епископ Можайский Василий (Преображенский)

5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф. 13:45-46)

Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека

6. Притча о горчичном зерне (Мф. 13:31–32; Марк. 4:30–32 и Лук. 13:18–19)

В притче о горчичном зерне Господь наш Иисус Христос благоволил в образе представить внешнее положение Царства Божия или Святой Церкви в мире сем. Образ заимствован из природы. Издавна и в Палестине всем известно было горчичное растение. Оно росло там до большой высоты и имело много ветвей. Птицы целыми стаями усаживались на ветви, и они не ломались. И такое деревцо вырастало из семени очень малого. Кроме того, семя горчичное с древних времен почиталось целебным, но только после размола его. Оно, как всякому известно, имеет силу и крепость. Приложенная в сыром виде к телу, горчица щиплет его и нагревает до значительной степени красноты. А в малых размерах прибавленная к пище, она придаете ей вкус, и способствует пищеварению. Таковые свойства горчичного семени и подали Спасителю повод воспользоваться им для указания будущих судеб Церкви Его на земле.

Горчичное семя мало. Но как неприметно для глаза людского начиналось и Царство Божие на земле! Господь наш Иисус Христос основал это Царство. Родился Он в пещере. Это указывает на недостаток средств у Его мнимого отца Иосифа. В бедности Спаситель возрастал, живя в Назарете. Старцу Иосифу Он помогал в трудах рук его. Но вот Ему исполнилось тридцать лет. Он выступил на общественное служение людям. Кто внимает Его Божественному учению? Бедные, простые люди, грешники и мытари. Бывало и так, что слушавшие слово Его уходили, говоря: жестоко есть слово сие: и кто может Его послушати? (Иоан. 6:60). Три года Спаситель проводит в благовестии Евангелия Царствия Божия. Ненависть и злоба книжников, фарисеев и саддукеев доводят Его до смерти на кресте, как злодея и преступника. Ученики разбежались. Только немногие стояли при кресте Спасителя. По-видимому, все дело Его должно было остаться бесплодным. Но Сам Он говорит: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично паде на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Иоан. 12:24). Зерно пшеничное – это Сам Господь наш Иисус Христос. Упасть в землю и умереть, лишиться жизни, – это ведь по человеческому суждению печальное явление. Однако Спаситель только от смерти зерна обещает плод. От смерти Своей Он производит обилие плодов. Вот послушайте: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству». Слышите, для чего Господь наш Иисус Христос благоволил умереть? Чтобы лишить власти над родом человеческим диавола и избавить людей от рабства. Теперь и жало греха притуплено, ибо во Христе «мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам» (Ефес. 1:7–8) Да и смерть не может обладать нами, ибо пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало; Где ти, аде, победа? восклицает св. Апостол Павел (1Кор. 15:54–55). Мы уже и не под клятвою, ибо «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13). Вот какие плоды принесла нам смерть Иисуса Христа. Мы избавились от греха, проклятия и смерти честною Кровью Его. Подлинно зерно, упавшее на землю, умерло, и плод принесло людям во спасение. Наши душевные недуги исцелились. Любовь Божия к нам возвращена. Смерть Спасителя воистину была и есть для нас целебный пластырь. Но кто из людей мог подумать, что таковы именно будут плоды смерти Спасителя нашего? Как мало указывала на них смерть Его на кресте! Не напоминает ли собою этого горчичное семя, только что посеянное в землю? Оно мало, невзрачно и красоты никакой не имеет. Но повремените. Вот оно умрет в земле. Тогда и посмотрите, что из него выйдет. Зерно дает росток, появится зелень. Она быстро возрастет, и плод принесет дорогой по своим свойствам. Когда появится дерево, оно доставит приют птицам. Выспеет зерно, тогда и оно с пользою будет употребляться и как лекарство от недугов и как приправа в кушаньях.

Спаситель благоволил избрать образ горчичного семени для изображения плодов Своей смерти и для представления величия Своего дела, не смотря на более, чем скромное начало его. Горчичное семя это начало царства Божия на земле. Да где же это начало? В лице Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему мы и можем сказать, что под семенем разумеется Спаситель наш. Но разве так мал Творец всего? Не Божество Его умалилось, но Он Сам благоволил умалить Себя, приняв, зрак раба. «Он, говорит Апостол Павел, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2:6–8). По-видимому, и успех служения Его был едва заметным. Казалось, смерть Спасителя на кресте была печальным концом всего дела Его. Но суд-то людской бывает слишком близорук. Не дано людям знание будущего. Зерно упало в землю. Всякий знает, что оно должно прорости. Но если зерно засохнет, то и роста не даст. И Спасителя унижали, бесславили, заушали и били, чтобы иссушить жизнь, чтобы она высохла и плодов не дала. Демонски злое дело делали люди. Вознесли на крест Того, Кто всем дарует жизнь. Но Жизнодавца не могли удержать во гробе ни камень, ни печати. Силою Божества Своего Он воздвиг и тело, воскрес из мертвых. Враги Спасителя опять принялись за свою работу иссушения жизни. И теперь дело Спасителя они хотят подавить насилиями, подкупом и обманами. Воскресение Его они объясняют по своему: ученики будто унесли из гроба тело Его, несмотря на стражу. И за сей обман, они платят стражникам. А Воскресший Спаситель многажды является Своим ученикам, глаголя им, яже о царствии Божии (Деян. 1:3). Явившись в первый день по воскресении Своем, Господь Иисус Христос говорил им: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Иоан. 20:21–23). Спаситель посылает Своих учеников на дело проповедания Царства Божия людям. Но подготовлены ли к этому великому делу сии посланники Господа Иисуса Христа? Рассуждая по человечески, скудна их подготовка. Они суть люди простые, неученые, бедные и незнатные. Они знают только один малораспространенный, разговорный сирохалдейский язык. Немного людей говорило тогда на этом языке. Евреи рассеяния даже не понимали его. А между тем Господь Иисус Христос посылает апостолов благовествовать у всех народов. Не забудьте и того, что к евреям всюду и тогда относились с пренебрежением и недоверием. Кто бы стал в Греции и Риме слушать простых евреев, пришедших проповедовать на непонятном языке? Словом, и благовестники не подготовлены были к своему великому делу, и средства у них для успеха были ничтожны. Но пред вознесением Своим на небо Господь Иисус Христос говорил ученикам Своим: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима: вы же свидетели сему; и Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 12:46–49). О каком обетовании Отца говорил Спаситель? В прощальной Своей беседе пред страданиями Он дал ученикам Своим такое обещание: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век, Дух истины, Его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его... Утешитель же Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам... Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о Мне. «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его... Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему, и напомнит вам все, что Я говорил вам... Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 14:16–17, 26 и 15:26). Значит, апостолы, по завещанию Спасителя, должны были оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока не получат Святого Духа. Они и исполнили в точности заповедь Господа. Возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали все (около 120 человек) единодушно в молитве. И в это время они имели уже ум, отверстый для уразумения Писания. Для них ясными становились пророчества о лице и служении Спасителя. Они избрали на место отпавшего Иуды и облекли апостольским достоинством Матфея.

Чрез десять дней по вознесении Спасителя на небо наступал великий еврейский праздник Пятидесятницы. На этот праздник в Иерусалим ежегодно приходило много поклонников из городов и селений Палестины и из отдаленных стран. Было утро. Евреи шли в храм для жертвоприношений. Апостолы с верующими в Христа пребывали в Сионской горнице около часа третьего, а по нашему девятого утра, внезапно послышался необычайный шум с неба. Явились как бы огненные языки и раздельно по одному почили на каждом из апостолов. Это обещанный Спасителем Дух Святой сошел на них. Апостолы получили от Него возрождение в новую духовную жизнь. Сердце их исполнилось пламенной любви к Богу, вера окрепла, знание тайн царствия Божия усовершилось, страх уничтожен, грех очищен и к сему прибавлен дар языков в знак того, что им предстояло благовествовать слово о Христе всем народам. Исполнившись даров Святого Духа, апостолы начали свое благовестие о Христе. Слушателей, привлеченных шумом, было много. В числе их были и евреи рассеяния, говорившие на местных наречиях. Удивительным им казалось то, как это люди простые говорили теперь на различных языках. Иные дозволили себе глумление, говоря, что они, т. е. апостолы, напились сладкого вина. Слыша это, апостол Петр с одиннадцатью, возвысив голос, указал на неразумие догадки. В объяснение же события ап. Петр привел пророчество Иоиля, который провещал о Духе Святом, нисходящем на рабов Божиих, и о спасении всех, призывающих имя Господа. «Мужи израильские, продолжал Петр, выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного нам от Бога силами и чудесами и знамениями... вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, чему мы все свидетели». Воскресший Спаситель вознесся на небо и теперь ниспослал обещанного Духа Святого. «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, заключил ап. Петр свою речь, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:14–36). Слыша слова Апостола, некоторые пришли в умиление и стали спрашивать, что им делать? Петр сказал им: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». Тогда многие крестились. Всех их было около трех тысяч человек.

Вскоре после этого события апостолы Петр и Иоанн, при входе в Иерусалимский храм, именем Господа Иисуса Христа, исцелили хромого. Совершенное на глазах многочисленных богомольцев, чудо произвело такое изумление, что многие из очевидцев чуда просили апостолов крестить их. И приложилось к Церкви в день тот уверовавших в Господа Иисуса Христа около пяти тысяч человек (Деян. III гл.). Говоря словами притчи, горчичное древо, насажденное Господом, политое и согретое Духом Святым, быстро возросло и под сенью своею приютило тысячи уверовавших во Христа и принявших святое крещение. Церковь Христова внешне начала расширяться. Встревожились враги ее. С ревностью, достойною лучшего дела, воздвигают они гонения на благовестников Христовой веры. Но что сделают люди там, где так явно проявилась сила Божия? Один из благоразумнейших членов синедриона, Гамалиил, говорил сотоварищам своим: «отстаньте от людей сих и оставьте их, т. е. апостолов, ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38–39). Не послушали иудеи советов самого благоразумного старца. Открыли они гонение и предали смерти св. Стефана диакона. Многие из исповедников Христовой веры тогда покинули Иерусалим и рассеялись по окрестным местам, всюду благовествуя о Христе. Везде слово их было плодоносно. Верующие численно умножались. Это еще более обеспокоило недругов Церкви Христовой. Один ревностнейший из них, по имени Савл, отправляется в Дамаск с позволением от синедриона вязать там уверовавших во Христа. Но на пути Сам Господь Иисус Христос призывает к труднейшему апостольскому служению этого ревнителя отеческих преданий и гонителя Церкви Божией (Деян. IX гл.). Сей Савл, по милости Господа, стал Павлом, первоверховным Апостолом, отдавшим всю жизнь свою за Иисуса, Которого прежде гнал. Он пронес имя Его в языческий мир и по преимуществу стал апостолом языков. Церковь Христова при Апостолах уже уподобилась многоветвистому древу, раскинувшемуся в разные страны, к разноплеменным и разноязычным народам. Никакие ухищрения диавола, ни силы людей властных не могли задержать ее роста. Кровь мучеников воистину была семенем для новых исповедников Христовой веры. Во II веке один учитель христианский (Тертуллиан) говорил язычникам: «мы, т. е. христиане, занимаем и города, и острова, и крепости, и селения, и собрания, даже ваш лагерь, дружины, дворец, сенат и форум. Мы оставляем вам одни только ваши храмы». А между тем в это время уже свирепствовали язычники против исповедников Христовой веры. Церковь получила тогда неисчислимое множество святых мучеников и исповедников.

Но вот проходят первые три столетия по Рождестве Христовом. В 313 году уже императоры греко-римской империи издали указ, даровавший христианам свободу исповедания своей веры. А один из подписавших этот указ государей, Константин Великий, сам принял веру Христову. Сделавшись единодержавным, он объявил не только свободу, но и главенство ее в государстве. Древо выросло до такой уже высоты, что и знатные, и славные, и сильные мира сего пожелали найти приют под сенью его. Церковь Божия возросла и окрепла на земле. Но рост ее внешний далеко не закончился даже доныне. Много чад у нее верных, любящих и преданных ей. Она бережет, сохраняет их от бурь и непогод в житейском плавании, поднимает падших, укрепляет слабых и всех с любовью ведет к спасению. Но слишком много еще на земле язычников. Сидят они во мраке неведения Бога истинного и пути к спасению. Не покрывают их еще ветви того великого древа, которое есть Церковь Бога живого.

Благодарение Господу, мы, чада великой православной Руси, уже девятьсот лет, как вступили под сень сего древа. В нем мы пребываем, возрождаемся и питаемся Телом и Кровью Спасителя для вечной жизни. Но и у нас в пределах нашего обширного отечества много еще магометан, иудеев и язычников. Да кроме их есть и вольнодумцы сектанты, которые самовольно ушли из Церкви и уже не желают пользоваться благодатными дарами ее. Что же, братие, остаться ли нам равнодушными к этим несчастным людям? Да не будет. Господь наш Иисус Христос хочет всем людям спасения. Но как же услышат весть о спасении люди, сидящие во тьме заблуждений, если не придут к ним благовестники? Богу слава, у нас всегда находились люди, не щадившие даже жизни своей для высокого и трудного подвига распространения Христовой веры. Кто поведает нам имена всех ревнителей этого святого дела? Кто скажет о трудах их? Велика и обширна ты родная Русь! Много у тебя разноплеменных и разноверных чад. Но давно тебя именуют крещенною, Православною и Святою Русью. И точно, с нами Бог, разумейте язы́цы! Но скоро ли уразумеют и поймут это многочисленные еще в пределах нашей родины язычники? Бог один знает это. Но нам, православным, обязателен подвиг. Инородцы язычники суть члены нашей многомиллионной родины. Да и братья они наши, как дети единого всех Творца, Который благословен во веки. Можно ли равнодушно и спокойно смотреть на них, когда они души свои губят, служа ложным, языческим богам? Грешно пред Богом и стыдно пред людьми будет нам. Что же делать? спросите вы. Нужно возбудить в душах наших ревность по вере Христовой. Так неужели же всем идти должно на благовестие ее? Пойдем, но не все. Немало из братьев наших, чад Церкви Святой, приняли на себя святой подвиг быть проповедниками веры Христовой у язычников. Взяли они на себя иго Христово и с Божией помощью несут его. Господь и благословляет святое дело их успехом. Но мы то как станем благовествовать? Чем и как можем мы проявить ревность к великому делу распространения веры Христовой? Помощью благовестникам. Они проповедуют веру, совершают таинство крещения у людей бедных. Новокрещенным нужно выстроить храмы, завести школы, приобрести книги и многое другое необходимое сделать. Сами проповедники люди неимущие, да и новокрещенные бедны. Ясно, что не на что им устраивать существенно нужное. А без сего успеха в благовестии не будет. Так вот мы и придем на помощь благовестникам. Не допустим, чтобы их святое дело терпело от нашего равнодушия. Станем уделять от трудов своих на нужды их. У нас на Руси есть Общество, именуемое Миссионерским. Оно имеет заботы и о благовестниках, и о новокрещенных, о храмах, богослужебных и учебных книгах на инородческих языках и о школах. Понятно, что без денежных и вещественных вспомоществований не обходятся эти заботы. А между тем само Миссионерское Общество приобретает средства только от пожертвований христолюбцев. Вот почему Общество обращается ко всем русским людям с просьбою о помощи. Оно открыло по епархиям комитеты для сбора пожертвований. Оно исходатайствовало разрешение делать сбор подаяний в храмах за богослужениями в неделю торжества православия, т. е. в первый воскресный день великого Поста. Да, кроме того, от имени Общества каждому священнику вручен подписной лист. В него всякий усердствующий делу распространения Христовой православной веры может вписать свое пожертвование. И в храмах Божиих помещаются кружки для сбора добровольных жертв богомольцев. Помните, братие, не оскудеет рука дающего. Великое блаженство давать на благое дело. Господь Бог помилует милостивых, любящих и ревнующих об успехах веры святой. Не по количеству только, а по сердечному расположению ценит Господь наши жертвы. Конечно, была бы только в душе ревность по вере, а то сердце подскажет, чем мы можем служить благовестникам веры святой. Власть, влияние, совет, труд и другое многое имеет тут значение. О, если бы все русские люди воспламенились внутренним огнем ревности по вере Христовой! Благовестническое дело пошло бы у нас успешнее. Святая Церковь численно возросла бы еще более, приняв под свой кров новых чад. Тогда скорее настало бы то желанное время, когда все мы на необъятных пространствах родной Руси едиными устами и единым сердцем стали бы согласно славить Отца и Сына и Святого Духа. О, какое счастье и какая радость тогда была бы для родной нам Руси. Тогда, скажем, подражая Святителю Илариону (из слова о законе Моисеевом и благодати), исчезнет совсем из пределов ее идольский мрак, а солнце истинного благоверия воссияет до последних пределов: тогда тьма бесовского служения погибнет, капища и мечети разрушатся, а церкви святые поставятся, идолы сокрушатся, а иконы святых воздвигнутся, бесы убежат, а крест Христов грады и веси освятит; тогда архиереи, и иереи, и диаконы всюду будут бескровную жертву Богу приносить; тогда мужи и жены, и малые дети, наполнивши Божии храмы, будут громко возглашать: Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. Христос победил. Христос воцарился. Христос прославился. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, Боже наш, слава Тебе!

Но если Церковь Святая будет иметь радость от успехов святой Христовой веры на Руси, то и государство наше не менее будет обрадовано. Испытано уже и долгим опытом дознано, какую силу в деле объединения разноплеменных народов представляет вера православная. Много у нас было инородцев. Где же теперь муромцы, где турки, берендеи, черные клобуки, где печенеги и половцы? Не все ли они давно уже стали добрыми русскими людьми? А что соделало их таковыми? Вера православная. Кто же из нас, братие, не любит своей родины? Кто не желает родной Руси счастливых дней, силы и крепости? Мы все любим Святую Русь и желаем ей всех благ. А если так, то станем твердо и неизменно хранить нашу святую, православную веру, которою Русь родная росла, крепла и возвеличивалась. Пусть останутся тщетными все попытки западных иноверцев латинян папистов втянуть нас в унию с ними чрез признание папского главенства. Пусть устыдятся своего дела и наши отщепенцы от Церкви, мечтатели сектанты, всуе ищущие спасения вне ограды Христовой Церкви. Или они уже не хотят понять, что, отделяясь от Церкви, они ослабляют связи свои и с отечеством? Или у них нет любви к Руси родной? Неужели они не хотят быть русскими людьми? Но ведь истинно русским может быть только православный. Помните это, братие, и пред другими безбоязненно говорите. Истинная вера одна православная. Сия вера апостольская. Сия вера утвердила вселенную. Ее содержит и исповедует Святая Церковь наша православная. Ею мы сильны и славны. Силы же, крепости, славы мы и желаем Руси родной в роды родов. С нами Бог, разумейте язы́цы и покоряйтеся, яко с нами Бог. Аминь.

Этою беседою мы и намерены окончить первый выпуск бесед на притчи Господа нашего Иисуса Христа. Если Господь сохранит в здравии, помощью Милосердого Спаса нашего и Христа, не особенно замедлим и с выпуском второго. В него войдут беседы на притчи Спасителя, в которых Он благоволил в ярких чертах и многосторонне изобразить значение для верующих православных христиан важнейших добродетелей: веры, надежды и любви.

Конец первого выпуска.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle