Источник

50. О причащении

Кто пьет и ест недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. (1Кор. 11:29).

Вот мы приобщились пречистому телу и пречистой крови Господней; но кто из нас будет столько горд и безумен, и столько дерзновенен, что станет утверждать противное тому, что сказал апостол? Станет утверждать, что он достойно, будто бы, приобщился сей величайшей святыни?

Так ли мы постились, молились и приготовлялись к сему таинству? Достаточно ли мы постились, молились, плакали, подавали милостыни? Да если бы и вовсе не ели ничего; если бы каждую минуту молились и плакали и все имение наше роздали нищим, и тогда мы не могли бы сказать, что достойно приобщились. Надобно удивляться тому: как мы выдержали свет неприступный, ударившийся о наше тело? Как мы не опалились, коснувшись к Богу, – сему всепоядающему огню? Он коснется к горам, и они тотчас воздымятся, вострепещут, воспламенятся: не пылали ли огнем вершины горы Синая, когда Бог сошел на эту гору? Но как мы счастливы! Как Господь снисходителен к нам грешным, что покрыл величие Свое не облаком, не мраком, не хладом тонким; но покрыл Себя плотью человеческой, а самую плоть покрыл видом хлеба и вина и дает себя в пищу, в снедь нам, верующим в Него. О! один Он, сам Бог только может приготовить Себе достойное селение, и тело смирения нашего преобразовать в жилище Себе, в храм Духа Святого! А мы: можем ли сказать, что мы достаточно трудились на поприще говения? Все ли грехи оплакали, если их у нас так много, как песку в море? Сколько раз мы принимали в себя это сокровище неоцененное, эту святыню, и опять грешили! И неужели опять не будем воздерживаться от грехов? Но если ангелы за одну гордость низвергнуты с неба, то мы, если вознерадим о нашем спасении, недостойно принимая сию величайшую святыню, и если, опять согрешая, станем попирать ногами кровь Сына Божия, пострадавшего за наши грехи; то избежим ли страшного гнева Божия? Бог поругаем не бывает57. Он долготерпелив, но этого поругания Он не потерпит, но предаст нас вечному проклятию и вечным мучениям ада.

Помните христиане, что вы приняли сегодня, какой святыне вы приобщились? И, идя в мир, смотрите за собой, берегите себя от грехов: если доселе пьянствовали – перестаньте пить; если доселе впадали в разврат – убегайте блудодеяния; если какой другой смертный грех делали – бегайте от него, страшитесь наказания Божия. Диавол ходит по миру и ищет кого бы ему поглотить: берегитесь, будьте осмотрительны, ходите во свете добродетелей; как можно чаще молитесь, читайте святое Евангелие, посещайте неопустительно церковь Божию, подавайте милостыню и всячески обуздывайте свои страсти. Прикоснешься как-нибудь невольно ко греху, тотчас беги к духовнику и откровенно все ему расскажи: туши пораньше страсть – этот пламень геенский, который может тебя сжечь; бойся нечаянной, неожиданной смерти, которая может накрыть тебя там и тогда, где и когда ты и не ожидаешь. Благодари Бога, благодари Господа Иисуса Христа, что Он взял на Себя тяжесть грехов твоих и не погубил тебя доселе: «Се иду как тать, – говорит Бог, – блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его»58. Где? Там, на страшном суде Божием – перед всеми народами.

Господи! сохрани нас от всякого греха, от всякого соблазна и искушения. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle