епископ Можайский Василий (Преображенский)

4. О добром семени и плевелах (Мф. 13:24–30; 36–43)

Уподобися царствие небесное человеку, сеявшему доброе семя на селе своем (Мф. 13:24). Царство небесное Господь наш Иисус Христос уподобляет человеку, занимающемуся земледелием. В свое время этот человек начал сеять. Семена он выдал хорошие, земля была обработана. Вышли на труд сеяния слуги верные. Трудятся они на поле своего хозяина и сеют с надеждой на урожай. Всякий земледелец по опыту знает, что урожаи много зависят от удобрения почвы и от качества семян. Но у человека хозяина был давний враг. Известное дело, зависть, ненависть и вражда добра не делают. Враг за счастье почитает сделать своему недругу зло. И рад бывает он, если удается ему причинить беды. И чем более он сделает зла, тем довольнее бывает. Можете это проверить, на примерах всем известных. Вот сердится сосед с соседом. Они друг другу уже не кланяются, как бы незнакомые. Один радуется несчастью другого. Но этого еще мало. Один старается сам сделаться виновником беды другого. Он посягает на собственность соседа. То скотинку загонит со своего огорода, то бьет ее, чем пришлось, а иногда калечит. Конечно, обиженный не хочет остаться в долгу. Он ищет повода возместить. Вражда растет. Начинаются ссоры, брань, драки, и иногда оканчивается дело убийствами, поджогами и многими другими видами зла. И это делают друг другу христиане, крестившиеся и во Христа облекшиеся. А если судить по делам их, то можно подумать, что они суть беззаконнейшие язычники. Духа Христова в них нет совсем. Лукавый сатана овладел ими сполна. Греховные бесовские дела доставляют уже им усладу. Таковые сеятели зла собирают себе огнь геенский на будущем суде.

По притче враг хозяина земледельца тайно причиняет ему зло: Спящим человеком, т. е. работникам, сеявшим хорошие семена, прииде враг его (хозяина) и всея плевелы посреди пшеницы, и отъиде (Мф. 13:25). После трудов бывает человеку необходимым и отдых. Рабы хозяина предались сну, и столь крепкому, что не видали, как враг хозяина пришел на поле, успел высеять плевелы и ушел не примеченным. Не осудим ли мы работников, за то что они спали? Конечно, нет слов, сон для человека необходим. Но в опасностях, нужно бодрствовать. И сон не идет на ум, когда человек поджидает врага. Представьте себе войну. Уснет ли воин, когда видит врагов приближающихся? Может ли он предаться сну и потом извинять свое поражение тем, что во время сна пришли враги и заняли город? Так если работники знали о враге хозяина, то не могут быть вполне оправданы в том, что предались безмятежному и глубокому сну и тем попустили ему сделать злое дело. Но, как не видевшие врага, они и не подозревали его прихода и спокойны были. А когда они закончили труды свои, возвратились в дом хозяина. Дело свое сеятели сделали. Теперь Бог возрастит посеянное. Начались всходы. Появилась зелень. Егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие (Мф. 13:26). Плевелы это суть сорные травы на ниве. Вот в наших полях спорынья, куколь, осот и другие виды плевел часто выдаются среди хлебных злаков. Всякий хозяин знает, что не удобренная земля родит их много. Также семена плохие дают место плевелам. Если бы все эти условия были налицо, то и удивляться нельзя было бы появлению их на ниве хозяина. Но рабы его хорошо знали, что они сеяли на удобренной земле хорошие семена. Они и не подозревали плевел, когда появилась зелень. А вот как выколосилась она, так эти, словно гости нежеланные, и объявились. С удивлением замечают это рабы. Они идут к господину за разрешением своего недоумения. Пришедше же рабы господина, реша ему: господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем; откуду убо имать плевелы (Мф. 13:27). Удивительно для рабов было это появление плевел. Не было никаких поводов ожидать их. Они забыли про свой сон. Конечно, не от сна прозябли плевелы, а по причине сна рабы не видели человека, посеявшего их. Домохозяин разрешил их недоумение. Враг человек сие сотвори, сказал он. Как усердные деятели, рабы предлагают свои услуги, чтобы исправить беду. Раби же реша ему: хочеши ли убо, да шедше исплевем я (Мф. 13:28). Полоть собираются рабы, т. е. выбирать сорные травы. Как опытные земледельцы, они должны бы знать, что время для выбирания их уже прошло. Плевелы укоренились в земле. Корни их переплелись с корнями хлебных злаков. Легко может случиться то, на что и указывает домохозяин. Он же рече им: ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу (Мф. 13:29). Станут рабы тянуть из земли сорную траву, а с нею исторгнут и пшеничный колос, или корень последнего повредят, и он засохнет, недозревши. Да есть опасность, что всех сорных трав и не выберут. Могут остаться корни у них, а от корней начнется и новое произрастание. Так лучше оставите расти обое купно до жатвы: и во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою (Мф. 13:30). До жатвы плевелы остаются вместе с пшеницею на ниве. Придет время собирания плодов земли. Тогда жнецы соберут и плевелы для сожжения. Пшеница найдет себе помещение в житнице. Этими словами Спаситель и окончил причту. Но вскоре после сего Он Сам дал изъяснение ее по просьбе учеников Своих.

Окончив поучения народу, Спаситель вошел в дом. И приступиша к нему ученицы его, глаголюще: скажи нам притчу плевел сельных (Мф. 13:36). Вот и те, которые были избраны Господом Иисусом, с Ним постоянно пребывали, и те нуждались в объяснении притчей. Они запоминали их, но внутренний смысл был для них не совсем понятен. Или иногда они и догадывались о значении притчи, но как бы желали проверить свои предположения. Спаситель охотно предложил им изъяснение. Он же отвещав рече им: сеявый доброе семя есть Сын Человеческий: а село есть мир: доброе же семя сии суть сынове царствия: а плевелы суть сынове неприязненнии: а враг всеявый их есть диавол: а жатва кончина века есть: а жатели ангелы суть (Мф. 13:37–39). Теперь мы расскажем только то, что сказал для разъяснения притчи Сам Господь Иисус Христос. Он есть домовладыка, выдавший семена Своим рабам. Он часто именовал Себя Сыном Человеческим, значит Человеком. И мы все веруем тому, чему учит нас Святая Церковь чрез Свящ. Писание и Предание. А она исповедует в лице Господа нашего Иисуса Христа два полных естества: Божеское и человеческое, соединившимися в одно лицо Богочеловека. Сын Божий есть Бог, единосущный Богу Отцу и во всем равный Ему. Нашего же ради спасения Он благоволил родиться на земле от Пресвятой Девы Марии, как истинный и полный человек с душою и телом. Живя на земле, Он обнаружил все свойства безгрешной человеческой природы. Он был в полном смысле человек, как не сотворивший греха и не имевший его по наследству от прародителей. Но, именуя Себя Сыном Человеческим, Спаситель не то только хотел показать, что Он есть Человек в полном смысле, но и прикровенно указать на Себя, как Мессию, обещанного Христа. Еще в ветхом Завете пророк Божий Даниил говорил: и се, на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхаго деньми дойде, и пред Него приведеся (Дан. 7:13). Под именем Ветхого деньми разумеется Бог Отец. Пред Ним является Сын Человеческий, Мессия, Христос, Ходатай. Когда Спаситель называл Себя Сыном Человеческим, Он этим показывал, что Он и есть именно тот Сын человечь о Котором писал пророчественно Даниил. В св. Евангелии часто вы слышите о Сыне Человеческом. Помните же, что этот Сын Человеческий есть Господь наш Иисус Христос, Мессия, Ходатай за род человеческий. Себя Он именует Сеятелем. Можно думать, что Спаситель применил к Себе знакомое евреям изречение пророка Захарии: Бог о Себе сказал: яко человек делаяй землю Аз есмь (Зах. 13:5). Так как семенем называется учение, то и домохозяин, выдавший семена, означает Учителя, Пророка. Да, Господь явился на землю для того, чтобы возвестить людям истинное познание о Боге, указать путь к спасению и даровать помощь путникам в жизнь блаженную. Семена выданы были лучшие, отборные, без сора. Это значит, Господь даровал нам единственно полное, истинное, спасительное Божественное учение. До Него вещали пророки о том, что Бог Сам им открывал. Но это откровение было не полно. Не могли люди ветхого Завета вместить большего. Им дарованы были только тени и прообразы грядущих благ. Но вот явилась на землю и Сама Истина, Господь наш Иисус Христос. Он благовествует Свое Божественное учение, как бы сеет. У Него с охотою готовы трудиться на ниве и рабы Его. Но где нива, и кто рабы? Люди, весь мир есть поле. Рабы суть благовестники Евангелия: Апостолы, Евангелисты, пастыри Церкви, учители, начальники, воспитатели и родители. Вот как много деятелей на ниве Господней. Все они от Бога получили звание быть сеятелями истины, правды, любви и прочих семян жизни святой. „Каждому из нас, говорит Апостол Павел, дана благодать по мере дара Христова... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви“ (Ефес. 4:7, 11–16). Великую обязанность наложил Господь на Апостолов, Евангелистов, пастырей и учителей, Своих рабов. Им Он поручил созидать и устроять Тело Его, т. е. Церковь. Как созидать? Представьте мир, род человеческий, заблудший, порочный. Это нива, произраставшая волчцы и терния, бесплодная. Эту ниву нужно возделать. Но она не мертвая. Люди привыкли, сжились со своими заблуждениями и пороками. Привычки не легко искореняются. Сколько труда и подвигов требуется, чтобы удобрить и всеять на такой ниве семена Божественной истины! А между тем Господь прямо повелевает: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28:19–20). И пошли святые Апостолы к иудеям и язычникам сеять истину во спасение. Бог споспешествовал им. Благовестие о Господе распространялось. Церковь святая, духовное тело Иисусово, созидалась. Но сколько еще нужно было трудиться и бодрствовать, чтобы на ниве, удобренной и засеянной чистыми Семенами Божественного учения и таинствами, не появились плевелы ересей, превратных учений и соблазнов? Посему ап. Павел и напоминает пастырям, им избранным и поставленным для сеяния и созидания: „внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею, ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада” (Деян. 20:28–29). Господь Духом Святым посылает пастырей учить и созидать и наблюдать, чтобы ни один член Церкви Христовой не сделался добычею врага, лютого волка, который, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Петр. 5:8), или слуг его, предавшихся ему людей. Ему же дано будет много, много взыщется от него (Лук. 12:48), говорит Господь. А пастырям Церкви дано очень много и власти и обязанностей. Посему от них и взыщется много. „Поставленный исправлять невежество людей, рассуждает святитель Иоанн Златоустый, и предварять, о наступающей войне от диавола не может оправдываться незнанием и не может говорить: я не слышал трубы, не предвидел войны. Он, как говорит Иезекииль, для того и поставлен стражем, чтобы трубить и предупреждать других об угрожающих бедствиях.“ (Слов, о свящ. VI). Но Господь Бог даровал права сияния истины и правды Божией и некоторым другим членам Церкви Святой. Так Господь поставляет высших начальников в благоустроенных государствах. Сущия власти от Бога учинены суть, говорит Ап. Павел. Начальник Божий бо слуга есть тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель, в гневе злое творящему (Римл. 13:1, 4). От Господа цари царствуют, и повелители узаконяют правду. Частнее еще, в семьях на родителей возложены обязанности сеятелей веры, благочестия и всякой добродетели. Отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни, учит св. Ап. Павел (Ефес. 6:4). Наконец, начальствующие в школах, судьи, господа и все ревнители веры православной являются делателями на ниве Господней. Видишь, как Господь милосерд. Не нужно тебе ходить далеко к учителям веры и благочестия. Близ тебя имеются наставники. Только имей усердие к учению. Не будь почвой невозделанной, на которой только и можно увидеть сорные травы страстей и пороков.

Однако, несмотря на большое число рабов Господа, сеющих семя слова Божия, веры и благочестия, созидающих тело Христово, т. е. Церковь, и на удобренной ниве, засеянной частыми семенами Божественной истины, появляются плевелы ересей, всякого рода беззаконий и соблазнов. Вот скорбит пастырь Церкви, видя чад своих, ходящими в неправде, во грехах. Учил он много и долго, учил с терпением, вразумлял, однако труды не принесли желанных плодов. Вот власть предержащая с сожалением должна обнажать меч, чтобы карать злодеев. И око ее бодрствовало, и законы были написаны и обнародованы, а нарушителей их все же много. Жалуются родители на непослушных и злых детей. Много, говорит, учили мы их, зорко смотрели за поведением их, а теперь немало слез и истинного горя приходится переносить от них. И к сожалению, не напрасны эти жалобы. На ниве Божией Церкви святой с чистою пшеницею произрастают плевелы. С истинно верующими, богобоязненными и добродетельными членами ее живут неверы, злодеи, порочные люди и соблазнители душегубцы. Откуда они? Враг Бога, враг всякого добра, диавол, посеял плевелы греха, он и приобрел споспешников себе. Что же, разве спали сеятели рабы? Да, могло быть и это. Самое малейшее опущение со стороны их дало возможность диаволу незаметно проникнуть на ниву Божию, в среду православных чад Церкви и высмотреть себе жертвы. Среди чистой пшеницы он тогда и начинает сеять плевелы. К душе человека, хранящего заповеди Божии, он то привьет греховный помысел, то дух гордыни, то самомнение, или иное что. У иного раба Божия есть расположение к падению. При бодрствовании над собою он устоял бы. Но лишь только, хотя немного, предастся он сонному дреманию, как диавол уже раскидывает сети соблазнов. Человек христианин падает, а враг радуется. Но, сохрани Господь, если чадо Церкви святой впадет в беспечность о своем спасении и сонное дремание. Тогда диавол уже совсем запутает его в свои сети. Сам человек становится рабом духа злобы. Унизительно это рабство. Стыдно самому человеку сознаться, что он попал в бедственное положение. И что же? человек, пленник сатаны, или начинает отрицать и самое бытие бесов, или обуревается каким-то страстным желанием найти себе единомышленников и соучастников в деле несения вражеского ярма. Вот отсюда и плевелы греховные, произрастающие в душах православных христиан, отсюда и ереси, отпадения от Церкви и всякого рода беззакония. Вот, для примера, укажем на человека, не называя имени его, который был искушаем диаволом чрез сомнения в вопросах веры. Был он сыном Церкви Православной. Дух лукавый, всеявший плевелы неверия в сердце человека того, боялся, что заботливая Матерь, Церковь, уврачует раны больного сердца его. А чтобы он не получил надлежащего врачевства в Церкви, диавол внушил ему мысль порвать всякую связь с нею. Так как человеку без веры трудно остаться, ибо потребность в вере прирожденна, то вместо истинной веры он ухватился за призраки истины. Человек тот устремил взор свой на иноверцев заграничных и, недолго думая, принял веру одного выходца из тех земель. Но успокоился ли он после этого? Нет. Дух лукавый подсказал ему, что он должен теперь поусердствовать над распространением иноверия. И вот отщепенец от Церкви начинает с великим усердием сеять плевелы на ниве Христовой. Не жалеет он денег, не щадит своих трудов. К сожалению, нашлись легковерные, соблазнились, и появилась секта. Часто и порочные люди посеевают греховные соблазны, словно сети для уловления невинных. Вот срамослов ругатель учит малое дитя произносить гнилые, греховные слова, учит и намеренно и ненамеренно, произнося их часто. Пьяница, любитель плотоугодия с бесовскою гордостью хвалится своими похождениями и тем соблазняет ближних и братий по вере. О, много соблазнов в мире от диавола и от людей. Горе миру от соблазнов!

Так что же делатели на ниве Господней не исторгают плевел ересей и пороков? Запрещено. Насилия и кровавые гонения к добру не ведут. да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу, сказал господин не по разуму ревностным рабам. Конечно, словами сими Господь дал понять следующее: «принявшись за оружие и убивая еретиков, вы неминуемо истребите с ними многих святых или многие из сих плевел могут перемениться и сделаться пшеницею. Следственно, ежели искорените их преждевременно, то, лишив жизни людей, которым было еще время перемениться и исправиться, истребите то, что могло бы стать пшеницею. Итак Господь не запрещает останавливать успеха еретиков, заграждать им уста, обуздывать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры, но запрещает их истреблять и убивать» (Бес. на Ев. Мф. св. Иоан. Злат. т. II. 291 стр.). Так рассуждай и о беззаконниках, людях, зараженных пороками. Берегись их, препятствуй им сеять зло словом убеждения, вразумления и молитвы. Если же примечаешь, что душепагубная деятельность их грозит великими бедами, то поведай законной власти. Она Богом поставлена пресекать зло. И всякий, зло творящий, ведь знает это. А ты, оберегая себя от зла, твори благо даже тем, которые и тебе зло причиняли. Богу принадлежит суд. И в свое, только Ему Одному известное, время суд сей будет произведен. Спаситель время этого суда в притче поименовал жатвою. Жизнь человеческая на земле есть пора сеяния и прозябания. Если православный христианин будет чист, свят и непорочен, как чистая пшеница, без примеси греховных плевел, то он есть истинный сын и наследник царствия. Если же в душе его взяли перевес плевелы ересей, страстей и пороков, так что заглохло посеянное чистое зерно слова Божия и отступила благодать Святого Духа, то он уже сын лукавого духа. Что же ожидает во время жатвы, т. е. суда, таковых детей духа злобы? Господин дома т. е. Господь Бог пошлет жателей. А жатели эти суть ангелы Божии. Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего: послет Сын Человеческий ангелы своя, и соберут от царствия его вся соблазны и творящих беззаконие и ввергнут их в пещь огненну: ту будет плачь и скрежет зубом (Мф. 13:40–42). Все беззаконники и соблазнители, убийцы духовные, будут осуждены на будущем всеобщем суде и получат воздаяние по делам своим. Им уготована огненная пещь, где будут они гореть и не сгорать, издавать вопль и плач, и скрежетание зубов. Образ будущего наказания грешников Спаситель сравнил с горением в пещи огненной. Слушателям притчи его известно было, что таковое наказание применяли к преступникам царских повелений в Вавилоне. В огненную пещь ввержены были три еврейских отрока за то, что не поклонились они идолу, поставленному царем Навуходоносором, а сего он требовал от всех своих подданных. Но тогда Господь спас от напрасной смерти святых отроков. А на будущем суде Он пошлет ангелов Своих не спасать грешников, беззаконников, а ввергать их в огненную пещь. Когда же будет произнесено осуждение их, и они отосланы будут в ад, тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их (Мф. 13:43). Вот опять Спаситель блаженство праведных обозначил образно. Праведники, говорит Он, воссияют как солнце. Не то ведь это означает, что всякий праведный муж будет как бы блестящее солнце. Мы на земле не знаем светила более светлого, чем солнце. Всякие другие сравнения будущего просвещения для нас были бы менее ясными. Каково оно в действительности будет, этого нам не дано знать. Посему будем представлять его под образом солнца. Свет есть образ радости, как тьма образ печали и горестей. Такой свет, как солнечный, есть образ великого блаженства. Итак, грешники, беззаконники, сеятели соблазнов, еретики и идолослужители будут на всеобщем Божием суде осуждены на вечные мучения, а праведники получат вечное блаженство.

Братие! Жизнь наша коротка. Она дана нам, как время от сеяния до жатвы. Нам нужно приготовить себя так, чтобы Господь не нашел нас негодными плевелами и не осудил бы на вечное мучение. Будем молиться и просить Господа, взывая к Нему: «Страшное судище твое помышляя, преблагий Господи, и день судный, ужасаюся и боюся, от совести моея обличаем, егда имаши сести на престоле Твоем и творити испытание: тогда отрещися грехов никто же возможет, истине обличающей и боязни содержащей. Вельми убо возшумит тогда огнь геенский, грешницы же воскрежещут. Тем же мя помилуй прежде конца, и пощади мя, Судие праведнейший» (Икос кан. покаян. ). Воспоминание о будущем суде и воздаянии, по возможности частое, молитвенное воздыхание пред Господом, сердце сокрушенное, смирение, плач, кротость, воздержание и праведность суть чистые плоды пречистого семени. Если души наши будут украшены и богаты сими плодами, то можем уповать на милость Господа. Но сохрани Господь от фарисейской благодарности, самомнения и горделивого осуждения ближнего. Это будут плевелы греховные. Грешника с любовью зови на покаяние, говори ему и чаще напоминай о будущем суде, молись за него, чтобы Господь Своею благодатью возвратил его от греховного пути. Путь сей погибельный. На это Господь указал ясно нам и в притче о неплодной смоковнице.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle