Источник

Епископ Варнава (Беляев)

Добавки к биографии старца

Дополнить еще, как старец одну фрейлину посту и молитве учил. Как она совершенно не могла постного есть и молиться.

* * *

Вставить несколько изречений старца куда-нибудь.

1. «Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил…» – говорил он впоследствии.

Точно неизвестно, о чем была тут у него речь, но можно применить это каждому к себе в связи с учением «Лествицы» об уничтожении в своей душе прежде всего главной страсти170. Ее надо сперва сломать. А все остальное само уже отойдет. Но для многих встает вопрос: а какая у меня главная страсть?171

2. «Простота есть невинность души».

И он ее старался оберегать в себе и других всеми силами. О ней он еще говорил:

3.«Простота от Духа Божия подается. Человек сам ничего не приобретет, если Бог не подаст. А даст, так будешь как дитя. Ребенок все просто принимает и живет одним чувством. А мы много знаем, много помним, все это разбивает и рассеивает нас».

(Особенно это к ученым-монахам относится, которые и по обязанности должны много знать).

* * *

Пропущен рассказ о парне, продавшем душу свою блудному бесу. Как он приезжал в Спасо-Елеазарову пустынь и бесы его мучили.

(Хотя бы в нескольких словах изложить суть).

* * *

Старец приехал из Спасо-Елеазаровой пустыни в Казань, «где можно было несколько отдохнуть и полечиться», а потом снова возвратился на свое старческое служение Церкви Божией.

Это он и прежде делал, уезжая на 2–3 месяца в Москву или Киев.

Картофель, вода и толстобрюхие

(нечто от науки)

При lipomatosis'e (тучности, полноте) медицина вообще запрещает картофель. Разрешается только такая пища, где много белков, мало углеводов и совсем нет жиров.

Утром: 120–150 граммов нежирной рыбы (для мирян можно мясо), чашка чаю без молока и без сахара, 30 граммов сухарей или поджаренного хлеба (а знаете, что такое будет эти 30 граммов?!).

В обед: 150 граммов, как теперь говорят, «частиковой» (не красной) рыбы морской.

(Митрополит Филарет Московский двумя-тремя пескарями питался, что вошло в известный анекдот. Митрополит Макарий, бывший Алтайский, – то же самое, и лишь по праздникам позволял судака себе подавать. Сколько искушений – скандалов, попросту сказать, – с ним у лаврских монахов было на Троицу, Успеньев и Сергиев день, когда по рукописному древнему Уставу, писанному еще в допетровской Руси, были на эти дни «кормы великие чудотворцев: осетрины 23 пуда, пива и меду без меры, калачи до изъеду…»).

Продолжаю меню обеда для постников. Это, как видим, целиком монахам подойдет: немного зелени (повторяю, картофель исключается!) и 30 граммов компота, меньше полстакана (то есть полчашки выходит!), 30 граммов хлеба. (Не ломоть, не ломтик, а кусочек! В 1917 году большевики нам давали по 50 граммов хлеба или жмыхов иногда, а это и того меньше).

Врачи разрешают для укрепления организма 2–3 рюмки красного вина (пиво, портвейн, шампанское запрещены!) и устав монашеский тоже: на Востоке на трапезе везде вино подают172. В Типиконе постоянно читаем – 5 декабря (преподобного Саввы Освященного): «Разрешение вина и елеа, и праздник».

6 декабря (святого Николая чудотворца): «Разрешение вина и елеа, и праздник». 25 декабря (Рождество Христово): «Праздник трехдневный, и разрешение на вся. Подобие и дванадесятодневное разрешение на вся» – то есть монахам разрешается рыба, молоко, сыр, яйца, вино; мирянам еще и мясо.

После обеда можно одно яблочко, маленький сухарик (15 граммов!), чашку чаю.

На ужин: 90 граммов рыбы или мяса постного, 1–2 рюмки красного вина (я бы сказал советского).

* * *

Приехал к нам в Киев на гастроли Каран д'Аш, орденоносный (кажется, орден Ленина заслужил) комик при ковре (по-старому – «рыжий») Московского государственного цирка. Всех с ума сводит. Говорят, его взяли в Москве (потом выпустили) за следующий номер. Пустяковый он и поэтому характеризует действительность. (Не забудем, что сейчас во всех газетах кричат о критике и самокритике (таков приказ сверху). Уж не принял ли сию кампанию этот умный человек всерьез? Не думаю. Но его амплуа на этом стоит.)

Вынес Каран д'Аш (его настоящая фамилия Румянцев) на арену мешок картошки и уселся на нем. Выходит директор или конферансье и спрашивает, почему он сидит на картошке?

Теперь вся Москва на картошке сидит, – отвечал Румянцев.

И все. За это его и посадили. На картошку.

Сам я не видел этого.

* * *

Из предыдущего видно, что толстое брюхо – от обильных жирных и неподходящих кушаний и многого питья (пиво, вино, вода…) при неподвижном образе жизни. Причины разные бывают (бывает и врожденное предрасположение к толщине: конституциональная тучность).

Об этом нас поучают косвенно и плакаты на… антирелигиозные, а выходит – на практические темы. В 1918–1920 годах художники (из «Крокодила» или «Безбожника») рисовали монахов и «попов» для издевательства непомерно толстыми, с заплывшими жиром глазками, с лицами, которые «решетом не покроешь». А теперь, через 30 лет, когда жизнь переменилась и вышедшие из тюрем и лагерей стали тощими (кто, конечно, не на государственной стипендии живет), а с портретов в витринах на нас смотрят лица, достойные кисти Черемных, такие плакаты потеряли и свое значение, и распространение. Вполне понятно.

Но и тот, кто ведет подвижнический образ жизни ради спасения, не всегда может избавиться от тучности. Пример тому – архимандрит Гавриил, жизнь которого я описываю.

В этом случае, пока мы молоды, нужно соблюдать вышеуказанную диету, видоизменяя ее сообразно индивидуальности и личного телесного состояния подвизающегося. Если человек слабый, страдает диспепсией (расстройством желудка), бессонницей, сердцебиением – диету надо смягчить или даже временно оставить.

И главное – чтобы человек принимал как можно меньше жидкостей. Не больше одного литра, для здорового монаха это будет отлично.

Выходит, предписания современных европейских светил медицины требуют того же, чему учили своей жизнью наши древние отцы Антонии, Макарии, киево-печерские угодники 12 века, Сергий преподобный и прочие.

Научный курс лечения тучности

Завтрак: Рыбная котлетка (или куском); чашка чаю 125 г. без молока и сахару, пустая; сухари или поджаренный хлеб 30 г. (вообще хлеб).

Обед: Суп (по Эбштейну; также Эртель: в начале лечения к обеду можно давать 100 г. супа); рыбная котлетка с гарниром (немного – 50 г зелени, но картофель и репу нельзя); компот 30 г. (2 столовые ложки) или немного плодов; можно печенье, но без сахара; хлеб 30 г.

Чай (после обеда или вечером): Яблоки (фрукты) 60 г., сухари 15–30 г.; чашка чаю (или по Эртелю: 50 г. воды).

Ужин: Котлетка (1 яйцо, копченой или свежей рыбы 30 г.); белый хлеб, изредка немножко можно; сыр; свежие плоды (по Эбштейну).

Этот курс лечения составлен на уровне науки и культуры 20 века. Но у нас есть посты и праздники. Святая Церковь мудро распределила аскетическую «нагрузку» по временам года, и многое разрешается в скоромные дни. Также есть и должна быть разница в пищевом рационе мирян и монахов (вообще подвижников). На Востоке по уставу монастырскому положено на трапезе даже и вино в известное время (как и по рецептам врачей, которые я выпустил). Затем надо иметь в виду и телесную индивидуальность каждого, и духовную свободу (Рим.14; 1Кор.8; 1Кор.10:23–33).

Все это надо различать и применять как должно. С другой стороны, я хотел заградить уста тех, кто еще до революции жаловался, что нельзя, дескать, исполнять посты, они вредны. Вот сам мир в лице своих светил медицины предписывает тем, кто не хочет нажить всякие атеросклерозы, подагры, сморщенные почки (интерстициальный нефрит), диабеты, сердечную слабость и не желает, чтобы его неожиданно хватил «кондрашка» (апоплексический удар), такой диетический стол, что, несомненно, и самым строгим нынешним монахам должно быть стыдно за свою «святую трапезу»… Да и вообще за 35 последних лет каждый убедился на практике, что «голод» и «паек» (хлеб до 50 граммов) вполне терпимы, возможны и не вредны. Привыкли.

* * *

170

Кажется, в «Лествице» же: «Наблюдай, какой бес [воюет против тебя всегда]».

171

В бытность мою на Востоке, еще до первой германской войны, даже такая любопытная подробность была: чем строже по жизни монастырь, тем вино лучше, то есть крепче. Например, у того же упомянутого мной сейчас Саввы Освященного. В Хевроне тоже хорошее вино было. Типа портвейна. На старом Афоне (Руссика) – крепкое, сладкое. Когда мы после стола спросили, шутя эконома Саввинской обители, почему у них «красовуля» (чарка; не от русского слова «красота», вроде «красуни» на украинском, а от греческого κράσις, смешение) меньше чуть не вдвое, чем на Афоне, он, тоже смеясь, что-то ответил по-гречески. Переводчик нам сказал, что у них вино крепкое, «а то в голове зашумит и из монастыря захочется…» За геронта (γέρων (греч.) – игумен, настоятель, буквально «старец»), во всяком случае, беспокоиться нечего было, ему исполнилось в то время 107 лет… Худенький, тощенький старичок… Но на Сороковой горе (гора искушения Иисуса Христа под – вернее над – Иерихоном; Мф. 4:1) монахи строгие пили одну воду, да и то недосыта, малой мерой. Ибо носить ее снизу на вершину громадной горы – труд великий. Дали нам, при колоссальной жаре около Мертвого моря, «по рюмке» (мы подумали тогда – «по наперстку») – и довольно. Иное дело в Патриархии. Там Патриарх гостей и ракичной (виноградная водка) на официальном приеме угощал, и коньяком (мужчин; дамам подавали γλύκυ (греч.) – варенье с водой). …У нас в России не подавали. Помню, кто-то из гостей посмеялся после трапезы игумену Герману, известному старцу Зосимовой пустыни: «Что же, дескать, – вина-то не было за столом, а Устав сегодня требует…». И тот ответил, так применяя к себе эту статью Устава: «Вместо вина мы чай пьем. Он тоже укрепляющее средство». Горяченького чайку выпить и то многие считают «баловством».

172

Советские вина, несмотря на рекламу для заграницы, никуда не годятся. Гостей-иностранцев, послов, наверное, угощают, если только свои они, специально выдержанными, которые в продажу не поступают. А в столичных гастрономах ничего нет похожего на вина царской России. Кавказские и крымские вина нынешние (1951 год) – отвратительное слабенькое пойло. Подобное вино продавали на базаре крестьянам по 60 копеек ведро (сейчас 13 рублей пол-литра). Самые хорошие сорта портвейна (всего одной-двух марок, не больше!) тоже по советскому курсу (!) 18–19 рублей! В коньяках, без сомнения, есть примесь сивушных масел. По крепости – не выше 40°.


Источник: Тернистым путем к небу Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерской пустыни / Епископ Варнава (Беляев); [Вступ. ст. П. Проценко, с. 7-38]. - М. : Паломник, 1996. - 521,[2] с. : ил. (Христианская Россия. 20 век). ISBN 5-87468-034-9.

Комментарии для сайта Cackle