Источник

48. В пяток 1-й недели Великого поста

Ты пришел в церковь принести Богу покаяние в грехах своих. Думаю, что пора тебе это сделать: целый год набирал ты на душу грехи – ведомые и неведомые, явные и тайные, большие и малые, смертные и не смертные, тяжелые и легкие. Пора их сбросить с себя, пора снять с себя эту одежду сплетенную, сшитую диаволом из грехов; но разве это легко? Всякую другую одежду легко сбросить, но греховную одежду может снять с тебя один Бог; потому, что она прилипает и к телу и к душе, запутывает и разум, и сердце, и совесть. Так станем просить об этом Бога. А как просить? Устами, словами, воздыханиями, слезами, смирением, сокрушением, примирением со всеми и милостыней.

Перескажи свои грехи Богу перед священником. Всякий грех, который скажешь, простится тебе; который утаишь, особенно умышленно – не простится тебе. Не стыдись перед Богом вздыхать и плакать о грехах своих: воздыхания выветривают, очищают, а слезы омывают грехи наши. Стыдишься плакать в церкви, поплачь дома; Бог есть повсюду. Особенно любит Он смиренных и сокрушенных сердцем: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит54, читаешь ты в покаянном псалме. Постарайся примириться со всеми врагами своими от всей души и от всего сердца. Сказал же Господь во Евангелии: «если прощаете согрешение брату своему, то и Отец небесный простит вам ваши прегрешения».

Милостыня тоже имеет великую силу перед Богом. Так, Корнилий сотник был язычник, однако непрестанно молился неведомому Богу и подавал много милостыни; почему явился однажды к нему ангел Божий и сказал: «молитвы твои и милостыни дошли до Бога»! Сколько у нас средств покаяться и примириться с Богом! Но самое истинное, полное и совершенное средство – перестать грешить. По-видимому, это средство легче всех средств. Иной не имеет что подать нищему – сам нищий; другой и плакал бы, да не может – очерствело сердце его; тот примирился бы со врагом своим, да враг ему не прощает или далеко живет от него, а перестать грешить это в твоих руках. Так тут-то диавол и сидит на страже и все средства употребляет к тому, чтобы человек не отставал от греха; а если отстанет, так старается, чтоб он опять стал грешить. Тут-то человек и должен употреблять со своей стороны все усилие, все старание, чтобы не возвращаться на путь греха, потому особенно, что это возвращение часто бывает невозвратно; то есть, еще раз согрешишь и конец: или уже никогда не отстанешь от греха, дьявол закрепит связь твою с грехом неразрушимо; или после этого по случаю твоего возвращения ко греху Господь назначит тебе смерть; а умереть во грехе, значит навеки погибнуть: потому, что после смерти нет покаяния. Перестань же грешить; крепись как можно, и молись, и плачь перед Богом, и проси Его всячески, чтобы Он помог тебе победить диавола; потому, что без Божией помощи, ей, ей, никак не совладеешь сам с собой.

Боже! помоги нам победить самих себя, переломить свою волю, потушить свою страсть, навсегда отстать от греха. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle