цензор проповедей, миссионер и 2 члена строит. комитета. К. М. занимает около 45.000 кв. верст; около 3600 тыс., из них православн. до 3110 тыс., старообрядцев до 12.500 чел., сектантов – штундистов до 7.500 чел., остальные – евреи. Храмов всего 1.710, из них соборных 14, при муж. мон. 30, при жен. 23, приходск. одноклирных 1325, двухклирн. 2, трехклирн. – 1 при казен. и богоутодн. завед. с причтом 30, без причта 5, домов. – 5, кладбищ. с причтом 9, без причта – 2, ружных – 1 единовер. – 2 и приписных 135. Духовенства: протоиер. – 70, свящ. – 1365, диаконов – 189, псаломщиков – 1400; монашествующих: 1500 лиц, из них монахов – 395, послушников – 66, монахинь – 393, послушниц – 646. Богаделен при церквах – 6, в них содержится до 450 лиц. Больниц при мон. 1 и при церк. 1, в них содерж. до 1.200 чел. Церковн. библиотек: 1 епархиальная, 50 окружных и 1.270 при церквах, народных библ.-читален – 2. Школ церковных: 1888 с 115.000 учищихся, в том числе 25 тыс. девочек; церк.-учительских – 1, второклассных – 12, двухклассн, – 51, одноклассных – 1.320, школ грамоты – 500, образцовых – 4. Духовно-учебные заведение: 1 Дух. семин., 4 муж. дух. учил,, 2 жен. 1) Киевская дух. семин. с 1717 г., одна из самых многолюдных; параллельные отделение при всех 6 классах, при ней Петропавловское братство для вспомощ. бедн. воспит. 2) Киево-Под. дух. учил. с 1817 г.; в 1932 г. соединено с богуславским дух. уч., помещ. в здании киевск. дух. семин. на Подоле. 3) Киево-Софийское дух. учил., выделено в 1837 г. из Киево-подольского. 4) 5) 6) Черкасское, уманское и богуславское – открыты были в 1818 г., два первых существ. и доныне, о 3-м см. выше. 7) 8) Два женск. епарх. учил. с 1862 г., сперва было одно учил., впоследствие параллельные классы выделились в самостоятельное учил., находятся под покровит. Имп. Марии Феодоровны, 7-миклассные курсы обучение. Церковно-приходских попечительств – 415, располагают капиталом в 55000 р. Из братств и обществ, наиболее известны: 1) Свято-Владимирское, с 1864 г. открытое для противодействия латино-польской пропаганде, при нем епарх. библиотека, читальня, ведет религиозно-нравств. воскресные и праздничн. чтение; распространаняет поучит. листки, в 1904 г. обратило к православию 96 лиц 2) Религиозно-просветительное общ. с 1893 г. построило храм и школу в отдаленной и малокультурной части г. Киева Юрковицы и собств. дом с церковию и залом для чтений. 3) Киевский Комитет Правосл. миссионер. общ. с 1870 г., оказывает матер. помощь правосл. миссиян. 4) Киевский Отд. Импер. Правосл. Палестинского Общ. с 1902 г.. им. библиотеку, много пожертвований направил в «Палест. общ.» 5) Киевск. отдел общ. ревнителей историч. просвещ. в пам. имп. Алекс. III с 1902 г., имеет небольшую бесплатную библиотеку. 6) Епархиал. попечительство о бедных дух. звание располагает капиталом до 150.000 р. на общие цели и специальн. капиталом для постройки богадельни в 120 тыс. рублей. 7) Киевск. епарх. свечной завод с 1890 г. с капиталом в 250.000 рублей. 7) Комитет по образованию пожарного капитала духовенства с 1893 г. с капиталом в 240.000 р. 8) Взаимовспомогат. общ. духовен. киевской епархиис1893 г. с капиталом до 300.000 р., при нем имеется похоронная касса. Монастыри наиболее известные: 1) Никольский Пустынный Слунский или Столповый или мон. Николая Малого – один из древнейших. Слунским назван потом, что в 1713 г. киевск. губерн. Голицын построил на месте прежнего монаст. и часовни небольшую камен. церковь, внешним видом напоминавшую столб. В 1827 г. мон. подвергся сильному пожару, в 1830 г. едва совершенно не закрыт. В нем 2 церкви – одна наверху трехпрестольная, с главным приделом во имя св. Николая, другая – внизу на Аскольдовой могиле во имя св. Николая, построенная в1809–1813 гг. С 1860 г. Аскольдова могила на усадьбе мон. получила значение аристократического кладбища. 2) Златоверхо-Михайловский – в XI в. назывался Димитриевским, в XII в. – Петровским, с нач. XVI в. – нынешнее название. В 1482 г. разрушен Менглигиреем, в 1520 г. восстановлен. Главная святыня – мощи св. великомуч. Варвары. С 1799 г. и доселе управляется архиереями – викариями. В ведении З. М. мон. скит Феофание со многими храмами и кладбищами для умир. братии Мих. мон., в нескольк. верст. от Киева. В 1908 г. 800-летие соборного храма. 3) Братский Богоявленский с 1615 г., на Подоле, – в 1785 г. закрыт, в 1799 г. возстановлен, в 1811 г. сгорел и в 1826 возобновлен. В нем со времени его основание и доселе помещается киевск. Дух. Акад. 4) Выдубицкий св. Георгиевский – в нем 3 церкви а) Михайловская, заложенная в 1070 и освященная в 1088, в XV в. обрушилась в Днепр из-за обвала, восстановлена в 1632 г. в) Соборная Георгиевская, выстр. в 1701 и с) Трапезная Покровская с 1701 г. 5) Троицкий общежительный муж., основ. в 1864 г. старцем иером. Ионою, известен в народе по имени основ. под назван. «Ионина», им. 2 храма 6) Екатерининский греческий муж., основ. в 1748 г., в ведении синайского мон. 1) Флоровский Вознесенский жен. – с полов. XVI в., в нем церкви – Вознесенская, Казанская, Тихвинская и Троицкая. 3) Покровский женский с 1889 г., им. храмы: и Соборный во имя св. Николая с 1896 г. строющийся, Покровский с приделами во имя прор. Илии и Трапезная во имя св. Архистратига Михаила, им. образцовую больницу, с 1894 г. в его ведении состоящую. 9) Межигорский Преображенский основ. в XII в. 10) Введенский жен. – образов. в 1901 г. Все эти обители находятся в Киеве и его окрестностях. В епархии: 11) Корсунский Свято-Онуфриевский муж. – недалеко от м. Корсуня, в XVII в. назывался иногда Гуляницким. 12) Виноградский Успенский муж. – в черкас. уезде, основ. в полов. XVI в. 13) Жаботинский Св. Онуфриевский муж. возле м. Жаботино, при ручье Жабянке. 14) Матронинский Св.-Троицкий – в чигиринск. уезде. 1) Медведовский Св.-Николаевский близ с. Медведовки, чигир. уезда, с пол. XVII в. делается известным. 16) Мошногорский Вознесенский муж., основ. в XVII в., черкас. уезде уезде. 17) Богуславский Николаевский (женский с 1704 г.) в каневск. уезде, основ. в 1580 г. 18) Лебединск Св.-Николаевский жен., возле с. Лебедина, читрин. у. основ. в 1770 г. 19) Чигиринский Св.-Троицкий жен., близ Чигирина, первоначально был мужским, разорялся неоднократно татарами и поляками, восстановлен в 1730 г. 20) Ржищевский Преображенский (женский с 1852 г.), в XIX в. восстановлен. Киевские Епархиальн. Ведомости начали издаваться с 1861 г., с 1878 г. переданы в ведение киевск. Академии, в 1886 г. Ак. отказалась. Киевская духовная академия – с 1615 г. на помощь Киево-Печерской лавре в деле просвещение русского народа в духе православной веры и в истинных традициях русской народности явилась школа, неразрывно связанная с Киево-братским монастырем, основанная дворянкою Галиной (Еленою) Гулевичевной Лозкиной. В начале 1616 года около этих учреждений появляется всесословное церковное братство; оно построило Благовещ. церковь и на средства братчика, запорожск. гетмана Конашевича, начало строить с 1620 г. Богоявленскую церк. Братского мон. В том же году иерусалимский патр. Феофан, по поручению константиноп. патр., посетил в Киев и восстановил южнорусскую православн. епархию. Особенно близкие отношение между Печерской лаврою и митрополитом и киево-братскою школою установились, когда в 1627 г. сделался архимандр. Печерской лавры, а в 1632 г. – митрополит Петр Могила. Он основал при лавре училище по образцу тогдашних латинских коллегий, в 1631 г; перевел его в Братский мон. и соединил с прежней Богоявленскою школой. Став митропол. и патроном коллегии, Петр Могила снабдил мон. землей и по завещанию оставил значительную часть своего имущества. Коллегия стала расти и развивать свою деятельность, будучи все время в тесной связи с печерской обителью; иноки печерские были начальниками и учителями (Исаия Козловский, Сильвестр Коссов, Антоний Пацевский, Софроний Почаский и мн. др.), а питомцы школы трудились в лавре, исполняя в ней разные послушание. Связь эта поддерживалась тем, что в течение всей 2 половины XVII в. и в начале XVIII в., почти непрерывно архимандритами лавры были питомцы коллегии и бывшие ее ректоры. Таковы; Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский, Иоасаф Кроковский и Афанасий Миславский и мн. др. Благодаря этому, обучение в коллегии было хорошо поставлено и коллегия дала ряд выдающихся личностей, как, напр., св. Димитрий Ростовский. После смерти Петра Могилы в 1646 г., Братский мон. и коллегия переживали тяжелую пору и даже подвергались опустошением. В 1658 г. гетман Иван Выговский изменил России и предался Польше, выговорив ряд льготных условий для коллегии. Но эта измена привела к междоусобной войне между самими казаками, во время которой в 1658 г. Братский монаст. с храмами и школами был истреблен пожаром. Русское правительство стало смотреть подозрительно после этого на коллегию и даже хотела запретить ее восстановление, но благодаря Шереметеву, которого просили киевские челобитчики, разрешено было восстановить коллегию с одним, однако, ограничением, чтобы в ней обучались только киевские жители, а не других городов, Учение в коллегии возобновилось с 1660–61 учебного года, а с 1671 г. стал восстановляться и Богоявленский храм Братского мон., после того, как по Андрусовскому договору, Киев был оставлен русским на 2 года. В 1686 г. по новому договору Киев отошел навсегда к России. До этой поры преподавание в школе шло с преобладанием греческого и славяно-русского языков. С 1689 г. коллегия вводит в круг своих наук богословие, первым преподавателем которого стал Иоасаф Кроковский и получил разрешение принимать в число студентов и иностранцев, получает подтверждение старых своих прав и новые права, царское жалование и переименование из коллегии в академию. К этому же времени относится учреждение Иоасафом Кроковским студенческого братства или конгрегации, разделявшейся на старшую под именем Благовещение Пресв. Богородицы, в которую входили студенты богословия и философии и младшую под именем Зачатия Пресв. Богородицы, к которой относились студенты низших классов. В 1704 г. гетман Мазепа выстроил для академии каменный корпус с деревянной надстройкой в 1,1/2 этажа, в 1719 г. на южной стороне Братского мон. была выстроена митропол. Иоасафом Кроковским деревянная бурса, в 1735 г. митр. Рафаил Заборовский заменил верхний деревянный этаж мазепинского корпуса каменным, в котором устроил большой конгрегационный зал с хорами и академическую Благовещенскую церковь. В 1760 г., после пожара старой деревянной бурсы была выстроена для бедных студентов новая каменная бурса на берегу Днепра. Во внутренней учебной жизни академии за это время заметно оживление, ученые начинают черпать свои познание непосредственно с запада; академия получает известность и имя заграницей: с нею начинают считаться и западные ученые, в ея стены устремляются массами заграничные воспитанники православного исповедание. Особенно сильное влияние оказал на судьбу академии и дальнейшей русской богословской науки ея ректор, сподвижник Петра Великого, Феофан Прокопович. Академия выпускает массу образованных людей и снабжает северную Россию просвещенными деятелями на духовно-просветительном поприще. Воспитанники ея занимают места учителей: и наставников духовных училищ и различные церковно-иерархические должности в России и иногда даже посылаются в другие родственные славянские страны, как Сербия и Болгария. С конца царствование Петра Великого, с издание в 1721 году «Духовного Регламента» на А. стали смотреть не как на свободное ученое учреждение, а как на школу для подготовки кандидатов на священнослужительские места. А. начинает подвергаться разным ограничением, имеющим целью превратить ее в сословную школу. Дети духовенства принуждаются обязательно обучаться в А., в духовное звание запрещено поступать казакам без ведома гетмана и крестьянам, были приняты меры к сокращению монастырей и числа монашествующих лиц, неграмотных без разрешение высшей власти запрещено было постригать. В А. продолжали учиться и дети разночинцев в малом числе до 1755 г., когда открылся моск. университет, куда и стали поступать массами дети дворян. Запрещение Петра постригать неграмотных содействовало тому, что в Печерской лавре появилось множество образованных монахов, из бывших студентов А. Кроме того, Св. Синод стал постепенно ограничивать прежнюю свободу лаврского книгоиздательства, предъявляя к лаврской типографии, существовавшей с начала XVIII в., такие требование, которые требовали для исполнение их научно-образованных людей. Поэтому архимандриты лаврские не только охотно принимали академистов, но всячески старались привлечь их в обитель. С 1721 г. по 1749 г. насчитывается в Печерской лавре около 76 монахов-академистов. Такое огромное число их в лавре обясняется тем, что эта служба вполне соответствовала их подготовке и настроению, а с другой стороны, открывала им широкую дорогу для дальнейшей карьеры. В это время усиленно насаждались духовные школы, семинарии и ректорами их охотно назначали образованных монахов, воспитанников киевской духовной академии. В царствование Екатерины II появился ряд проектов о преобразовании академии в университет с богословским факультетом. В низшие и средние классы А. введены были светские науки, естеств. история, математика, архитектура, живопись и проч., киевские воспитанники стали посылаться в московск. унив. для довершение образование и для приготовление к учительству в родной А. Указание определенных пособий и руководств сильно понизило уровень преподавание этих светских наук; только богословие стало еще больше развиваться и расчленяться на составные части и с 1763 г. уже преподавалось нравствен. богословие, Свящ. Писание, учение об отцах церкви, основное богословие и всеобщая церковная история; появились с этого времени и печатные труды киевских ученых по православному догматическому богословию (Compendium theologiae Иринея Фальковского и др.). Материальное положение А. и братского монастыря было с конца XVII в. неудовлетворительно: лучшие имение монастыря остались за польской границей, а из казны А. и мон. получали всего по 80 р. в год, царской руги и от митрополита, из остатков венечных пошлин 200 р. в год и из войскового скарбу пособия в 200 р. Всех этих средств не хватило и А. в 1742 г. ходатайствовала перед Синодом об уравнении ее содержание с содержанием московской академии, но ходатайство осталось без результата. Только лишь в 1766 г., когда стал хлопотать киевский ген.-губернатор, из казны стало опускаться на содержание А. по 500 р. в год. В 1786 г. после секуляризации церковных имуществ А. стала получать по 9.000 р. в год, с 1797 года – по 12.000 р., с 1812 г. по 24.000 р. С 1771 г. из пожертвований отдельных лиц образовался при А. собственный неприкосновенный капитал, который к 1841 г. возрос до 254.000 р. После назначение митр. Щербацкого в Москву, на киевскую кафедру стали назначаться такие лица, которые, хотя и были по происхождению южноруссы, но долгое время занимали ученые или административные должности на севере России, как-то Арсений Могилянский (1758–70 г. г.), Гавриил Кременецкий (1770–83 г. г.), и Самуил Миславский (1785–96 г. г.). Все они были убежденными приверженцами великороссийских порядков, русского литературного языка и художественной литературы и противниками старых традиций киевской А. При них были ограничены и, наконец, вовсе прекращены миркованья, эпетиции, студенческие конгрегации и т. п. А. стала рассматриваться и оцениваться по норме университетов и других светских учебных заведений; учебные занятия и литературные упражнение стали систематически и последовательно быть направляемы в сторону сближение в этом отношении с северными светскими учебными заведениями. Академическая реформа 1797 г., вследствие ея неопределенного и двойственного характера, не была долговечной. С наступлением царствование Александра I необходимость новой реформы духовных школ и академии стала очевидной. Главнейшим деятелем по этим реформам был митрополит киевский Евгений Болховитинов, который восстал против много предметности, царившей в то время в академиях. Евгению было поручено составить проект реформы, что он и сделал. Его проект был одобрен и лег в основу дух.-учебной реформы 1808 г. По проекту, А. тщательно отделялась от всех других средних и низших, дух. училищ и разделялась на 1) собственно академию или ученое общество, которое должно было иметь высший надзор за всеми дух. школами и 2) педагогическую коллегию, которая давала бы питомцам духовное образование и приготовляла бы их к цер.-учительскому служению. Но особый комитет, специально назначенный для проведение реформы духовн. школ, несколько сузил этот проект: ученое общество заменено было академич. конференцией, учено-административная компетенция которой была значительно сужена, оклады преподавателей значительно повышены, курс обнимал три категории наук; 1) богословские, 2) общеобразовательные и 3) языки. Комитет проводил реформу постепенно и медленно и К. академия воспользовалась преимуществами ее гораздо позже своих младших сестер, московск. и петербургск. академ. – через 11 лет (в 1819 г.) с введение ее в жизнь. В связи с реформами Александра I в юго-западной России шла иная работа. Здесь дело реформ было поручено людям, использовавшим ею в своих тенденциозных и националистических видах, за-давшимся целью окатоличить и ополячить весь юго-западный край. Волна полонизма с католическ. пропагандой разлилась тогда по всей юго-западной Руси, но она разбилась ο Κ. А., сила и крепость которой была в глубоких симпатиях к ней русского общества. В 1811 г. в А. случился большой пожар, сгорели все деревянные постройки, обрушились 2 купола на большой церкви и расплавились колокола. Тотчас же после пожара началось восстановление на свои средства и на счет государственного пособия и закончено было в 1826 г. Начиная с устава 1849 г., преподаватели А. избирались конференцией; до утверждение их Св. Синодом в ученой степени магистра они носили звание учителей акад., а по утверждении в ученой степени звание учителя переменялось в звание бакалавра, которое в обществе пользовалось почему-то большим уважением, чем звание магистра. Всем молодым учителям, если они были не женатые, давалась казенная квартира при А. и это было значительным подспорьем при тогдашнем малом жалованье по штату (321 р. в год, только в 1859 г. оклад бакалаврам был увеличен до 429 р. в год). Помимо жалованья, каждому магистру А., пока он был на духовн. или дух.-учебной службе еще выдавалось пособие в 100 р. ежегодно со дня вступление в должность. Так как этих денег не хватало, то наставники, особенно молодые, занимали побочные должности, как помощн. инспектора с окладом в 114 р. в год, сотрудничали в журнале «Воскресное Чтение», издававшемся при А., занимали должности при редакции, как, напр., секретарскую в 200 р. В 1854–59 г. в А. происходили безпо-рядки среди студентов, недовольных столом, лекциями и распущенных 60-летн. стариком ректором Израилем Лукиным; они даже подали прошение на Высочайшее Имя, обойдя все инстанции, но прежний рек-тор Антоний, тогда викарий митрополии, успокоил студентов и прошение было потребовано ими назад с почты й было возвращено. Позже оно было напечатано Герценом в «Колоколе». При А. существует устроенное в 80-х (1872 г.) годах Богоявленское благотворительное братство для вспомоществование бедным студентам и служащим при А. лицам. С 1874 г. ректоры академии, состоя вместе с тем и настоятелями Киево-Братского монастыря, носят епископский сан и считаются викариями киевской епархии. При А; имеется хорошо оборудованная больница. С 1872 г. при А. учреждены церковно-историческое и археологическое общество с принадлежащим ему цер.-археологич. музеем. В музее, в настоящее время, кроме рукописей и книг, насчитывается до 32.000 предметов. Музей получил большую известность не только в России, но и заграницей; он составился из частных коллекций, пожертвованных владельцами. Здесь имеется коллекция русских икон с XIV века, свыше 200, коллекция кипрских и вообще классических древностей, монет и рукописей покойного архим. Антонина Капустина, б. нач. русской миссии в Иерусалиме и много других коллекций. При А. имеется фундаментальная библиотека, состоящая из 90.095 томов, 47620 названий печатных книг и брошюр, 918 рукописей, 89 актов и грамот, 301 атласа, 350 названий. учебников в количестве 2.210 экземпл. 760 периодических и 98 церковных изданий Кроме фундаментальной, при А. имеется и студенческая библиотека, и состоит из 2195 томов, 1448 названий. Почетных членов К. А. 36, на службе в А. состоит 39 профессоров и др. лиц. Ректором А. ныне состоит бывший 3 викарий киевской епархии, епископ Каневский, магистр богословия, преосв. Иннокентий (Ястребов). С 1910 учебн. года введен в действие новый, Высочайше утвержденный 2 апреля 1910 г., устав в административной, воспитательной и хозяйственной частях полностью, по учебной части – с некоторыми временными отступлениями. С введением нового устава открылись 5 новых кафедр; не замещены еще к 1911–12 учебн. году новая 2-ая кафедра патрологии, истории славянских церквей и румынской, церковно-славянского языка с палеографией и истории русской церкви. К. А. содержится на средства, состоящие в распоряжении Св. Синода, и на проценты с собственного капитала. Собственный капитал А. в К. бумагах составляет 508.231 р. Из процентов на этот капитал 3203 р. отсылаются, согласно воле жертвователей, в киевскую духовную семинарию, и 12 р 85 к. в Выдубецкий мон., а остальные 16.695 р. составляют собственный доход А. На содержание А. ассигнуется из Государ. казначейства 152750 р., вместе с местными доходами и процентами 175200 р. С 1860 г. основан при А. ежемесячный журнал. «Труды киевской духовн. академии». Кроме того Киевская духовная академия выпускает переводы творений св. отцов и учителей церкви западных, вы шедшие доселе в количестве 31 тома и ежегодный сборник «Учено-богословские ппроповеднические опыты студентов Киевской духовн академии».



Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle