Источник

Июль

1. Святые мученики Косма я Дамиан

В лечения действует сила Христова

При исцелении больных, св. Косма и Дамиан говорили: «мы только руки на вас возлагаем, но силою нашею ничего не можем сделать; а все производит всемогущая сила Христа, единого истинного Бога».

Зависть губит и святых

Один врач, по зависти, коварно завлек святых, безмездных врачей на одну гору, под предлогом, собирания врачебных трав; там он устроил так, что они разошлись в разные места, и побил их по одиночке камнями.

Препод. Петр, бывший патрикий

Помощь от святого апостола Иоанна

Препод. Петр, находясь в оковах и в темнице, по случаю плена в Болгарии, прилежно молился Богу; – явился к нему ночью евангелист Иоанн Богослов и, разрешив его от оков, довел до Рима.

Св. муч. Потит отрок

Предупреждение в искушении

Отрок Потит был заперт в темнице отцом идолопоклонником; по молитве явился к нему ангел и сказал: «будет по твоему прошению: Бог, Которому ты всем сердцем предался, всегда с тобою, и о чем Его ни попросишь – получишь; знай же, что губитель душ человеческих диавол вооружился против тебя. Надобно и тебе взять все оружии Божии, чтобы ты мог противустоять козням его».

Сила слова поучающего

Отец св. Потита Гилас, послушав учение отрока сына своего, сказал: «теперь я узнал, что истинный Бог есть христианский; если бы не была в отроке Божественная сила, то он не мог бы от сердца произносить слова эти».

Условие исцеления: вера и крещение

В городе Валерии жена одного сенатора была больна проказою; из ее дома случайно вышел евнух – и на вопрос св. Потита о воде – спросил: «не может ли он исцелить проказу его госпожи»? Он отвечал: «где будет вера, там будет и исцеление; ибо Владыка мой Иисус Христос по вере дает всякому просящему у Него. Госпожа твоя, если будет веровать в Иисуса Христа, получит исцеление». Потом он ее крестил и она стала здорова от проказы.

Отвердение тела

Когда царь велел рассечь мученика мечами на мелкие части, чудесною силою Божиею плоть его сделалась крепка, как железо или твердый камень, так что мечи не могли нисколько вредить ему, а сами мучители друг друга изрубили.

Просьба о муках

Когда мученика возложили на раскаленную сковороду и стали лить на него растопленное масло и олово; мученик увеселяясь, как бы в некоей прохладе, славя Бога, сказал: «заклинаю тебя честью твоею царскою – прикажи подбавить растопленного олова, ибо я ощущаю от него великую прохладу».

Не мучимый, но мучитель ощущает боль муки

Мучитель велел разжечь длинный гвоздь и вбить сверху в голову мученика. Мученик не ощущал боли и был здоров; но болезнь, которую надлежало ощущать мученику, перешла на голову беззаконного царя; и заболел сильно царь, и стал умолять мученика о своем исцелении; но мученик исцелил его уже после того, как крестил его дочь.

Слова не от языка, но от благодати Божией

Мучитель, исцеленный от болезни, велел мученику выколоть глаза и отрезать язык; но мученик свободно восхвалял Бога и укорял мучителя, говоря: «ты думал, что с отнятием языка отнимешь слово от уст моих, – вот видишь и видишь меня благодатью Божией свободно говорящим».

3. Пред. Александр первоначальник

Препятствие со стороны демонов в крещении

Равул решился креститься, но диавол внушил совершить это за городом; – когда вышли за город, встретили бесноватую девицу; это внушило Равулу мысль, что и он будет наказан бесами за отступление от веры, за что будто бы, была наказана эта христианка, тогда как она была наказана за не соблюдение обета девства. Между тем бесноватая исповедала грех свой, тогда и Равул крестился – и по выходе из купели, его белая одежда покрылась красными крестами сверху до низу.

Бог чудесно может питать надеющихся на Него

Когда преп. Александр внушал христианам раздать нищим имения и не заботиться о завтрашнем дне, Равул потребовал, чтобы преп. Александр, хотя один день пропитал его многочисленное семейство. Для этого все отправились в одну пустыню; после вечернего пения, явился к ним неведомый поселянин, обремененный свежими хлебами и плодами; когда же стали предлагать тому поселянину разные вопросы, он вдруг стал невидим.

Страх бедности наказывается бедностью

В одном из городов, в котором проповедовалось преп, Александром слово Божие, богатые жители, слыша учение о милостыне и самоотвержении сказали ему: «ты пришел сделать нас нищими»; преподобный отошел от них; за то три года не было у них дождя, пока они сознали грех свой, отыскали святого и испросили у него чрез покаяния прощение.

Славословящий Бога не будет голоден

Некоторые люди, зная непрестанное славословие братий преп. Александра, из любопытства пришли узнать, где они достают себе пищу. Поутру один хлебопек доставил хлеб в монастырь, сказавши, что ему при выемке из печи хлеба, явился светлый и дивный муж и со властью повелел доставить сюда хлеб; доведя меня сюда, – он стал невидим.

Вода кипящая без огня

Однажды забыли в больнице вскипятить котел воды для больных; после спроса об этом пристанника, павшего к ногам преп. Александра с покаянием, котел закипел без огня и дров.

4. Св. Андрей, архиепископ Критский

Немота, разрешенная приобщением св. Таин

До семи лет св. Андрей в младенчестве был нем, но, по приобщении св. таин, начал говорить; – такова сила в тайнах!

Праведная Марфа, матерь св. Сvмеона Дивногорца

Призываемый в молитве святой молится за вас

Св. Сvмеон Дивногорец, стоявший на столпе, всегда молился Иоанну Крестителю, который однажды явился к нему и сказал: «я во всякое время о тебе к Богу ходатайствую и никогда не оставляю».

Самое лучшее место для погребения

Праведная Марфа завещала погребсти свое тело там, где погребают нищих и странников.

Тело мертвеца святого легкое

Когда несли к могиле тело праведной Марфы, оно было необыкновенно легко в сравнении с прочими мертвецами.

Польза прикосновения к мощам

Один юноша, видя при погребении праведной, Марфы многочисленный народ, стремящийся по крайней мере, прикоснуться ко гробу святой, – засмеялся, считая это бесполезным; но скоро тяжко заболел и онемел, – и только у гроба праведной Марфы выздоровел.

Черты праведности на мертвеце

Тело праведной Марфы во гробе не изменялось, но цвело красотою юности и благодатью сияло; даже запаха обыкновенного не было ощущаемо, и она лежала, как живая.

Польза от лампады

При гробе праведной Марфы перестали было возжигать лампаду, но она явилась ночью и спросила о причине этого нерадения, говоря, что сподобившись от Бога небесного вечного света, – она не нуждается в этом; но когда светильник при гробе моем кем либо возжигается, это полезно тому, кто возжигает, во спасение его.

Правила поста

Преп. Афанасий просил игумена дозволить ему в седмицу раз принимать пищу; но он велел ему принимать ее в третий день; а чрез четыре года, когда он стал совершен и избрал уединенное житие, игумен назначил ему вкушать чрез день хлеб и соль.

Бес препятствует в постройке церкви

Преп. Афанасий строил церковь в честь Иоанна Предтечи; – диавол, завидуя этому, устроил препятствие: у строителей оцепеневали руки и делались совершенно недвижимы, так что и к устам их придвинуть не могли; преп. Афанасий помолился Богу – и отогнал кознь диавольскую.

Различные даются дарования молящимся во xpaме

Один инок Матфей видел Пресвятую Деву Марию, входящую в церковь; впереди ее шел один ангел co свечею, а другой позади; – обходя братию, они раздавали златницы или дарования: на клиросе поющим дано по одной златнице, а стоящим по прочим местам, внутри церкви, по двенадцати серебряных монет; а которые стояли на паперти – тем по шести серебряных монет, а некоторым из достойнейших по шести златниц давали; следовательно – с большим усердием и вниманием молящимся дается более дарований.

Устроение монастырей неприятно диаволу

Диавол вооружил простых старцев против преп. Афанасия, будто бы он разоряет древние законы на Афоне, здания строит дорогие, пристанища новые, источники ископал, волов завел, виноградники насадил и сделал гору мирским селением; – и они об этом жаловались царю, хотя ничего не успели в этом; потом явились демоны и наполнили в виде многочисленных муринов все горы и леса, но преп. Афанасий всех их жезлом побил и разогнал.

Осуждение брата влечет за собою падения и грех

Однажды Павел, видя падение брата и кроткое обличение преп. Афанасия, укорил и согрешившего и обличавшего кроткого начальника. «Смотри на свои грехи, а не на грехи братий“. – сказал преп. Афанасий, – и вскоре, по попущению Божию, Павел возжегся блудною похотью, – и только по молитве преп. Афанасия ощутил некоторый холод, угасивший похоть.

6. Преп. Сисой великий

Смирением воскрешаются мертвые

В житии преп. Сисоя написано, что он чрез свое смиренномудрие такую получил от Бога благодать, что воскрешал мертвых. Так он воскресил мертвого отрока, которого отец, падший к ногам старца положил пред преподобным. Думая, что мертвый отрок, по выходе отца, ожидает благословения, старец сказал: «встань, чадо, и иди отсюда,» – и мертвый воскрес.

Срок краткий для покояния

Однажды братия спросили препод. Сисоя: «ежели брат впадает в грех, то довольно ли одного года для покаяния?» «Жестоко слово сие,» –отвечал старец. «Так шесть месяцев для сего надобно?» – сказали братия. Старец отвечал: «много;» «так сорок дней?» сказали братия «Тоже много;» потом он сказал: «верую милосердию человеколюбца, что, если покается человек, всею душою, то в три дня Бог примет его покаяние.» – «Что мне делать? я согрешил,» спросил его один брат: «встань и спасешься,» сказал старец. «А если опять согрешу?» спросил брат: «опять восстань». «Доколе же мое будет падение и восстание?» – «Дотоле, отвечал старец, пока посетит тебя смерть и найдет тебя или в благом, или злом состоянии. Поэтому всегда надобно быть в состоянии восстания, чтобы в нем смерть застигла».

Желание высшего сана при недостойности приятно диаволу

Ученик препод. Сисоя Аполлос, искушаемый диаволом, просил старца о даровании ему священнического сана. Когда же Сисой запретил ему искать сана выше достоинства своего; то он убежал от него – и на пути встретил его бес в виде человека, высокий, нагой, черный на вид; он припал к шее Аполлоса, стал обнимать его и лобызать; но Аполлос начал креститься и уходить от него: «ты мой, возлюбленный мой, ибо исполняешь мои желания,» – сказал диавол. «Боже! воскликнул Аполлос, молитвами отца Сисоя помоги мне». Потом бес преобразился в красивую женщину и сказал ему: «насыться желанием твоим, так как упокоил ты меня в сердце своем помыслами своими; я хотел соделать тебя священником и епископом, но молитвы преп. Сисоя отгоняют меня», – и исчез.

Видения при кончине

При кончине лицо Сисоя просветилось, как свет и он сказал братиям: «вот авва Антоний пришел», потом: «вот лик пророческий пришел», и опять просветился более; – затем: «вот лик апостольский пришел», – и сугубо лице его просветилось, и стал беседовать с невидимыми лицами. А на вопрос братии: «с кем ты беседуешь?» сказал «вот ангелы пришли взять меня, и молюсь им, да оставят меня довершить покаяние». «Тебе не нужно покаяние», сказали братия: «по истине не знаю, отвечал старец, коснулся ли я хоть начала покаяния,» – и опять более просветился, и было лицо его как солнце, и убоялись все; наконец, старец сказал: вот Господь приходит, смотрите все, и говорит: принесите Мне сосуд избранный от пустыни,» – и предал дух свой Господу, и явилась молния, и храмина наполнилась благоуханием.

Св. Иулиания княжна Ольшанская

Святые сами требуют почитания их мощей

Св. Иулиания явилась Киевопечерскому архимандриту во сне и сказала: «я Иулиания, – отчего ты ни во что вменяешь мои мощи? для того Господь теперь явил меня тебе, дабы ты знал, что и я причтена к числу святых дев, угодивших Ему».

7. Преп. Фома Малеин

Спутник

Столп огненный шел впереди преп. Фомы в его путешествии по пустыне, и пророк Илия путеводил его.

Св. преподобномуч. Епиктет пресвитер и Астион монах

Польза от приобщения св. таин для телесного здравия

Св. Епиктет сказал комиту: «если желаешь, чтобы никаких болезней не было в твоем доме; то в каждый воскресный день приобщайся с домашними Божественных Таин тела и крови Христовых с чистым сердцем.»

Кто отец наш истинный

Преподобномуч. Епиктет сказал Астиону: «всесильный Бог есть твой истинный Отец, ибо Он, создав бессмертную твою душу, вселил ее в плоть твою, Его же повелением зачатую... Он сказал – и создался ты в утробе матерней; Он повелел – и изшел ты из чрева матери твоей, – изволением Его ты достиг сего юношеского возраста».

Церковь есть истинная матерь наша

Св. Епиктет говорил: «истинная мать наша есть та, которая нас духовно рождает в вечную жизнь, которая Спасителю нашему обручена, ангелами почтена, пророками украшена, апостолами прославлена, мучениками и исповедниками вознесена, для которой Христос Господь чертог уготовал. Эту святую матерь люди называют церковью, которой голос подобен голосу горлицы, пекущейся о детях, которой уста изливают мvро апостольских учений, – которой очи суть вера в Бога истинная и надежда непоколебимая, – которой руки искапают смирну благодеяний, творимых с милостью и любовью, – которой два сосца суть два завета: ветхий, учащий чрез пророков, и новый, проповедуемый чрез апостолов, – которая крещением своим святым перерождает нас в бессмертие своих чад“.

Слова немого в защиту веры Христовой

Однажды принесли к преподобномученику Епиктету пятнадцатилетнего немого, глухого и сухого; Епиктет трижды плюнул в уста немому и спросил идолопоклонника «скажи нам, в какого Бога надлежит верить: в кумиров ли, людьми делаемых, или во Иисуса Христа распятого, Который тебя исцеляет?» Отрок громким голосом воззвал: «во Иисуса Христа надлежит веровать, всегда являющего столько благодеяний людям». После этого чуда более тысячи душ обратилось ко Христу.

Вера и чистота сердца рождают силу нравственную

Преподобномуч. Астион шел из реки почерпнуть воды; на пути встретил его бесноватый человек, которого он перекрестил – и бес убежал от человека, взывая: «о Астион, чрез веру твою и чистоту сердца твоего ты принял от Бога против нас великую власть!»

Сила благословения святого и исповедания пред ним

Однажды св. Астион, без благословения старца, пошел к реке зачерпнуть воды, – вдруг попущением Божиим вторгнулись в него скверные помыслы и смутили юную душу. Астион, по возвращении стыдился те помыслы исповедовать отцу своему духовному, и побеждаемый боролся с ними три дня: постился, молился со слезами и измождал трудами плоть свою, однако, никак не отступали от него нечистые мысли, которыми, как стрелами, невидимый ратник уязваял его. Старец, увидев его смущенного и лицом прискорбного, сказал ему: «что это, чадо, что я вижу тебя необыкновенно смущенным? Такая печаль, какую я вижу, не есть печаль святых, пекущихся о спасении и являющих на лице духовное сетование; но думаю, что твоя печаль смертоносна, как и та, которая убила Ахитофела, советника Авессаломова (2. Цар. 15, 12), и которая убила Иуду предателя Христова». Астион начал исповедоваться, говоря: «три дня тому назад ты беседовал, отче, с честными мужами о небесных таинствах, а мне нужда предстояла сходить по воду; я постыдился принять от тебя благословение при тех мужах, и, не желая прервать беседы вашей, без ведома твоего благословения сходил за водою, и на пути нашел на меня темный облак помышлений, – вот третий день борюсь с ними и не могу их отогнать от себя, – от того и смущен.» Сделав ему строгий выговор, старец сказал, что благословение начальствующего иерея Христова – для юных есть стена необоримая, и броня крепкая, и оружие непобедимое на диавола. Потом они стали оба молиться, простершись на земле крестообразно – со слезами. После усиленной молитвы, когда они встали с земли, блаж. Астион увидел некоторого отрока черного со свечою горящею, бежащего от него и говорящего: «исповедание такое, Астион, великие мои ныне стерло силы, а молитва ваша обезоружила меня».

Светлый вид святых

Когда преподобномученики Епиктет и Астион явились пред лице князя идолопоклонников, он, взглянув на них, ужаснулся, ибо увидел некоторый чудный свет благодати Божией, лица их осиявающий.

Сила слов «буди воля Божия»

Преподобномучеников Епиктета и Астиона, повешенных, ногтьми железными строгали и опаляли Горящими свечами. Они, однако, говорили: «мы христиане, да будет в нас воля Бога нашего.» Один из слуг мучителя – Вигилий, думая, что в этих словах заключается какая либо волшебная сила, отнимающая в муках болезнь – стал в уме своем непрестанно повторять те слова днем и ночью, – и на третий день всенародно произнес их – и крестился со всем домом своим.

Мучитель повелел уксусом с солью растирать прежние раны Епиктета и Астиона и бросил их в котел с кипящей смолою, где они пребыли невредимы; потом они находились в темнице без пищи тридцать дней, питаясь единым словом Божиим и укрепляясь благодатью Св. Духа.

Святые и после смерти пекутся о своих присных

После смерти мученической, Астион явился Вигилантию, чтобы он встретил его прибывших родителей; а потом и сам явился им в сиянии неизреченной красоты и долго беседовал с ними, склонял принять святое крещение, которое они и приняли от епископа.

8. Св. великомуч. Прокопий

Обращение в христианство подобное Павлову

Неаний (или Прокопий) послан был Диоклитианом в Александрию гнать христиан. Однажды ночью, после громов и молний, он услышал с неба глас: «Неаний! куда идешь и на кого восстаешь?» Он отвечал, что послан царем убивать всех верующих в Распятого. И опять к нему был с неба голос: «О, Неаний! и ты ли на меня идешь?» Неаний отвечал: «ты кто, Господи, – не могу Тебя знать?» И в это самое время является на воздухе пресветлый крест, как бы кристалловидный, с которого был услышан голос: «Я Иисус, распятый Сын Божий!» Когда же Неаний стал возражать против таинства воплощения и страданий Христовых, голос с креста сказал: «ради рода человеческого подъял Я страдания, чтобы избавить грешников от власти диавольской, погибших взыскать и мертвых воскресить. И если бы Я не был Сын Божий, как бы после смерти жив был и говорил с тобою?» После этих слов крест поднялся на небо и был голос с высоты: «сим знамением, которое видел ты, побеждай врагов твоих, и мир Мой будет с тобою».

Превращение идолов в воду

В капище, куда приведен был великомуч. Прокопий, были идолы. Мученик, изобразив над ними знамение креста, разрушил их, и они все повелением Божиим превратились в воду, которая потекла через дверь капища, как река.

Молитва просвещает ближнего

Молитвами великомуч. Прокопия мать его идолопоклонница подвинулась на муки, она сама сказала, что, когда рассуждала о всемогуществе Иисуса Христа, по сокрушении сердца ее, воссиял в уме ее какой то луч, и она познала обман бесовский.

Св. Прокопий юродивый

Образ жизни юродивого

Этот Прокопий днем ходил по городу и казался юродивым; он был от многих в поношении и терпел побои, особенно от детей; а ночью к церкви приходил, где молился за город, людей и обидчиков. А когда хотел не много отдохнуть, он бросался на сорную кучу зимой терпел мороз и снег, ходя полунагим в одной разодранной одежде. Пищу весьма мало принимал, и то от богобоязненных людей; от богатых же и неправду творящих ничего не хотел принимать, и часто многие дни оставался без пищи. Проводя так жизнь, он был как бы произвольный мученик, моривший себя голодом и жаждою; будучи наг и скитаясь, он охотно принимал оскорбления и раны. За такую жизнь Господь дал ему благодать прозорливости – и он мог предсказывать будущее. Так предсказал он страшную бурю и каменную тучу, которую отвратили слезы его и народа пред Царицею Небесною, ибо от иконы Ее стало истекать мvро в знамение милосердия Ее.

Помощь свыше

Когда в одну жестокую зиму люди и даже псы отказали ему в приюте, св. Прокопий, на паперти близ церкви сидя, ожидал смерти, – явился к нему ангел с ветвью райскою, разноцветною, и, коснувшись Прокопия, тотчас влил в него теплотворную и животворную силу.

9. Св. священномуч. Панкратий епископ

Крест и св. иконы защита против врагов

Св. апостол Павел поставил Панкратия епископом в Тавромении, Сицилийском городе, и Панкратий всех граждан этого города просветил и крестил. Однажды диавол вооружил против него какого-то Аквилиана мучителя, который собрав большую толпу воинов, стал приближаться к городу; но воин Христов, утешая христиан, взял в руки

крест, две иконы Спасителя и Божией Матери, – и вдруг напал на врагов большой страх и какая-то тьма покрыла их, и они пришли в смятение от силы Божией, и помрачились умы их, и начали умерщвлять друг друга, а иные сами себя убивали.

Преп. Патермуфий и Коприй и Александр мирянин

Отступник

Преп. Коприй, прельщенный Иулианом Богоотступником, оставил веру христианскую и сделался идолопоклонником; но когда преп. Патермуфий описал его состояние загробное, когда особенно сказал, что отступили от Коприи ангелы и вокруг него стали бесы, что он отвержен Богом и предан диаволу, тогда Коприй тронутый словами Патермуфия опять обратился в христианство.

Муки

Иулиан раскаленную ложицу велел положить на уста преп. Коприя; но Коприй сказал преп. Патермуфию: «моли за меня Бога, отче, ибо ужасаюсь мук». Старец сказал: «терпи, чадо, с радостью, и Господь поможет тебе». Приложенная к языку, ложка стала холодна как лед, а язык не ожегся. Когда мученики восходили на раскаленную сковороду, Патермуфий робкому Коприю указал на ангелов, сходящих с неба, главы которых были покрыты росою, – и действительно сковорода охладела. Когда один воин по имени Александр, тут же обращенный, решился идти с ними в разжженную печь, то сказал к пламени: «если ты – пламень, выходишь из печи повелением Божиим, то сожги человека грешного»; но пламень расступился на две стороны и не прикоснулся к Александру. Там, увидя ангелов, он сказал: «молю вас, спасите меня грешного». «Для того мы сюда и посланы, отвечали они, чтобы спасти тебя», – и он умер, а тело осталось нетленно. Также вступили туда и прежние мученики. «Πο истине велик Христос», сказал Иулиан, но подумав – присовокупил: «нет, наши боги велики, а Христос ничтожен», – и он велел, наконец, мечем обезглавить мучеников.

Пред. Патермуфий разбойник

Обращение разбойника

Однажды этот атаман разбойников взобрался на крышу хижины одной девицы, но, трудясь целую ночь, чтобы ее проломать, не мог – и там уснул. Явившийся во сне муж советовал ему покаяться от злых дел. Поутру, проснувшись, он увидел стоящую над собою девицу – и чрезвычайно испугался. Он просил ее отвести его в церковь, где его крестили, после этого он отправился в пустыню, где долго жил, питаясь кореньями. По возвращении, пробыв седмицу, он вновь пошел в пустыню, но питался уже хлебом, посылаемым ему с неба в день воскресный; – и Бог дал ему благодать разумения всего Божественного писания.

Жизнь загробная лучше настоящей

Однажды Патермуфий зашел к болящему брату и застал его мертвым; облобызав тело его, он спросил мертвого: «что лучше для тебя, – отшедши, жить со Христом, или еще с нами в теле пребывать?» Инок воскрес сел и стал говорить: «для чего ты меня возвратил? Для меня лучше, отшедши, жить со Христом, а во плоти жить не хочу». «Спи же с миром и о мне молись», отвечал старец. Тот лег и уснул на веки.

Надобно заблаговременно каяться

Придя к одному больному иноку и видя, что он, умирает, Патермуфий сказал ему: «почему не готов ты к смерти? Думаю, что совесть, обличительница твоя, с тобою туда идти хочет». «Прошу тебя, отче, сказал инок, помолись за меня Богу, чтоб Он дал мне еще времени для покаяния». Старец отвечал: «теперь ли ищешь времени для покаяния? а прошедшее время где? И что делал ты во все дни иночества твоего? Разве ты не мог прежних язв уврачевать? Напротив, ты новейшие еще прилагал». Инок болящий усилил свою просьбу к старцу. «Пожалуй, если не станешь прилагать злые дела к злым, помолюсь; ибо благ Господь, человеколюбив и долготерпелив, и подаст тебе несколько времени для очищения грехов твоих.» Став на колени, помолился и потом сказал; «вот три года Господь дает тебе в сей жизни, только покайся,» – и, взяв за руку его, поднял здоровым. Чрез три года покаявшийся явился в собрание иноков, беседовал с ними о плодах покаяния, – потом, как бы вздремнув, предал душу свою в руки Божии без болезни и без страха, – уснул как бы сладким сном.

Преп. Коприй пресвитер

Bеpa в писания отцов полезна

Преп. Коприй часто рассказывал братии о чудесах из жизни св. Петермуфия, но один инок не верил тому. Воздремавши, он увидел в руках Коприя книгу, написанную золотыми буквами, и близ него увидел светлого старца, который, грозно воззрев на дремавшего, сказал: «почему ты не веришь сказываемому и не внимая дремлешь?» После сего инок слушал с верою и вниманием.

Bеpa оплодотворяет землю

Близ монастыря было идолопоклонническое село, Обращенное потом в христианство; но земля около его была бесплодна. Люди стали молить преп. Коприя, чтобы он молитвами к Иисусу Христу испросил плодородие земле. Святой сказал: «мы помолимся, только бы была вера с вашей стороны»; поселяне набрали около келлии песку, который, по благословению Коприя смешивали с зернами хлеба; от того был великий урожай. Впоследствии поселяне часто брали у святого благословенный песок.

Еретика жжет огонь

Один Манихей вовлек преп. Коприя в огонь для доказательства истинности веры; преп. Коприй полчаса стоял в огне и не сгорела даже одежда его; а еретик тотчас обжегся и убежал.

Котел не варил зелие сворованное

Один идолопоклонник похитил из огорода преп. Корпия зелья, и три часа варил его в котле, сжегши много дров; но вода даже не закипела в котле, это побудило вора пойти к препод. Корпию и покаяться.

Преп. Феодор, епископ едесский

Причина тупоумия

Преп. Феодор обнаружил при обучении слабость памяти; но это было по Божию смотрению, чтобы не от людей дана была ему премудрость, но от Бога.

Чудесное раскрытие ума

Однажды, по побуждению свыше, отрок Феодор вбежал в алтарь, скрылся под престолом и там уснул; во сне явился ему отрок-сверстник, сияющий как солнце, который питал его медом и, давая ему пастырский жезл, благословил его. С той минуты Феодор оказал поразительные успехи во всех науках.

Победа на стороне побежденного

Царь и еврей склоняли Михаила-инока к магометанству, говоря, что два победят одного. Юноша отвечал: «вас не два, но три, и от одного будете побеждены силою Христовою». Царь сказал: «с тобою беседуют я и еврей, – как же ты двоих тремя называешь? Кто у нас третий?» – «Между вами стоит невидимо учитель ваш, диавол», сказал Михаил.

Яд не вредит

Михаилу предложили смертоносный яд; но он, перекрестившись, выпил его без вреда.

Голубь белый при посвящении

Во время хиротонисания преп. Феодора голубь белый ниспустился на голову его.

Вера сильнее смертного греха

Один богатый муж Адер бросил все богатство, жену, трех сыновей, пошел в монастырь св. Саввы и там в богоугодной жизни умер. Потом он явился в видении столпнику Феодосию (близ Едессы подвизавшемуся) и сказал ему, что когда в одном женском монастыре умрет игуменья, – чтобы он вместо нее жену его поставил начальницею; потом явился и жене, сказав, что он двух сыновей старших берет с собою, а меньшего пусть она выкормит, потому что он должен быть патриархом иepyсалимским. Между тем сыновья умерли, а меньший сын тоже был при смерти. Мать схватила его и побежала к столпнику; на полпути младенец умер. По случаю или, лучше, по Божьему усмотрению, встретилась ей блудница, которую она слезно стала умолять, чтобы она помолилась Богу и воскресила ее дитя. Та сказала о своем недостоинстве; но, видя неотступное моление матери, взяла дитя, стала бить себя в грудь и, обливаясь слезами, сказала: «Господи! я недостойна даже на небо воззреть ради грехов моих, ни воспомянуть устами Твое пресвятое имя; однако не ради меня грешной, а ради этой несчастной матери воскреси невинного младенца», – и младенец ожил. «Я же, говорит столпник, со столпа, по Божию откровению, увидел свет пресветлый, с неба сшедший, который осиял грешницу молящуюся и умершее отроча и матерь плачущую».

Неприкосновение к злату лучше употребления его на богоугодные дела

Столпник рассказал Феодору епископу жизнь свою: «Нас было два брата – я и Иоанн. Мы в одной пустыне вместе спасались. Однажды, вижу издали, брат мой что-то перескочил; смотрю – это была куча золота; я забрал все это золото в мантию, пошел в мiр, настроил храмов, монастырей и богаделен и возвратился в свою пещеру. Потом вошел в меня помысл высокоумия, похваляющий мой поступок и уничижающий брата. Вдруг явился мне ангел и сказал: «зачем ты гордишься помыслом против брата? Говорю тебе, что все твои добрые дела, сделанные тобою, ничто против братняго скачка чрез золото; не золото, но пропасть великую между богатым и Лазарем он перескочил, и лоно Авраамово ждет его; он постарался угодить Богу, а ты людям. Поэтому брат твой выше пред Богом, а ты в его меру никак не достигнешь, хотя высокоумием хвалишься, что ты лучше его; а потому ни меня, ни его не увидишь в течение жизни».

Уничижение брата, целою жизнью подвигов тяжких едва искупается

По указанию ангела, преп. Феодосий стал на столпе около города Едессы, близ церкви св. Георгия, и пребыл там в покаянии пятьдесят лет. Однажды, в вечер субботний, поздно, воссиял сладкий свет в сердце его и разогнал облако помыслов. Всю ночь пробыл он без сна, в молитве и слезах. В воскресный день, при пении псалмов в третьем часу, вдруг явился ему ангел и сказал: «мир тебе и спасение». Я пал на землю и со слезами спросил: «зачем ты меня отверг от лица своего и разлучил с братом?“ – «За твое высокоумие, и за то, что ты уничижил в помысле брата твоего – я отступил от очей твоих, – но не совершенно тебя оставил, ибо невидимо пребывал с тобою, сохраняя тебя, как повелел мне Господь. Ныне во смирении твоем вспомнил тебя Господь и послал меня явно быть с тобою в нынешнем веке и в будущем. И дается тебе благодать от Бога иметь прозорливость, чтоб видеть праведных и грешных, чтобы ты с праведными веселился, а о грешных молился, и чтобы они обратились от грехов к покаянию».

Образ различения праведников от грешников

Едесский епископ Феодор спросил Феодосия столпника: «как он видит праведников и грешников?» Столпник отвечал: «если мимо моего столпа проходит муж праведный и боящийся Бога, я вижу благодать Божию над ним сияющую, и ангелы святые и пресветлые по обеим сторонам его шествуют, а бесы издалека идут, не смея к нему приблизиться. Ежели же грешный человек проходит, я вижу полчище бесов окрест его ликующих, ангел же издалека следует, сетуя и плача о погибели грешного; а когда бесы хотят погубить того человека, тотчас ангел, с огненным оружием прибегая, отгоняет их.

Защита Божией церкви

Еретики старались нечаянно напасть на церковь, настоятелем которой был епископ едесский Феодор; но каждый раз при их устремлении иногда руки их цепенели, а иногда пламень огненный из церкви навстречу им выходил и их прогонял.

Пастырское врачевание святынею

Персидский царь, к которому Феодор пришел с жалобою на еретиков, был сильно болен. Феодор, помолившись Богу, потребовал воды и, растворив eю персть от животворящего гроба Господня, часть дал испить царю; оставшеюся же частью помазал ему голову, чело, веки, очи, грудь и плечи, и повелел молчать, пока царь уснет. Царь, проспав час и пробудившись, совершенно стал здоров.

Частное место для совершения литургии

Феодор отыскал в лесах персидских брата Феодосия столпника, Иоанна, который просил святителя совершить в его пещере литургию и причастить его пречистых таин тела и крови Христовой; Феодор исполнил желание подвижника.

Многовидение святых

Иоанн спросил одного епископа: «где письмо, которое брат мой чрез тебя написал? Поверь мне, отче, что я знал содержание того письма, прежде нежели оно было написано; и на обороте там же написал ответ». Потом пустынник просил епископа вынуть письмо и там же прочесть его ответ для подтверждения истины слов его.

Иноязычнику надобно переводить истины веры

Преп. Феодор, приготовляя персидского царя постом и молитвами ко крещению, перевел ему на персидский язык: трисвятое, Отче наш и другие молитвы – также символ веры.

Воздаяние всем должное

Пустынник Иоанн, провидя посещение его пещеры епископом Феодором и царем, вышел в сретение им с огнем и фимиамом и поклонился им, – и в беседе предсказал мученическую смерть царю.

Истинная одежда

По убиении своем, св. царь Иоанн явился в Едессе св. епископу, будучи одет в белую одежду, блистающую неизреченным светом, имея на главе пречудный венец.

10. Св. мученик сорок пять

Воззвание во сне диавола к мучителю

Поутру, уснувши, мучитель Лисий в сонном видении увидел беса, говорящего к нему: «мужайся, Лисий, я бог Асклипий: нещадно мучь хулящих нас христиан, ибо много, они нелепостей в темнице изрекли, а потому всякими видами мук погуби их“.

Просьба о скорейшем мучении

Мученик Леонтий просил язычника Филина, чтобы он чрез своего господина склонил мучителя Лисия к скорейшему мучению его и других христиан, томящихся в темнице. Язычник сделал это и известил мучеников, что скоро они умрут, и мученики благословили Филина за его послушание.

Псалом предсмертный

Мученики воспели псалом предсмертный к погребению себя: «блажени непорочнии в путь ходящие»; после чего ангел предстал к ним с радостною вестью об окончании их подвигов.

Характер древних христиан

Страж темничный Меней, вместе с другими видевший явление ангела: сказал: «видишь ли, как они соблюдают веру: днем и ночью покланяются своему Богу, в жизни не делают никакой неправды, никого не обижают, не ищут чужого имения, но свое раздают, всех любят, всем благодетельствуют».

Хранит Господь все кости мучеников

Река, приявшая в себя все кости мучеников, как многоценное сокровище, соблюла их в одном неглубоком близ берега месте, собрав их своими волнами.

Преп. и богоносный Антоний печерский

Прочнее в постройках молитва и слезы, нежели богатство

Преп. Антоний говорил: «много монастырей и храмов построил князь Изяслав; но монастыри, созидаемые богатством господ и царей, не так прочны, как те, которые строятся молитвою святых и слезами, постом и бдением».

Господу пpиятна постройка храма

Антоний с преп. Феодосием молились Богу, чтобы Он Сам создал храм непорочной Своей Матери, Владычице Богородице, – от Которой получили золото для созидания храма и отдали его храмоздателям, по повелению Царицы небесной. Потом явился Сам Иисус Христос и благословил дело Антония, который испросил у Него чудо, дабы росою обозначилось

место храма, а потом спадший с неба огонь изъятием земли означил фундамент церкви.

11. Св. великомученица Евфимия всехвальная

Μνρоточивая кровь из мощей

По левую сторону мраморного гроба мученицы Евфимии была сделана скважина, в которую ежегодно в день памяти св. мученицы, посредством железного прута, обмакивалась епископом губка в кровь мученицы, – которая по виду была кровь, а по свойству – драгоценное мvpo целебное; то же делалось, если епископ был богоугоден, и в другие времена года.

Загробное доказательство православия

По взаимному согласию православных с еретиками написали обе стороны свое вероисповедание – символ веры; запечатавши, положили его на персях св. мученицы Евфимии и молились, чтобы она утвердила правое верование, – для чего и гроб запечатали царскою печатью; на четвертый день, когда открыли гроб, Евфимия сама простерла руку и подала православный свиток царю, а еретический был найден у ног ее.

Кипение крови мученицы

Маврикий царь усомнился в чуде крови и задолго до праздника в честь ее запечатал печатью гроб и отверстие его; но по открытии разлился запах, и много крови явилось, которая закипела, как мvpo.

Св. Ольга, великая княгиня российская

Верующему окно отворяется, а неверующему нет

Мощи св. Ольги, положенные в Десятинной церкви, находились в стене, имеющей окно, которое само собою открывалось каждому приходящему к ней с верою, а маловерный не удостоивался ни открытия окна, ни видения мощей ее.

12. Св. муч. Прокл и Иларий

Мучитель, связанный силою Божией

По молитве св. мученика Прокла, игемон с воинами и конями связан был силою Божией и не мог двинуться с места, пока писанием на бумаге не исповедал единого истинного Бога.

Св. мученица Голиндуха

Видение во сне ада и рая

Во сне ангел Божий водил св. мученицу Голиндуху по странам адским, где она видела грешников мучащихся; потом сквозь щель дверей он показал ей обители праведников.

Небесная пища

В пещере, пребывши много времени с змием, когда св. Голиндуха наконец взалкала, явился к ней ангел Божий и, прикоснувшись к устам ее, знаменал ее крестным знамением и сказал: «отселе не будешь ни алкать, ни жаждать, разве когда по воле своей захочешь сколько-нибудь вкусить».

Спасение от смерти

Когда вели святую на усечение, ангел Господень восхитил ее от рук воинов и сохранил живою.

Различие св. таин православных от еретических

Голиндуха, путешествуя по святым местам, зашла в один монастырь, в котором были еретики северяне, прилагающие к трисвятому: «распныйся за ны помилуй нас“, – как будто Отец и Святой Дух страдали вместе с Сыном. По молитве об открытии ей этой ереси и о том: можно ли ей здесь приобщиться святых таин, – ангел Господень явился и показал ей две чаши, одну полную света, а другую – тьмы.

13. Св. архангел Гавриил

Явление арх. Гавриила на земле

Архангел Гавриил научил Моисея в пустыне книгописанию, сказав ему о начале мiробытия и создании первого человека Адама, и о жизни его и бывших по нем, и о прежних всех годах и родах, и потопе и о разделении языков; также научил его разуметь расположение небесных планет и стихии и преподал ему всякую премудрость. Он истолковал Даниилу разные видения (Дан. 8, 16; 9, 21 – 22), он явился св. праведной Анне и свят, праведному Иоакиму; он явился Матери Господа, был к Ней приставлен и питал Ее во храме ежедневно; он явился святому Захарии одесную алтаря; он благовестил зачатие от Духа Святого Сына Божия; Иосифу во сне явился, пастырям вифлеемским, Спасителю молящемуся в вертограде пред страданиями; явился мvроносицам и на горе Елеонской Деве Марии, возвещая о Ее успении, давши Ей райскую светоносную ветвь.

Св. Иулиан, епископ кеноманийский

Бесы мучатся во аде

Св. Иулиан воскресил юношу, который, по воскресении своем, говорил, что видел бесов, в аде мучившихся.

Выхождение беса из идола

В одном идольском храме св. Иулиан повелел разрушиться идолу и выйти оттуда бесу; и вышел из идола бес в виде змия великого и страшного, испускающего из уст огонь, и устремился на идолопоклонников; но св. Иулиан крестным знамением прогнал его в бездну.

Избавление от ужаса

На пути св. Иулиан увидел отрока, которого уж опоясал и ноги перепутал; святитель помолился, – и уж разорвался надвое, освободив свою жертву.

Освобождение узников

Идя чрез один город, где был и его дом, Иулиан усмотрел узников в темнице, просящих себе освобождения; когда же судии жестокие на это не соглашались, он пошел в церковь, где совершил благодарственные пения и моления к Богу; потом вошел в свой дом, но не мог вкусить пищи от скорби об узниках до тех пор, пока Господь, творя волю боящихся Его, послал ангела, разрешившего всех узников, которых святитель сделал общниками своей трапезы.

Лошади ходили по водам

Когда мощи Иулиана были переправляемы на пароме чрез одну реку, везущие их лошади бросились в pекy, но, управляемые невидимою силою, ходили по глубокой реке, как по мосту, и даже колен ног своих не омочили.

Благочестивое дело спасает от смерти

Одна женщина положила дитя в медный котел в котором согревала для купели воду; но, увлеченная зрелищем при несении мощей святого, забыла о младенце, когда же возвратилась, то ужаснулась, увидя под котлом пылающий огонь и воду клокочущую. Выливши воду из котла, она увидела, что младенец ее жив.

14. Преп. Еллий монах

Воспитание в монастыре делает чудотворцем

Преп. Еллий в монастыре от юности был воспитан в целомудрии, воздержании, кротости и смирении, и удостоен дара чудотворения, ибо в одежде носил огонь к старцу и не обжигался.

Пожелание чего-либо есть искушение

Идя однажды по пустыне, он захотел меду – и увидел; но, уразумев в этом искушение вражеское, отказал себе, говоря: «духом ходите и похоти плотские не совершайте» (Гал. 5, 16). Потом преподобный увидел яблоки, но отказался и от них, говоря: «да не соблазню брата моего душу, и притом написано: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

Только дозволенное Богом полезно и приятно

Однажды во сне явился преподобному ангел и сказал: «ешь то, что увидишь;» – он проснулся и увидел какое-то зелие благовонное, – вкусил его и воды напился, и почувствовал крепость сил, и сознавался, что в жизни ничего подобного приятного он не вкушал.

Животные повинуются святому

Однажды преподобный нес братиям пищу и устал; увидевши диких ослов, именем Божиим одного заставил довезти бремя до монастыря. В другой раз он заставил крокодила перевезти себя чрез реку.

Крест – ограждение от бесов

Одного брата в пещере бесы сперва искушали, а потом стали бить и давить. Он побежал и сказал об этом Еллию; преподобный, придя, очертил перстом то место и, оградив его крестным знамением, тем навсегда успокоил подвижника.

Крест кристалловидный

Трибун Клавдий видел на небе кристалловидный крест и, уверовав во Христа, роздал имение свое нищим. Через несколько времени он удостоен был мученической кончины.

15. Св. муч. Кирик и Иулита

Дозволяется уходить от гонителей

Св. мученица Иулита ушла из Селевкии в Тарс, имея в виду изречения священного Писания: «не себе отмщевающе возлюбленнии, но дадите место гневу Божию, писано бо есть: мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Римл. 12, 19). «Егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий, аминь бо глаголю вам: не имате скончати грады израилевы, дóндеже пpиидет Сын человеческий» (Матф, 10, 23).

Дитя – мученик

Св. Кирик, трехлетнее дитя, будучи ласкаемо игемоном, когда бичевали мать его св. Иулиту, вырываясь из рук игемона, царапал ему лицо и сказал: «я христианин“, – и игемон в ярости бросил дитя о пол; падая по ступеням седалища его, Кирик, окровавленный, умер.

Св. равноапостольный Владимир Великий, князь Киевский

Евангелие святое не горит

Народ русский, когда св. Михаил хотел просветить их верою, потребовал чуда, дабы евангелие, проповедуемое им, было брошено в огонь, – и брошенное в огонь оно осталось неопалимо.

16. Священномуч. Афиноген

Голос с неба слышанный

После жестокого мучения и биения голос был слышен с неба: «дерзай, избранник Мой, Я – с тобою, сохраняющий тебя Бог твой!» Этот голос не только святому, но и мучащим его был слышен; и они, объятые страхом, не могли более мучить человека Божия, ибо их руки оцепенели.

Жертва мученику ежегодно была приносима самкою оленя

Когда св. священномуч. Афиноген приближался к монастырю, братия которого были замучены за исповедание имени Христова, то прибежала к нему самка оленя и наклонилась к ногам. А он ей сказал: «лишилась ты братии, лишишься скоро и меня, который тебя вскормил; но Бог веков не предаст тебя и семя твое в ловитву врагов, но семя твое да приносит плод свой в память нашу на заклание и снедение во славу Божию тем, которые станут приходить сюда на празднование памяти нашей». Она стала плакать; но он перекрестил ее и отослал в пустыню. Так и было: ежегодно она приводила на праздник один плод свой и оставляла.

Полезна молитва за творящих память о святом

Св. Афиноген пред смертью молился: «да даст Господь Свое вечное благословение всем почитающим мою память, и всем молящимся Богу с воспоминанием имени моего, да являет Он благодать Свою и скорую помощь во всякой их нужде». И был с неба голос, что прошение его исполнится.

Св. мученица Иулия девица

Место страданий мученицы было местом построения церкви

Обветшалую церковь, построенную во имя мученицы Иулии, хотели выстроить на другом месте; но сила Божия ночью переносила начатую стройку на старое место, и видели по ночам младую деву, при помощи двух тельцов белых перевозившую на прежнее место строительные материалы.

17. Св. великомуч. Марина

Бесы в пещерах пребывают

После тяжких мук мучитель повелел бросить мученицу Марину в глубокую и темную темницу, исполненную страшилищ бесовских, куда были ввергаемы осужденные на смерть.

18. Св. муч. Емилиан

По ревности к вере не должно бояться мук

Св. Емилиан, раб градоначальника, пошел ночью в идольский храм и все там разрушил: и алтари, и свечи, и жертвы; за то игемон, узнавши об этом, нещадно повелел бить его по ребрам и по чреву, а потом бросить в огонь на сожжение; но пламя не коснулось мученика, а неверных жгло.

Христианство спасает от огня

На месте мучения были некоторые из потаенных христиан, но огонь не вредил им, хотя и досягал до них пламень.

Преподобный Памва

Страх Божий

«Страхом Божиим преп. Памва сделал то, что в нем пребывал Дух Божий», сказал Антоний.

Правила жизни

«Три дела мы видели у преп. аввы Памвы: алкание каждый день, молчание и рукоделие», сказал препод. Пимен.

Исполнение дел есть истинное учение

Преп. Памва, будучи неграмотен, захотел учиться грамоте, – и когда учитель его прочитал ему первый стих 38-го псалма: «рек, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим», то преподобный не захотел слушать прочих стихов и отошел, говоря: «довольно для меня и первого стиха, чтоб изучить его самым делом»; – и потом сознавался, что в течение девятнадцати лет едва привык на деле выполнять то, чему поучает тот стих.

Богу надобно давать сокровища без счету

Блаженная Мелания, принесшая ему триста лир серебра, просила их пересчитать. Преп. Памва отвечал: «Бог, Которому ты принесла, не требует знать количества принесенного серебра: измеряяй землю горстью и поставляяй горы в мериле, не знает ли количества серебра твоего; если бы ты мне то подавала, то должна бы сказать о количестве его; а так как ты даешь Богу, Который и две лепты вдовицы не призрел, но принял их более многих богатств, то молчи и не воструби пред собою». (Ис. 40, 12; Мар. 22, 42; Мат. б, 2).

Не должно ничем отягощать ближнего

Идя к отцу Пиору, Памва взял с собою кусок хлеба и омочил его в воду. «Для чего ты это сделал?» спросил его Пиор. «Для того, чтобы не только хлебом, но и водою не отягощать тебя».

Мирянин должен приветствовать духовное лицо

Видя, что миряне не обращают внимания на мимо проходящих монахов, преподобный сказал им: «встаньте и целуйте монахов, почитая их, чтобы они вас благословили: ибо они часто беседуют с Богом и уста их святы.

Должно скорбеть о грехе ближнего

Увидевши жену распутную и разубранную, преподобный начал плакать. На вопрос причины слез, он отвечал: «по двум причинам плачу: во-первых, о погибели души жены этой, во-вторых, о том, что я менее имею попечения о душе, нежели она о теле. Она, желая угодить людям, так украсила себя; а я не стараюсь украсить душу, чтобы угодить Богу“.

Смех бывает безгрешен

Преп. Памва никогда не смеялся; бесы, желая рассмешить его, зацепили однажды веревкою перо и влекли, как тяжкую колоду, крича к другим: «помогите!» Когда же бесы на смех Памвы изъявили торжество свое над ним, то он сказал им: «я смеюсь вашему бессилию, вас так много, а одного пера не можете сдвинуть с места».

Ответ должен быть не скор

Когда у преподобного кто-нибудь спросил изъяснения какого-либо изречения из Священного Писания, или разрешения какого либо вопроса, он от трех дней до трех месяцев ничего не отвечал. Зато ответ его всегда был истинен и всегда полезен, ибо был внушаем благодатью Божией.

Добродетели равны между собою

Были два брата, Паисий и Исаия, которые от родителей получили большое наследство. По разделении один из них, раздав все имение нищим и на монастыри, пошел в пустыню; другой устроил странноприимницы, больницы и делал добрые дела. «Кто выше их пред Богом?» спорили иноки. Преп. Памва, помолившись Богу, чрез несколько дней сказал, что видел в раю и Паисия, и Исаию.

Преподобный Иоанн многострадальный

Способ ведения борьбы против блудной страсти

Преп. Иоанн многострадальный говорил: «много я пострадал, будучи привлекаем к исполнению похоти, и не знаю, чего я не перенес ради спасения. Два дня, иногда три, я оставался без пищи, иногда и всю седьмицу ничего не вкушал, и жаждою большою умерщвлял себя: каждый день бодрствовал и оставался в таком злострадании до трех лет, но и после этого покоя не находил. Потом пошел ко гробу преп. Антония, у которого пробыл день и ночь на молитве, и вот слышу голос его ко мне: Иоанн! надлежит тебе затвориться здесь в пещере, дабы невидением и молчанием брань упразднилась, и Господь поможет тебе молитвами преподобных Своих. С того часа я зотворился в сем тесном и скорбном месте, где пребываю тридцатый год. При всем том весьма мало находил себе покоя. Все годы боролся я со страстями и помыслами телесными, жил весьма строго и сурово, сперва удручал тело постом и бдением, а потом стал жить нагим, возложивши на себя тяжелые вериги. Потом, когда и это не уврачевало мою похоть, я закопал себя по плечи в глубокую яму и обсыпал себя землею, и так пребыл всю четыредесятницу. Здесь диавол стал устрашать меня, и ноги мои в земле начали воспламеняться, жилы сжиматься и кости трещать, и пламень достигал до утробы моей, и члены мои возгорелись. Но я радовался этому, только бы остаться чистым, и желал лучше в огне сгореть, нежели выйти из ямы с поруганием бесовским; и вот я увидел страшного змия, дышащего пламенем и искрами пожигающего меня и хотящего пожрать меня. Пред Светлым восклицанием напал на меня этот лютый змий и вложил в уста свои голову мою и руки, и опалились у меня волосы на главе и бороде, и я уже в гортани того беca стал молиться, и по молитве свет божественный, как молния, блеснул, и лютый змий исчез. Я же услышал глас: Иоанн! Это тебе помощь, будь, однако, внимателен, чтобы хуже не пострадал в будущем веке. А я сказал: Господи! зачем Ты меня оставил так жестоко мучиться? И услышал ответ: чтобы ты, искушенный огнем, явился чист, как золото, ибо Бог выше силы не попускает искушения человеку, чтобы, изнемогши, не был поруган диаволом; но как премудрый господин крепким и сильным рабам вручал великие и тяжкие дела, а немощным и слабым – малые и легкие. Однако помолись мертвецу, лежащему против тебя, да облегчит он тебя от страсти блудной. Это был Моvсей Угрин. И посетил меня свет неизреченный, который озарял меня вместо свечи и днем, и ночью.

Побеждающий в себе похоть при жизни побеждает ее в других после смерти

Мучимый блудною похотью, один брат стал просить, чтобы Иоанн помолился вместе с ним пред гробом Movceя Угрина, – и помолились; потом Иоанн взял одну кость из гроба Моvсеева и дал брату приложить ее к телу своему. И когда он это сделал, вдруг угасло пламенное желание страсти и омертвело плотское пожелание.

19. Преподобный Дий

Дознание воли Божией

В одном пустом месте, желая остаться навсегда, преп. Дий помолился три раза Богу и водрузил жезл свой в землю, говоря: «если есть воля Божия на то, чтоб я оставался здесь, то этот жезл вырастет». Так и случилось.

Сомнение в чуде – смертный грех

Братия в каменистом и холмистом месте, по недостатку воды, копали колодезь, но не оказалось воды. Преп. Дий велел спустить себя в колодезь и на средине его ударил в стенку заступом, и полилась вода. Один из рабочих усомнился в чуде, упал в колодезь и утонул; жена же его, придя, стала бранить старца за это, – и он воскресил его, но, вернувшись домой, человек этот опять умер.

20. Св. славный пророк Илия

За грех одного Бог наказывает многих

Согрешил один Ахав царь – идолопоклонством – и весь народ наказан бездождием и голодом, как при Давиде. Так стоит лишь одному дому загореться, и многие дома огонь истребляет.

Боязнь смерти естественна

Святый пророк Илия убоялся смерти, как человек немощи естественной подлежащий. (Иак. 5, 17).

Где согрешаем, там и наказываемся

Св. Илия пророк сказал Ахаву: «так как ты убил неправедно Навуфея неповинного и похитил виноград его, то Господь сказал; «на каком месте полизали псы кровь Навуфееву, на том и твою кровь псы полижут. Также и жену твою Иезавель съедят псы, и весь дом твой истребится». Так и случилось».

После покаяния Господь милует

Ахав предался посту и покаянию, за что Господь отложил наказание его после его смерти.

Гордость наказывается, а смирение награждается

Два пятидесятоначальника пожжены огнем за то, что с гордостью требовали св. пророка Илию к царю; а один, смирившийся пред ним, вместе с воинами пощажен.

Человек, который после всех умрет

Св. пророк Илия взят на небо и ныне хранится Богом в селениях райских; он явился во время преображения Христова на горе Фавор, явится пред вторым пришествием и будет умерщвлен мечем антихриста.

21. Св. пророк Иозекииль

Сетующий о беззаконии ближних получает знамение спасения

После беседы Бога с пророком Иезекиилем явились шесть мужей страшных, вооруженных обнаженными мечами, и среди них муж, облеченный в белые иерейские одежды, имеющий в руках чернильницу и перо, которому Господь сказал: «пройди среди града Иерусалима и напиши знамение (+) на челе тех мужей, которые болезнуют сердцами своими и воздыхают и плачут о беззакониях, творимых в граде сем; – тех избранных Моих Я соблюду от казни». Затем повелел шести мужам идти побить и не миловать никого, и только к имущим знамение не прикасаться.

Река одних спасает, а других губит

Однажды халдеи погнались за евреями при реке Ховар; пророк молитвою разделил воды, и евреи перешли посуху на другую сторону, а халдеи, за ними погнавшиеся, покрылись водами речными.

Преподобный Симеон юродивый и Иоанн столпник

Красота иноческого чина

Видя трогательный обряд посвящения в иноческий чин, преп. Симеон и Иоанн стали просить игумена, чтобы он и их удостоил иноческого чина; ибо они сознались, что видели на главе посвящаемого инока пресветлый венец и сияние окрест его, и пресветлых мужей со свечами, окружающих его. В день воскресный Симеон и Иоанн удостоились того же и видели венцы на себе.

Взаимная молитва полезна

Преп. Симеон просил одного игумена, чтобы он помолился Богу об изглаждении из его памяти брата его Иоанна и жены его; а Иоанн просил, чтобы игумен о Симеоне помолился, чтобы он не увлекся в мiр любовью к матери.

Наставление пустыннику, отходящему в мiр

«Смотри, Симеон, говорил игумен: что собрала пустыня, того да не рассыплет мiр, и что сделало молчание, то да не повредится мiрскою любовью. Всенощных твоих бодрствований да не погубит сон, и иноческого любомудрия да не расточит прелесть мiрская; берегись смотрения на жен, да не растлит оно твоего целомудрия и нестяжания твоего пустынного да не окрадет корыстолюбие. Посты твои да не разорятся многоразличными вкушениями, и плач твой – смехом, и молитва леностью да не истребится. Что будешь делать пред людьми, в том да не участвует изволение. К чему прикоснется рука, к тому да не прикоснется душа, и во время ядения устами да не усладится сердце, и при ступании ног да не воспляшет внутрен-

нии покой, и все извне творимое да не ощущается внутри, и ум твой безмятежен да пребывает».

Скупость называется смертью

Одни убийцы подбросили мертвое тело ко двору диакона Иоанна, и он, как убийца, осужден был на смерть; по молитве Симеона убийцы найдены, а диакон оправдан. Потом он пошел к Симеону и застал его молящимся и окруженным предивным светом, «За то тебе Господь послал это искушение, сказал ему Симеон, что ты двум нищим, приходившим к тебе, не дал милостыню, имея что дать».

Хищничество наказывается слепотою

Один поселянин, заболевши глазами, пришел к старцу, который ради юродства ел колбасу, обмакивая ее в горчицу; старец взял и потер ему горчицею очи и велел промыть уксусом с чесноком; тот сначала не послушался, а потом сделал это и прозрел. Встречая его, старец сказал: «теперь ты здоров, – с этого времени не кради коз у соседа твоего».

Исцеление от волшебства

Одна волшебница много зол делала в городе своими чарами. Преп. Симеон как бы сдружился с нею, принося ей монеты и вещи. «Хочешь ли, я тебя научу тому, чему тебя никто не научит?» Она согласилась, и преп. Симеон, написавши на дощечке по сирски: «да запретит тебе Бог, чтоб ты не отвращала от Него более человеков», – велел эту дощечку носить ей на шее. И с тех пор волшебство ее исчезло.

Сила крестная

Идя с нищими мимо делателя сткляниц, преп. Симеон стал знаменовать издали каждую сткляницу крестом; оттого лопались все сткляницы; еврей, разгневавшись, побил головнею старца; но преподобный сказал: «что дотоле будут лопаться твои сткляницы, пока не перекрестишься», – так и было: еврей принужден был перекреститься.

Святые есть и между простыми

Преп. Симеон просил одного диакона, чтобы он никого не презирал и не укорял; ибо и между простыми, которые в деревнях и возделывают землю, в незлобии и правоте сердца живут, никого не хулят, не обижают, но от труда рук своих в поте лица едят хлеб свой, – есть великие святые, и я видел, сказал преподобный, поселян, приходящих в город и причащающихся тела и крови Христовых и уподобляющихся чистому золоту.

Гневающемуся не должно совершать литургии

Увещавая того же диакона, чтобы он давал милостыню, преподобный просил, чтобы, имея на кого гнев, он не приступал к божественному служению.

Св. мучен. Христина

Познание Бога из природы

Св. муч. Христина была язычница и заключена для воспитания в высокой палате; но здесь, с помощью благодати, смотря в окно на небо и на светила небесные, она познала Творца и не захотела кланяться идолам. Потом явился ей ангел, назнаменовал ее крестом и предсказал муки.

Препод. Макарий желтоводский

Защитник города

Несколько раз видели преп. Макария над городом, стоящего и защищающего от врагов, или льющего на него воду от пожара.

Преп. Моисей Угрин

Какую страсть победишь в себе, такую победишь и в другом

Преп. Моисей Угрин целых одиннадцать лет томился в оковах, как пленный, в Польше. Последние шесть лет его терзала одна знатная ляхиня, прельстившаяся его красотою и требовавшая от него его согласия вступить с нею в брак. Напрасно она истощала для достижения своей цели ласки, употребляла угрозы; напрасно заключала его в темницу и томила голодом: ничто, не могло прельстить русского целомудренного Иосифа и отклонить его от любезного ему целомудрия. Тогда в безумном исступлении гордая ляхиня велела сделать его евнухом, так что страдалец, истекая кровью, едва остался жив. Господь дал ему силы оправиться и возможность уйти в Киев, где он в посте, бдении и молитвах и строгом целомудрии подвизался еще 10 лет. Боримые блудною похотью обращаются с усердною молитвою к нему.

Св. великом. Пантелеимон

Звери нетленные

Звери были умерщвлены за то, что пощадили свят. великомуч. Пантелеймона, но, брошенные на съедение псам и плотоядным птицам, многие дни лежали, оставаясь неприкосновенными для псов и птиц, и трупы их не сгнили. Узнавши об этом, мучитель велел бросить их в глубокий ров и засыпать землею.

Имя нарекается по главной добродетели нарекаемого

Когда св. великомуч. Пантолеона привели на место казни, спекулятор привязал его к маслине и ударил мечем; но железо согнулось, как воск. Когда же он помолился, Господь свыше переменил его имя – вместо Пантолеона назвал Пантелеимоном, давая ему благодать миловать всех, притекающих к нему во всех бедах и скорбях.

Св. муч. Иулиан

Память, творимая о мученике, награждается Богом

Св. муч. Иулиан молился, чтобы того, кто захочет почтить память о его страдании, Господь не забыл в превеликом Своем милосердии. И с неба был слышен голос, извещающий об услышании его молитвы.

Св. священномуч. Валентин епископ

Вера одного пользует другого

Вера одного может быть полезна в нужде другому: сотник верою своею помог рабу, архисинагог – мертвой дочери, сестры Лазаревы – Лазарю, а неверие Фараона погубило весь Египет.

Вода омывает грехи

Вода, омывающая нечистоты, как может омыть грехи? Вода, когда над нею призвано будет имя Святой Троицы, принимает в себя благодать Духа Святого, Который очищает все грехи крещаемого в той воде человека.

Св. муч. Полихроний, епископ вавилонский и другие

Слово дается и безъязычному

Когда отрезали язык св. Пармению, то мученик сказал Полихронию: «моли за меня, отче, ибо я на тебе вижу Духа Святого, Который уста твои печатлеет, а в мои сот медовный влагает». Так Бог имеющему язык велит молчать, а безъязычному дает речь на показание всемощной силы Своей.


Источник: Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи : В помощь проповедникам слова божия и для назидат. чтения православ. христианам : С алф. указ. / Сост. прот. Василием Бандаковым. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : [А.Д. Ступин], 1901. - XXVIII, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle