епископ Можайский Василий (Преображенский)

3. Притча о закваске (Мф. 13:33; Лук. 13:20-21)5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф. 13:45-46)

Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека

4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф. 13:44)

Притчу о сокровище, сокрытом на поле, Спаситель сказал не народу, а только ученикам Своим. Притча очень кратка, но исполнена глубочайшей Божественной истины и полна назидания. Она читается так: Подобно есть царствие небесное сокровищу сокровенному на селе, еже обрете человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то. «Подобно Царство небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашедши человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Спаситель уподобляет Царство небесное сокровищу не явному, хранящемуся у богачей мира сего, а сокрытому на поле. Почему Господь взял этот образ? Кто скрыл сокровище? Как оно найдено? Сокровища, наполняющие дома богачей, едва ли много радуют и самих обладателей ими. Обыкновенно человек скоро привыкает ко всему. Пока не имеет какой-либо вещи, он домогается приобрести ее. Но как только достигнет цели, так скоро и становится холодным к ней. Являются иные желания. Богач обыкновенно бывает ненасытен. Чем объяснить это? Тем, что более приятно бывает только желаемое и в уме представляемое, а не то, чем кто обладает. Желания могут и не иметь предела у человека, который целью жизни поставил наживу, приобретение и обладание. Желания эти возрастают вместе с приобретениями и обыкновенно опережают их. Но если обладатели сокровищами мало радуются, имея их, то какую же радость может чувствовать бедняк, зная, что сосед его обладает сокровищами? Не радость, а скорее зависть зародится в сердце бедняка. Но предположите, что бедный человек неожиданно делается обладателем богатства. На первое время радость его трудно и описать. Вообще неожиданные переходы от несчастия к благополучию, от болезни к здоровью, от бедности к богатству радуют людей. Сокровище, сокрытое на поле, есть клад. Полагали его люди, да воспользоваться им уже не имели возможности. Рассказывают, что на востоке, при частых переменах правления, многие из богатых людей, опасаясь потерять состояние, часть его зарывали в землю. Но проходили годы. Обладатели зарытых сокровищ умирали, или не возвращались по каким-либо причинам на родину. Поля их доставались другим хозяевам. Эти последние ничего не знали о скрытом в земле богатстве. Поле обрабатывают наемные люди. Вот копают они землю. Неожиданно заступ ударяет во что то, издающее звук. Наклоняется рабочий человек и глазам своим не верит: пред ним сокровище. Человек бедный по найму обрабатывал чужую землю. Теперь он получил возможность разбогатеть. Но как? Если он созовет товарищей по работе, то должен будет получить малую часть из находки. Да и хозяин земли предъявит свои права на обладание сокровищем. Бедняк решается поступить иначе. Он скрыл опять найденный клад, чтобы самому не потерять его и ничего не сказал хозяину о находке. Конечно, это не похвально. Но бедный человек весь погрузился в свои думы, как ему сделаться обладателем сокровища? Он решился продать все, что имел у себя в доме. Таким путем он хотел скопить денег на покупку земли той, на которой скрыл находку свою. Это ему и удалось. И вот бедняк неожиданно разбогател. Но это новое богатство стоило ему всего, чем он прежде обладал.

Мы заметили, что Спаситель сказал эту притчу одним ученикам Своим, когда они находились с Ним в доме. На вопрос Спасителя, поняли ли они эту и другие две следующие за нею притчи (о жемчужине и неводе), они ответили: «так Господи» (Мф. 13:51). Что же означает по отношению к Апостолам эта притча о сокровище, скрытом на поле? Апостолы нашли неожиданно величайшее сокровище, Мессию, Господа Иисуса Христа. С какою радостью Андрей Первозванный возвещает брату своему Симону: обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос! (Иоан. 1:41). И Филипп находит Нафанаила и с восторгом говорит ему: егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса сына Иосифова, иже от Назарета (Иоан. 1:45). Ты еси Христос Сын Бога Живаго (Мф. 16:16), исповедуют Апостолы устами Симона свою веру в Господа Иисуса. Господи, к кому идем; глаголы живота вечнаго имаши: и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, отвечали Апостолы на вопрос Спасителя: «не хотите ли и вы отойти от Меня?» (Иоан. 6:67–69). Апостолы были люди простые, некнижные. Как все евреи, они ожидали Мессию в образе царя завоевателя. Но вот неожиданно они обрели Его в лице Господа Иисуса Христа. Апостолы уверовали, что Он есть Сын Божий, о Котором провещали Моисей и пророки. От неожиданного обретения сердце их исполнилось величайшей радости. В сердце же своем они и скрыли до времени веру, чтобы не терять ее и в такие минуты, когда ей предстояли испытания. А нашедши такое неизреченное сокровище, как Господь Иисус Христос, Апостолы продали все, что имели т. е. оставили дома, семейства, имущество и занятия свои, чтобы непрестанно следовать за Христом. И что же получили они за свои лишения? Этот вопрос занимал и Апостолов. От лица их всех Симон Петр спрашивал Спасителя: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Спаситель ответил так на вопрос Апостолов: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытие, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27–29).

Не одни только Апостолы находили это великое сокровище, Господа Иисуса Христа, когда Он еще пребывал плотью на земле. Малосведующие в законе и презираемые книжниками и фарисеями, мытари и грешники, уразумевали в Нем Спасителя, Целителя душ и телес. Жена самарянская и многие из ее сограждан также неожиданно нашли Господа. Самарянка, женщина невысоких правил жизни, боясь и стыдясь людей, в полуденный час одиноко шла к колодцу за водой с водоносами. При колодце сидел незнакомец. Вид его обличал в нем иудея. Но не было в нем иудейской гордости и презрения к самарянам. Незнакомец просит одолжить ему воды для удовлетворения жажды. «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Иоан. 4:9). «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить: то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую... Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам, ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:10 и 14). Какая чудная вода! Женщина: не понимает хорошо, о чем говорил незнакомец. Но она просит этой необыкновенной воды. Когда же говоривший с нею человек показал ей, что он знает всю ее жизнь, женщина воскликнула; Господи, вижу, яко пророк еси ты (Иоан. 4:19). Нашла неожиданно женщина сокровище – пророка. Но не пророк только был пред нею и говорил с нею, а Господь Бог в образе человека. Это ей и было открыто. Вем, говорила самарянка, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда той приидет, возвестит нам вся, что касается боговедения и богопочтения. На это ответил ей Господь Иисус Христос: Аз есмь, глаголяй с тобою (Иоан. 4:25 и 26). Когда женщина возвестила в городе о своем обретении, то «многие самаряне из города того уверовали в Него, т. е. Господа Иисуса Христа, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Иоан. 4:39–42). Вот самаряне не искали, а неожиданно нашли сокровище, веру в Господа Иисуса Христа. С великою радостью они скрыли до времени это сокровище в сердце своем. А когда раздалось у них благовестие святых Апостолов о царстве Христовом, то самаряне с радостью покупали поле, в котором обреталось сокровище, т. е. вступали в Церковь чрез двери крещения (Деян. 8:5–25).

Но вот приспела пора благовестия о Божием царстве и язычникам. Уже при Апостолах слово о Христе Спасителе разнеслось по разным местам языческого мира. Многие из обитателей их оставляли свои религиозные суеверия и принимали веру во Христа, крестились и становились членами духовного тела Христова, Церкви. Положим, что исполнялось с точностью провещание пророка Божия Исаии: «Я открылся, говорил Господь Бог, не вопрошавшим о Мне; Меня нашли не искавшее Меня: вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» (Ис. 15:1). Да, язычники не думали о Боге истинном, дошли до потери веры всякой, работали греху и порокам. А Бог Сам благоволил открыть Себя им. Язычники нашли то, чего не искали. Дивное, чудное поле предлагалось им в обладание. Поле это есть Церковь Христова. В поле этом находятся изумительно дорогие сокровища: Христос, Истинный Бог, Глава, Домовладыка и Дух Святой, Истинный Бог, Животворящий раздаятель благ, слово Божие, живое и действенное, сила Божия во спасение верующему, закон Господень непорочный, обращаяй души, благодать спасительная всем человекам и рай, вечное блаженное жилище для праведных. Вот какие сокровища на поле, о котором услышали язычники из уст благовестников Христовой веры. Многие с радостью пожелали вступить в обладание этими сокровищами. Но как их приобрести? Нужно было оставить все, с чем сжились язычники, к чему привыкли и чем обладали в течение многих веков. И на это решались весьма многие. Они с апостолом Павлом, просветителем язычников, могли говорить: «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Филип. 3:7–8). Конечно, вы читали, или слышали жития и страдания святых мучеников. Многие из них и славны, и знатны и богаты были в мире языческом. И что же? Все презирали они ради Господа, и жизнь полагали за Него в страшных муках. Так высоко ценили они найденное ими сокровище на поле Христовом. Уже подлинно продавали они все земное, чтобы получить небесное, Божественное, вечное, столь блаженное, какового блаженства теперь человек и представить себе не может.

И мы, братие, счастливы тем, что предки наши нашли Христово поле, Церковь православную. Сокровище это на родной Руси пустило глубокие корни. Часто приходится слышать слова: «русская вера» вместо «православная вера» – значит, русский человек есть православный. С понятием о русском тесно связывается его принадлежность к Церкви православной. И точно, святая Церковь наша воспитала нас, вскормила, научила вере и жизни. Жить русскою жизнью значит жить по православному, по уставам Церкви святой. Что же мы можем подумать о тех из русских людей, которые увлекаются латинскою, западною верою или лютеранством? Они суть отщепенцы не только от веры православной, но и от русской народности. Это овцы, отбившиеся от стада Христова на погибель себе. Но обратимся к себе и спросим, готовы ли мы ради Христова поля, полного великих и неизреченных сокровищ, продать все, что имеем? Иными словами, готовы ли мы все вменять ни во что, сором почитать за Церковь православную? Дороже ли сокровища ее для нас всех земных благ? К прискорбию, нужно сказать, что мы недостаточно ценим Христовы сокровища, которые преподаются в Церкви православной. Для многих мир с его утехами является как бы более ценным, чем небесные блага. Посмотрите на человека, обладаемого какою-либо страстью. Он покорный слуга ее. О Христовых сокровищах ему и в голову редко мысль приходит.

Благодарение Господу, святая Церковь на Руси родной воспитала для себя многих великих, славных и святых людей. Вспомните хоть некоторых из них. Из времен древних, от первых веков существования Церкви на Руси, ярким светом светятся Антоний и Феодосий Печерские. Что мирское могло отвлечь их от того сокровища, которое нашли они в Христовой Церкви? Антоний покидает родную землю, дом и родных и уходит на гору Афонскую. Трудно было еще подвизаться на Руси. На святой горе обрел он то, к чему стремилась душа его. А завладев духовными сокровищами, он переселяется уже на Русь ему родную и здесь поселяется в пещере близ Киева, предавшись молитвам, бдениям и посту. Однако не мог светильник укрыться от взора людского, хотя и в пещере он светил. На свет святой жизни Антония приходят люди, которые все оставили ради духовных сокровищ о Христе. Преп. Феодосий тайно уходит от матери из родительского дома, поселяется в пещере Антония и умирает для мира. Вот позднее, недалеко от города Радонежа, в глухом лесу поселяется одинокий пустынник. Кто это? Сергий преподобный. С юных лет всею душою возлюбил он те сокровища, которые изобильно хранятся в нашей Церкви православной. Чтобы совершеннее и полнее обладать ими, он покинул мир и пришел в уединенное место ради подвигов. Чем же он занимается? Молитвою более всего. Молитва сменяется у него чтением священных книг и трудами рук. Ни одной минуты праздной он не хочет иметь. Но вот пустынника открывают люди. Являются желающие с ним подвизаться. Сергий становится игуменом. Но и теперь он точно первым был, потому что всем служил. За то и Господь прославил его во вся роды родов на русской земле. Кто теперь не знает Троицкой Сергиевой лавры? Каждое столетие представляет нам святых своего времени. Милостив Господь, и ныне много подвижников веры и благочестия. На всю Русь известны у нас имена недавно еще скончавшихся: старца Амвросия Оптинского и преосвященного Феофана. А кто не знает имени всеми почитаемого пастыря Христовой Церкви в г. Кронштадте, отца Иоанна Ильича Сергиева? Ради Господа, ради тех сокровищ, которые имеются в Христовой Церкви, он не хочет знать покоя ни во дни, ни в нощи. И Господь зрит милостивым оком на верного раба Своего и скоро исполняет прошения его. Да, братие, и ныне Церковь на Руси плод приносит обильный. Много у нее таких членов, которые в ней обрели свое сокровище и ради него презирают все мирское. Это избранники, ищущие совершенства в обителях, или на миру, но живущие не по-мирски. Жаль только, что большинство-то из нас не оценило еще достоинства небесных сокровищ, не любит их всею душою и не стремится к обладанию ими. Отчего же зависит это? Ведь сокровища, сокрытые на Христовом поле, неоцененны. Они ничего не теряют из-за того, что люди не умеют ценить их по достоинству.

Не умеют многие ценить сих сокровищ от недостаточного знания их. Грешно и стыдно православному христианину не знать своей единой истинной веры, не понимать сокровищ, даруемых Церковью. А между тем, к прискорбию, у нас на Руси православной незнание веры явление совсем нередкое. Не знают ее даже очень многие из так называемых образованных людей. В школах наших преподается закон Божий. Ученики слушают уроки и изучают Священную историю ветхого и нового Заветов, объяснение богослужения, пространный катехизис и церковную историю. По-видимому, достаточно преподается в наших средних школах из предметов закона Божия. Не время нам беседовать теперь о том, чего не достает нашим школам, чтобы религиозное образование было и полнее, и крепче, и действеннее. В школах получаются неоспоримо невысокие и неглубокие познания истин веры. Но, несомненно, основы хорошие полагаются. Окончившему школу среднюю нужно бы самому продолжить свое религиозное образование чтением книг религиозно-нравственных. Но много ли таковых у нас любителей чтения духовных книг из так называемого образованного общества? Нечего таиться, чтения их у нас не любят, бесед и слушать не хотят. Запас школьных сведений посему мало-помалу улетучивается. Что человек имел, и того лишается. Является неведение, часто изумительное, в человеке, мнящем себя быти образованным. А что сказать о тех, которым и школы средней не пришлось пройти? Эти еще менее знают учения веры православной. Они не умеют отличать существенное в ней от второстепенного, сущность от внешнего обряда, часто впадают в суеверия, мелочность и нравственное убожество. Есть еще класс людей совсем неграмотных. Эти и сами любят именовать себя темными людьми, и, что худо, любят эту тьму, с каким-то удовольствием пребывают в ней и как будто не желают от нее избавиться. Слез достойно это равнодушие к религиозно-нравственному просвещению у людей как образованных, так и необразованных. Оно и сопровождается печальными последствиями. Как у первых, так и у вторых появляется холодность к Церкви, нелюбовь к ее уставам, блуждание мысли, уклонения в секты, грубость нравов и многое другое весьма недоброе. Нужно ли указывать примеры? Вот православный образованный человек уволил себя от обязанности в праздничные дни ходить к богослужению. Не любит он богослужения, потому что не знает и не испытал сладости его. Он же не хранит ни единого, Церковью установленного, поста. Почему? Да потому, что с детских лет не приучен был, не навык понимать важности его и значения для духовной жизни. Он даже вооружается против поста, не зная его совсем. Вот уже подлинно исполняется слово Писания: сии, елика убо не ведят, хулят... (Иуды 10 ст.). От незнания веры православной порождаются и уклонения в ереси и расколы. Довольно было еще не так давно прибыть к нам заграничному иноверному проповеднику, как некоторые из так называемых образованных людей пошли слушать его, увлеклись и скоро дошли до отщепенства от Церкви православной. Что же, учение заморского учителя было ново ли, или особенно хорошо? Нет, не ново оно и не высокого достоинства. Увлечение им русских людей объясняется просто незнанием своей православной веры, непониманием ее духа, неведением того, что есть Церковь святая, для чего она существует и какие высокие и спасительные дары сообщает чадам своим. Да при печальном неведении у многих наших светски-образованных людей царит доселе еще почти рабское преклонение пред западными иностранцами. Многие еще думают видеть только на западе свет. Ну, трудно ли совратить таковых людей? А новое учение обещало легкий путь к спасению. Уверуй, говорил заморский учитель, и ты уже спасен. Не нужно нести креста, не нужно постов, не требуется никаких подвигов, ни соблюдения уставов и правил Церкви, ни таинств, ни обрядов. Легко и удобно, лежа на боку, получить спасение. Пребывая в Церкви православной, увлеченные люди, хотя тоже увольняли себя от исполнения церковных правил, но совесть все же могла упрекать их по временам. Теперь найдено средство и совесть успокоить. Человек уже не исполняет уставов Церкви потому, что уверовал в ненадобность их для спасения. Вы быть может поняли, что мы разумеем пашковцев. Что такое у нас пашковщина? – лютеранство на русской почве. Конечно, в нем нет ни новизны, ни основательности, ни согласия со словом Божиим. А увлеклись же им некоторые лица потому, что они не ведали веры православной. А увлекшись иноверным учением, они уже с ревностью, достойною лучшего дела, и средствами неодобрительными стали распространять его.

Да и в простом народе неведение православной веры порождает уклонения в раскол, а по местам в немецкую штунду или молоканство и другие секты. Но вот, скажут нам, разве уже нет средств пособить беде, просветить народ, начиная с верхних слоев? Без доброй воли и охоты к просвещению самих людей трудно распространить религиозное образование. Много учителей налицо, да желающих учиться нет. Не говорим о школах. Но взрослые-то люди ищут ли восполнения религиозного образования? Несправедлива была бы жалоба на недостаток книг. Много у нас издается духовных журналов хороших и по цене недорогих. А многие ли выписывают их? Нам приходилось слышать жалобы издателей на малое число подписчиков. Да и в домах образованных светских людей мы почти не видели духовных журналов, хоть домохозяева люди состоятельные и выписывают много светских книг, журналов и газет до юмористических включительно. А сколько книг поистине прекрасных издано? И покоятся они на полках у издателей за недостатком покупателей. Любовь к чтению книг духовного содержания сама собою не проявится. Нужно на первое время и понудить себя. Но уже это всецело зависит от воли человека. Нет возможности взрослого побудить ходить в храм Божий, на беседы религиозного характера, если в душе его нет толчка к этому. Нужно человеку самому в сердце раздуть огонек любви к Божественному и душеспасительному. Тогда он найдет и досуг, и средства к восполнению знания веры православной и правил жизни по уставам Церкви.

То же скажем и о людях простых и малообразованных. Благодаренье Господу, ныне более стало насаждаться школ в духе церковном. Быть может свет учения, хотя сколько-нибудь разгонит тьму невежества. Тогда возможно будет ожидать и исправления и улучшения нравов. Церковь наша православная и школа церковная это суть самые надежные силы к подъему нравов. Но опять нужно возбудить любовь к Церкви и школе. А без сего и сии великие силы не могут действовать с желанным успехом. Так, братие, любовь, любовь нужна к тому великому полю, которое приобрели нам наши предки. В этом поле обретаются неизреченно драгоценные сокровища. Мы уже призваны пользоваться ими. Но знайте, что ленивые и нерадивые к приобретению их не могут воспользоваться ими. Иными скажем словами. Девять сот лет уже прошло с тех пор, как свет Христовой веры воссиял на Руси родной. Святая Церковь христианская православная утвердилась у нас и окрепла. Мы чада ее, наследники всех духовных сокровищ. Нам дарованы в таинствах и средства к обладанию ими. Требуется от нас только любовь к делу приобретения. Знайте, что без веры не дается ни одного сокровища, ибо без веры нельзя угодить Богу. Но вера должна быть правая, истинная, Божественная, а не самочинная, как вера сектантов. Вера же правая преподается только в Церкви православной и от имени ее в школах православных. А это уже показывает, как должно дорожить союзом со святою Церковью. Душепагубно увлекаться ересями и расколами. Сохрани вас Господь от сего бедствия. Далее, сохраняя в союзе со святою Церковью, как члены ее, веру православную, мы должны оставить все, что связывает нас с соблазнами и грехами. Это значит, что нужно жить, как того требует наша святая вера. Если тобою владели страсти, оставь их и иди приобретать сокровища в Церкви. Это и будет означать, что ты продал все, что имел, ради приобретения сокровищ, даруемых Церковью. Увлекался ли кто ересью, или расколом, пусть покинет их и возвратится в лоно Церкви. И сей как бы продает все, что имеет, дабы купить неоцененные сокровища во спасение души. Словом, оставивший все, что привлекало в этом мире, отделяло от святой Церкви, увлекало на путь греха и порока, ради приобретения сокровища, даруемого Церковью, уподобится человеку, нашедшему клад на чужой земле и продавшему все имущество свое для приобретения той земли. Похвальна будет эта ревность. Во стократ получится лучшее и более ценное по сравнению с тем, что продается. Станем же, братие, добре, станем со тщанием, усердно обогащаться духовными сокровищами, которые обретаются в Христовой Церкви. Сии сокровища доставят нам будущую блаженную жизнь, где со всеми святыми будем вечно царствовать и славить Отца, Сына и Духа Святого, Троицу единосущную и нераздельную. Вот что приобретем мы в Церкви святой. Оставим временное и тленное, получим вечное и нетленное. Потерпим несколько времени лишения, а вознаграждены будем вечными благами. Здесь постраждем, а на небе прославимся. Здесь понесем крест свой, а там получим венец победный. Слава Господу, благоволившему дать нам Церковь Свою во спасение душ наших!


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle