Библиотеке требуются волонтёры

Достопримечательные статьи, в Четьи-Минеях находящиеся, по порядку месяцев и чисел

Январь

1. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Происхождение Божественной литургии

Василий Великий весьма желал совершать Божественную литургию своими словами: для сего молился об этом в продолжение шести дней; в седьмой день нисшел на него Дух Святый, и он стал ежедневно совершать бескровную жертву. Затем, с верою и молитвою он начал писать своею рукою тайны Божественной литургии. В ту же ночь явился ему Господь в видении с апостолами, совершил предложение хлеба и чаши на святом жертвеннике и, возставив Василия, сказал ему: «по твоему прошению да исполнятся уста твои похвалы, дабы ты отселе собственными устами совершал бескровную жертву.» Василий в трепете поднялся, не могши очами взирать на пресветлое явление Господа; потом вошел в храм, приступил к святому алтарю, начал произносить и вместе писать на Греческом языке следующее: «да исполнятся уста моя хваления, яко да пою славу Твою», и проч. По окончании молитвы, Василий поднял хлеб и стал прилежно молиться: «Вонми, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего» и проч. В это самое время высшие клирики видели небесный свет, осиявающий алтарь и святителя и некиих в белых ризах пресветлых мужей, окружающих сего великого архиерея, что самое привело их в ужас, и они пали лицем на землю и в слезах славили Бога.

Хлеб и вино по освящении суть тело и кровь Христовы

Один еврей из любопытства вошел с христианами в церковь и увидел святого Василия, державшего в руках своих отроча и раздробляющаго его. Приняв, вместе с верными, в руки святейшие дары, еврей заметил в руке настоящее тело и в самой чаше настоящую кровь; по возвращении в дом с остатками святых даров, еврей показал их жене своей и рассказал ей все виденное во храме; затем вскоре был просвещен святою верою и удостоен святого крещения со всем своим семейством.

Немилосердие наказывается немилосердием

Одна убогая жена просила у Василия Великого ходатайства об ней пред князем – сборщиком податей о невзимании с нее дани по ее крайнему убожеству. Дважды писал к нему об этом Василий, и в последний раз, за его немилосердие ко вдовице, предсказал князю немилосердие к нему царя, что вскоре и сбылось над ним: князь заключен был за свою жестокость в темницу и освобожден только по ходатайству Василия.

Молитвами одного святого подвигается другой, изображенный на иконе, к убиению нечестивца

Василий Великий однажды пламенно молился пред святою иконою, на которой был изображен лик Божией Матери и мученика Меркурия, о том, дабы Иулиан Богоотступник – жестокий гонитель христиан – не возвратился с войны, предпринятой им против Персов. Вдруг лик Меркурия стал на иконе невидим; через несколько часов мученик опять явился на иконе, но уже с окровавленным копием; вскоре получено известие, что Богоотступник погиб.

Происхождение катапетасмы или занавеси

Во время возношения Василием Великим святейших даров, – Дух Святый в виде голубя, из злата сделанный и висевший над жертвенником, троекратно потрясался; – однажды этого постоянного чуда не случилось; святитель, взглянув на предстоящих при трапезе, заметил одного диакона, сквозь врата перемигивающегося с женщиною; почему, наложив на обоих эпитимию – повелел сделать на врата катапетасму.

Немощное Божие крепче мощного человеческого

Модест Епарх, видя, что ласканиями не может преклонить святого Василия к арианству, стал угрожать ему заточением; на это святитель отвечал ему: «Отнимешь ли у меня имущество, но себя темь не обогатишь, а меня не приведешь в нищету; ибо я думаю, что в этих рубищах, которые ты видишь на мне, и в нескольких книгах, составляющих все мое богатство, ты не нуждаешься. Изгнания не боюсь, ибо вся земля, на которой живу, моя, или, справедливее – Божия; мучения презираю, ибо скорее достигну чрез них желаемой кончины; да при том это послужит мне ко благу, ибо чрез это скорее отойду к Богу». – Подумай об этом до утра, сказал наконец Модест, – и если ты не согласишься, я тебя погублю. – «Я столько же буду тверд и поутру, как ныне, только ты не перемени своего намерения». После этой беседы Василий остался победителем Модеста и царя Валента.

Рука грешника бессильна против святого

Валент царь, видя, что ни чрез Модеста, ни чрез других, ни самолично не может склонить св. Василия к арианству, решился подписать определение на изгнание Василия; но рука в этом случае отказалась ему служить, потому что при этом и престол колебался, и рука дрожала, и трость в руке сокрушилась, и он разорвал определение.

Православие врачует, а ересь умерщвляет

Галатий, сын Валента, сильно заболел, и царь попросил молитв святителя; святый Василий, после в увещания царя об отступлении от арианства, – тотчас исцелил сына его молитвою; но так как Валент дозволил арианам окрестить Галатия, то этот последний вскоре по крещении, умер.

Молитва церкви и святителя сильнее врат адовых

Раб Протерия – Елладий, прельстившись красотою его дочери, при пособии бесов, которым предал душу свою чрез рукописание собственною кровью, достиг своей цели – женился на ней. Дознав об этом от его жены, Василий, – наложил на сего раба сорокадневный пост и, при всенародном тридневном посте и молитве, принудил диавола видимо возвратить рукописание Елладия и тем спас душу его от погибели.

Образец иерейского супружества

Пресвитер Анастасий с своею супругою Феогниею сорок лет прожил девственно. Однажды св. Василий посетил его и заставил совершить Божественную литурию; во время возношения святых даров Дух Святый в виде огня видимо снизшел на Анастасия.

Дар языков

Во время поучения св. Василием народа в храме, пришедший туда святый Ефрем Сирин увидел огненный язык в устах св. Василия; здесь же потом, по молитве Василия и Ефрема, этот последний стал говорить и по-гречески, зная дотоле только сирский язык.

Для правоверных двери храма сами отворяются, а для еретиков затворяются

Валент царь отдал в городе Никее арианам православную церковь, двери которой были запечатаны. Три дня молились ариане, прося Бога чрез отверстие дверей показать их правоверие, но двери для них не отворились. Но лишь только приступили с молитвою к Богу православные, как двери сами собою отворились; почему и церковь эта была возвращена правоверным христианам.

Изглаждение грехов блудницы

По молитве св. Василия, грехи одной покаявшейся блудницы, написанные на бумаге, были изглаждены, но с одним важным и неизглажденным грехом, – отосланная св. Василием к св. Ефрему Сирину, – блудница возвратилась без успеха и уже не застала в живых св. Василия; но после многих ее слез при гробе Василия и этот трех, на бумаге написанный и положенный на персях св. Василия, оказался изглажденным.

Грешник самый мудрый не знает смерти праведника

Искуснейший врач – еврей Иосиф всех уверял в том, что тяжко больной св. Василий не доживет до утра, – в противном случае он примет христианскую веру; но, после молитвы, св. Василий не только дожил до утра, но и Божественную литургию совершил и того еврея окрестил.

2. Святой Сильвестр, Папа Римский

Святой знает час смерти грешника

Тарквиний, градоправитель Римский, требовал от св. Сильвестра имение епископа Тимофея, им обезглавленного и при этом грозил ему муками. Св. Сильвестр на это сказал ему: «в сию нощь душу твою истяжут от тебя (Лук. 12,2); а чем хвалишься, то не исполнится». Заключив св. Сильвестра в узы, Тарквиний сам сел обедать, но рыбья кость, увязшая в его гортани, прекратила жизнь его.

5. Святые мученики – Феопемпт и Феона

Чудеса ложные побеждаются истинными

Волхв Феона, призванный к преодолению чудесной силы св. Феопемпта, пред очами Диоклитиана, одним словом разорвал пополам вола, потом дал св. Феопемпту съесть две лепешки, смешанные с сильным ядом, – наконец, испить весьма ядовитую воду; но святитель принял яд и выпил воду без всякого для себя вреда; пораженный ужасом, волхв Феона обратился в христианство.

Предсказание мертвой руки

В Антиохии, в день Воздвижения честнаго и животворящего Креста, когда архиерей вместе с крестом воздвигал и руку Крестителя, то она, при поднятии, иногда разгибалась, а иногда сжималась, что служило предзнаменованием обильного или скудного урожая в хлебе.

8. Святые мученики Иулиан и Василиса

Девственники видят Господа на земле

После брака, свв. Иулиан и Василиса, согласившись жить целомудренно, видели в доме, в котором молились, Сына Божия, Деву Марию, лики святых и дев, и книгу, в которой были вписаны те, кои от жен не осквернились.

Сознание демонов в бессилии

Св. Иулиана, после увещаний, бичевали; при этом один из бичующих, прободенный осколком жезла, потерял глаз. Все жрецы созваны были к призыванию богов и богинь для уврачевания ока, но после многих жертв, бесы прорекли: «отойдите от нас, ибо мы преданы вечному огню и окружены тьмою; как мы можем дать зрение слепому, сами будучи слепы? а Иулианова молитва столь сильна, что с того дня, в который взяли его на мучение, наше мучение сторицею увеличено».

Духовный взор в отроке идолопоклоннике

Сын игемона отрок, увидя мученика, сказал:"христианина сего я вижу окруженным множеством светлых юношей, – одни ему служат, а другие надевают на него пресветлый венец». И когда он притек к мученику и объявил себя христианином, то каждый из мучителей, касавшийся младенца, ощущал боль в руке и плечах; отрок этот был в темнице окрещен.

Рассказ воскрешенного мертвеца идолопоклонника

По повелению игемона, св. Иулиан воскресил выносимого из града мертвеца – идолопоклонника. Игемон спросил воскрешенного: «откуда ты возвращен?» он отвечал: «я был ведом какими-то ефиопами, которые, по исполинской высоте и по виду ,,страшны; очи их подобны пещи огненной, зубы львиные, ногти как когти орлиные; они с радостью и без всякого милосердия влекли меня в ад, и я был уже при отверстии пропасти; но ефиопы не ввергали меня, ожидая пока я предан буду земле; но вдруг ад пришел в смятение, потому что был услышан от престола Божия глас: «ради Иулиана, моего возлюбленного, да возвратится сия душа в тело свое». И тотчас подошли ко мне два человека в белых ризах и отвели меня от пропасти погибельной, с тем, чтобы я, после смерти, познал Бога, которого при жизни отвергал; потом он был окрещен.

Явление душ над телами своими

Однажды христиане затруднялись в отыскании тел мучеников; но, по молитве, явились им души мучеников, в виде девиц, из которых каждая сидела над своим мертвым телом.

Преподобный Григорий, чудотворец Печерский

Хищники по молитве преподобного пять дней спали

Хищники, по наущению диавола, пришли обокрасть преп. Григория, но он помолился Богу и они, уснув в саду, пять дней спали.

Хищники в саду два дня простояли

Хищники, похищавшие плоды у преподобного, связанные Божиею силою, два дня простояли и не могли убежать.

Смерть вымышленная наказана действительною

Три вора просили преподобного помочь им в беде их, говоря, что будто бы одного из них начальство осудило на смерть. «На какую?» спросил преподобный, «на виселицу», отвечали хищники. Действительно, указанный хищник в это самое время повис на дереве, с которого он похищал плоды.

9. Святый мученик Полиевкт

Святый Полиевкт видел во сне Иисуса Христа, Который приступил к нему и снял с него одежду ветхую и облек его в одежду новую, которой цену и красоту трудно изобразить; петля на ней была златая; также Господь дал ему коня крылатого.

Преподобный Маркиан пресвитер

За тленную одежду, отданную нищему, дается нетленная

Однажды нищий у преп. Маркиана попросил милостыню: это было во время перенесения мощей святой Анастасии. Уклонившись от прочих пресвитеров в сокровенное место, он отдал свою единую одежду нищему, а сам остался нагой – в одной фелони. Затем патриарх повелел преп. Маркиану служить с ним Божественную литургию. Во время умовения рук увидели у него под фелонью пречудную одежду, как бы порфиру царскую, многоценную, блистающую золотом, и все пришли от этого в удивление, даже патриарх Геннадий.

Милосердие к мертвым

По ночам, препод. Маркиан ходил по городу и, находя мертвецов, воскрешал их для лобзания и погребения.

11. Преподобный Феодосий

Надежда не посрамит

Однажды пред светлым праздником припасы в скит преподобного Феодосия оскудели до того, что даже не было просфор для совершения Божественной литургий; братия пришла в уныние, но преподобный утешал их, говоря, что Бог видит их нужду и не оставит без своей всесильной помощи. Действительно, по захождении солнца, какой-то неизвестный человек, по Божиему повелению, доставил все необходимое. В другое время в подобном случае припасы были везомы волами в какое-то место и для других; но волы, по повелению Божию, остановились пред пещерою Феодосия, и пища вся отдана была братии.

Проповедник не ученый

Преп. Феодосий непрерывно говорил поучения весьма назидательные, хотя был неученый: Дух Святый дал ему уста и премудрость.

Дарование вместо умирающих детей живых

Одна женщина рождала постоянно чад мертвых; но когда новорожденное дитя нарекла именем преподобного Феодосия – то оно осталось живо.

Власяница святого – защита от стрел вражеских

Военачальник греческий Кирик выпросил у преп. Феодосия пред войною власяницу, и на войне потом ни стрелы, ни мечи вражеские не коснулись его.

12. Св. мученица Татиана девица

За бичеванине мученицы бичуются мучители

При бичевании св. мученицы Татианы, ангелы взаимно бичевали мучителей и убивали их до смерти.

13. Преподобный Иаков

Нескромность дев наказывается проклятием

Однажды, идя мимо одного ручья, в котором, с открытыми главами, нескромно мыли ноги свои девицы, препод. Иаков проклял источник, который тотчас высох – и дев, которые тотчас поседели.

Смерть истинная в награду за вымышленную

На пути нищие просили у препод. Иакова милостыню для погребения мнимо мертвого собрата их, на которого они ему, как на мертвеца, указали; преп. Иаков подал просимую милостыню и помолился об упокоении души его. Притворившийся мертвым действительно умер.

14. Преподобные отцы, в Раифе и Синае избиенные

Святой по желанию может быть видим или не видим

Старец Иосиф Аналитин, бывший в Раифе, шесть лет стоял при келлии, но никто из братий его не видел; потом стал видим и умер.

15. Преподобный Павел Фивейский

Ворон хлеб носил

Преподобному Павлу Фивейскому 60 лет ворон носил ежедневно по полхлеба; а при посещении его св. Антонием принес целый хлеб.

Могилу для погребения вырыли звери

Для погребения препод. Павла Фивейского пришли два льва и вырыли когтями могилу, а св. Антоний похоронил его.

Преподобный Иоанн Кущник

Любовь к Богу должно предпочитать любви к родителям

Препод. Иоанн Кущник, боримый и искушаемый диаволом, возжигавшим в сердце его любовь к родителям, не увлекся этим чувством, но пребыл неведомо до смерти в куще около дома их, и умер в нищете и величайшем самоотвержении.

16. Поклонение веригам св. Апостола Петра

Вещи святых святы и чудодейственны

Как полотенца св. апостола Павла, проникнутые его потом, врачевали больных и прогоняли силу вражию, так узы св. апостола Петра, вошедшие в тело его, были благодатнотворны.

17. Преподобный Антоний Великий

Различные искушения диавола чем могут быть побеждены

Диавол искушал великого Антония высокоумием, сребролюбием, златолюбием, чревоугодием, отчаянием, лжемудрованием, – но он все искушения его препобедил крестным знамением, чистотою жизни, непорочною верою в Бога, бдением, молитвами, постом, кротостью, нищетою, смирением, любовью, и незлобием (2Кор. 2:11).

Кто гневается на святого, на того гневаются и животные

Препод. Антоний письменною угрозою хотел удержать ярость воеводы Валакия против христиан; но этот посмеялся его письму и укорил преподобного. На пятый день после сего он ехал куда то на смирном коне; но конь, бывший под его другом Несторием, схватил зубами Валакия, совлек на землю и растерзал его.

18. Преподобный Макарий Египетский

Разрешение бесплодия родителей

Авраам и Сарра родители св. Макария были бесплодны; затем стали жить воздержно в посте, молитве, бдении, давая милостыню и принимая странников, и Господь благословил их плотское соединение и на старость дал им сына Макария.

Путь ко спасению сам Бог указывает

Препод. Макарий видел видения во сне и наяву и слышал глас, повелевающий ему идти в пустыню; невеста же его, с которою он был уже обвенчан, и родители отошли ко Господу.

Невинно оклеветанного Бог оправдывает, а клеветника наказывает

Одна девица, впавшая в грех любодеяния, допустила в этом грехе клевету на преп. Макария, за что он и поруган был; за то девица, оклеветавшая его, не могла разрешиться от бремени, доколе не исповедала всенародно грех свой.

Диавола что побеждает?

Однажды диавол встретил преподобного Макария и хотел ударить его серпом, но не мог, удержанный силою Божиею; затем диавол стал пред Макарием горделиво хвалиться, что он и сам все подвиги монашеские несет, но только не может противоборствовать его смирению.

Для оправдания невинного дает ответ мертвец

Некая жена должна была с детьми пойти в рабство к богачу, которого залог неизвестно где был спрятан умершим мужем. На вопрос об этом преподобного Макария мертвец указал место.

Лучше невинного оправдать, нежели виновного осудить

Один человек оклеветан был в убийстве; для оправдания его, преп. Макарий спросил убитого мертвеца, и мертвец оправдал его невинность; но преп. Макарий не спрашивал и мертвец не указал на настоящего убийцу.

Праздность, наказанная бесом обжорства

Один юноша имел в себе обжорливого беса, которого препод. Макарий с трудом изгнал и советовал юноше не праздно жить, но трудиться.

Ответ черепа

Найденный в пустыне сухой череп головы человеческой сказал преп. Макарию, – чей он и сколько полезны для грешников осужденных молитвы Макария, и что во аде большая мука христианам не покаявшимся, нежели идолопоклонникам, не знавшим Иисуса Христа».

Диавол пищею искушает

Однажды преп. Макарий встретил диавола, идущего в некий монастырь с сосудами и пищею в оных для искушения братий; расспросив об этом диавола, препод. Макарий поспешил сам в тот монастырь и советами своими исправил брата, более прочих искушаемого, приведши его в покаяние сознанием пред ним собственных грехов.

Пример высокой жизни в мipe

Для научения преп. Макария смиренномудрию, Господь указал ему в мipe на двух невесток, которые, не огорчая друг друга ни словом, ни делом, явили чрез то препод. Макарию пример высокой жизни в мipe и умения владеть собою, по внушению Духа Святого.

Наказание за сребролюбие

Один инок в гостинице собирал в пользу свою деньги; но не покаявшись в этом грехе и после обличения, был наказан проказою.

Слово благое умягчает сердце и злого, а худое и доброго ожесточает

На пути встретился жрец с молодым иноком, который огорчил жреца до того, что этот избил, его до полусмерти. Затем вскоре встретил его преп. Макарий, который, смирением и ласковым обращением привел его в такое умиление, что он принял святое крещение.

Жизнь, подобная Адамовой в раю

Некто назвал преп. Макария совершеннейшим монахом; но преп. отвечал, что он еще не есть монах, а видел только совершенных монахов, которые, будучи совершенно наги, жили между дикими зверями, не чувствуя ни хлада, ни зноя, по примеру Адама.

Причина сухости тела

Преп. Макарий говорил, что постоянный страх Божий и страх от живого представления вечных мучений ада сушит тело человека.

Урок истинного бесстрастия

Одному иноку препод. Макарий советовал быть к мipy и его удовольствиям бесстрастным так, как бесстрастны мертвецы в могиле: поносишь ли ты их, хвалишь ли, – они того не чувствуют.

Училище смирения

Преп. Макарий больше любил того, кто с ним сурово обращался, нежели того, кто почтительно с ним беседовал.

Пример нелюбостяжания

Препод. Макарий хищнику, его обкрадывавшему, помогал обирать себя и свою келлию, и сам возлагал вещи на его скот.

Искушение после смерти

Когда ангелы несли душу препод. Макария в рай, то бесы искушали его возбуждением в нем в эти минуты честолюбия и славолюбия; но он им на это отвечал со смирением и с сомнением на получение царствия небесного.

Преподобный Макарий Александрийский

Просимое и не данное ближнему и у святого отнимается

Однажды преп. Макарий попросил у Великого Антония сноп рогозы, из которой делались корзины; святый Антоний отказал ему в этом, говоря: «не пожелай вещи ближнего твоего». Рогоза тотчас как бы от огня иссохла.

Тщеславие обличенное

На реке Ниле, на пароме, встретили богатые вельможи двух нищих иноков – Макариевых, и в насмешку сказали им: «блаженны вы, ругающиеся мipy». «Да, отвечал преп. Макарий Александрийский, – мы ругаемся мipy, а мiр вам. Невольно ты, богач, изрек сие, ибо мы оба Макарии блаженные».

Грех мстить за самого себя

Однажды препод. Макарий убил комара, сосавшего его кровь; но, укорив себя как убийцу, самого за себя отмстившего, нагого отдал себя на укушение комарам.

Демоны верят совести святых

Преп. Макарий зашел однажды в опустелые гробницы жрецов Египетских; бесы за это в большем количестве невидимо восстали на него, стараясь не допустить его в них. «Я только войду и посмотрю, а потом отойду отсюда». – «Обещай нам это твоею совестью, сказал бес». «Обещаю», сказал раб Христов, и бесы исчезли.

Диавол льстить может, но не может помочь

Препод. Макарий весьма изнемог на пути от глада и жажды. Диавол в виде девицы, несущей воду, три дня манил его издали, но не дал ему напиться.

Животные волю Божию поставляют выше законов природы

Бог послал изнемогшему на пути Макарию буйволицу, чтобы она питала его своим молоком; животное отказывало в млеке своему детищу и допускало к себе только препод. Макария.

Богомыслие озлобляет диавола

Пять дней определил себе преп. Макарий для одного богомыслия; но, находясь в сем подвиге только два дня, до того раздражил диавола, что он все вещи в келлии его пожог и его самого чуть не сжег.

Прелюбодеяние пресвитера, проказою наказанное

У одного пресвитера съела проказа все тело, и когда просили преп. Макария об уврачевании его, то преп. Макарий согласился на это с одним условием, чтобы пресвитер перестал литургисать, ибо он пред Божественною литургиею впадал в грех любодеяния.

Наказание тщеславных помыслов

Помыслы бесовские влекли преп. Макария в Рим для пользы и назидания ближних, – он лег и сказал бесам: «влеките меня, а сам не пойду». Наложив на себя два пуда песку, он говорил: «томлю томящего мя; ибо когда тело находится в праздности и лености, то оно хочет путешествовать».

Подарок гиенны

Однажды за уврачевание преп. Макарием слепого детеныша гиенны, мать его принесла за то в дар преподобному овечью кожу; наложив на гиенну заповедь, дабы она вперед не терзала овечек, – он кожу послал в дар Анастасии Римляныне.

Искушения и в глубокой старости не отстают

Преп. Макарий, когда ему уже было за сто лет, еще боролся с бесами и с самим собою.

Святому ангел подает св. Евхаристию. Приобщая св. тайнами братию, преп. Макарий видел, что преп. Марку ангел подавал святую Евхаристию.

Искушение от бесов, стоящих в церкви

Однажды диавол разбудил преп. Макария от сна на церковное пение и сказал ему, что без него ни одно Богослужение не обойдется. Преп. Макарий приходит в церковь и видит в оной множество бесов: одни – стоящим в церкви инокам налагали два перста на уста и эти засыпали; а кому на уста налагали один перст – те пробуждались. Пред одними ходили в виде женщин, пред другими носили что либо, или делали что, или смеялись: и все то, что бесы изображали – братия в уме своем видели; а от иных бесы убегали. А на шее тех, которые в церкви читаемого не слушали – сидели демоны и ругались им. Во всех этих помыслах вся братия потом созналась преп. Макарию.

Приобщение св. таин достойное и недостойное

Приобщая братию Божественными тайнами, преп. Макарий видел, что одним из братий вместе с его рукою ангелы подавали тело Христово, другим демоны подавали в руки раскаленные уголья, а тело Христово невидимою рукою было относимо к алтарю.

20. Св. Евфросиния девица

Невинность дороже смерти

Девицу Евфросинию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы принесла жертву богам ее отечества; но так как все усилия были тщетны, то она была отдана развратнейшему из воинов в беззаконное супружество.

Воин увел ее в дом свой.

Отроковица, помолившись в сердце своем Богу, хранителю невинности, – да соблюдет Он от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному жениху сказала, – «как супруга, я должна открыть тебе все, что у меня на сердце: я волшебница; я знаю силу всех трав, всех растений. Ты, как воин, всегда подвержен смерти – выслушай же от меня важную для тебя тайну: у меня есть на примете трава, которую имея при себе, ты будешь невредим против стрел и копий; но также волшебная наука открыла мне, что эта трава имеет действие только тогда, когда вручена будет от девицы».

Воин, радуясь столь полезному открытию, идет вместе с нею в сад; Евфросиния срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостью:

Вот тебе лучшее от меня приданое!

Чем же уверишь меня в истине твоих слов? – спрашивает воин.

Опытом над моею головою, если тебе угодно, – отвечает Евфросиния.

И вдруг обнажив шею, прикладывает к ней мнимо-таинственную траву и говорит: «взмахни, как можно сильнее, мечем твоим и ударь меня, увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред».

Воин поверил, размахнулся мечем, и голова Евфросинии отлетела от шеи. Мученица пала бездыханна. Идолопоклонник, поруганный невинностью, заскрежетал зубами; а целомудренная девица отошла к Жениху Небесному.

Преподобный Евфимий великий

Чудесное умножение хлеба

Однажды келарь доложил преп. Евфимию, что в кладовой нет хлеба, тогда как в монастырь пришло много народа; преп. Евфимий повелел келарю заглянуть в кладовую – и в ней оказалось хлеба столько, что и дверь ее отворить было невозможно.

Наказание за ослушание

Один брат не захотел пасти монастырского скота, – и получил от преп. Евфимия мзду ослушания: бес стал мучить непослушного; преп. Евфимий, уврачевав его, сказал: «послушание есть великая добродетель, которой требует Бог от человека более, нежели жертвы, ослушание же наносит смерть».

Не от места, но от воли зависит исполнение добродетелей

Это сказал преп. Евфимий тем, которые хотели оставить его монастырь. «Адам в раю нарушил заповедь, продолжал он, а Иов на гноище оную исполнил». Домин диакон не послушал преп. Евфимия и пошел в Антиохию, откуда возвратился со слезами, понесши наказание, по пророчеству святого.

Блудные движения означают присутствие блудного

Однажды воспламенилась блудная похоть в иноке Емилиане, – это случилось в воскресный день. Идя на утреннее Богослужение, преп. Евфимий ощутил в воздухе смрад блудного беса и запретил ему; инок тогда же перестал мучиться бесом.

Помыслы блудные мучат душу и на краю гроба

Один инок, славившийся святостью жизни, умирал с большою церемонией: все уже и все были приготовлены к его погребению, – все плакали о лишении такого святителя. Вошедши в келлию, преп. Евфимий видит беса, держащего в руках трезубец, которым пронзив сердце умирающего с мучением, исторгал его, отделяя душу от тела; поэтому и мыслящие во время смерти о блуде будут равно мучимы, как и блудники.

Дивное состояние во время совершения Божественной литургии

Во время совершения Божественной литургии видели преп. Евфимия в огне, или в виде столба огненного; а сам он часто видел при себе служащего ангела.

Различный вид приемлющих божественные тайны

Преп. Евфимий по лицу угадывал помышления человека; таким образом, во время приебщения божественными тайнами – он видел одних приобщающихся с лицем светлым, а других с мрачным, подобным мертвецу.

21. Святый мученик Неофит

Юный чудотворец

Дух Святый стал действовать в Неофите, когда этому последнему еще было девять лет, – и он сам отказывал себе в пище, которую отдавал детям нищих родителей; начертав крест на воротах, молился к нему; а для детей, которые вместе с ним молились ко кресту, низвел воду из камня; даже воскресил свою мать, которая умерла от ужаса при совершении Неофитом чуда.

Св. мученица, девица Агния

Невинность защищают и бесы

Один нечестивец дерзнул войти к святой мученице и устремился на ее поругание; но бес напал на него и тотчас же задушил.

Св. преподобномученик Анастасий Персиянин

Свобода в мучении

Св. Анастасия для биения хотели привязать; но он сказал, что по воле страдает, а потому нет необходимости его привязывать.

Еврей удостоен видений, а христианин нет

Один еврей, будучи в темнице, видел дивных мужей, окруживших святого преподобномученика Анастасия; а христианин при нем бывший, не удостоился этого видения.

Святой обычай древних христиан

Какой-то благочестивый христианин на Воздвижение честнаго и животворящего креста попросил к себе преподобномученика Анастасия; но прежде повел в церковь на Божественную литургию, а потом к себе в дом

23. Св. священномученик Климент, епископ Анкирский

Немощное Божие сильнее всякой злобы человеческой

Страдания св. священномученика Климента беспримерны в истории мучеников по продолжительности, силе и разнообразию мучений, ибо он мучим был в течение двадцати восьми лет, страдал от одиннадцати мучителей, – испытал на себе все орудия мучительские, все роды мучений и всю злобу мучителей; тело его много раз было снимаемо и столько же раз нарастало; побои трудно исчислить, болезни и труды невозможно измерить; при всем том св. Климент еще желал мучиться, но был обезглавлен пред престолом Божиим, по освящении св. даров.

Тело Христово в виде раскаленного угля

Св. Климент однажды совершал Божественную литургию, и увидели клирики и некоторые достойные люди на дискосе большой раскаленный уголь.

Св. Павлин Милостивый, епископ Ноланский

Скупость, как причина потери имущества

При совершенной нищете, пришел к Павлину нищий и просил милостыню; св. Павлин велел жене дать последний хлеб, бывший у них, но она отказала нищему. Вскоре дали знать, что ему от какого-тο друга послано несколько ладий с хлебом, и что одна из них погибла в море. «Видишь, жена, сказал св. Павлин, – о, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не погибла бы в море ладья с хлебом, ибо по причине скупости многих имения Бог разоряет».

Добровольное рабство одного дарует свободу многим

Одна убогая вдовица просила св. Павлина помощи выкупить из плена ее сына, но он, не имея что дать, себя самого отдал в плен взамен сына. По Божиему устроению, обстоятельства его рабства были устроены так, что он не только сам был выпущен на волю, но и всех бывших в плену христиан освободил и на родину привел.

25. Св. Григорий Богослов

Молитвы родительские спасают от погибели сына

Св. Григорий плыл на корабле с неверными в Афины. «Время, – говорит он сам, – было самое неудобное для плаванья. Едва мы совершили несколько пути, поднялась страшная буря, какой, по словам плывших со мной, и не было дотоле на их памяти. Двадцать дней и ночей лежал я на корме корабельной, призывая в молитвах царствующего в горних Бога; пенистая волна, подобная горам и утесам, то с той, то с другой стороны ударяла в корабль и нередко низвергалась в него; от порывистого ветра, свистящего в канатах, потрясались все паруса; облака спустились, воздух омрачился, освещаясь на мгновение ослепительным светом молний; оглушительные раскаты грома, сотрясая воздух, приводили в трепет все живое. Все пришли в страх, при виде общей смерти, но я, бедный, более всех боялся за свою душу, ибо подвергался опасности умереть некрещеным посреди губительных вод – желая воды духовной. Поэтому вопиял, просил и молил себе, хотя малой отсрочки. Так страдал я, но со мной страдали родители, в ночном видении разделяя со мною бедствие. Они с суши подавали помощь и своею молитвою как бы заговаривали волны, о чем узнал я, когда, впоследствии, по возвращении домой, высчитал время... А некто из плывших со мной, оказавший ко мне особое благорасположение и любовь, и весьма беспокоившийся обо мне, видел, что во время опасности мать моя вошла в море и, взявши корабль, без большого труда извлекла его на сушу. И видение оправдалось: ибо море стало укрощаться, и мы вскоре по непродолжительном бедствовании на море, пристали к земле.

Ради мира и спасения многих можно отказаться от высокого сана

По случаю избрания св. Григория в патриарха Константинопольского, произошли большие раздоры между епископами. Св. Григорий, не желая быть причиною раздоров между членами церкви, отказался от престола, сказавши в собрании: «мужие и сопастыри стада Христова! стыдно вам, поучая других миру, между собою производить раздоры; – как вы думаете склонить других к согласию и единомыслию, не имея между собою согласия? Но молю Вас пред лицом Пресвятой Единосущной Троицы – имейте мир и любовь друг к другу, и управляйте в мире церковными делами; а если я причиною вашего разногласия, то я не лучше пророка Ионы, – бросьте меня в море и утолится буря волн, вами поднятая; желаю лучше пострадать, если хотите, хотя я ни в чем не виновен, – только бы вы были мирны и единомысленны; низвергните меня с престола, выгоните из града, только истину и мир возлюбите». (Захар.8,19).

26. Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и два сына – Иоанн и Аркадий

Только истинно добродетельные уверены в милосердии Божием

Когда преподобному Ксенофонту возвещено было о погибели его детей, то он утвердительно сказал, что это невозможно со стороны милосердия Божия: «верую, яко милосердый Его промысл не восхочет опечалити седин моих, ни аз когда дерзнух опечалить Его благостыню».

Вера открывает отдаленные вещи

Препод. Ксенофонт с супругою назначили себе пост, с верою помолились в продолжение всей ночи и оба увидели во сне счастливую участь своих детей.

27. Перенесение мощей св. Иоанна Златоустого из Коман в Царьград

Святые после смерти повинуются не повелению, а прошению

Феодосий царь, убежденный словами патриарха константинопольского Прокла, предписал Команскому епископу и народу о том, дабы они отдали мощи св. Иоанна Златоустого; но никакая сила не могла их сдвинуть с места. Когда же царь написал прямо к лицу Иоаннову умилительное и покаянное прошение, которое было положено на перси почивающих мощей, то, после всенощного бдения, двинулись с места своего мощи, которые и перенесены в Константинополь.

Святый мертвый приветствует миром свою живую паству

Когда внесены были мощи св. Иоанна Златоустого, в соборный храм Константинопольский, то все услышали громогласно произнесенный устами мертвого слова приветственные: «мир вам».

Покаянные слезы сына вымаливают прощение грехов мертвой матери

Кости Евдоксии, изгнавшей св. Иоанна Златоустого, после смерти ее, тридцать лет тряслись в гробе. По возвращении в Царьград мощей святителя, сын ее, Феодосий, много пролил слез над мощами св. Иоанна и тем умилостивил его и умиротворил кости матери.

28. Преподобный Ефрем Сирин

Сновидения пророчественные

Родители препод. Ефрема видели во сне, что плодоносная и ветвистая виноградная лоза выросла на устах младенца препод. Ефрема; а другие видели, что дан был ему свиток для снедения.

Бог умудряет и блудницу для назидания святого

Однажды преп. Ефрем Сирин входил в город Эдес и молил Бога, дабы Он послал ему человека для его назидания, и вдруг встречает блудницу. «Для чего ты на меня смотришь?“ спросил преп. Ефрем блудницу. На это она ему отвечала: «я на тебя смотрю потому, что я жена от мужа взятая; но ты не смотри на меня, а в землю, из которой ты взят».

Обращение блудницы

В доме, где проживал временно преп. Ефрем Сирин, – в другой комнате жила блудница. Преп. Ефрем варил пищу себе. Она отворила окно и сказала ему: «чего еще недостает тебе для вкуса пищи?» Трех камней и немного глины для заложения окна, чрез которое ты смотришь. Она приглашала его на грех, с собою: – он сказал, что готов ей отвечать с тем, чтобы она согласилась сделать грех на торжище. Она сказала, что «там стыдно грешить потому, что люди увидят». «Если мы стыдимся людей – отвечал преп., – то тем более должны стыдиться Бога, Который знает все тайны человеческие, будет судить весь мiр и воздаст каждому по делам его». Блудница, пораженная словами преподобного, покаялась и спаслась.

Ревность к проповеданию слова Божия

Часто изнемогала гортань препод. Ефрема Сирина от гласа, и язык от беседования слова Божия, но ум его был неистощим.

Юродство полезнее для спасения, нежели высокий сан

Для избежания избрания в сан епископский, преподобный Ефрем Сирин преставился юродивым.

Святая хитрость

Для поражения еретика Аполлинария препод. Ефрем Сирин выпросил у его блудницы две книги сего еретика, наполненные заблуждениями и, склеив листы их – возвратил. Это самое было причиною падения и смерти Аполлинария.

29. Преп. Лаврентий, затворник Печерский

Не всех святых равно боится бес

К затворнику, преп. Лаврентию, подвизавшемуся в особенном монастыре, привели однажды люто мучимого бесом человека, которого преп. Лаврентий повелел отвести в монастырь Печерский. При этом бесноватый сказал: «к кому ты посылаешь меня? я не смею даже приблизиться к пещере, ради святых, положенных в ней». «Кого же ты там боишься?» – спросили его. Он насчитал таких по имени до тридцати душ, а всех было 118 монахов. «Эти все одним словом могут меня изгнать», – продолжал бес, – «а прочих не боюсь. Испытайте, если хотите, – кроме тридцати – с прочими со всеми бороться могу», – и начал бес проявлять силу свою и говорить по-еврейски, римски и гречески и разными другими языками; – только стали доводить бесноватого до монастыря, – бес тотчас оставил его.

30. Собор трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Равенство трех святителей на небе

В XI веке между греками возникла великая распря. Одни превозносили Василия Великого, как учителя высокоглаголивого, твердого нравом и строгого к виновным. Другие же ставили выше его Иоанна Златоуста, в особенности за его красноречие. А третьи выше их обоих считали Григория Богослова, как глубокого христианского мудреца. Споры между совопросниками о величии трех святителей были жаркие – и довели многих из них до разделения: одни назывались василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами, и видели друг в друге злейших врагов.

Оскорбительна была для памяти святых распря между верующими из-за этих же самых святых; тяжка была и их душам такая рознь между верующими. И вот они являются славившемуся в то время благочестием и учительством епископу евхаитскому Иоанну и заявляют единодушно: «мы едино у Господа Бога нашего, в каждом из нас и не было, и нет ничего такого, из-за чего стоило бы враждовать другим; нет между нами ни первого, ни второго; если называть одного кого-нибудь из нас, то за ним следуют и два другие. И потому мы просим тебя, повели враждующим из-за нас прекратить спор и не разделяться; ибо как во время земной нашей жизни мы заботились об единомыслии, так и теперь у нас единственная забота, чтобы был мир и единение между верующими; для этого соедини ты в один день и память о нас».

31. Святых чудотворцев и безмезных врачей Кира и Иоанна и мученицы Афанасии

Истинный способ врачевания больных

Причиною болезней грехи; по этой причине наставляли больных из священного писания, врачуя словом и писанием, а не зелием и лекарствами.

Причины уклонения от мучения

Чудотворец Кир ушел из Александрии в Аравию не по боязни мук, но во исполнение слова писания (М. 8:23), для пользы ближних и для приготовления к страданиям.

Преп. Никита, затворник Печерский

Бывает просвещение и от диавола

Преподобный Никита, бывший после епископом в Новгороде, через год своего затвора подвергся искушению человеческой славы, – по внушению беса, явившегося ему в виде ангела, перестал молиться, стал только читать книги и сделался изумительным учителем, но опытные в духовной жизни иноки, заметив, что он знал наизусть весь ветхий завет, а нового не читал, поняли его состояние и молитвою отогнали от него беса; после этого его нужно было снова учить грамоте, потому что он все забыл, что знал.


Источник: Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи : В помощь проповедникам слова божия и для назидат. чтения православ. христианам : С алф. указ. / Сост. прот. Василием Бандаковым. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : [А.Д. Ступин], 1901. - XXVIII, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle