епископ Можайский Василий (Преображенский)

2. Притча о званных на вечерю (Лук. 14:16–24; зач. 76)

Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи (Лук. 14:16). Кто это человек некоторый? – Бог Отец. Хотя Бог есть Дух, но в свящ. откровении Он и представляется нам часто человекообразно и вот даже именуется человеком. Конечно, дух ни плоти, ни костей, ни форм не имеет. Но, по снисхождении к человеку, Сам Бог Свои совершеннейшие свойства благоволил обозначить доступными и ясными для человека формами. Так Бог приписывает Себе руки, очи, сердце и др. Не думайте, что Бог Дух может иметь таковые члены. Значит, под ними только нужно разуметь свойства Божии. Руки означают всемогущество Бога, очи – всеведение, сердце – благость и любовь Его к тварям. Мы часто говорим: десница Всевышнего хранит человека. Толкуй это так: Господь, по Своему благому всемогуществу, сохраняет и спасает человека от бед. Вот и в притче Господь наш Иисус Христос Своего единосущного Отца назвал человеком. Но по действию сего человека мы сейчас приметим, что не человек это делает. Он устрояет великую вечерю и зовет многих. Нередкое явление составляют званные вечери. Как будто и нет ничего в этом достойного удивления. Да для притчи и требовался образ близко знакомый слушателям. Но раскройте покров приточный. Что же будет означать велия вечеря? Царство Божие от начала мира предопределенное или святая Церковь. Велико это царство и необычайно. Царем в нем Сам Бог. Члены его суть тьмы ангелов и спасающиеся люди (Евр. 12:22–24). Да и уготована эта вечеря на все времена. Она уже открылась в раю для безгрешных прародителей. Преслушание праотцев лишило их блаженства на вечери Божией до времени. Вход был закрыт. Но неложно было слово Бога о том счастливом времени, когда настанет год вечери. Во весь ветхозаветный период времени вечеря как бы уготовлялась. Избранный Богом народ еврейский получал звание на вечерю. Приходили посланники Божии и возвещали людям о сем. Прошли тысячи лет после печального события падения прародителей. Когда исполнилось предопределенное время, явился на землю Бог Сын во плоти, Господь наш Иисус Христос. Он, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» (Фил. 2:6–8). Так Господь Иисус Христос и в притче, назвав Бога Отца неким человеком, Себя Самого именует рабом. И посла раба своего в год вечери, рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся (Лук. 14:17). Когда Он выступил на служение роду человеческому, в земле обетованной, то к народу избранному обратился со словами: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мф. 4:17). Благовествие о Царстве небесном было одним из главных Его дел. Он и учеников Своих посылал возвещать всем сынам Израиля об этом Божием Царстве. Приготовлена была, таким образом, вечеря велия. Единородный Сын Божий приглашает прежде званных евреев. Что же? Откликнулись ли на зов Господа званные? И начата вкупе отрицатися вси (Лук. 14:18). Званными были из среды евреев, прежде всего книжники, законники, фарисеи, вожди народные. В руках их были книги закона и пророков. Они читали и толковали народу все те места Писания, в которых так ярко освещалось время велией вечери, время открытия благодатного царства Божия на земле. Простой народ еврейский коснел в невежестве. Книжники презирали его и честили позорным титлом проклятого (Иоан. 8:49). Но мнившие себя быти мудрыми среди избранного народа, ослепли духовно и не хотели уразуметь времени царства Божия, явившегося в силе. От призыва принять участие в вечери они отказались под разными предлогами. Из званных первый рече ему, т. е. рабу, посланнику человека, уготовавшего велию вечерю, село купих, и имама нужду изыти, и видети ее: молютися, имей мя отречена (Лук. 14:18). Купил званный гость поле и имеет нужду осмотреть его. Нет досуга идти на вечерю. Посему он и просит уволить его от присутствия на ней. Поле, имение, состоящее из участка земли, для жителя Палестины представляло большую ценность. Там земли не много, почва плодородная, и урожаи бывают богатые. И небольшой участок стоит дорого. Званный господин ни во что ставит радость от участия на вечери по сравнению с тою радостью, которую доставляет ему обладание полем. Все его помыслы прикреплены к земному. Он не хочет и думать о других благах. Он счастлив, по его мнению, потому что владеет полем. Это поле обеспечивает ему жизнь безбедную. Точно владелец сей веки вечные собрался жить на земле в довольстве и сытости. Он не думает, что придет время, когда из всего поля потребуется участок в три аршина; да и то не на долгие годы. И в этот-то малый участок положат уже бездыханное тело, и здесь оно обратится в прах. Да, братие, смерть неизбежный удел всякого человека. Она есть горький плод греха прародителей. Мертвым же не нужны обширные поля с их обильными урожаями. Но человек имеет душу Богоподобную, бессмертную. Душа-то нуждается в приобретении иных имений, негибнущих, могущих сопутствовать человеку в жизнь загробную. Эти негибнущие блага даруются только на вечери, которую уготовал Господь Бог. Мы пользуемся речением притчи. А по существу нужно сказать, эти блага даруются только в Царстве Божием, т. е. в Церкви Святой. Вот человеку и предоставляется избирать между обладанием временным и земным благополучием и собиранием благ духовных, вечных. Что же ценнее: временное или вечное? Простое благоразумие должно бы сказать, что дороже неизмеримо вечное. Однако человек бывает близорук. Вот званный господин умолял уволить его от участия в великой вечери, потому что привязался всем сердцем к обладанию землею. А в нашей жизни разве мало подобных примеров можно найти? Дом, семья, служба, желание выслужиться, приобрести не только необходимое, но и излишнее всецело поглощают время деятельного человека. Пусть он носит имя христианина и вписан в церковные книги, когда получил святое крещение. Но что ему блага душевные, раздаваемые святою Церковью? Времени нет свободного, чтобы приобретать их. Будничные дни заняты с утра до вечера. Подходит праздник, нужно позволить себе отдых. Звонят ко всенощной. Давно не бывал в храме Божием деловой человек. Как-то уже и охоту потерял помолиться в нем. Вот он пришел со своего труда. Охота есть отдохнуть. И остается христианин дома, несмотря на призыв в храм. Так как утром не нужно рано вставать с постели на службу, то вечером под праздник многие имеют обычай предаваться развлечениям. Собираются в доме гости и начинают играть в карты, молодые люди танцуют, а далеко за полночь все угощаются и расходятся домой утомленными и изнуренными. Требуется отдых. И точно, нежится дома деловой человек до полдня. К литургии пойти он и не подумал. Если совесть осмелилась напомнить ему о долге христианина, то он постарался упросить ее не беспокоить и позволить иметь его отреченным от молитвы в храме за богослужением, ибо у него так много забот по дому и службе, что уже и в праздник нет досуга пойти в Божий храм. Так и прирастает человек к земле со своими заботами и попечениями до полного забвения благ вечных. Но и земные блага ведь слишком разнообразны. Приведенный нами в пример деловой человек с мирской точки зрения добропорядковый. В мире его, пожалуй, хвалят. Но бывают и другого рода заботы и хлопоты в областях похоти очес и гордости житейской, которые менее приглядны. Но и здесь ступени многочисленны.

В притче второй из званных гостей говорит: супруг волов купих пять, и гряду искусити их: молю тя, имей мя отречена (Лук. 14:19). „Я купил пять пар волов, и иду испытать их; прошу тебя, извини меня“. Спаситель разумел под сим хозяйственным человеком, быть может, многих из богатых фарисеев и саддукеев, которые, приложив сердце свое к собиранию имущества, не хотели, и времени как бы не имели слушать благовестие о царстве Божием. Но подобные примеры часты и в нашей жизни. Вот хороший хозяин весь погрузился в хозяйство. Не различает он ни будничных дней, ни праздников. Сам отдыха не знает и другим не дает. Дело у него спорится. Человек хозяин богатеет. Скажут: ведь он честный труженик и что худого, достойного упрека, делает? Мы и не упрекаем его за труды. Трудиться Бог повелел. Но вот что сожаления достойно, что хозяйственный труд то всецело занял его. Нет у него досуга сделать то, что нужно для души. Шесть дней делай, а седьмой посвящай Господу Богу. Это Божия заповедь. Никто не может отменить ее по своему произволу. И сей рачительный хозяин исполняет первую половину заповеди. Но кто дал ему право безбоязненно нарушать вторую? Или он уже отважился идти против Бога? Ясно, что он является нарушителем закона Божия. И ради чего же? Ради земного, временного. Это последнее ценнее для него, чем небесное, Божие.

Часто у нас и деловые торговые люди, по жажде к наживе, с легким сердцем нарушают эту же заповедь Божию. Сколько раз твердилось о святости праздников Божиих, доказывалась польза праздничного отдыха даже для временных благ. Нет, слепота, ненасытная страсть к приобретению, заставляет человека теснить себя, стеснять и других. Торговый человек сам весь погрузился в заботы о наживе, да заставил многих других содействовать ему в этом. Сам грешит, да и сих последних заставляет грешить. Мы не говорим уже о том, что в торговле многие прибегают к обману. Кто этого не испытал на себе? Там в торговых помещениях обвешивают, там обмеривают, тут сбывают за хороший никуда не годный товар, примешивают посторонние дешевые вещества, подкрашивают и многое подобное производят. Скажите, по каким побуждениям это делают? Бог, благоволивший и нас всех призвать в церковь Свою, даровал нам и правила жизни святой, и благодатные средства к достижению ее. Мы согласились пойти на вечерю велию, Царство Божие. А потом, когда нужно приносить плод, достойный звания, многие говорят: нет, уже нас имейте отреченными. Если этого громко и во всеуслышание не говорят, так делами показывают. Они сами себе творят закон. Если не обманешь, то и не продашь, повторяют дерзко люди, привыкшие к неправде, краже и обману. Кто же это выдумал поговорку, как не люди, делом отрекающиеся от Божия Царства, которое, по Апостолу, есть правда и мир, и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17), а не о неправедной наживе. Но еще есть ступень отречения от участия в вечери Господней, низшая вышеуказанной.

В притче третий из званных сказал: жену поях, и то ради не могу приити (Лук. 14:20). Зван был человек на вечерю необычайную; но он предпочел ей свою частную вечерю по случаю брака. Если понимать близко к букве, то, скажут, человек сей ничего недоброго не делал. Брак ведь Богом освящен. Сам Спаситель удостоил брак в Кане Галилейской Своего присутствия. Но во-первых, человек, отказавшийся от вечери только потому, что делал дозволенное дело, еще по этому не может быть оправдан. Человеческое он предпочел Божественному, временное – вечному. „Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня“ (Мф. 10:37 ср. Лук. 14:26), говорит Господь наш Иисус Христос. Приложите эту меру к поступку человека, вступавшего в брак. Ясно, что он не любил то, что Бог по Своему милосердию предложил людям ради их спасения. Земное благо его привязало к себе. Он уже и извинения не просит, ибо погряз. Но святые отцы под выражением: жену поях разумеют вообще плотскую, греховную жизнь в свое удовольствие. Сюда входят: чревоугодие, пьянство, объядение, сластолюбие и другие грехи плоти, о них же нет желания и упоминать. Вожди еврейского народа во времена Спасителя были порочны. Сам Иисус Христос именовал их людьми, исполненными лицемерия и беззакония, хищения и неправды и уподоблял окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей и всякой нечистоты (Мф. 23:25, 27–28). Внутренняя нечистота, жизнь беззаконная, жизнь плотская были главными препятствиями в следовании за Христом для книжников фарисеев и саддукеев. И ныне, и всегда будет так, греховная жизнь отвлекает многих от Христа. Какое общение света с тьмою? Не развращенный ли до мозга костей способен сказать в сердце своем: нет Бога? И наоборот, кто обитает в жилище Божием? Кто вселится во святую гору Божию? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем: иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла и поношения не приять на ближния своя (Пс. 13 и 14). И Господь Иисус Христос изрек, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Но могут ли узреть Бога такие люди, у которых все помыслы обращены на служение страстям? О, горе великое сим покорным слугам страстей. Возьмите чревоугодника. Он, по словам Апостола Павла, идолопоклонник (Фил. 3:19). Очи его не могут подняться к небу. Чрево тянет к земле. Возьмите любителя хмельного пития. Способен ли он к участию в великой вечери Господней? У него есть позорное и греховное благо. Имейте меня отреченным от вечери, скажет он, да только дайте то, к чему он привязался на погибель себе. Так всякая страсть делает человека рабом ее. Наденет на себя человек это страстное греховное ярмо и ходит под ним, служа греху с усладою. Вот почему св. Апостол Павел и сказал, что все служители страстям, как-то: блудники, прелюбодеи, воры, лихоимцы, пьяницы и др. Царства Божия не наследуют (1Кор. 6:9–10). Помните это, братие, дабы не лишиться нам участия в великой вечери нашего Господа, Царстве Небесном. Но продолжим изъяснение притчи.

И пришед раб поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия и бедныя и слепыя и хромыя введи семо (Лук. 14:21). Оскорблен был отказом званных домовладыка, приготовлявший вечерю. И это понятно. В нашем житейском быту, если бы приключилось нечто подобное, то человек, с издержками и хлопотами готовивший званный обед, справедливо усмотрел бы в отказе званных неуважение к себе, оскорбление. Но в притче домовладыка нашел средство, чтобы не пропало даром уготованное. Он приказал своему рабу позвать нищих, бедных, слепых и хромых. Это все убогие люди. Часто они бывают и голодными и холодными. Вдруг на долю их выпадает лучшая доля. На вечерю к богатому человеку зовут их пировать. Тут их и накормят, и напоят, и согреют, и оденут. Обездоленные в мире сем, эти убогие, будучи позваны, и не подумали отказаться от участия на вечери.

Теперь снимите с этой прекрасной беседы Спасителя приточный покров. На вечерю, т. е. в Царство Божие, получили приглашение люди простые, некнижные из иудеев. Они были нищими духом, смиренны и кротки. Презираемые книжниками фарисеями, они сами о себе говорили, что они суть люди малосведущие, слепые и темные и, как хромые, не могут быть без опоры в жизни. Отверженный вождями народа, Господь Иисус Христос благовествует евангелие царствия этим людям простым и презираемым. Он не гнушается ими и входит к ним в дома, принимает угощение, разделяя с ними трапезу. Спаситель однажды вошел в дом мытаря. „Когда Иисус возлежал, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здравые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мф. 9:10–13). Книжники же именуют Спасителя другом мытарей и грешников (Мф. 11:19; ср. Лук. 7:34). А вспомните, кто из иудеев более любил Господа нашего Иисуса Христа, как не эти отверженные и презираемые книжниками люди? Кто внимательнее их слушал Его Божественное учение? Бяху же приближающеся к нему вси мытарие и грешницы послушати его (Лук. 15:1), замечает Евангелист. За это усердие и любовь к слушанию простые люди и опередили в Божием Царстве, на велией вечери, людей книжных, гордых знанием закона. Они с полным доверием отнеслись к приглашавшему их на вечерю. Сердце у них было смиренно. Они сознавали себя грешниками, болящими душою, и рады были тому, что Врач душ и телес не отверг их. Вот они и заняли места на вечери великодушного человека, который не погнушался ими, т. е. предварили книжников в царстве Божием. А раб, исполнявший волю пославшего его, донес ему: Господи, бысть якоже повелел еси, и еще место есть (Лук. 14:22). Господь Иисус Христос пришел на землю призвать в церковь Свою не одних только евреев. К ним Он обратился прежде всех. „Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 15:24), говорил Господь Иисус. Не то значит это, что другие народы лишены милостей Бога. Не одни евреи будут званными в царство Божие. Но время жизни Спасителя на земле было кратко. Он не успел бы благовествовать другим народам. Посему Он и все время оставался в Палестине. Но, желая показать, что и другие народы получили право на участие в царстве Божием, Спаситель и в притче указывает на это. Еще место есть на велией вечери. Званные из евреев и принявшие участие в ней не могли наполнить палат доброго господина. Божие Царство необъятно велико. Да оно и не может остаться пустым. Найдется в нем место всем людям. Сего желает и Отец Небесный. Он хочет, чтобы все люди пришли в познание истины и спаслись. Не нудит Он, но явно показует Свою любовь Божественную. И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой (Лук. 14:23). Пойди, говорит господин рабу своему, за город по дорогам, распутьям и перекресткам. Там, конечно, встретятся с тобою люди. Убедительно проси их войти в дом мой. Что же означают эти пути, дороги и изгороди? Земли, на которых обитали и обитают язычники. Их звать приказывает господин. Видишь, как любвеобилен Отец Небесный, представляемый в притче под образом некоего человека. Людей, отпавших от Бога, блуждавших во мраке идолослужения и ходивших в похотях сердец своих, Он зовет в Свое общение, на великую вечерю, к несказанному наслаждению. Так Господь и сказал: прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшего (Мф. 18:11), потому что тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в он, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:16). Приметь, что говорит Евангелист. Всякий верующий в Сына Божия, к какому бы народу он ни принадлежал, имеет надежду на спасение, ибо и к нему обращено убедительное приглашение Господа на велию вечерю.

Благодарение Богу, мы, русские, уже девять сот лет тому назад получили звание в Царство Божие. Любовь Божественная обильно излилась на родную Русь. Велия вечеря в силе открылась со дней великого князя равноапостольного Владимира. Подлинно, до него русские люди блуждали по распутьям и кривым извилистым путям заблуждений и пороков. Но вот Господь помиловал нас и прислал вестников убеждать, чтобы мы добровольно приняли участие в вечери. На Руси скоро откликнулись на призыв вестников, и вот мы уже члены царства Божия, Церкви святой сыны. Слава Богу, благодеявшему нам! Так исполнилось сказанное Спасителем: глаголю бо вам, яко ни един мужей тех званных вкусит моей вечери. Мнози бо суть звани, мало же избранных (Лук. 14:24). Мужи те – это суть книжники фарисеи, саддукеи, вожди еврейского порода. По своему упорству они отказались от участия в вечери Божией. Так и останутся они вне чертогов Царства Божия. А после них позванные в большем числе изъявили согласие на участие в вечери. Посему и Спаситель в другой раз прямо сказал фарисеям: глаголю же вам: яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небеснем (Мф. 8:11).

Так, братие, запомните: в изъясненной нами притче под человеком неким разумеется Бог Отец, под рабом – Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, а велия вечеря означает Царство Божие, святую Церковь. Званные из евреев в большинстве отказались вступить в нее. Место их заняли многие из бывших язычников. И полноты надлежащей в Царстве Божием еще нет. Двери Церкви открыты. Призываются и ныне в нее люди, блуждающее во мраке идолослужения. С благовестием о Христе и Его царстве ходят самоотверженные труженики, переносят голод и холод, и всякие лишения. Помоги им, Господи! А мы, братие, с вами пребываем в Царстве Божием. Все мы, православные чада Церкви Святой, пользуемся превеликими благами на вечери Божией. Размыслите и оцените по достоинству величие и важность сих даров. Мы были до крещения чадами гнева Божия, сынами отверженными. Но вот облекли нас в крещении в белую одежду, знак дарованной чистоты. Мы возродились духовно и получили право быть чадами Божиими и наследниками вечных благ. Св. Церковь положила на нас и печать сыновства в таинстве миропомазания. Она питает нас Телом и Кровью Господа Иисуса Христа для вечной жизни и врачует немощи души и тела в таинствах покаяния и елеосвящения. И это еще не все. Она дарует нам поставляемых Духом Святым пастырей и учителей и благословляет продолжение рода в таинствах священства и брака. А сколько еще благословений и благожеланий расточает она ежедневно верным чадам своим? Воистину великая любовь Божия излилась на нас не по заслугам нашим, а только по милости Бога! Но, братие, Церковь Святая на земле подает нам блага духовные во спасение наше и для вечной блаженной жизни. А на земле мы странники и пришельцы. Истинное отечество наше на небе. Все мы, один за другим переселимся в это отечество. Там будет неизреченное блаженство. Но знайте, что Церковь на небе и на земле едина. Кто не хочет быть членом ее на земле, тот не может сделаться таковым и на небе и потому не вкусит вечери Христовой в царстве славы. Как огня бойтесь сектантов разного рода. Они, как волки хищные, бродят, выискивая себе добычи. По внешнему виду их скоро и не распознаешь. Сектанты ведь любят надевать на себя личину кроткой овцы. Одни похваляются самочинными продолжительными собраниями в своих моленных, где самочинные их иереи и архиереи служат им даже литургии. Мы разумеем раскольников, приемлющих так называемое австрийское священство. Много австрияков развелось на Руси. Разные пути они избирают для совращения православных. Но посуди сам, какое же это законное благодатное Христово священство, когда оно появилось только 50 лет тому назад? Церковь ни одной минуты не существовала без пастырей, поставленных Духом Святым, и существовать не может, а эти раскольники, отделившись от Церкви православной, почти 200 лет пробыли без священства, потом же надумали из-за границы выписать себе самочинно. Вот уже по истине один стыд нашим раскольникам с австрийским священством по упорству пребывать вне вечери Христовой и похваляться на весь свет, что вечеря сия завелась у них, хотя и недавно. Иные из любящих именовать себя староверами последовательнее австрияков. Это так называемые безпоповцы. Они как отделились от Церкви, так и пребывают со своими стариками уставщиками, заменяющими им священников. Живут они без таинств, без освящения. Оно и понятно. Вне вечери Божией какое же может быть духовное освящение. Кроме раскольников, у нас на Руси водятся еще раздорники сектанты, как-то: пашковцы, молоканы, духоборцы, штундисты и многие другие. Эти уже прямо говорят, что на земле и нет вечери Христовой, т. е. Церкви Святой. Здесь только тусклое отображение ее в собраниях сектантов. Сии вольнодумцы добровольно заявили свое отречение от участия в Царстве благодатном. Да на погибель другим они тоже раскидывают сети для улова православных! Но что же они обещают вместо тех благ, которыми наделяет нас Святая Церковь? Легкий путь к блаженству указывают они. А человек любит полениться, пожалеть себя. Вот они говорят: только веруй во Христа, и ты уже спасен. Как легко, подумаешь, достается спасение. Одно сомнительно, кто же сказал им, что точно этот легкий путь ведет к спасению? Царствие небесное нудится, т. е. усилиями достигается (Мф. 11:12) и всяк в не нудится, с усилием входит (Лук. 16:16). Сектанты же говорят, вопреки слову Спасителя, оно легко получается. Обольщают они себя, обманывают и других. Слепой берется вести другого, которого предварительно лишает зрения. Оба упадут, несомненно, в погибельную яму, из которой уже никто не спасет их. Ведайте, братие, что только в Церкви Святой пребывает и освящает спасительная благодать Духа Святого. Хотя бы кто признавал Господа Иисуса Христа Богом, а к Церкви бы не принадлежал, не спасет его одна вера без послушания Христу. А Господь Иисус Христос учредил Святую Церковь Свою с таинствами для освящения и спасения нас. Не удивляйтеся и тому, что сектанты говорят от Писания. Спроси их, как они понимают Священное Писание? Они ведь толкуют его по своему разумению, кто как может. Но единственно истинное толкование дает только Святая Церковь. Она хранит слово Божие и преподает его верующим, приходя на помощь им в деле понимания слов Божественных. И мы знаем, и открыто исповедуем, что толкование Церкви непогрешительно. В ней пребывает Святой Дух и не допустит ее погрешить или заблудиться. Посему-то Церковь и есть единственная руководительница в делах веры. Один древний святой отец, св. Ириней, сказал: „не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни“. И св. Апостол Павел сказал, что Церковь есть столп и утверждение истины (1Тимоф. 3:15). Так, имея истину, дарованную нам Святою Церковью, не станем слушать отщепенцев от нее, хотя бы они говорили от Писания. Уже то подозрительно, что они дерзают священные книги Нового Завета марать красными чернилами, подчеркивая излюбленные ими места. Все Писание боговдохновенно. Святой Дух писал его чрез избранных мужей. И никто по своему произволу не имеет права одно избирать, другое отвергать, а иное совсем вычеркивать. Это ведь гордое противление Духу Святому, богоборство. А на таковых прогневляется Господь. Всякому смело будем говорить, что мы чада Церкви православной, храним истину и имеем надежду на спасение. Нас Господь призвал на вечерю велию. Так благодарим Его и рабски послушны будем Ему. Паче меда сладки нам блага небесной вечери. Господи! Ты благоволил нас призвать в Твое благодатное царство. Не лиши нас и небесной Твоей вечери, где со всеми святыми будем славить Тебя со Отцом и Духом Святым во веки веков.

Не посудите, что в конце беседы мы во второй раз завели речь о раскольниках и сектантах. Велика опасность православным от сих душепагубных суемудрых людей. Чаще и чаще нам следует напоминать вам об этом, дабы вы не впали в сеть, расставляемую ими. Но, братие, пребывая неизменно послушными чадами Святой Матери нашей, Церкви, будем помнить, что не все, принявшие призыв на вечерю Божию, не все члены благодатного Царства Божия, спасутся. Призвание должно отличать от избрания. С великою скорбью должны мы поведать, что некоторые из вступивших в Святую Церковь, не наследуют Царства Небесного. Почему? Это разъяснил нам Господь Иисус Христос в притче о пире, который устроил царь по случаю брака своего сына.



Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Вам может быть интересно:

1. Четырехсотлетие российского государственного герба – Четырехсотлетие Российского государственного герба Евстафий Николаевич Воронец

2. Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи: в помощь проповедникам слова Божия и для назидательного чтения православ. христианам протоиерей Василий Бандаков

3. Жизнь Божией Матери протоиерей Михаил Соколов

4. Избранные стихотворения святитель Григорий Богослов

5. Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 2 епископ Можайский Василий (Преображенский)

6. Слова протоиерей Фёдор Титов

7. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида архимандрит Леонид (Кавелин)

8. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

9. Мои дневники. Выпуск 7 архиепископ Никон (Рождественский)

10. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Слово 2 святитель Андрей Кесарийский

Комментарии для сайта Cackle