Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

епископ Можайский Василий (Преображенский)

3. Притча о царском брачном пире (Мф. 22:1–14)

Уподобися царствие небесное, человеку царю, иже сотвори браки сыну своему и посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху приити (Мф. 22:2–3). Царство небесное есть Святая Церковь, воинствующая на земле и торжествующая на небе. А Церковью мы называем общество православных христиан, соединенных верою во Святую Троицу, Господа Иисуса Христа и Духа Святого, приемлющих священство, таинства и Божий закон. Это общество есть духовное тело Христа, и оживотворяется и одушевляется оно Духом Святым. Как тело Христово, Церковь и освящена Самим Христом. Посему она и есть Святая. Един Христос, едино и духовное тело Его, Церковь. Господь Иисус Христос есть единый Глава ее. Нет у нее, и не может быть другой главы, а иначе она не имела бы единства. А так как святая Церковь Христова имеет своим назначением обнять всех людей прошедшего, настоящего и будущего времени, то она именуется соборною, по греческому речению, кафолическою. Апостольскою ее называют потому, что она неизменно сохраняет дары Святого Духа, и учение веры, и законы святой жизни от времен апостольских. Итак, единая, святая, соборная и апостольская Церковь есть Царство небесное, Божие. Это царство Богом учреждено, Им и управляется. Бог Отец есть Царь в сем Царстве. Сына Своего Единородного Он послал в мир, чтобы открыть и устроить его на земле. Не просто устроить и оставить, а быть во главу сего благодатного Царства на все времена, святить его и оберегать. Дух же Святой оживотворяет членов и соединяет их со Христом. В притче это пришествие в мир Сына Божия выставлено под образом брачного пира. Бог Отец избрал Сыну Своему невесту. Обычное дело в нашем житейском быту, что заботливый родитель за честь почитает найти невесту сыну своему в семье знатной и богатой. Но Бог, Творец всего, где мог избрать невесту единосущному Своему Сыну, Богу? Вот и поймите любовь Божию к людям. К своим тварям приходит Бог Сын во плоти. И плоть и душу человеческую Он соединяет со Своим Божественным естеством во единство Лица. Сей таинственный, непостижимый союз есть велия благочестия тайна (1Тим. 3:16) Но, благоволивший принять человеческое естество от Пресвятой Девы Марии, Господь наш Иисус Христос обручил Себе Деву чистую, Церковь, и таинственным образом соделал ее Своим духовным телом. Этот союз Церкви со Христом и представляется приточно под образом брачного торжества. Обыкновенно при браках устрояются пиршества. Вот по притче и Отец Небесный устроил брачный пир для Сына Своего. На пирах брачных бывает веселье. Конечно, и в притче указывается на это, чтобы мы знали, что духовный союз со Христом в Церкви есть радость неизреченная. Самый союз этот представляется источником неоскудевающих духовных наслаждений.

О Царстве Божием на земле, об этом духовном пире, возвещалось с первых времен человечества. Патриархи, праотцы и пророки ветхого Завета часто в удивительно ярких чертах выставляли торжество в Божием Царстве, когда обещанный Жених явится на землю. Правда, во времена Завета ветхого только и был один избранный еврейский народ. К нему и обращался голос звавшего на пир чрез пророков. Но не было со стороны званных надлежащего послушания. Речи богоглаголивых мужей заглушались часто суетою житейскою или, что еще хуже, бубнами, трубами и литаврами пред идолами. Но вот уже близилось время явления Жениха. Пред Ним явился вестник. Это был Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. Он ясно свидетельствовал о Христе. „Не я Христос, говорил Божий Пророк, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3:28–30). Наконец, и Сам явившийся на землю небесный Жених объявлял в слух всех прежде званных о наступлении брачного пира. „ Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”, возвещал Он по городам и весям Палестины. Что же званные? не хотяху приити. Слышали они не раз один зов на пир, да по разным предлогам не обращали внимания на голос звавших. И теперь, когда уже так близко было время пиршества, отказались идти. Несомненно, царь должен был разгневаться на непослушных. Ведь они своим упорным отречением наносили ему оскорбление. Но милосердие царя и долготерпение изумительно. Он еще питает надежду, что званные, если снова будут оповещены, одумаются и прибудут на пир. Скажем без притчи. Немногие, слушавшие благовестие Господа Иисуса Христа, уверовали в Него. Эти веровавшие составляли сравнительно малое число, так что вообще говорят, что евреи отвергли Христа. Из Евангелия мы знаем, что вожди и руководители народа не уверовали в Него. Они даже как бы гордились этим. „Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?“ самодовольно вопрошали они с надеждою получить отрицательный ответ (Иоан. 8:48).

Паки посла ины рабы, глаголя: рцыте званным: се обед мой уготовах, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки (Мф. 22:4). Иных рабов послал царь к званным. Кто же это были рабы иные? Святые апостолы. Им даровал Бог Духа Святого, Который уготовал их быть „свидетелями о Христе в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Свидетельствовать о Христе это значит благовествовать о Нем, о деле Его, о Царстве Божием на земле. Обед, трапеза Божия уготована. Обильна она и неизреченно приятна. Юнцы упитанные заколоты и поданы для потребления, и все прочее уготовано. Это речь приточная. Раскройте же покров притчи. Царство Божие, Церковь Христова уже основана и наделена превеликими духовными благами. В ней дается и одежда новая, чистая, без пятна и помарки, в таинстве крещения. В ней и печать всыновления полагается на каждого и для вкушения преподается Тело и Кровь Спасителя, Агнца непорочного, пречистого, вземлющего грехи мира. Это тот истинный хлеб, о котором Сам Спаситель говорит: Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже (Иоан. 6:36). Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира... Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем... ядый хлеб сей жив будет во веки (Иоан. 6:51, 55–56, 58). Вот какое брашно уготовал нам Господь на Своем брачном пире, в Церкви Святой. „Какой пастырь питает овец, рассуждает св. Иоанн Златоуст, собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел сего. Он питает нас собственною кровью, чрез сие соединяет нас с Собою“ (Твор. Бесед, на Ев. Мф. 3:511 стр. по изд. Моск. 1864 г.). Кто может постигнуть величие сей небесной пищи для души? Ангелы неудомевают, взирая на сие таинственное брашно. Но мы то, сущие во грехах, как осмелимся приступить к нему? Кто может сказать, что он достоин? Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас, т. е. если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас (1Иоан. 1:8). Но если на нас грехи тяготеют, то как может вселиться в нас Христос? Какое может быть общение света со тьмою? Или уже все мы причащаемся недостойно, в суд и осуждение себе? Ведь Ап. Павел прямо говорит: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1Кор. 11:29). А между тем Господь наш Иисус Христос призывает нас, православных чад Церкви Святой, приступать к животворящим тайнам Тела и Крови Его. Что же, неужели отважимся принять любвеобильный призыв и приступить к причащению недостойно? Да не будет. Но и то, братие, ведайте, что ни один человек сам себя не может соделать достойным своими только силами. Господь же даровал нам и все средства к тому, что мы могли причащаться Тела и Крови нашего Спасителя не в суд или осуждение. Он указал, что сокрушенное и смиренное сердце не презирается Им. Он же даровал нам и таинство покаяния для прощения грехов. Так восплачь же пред Господом о зле содеянном. Подобно мытарю из глубины души взывай: Боже, милостив буди мне грешному. Засим, поговев, исповедуйся пред отцом твоим духовным и получи от него разрешение. Разрешенное им разрешается Самим Богом. После этого с великим смирением и страхом приступай к приобщению Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Тогда причащение будет тебе в оставление грехов, в общение со Христом и в жизнь вечную.

Однако, братие, со скорбью великою в душе мы должны поведать вам, что многие и из православных христиан осмеливаются недостойно, без страха и без благоговения приступать к чаше Господней. Иные приобщаются Тела и Крови Спасителя только потому, что по службе это требуется. Другие делают это по заведенному только обычаю, из боязни людской молвы. Горе этим недостойным причастникам. В суд и осуждение себе они принимают Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и таким образом приготовляют себе гнев Божий. Но среди православных христиан можно указать и на таких, которые сами увольняют себя от приобщения. Они выставляют различные к тому причины. У иных служба таковая, что для них и свободного времени не бывает. И точно, у нас есть таковые учреждения, в которых служащим не дается и нескольких дней в Великом Посту для исполнения христианского долга. Да и частные хозяева, особенно из иноверцев и евреев, намеренно не освобождают от занятий рабочих православных для говения. А иногда люди свободные от службы и сами по нерадению не говеют к ряду по нескольку лет. Спросите их, по какой причине они отказываются от пира Господня? Не то же ли выставляют они причиною, что побудило званных, по притче, отказаться от участия на брачном пире царского сына. Эти званные небрегше отъидоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя (Мф. 22:5). Суета мирская, жажда наживы, приобретения богатства понудили их с небрежением и презрением отнестись к призыву царя. У них, видите, дела важные оказались по хозяйству и по торговле. Пойти на пир, это значило допустить опущения. Так вот и ныне многие говорят, что времени нет поговеть и причаститься. Мы-де люди занятые хозяйством, а мы торговцы. Хозяйский глаз требуется ежедневно и ежечасно. Когда же тут в Церковь ходить подряд несколько дней? Вот христианин православный, член Церкви Святой, духовного тела Христова ради житейских выгод говорит, что он занят, а потому не может. Но если бы он подумал хорошо, какие блага он презирает ради своих выгод, то сам бы ужаснулся. Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут. Тако собираяй себе, а не в Бога богатея (Лук. 12:20–21). Ты, чадо Церкви Святой, ради богатства земного, тленного забыл о душе. А она бессмертна. Что же, если ты не обогатишь ее духовными благами, где она явится в будущем веке, за гробом? Земного богатства с собою не возьмешь на небо. Так, скажешь, быть может, неужели я должен оставить всякую заботу о хозяйстве, торговле? Кто же тебе говорит об этом? Ради совершенства многие из святых принимали на себя подвиг добровольной нищеты. Но Господь по Своему милосердию не дал нам всем таковой заповеди, а совет Его богатому юноше держи на уме и говори, что ты человек немощный и совета Господа исполнить не можешь, хотя и возлюбил его. Но за сие не делай из богатства себе кумира, не служи ему всею душою. Ведь Господь же сказал: „никто не может служить двум господам; ибо, или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6:24). Но если же ты, ради хозяйства или торговой прибыли, не находишь времени для исполнения важнейшего христианского долга, то ясно, что ты усердствуешь богатству более, чем Богу. Ты имеешь своего идола, которому служишь до забвения Господа. Теперь сам посуди, что может тебя ожидать в будущей жизни. Бойся услышать голос Праведного Судьи: „иди от Меня, проклятый, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“ (Мф. 25:41).

Одни из званных на брачный пир царского сына отказались от участия в нем по суете мирской, по пристрастию к наживе, а другие поступили еще хуже. Прочии же емше рабов его (царя), досадиша им, и убиша их (Мф. 22:6). Никакого зла рабы эти не сделали званным. Она были исполнителями воли пославшего их. Но Сам Пославший действовал по великой любви к званным. Много огорчений и обид причинили они царю. Пророков избили, вознесли на крест и единородного Сына Царя. А он еще любит злодеев и следующим послам, т. е. апостолам, велит идти снова звать уже прежде званных. Апостолы так и делают. По вознесении Спасителя на небо, они остаются в Иерусалиме. В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа на них, они благовествуют о Христе иудеям. Успех проповеди возбуждает гнев в книжниках фарисеях и саддукеях. После чудесного исцеления хромого, апостолов Петра и Иоанна влекут в судилище для допроса, как будто они совершили какое преступление, и запрещают им проповедовать о Христе. Апостолы исполняли Божие повеление, а потому и властям заявили, что не могут слушаться их. Когда же они проповедовали безбоязненно и совершали великие чудеса, исцеляя больных, то „первосвященник и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу; а на другой день подвергли побоям” (Деян. 4:18; 5:17–18 и 40). Вскоре после сего начальники иудейские обвинили диакона Стефана и побили его камнями, затем предали смерти ап. Иакова, брата Иоаннова. Много зла причиняли иудеи исповедникам имени Христова. Покуда бы ни явился благовестник, он всегда, прежде всего, обращался с проповедью о Христе к иудеям. „Вам (иудеям) первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам“ (Деян. 14:46), говорил Ап. Павел в синагоге Антиохии Писидийской. Так и другие апостолы поступали. Но в ответ на призвание они получали раны, поношения и оскорбления. Званные не только сами не хотели идти на брачный пир, т. е. вступить в Церковь Христову, но препятствовали другим, а самих проповедников предавали даже языческим властям, сопровождая предательство клеветами и ложными доносами.

Не можем, братие, мы умолчать о том, что и доныне проповедники Христовой веры терпят много горя, поношений и клевет от тех же иудеев. Но, к стыду нашему, много неприятностей готовы бывают доставить своим пастырям и пасомые православные христиане. Не станем открывать страниц давно прошедших дел. А теперь, сколько худых поговорок сложили христиане про своих учителей в вере, совершителей тайн Божьих и духовных руководителей на пути в неизреченному блаженству. Но вы скажете: не мы ведь слагали их. Это верно, да вы-то с услаждением повторяете их. Часто от слов иные переходят и к делу. На достойнейших священников иногда пишутся ложные доносы. Кто составляет их? Чаще всего человек, сбившийся с правого пути жизни, обличенный духовным отцом наедине для его же пользы. И какую демонскую радость чувствует человек, когда ему удалось огорчить духовного отца своего и сделать ему неприятное. Не думайте, братие, что все православные так относятся к пастырям церкви. Благодарение Богу, у нас на Руси родной многие искренно чтут иереев, любят их и слушают в сладость. Жаль тех немногих, которые, по сатанинскому наваждению, иные чувства питают к своим пастырям. Мы прямо скажем, что тяжко они согрешают, нарушая заповедь Апостола: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие (Евр. 13:17).

Что же сделал царь с теми званными, которые отказались от брачного пира, и с теми, которые еще оскорбляли послов его и предавали смерти? И слышав о злых делах званных царь той разгневася: и послам воя своя, погуби убийцы оны и град их зажже (Мф. 22:7). Долготерпению Господа Бога как бы пришел конец. Берег и лелеял Он Свой избранный народ долгое время, много мер употреблял к его спасению; но люди сии оказались жестоковыйными, непослушными и злыми. Было раз время, когда Господь Бог истребил людей всемирным потопом. Развращение их было слишком велико и не было уже надежды на исправление. Вот и в избранном Богом народе произошло такое ожесточение, что он уже не мог терпеть Божиих вестников и убивал их, как своих досадителей и врагов. Убивая Того, о Котором вещали все богоизбранные люди ветхого Завета, как Мессии, Христе, народ сей громко кричал: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25). Это и сбылось. Взыскал Бог кровь Сына Своего Единородного с богоубийц и послал на них сильных врагов, римлян. В 70 году по Р. Хр. римский полководец Тит окружил город Иерусалим. Никому не было возможности ни войти в него, ни выйти назад. Убегавших римляне распинали на крестах. В городе происходили междоусобия, и открылся в крайней степени голод. Голодные решались есть трупы даже своих детей. Тогда полководец Тит сказал: «я не могу терпеть, чтобы существовал город, в Котором совершаются такие чудовищные преступления». Решено было взять город приступом, что и удалось. Храм был зажжен, город разрушен. Так исполнилось Слово Спасителя: «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2). Всех иудеев, погибших во время осады и разрушения Иерусалима, насчитывалось около одного миллиона и ста тысяч. Более ста тысяч их было взято в плен. Одни из пленных были сосланы в рудники, другие проданы в рабство, а иные погибли на зрелищах от зверей. Так гнев Божий поразил убийц пророков и Самого Сына Божия.

Вы, братие, держите в памяти это страшное событие. Знайте, что грехи людей всегда подлежат каре Божией. Но вы скажете, что Бог долготерпелив и многомилостив. Это справедливо. Но не забывайте, что Он и праведен без конца. Вот, по любви к нам, Господь Бог терпит беззакония наши. Но правда Божия полагает предел долготерпению. И тогда уже десница Божия карает грешников. То мор появляется и начинает истреблять людей, то голод, землетрясения и прочие беды поражают их. Вместе с грешниками страдают и безвинные младенцы и люди праведные. За что? За грехи своих ближних. Бойтесь, братие, грехов, бойтесь нарушать Божии заповеди. Гнев Божий может постигнуть не только вас, но и ближних, ради вас. Не все из иудеев были преступны и злы. Но по вине злых, и добрые испили чашу гнева Божия.

Но что же стало с брачным пиром царского сына? Неужели на нем не было гостей? Да, званные не пришли и погибли. Но царь нашел гостей среди тех, которых как бы не имел в намерении звать. Тогда, т. е. после отказа званных, царь глагола рабам своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойны: идите убо на исходища путей, и елицех аще обрящете, призовите на браки (Мф. 22:8–9). Чтобы приготовленное на брачном пире не пропало, царь велел звать всех, которые будут встречаться на распутьях. Сидеть или ходить на распутьях значит пребывать в неведении истинного пути. Истинный же путь жизни дает Бог. Сам Господь Иисус Христос сказал: Аз есмь путь и истина и живот (Иоан. 14:6). Язычники, не ведавшие истинного Бога, пребывали на распутьях. У них было много разных ложных вер. Искавшие истины не находили ее ни в одной, хотя и переменяли веры, как одежду. Дело дошло до того, что некоторые и совсем впали в безверие. Но так как человек без веры и не может быть назван человеком, то и у язычников раздавались голоса, что Бог должен сойти на землю и научить людей истинной вере. Если же этого не будет, то человек человеку будет волком, т. е. потеряется человеческое достоинство. Но, к счастью людей, пребывавших во тьме язычества, светил еще свет. Тьма не объяла его (Иоан. 1:5), и язычники верили, что Бог помилует их и просветит. Вот вышло повеление царя, чтобы этих людей, не ведавших истинного Бога, позвали на брачный пир, т. е. в Церковь Святую, в Царство Божие. И изшедше раби царя на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злых же и добрых: и исполнися брак возлежащих (Мф. 22:10). Св. Апостолы, послушные рабы Царя царей и Господа господь пронесли слово о Господе Иисусе во все концы вселенной. Благовествовали они всем: и знатным и незнатным, книжным и неученым, богатым и бедным, грекам, и римлянам и другим народам. Всюду обретались люди, с любовью вступавшие в число членов царства Божия. Царский пир наполнялся гостями. Велико было различие между ними по языку, по племенам, но всех объединяло единство веры. Едино тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех (Ефес. 4:4–6), говорил Апостол исповедникам веры Христовой. Раздорники и отщепенцы разных родов, чем бы они ни прикрывались, нарушают единство и посему отсекаются от тела церкви, или сами добровольно выходят, покидая торжественный и спасительный царский пир по причине своих суемудрий.

Когда брачный пир наполнился гостями, вшед царь видети возлежищих (Мф. 22:11). Как и подобало, любвеобильный хозяин дома, царь, призвавший гостей, вошел приветствовать их. Господь всегда и с верующими православными христианами. Он есть глава Церкви и Спаситель ее членов (Ефес. 5:23). Он Сам сказал верующим: Аз с вами есмь во вся дни до окончания века (Мф. 28:20). И ни на одно мгновение ока Церковь не живет без Главы своей, Господа Иисуса Христа. Но среди членов церкви на земле, наряду со святыми, пребывают и грешные, с добрыми и злые. По своему милосердию Господь терпит и злых до времени. А время это настанет в последнем будущем суде. Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор. 5:10). На этот суд указует Спаситель и в притче. Царь, вошедший посмотреть гостей, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное (Мф. 22:11). Идти на брачный пир к царю в худом одеянии, это значит выказать небрежение и неуважение к царской особе. Но иной может сказать, что у бедного человека и средств нет сделать лучшую одежду. А чтобы этого не сказать, нужно принять во внимание то, что цари и знатные лица имели в древности обычай дарить званым гостям верхние одежды. В них, конечно, гости и должны были являться к царю. Конечно, гость не в брачном одеянии получил одежду, да по лености и небрежности не оделся в нее, а быть может и утерял ее. Посему-то царь и имел повод спросить гостя: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? (Мф. 22:12). Как же отвечает на этот вопрос гость? Он же умолча. Нечего сказать было в свое оправдание. Слишком ясно выразилась виновность непочтительного гостя. Посему он и молчал. Но молчание не спасло его от заслуженного наказания. Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите в тьму кромешную: ту будет плачь и спрежет зубом (Мф. 22:13). Слуги – это ангелы Божии. Они будут исполнителями приговора. Связать руки и ноги ленивому и нерадивому гостю значит лишить его возможности делать как доброе, так и злое. Тьма кромешная означает место мучений. А что оно будет не просто местом темным и без света, а местом страдания и мучений, это обозначено в притче словами: там будет плач и скрежет зубов.

Всем чадам Церкви Святой в таинстве крещения даруется одежда нетления, чистая, без пятна. Иными словами, все мы в водах крещения получили новое духовное рождение. Плотский греховный, ветхий человек в нас умер и на место его явился новый, святой, чистый и духовный. Это и означает та белая сорочка, в которую облекается новокрещенный. Возрождение наше всецело есть дело Божией благодати. Только по милости Своей, как дар, дает нам Господь Бог эту одежду нетления, а с нею и право быть чадами Божиими (Иоан. 1:12). Но с самого момента крещения налагается на нас обязанность хранить в чистоте одежду крещения, т. е. полученную святость и невинность души. Семя греха, однако, и после крещения остается в нас. От самого человека зависит, чтобы семя это не приносило плодов по роду своему. Призвание, таким образом, зависит от благодати Божией, а хранение в чистоте есть и плод собственных трудов человека. Жить свято, чисто, не грешить помогает Бог, но не без воли и не без подвигов со стороны человека. А если человек по крещении сложит руки для безделья, если он будет нерадеть о добродетели, то греховное семя быстро покроет душу его сквернами. Одежда духовная загрязнится. Как же в такой одежде может человек оставаться на том царском пире, т. е. в Царстве небесном, будучи весь грязен, нечист? Не услышит ли он гласа царева: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна? Ты зван был, получил и одежду прекрасную. Зачем же ты измарал ее? Почему не постарался поберечь ее и сохранить в чистоте? И за сим словом последует грозный приговор.

Наши русские сектанты, с чужого голоса, т. е. лютеранствуя, твердят: уверуй, и ты спасен. Сами посудите, не душепагубное ли суемудрие это? Не слова ли это лукавства, чтобы успокоить совесть грешника? Вот Господь налагает на нас обязанность хранить в чистоте духовную одежду, жить свято, исполняя заповеди Божии, а ленивые рабы, ищущие легких путей спасения, поправляют учение Спасителя по своим мечтаниям. Довольно, говорят, получить одежду чистую, а хранить нет нужды. Между тем, последняя-то обязанность и требует от нас труда и подвигов. Как тяжелая, она и отменяется сектантами под предлогом, что довольно для спасения и одной милости, благодати Божией, без подвигов со стороны человека. Если бы спасались люди только чрез одно призвание к вере, на пир Божий, то как Царь мог бы изгнать и наказать званого гостя, уже расположившегося вместе с другими пировать?

Мнози бо суть звани, мало же избранных (Мф. 22:14), закончил Спаситель притчу. Истинных христиан, живущих праведно, всегда немного. О, братие мои, станем добре, станем со страхом Божиим проводить время духовного пиршества в Церкви Божией. Не будем сквернить чистоты душевной. Напротив, постараемся богатеть делами любви к Богу, милосердия, братолюбия, терпения, молитв, поста и воздержания. Знайте, что «неправедные Царства Божия не наследуют. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9–10). Не наследуют его и многие другие, служащие страстям, хотя бы они были на земле членами Святой Церкви. У них есть свои боги, идолы. Это суть страсти их. А мы, братие, будем непрестанно Господа благодарить за то, что Он благоволил призвать нас на брачный пир, в Церковь Свою Святую и наделил одеждою нескверною, чистою. Постараемся же сохранить ее таковою, каковою она дана нам. Если бы какое пятно греховное пристало к ней, спешите омыть в таинстве покаяния. Будет в свое время осмотр всех. Придет во свете Царь и тогда воздаст каждому по делам, по вере и жизни. Ныне пора сеяния. Что теперь, при жизни посеем, то после, по смерти и пожнем. Избави Бог сеять греховные дела. Гнев Божий ожидает в будущем таковых сеятелей. Только по неизреченному Своему милосердию Господь теперь щадит грешников, отлагая суд им до будущего суда. А что в Святой Церкви на земле всегда будут с праведниками пребывать и грешники, это и Сам Господь дал нам знать в притче о плевелах между пшеницею.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle