епископ Можайский Василий (Преображенский)

6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф. 13:47-50)2. Притчи: о постройке столпа или здания и о царях, ведущих войну (Лук. 14:28-33)

Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь

1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф. 9:16–17; Мк. 2:21–22 и Лук. 5:36–39)

Однажды приступили к Иисусу Христу фарисеи с учениками Иоанна Предтечи и Крестителя глаголюще: почто мы и фарисеи постимся много, ученицы же твои не постятся (Мф. 9:14; Марк. 2:18)? Вопрошавшие указывали на то, что они содержат посты. Ученики Иоанна подражали своему учителю, который был великим постником. Фарисеи соблюдали посты, которые наблюдались и всеми евреями. Кроме этого, они имели посты обетные. Фарисей, вошедший в храм с мытарем помолиться, указывал Богу на то, что он постится два раза в неделю (Лук. 18:12). Словом, вопрошавшие Спасителя говорили правду. Иное дело, каков по качеству был пост учеников Иоанновых и фарисеев? Первые постились так, как и словом и примером своей жизни научил их Креститель Господень. Он был назорей т. е. Богу посвященный. Он не пил вина и никакого опьяняющего напитка. Еще при благовестии о рождении, Ангел Божий сказал его отцу, священнику Захарии, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера» (Лук. 1:15). Видно, братие, велика добродетель в очах Божиих трезвость. Блаженны те, которые трезвятся. Пьянство же есть величайшее зло и тяжкий грех пред Господом. Так и слово Божие говорит: «горе тем, которые храбры пить вино» (Ис. 5:11, 22), и в другом месте – «пьяницы царствия Божия не наследуют» (1Кор. 6:10). С величайшею и самою строгою трезвостью Иоанн Предтеча соединял воздержание в пище. Он, как известно, жил в пустыне и питался акридами и диким медом, пищею бедняков. А одежду он имел из верблюжьего волоса. Кожаный пояс опоясывал чресла его. Так бедно и скромно жил великий Пророк, о котором сам Спаситель сказал: не восста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя (Мф. 11:2). По учителю судите об учениках. Сам строгий постник, он учил посту и воздержанию и своих учеников. Может быть, они усилили обычный свой пост с того времени, когда Иоанн Креститель посажен был Иродом под стражу. Постились и фарисеи. Но как? Спаситель о посте их вот что говорил: «Они, постясь, принимают на себя, мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16). Они, значит, постились напоказ, лицемерно. Чтобы усилить впечатление на людей, фарисеи облекались во вретища и голову посыпали пеплом. Видя это, народ действительно готов был почитать их за постников. Но, думаю, сами вы поймете, какая цена посту лицемерному. Не ради Бога он содержится, а потому и не принимается в качестве угодной Ему жертвы. Каким же должен быть истинный пост? Случалось ли тебе быть больным, положим, хотя лихорадкой? При болезни, наверное, ты чувствовал отвращение к пище, временное, конечно. А случается, врач запрещает употребление известного рода кушаний. Как в том, так и в другом случае пост телесный вынужден. Когда человек поражен каким либо горем, так он тоже не чувствует желания есть и как бы забывает об этой потребности. И это пост непроизвольный. Вот человек скорбит о том, что он грешен пред Богом. Скорбь так сильна, что она лишает его желания кушать. Это уже воздержание по религиозным побуждениям. Не примечаешь ли, что пост телесный является здесь тесно связанным с душевным настроением? Печалится человек и слезы льет о том, что Господа Бога прогневал грехами своими. Но известно ведь нам всем, что лучшим средством к заглаждению грехов служит покаяние. Оно же начинается с того, что человек чувствует ненависть и злобу на те самые грехи, которыми он оскорблял Бога. Если грехов много, и они различных видов, то кающийся обещает возненавидеть их все. Чего мы не любим, то неохотно делаем, а что ненавидим, того и не захотим делать. Это воздержание от грехов и есть истинное начало поста. Начинаясь же в душе, он захватит и тело. Нельзя ведь устроить так, что бы тело предавалось всяким излишествам, а душа пребывала в воздержании и посте. Поверь, что тело должно служить душе, а иначе оно сейчас же покорит себе и душу. Постящийся духовно будет и должен поститься телесно. Только ленивые и нерадивые о спасении души восстают против телесного поста. Он есть необходимое следствие духовного поста. Пока действует причина, будет проявляться и следствие. Это совершенно ясно. Наоборот, можно поститься телесно и не иметь понятия о посте духовном. Это уже будет не пост, а только наружное подобие его. В таком роде держали пост и фарисеи. Господь Иисус Христос обличал их за лицемерное постничество. Но теперь, когда шел вопрос, почему ученики Спасителя не постятся, Он не обратился к вопрошавшим с обличением их. Ведь между вопрошавшими были и ученики Иоанна, истинного постника. Спаситель не порицает их поста. По-видимому, Он имеет в виду именно учеников Иоанновых.

И рече им Иисус: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених; Приидут же дние егда отъимется от них жених, и тогда постятся (Мф. 9:15). «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Ученики Иоанна усилили пост потому, что учитель их взят был под стражу и томился в тюрьме. Они переживали печальное время. Естественно, что они в знак скорби усилили пост. Но везде и во всем требуется благоразумие. Не хорошо и не благовременно плакать гостям на брачном пире. Спаситель Себя называет Женихом. Так о Нем говорил и Иоанн Креститель, называя себя другом Жениха. Ученики его слушали, что говорил учитель их: «вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имевший невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась» (Иоан. 3:28–30). Господь Иисус Христос есть Жених, а Невеста Его есть Святая Церковь. Ученики Его, находясь при Нем, суть друзья Жениха. Пока Он видимо с ними, неблаговременно предаваться печали. Настанет пора, когда Он отнимется от них и руками беззаконников будет предан на смерть. Тогда для них будет время печали и скорби. Тогда и станут они предаваться посту. Так Спаситель ученикам Иоанна напомнил о свидетельстве их учителя и защитил Своих учеников от нарекания и упреков в том, что они не содержат постов. Строго говоря, как Сам Спаситель, так и ученики Его жили просто, бедно, а притом и весьма воздержно в нище. Они постоянно постились, если хотите, да только не напоказ. Люди не видели их унылыми и мрачными, как фарисеев во время постов. Они не наблюдали за днями, как делали постившееся два раза в неделю. Да и не отказывались они от посещения домов, в которые их звали разделить трапезу. Фарисеев соблазняло то, что Спаситель с учениками Своими входил в дома мытарей и грешников и вкушал пищу у них. Только пред самым вопрошением, почему ученики Спасителя не постятся, фарисеи соблазнились тем, что Иисус Христос вошел в дом мытаря Матфея и «когда возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: «для чего Учитель ваш есть и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:10–13). Фарисеи соблазнились тем, что Спаситель вошел в дом грешника. Они себя считали праведными людьми. Господь Иисус оставляет без возражения их самомнение. Оно, конечно, было весьма греховно, но не святы же были и мытари. Только и сами о себе они думали смиренно. Спаситель признает, что мытари и грешники больны душою. Но неужели врач оставит опасно больного, хотя бы последний издавал неприятный запах? Господь Иисус Христос есть Врач душ. Посему-то Он охотно посещает грешников, призывая их к покаянию. Посещение же больных есть дело милости. А таковые дела считаются выше и ценнее в очах Божиих, чем исполнение обрядов. Но если Ты, соглашаются фарисеи, как бы делая уступку Спасителю, Врач и посещаешь больных душою, то зачем ученики Твои входят к ним, и вкушают пищу, не наблюдая поста? Спаситель, уже указал на неблаговременность его для Своих учеников. Настанут дни, когда они и сами будут содержать пост и в Церкви Святой установят определенные времена и сроки для поста и воздержания. И точно, когда не стало с ними видимым образом Жениха, Господа Иисуса Христа, получив Духа Святого, и руководимые Им, Апостолы узаконили поститься два раза в неделю, но не по подражанию фарисейскому обычаю, а в воспоминание скорбных событий из последних дней жизни Спасителя на земле. Так произошел пост в среду и пяток недели. Среда посвящается воспоминанию предания Господа на страдания, а пятница – воспоминанию самых страданий. Затем с самых древних времен Св. Церковь узаконила и четыре великих поста: Четыредесятницу или Великий Пост, пост святых Апостолов или Петровский, Успенский и Рождественский посты.

Истинные и верные сыны Церкви и знают эти посты и свято соблюдают их. Они справедливо опасаются нарушать посты. Ведь Святая Церковь, учредила их. В ней же пребывает и управляет Дух Святой, Бог. Нарушать посты, это значит оскорблять Самого Бога, установившего их. Тяжко согрешают те, которые не только не соблюдают постов, но еще твердят, что в нарушении их и греха нет. После этого что же и грехом назвать? Если не грех противиться непогрешимой Церкви, которой Глава есть Христос и в которой пребывает Святой Дух, то всякое злое дело против ближнего уже покажется делом не греховным. Нет, вольнодумцы только могут говорить, что нарушение постов есть безразличное дело. А мы, верные чада Церкви Святой, будем жить по уставам ее и, как послушные дети, будем чрез это в любви у Господа. Выше и лучше этого блага и быть не может. Да и как легко приобретается оно! За послушание дается. Не умствуй, не рассуждай много, для чего, хотя это и понятно, и почему установлены посты, какая польза от них для души? Дети не могут понять и оценить всех приказаний родителей; однако исполняют их, не рассуждая. Бог, отец всех людей и особенно православных христиан, дал им заповедь хранить посты. Так и станем это делать, как дети послушные, а не упрямые. «Истинно говорю вам, сказал Спаситель, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Видишь, как опасно человеку своим умом мериться с умом Божественным. Изгнан будешь из Царства Божия, если заповеди Божии по своему мудрованию будешь разделять на важные и неважные, обязательные и необязательные. Кто тебе даровал это право оценки и разделения Божиих заповедей? Если найдешь ответ на сей вопрос, то поступай так. Но поверь, не найдешь и не трудись искать. Лучше со смирением исполняй все, что Бог чрез Церковь повелел. Если согрешил, так и говори, что согрешил; а не изобретай лукавых слов для извинения себя. Моли Господа, чтобы Он простил твой грех. Бог любит смиренных и кающихся.

Но может быть кто-нибудь спросит, почему же Спаситель при жизни Своей на земле не распределил времени постов и не налагал их на Своих учеников? Распределить, конечно, Он не хотел, потому, что не совершились еще и самые события, в воспоминание которых установлены посты. А почему Он не заставлял учеников Своих поститься, то отчасти уже ясно из ответа Его вопрошавшим ученикам Иоанна и фарисеям. Но Спаситель пожелал указать и другую причину. Посему Он и сказал им следующую притчу: Никто бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет. Ниже вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется (Мф. 9:16–17). И никтоже пив ветхое, абие хощет новаго: глаголет бо: ветхое лучше есть (Лук. 5:39). «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше». Когда у тебя на одежде, еще годной к употреблению, появятся местами протертые места, дыры, ты, конечно, поспешишь заплату положить на них. Дело известное. Но благоразумно ли будет пришить твердую новую ткань? Она ведь будет сильно притягивать к себе при сшивании края протертого места, а эти последние слабо держатся сами и, уступив силе, оторвут часть старой одежды. Дыра будет еще больше. Так погибнет и часть новой, да и старая испортится. Пропадет труд твой, и убыток будет явный.

Старая одежда это образ ветхого человека, не облагодатствованного. Таковыми были все люди до пришествия Спасителя на землю. Не составляли исключения и Апостолы. Пока с ними был видимо Господь Иисус Христос, они только подготовлялись к своему великому служению. Ветхость подзаконная сказывалась в них часто. Это-то Спаситель и уподобил ветхим мехам. Заплата из небеленой твердой ткани и новое вино обозначают новое, Евангельское учение Господа Иисуса Христа и новую благодатную жизнь в Церкви Святой. Удобно ли эти новые учения и жизнь водворить в ветхих, безблагодатных людях? Нет, они не привьются к ним. Привыкшие к старым порядкам и жизни по уставам ветхозаветного закона нелегко с ними расстанутся. Все эти порядки и уставы они ведь считали богодарованными, что и справедливо, и гордились ими пред языческими народами, умирали за них с радостью. Так они дороги были евреям. Однако все ветхозаветные богослужебные обряды и уставы должны были, по плану Божьего домостроительства, служить только тенями будущих благ. Таковыми они и были до пришествия Христа. Явилась Сама Истина на землю, прообраз терял свое значение. Однако скоро ли могли это понять люди, столь дорожившие порядками ветхозаветной жизни? Как соделать их не только членами нового Небесного Царствия, но и провозвестниками его, ловцами людей? Как можно было заставить ветхих людей в один раз перемениться и жить по всем правилам и порядкам нового благодатного Царства Божия? Не скажут ли они: мы пили старое вино, и оно лучше нового? Посему мы и не хотим последнего. Нужно было совершенно возродить духовно людей ветхозаветных, чтобы соделать их достойными членами Царства Божия. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Иоан. 3:5), сказал Спаситель Никодиму. Почему? Потому что рожденное от плоти плоть есть: и рожденное от Духа дух есть (Иоан. 3:6). Ветхозаветный человек есть плотский человек. Грехом поврежденная природа действовала в нем со всею силою. Не было возможности избавиться от греха, ибо не приходил еще Избавитель и Спаситель. Посему и Никодим вопрошает: како могут сия быти? До Христа невозможно было возрождение свыше. Никодим не может понять, как это стало возможным? Что же Спаситель отвечает? Никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси: и якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому: да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в он, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:13–16). Вот откуда получилась возможность человеку духовно возродиться. Бог Отец возлюбил мир так, что послал в него Сына Своего Единородного, не только послал, но и даровал Его в жертву Себе за грехи мира. И точно, Сын Божий во плоти, Господь наш Иисус Христос, вознесен был на крест, чтобы избавить людей от греха, проклятия и смерти. Бог Отец принял благоприятно жертву сию за мир и даровал Духа Святого, животворящего и освящающего людей. Сей Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы, и возрождает верующих в Господа Иисуса Христа чрез таинство крещения. Ветхий человек плотский, греховный умирает в крещаемом и вместо него является новый святой и духовный. Говоря языком притчи, в таинстве крещения уготовляется новая одежда, новые мехи. К новой одежде заплаты уже не потребуется. В новые мехи безопасно вливать можно новое вино, т. е. возрожденный человек способен стать членом Царства Божия, хранить и соблюдать все его порядки и уставы. Он уже не предпочтет старого вина, ибо узнал сладость нового. Ученики Спасителя, пока не получили Духа Святого, не возродились духовно, не могли вместить всего, что требуется в новом Божием Царстве. Посему и Спаситель вел их постепенно к новой жизни. Слов нет, все уставы и правила ее совершенно необходимы для членов Царства Божия. Но не благовременно было с первых же дней жизни Апостолов со Христом принудить их исполнять все, что требуется. Уже пред самыми страданиями Своими Спаситель говорил им: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:12–13). Только с того времени, как сошел на Апостолов Дух Святой, они возродились совершенно и вполне уразумели истины Царства Божия. С сего времени оно и открылось во всей силе. Святые Апостолы и их преемники, руководимые Святым Духом, определили и установили в совершенной полности и в точности все, как должно веровать и жить православному христианину, члену Святой Церкви. Мы, братие, веруем и исповедуем едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь. Это значит, мы всем сердцем восприняли, что Церковь есть тело Христа, а Он ее Глава, что в Церкви пребывает и действует благодатью Святой Дух, что Церковь не может погрешать, а потому все правила и уставы, которые она установила спасительны. Все учение Церкви и все ее уставы суть новое вино, которого не пил ветхозаветный человек. Да и вино сие сберегается в сосудах новых. Мы ведь все, православные, возродились духовно в водах крещения. Ветхий человек в нас умер. Мы воскресли для новой духовной жизни. Так чудно приготовленные свыше к жизни в Церкви Святой, мы должны благодарить Господа. Ведь даром, только по милости Божией, дарована нам великая благодать всыновления Богу и наследства царства славы и блаженства. Но, получив велию и богатую милость, мы должны и вести себя и жить достойно звания нашего. Ничто из качеств ветхого человека не должно бы находить места в нас. Какое общение света с тьмою? Но как всякая новая одежда в себе носит зачатки ветхости, так и в обновленном и возрожденном человеке остается еще семя греха и страстей. При внимании человека к себе самому, семя сие может заглохнуть и не дать плода по роду своему. Блажен таковой человек!

У нас же, братие, можно, к великому прискорбию, наблюдать дурные греховные плоды ветхого семени. На словах и по имени мы верные сыны Святой Церкви. А на деле, в жизни нашей, мы хотим ходить и действовать по своей воле, не повинуясь и не исполняя правил и уставов церковных. Уже было упомянуто о том, как некоторые вольнодумцы не только нарушают посты, но еще и дозволяют себе открыто говорить, что в нарушении их и греха то нет. А вот еще пример, как все на Руси родной, православные христиане, нарушают церковное правило жизни. Кому неизвестно, сколь греховно у нас проводится сырная неделя или масляница? Святая Церковь, приготовляя к Великому Посту, имеет намерение постепенно приучить нас к воздержанию. Посему то она и запретила употребление мяса в сырную неделю. В богослужении своем она настраивает уже на пост. «Отверзошася божественного покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшего мир в царствие небесное», поет Святая Церковь. В среду и пяток она установила совершать только часы с покаянною молитвою пр. Ефрема Сирина. Словом, ясно намерение Церкви. Конечно, все чада ее знают это. Но своим поведением почти все с легким сердцем нарушают церковный устав. У нас, к стыду великому, праздники Господни и Богородицы и святых проводятся греховно, а масляница или сырная неделя еще греховнее. По каким-то совершенно ложным понятиям эту неделю почитают за праздник. С четверга прекращаются занятия в присутственных местах и в учебных заведениях. Мастеровые люди освобождаются от трудов. Настоящий выходит как будто праздник. Итак повелось с давних времен. Учительный Святитель Христов Тихон Воронежский в свое время вынужден был вооружиться словом обличительным против празднующих масляницу. «О сырной седмице, которую простые люди называют масляницею, любви вашей умыслил я предложить краткое слово, так начал Святитель... Знаю я то, что слово мое сие многим не понравится, ибо хощу тем бесчинное масляницы празднование опровергать и искоренять; праздновать бо масляницу обычай хотя злый, обаче застарелый и с любовью содержимый... Известно, знаете, слышатели, сами вы, и бесспорно признаете, что масляницы почти все ожидают так, как какого знатного праздника. Почему к празднованию ее заранее приготовляются, а как приближится, варят пива, меды, покупают вино. В самое ее празднование люди обоего пола убираются в платье лучшее, жены сверх того украшают, или паче сказать, портят лица своя различными красками на прельщение юных сердец, и уже из естественной доброты делают притворную личину. Приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье, пироги, конфекты и всякие закуски, которыми украшают столы; тако приготовившиеся, друг друга в гости зовут, друг друга посещают. Чего тут примечать? Сделалась компания, последует испразднение бутылок, стаканы и бокалы никогда не иссыхают. Бывает здесь поздравление: здравствуй, братец, или сестрица, с масляницею! От сего поздравления следует бесчувствие. А далее чем еще веселие сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не сокрывается в домах, выходит на публику, является по улицам, по стогнам, по дорогам, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами. Тогда непрестанное на конях ристание; тогда едини за другими аки привязаны следуют, протягивается долгий обоз, аки веревка соблазнов. К сим забавам придаются и другие не меньшие. Тут возносятся кличи, песни, а инде кулачные бои производятся; инде драки, брани, сквернословия слышатся. Итак кажется, что и самый воздух, соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо бываемая отай от них срамно есть и глаголати».

Слишком сто лет назад тому произносилось это слово. А разве изменилось к лучшему хотя сколько-нибудь провождение масляницы на родной Руси? К сожалению, нет. Греховно, очень греховно, душепагубно проводят преддверие, «предпразднественный сей постов вход», «светлое предпутие поста» православные христиане. По язычески проводят. Тут ветхий человек с его страстями проявляет себя во всей силе. И это у христиан православных, возрожденных Духом Святым, питающихся для вечной жизни Телом и Кровью Христа. Горько, скорбно, братие! О, если бы Господь помог нам искоренить это языческое празднование масляницы! Но без доброй воли нашей и Господь не подаст нам помощи. Нужно самим решиться на борьбу со злом и начать с самих себя. Если ты домохозяин, и все домашние члены повинуются тебе, то ты легко можешь прекратить греховное, языческое празднование сырной недели. Если же у тебя, как младшего члена семьи, нет власти другим воспрепятствовать справлять по язычески масляницу, то ты сам воздержись от греха. Другие быть может увлекутся твоим примером. Доброе дело ведь любезно душе христианина. И мы все любим добро, но к несчастью нашему творим злое. Воли твердой не достает и решимости. А когда примеры бывают налицо, тогда они действуют увлекательно. Они, как говорят святые отцы, да и мы сами примечали, учат сильнее слов. Если же ты брата своего и всякого ближнего своим добрым примером совлечешь с греховного пути, то знай, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» (Иак. 5:20). Ты спасаешь брата по любви к нему, а Бог за твое доброе дело простит и тебе твои грехи. Вот, видишь, какая будет радость для тебя. Подумай, что же лучше: попраздновать ли греховно несколько дней масляницы и тем приобрести себе кроме грехов еще и нездоровье или провести их по уставу Церкви, т. е. не грешить, а начать пост с покаянием, да и друга склонить к тому же? Нужно ли говорить, что последнее во стократ лучше. Если ты, брат о Господе, перестанешь греховно по язычески проводить масляницу, то потрудись подумать и о том, как должно праздновать истинные церковные и высокоторжественные праздники. У нас ведь многие и очень даже многие дурно, греховно проводят эти великие дни. Господь повелел человеку шесть дней делать свои дела, а седьмой посвящать Ему. Это посвящение означает то, что в праздничный день всякий человек должен делать дела благочестия. К ним относятся: молитва дома и в храме при богослужениях, чтение священных и душеспасительных книг, беседы о спасении души, посещение больных, служение им и бедным и прочие дела по любви к Богу и ближнему. Все эти дела неминуемо требуют того, что бы ты свободен был от своих житейских, будничных занятий. Праздный, т. е. свободный от них ты всецело можешь посвятить день Богу. Помолившись за утреней, ты не позволь себе пропустить и важнейшей службы, т. е. литургии. Окончилась служба, иди с миром домой. Но и здесь занимайся чтением, затем посети нуждающихся в помощи и послужи им, чем можешь. Вот образ благочестивого и душеспасительного провождения праздников.

Но сами вы, братие, и по себе и по примерам других можете знать, так ли у нас проводятся праздничные дни? То верно, что все хотят быть праздными. Но для чего? Для дел бесовских, греховных. Когда встретишь более пьяных, бродящих по улицам? В праздник. Когда услышишь более срамных слов на площадях? В праздник. Когда более происходит драк, шума, песней и плясок? В праздничные дни. В иных местах базары и торг приурочены к праздникам. И вот с раннего утра вместо храмов люди спешат на купли. Торгуются, бранятся, пьют хмельное зелье, кричат и многое другое непристойное совершают православные христиане. Им бы должно Богу посвящать праздничные дни, а они с раннего утра угождают бесу. Иные с утра занимаются житейскими делами, справляют неоконченную работу, чтобы с обеда день вышел праздным для беспрепятственного разгула. И загуляет человек до забвения себя и к половине праздничного дня прибавит будничный следующий, т. е. понедельник, для того же греховного дела. Горе, горькое горе! Православные христиане праздники Божии забыли, оскверняют их непристойными бесовскими делами. Если бы случилось язычнику по делам нашим судить о вере нашей, то как он решил бы себе вопрос об ее достоинстве? Знать вера их плоха, коли они греховно живут и не знают иных правил, подумает язычник. А вера то наша Божественная, единая спасительная, да мы то не хотим жить по ее правилам. Видно, чистейшее вино Христова учения, хранимого Церковью, влито было в мехи ненадежные. Что дела до того, что они были новы в свое время, после купели крещения. От небрежности, от своеволия, от угождения своим страстям мехи устарели скоро. Ветхий человек с его похотями взял силу в нас. Грехи, точно моли разъели душу нашу. Одежда ее совершенно новая загрязнилась, поносилась и имеет вид старой. Таковые думы наводит на нас наблюдение за тем, как на Руси крещенной проводятся праздники. Древним евреям Господь Бог угрожал смертною казнью за нарушение суббот. И рече Господь к Моисею, глаголя: и ты заповеждь сыном израилевым, глаголя: смотрите, и субботы моя сохраните: есть бо знамение между мною и вами в роды ваша, да увесте (узнаете), яко аз Господь освящаяй вас. И сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю, смертью умрет: всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людей своих (Исх. 31:12–14). Господь Бог повелел Моисею смертью казнить тех, которые осмелятся осквернить день, посвященный Богу. Но хранящим субботы Он обещал великие милости. Вот что Бог изрек чрез пророка Исаию: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтешь ее тем, что не будешь заниматься обычными своими делами, угождать своей прихоти и пустословить; то будешь иметь радость в Господе и Я возведу тебя на высоту земли... Уста Господня изрекли сие (Ис. 18:13, 24). У нас в Церкви православной вместо субботы празднуется день воскресный в воспоминание воскресения Господа нашего Иисуса Христа и искупления рода человеческого. Но что для евреев была суббота, то для христиан воскресенье. Отсюда и суди, что ожидает тех, которые не святят, а оскверняют своим поведением праздник Господень. Конечно, Господь слишком милосерд к нам грешным. Он не карает смертью дерзких нарушителей Его заповеди о праздничном дне. Но почему же тебе не по страху, а по любви к Господу не праздновать дня Господня по надлежащему, как заповедует Святая Церковь? Ведь мы не наемники у Господа, но чада Его. Нам стыдно и грешно не ценить любви Божией к роду человеческому. Если же нет сего стыда, то бойся: Бог поругаем не бывает. Страшно, братие, снискать гнев Божий. Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьяго и четвертаго рода ненавидящим Мене (Исх. 20:5). Бойся не за себя только, но за чад своих. За твои грехи и они будут под гневом Божиим.

Братие мои! доколе же будем мы ходить в волях сердец наших? Доколе будем безбоязненно нарушать заповедь Божию о праздновании праздников честных? Пора, давно пора одуматься. Если мы считаем себя членами Церкви Святой, если желаем спасения души, то будем послушными ей, как Матери нашей. Без сего послушания не можем мы обрести спасения. Как назовешь Церковь своею Матерью, когда ты не хочешь ее слушаться? А кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец. Страшно слово сие, но оно верно.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle