епископ Можайский Василий (Преображенский)

4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф. 13:44)6. Притча о горчичном зерне (Мф. 13:31-32; Марк. 4:30-32 и Лук. 13:18-19)

Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека

5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф. 13:45–46)

Притча о драгоценной жемчужине была сказана Господом Иисусом Христом непосредственно за притчею о сокровище, сокрытом на поле. Она, несомненно, имеет сходство с последнею, но никак не тождественна с нею. Паки подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрете един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашел одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Жемчуг в древние времена почитался великой драгоценностью. О происхождении его рассказывали, много необыкновенного. Обладавшие малыми долями его почитались счастливыми богачами. Спаситель взял образ близко знакомый его слушателям. А притчу сию Он говорил Своим ученикам в доме. Каждого из них и всякого из членов Церкви Святой Господь Иисус Христос уподобил купцу, пожелавшему обогатиться от приобретения драгоценной жемчужины. Купец ищет ее. Он употребляет труды, заботы и старания. Труды его венчаются успехом. Купец, после долгих странствований, находит драгоценную жемчужину, которую обладатели соглашаются продать ему. Цена драгоценной вещи высока. Но купец не жалеет средств, лишь бы приобрести ему жемчужину. Он хорошо знает, что, обладая ею, он будет счастлив. На что же он решается? Собрать столько денег, сколько нужно уплатить за драгоценную жемчужину. Только цена всего его имущества достаточна будет для покупки драгоценной вещи. Он охотно расстается с тем, что имеет. Продавши все свое имущество, купец приобретает жемчужину. Обладая же ею, он почитает себя счастливцем.

Купец, ищущий драгоценный предмет, есть искатель истины. Он чувствует себя неудовлетворенным теми верованиями и знаниями своими, которыми обладает. Он не ведает до времени только, где же истина, которая могла бы дать удовлетворение его духу? Но искатель истины убежден, что истина должна быть. Он не похож на Пилата, который насмешливо спрашивает у Спасителя: что есть истина? (Иоан. 18:38), и уходит, не дожидаясь ответа. Пилат уже потерял веру в истину. Он уверовал, что ее нет, или, что человек ее найти не может. И сколько таких, отчаявшихся в истине, людей было пред пришествием Спасителя на землю! Немногие только ожидали помощи от Бога, уповая, что Сам Бог откроет истину. Упование это было неложно. Явилась на землю Истина Воплотившаяся, Господь наш Иисус Христос. Он Сам так и говорил о Себе: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме (Иоан. 8:13). Аз есмь путь и истина и живот (Иоан. 14:6). Теперь искателям и любителям истины дана надежда найти ее во Христе. В Нем одном вечная истина, и более нет ее нигде. Истина одна, ибо и Бог есть един. И в древнем мире светил, хотя и тускло, свет истины. И свет во тьме светит, и тьма его не объять (Иоан. 1:5). Язычники не безответны, когда, потеряв свет, дошли до мысли, что его и нет. Но полным светом засветила истина только с явлением Бога во плоти. Теперь уже тот только не может видеть света истины, кто намеренно смежает очи, чтобы не видеть его. Таковыми произвольными слепцами явились книжники, фарисеи и саддукеи, руководители еврейского народа во дни жизни Спасителя на земле. Но и между ними были искатели истины. Вот фарисей Никодим с затаенным в душе желанием вызнать истину приходит к Спасителю ночью. «Равви! говорит он Иисусу Христу, мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Иоан. 3:2). Хотя Никодим и заявил, что он человек сведущий («мы знаем» – его слова), однако в душе он не был уверен в том, что говорил. Знающему нечего и учиться. И сей сведущий человек скоро услышал: «ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Иоан. 3:10). Но после беседы со Спасителем Никодим становится потаенным учеником Его. Он нашел драгоценную жемчужину и ради нее готов был лишиться чести у своих (Иоан. 7:50–52). Ради Господа Иисуса он не пожалел и расходов больших, принявши участие в погребении тела Его (Иоан. 19:39). Искателем истины является и Нафанаил. Филипп ему сообщает о своем неожиданном обретении. «Мы, говорит он Нафанаилу, нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса сына Иосифова из Назарета». Нафанаил с недоверием относится к этому известию. Филипп предлагает ему пойти и посмотреть. Спаситель, завидев Нафанаила, говорит: «вот, подлинно, Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «почему Ты знаешь меня?» Иисус сказал ему в ответ: «прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил отвечал Ему: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Иоан. 1:45–49). Нафанаил нашел драгоценный жемчуг, Господа Иисуса Христа, и, продав, т. е. оставив все, пошел вслед за Ним, сделавшись учеником Его и апостолом. Если мы обратимся к истории Церкви Христовой, то узнаем, что она представляет нам примеры многих искателей драгоценных жемчугов, истины, и нашедших ее в лице Господа Иисуса Христа, в вере Христовой, в Церкви.

Июня 1-го мы воспоминаем память святого мученика Иустина. Прочитайте житие его. Вот любитель истины язычник хочет найти ее в тогдашней науке. Он изучает ее у учителей, переходя от одного к другому. Однако ни один из наставников не удовлетворяет его. Никто из них не обладал драгоценною жемчужиною истины. Однажды Иустин встретил на морском берегу благолепного старца. Старец сей вступил с ним в беседу. Речь зашла о том, как и где найти истину. Старец указал на священные книги христиан, как единственный источник, из которого почерпается истина. А средством к познанию ее служит молитва. «Молись Богу истинному, говорил старец Иустину, да отверзет Он для тебя двери света, ибо никто не в состоянии уразуметь Божественного, если Сам Бог не поможет ему; но Он являет истину всякому, кто ищет ее с молитвою, и кто с любовью прибегает к Нему». Иустин простился со старцем и никогда не видал его более. Но слова старца глубоко запали в сердце искателя истины. Иустин сам говорит: «в душе моей возгорелся огонь любви к пророкам и святым мужам, которые суть друзья Христовы. Размыслив о словах старца, я понял, что единая истинная мудрость есть та, о которой он говорил мне. Я начал изучать книги пророков и апостолов и, узнав жизнь христиан, принял святое крещение». Этим и окончилось искание драгоценной жемчужины для Иустина. Теперь, с принятием веры христианской, он обрел ее и почел себя счастливейшим обладателем, богачом. За эту драгоценную жемчужину Иустин уплатил всем, что имел. Даже жизни своей не пожалел он за веру в Господа Иисуса Христа, восприняв мученический венец от язычников. И многих других искателей истины, успокоившихся только с принятием веры Христовой, мы могли бы привести вам. Но обратимся к родной Руси.

Июля 15 Святая Церковь наша празднует память равноапостольного князя Владимира. В честь его она воспевает: уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера, славнодержавный Владимире... обрел еси бесценный бисер Христа... Конечно, святая Церковь уподобляет князя Владимира евангельскому, приточному купцу, который искал драгоценных жемчужин и, нашедши одну, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Князь Владимир был сын язычника отца. Хотя бабка его, княгиня Ольга, и приняла веру христианскую, однако ни сын ее, ни дети его, не крестились. Так Владимир, оставаясь язычником, вступил в управление русскою землею. Язычник и жил по язычески. Однако жизнь эта не удовлетворяла Владимира. Он искал лучшего. Казалось ему, что это лучшее настанет, если он постарается улучшить языческое идолослужение. Но мечта оказалась бесплодною. Бездушных идолов не оживит человеческое усердие. Ничего доброго не дадут и бесы, которым служат идолопоклонники по неведению. Задумался князь Владимир. Да и было над чем задуматься. Нет в душе мира, нет покоя. Почему другие славянские племена уже оставили служение богам? Почему бабка князя, Ольга, мудрейшая из жен, приняла веру христианскую? И в Киеве уже было немало христиан. То дивно, где принимали Христову веру, там появлялись и школы, книжное учение и искусства. Думал князь Владимир и думами своими делился с боярами. И пошла молва по Киеву, что князь охладел к богам. Далеко и за Киев разнеслась эта весть. К князю стали приходить из разных мест нарочитые послы с предложением своих вер. Подлинно князь Владимир является в положении купца. Он ищет жемчужное сокровище. Ему и предлагают его. Но, как часто бывает, вместо настоящих драгоценных камней показывают поддельные. Требуется осторожность, а в делах веры особое Божественное озарение. Владимир ни с чем отпустил магометанских послов, еврейских и латинских с запада. Но полюбилась ему беседа христианского проповедника из греческой земли. Этот проповедник благовествовал о сотворении Богом мира, о грехах прародителей, об искуплении рода человеческого Господом Иисусом Христом и о страшном суде, причем проповедник показал и картину сего суда. Глубоко вздохнул князь, смотря на грешников, которые по левую сторону шли во ад. «Если хочешь быть одесную, то крестись», сказал проповедник. Князь еще не изъявил согласия. Подобно купцу, ищущему драгоценного жемчуга, он боялся впасть в обман. Посему он чрез нарочитых послов решился испытать веры на месте. Послы, возвратившись, хвалили только одну православную греческую веру. Эту единую истинную веру, как многоценный жемчуг, и решился принять князь Владимир. «Теперь я узнал Бога истинного», сказал князь, выходя из купели крещения. Теперь обретен был искомый драгоценный камень. Владимир решил за него уплатить все, что имел в язычестве. Он истребил идолов, отпустил всех своих жен, прекратил греховные удовольствия и увеселения, перестал мстить и кровь проливать. Словом, крестившись, Владимир подлинно возродился в новую святую жизнь. В сей жизни, он чувствовал себя счастливым и довольным. Обладая драгоценною жемчужиною, верою православною, князь Владимир и у Господа получил превеликую милость. Он в сонме святых наследовал вечное блаженное царство. Теперь, братие, из приведенных примеров вы понимаете, кого должно разуметь под купцом приточным, и что обозначается под образом жемчужины драгоценной, и какою ценою она приобретается. Купцом должен быть всякий человек. Кому же не дорого спасение? Кто не жаждет истины? Если бывают люди беспечные и нерадивые, то это указывает в них на испорченность человеческой, Богоподобной природы. Порча эта внесена чрез прародительский грех. Нам, православным христианам, Господь Бог даровал все средства к возрождению и полному обновлению души. И если, возрожденный Духом Святым, человек снова обращается к жизни греховной, то всецело бывает виновен сам. Жизнь же плотская, греховная помрачает в нем очи сердечные. Человек перестает дорожить истиною во спасение. У него другие блага занимают сердце. О Боге он не хочет воспоминать. Даже более, он готов безумно говорить, что Бога нет. «Безумец сказал в сердце своем: нет Бога; развратны они, гнусны дела их, нет творящего добро. Господь с небес воззрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, или ищущий Бога. Все совратились с пути, все растлились; нет добродетельного, нет ни одного» (Пс. 13:1–3). Вот настоящая причина безбожия. Развращенный, грешный человек боится признать бытие Бога. Только чистые сердцем узрят Бога; а грешный, с оком сердца засоренным, не может зреть Его. Не видя же, он готов с каким-то злорадством утверждать, что и нет Бога. Но кто же поверит человеку, который дерзнет утверждать это? Он сам прежде старается уверить себя. Душа человека ведь по природе христианка. Это значит, человеку прирожденно стремление к Богу. Безбожник не может без особенных усилий отрешиться от мысли о Боге. И вот начинается диавольская работа вытравления из души мысли о Творце всего. Человек, отважившийся на эту адскую работу, готов обосновать свое безбожие для прилику на науке. Наука – это для него священнейшее слово. Но спросите, какая же наука ведет к безбожию? Наук ведь многое множество. Да и какая из них могла бы решить вопрос о Причине всех причин, верховном Творце всего сущего? Мудрецы века сего, называемые философами, издавна путаются в противоречиях и до сих пор не дали решения. Да нынешние безбожники и не любят философии и мало занимаются ею. Они под наукою разумеют знание природы со всеми ее существами. Этот род наук именуется науками естественными. Издавна люди занимались ими. Занимаются и ныне многие. Но из среды ученых мужей, занимавшихся естественными науками, было и есть много людей набожных, глубоко верующих. Значит, естественные науки не научили их безбожию. Многие прямо говорили, что чем более они занимаются изучением природы, тем более проникаются благоговением к Творцу ее. То верно, что были и есть безбожники из людей, изучавших природу. Но природа ли научила их безбожию? Естественные науки, как и другие, имеют свою ограниченную область. Эта ограниченность их не дает им права выступать из своих пределов. Научники забывают это. Из ограниченного они выступают в область безграничного и воображают, что те же законы бытия ограниченного приложимы ко всему. Иными словами, чего не дает и дать не может наука, то они восполняют своими догадками. Догадки эти принимаются ими якобы за научные. И выходит, что наука ничего не говорит и не может сказать о Боге, а научник свои мнения выдает за данные наукою и воображает, что он стоит на почве ее. Это самообман, прельщение. А человек хочет коснеть в своем самообольщении и, как безумный, не только в сердце своем, но и во всеуслышание твердит, что несть Бог. Если же человек успел сам себя искалечить настолько, что вытравил из души и мысль о Боге, то, конечно, он не задумается оставить всякую мысль о приобретении негибнущего сокровища. Для него всякое сокровище здесь только на земле. Поддельные жемчужины он принимает за настоящие и лучших не ищет. Печально и слез достойно это душепагубное заблуждение. Избави Господь от него.

Мы, братие, веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившегося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны, при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых: и жизни будущего века, аминь. Вот образец, символ нашей православной веры. Все будем, как с детских лет научены, исповедовать сию веру. Станем беречь ее и хранить, как зеницу ока. Не только человек, но если бы и ангел с неба начал бы нам благовествовать иное учение, не дадим ему ни веры, ни послушания. Одна наша православная вера душеспасительная. Она есть та многоценная жемчужина, которую мы, как купцы, уже нашли. Остается нам владеть ею в радости и почитать себя счастливыми. Но этого еще мало. Наш долг исповедовать веру правую. Известное дело, человек часто говорит о том, что любит. И слово Божие свидетельствует, что от избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34). Кто имеет истинную спасительную веру, состоит членом православной Церкви и радуется поэтому великою радостью, тот может ли оставаться молчаливым? Нет, он будет открыто свидетельствовать о том, каким дорогим сокровищем он владеет. Да не словом только, но и всею жизнью своею православный христианин станет свидетельствовать о своей преданности вере правой и Церкви святой. Таковое свидетельствование словом и жизнью именуется исповеданием веры. Оно бывает двух родов: особенное – во времена гонений на исповедников Христовой веры, и всеобщее, – при обычном тихом и спокойном течении жизни. Гонения на христиан были давно уже. О них свидетельствует история Церкви, о них говорят целые сонмы святых мучеников. По местам возможны гонения и теперь. В языческих странах насаждается Церковь Христова с опасностью для жизни и проповедников и новокрещенных.

Как же должно вести себя православному христианину в подобных обстоятельствах? Господь наш Иисус Христос сказал: егда гонят вы во граде, бегайте в другий (Мф. 10:23). Укройтесь мало елико елико, дóндеже мимоидет гнев Господень, говорит пророк Исаия (26:20). Если бы, от чего избави Господь, наступило гонение, то ты испытай себя. Когда будешь чувствовать страх, то молчи, молясь Господу, да укрепит Он тебя в предстоящей напасти. Многие так поступали, целыми общинами удалялись в леса и пустыни. Совсем в этом не будет греха. Но вот христианину нет более возможности скрываться. Его взяли и ведут на суд за веру Христову. Дерзай! верный Божий раб. Не убойся и не устрашись! Поведай всем о вере твоей и о любви к Господу, стань за Него до готовности пролить кровь. В этом случае исповедание веры православного христианина будет вынужденным внешнею силою. Но у многих оно может быть и по внутренним побуждениям. Христианину не должно молчать, когда, например, единоверные братья, по слабости и малодушию, готовы отречься от веры. Нужно поддержать, ободрить и укрепить слабых. Многие из святых мучеников так поступали, спасая от падения робких и боязливых христиан.

Благодарение Господу Богу, у нас на Руси православной гонений на Церковь Божию быть не может. Значит, у христиан православных силою не вынуждают исповедания веры. Так должно ли нам исповедовать ее, когда нет внешних побуждений? Должно, ибо внутренние побуждения заставляют православного христианина искренне говорить, поступать и жить по правилам святой веры. Говорим: искренне, ибо лицемерие есть грех в очах Божиих. Да к чему и для чего оно? Если ты искренне убежден, что вера твоя есть единая истинная, то свидетельствуй о сем словом и жизнью. Не взирай на то, что будут говорить о тебе другие. Быть может, найдутся неразумные, которые дозволять себе насмешки над тобою. Пусть они смеются в обличение своего неразумия. Святые Апостолы радовались, когда подвергались бесчестию за имя Христово. Им надобно подражать. Если притеснять станут за веру, еще полезнее это будет для тебя. Радуйся, ибо венец мученический готовится от Господа Бога на главу твою. Стыд, боязнь и смущение суть верные знаки маловерия и малоубеждения. Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес, сего Сын Человеческий постыдится, егда приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангел (Лук. 9:26), сказал Господь Иисус Христос. Вот чего бояться нам нужно, а не того, что скажут о нас люди. Если Господь отвратит от нас Свое лицо в тот страшный час суда, то погибнем на веки. Итак, православному христианину нужно небоязненно, открыто говорить и жить по правилам святой христианской веры.

Бывают в жизни обстоятельства, когда уже совсем не извинительно молчание. Вот, например, ты слышишь богохульные слова ближнего твоего. Он открыто изрыгает их. Обличи его, поведай истину. Если он послушает тебя, то ты приобрел брата. Когда же согрешающий не обратит внимания на слова твои, то ты будь покоен: Богу единому суд, а ты исполнил свой долг. Что же нам сказать о тех слабодушных из числа верующих, которые при случае и сами готовы надеть маску неверия? Все равно, боязнь ли бывает причиною сего, или легкомыслие, в обоих случаях постыдно и грешно это низкое человекоугодничество. Один неразумный думает неразумно, а другой в угоду ему, принимает вид неразумного. Это образец низкого лицедейства. Не так должен поступать искренний православный христианин. Он веру свою почитает драгоценнейшею жемчужиной. Имея это сокровище, он счастлив. От избытка радости, он и устами исповедует веру свою открыто и безбоязненно. Слово его не расходится с жизнью. Он никогда не лицемерит, а живет по тем правилам, которые преподает ему Святая Церковь. Таковое исповедание веры приведет православного христианина к желанному спасению. Святой Апостол Павел пишет: Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:9–10). Вот какой конец имеет исповедание веры. Веруя в Господа Иисуса Христа и принадлежа к числу членов Его Церкви, ты, православный христианин, обрел драгоценное сокровище, жемчужину. Исповедуй это устами. Во спасение будет тебе твой подвиг. Но твердо помни, что с исповеданием веры устами необходимо соединять исповедание ее жизнью. Проводи жизнь по правилам и уставам Христовой Церкви. Отрекись от греховных дел и слов. Это и будет означать, что ты продал все за одну драгоценную жемчужину, т. е. ради Господа во спасение души своей. Блаженны те, которые избрали сие единое на потребу. Господь Сам да будет им Помощником и Защитником. Он и призывает всех труждающихся, обещая им покой. А нам, братие, и труды уже облегчены. Мы счастливые купцы, которым не нужно искать драгоценных жемчугов. Они даны нам в купели крещения. Мы только должны беречь сокровище от лихих врагов. Страстно желают отнять у нас драгоценный жемчуг, т е. веру в Бога и Господа нашего и принадлежность к Церкви Святой, исконные враги спасения людей, духи злые. Да подчас может явиться искусителем и враг человек, сектант какой-либо, или безбожник. Наконец, мир с его утехами также часто становится камнем соблазна для слабых душ. Значит, есть для нас дело, есть труд во спасение. Будем хранить драгоценное сокровище, веру правую и жизнь святую, от покушений врагов. Это труд. Но трудящимся и Господь обещал покой, вечную блаженную обитель на небе. Сего покоя да дарует нам Господь наш Иисус Христос, Которому слава со Отцом и Духом Святым во веки веков.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle